Анимэ-конфликт поколений

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Анимэ-конфликт поколений

Галимова А.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 19"
Басырова И.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 14
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время все больше и больше подростков увлекаются японской анимацией, которая носить название аниме. Их завораживает красота и искусность нарисованной мультипликации, сюжет и темы, поднимаемые в них. Но и с интересом молодых людей просыпается тревога их родителей, которые хотят оградить ребенка от пагубного влияния неизвестных, чуждых им вещей. Родители видят в этой мультипликации только сцены жестокости, демонстрируемое аморальное поведение и смерть, проявление которых характеризуется в жанрах и возрастном рейтинге. Из-за этого очень часто не разобравшиеся взрослые конфликтуют с детьми, не попытавшись приди к компромиссу. Но так ли ужасно и безнравственно аниме, как его видят родители, и как помочь взрослым наладить отношение с молодым поколением?

Проблема-большинство аниме кардинально отличается от отечественных мультфильмов специфическими жанрами, стилем и жестокими сценами, что очень не нравится старшему поколению. Предвзятое отношение родителей к японской мультипликации серьезно портит отношения между ними и их детьми.

Моя цель работы: разобрать проблему родителей, связанную с аниме, и найти пути решения.

Задачи для выполнения проекта:

Познакомится с понятием аниме и с определениями его жанров

Выявить путем анкетирования и исследования причины конфликта, предпосылки негативного отношения родителей

Провести консультацию с школьным психологом на тему пагубного и положительного влияния аниме на психику ребенка

Проанализировать аниме индустрию и выявить возрастные ограничения

Составить список аниме с рекомендациями для семейного просмотра

Объект исследования- субкультура аниме как культурно-информационный феномен.

Предмет- отношения родителей к индустрии аниме.

Продуктом моего проекта будет является список аниме, рекомендованных к совместному просмотру, с рекомендациями для родителей.

Актуальность- все больше и больше аниме и сайтов с аниме поддаются блокировке по решению суда, родители детей начинают относится с большим недоверием к этому увлечению и из-за чего возникают серьёзные ссоры. Именно поэтому актуальным и необходимым сейчас является рассмотрение этого вопроса с разных углов и нахождение компромисса в данной ситуации.

Гипотеза- родители и большинство из взрослого поколения относятся с недоверием к японской мультипликации из-за непонимания целевой аудитории аниме и предрассудка что мультипликация только для детей

Новизна- в моем проекте я постараюсь рассмотреть эту проблему обстоятельно с разных ракурсов, как со стороны родителей, так и со стороны детей, попытаюсь помочь сторонам понять друг друга и найти компромисс.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «аниме»

Аниме — японская анимация. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Но аниме — это не просто анимация, оно вбирает себя культурные и философские особенности японской культуры и их мировоззрения.

Аниме – это культурный феномен, слияния западных элементов культуры и японской самобытной культуры, с сохранением индивидуальности последней.

Аниме как субкультура – это часть молодежной культуры, отличающаяся увлеченностью ее представителей определенными образами персонажей, предпочитаемых медиатекстов, стремлением изображать персонажей аниме в той или иной форме: фанфики, комиксы, рисунки, сценки и косплей (переодевание и перенятие образа персонажа, как и из аниме так и из игр).

Так же некоторые определяют аниме как многогранную совокупность философских проблем, которые важны в обыденной, реальной жизни индивида.

1.2. История возникновения аниме

Японская традиция аниме имеет долгую историю развития. Начинается она с момента зарождения рисованного рассказа во времена правления древнеяпонского клана Токугава (1603–1868 гг. н. э.), продолжается этапом формирования аниме как особого вида изобразительного искусства в начале 20-ых годов XIX века, где первое короткометражное аниме вышло в свет в 1917 году. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.
Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.
К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.
В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали, как вид искусства. Несмотря на то, что эксперименты с анимацией проводились в Японии до XX века, первым заметным творением, относимым к аниме, стал показ «Легенды о Белой Змее», мультфильма студии Toei. Первый аниме-сериал Otogi Manga Calendar выпустила студия Otogi. Он представлял собой чёрно-белые исторические мультфильмы. В 1963 году Осаму Тэдзуки, прозванный «Богом манги», основал студию Mushi Productions и выпустил свой первый аниме-сериал Tetsuwan Atom. Это стало началом бума аниме.

