Введение
Отдыхающие отряда “Эрудит” пришкольного лагеря МБОУ «Школа № 7» летом 2021 года были озадачены тем, как мало они знают о родной школе. Решили устранить пробелы в знаниях и провести небольшое коллективное исследование.
Актуальность исследования заключается в том, что каждый человек должен знать о своей школе хотя бы немного, что и поможет сделать это исследование. Для проведения исследования мы работали в группах разной численности: от индивидуального выполнения заданий до выполнения работы всем отрядом (13 человек). Данную работы выполняли учащиеся 6-7 классов в количестве 3 человек. В связи с этим актуальным является выстраивание коммуникаций среди пары или группы сверстников.
Учащиеся школы мало знают о ней, хотя и проводят там довольно много времени, а значит проблемой исследования является восполнение пробелов в знаниях о школе. Кроме этого, опыт показывает, что далеко не все подростки умеют продуктивно взаимодействовать между собой, что является серьёзной проблемой. Взрослая жизнь ставит перед людьми задачу нахождения общего языка. Отсюда вытекает проблема исследования: определить недостающие знания о родной школе. Из общей проблемы вытекают частные: какие знания о школе уже получены учащимися, а какие нет, восполнить недостающие знания и обновить уже полученные. Кроме этого, в ходе работы решалась проблема выстраивания продуктивных коммуникативных связей.
Объект исследования: знания о школе, коммуникации между подростками.
Предмет исследования: недостающие знания о школе, уровень сформированности коммуникативной связи между подростками и пути выстраивания коммуникации.
Цель исследования: выявить пробелы в знаниях о родной школе и восполнить их, научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе
Гипотеза исследования: более подробное изучение школы позволит восполнить пробелы в знаниях о ней, а также освежить уже полученные. Анализ уровня сформированности коммуникаций и выстраивание коммуникативных цепочек во время выполнения учебной задачи положительно влияет на результат общего дела.
Задачи исследования:
определить объём информации у школьников о своей школе;
восполнить пробелы в знаниях о школе;
научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе.
Методы исследования: теоретические (мини-лекция по теме “Статистика”), практические (подсчёт данных, их обработка), аналитические (анализ и интерпретация данных), элементы тренинга.
Значимость исследования заключается в том, что в ходе выполнения работы мы получим достоверную информацию о школе, научимся выполнять задания по теме “Статистика”, попытаемся научиться выстраивать коммуникативные связи внутри пар и группы. Элементы темы “Статистика” встречаются в ОГЭ по математике в 9 классе, а также при изучение некоторых тем учебного курса. В жизни также при решении практических задач данный навык необходим для нахождения параметров ряда. Умение взаимодействовать в малых и больших группах даст возможность любому подростку быть более успешным как во время обучения, так и став взрослым во время трудовой деятельности.
Наша работа может быть интересна как для учащихся нашей школы, так и для учеников других школ. Кроме этого она может служить наглядным пособием практического применения теоретических знаний по теме “Статистика”. Также эта работа может заинтересовать педагогов-психологов, так как в ней на каждом этапе выполнения используется элементы взаимодействия в группах малой и большой численности, а также элементов тренингов.
1. Результаты решения частной практической задачи
Частная цель данной исследовательской работы - пересчитать количество дверей в школе №7 на каждом этаже.
Мы подсчитали сколько дверей на каждом этаже и в его блоках. Данные мы занесли в таблицу.
Таблица 1. Распределение количества дверей по этажам
Место |
Количество |
1 этаж |
25 |
Пристрой 1 этажа (от каб.5) |
11 |
2 этаж |
20 |
Пристрой 2 этажа |
8 |
3 этаж |
13 |
Блок у кабинетов 45,46 |
4 |
Подсчитав количество дверей на этажах и их блоках, мы вычислили сколько всего дверей на каждом этаже: на первом этаже-36, на втором-28, на третьем-17. Дверей всего в школе- 81. В среднем дверей на каждом из этажей-27. На первом и втором этаже показатель дверей выше среднего, ниже среднего на третьем этаже.
Мы отобразили это исследование с помощью гистограммы.
Рисунок 1. Распределение количества дверей по этажам
Вывод: На первом этаже больше всего дверей. Меньше всего дверей на 3 этаже.
Записав все числа через «;» в одну линию, получив неупорядоченный ряд: 25; 11; 20; 8; 13; 4.
Далее записали числа в порядке возрастания, получив ранжированный ряд: 4; 8; 11; 13; 20; 25.
Нашли среднее арифметическое всех показателей, оно равно 13,5.
Нашли моду ряда Мо= моды нет, т. к. ни один из числовых показателей не повторился.
Медиану ряда Ме=12. Ранжированный ряд содержит четное число элементов, значит для получения медианы нужно сложить значение двух чисел, находящихся посередине ряда и поделить на 2. В итоге получаем 12.
Сравнили среднее и Мо, среднее и Ме, Мо и Ме при помощи знаков.
