1. Введение
Ежедневно каждый современный человек все больше и больше проводит времени в интернете — за компьютером, планшетом или смартфоном. Такие перемены просто не могут не оказать влияние на здоровье человека и на его психическую и биологическую составляющую.
Цель исследования: сравнить, как интернет-зависимость влияет на психологическое и физиологическое здоровье подростков 16-18 лет на основе анализа анкетирования кадет ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» и учащихся МБОУ СОШ №83 г. Краснодара.
А ктуальность исследования. С каждым годом число активных пользователей интернета постоянно увеличивается. По данным креативного агентства «Wearesocial», среди известных клиентов которого есть Adidas, Google, Netflix, Audi, в 2021 году в мире число пользователей социальных сетей увеличилось более чем на 13 %. К началу 2021 года в социальных сетях зарегистрировалось почти полмиллиарда новых пользователей. Сейчас в мире насчитывается 4,20 миллиарда пользователей социальных сетей. Такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет –зависимых [1].
По данным GfK Group — немецкой исследовательской компании, одной из крупнейших в мире - в 2010 году интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, в 2015 году – 78 млн человек, в 2017 году – 87 млн человек (73% населения), к середине 2018 года – более 90 млн человек (81% населения). Такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет-зависимых. [2]
По данным исследовательской компания Mediascope [3]период самоизоляции в апреле 2020 пользователи старше 12 лет каждый день п роводили в Интернете на 12% больше времени, чем в марте. Практически во всех возрастных группах увеличилось время, нахождения в сети интернет проводимое , но больше всего в возрасте 12-24 лет (+16%).
В нашей работе мы рассматриваем влияние интернет -зависимости на подростков, так как именно в этом возрасте идет становление человека как личности и завершение его формирования с биологической точки зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу об интернет - зависимости и её влиянии на человека с точки зрения обществознания и биологии;
2. Провести анкетирование среди кадет 10-11 классов и учащихся МБОУ СОШ №83 г. Краснодара для выявления предрасположенности к интернет – зависимости с последующим анализом данных.
Методы исследования:
1. Теоретические: поиск и анализ литературы по данному вопросу;
2. Эмпирические: анкетирование.
Гипотеза: воспитанники кадетского корпуса в наименьшей степени подвержены интернет - зависимости нежели учащиеся общеобразовательной школы
2. Что такое интернет - зависимость?
Перед тем, как провести сравнительный анализ, мы решили разобраться в том, что же такое интернет-зависимость.
Интернет-зависимость – психическое расстройство, которое проявляется желанием постоянно находиться в режиме «онлайн» и просматривать обновления форумов, блогов и социальных сетей. Болезнь сопровождается выраженной симптоматикой, что позволяет распознать зависимость и принять необходимые меры, которые помогут предупредить последствия состояния.
Выделяют следующие виды интернет - зависимости:
Интернет-серфинг характеризуется постоянный поиск информации, которая не несет смысла или цели. Процесс занимает много времени и приводит к перегрузке ненужной информацией, в результате чего становится причиной снижения или полной утратой продуктивности;
Виртуальное общение – наиболее распространенная проблема. Заключается в потребности постоянного общения. Коммуникации происходят в чатах, социальных сетях, сайтах знакомств или форумах. Виртуальное общение постепенно замещает и полностью вытесняет коммуникации в реальной жизни;
Онлайн игры. Зависимость проявляется постоянным желанием играть в игры в режиме онлайн, при этом вкладывая в них деньги, силы и время;
Виртуальное казино или торги. Азарт, возникающий во время онлайн игры, сопровождается реальными ощущениями. А возможность заработка и получения дохода создает иллюзорную важность и необходимость [4].
Говоря о интернет-зависимости , стоит упомянуть об аддикции.
Аддикция (от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности [5].
Интернет - аддикция развивается постепенно. Часто проблема на начальных этапах остается незамеченной самим зависимым.
Стадии интернет - зависимости:
1. Человек знакомится с виртуальной сетью. Формируется собственный «стиль» интернет-серфинга, который позволяет компенсировать недостаток информации, реального общения.
2. Пользователь постепенно отдаляется от реальной жизни в пользу виртуальной. Время, проводимое во всемирной паутине, увеличивается. Использование интернета не связано с жизненными целями и носят бессмысленный характер. Возникают мысли о возможности самовыражения при помощи интернета.