В течение 1970-x годов аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как Lupin III или Mazinger Z. Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки, Осаму Дэдзаки, Ёсиюки Томино, Мамору Осии, и Ёсиаки Кавадзири, начинали свою карьеру в эти годы.

К 1980-м годам аниме и манга широко распространились в Японии, и переживали свой так называемый «Золотой век». Были выпущены первые сериалы из цикла Gundam, начала свой путь к вершине Румико Такахаси. В 1988 году полнометражный фильм «Акира» установил рекорд бюджета аниме (~10 млн долларов) и создал совершенно новый стиль анимации.

1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Акира», «Манускрипт ниндзя» и вышедший в 1995 году «Призрак в доспехах», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов долларов в Японии.

Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.

1.3. Жанры аниме.

Жанры аниме— группы произведений аниме, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения. Многие из жанров являются схожими с жанрами кино, но выделяют также специфические для данного вида произведений.

Начнем со специфических жанров, которые отражают жанр не как в его традиционном понимании, а его гендерно-возрастную направленность. Каждый жанр нацелен на определенную аудиторию с определенным полом и возрастом.

По целевой аудитории.

Кодомо — произведения для детей до 12 лет. Сильно упрошены рисунок, сюжет, а также морально-нравственные вопросы, так и визуальные образы для легкого восприятия детьми. Как правило, кодомо аниме позитивные и жизнеутверждающие, сцены жестокости и насилия либо отсутствуют вовсе, либо носят юмористический характер. (см. приложение 1, Рис.1)

Сёнэн — произведения для парней-подростков (12-18 лет) с динамичным сюжетом, яркими и харизматичными персонажами, а также большим количеством юмора. Истории о крепкой мужской дружбе, соперничестве и достижении своей мечты. (см. приложение 1, Рис.2)

Сёдзё — работы для девочек-подростков (12-18 лет), в которых основное внимание уделяется чувствам и отношениям, часто затрагивают вопросы дружбы и любви. Утонченная романтическая атмосфера, привлекательные персонажи и красивая графика-вот неотъемлемые черты этого жанра. (см. приложение 1, Рис.3)

Сэйнэн —   аниме, предназначенное для молодых мужчин от 18 лет и старше. Характерные черты сэйнена это более сложный сюжет и взрослые темы наличие сатиры, эротических и кровавых сцен, нежели в сенэне. Больший уклон делается на развитие сюжета и раскрытию героев, меньший на битвы и действия. (см. приложение 1, Рис.4)

Дзёсэй — жанр, рассчитанный на женщин старше 18 лет, в котором описываются повседневные проблемы их взрослой жизни. Это сравнительно недавнее явление, появившееся в 1960—1970-х годах на свет как ответвление сёдзё (манги и аниме для девочек), но с более осмысленными и сложными сюжетами и «взрослыми» темами. (см. приложение 1, Рис.5)

Далее речь пойдет о жанрах, в их типичном, для широкой аудитории, значении. Пройдемся только по специфическим жанрам характерным аниме. Некоторые жанры не являются полноценными, скорее элементами, которые описывают сеттинг или персонажей, дополнение к основным жанрам. Будем описывать их как жанры-теги или поджанры

По сеттингу, жанры-теги или поджанры.

Школьная мыльная опера — разновидность мыльной оперы, описывающая любовные истории школьников. (см. приложение 1, Рис.6)
Гарем — персонаж мужского пола по стечению обстоятельств оказывается в окружении большого количества девушек. В некоторых разновидностях гарема построение романтических отношений с какой- то определенной девушкой не обязательно. (см. приложение 1, Рис.7)

Реверс-гарем — гарем наоборот,  девушка окружена несколькими парнями. (см. приложение 1, Рис.8)
Повседневность —жанр, описывающий обычную жизнь простых людей, чаще школьников.