Ср и Мо- сравнить нельзя,т.к. Мо отсутствует.
Ср > Ме
Мо и Ме-сравнить нельзя, т.к. Мо отсутствует.
Рисунок 2. Построили полигон частот
Обозначили местоположение дверей и закодировали их в числовом виде: 0,5- 1 этаж; 1- пристрой 1 этажа; 1,5- 2 этаж; 2- пристрой 2 этажа; 2,5- 3 этаж; 3- блок у кабинетов 45 и 46.
Мы сделали вывод о наличии связи между расположением дверей и их количественным показателем.
2. Результаты решения коммуникативной задачи
Перед участниками исследования были поставлены различные коммуникативные задачи: для подсчета дверей в школе ребята были случайным образом объединены в группу для работы. Изначально подростки работали втроем, что вызывало небольшие трения внутри группы, не стразу они приходили к общему решению. До конфликтов дело не доходило, но недопонимания были. Далее было запланировано деление на пары для обработки полученных данных. Жизнь внесла коррективы в планы руководителя. В один из дней по объективным причинам в отряде отсутствовал Илья, в другой Захар. Владислав присутствовал всегда. Для работы, таким образом, были сформированы следующие модели:
1) Илья+ Захар+ Владислав (без опыта коммуникации)
2) Илья+ Владислав
3) Захар+ Владислав
4) Илья+ Захар
5) Илья+ Захар+ Владислав (с опытом коммуникации).
Первая модель описана выше. Во второй модели были небольшие недопонимания, но гораздо меньшие, чем в тройке. Владислав пытался обучить Илью определенным операциям. Изначально Илья не слушал, но потом понял, что для выполнения поставленной задачи ему необходимо получить информацию и научиться выполнять частные задачи.
В третьей модели Захар и Владислав взаимодействовали на равных, помогали друг другу решать частные задачи.
В четвертой модели Илья вел себя примерно, как во второй. Однако, он учел опыт работы с Владиславом и с Захаром ему удалось более продуктивные коммуникативные связи.
Пятая модель дала очень хороший результат взаимодействия. Ребята смогли спокойно выполнить все поставленные перед ними задачи, достигли определенного результата работы.
Обратим внимание на то, что Илья младше двух других ребят, уровень обученности Захара и Владислава приблизительно одинаковый. Таким образом, легче выстраивать коммуникативные связи между ровесниками и подростками одного уровня обученности. А выстраивать коммуникации более продуктивно получается, если изначально прорабатывать в парах, а затем приобретенный опыт используется для построения коммуникация в группе большей численностью.
Заключение
Трое ребят отряда “Эрудит” пришкольного лагеря МБОУ «Школа № 7» летом 2021 года выполняли практическую задачу по измерению количества дверей в школе, а также они учились выстраивать продуктивные коммуникативные связи в парах и малых группах.
Учащиеся школы больше узнали о своей школе. Больше всего дверей в школе на первом этаже, меньше всего- на третьем. В среднем на каждом этаже 13,5 дверей. Так же было установлено, что присутствует связь между количеством дверей и их расположением.
Кроме этого, ребята путем практических проб научились строить продуктивные коммуникативные связи в парах и тройках. Так же они установили, что наиболее качественные коммуникации выстраиваются между сверстниками и между подростками одинакового уровня обученности. На практике было установлено, что продуктивная коммуникация в группе достигается путем отработки связей в коммуникативных парах.
Цель исследования- выявить пробелы в знаниях о родной школе и восполнить их, научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе – достигнута полностью.
Гипотеза исследования о том, что более подробное изучение школы позволит восполнить пробелы в знаниях о ней, а также освежить уже полученные подтвердилась. Проведенный анализ уровня сформированности коммуникаций и выстраивание коммуникативных цепочек во время выполнения учебной задачи положительно влияет на результат общего дела- эта мысль нашла подтверждение в ходе нашего исследования.
Задачи исследования: определить объём информации у школьников о своей школе; восполнить пробелы в знаниях о школе; научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе решены в полном объеме.
На примере решения конкретной практической задачи мы научились находить количественные показатели по теме “Статистика”, а также научились выстраивать коммуникативные связи внутри пар и малой группы. Нахождение статистических данных позволит нам быть успешными при выполнении заданий ОГЭ, в практических задачах. Умение взаимодействовать в малых и больших группах даст возможность любому подростку быть более успешным как во время обучения, так и став взрослым во время трудовой деятельности.
Результаты нашей работы на наш взгляд могут быть интересны как для учащихся нашей школы, так и для учеников других школ. Кроме этого она может служить наглядным пособием практического применения теоретических знаний по теме “Статистика”. Также эта работа может заинтересовать педагогов-психологов, так как в ней на каждом этапе выполнения используется элементы взаимодействия в группах малой и большой численности, а также элементов тренингов, что решит во многом проблемы взаимодействия в группах подростков в жизни.