3. Болезнь становится очевидной. Признаки ярко выражены и переходят в хроническую форму. Активность в онлайн режиме гаснет, человек возвращается к реальности без желания. Аддикция сохраняется, возможна трансформация одного вида в другой.
Первой формируется психологическая аддикция, для которой характерны следующие симптомы интернет-зависимости:
приподнятое настроение и хорошее самочувствие во время нахождения во всемирной паутине;
невозможность прервать интернет-серфинг;
отсутствие контроля за временем;
пренебрежение семьей, друзьями, близкими;
увеличение времени, проведенного за компьютером или телефоном;
пустота и депрессивное состояние при отлучении от компьютера или смартфона
ложь о характере деятельности;
возникновение проблем с обучением, работой.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков.
1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».
2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.
3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств
3. Интернет-зависимость с точки зрения обществоведческих наук
Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, становления человека как личности, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Виртуальный мир привязывает подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от реального общения с окружающими его людьми. В результате у некоторых подростков отмечается снижение уровня эмоционального интеллекта, жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов и трудности в социальной адаптации. При этом очень часто умственный коэффициент у таких детей выше.
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Вначале компьютер компенсирует общение, но потом окружение становится неважным. Подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.
Интернет - общению присущи некоторые особенности:
анонимность, что позволяет оставаться незамеченным и скрывать свои действия;
создание виртуального образа собеседника;
возможность в любой момент прервать общение;
отсутствие эмоций, что обуславливает подмену человеческих взаимоотношений;
подмена реального мира виртуальным ;
затрудненность передачи эмоций, но в то же время наполнение текста специальными значками для обозначения чувств.
В результате участник сетевого общения начинает ощущать свою незащищенность и беспомощность, боязнь непосредственного общения с другими людьми, сживается с виртуальной действительностью. Такая обособленность человека способствует обострению чувства социальной изоляции и одиночества, что может привести к отклонениям в его психике
4. Интернет-зависимость с точки зрения биологии
Всемирная Организация Здравоохранения в 2019 году признала интернет-зависимость заболеванием .
С точки зрения биологии интернет - зависимость влечёт за собой огромное количество неприятностей. Рассмотрим основные из них.
Воздействие на осанку.
Сосредоточившись на экране устройства, человек наклоняет голову вперед, сгибая шею, и при этом держит руки в фиксированном положении. В результате нагрузка на верхний отдел позвоночника увеличивается, появляются боли в шее и плечевом поясе. Но неприятные ощущения в теле — это далеко не все последствия неправильной осанки. Согласно результатам исследования, в 2019 году опубликованным в журнале «Психология здоровья», сутулая спина отрицательно сказывается на способности справляться со стрессом и способствует формированию низкой самооценки. Правильная осанка не просто помогает выглядеть лучше — она посылает нужные сигналы головному мозгу о том, что человек уверен в собственных силах и способен справиться с любой задачей.
Воздействие на зрение.
Сегодня человек получает больший объем информации, чем когда-либо, с маленького экрана мобильного устройства. Учитывая, что очень часто смартфон или планшет используется на ходу, к и без того не вполне физиологически безопасному чтению с экрана телефона добавляется тряска изображения. При стандартном 8-часовом рабочем дне за компьютером и вечернем отдыхе перед экраном телевизора глаза человека испытывают значительно большее напряжение, чем когда-либо.
Воздействие на вес.
Рост доступной персональной техники ощутимо повлиял на образ жизни современного человека. Если раньше для того, чтобы что-то купить, нужно было ходить по магазинам, а дети, желая поиграть, выходили из дома на улицу, то сегодня подобная физическая активность перестает быть необходимостью: любой товар можно купить с доставкой буквально в несколько нажатий, а всевозможные компьютерные игры и мобильные приложения становятся все более привлекательной альтернативой подвижным играм во дворе. Подобное снижение двигательной активности, или гиподинамия, приводит к целому ряду болезней и проблем, в первую очередь — лишнему весу. Еще один фактор, влияющий на развитие ожирения, — отсутствие осознанности в потреблении пищи. Сосредоточившись на происходящем на экране, человек едва ли отдает себе отчет в количестве съеденного.
Воздействие на способность к концентрации.
Изначально смартфоны и планшеты были задуманы как средства для повышения продуктивности — предполагалось, что объединение множества функций в одном устройстве позволит одновременно выполнять несколько задач. Однако в реальности порой это приводит к прямо противоположному результату.