Демоны — жанр, в котором проявляется богатая японская мифология. Произведения этого жанра познакомят нас как с представителями восточного эпоса, так и с их западными коллегами, которые могут незримо сосуществовать с человеком, занимаясь своими делами, а могут пытаться захватить мир или, наоборот, спасти его. (см. приложение 1, Рис.9)
Суперсила — о персонажах, наделенных сверх способностей в результате происшествия или же являющихся их врожденной чертой. (см. приложение 2, Рис.10)

Парапсихология — жанр произведений, действия которых связаны с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз). (см. приложение 2, Рис.11)
Безумие — используется как для привнесения элемента триллера, так и комедийного оттенка. Выражается в неестественном поведении персонажей: тревожном и пугающем, или же нарочито юмористическом и гротескно-без башенном. Помимо этого, безумие может провялятся в сюжетном повествовании или в визуальной составляющей произведения. (см. приложение 2, Рис.12)

Спокон — о достижениях в спорте, преодолении трудностей и стремлении к победе. Обычно в подобных историях рассказывается о том, как герои демонстрируют несгибаемую волю к победе и в конце концов достигают своего на каком-нибудь значимом мероприятии. (см. приложение 2, Рис.13)
Сэнтай — жанр, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, сражающейся против кого-то или чего-то. (см. приложение 2, Рис.14)

Махо-сёдзё — жанр сёдзё, рассказывающий о приключениях девочки, обладающей магическими способностями, «девочки-волшебницы». Характерными элементами являются магические способности, перевоплощения, специальные костюмы, сокрытие настоящей личности и наличие животного-маскота. Произведения этого жанра концентрируются на проблемах женского взросления. (см. приложение 2, Рис.15)

Меха — поджанр в аниме и в научной фантастике, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины. (см. приложение 2, Рис.16)

Икудзи — жанр аниме, в котором повествование строится вокруг необходимости заботиться о ребёнке. (см. приложение 2, Рис.17)

Идолы — аниме, повествование которых крутится вокруг поп-звезд и музыкального бизнеса. (см. приложение 2, Рис.18)

Моэ —жанр произведений, в которых центральными персонажами являются юные и милые героини. Моэ фокусируется на платонических отношениях и повседневных ситуациях и часто описывается как «милое, просто чтобы быть милым». (см. приложение 3, Рис.19)

Исекай — о «попаданцах» в другие миры.  Сеттинг может быть самым разнообразным. Персонаж попадает в непривычную среду и использует врожденные знания, умения и навыки или же приобретенные в новом мире способности, для достижения своих целей. (см. приложение 3, Рис.20)

Отаку — произведения о ужасных фанатиков какого-либо дела, их жизни. Чаще всего под отаку подразумеваются люди, увлечённые аниме, мангой и видео играми. (см. приложение 3, Рис.21)
Добуцу — жанр о человекоподобных существах. В добуцу персонажи выглядят как люди, но имеют уши и хвосты. Наиболее популярны «нэко» (кошачьи), «кицунэ» (лисьи) и «усаги» (заячьи) представители. (см. приложение 3, Рис.22)

Дзидайгэки — историческая драма, действие которой разворачивается на фоне событий из истории Японии, чаще всего, но необязательно, в период Эдо. (см. приложение 3, Рис.23)

Кайто — жанр произведений, в котором основными действующими лицами являются мастерские воры. (см. приложение 3, Рис.24)

1.4.Возрастные рейтинги аниме.

Аниме имеет широкую целевую аудиторию. Из-за этого в этой индустрии так же присутствуют возрастные ограничения, рейтинги. Это позволяет понять, что стоит ожидать от содержания сериала. В Японии существуют 6 рейтингов:

G - рейтинг обозначающий «Возрастных ограничений нет». Его могут смотреть маленькие дети так как материал в них не вредит слабой детской психике.

PG- эта метка означает присутствие родителей при просмотре рекомендуется. Родители могут найти некоторые сцены, которые не должны видеть дети.

PG-13 – означает, что детям до 13 лет просмотр нежелателен. Содержание может быть воспринято неприемлемым для зрителей младше 13 лет. В произведениях с этим рейтингом сцены жестокости отсутствуют, но в некоторых сценах и диалогах может содержатся неконкретный подтекст на тему наркотиков и половых отношений.

R-17 – «Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого». Данный рейтинг получают фильмы, в которых обязательно содержатся материал, предназначенный для взрослых и, прежде чем, допускать к его просмотру подростков родителям стоит внимательно ознакомиться с фильмом самим. Характерные черты фильмов с данным рейтингом нецензурная лексика, эпизодические сцены полового акта, употребления наркотиков, насилия и жестокости.

R+ - «лицам до 17 лет просмотр запрещен». Данный рейтинг получают картины, предназначенные только для взрослой аудитории. Отличительные черты длительные сцены полового акта, употребления наркотиков, нецензурная лексика, чрезмерные сцены жестокости.

