Сколько ступеней на лестницах в нашей школе

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сколько ступеней на лестницах в нашей школе

Полянская А.А. 1
1МБОУ "ШКОЛА №7"
Чернова Н.В. 1
1МБОУ "ШКОЛА №7"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Отдыхающие отряда “Эрудит” пришкольного лагеря МБОУ «Школа № 7» летом 2021 года были озадачены тем, как мало они знают о родной школе. Решили устранить пробелы в знаниях и провести небольшое коллективное исследование.

Актуальность исследования заключается в том, что каждый человек должен знать о своей школе хотя бы немного, а лучше познакомиться с деталями устройства школы получше. Для проведения исследования мы работали в группах разной численности: от индивидуального выполнения заданий до выполнения работы всем отрядом (13 человек). Данную работу выполняла учащаяся 7 класса индивидуально и помогали ей две девочки из 7 и 8 класса. В связи с этим актуальным является выстраивание коммуникаций среди пары или малой группы сверстников.

Учащиеся школы мало знают о ней, хотя и проводят там довольно много времени, а значит проблемой исследования является восполнение пробелов в знаниях о школе. Кроме этого, опыт показывает, что далеко не все подростки умеют продуктивно взаимодействовать между собой, что является серьёзной проблемой. Взрослая жизнь ставит перед людьми задачу нахождения общего языка. Отсюда вытекает проблема исследования: определить недостающие знания о родной школе. Из общей проблемы вытекают частные: какие знания о школе уже получены учащимися, а какие нет, восполнить недостающие знания и обновить уже полученные. Кроме этого, в ходе работы решалась проблема выстраивания продуктивных коммуникативных связей.

Объект исследования: знания о школе, коммуникации между подростками.

Предмет исследования: недостающие знания о школе, уровень сформированности коммуникативной связи между подростками и пути выстраивания коммуникации.

Цель исследования: выявить пробелы в знаниях о родной школе и восполнить их, научиться выстраивать коммуникации в парах и в малой группе.

Гипотеза исследования: более подробное изучение школы позволит восполнить пробелы в знаниях о ней. Анализ уровня сформированности коммуникаций и выстраивание коммуникативных цепочек во время выполнения учебной задачи положительно влияет на качество полученного результата.

Задачи исследования:

определить объём информации у школьников о своей школе;

восполнить пробелы в знаниях о школе;

научиться выстраивать коммуникации в парах и в малой группе.

Методы исследования: теоретические (мини-лекция по теме “Статистика”), практические (подсчёт данных, их обработка), аналитические (анализ и интерпретация данных), элементы тренинга.

Значимость исследования заключается в том, что в ходе выполнения работы мы получим достоверную информацию о школе, научимся выполнять задания по теме “Статистика”, попытаемся научиться выстраивать коммуникативные связи внутри пар и группы. Элементы темы “Статистика” встречаются в ОГЭ по математике в 9 классе, а также при изучение некоторых тем учебного курса. В жизни также при решении практических задач данный навык необходим для нахождения параметров ряда. Умение взаимодействовать в малых и больших группах даст возможность любому подростку быть более успешным как во время обучения, так и став взрослым во время трудовой деятельности.

Наша работа может быть интересна как для учащихся нашей школы, так и для учеников других школ. Кроме этого она может служить наглядным пособием практического применения теоретических знаний по теме “Статистика”. Также эта работа может заинтересовать педагогов-психологов, так как в ней на каждом этапе выполнения используется элементы взаимодействия в группах малой и большой численности, а также элементов тренингов.

1. Результаты решения частной практической задачи

Частная цель данной исследовательской работы - пересчитать количество ступеней на лестницах в школе №7 на каждом этаже.

Мы подсчитали сколько ступеней на каждом этаже. Данные мы занесли в таблицу. Рисунок 1. Александра за подсчетом ступеней

Таблица 1. Распределение количества ступеней на лестницах по этажам

Место

Количество

1 этаж

69

Пристрой 1 этажа (от каб. 5)

4

2 этаж

69

Пристрой 2 этажа

8

3 этаж

48

Блок у кабинетов 45,46.

24

Рисунок 2. Анастасия за подсчетом ступеней

Мы решили задачу «Найти сколько всего ступеней на 1 этаже» –73, на 2 этаже – 77, на 3 этаже – 72, всего в школе – 222.

Ответили на вопрос «Сколько в среднем на 1 этаж приходится ступеней»?

Ответ: 74.

Выяснили «На каких этажах показатель выше среднего» - на 2-м, «ниже среднего» - на 1-м и 3-м. Для наглядности построили гистограмму распределения ступеней.

Рисунок 3. Гистограмма распределения ступеней

Вывод: на каждом этаже разное количество ступеней.

Далее мы составили неупорядоченный ряд значений: 69; 4; 69; 8; 48; 24. Записали числа в порядке возрастания. Получим ранжированный ряд: 4; 8; 24; 48; 69; 69. Нашли среднее арифметическое всех показателей: (4+8+24+48+69+69):6=37. Найдите моду ряда Мо=69. Найдите медиану Ме=36.

Продолжили сравнивать среднее и Мо, среднее и Ме, Мо и Ме при помощи знаков. ,

Для анализа данных построили полигон частот.