Большинство активных пользователей смартфонов постоянно переключаются с одной задачи на другую — ведь так много всего можно сделать и посмотреть! Такое количество информации, поступающей в хаотичном порядке, может быстро привести к переутомлению. Головному мозгу нужно некоторое время для обработки информации, и постоянный режим многозадачности, который создает использование смартфона, заставляет его работать сверхурочно. На обработку такого большого объема информации тратится много сил, а времени на восстановление практически не остается. Такие неблагоприятные условия быстро приводят к снижению способности концентрироваться на текущих задачах.
Воздействие на иммунитет
Ученые из британского университета Суонси и Миланского университета провели интересное исследование, которое доказало, что интернет-зависимость подрывает иммунитет организма человека.
Исследователи опросили фокусную группу, состоящую из 500 человек возрастом от 18 лет. В этой группе не менее 40 процентов страдали средней или тяжелой интернет-зависимостью.
Выяснилось несколько закономерностей. Во-первых, люди, зависящие от сети на 30 процентов чаще болеют простудой и гриппом.
Во-вторых, зависимые пользователи интернета отличаются повышенной тревожностью и испытывают гораздо больший стресс, когда, например, не могут выйти в сеть. Смена напряжения и облегчений при удачном соединении, как считают ученые, сильно меняет уровень кортизола в организме. А кортизол в большой степени определяет защитные функции иммунной системы. Кроме того, фанаты интернета реже общаются вживую с другими людьми, а значит, ограждают себя от воздействия микробов. Такая изоляция тоже сильно подрывает иммунитет.
Интернет - зависимые пользователи страдают от нехватки сна, гораздо больше курят и употребляют алкоголь, не занимаются спортом. Все это, естественно, подрывает сердечную деятельность, приводит к инфарктам и инсультам.Ученые сообщили, что большинство участников исследования пользовались интернетом в среднем около шести часов в день. Некоторые проводили в сети больше 10 часов в день. [7]
5. Номофобия
В связи с тем, что в современном мире можно практически в любом месте выходить в сеть Интернет с помощью телефона, стремительно набирает обороты новое расстройство – номофобия. Оно связано со страхом потерять смартфон. Потерять не в прямом смысле слова, а просто остаться на время без него. Номофобия — это не просто состояние, когда Вы случайно забыли гаджет дома. Это навязчивое желание быстрее его найти или сделать так, чтобы он находился в пределах досягаемости. Мысли номофоба вращаются исключительно вокруг телефона, он становится раздражительным, рассеянным, испытывает грусть и растерянность. Конечно, если Вы привыкли к телефону, то при его отсутствии у Вас могут наблюдаться перечисленные выше признаки, но если они выражены не слишком сильно, это не сделает из Вас номофоба. Такой человек не успокоится, пока драгоценный девайс не окажется в пределах досягаемости. Также фобией «достойно» называться состояние, когда лишь одна мысль о том, что телефона не будет рядом, становится причиной настоящей паники. При этом, как и в случае с большинством других фобий, психиатры выделяют несколько степеней номофобии: от слабой до сильной.
Симптомы номофобии.
Описываемая психопатология причисляется к тревожным нарушениям. По сути она является модифицированным страхом оказаться беззащитным, беспомощным, отгороженным от внешней социальной среды. Группу риска составляют одинокие лица и обитатели сельских местностей, по преимуществу пенсионного возраста. Престарелые особы очень страшатся лишиться связи с роднёй. Они боятся, что не смогут своевременно позвонить врачу или сообщить близким о плохом самочувствии, если устройство поломается или потеряется [8].
Номофобия, или зависимость от телефона, характеризуется ниже приведённой симптоматикой:
– сильнейшим эмоциональным волнением;
– тремором в конечностях;
– неодолимой тягой кинуться на поиски девайса;
– нарастающей тревогой;
– ощущением безвозвратности потери [8].
Если отсутствие гаджета человек заметил, находясь в профессиональной среде, он утрачивает контроль над собственным поведенческим реагированием и начинает порывисто двигаться, перебирая документы и создавая хаос, в поисках запропастившегося гаджета.
Номофобия, равно как и прочие вариации фобических расстройств, в себе несёт опасность, заключающуюся в:
– социофобии;
– неумении выразить словами собственные чувства;
– ослаблении социальных навыков и коммуникативных способностей.