Rx-"хентай". Материал, предназначенный строго для совершеннолетней аудитории. Присутствуют откровенные эротические сцены, которые и являются основным материалом всего видеоряда.

Все эти рейтинги носят рекомендательный характер. Так же стоит отметить, что некоторые рейтинги будут отличатся от тех, что выставляются в русской адаптации, в меру культурных различий. Я буду работать с первыми тремя возрастными рейтингами так как они входят в целевую аудиторию, которую я буду рассматривать.

1.5. Формирование культуры аниме среди подростков.

Аниме в России впервые появляется в середине 1980-х годов, когда на волне потепления международных отношений в СССР были привезены несколько классических детских фильмов студии «Toei»: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах» и некоторые другие.

Одним из самых популярных в 90-е годы стал аниме-сериал «Красавица-воин Сейлор Мун» (русское название – «Луна в матроске»), который демонстрировался в переводе с японского. Также аниме можно было найти и на «пиратских» видеокассетах.

На середину 1990-х годов приходится появление первых статей об аниме в популярных российских молодежных журналах. Поскольку в одиночку собирать журнальные публикации и видеокассеты с аниме было сложно, любители стали объединять свои усилия. Большим подспорьем в этом оказался ставший доступным массовому пользователю Интернет и любительские компьютерные сети, в первую очередь – Фидонет (FidoNet). Первый в России клуб поклонников аниме и манги «R.An.Ma» (Российская ассоциация аниме и манги) был создан в 1996 году в Москве. У клуба почти сразу стали появляться филиалы по всей стране и за ее пределами. Основной практической задачей клуба является возможность обеспечивать общение на равных поклонников аниме всех возрастов и «стажей».

В 2005- 2006 годах, когда аниме-культура заполонила постсоветское пространство, к ней поначалу относились весьма критично. Позже критика сама по себе преобразовалась в такое же яростное увлечение. И хотя настоящие приверженцы этой субкультуры считают такое действо профанацией, но современная московская молодежь, начиная от светских девиц и заканчивая умудренных опытом бухгалтеров, стали устраивать вечеринки в японском стиле. Молодежный образ, представленный японскими мультипликаторами, пришелся по душе русским тинэйджерам, и они с ловкостью подхватили эстафету героичных, но несколько инфантильных персонажей.

В это же время производство мультфильмов и мультсериалов аниме только растет. Если в 2000 году эта индустрия переживала кратковременный кризис, связанный с бюджетом, то после того, как показ вынесли на более широкой пространство, то возросла и потребность в них. Нередко современные аниме лицензируются в нашей стране (лицензионщики: американский Crunchyroll и французский Wakanim). Так как аниме проникнуто истинно японским духом и взглядом на вещи, многие представители этой субкультуры не останавливаются на простом копировании – чтобы понять саму философию, они погружаются в историю и практики Японии, понемногу изучают чужой язык.

Эта субкультура нередко встречает своих противников, по большей части, из-за того, что сегодня она стала модной тенденцией. Критики говорят об оторванности взглядов от мира и уходе талантов в другую культуру. С другой стороны, представители аниме не устраивают общественных протестов и политических волнений. Они просто пребывают в своем мире.

И все-таки аниме в большинстве своем положительно влияет на сознание молодых людей. Молодые люди смотрят аниме, и оно делает их восприятие более идеализированным и романтичным, меняет их мироощущение, способствует самопознанию и саморазвитию. Они реально переживают события, которые с ними, вероятно никогда не произойдут. Сама по себе среда обитания и интересов приобретает несколько иную окраску. Потому как аниме всё-таки занимает несколько другое место, нежели, к примеру, кино.

Сегодня субкультура аниме это - свой круг интересов (понятных далеко не всем), имеется особый сленг, своя символика (от некоушек, до деталей косплея) и атрибутика, свои компании (масштабные события в мире анимешников, уровня аниматрикса и повседневные встречи компаний по интересам). Практически полноценная культура, которую, вероятно, можно прочувствовать, лишь увязнув в этом по уши.

1.6. Вред психике

Аниме, как и фильмы может повлиять на психику ребенка и в положительном ключе, и в негативном. Давайте рассмотрим негативное влияние этого увлечения на психику подростков.