Рисунок 4. Полигон частот распределения данных

1-первый этаж

2- пристрой

3-второй этаж

4- пристрой

5-третий этаж

6- пристрой

Вывод: между расположением ступеней и количественным показателем связь присутствует, но не во всех точках.

2. Результаты решения коммуникативной задачи

Перед участниками исследования были поставлены различные коммуникативные задачи: для подсчета ступеней в школе подростки были случайным образом объединены в группу для работы. Изначально они работали втроем, что вызывало небольшие трения внутри группы, не стразу они приходили к общему решению. До конфликтов дело не доходило, но недопонимания были. Далее было запланировано деление на пары для обработки полученных данных. Для работы, таким образом, были сформированы следующие модели:

1) Александра + Анастасия+ Виктория (без опыта коммуникации)

2) Александра + Виктория

Рисунок 5. Взаимодействие Александры и Виктории

3) Анастасия + Виктория

4) Александра + Анастасия

Рисунок 6. Взаимодействие Александры и Анастасии

Рисунок 7. Взаимодействие Александры и Анастасии на финальном этапе

5) Александра + Анастасия + Виктория (с опытом коммуникации).

Первая модель описана выше. Во второй модели дела сразу пошли хорошо, не сразу получилось выполнить учебную задачу, но гораздо быстрее, чем в тройке. Виктория пыталась обучить Александру определенным операциям. Изначально Александра не слушала, пыталась выполнять по-своему, но потом поняла, что для достижения результата ей необходимо получить информацию и научиться выполнять частные задачи. Отметим, что изначально Александра симпатизировала Виктории, но все равно не слушала ее советов. Виктория на год старше и обучается на класс выше, к тому же уровень ее обученности выше, чем у Александры. После работы в этой паре сформировались прочные коммуникативные связи.

В третьей модели Анастасия и Виктория взаимодействовали на равных, помогали друг другу решать частные задачи. Уровень обученности девочек одинаков, но Виктория на год старше и на класс выше. Опыта работы у Виктории больше. Изначально Анастасия не признавала это, затем поняла, что лучше воспользоваться опытом Виктории, чтобы быстрее и качественнее выполнить учебную задачу.

В четвертой модели Александра вела себя примерно, как во второй. Она учла опыт работы с Викторией и с Анастасией, ей удалось выстроить более продуктивные коммуникативные связи. Кроме этого, девочки ровесницы, но уровень обученности Анастасии выше, чем Александры.

Пятая модель дала очень хороший результат взаимодействия. Ребята смогли спокойно выполнить все поставленные перед ними задачи, достигли определенного результата работы.

Обратим внимание на то, что Виктория старше двух других ребят, уровень обученности Анастасии и Виктории приблизительно одинаковый. Таким образом, легче выстраивать коммуникативные связи между ровесниками и подростками одного уровня обученности. А выстраивать коммуникации более продуктивно получается, если изначально прорабатывать в парах, а затем приобретенный опыт используется для построения коммуникация в группе большей численностью.

Заключение

Трое ребят отряда “Эрудит” пришкольного лагеря МБОУ «Школа № 7» летом 2021 года выполняли практическую задачу по измерению количества ступеней в школе, а также они учились выстраивать продуктивные коммуникативные связи в парах и малых группах.

Учащиеся школы больше узнали о своей школе. Больше всего ступеней в школе на втором этаже, меньше всего- на третьем. В среднем на каждом этаже 37 ступеней. Так же было установлено, что присутствует связь между количеством дверей и их расположением, но не все численные показатели входят в облако.

Кроме этого, ребята путем практических проб научились строить продуктивные коммуникативные связи в парах и тройках. Так же они установили, что наиболее качественные коммуникации выстраиваются между сверстниками и между подростками одинакового уровня обученности. На практике было установлено, что продуктивная коммуникация в группе достигается путем отработки связей в коммуникативных парах.

Цель исследования- выявить пробелы в знаниях о родной школе и восполнить их, научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе – достигнута полностью.

Гипотеза исследования о том, что более подробное изучение школы позволит восполнить пробелы в знаниях о ней подтвердилась. Проведенный анализ уровня сформированности коммуникаций и выстраивание коммуникативных цепочек во время выполнения учебной задачи положительно влияет на результат общего дела- эта мысль нашла подтверждение в ходе нашего исследования.

Задачи исследования: определить объём информации у школьников о своей школе; восполнить пробелы в знаниях о школе; научиться выстраивать коммуникации в парах и в группе решены в полном объеме.

На примере решения конкретной практической задачи мы научились находить количественные показатели по теме “Статистика”, а также научились выстраивать коммуникативные связи внутри пар и малой группы. Нахождение статистических данных позволит нам быть успешными при выполнении заданий ОГЭ, в практических задачах. Умение взаимодействовать в малых и больших группах даст возможность любому подростку быть более успешным как во время обучения, так и став взрослым во время трудовой деятельности.

Результаты нашей работы на наш взгляд могут быть интересны как для учащихся нашей школы, так и для учеников других школ. Кроме этого она может служить наглядным пособием практического применения теоретических знаний по теме “Статистика”. Также эта работа может заинтересовать педагогов-психологов, так как в ней на каждом этапе выполнения используется элементы взаимодействия в группах малой и большой численности, а также элементов тренингов, что решит во многом проблемы взаимодействия в группах подростков в жизни.

Просмотров работы: 170