6. Анкетирование и сравнительный анализ полученных данных
Основу нашей работы составляет анкетирование кадет 10-11 классов ГБОУ КШИ «КККК» и учащихся МБОУ СОШ №83 г. Краснодара. Всего было опрошено 52 кадета и 52 школьника. Анкета состояла из вопросов, в которых интернет-зависимость рассматривалась как с психологической, так и с биологической точки зрения.
На вопрос: «Сколько времени в день Вы проводите в сети Интернет?» школьники ответили следующим образом: 42% выбрали вариант «более 6 часов», 36% - «от 2 до 6 часов», 22% - «до 2-х часов», 0% - «не пользуюсь интернетом». На тот же вопрос воспитанники корпуса ответили так: 64% выбрали вариант «до 2-х часов», 27% - «от 2-х до 6-ти часов», 9% - «не пользуюсь интернетом» и 0% - «более 6 часов».
На вопрос: «С какого устройства Вы чаще всего выходите в сеть Интернет?» 91% опрошенных школьников выбрали ответ «телефон», 86% опрошенных кадет выбрали этот ответ.
На вопрос: «Случается ли у Вас чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда Вы не можете посидеть в интернете?» 82,4% школьников ответили положительно. На этот же вопрос положительно ответили лишь 9,6% кадет.
На вопрос: «Появились ли у Вас нарушения сна после пребывания в сети Интернет?» 43% школьников дали положительный ответ, аналогично ответили только 13,4% кадет.
Следующим в нашей анкете был вопрос: «Есть ли у Вас занятия, способные отвлечь от сети Интернет? Если есть, то какие?» 92% воспитанников корпуса ответили положительно и указали следующие занятия: подготовка и участие в общекорпусных мероприятиях, занятия физической культурой, подготовка к ЕГЭ. На этот же вопрос положительно ответили 58% учащихся школы. Основная причина – подготовка к ЕГЭ.
Исходя из результатов анкетирования по первым двум вопросам, можно сделать следующий вывод: чаще всего в сеть Интернет подростки выходят с мобильного устройства, при этом школьники тратят на это больше времени. Если не принимать никаких мер по тому, чтобы уменьшить времяпрепровождение подростка в телефоне, увеличится риск возникновения номофобии.
7. Меры профилактики интернет - зависимости
Самый эффективный способ борьбы с интернет - зависимостью — вернуться в реальную жизнь и забыть о существовании интернета хотя бы на несколько дней. Если человек не представляет своей жизни без социальных сетей, то будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в них, а дальше, постепенно сворачивая активность, можно свести до минимума свое там присутствие. Обратите внимание на окружающий мир: выезжайте на природу, встречайтесь с друзьями, посещайте различные мероприятия, начните заниматься спортом, прочтите интересную книгу.
В нелегком процессе избавления от интернет - зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять избыточное интернет - употребление, тем лучше.
8. Заключение
В нашей работе было изучено такое явление как интернет-зависимость. Мы рассмотрели последствия интернет- зависимости с двух точек зрения: с точки зрения биологии и обществоведческих наук; увидели, на какие факторы влияет интернет-зависимость. Провели анкетирование среди воспитанников ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» и школьниками МБОУ СОШ №83, сделали сравнительный анализ.
Конечно, полученные результаты носят локальный и единовременный характер, поэтому они не могут дать основания для обобщающих выводов относительно масштабов распространения интернет – зависимости среди всех молодых людей. Это требует более обширных исследований. Но и полученных данных достаточно, чтобы подтвердить нашу гипотезу о том, что воспитанники кадетского корпуса в наименьшей степени подвержены интернет - зависимости нежели учащиеся общеобразовательной школы.
Список использованных источников и литературы
1. https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-i-socsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/;
2.https://www.gfk.com/ru/home
3.https://mediascope.net/
4. Рыбалтович Д.Г. Интернет-зависимость : реальная патология или норма развития информационного человечества? / Д.Г. Рыбалтович, В.В. Зайцев // Вестн. психотерапии. – 2011. - № 40. – С. 23–34
5. ru.wikipedia.org/wiki/Аддикция
6. https://netaddiction.ru/298
7. https://zdrav.expert/index.php/Статья:зависимость от гаджетов;
8. https://distriboff.ru/lichnost/nomofobiya-boyazn.html