Первое- возможный уход от реальности, ухудшение отношений как со сверстниками, так и с родителями. Ребенок зачарованно смотрит серию за серией, увлекается захватывающим сюжетом и не может остановится, не узнав, что произойдёт дальше. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, но подросток настолько увлекается что это сказывается на его успеваемости в школе и отношении с окружающим миром. Он погружается в мир аниме где все более красочно и интересно, и из-за того, что его больше не интересуют повседневные дела все свое свободное время, проводит за просмотром.

Второе – если ребёнок с неокрепшей психикой посмотрит аниме, изобилующие жестокими и кровавыми сценами то это, оставит неизгладимые следы на психике ребенка, вплоть до развития психического заболевания.

Третье- из-за ярких образов, сверхчеловеческих сил и поведения персонажей многие подростки могут начать копировать их, подражать им. В Японии есть такой разговорный термин, который описывает данный случай, - синдром восьмиклассника (Тюнибё-синдром второго года обучения в средней школе).

Четвертое- возможная подменна культурных чинностей обусловленная большим культурным различием. Япония — это самобытная страна с удивительной культурой и восприятием, и она резко отличается от культуры в России. То, что у нас неприемлемо считается в Японии нормой.

1.7. Советы родителям

Так что же делать родителям в данной ситуации? Я составила несколько советов как стоит поступить в данной ситуации и не испортить отношения со своими детьми.

Во-первых, стоит поговорит на чистоту с вашим ребенком, без резких фраз, вроде «ну что ты там нашел?!», «хватить смотреть свои дурацкие «китайские» мультики». Поинтересуйтесь что смотрит ваш ребенок, что ему нравится. Если он чрезмерно много времени проводит за просмотром аниме, стоит прийти к компромиссу и договорится с количеством просмотренных серий в день.

Во-вторых, если вы обеспокоены тем что ваш ребенок может смотреть жестокие аниме в столь юном возрасте, вам следует провести беседу с ребенком о возрастных рейтингах и о возможном совместном просмотре аниме с более высоким возрастным рейтингом. Так можно снизить негативное влияние.

В-третьих, вам стоит самим ознакомится с несколькими произведениями, чтобы лучше понимать своего ребенка.

В-четвертых, вы можете устраивать вечера совместного просмотра аниме. Это поможет вам улучшить отношения с ребенком, лучше понять его и это просто приятное времяпровождение.

В-пятых, его увлечение японской анимацией можно повернуть в более полезную сторону. Предложите ему углубится в изучение японской культурой или языка, предложите ему нарисовать фан-арт (изображение, основанное на популярном фильме, книге, аниме или другом произведении) или написать фанфик-продолжение по мотивам любимого произведения, или предложите другу какою-нибудь активную самодеятельность.

2. Практическая часть.

2.1. Интервью с психологом

Чтобы узнать профессиональное мнение я взяла интервью у школьного психолога Лаврентьевой Гульнуры Нургаяновны. С ее согласия, я прилагаю ниже интервью.

1)Может ли аниме повлиять на психику ребенка?

-В принципе, как и любые другие фильмы могут повлиять на психику ребенка

2) Нужны ли возрастные ограничения?

-Возрастные ограничения конечно нужны при просмотре любого мультфильма, чтобы дети младшего возраста с неокрепшей психикой не поддались влиянию мультфильмов для более взрослой аудитории.

3)Как вы думаете дети какого возраста могут спокойно смотреть аниме без вреда для психики?

-Все же аниме для более осознанного возраста 9-11 классы. Это возраст менее подвержен копированию поведения персонажа.

4) Среди старшего поколения бытует мнение что аниме может подтолкнуть ребенка к суициду, так ли это?

-Причин для суицида у подростков много и это комплексные факторы и это не первопричина. Я не встречалась в своей практике с такими случаями.

5)Какие есть негативные аспекты в просмотре аниме?

-Одно из негативного это пропаганда сексуализации, но все же нужно соблюдать ограничения по возрасту.

7)Нужно ли родителям отслеживать что просматривает ребенок?

-Конечно нужно следить что просматривает ребенок и соблюдаются ли при просмотре возрастные ограничения.

8) Какие рекомендации вы можете дать родителям детей, которые смотрят аниме?

- Совместные просмотры фильмов, мультфильмов это хорошо. Если ребенок не понял тему, поднятую фильме, то он спросит родителей. Между ними будет происходить взаимодействие. В заключение, в рекомендации чтобы понять хорошо это ли плохо нужно самому разобраться в этом и вынести свою субъективную оценку.

2.2. Анкетирование учащихся

Я провела анкетирование среди учеников 9-10 классов. Возраст участников опроса варьируется от 15 до 17 лет. В нем приняли участие 50 учеников. Мною были составлены такие вопросы:

1.Смотрите ли вы аниме?

2.Есть ли у вас разногласия с родителями по этому поводу (есть ли со стороны родителей осуждение в сторону вашего увлечения?)

3.Если есть, то в чем они заключаются (чем недовольны родители?)

4.Чем вас привлекает аниме?

Я получила такие результаты:

Большинство из опрошенных не смотрят аниме (см. приложение 3, Рис.25).

Среди тех, кто смотрит аниме, лишь 8% опрошенных имеют разногласия с родителями по этому увлечению (см. приложение 3, Рис.26)

Опрошенные отметили что взрослые недовольны негативным влиянием аниме на психику, специфическим юмором и тем, что аниме отнимает много времени.

Аниме нравится большинству участникам опроса интересным сюжетом, необычной рисовкой и в меньшей степени выделяют разнообразие жанров и необычных персонажей, как причину заинтересованности в аниме. (см. приложение 4, Рис.27)

Из результатов опроса можно сделать вывод, что дети старшего школьного возраста, которые смотрят аниме, мало подвержены недовольству родителей из-за их увлечения японской анимацией. Если же оно есть, то выражается, в основном негативным влиянием на психику ребенка, и слишком длительным времяпровождением за просмотром аниме. По результатам опроса аниме нравится подросткам необычным и интересным сюжетом, хорошей и специфичной рисовкой, а также разнообразием жанров.

2.3. Анкетирование родителей

Так же я провела анкетирование среди родителей. В нем приняли участие 30 человек. Мною были составлены такие вопросы:

Смотрят ли ваши дети аниме?

Какое ваше отношение к аниме?

Что вас не устраивает или устраивает в этом увлечении детей?

Как думаете какая целевая аудитория у аниме?

Как проявляется вред аниме для вас?

Я получила такие результаты:

Среди опрошенных, лишь 25% является родителями, чьи дети смотрят аниме. (см. приложение 4, Рис.28)

Большинство опрошенных взрослых нейтрально относятся к аниме, чуть меньше негативно, еще меньше положительно. (см. приложение 4, Рис.29)

Опрошенные выделили следующие не устраивающие их аспекты аниме: Много негативных, моментов, преувеличенные эмоции персонажей вследствие чего дети подражают героям, так же выделили чрезмерное количество насилия, странные сюжет и ситуации, обоснованные культурным различием. (см. приложение 4, Рис.30)

Большинство опрошенных считает, что целевая аудитория аниме — это дети школьного возраста, подростки. (см. приложение 5, Рис.31)

Среди опрошенных большинство считает, что аниме не несет никакого вреда им, другие же выделяют такое негативное влияние как раздражение, проблемы со здоровьем, а именно, головные боли и снижение остроты зрения.

По результатам опроса можно сделать вывод, что родители в большинстве своем нейтрально относятся к увлечению детей аниме. Из негативных аспектов просмотра аниме родители выделяют подражание героям, большое количество насилия, а также отсутствие обучающей составляющей в аниме.

2.4. Оформление буклета

Чтобы донести информацию своего проекта в массы, я оформила рекомендации и список аниме для семейного просмотра в виде буклета. (см. приложение 6, приложение 7 рис.32, рис.33)

В список для семейного просмотра вошли аниме фильмы и сериалы с возрастным рейтингом PG-13 и ниже.

Также, помимо буклета я создала коллекцию на популярном аниме сайте. (см. приложение 8 рис.34)

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, анализ влияния аниме неоднозначен. Зацикливание на просмотре, определенный инфантилизм, отстраненность от мира могут легко сочетаться с интересом к Стране восходящего солнца, формированием творческих умений в рисовании, сочинении, готовке и шитье. Концепция, положенная в основу большинства аниме - о преодолении трудностей, принятии своего «Я», умении работать в коллективе и строить взаимоотношения - находит свой отклик в сердцах молодого поколения, а бесчисленные школьные антуражи и знакомые ситуации - у подростков. Впрочем, все это вызывает интерес и у взрослого поколения, которое смотрит фильмы и сериалы с собственными детьми, прививают им.

Молодежь и подростки более восприимчивы к произведениям искусства, не только как потребители, но и как создатели. Л.С. Выготский называл искусство средством для уравновешивания со средой в критических точках поведения. Кроме того, «примеряя» на себя образы значимых персонажей, подросток не просто копирует их, но учится самоанализу, стремится представить, как бы он поступил в такой ситуации. Искусство считается наравне с наукой одним из методов познания окружающего мира. Для искусства в любой эпохе имеются свои характерные черты, связанные, в том числе, с существующими представлениями индивида о мире.

Отмечается важность массовой культуры в современном мире. Она первоначально сложилась как адаптационная система, как механизм социализации, социальной регуляции, ценностной ориентации, как одна из форм, осуществляющих поддержание имеющейся социальной системы. Ее цель - развитие ценностного и смыслового пространств, в пределах которого делается возможным формирование взаимопонимания между всеми членами социума вне зависимости от их принадлежности к разным социальным общностям или культурным мирам. Поэтому не нужно рассматривать массовую культуру и ее влияние только в отрицательных тонах. Массовая культура считается «поставщиком» различного художественного продукта, из которого подросток или молодой человек имеет возможность выбрать что-либо на свой вкус, опираясь на сформированные в семье, образовательных учреждениях и окружении ценности.

Изучив материалы интернета и проведя анкетирование, я сделала выводы:

Аниме охватывает широкую аудиторию. В японской мультипликации взрослый и ребёнок могут найти произведения, которые обоим будут интересны.

В японской мультипликации помимо привычных нам жанров существуют специфические и это порождает широкий охват аудитории.

Аниме может влиять как негативно, так и позитивно на психику человека.

Взрослые больше относятся нейтрально к аниме, нежели отрицательно.

По мнению родителей, целевая аудитория у аниме — это дети.

Таким образом я считаю цели и задачи моей работы выполненными и гипотезу доказанной.

Библиография

Дедов Н.П., Кулакова В.А. Влияние японской аниме-культуры на формирование субкультуры поведения российских подростков // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 1А. С. 133-139. DOI: 10.34670/

Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. М.: Наука, 2001.

Катасонова Е.Л. Анимэ: вчера, сегодня, завтра // Япония 2007. Ежегодник – М.: АИРО-ХХI, 2007. С. – 221-239.)
Катасонова Е. Л. Анимэ, или анимация по-японски // Культурология. – 2014 № 2 –с. 182-186

Корнеев В. Российские фэны аниме и манги: киноведы, физики и Борис Ельцин // Интернет magazine. – 1998. – № 6-7.

Лотман Ю.М. О языке мультипликационных фильмов. //Ю.М. Лотман Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. С. 671 – 674.

Наймушина А. Н. автореферат диссертации Диффузия культуры как предмет социально-философского исследования (на примере диффузии Анимэ в России).2016 – 22 с. http://kniga.lib-i.ru/26tehnicheskie/631108-1-diffuziya-kulturi-kak-predmet-socialno-filosofskogo-issledovaniya-na-primere-diffuzii-anim.php

Понаморёва, Ю. В. Аниме как отражение японской культурной идентичности / Ю. В. Понаморёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1298-1300.

Сакурай Т. Анимэ воодушевляет российскую молодежь. Японские узы // Япония наших дней. – 2011. – № 4 (10). С. 146-148.

Хасьянов В. Б., Зайцев А. С. Субкультура аниме как культурно-информационный феномен (на примере деятельности молодежных объединений Иркутской области) // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35) : Психология. Педагогика. — С. 75–88

Приложение

Приложение 1

Рис.1 Рис. 2 Рис. 3

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Рис.7 Рис.8 Рис. 9

Приложение 2

Рис.10 Рис.11 Рис.12

Рис.13 Рис. 14 Рис.15

Рис.16 Рис.17 Рис.18

Приложение 3

Рис.19 Рис.20 Рис.21

Рис.22 Рис.23 Рис.24

Рис.25 Рис.26

Приложение 4

Рис.27 Рис.28

Рис.29

Рис.30

Приложение 5

Рис.31 Рис.32

Приложение 8

Рис. 34

Просмотров работы: 98