Дистанционное обучение быть или не быть?

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2021

Дистанционное обучение быть или не быть?

Черепанов Д.Н. 1
1МБОУ "СОШ№14"
Комельских Р.Р. 1
1МБОУ "СОШ№14"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.

C развитием средств коммуникации наметился повышенный интерес к различным методам дистанционного обучения. Обучаемому нет необходимости тратить время на перемещение к месту занятий. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, электронные журналы, мессенджеры, видеоконференции по интернету и т. п.. Сейчас можно встретить большое количество разнообразных продуктов, предназначенных для организации такого сервиса.

Существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях: состояние здоровья, удаленность от образовательных центров, занятость, неблагоприятные погодные условия и т.д. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, многие педагоги используют такой метод, как дистанционное обучение. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. Использование электронных образовательных платформ позволяет мотивировать учащихся к изучению предмета, посмотреть на него с другой стороны. Так же дистанционные занятия расширяют границы существующей системы образования в школе.

Данная тема была выбрана исходя из моего личного интереса, так как в 2020 году мир столкнулся с проблемой повсеместного карантина, в связи с которым возникла потребность в удаленном режиме обучения и работы, и я загорелся идеей исследовать глубже эту тему.

Цель моей работы – изучение плюсов и минусов дистанционного обучения в современном мире и актуальность его применения.

Для реализации этого я поставил перед собой следующие задачи:

исследовать историю ДО,

рассмотреть опыт применения ДО в мире;

выделить преимущества и недостатки дистанционных форм обучения;

проанализировать применение на практике ДО через интервью с заместителями директоров по УВР школ и техникумов, а также через опрос обучающихся;

рассмотреть образовательные платформы России;

сделать выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем.

Объектом выступает дистанционное обучение.

Предметом являются положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Методы исследования: изучение литературы по теме, опрос, интервью, поиск информации в сети интернет, анализ найденного материала, мониторинг дистанционного обучения на примере образовательных учреждений и на основе личного опыта.

Гипотеза: несмотря на то, что дистанционная форма лишает ученика полноценного общения с учителем, она дает возможность массового непрерывного обучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации.

Понятие дистанционного обучения, история его появления и первые шаги в развитии

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения: Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».

В законе «Об образовании Российской Федерации»  под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Из множества существующих определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».

Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".

Считается, что возможность получать высшее образование на расстоянии впервые появилась в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский Университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Лондонским Университетом. С 1858 года эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте. Правда, родоначальником дистанционного образования считают Исаака Питмана. В 1840 он, посредством почтовых отправлений, начал обучать стенографии студентов в Англии.

И. Питман считал, что возможность получить высшее образование должны иметь все желающие, независимо от национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия. Его идеи подхватила американская писательница Анна Тикнор, организовавшая в 70-е годы XIX столетия удаленную систему обучения женщин по почте. Не менее популярной стала и авторская программа корреспондентской учебы Вильяма Рейни Харпера из штата Иллинойс, США в 1874.

В 1892 году Чикагский университет пригласил слушателей на первый факультет дистанционного обучения. В этом же году Вильям Рейни Харпера учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в университете Чикаго (University of Chicago). За это его стали называть «отцом обучения по почте».

В наше время дистанционное образование распространилось в Австралии, Китае, Африке, России, Новая Зеландии. В первую очередь оно необходимо людям с ограниченными физическими возможностями, желающим получить высшее образование, а также для для желающих получить второе высшее образование, не отрываясь от основного места работы.

Дистанционное обучение в мире

По данным экспертов минимальным уровнем образования в наши дни, необходимым для выживания человечества, является высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям.

Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран, имеющих большие возможности и больший опыт в данном вопросе образования.

Сейчас дистанционное образование в мире  усиленно развивается. Время экспериментов ещё не прошло – появляются новые технологии, методы, программы и инструменты.

2.1. Дистанционное обучение в России

Нетрудно догадаться, что чем больше страна, тем сильнее её население ощущает потребность в дистанционном образовании. Сказываются большие расстояния и локализаия учебных заведений в крупных городах. То что “широка страна моя родная” знает каждый школьник и легко понять, что для такой страны как Россия дистанционное образование имеет особое значение.

Считается, что система дистанционного образования развивалась в России в два этапа. Первый этап пришёлся на 20-е – 90-е годы прошлого века. Выражался он в заочной форме образования, которую тогда практиковал едва ли не каждый ВУЗ. Студенты самостоятельно изучали заданный объём дисциплин и, в назначенный срок, приезжали на сдачу сессии.

В начале 90-х годов прошлого века, прорыв в системе информационных технологий позволил заочной форме образования перейти в качественно новый формат обмена информацией. Так начался второй этап развития дистанционного образования в России – эпоха web’а.

В 1995 г. Была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», а через 4 года началось внедрение государственной программы информатизации образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает в основном развитие современных информационных технологий в сфере образования, позволяющих качественно улучшить доступность и повысить эффективность образовательных процессов.

В настоящее время, развитие дистанционного образования в России идет по двум направлениям. Первое, по сути своей, является калькированием концепции и технологий зарубежного “open” (“открытого”) образования (в основном, перенимается опыт США и Западной Европы). А второе направление исходит изнутри и связанно с концепцией дистанционного образования в России, разработанной Министерством общего и профессионального образования РФ. Причём, в основе второго направления лежит расчет на творческие силы российской высшей школы и на ее научный потенциал.

Дистанционное обучение в средней школе

27 августа 2005 г., вступил в силу приказ, подписанный министром образования и науки РФ А. Фурсенко, «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этот документ устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) учебными заведениями при реализации программ обучения. Значит, согласно данному приказу, все образовательные учреждения России получили право использовать дистанционные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования, а также для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Но одно дело иметь права на использование технологий, и совсем другое – получить эти технологии. Увы, в этом Минобрнауки РФ образовательным учреждениям не помогло. Пока нет единых проектов внедрения дистанционного обучения в школах или колледжах, которые исходили бы от государства, несмотря на осознанную необходимость внедрить ДО в этих сферах. Возможно, проблема связана с тем, что реализовать такие проекты очень непросто и нужно решить ряд методических, технологических и иных проблем.

Первая сложность — методологическая. При составлении онлайновых курсов необходимо учитывать специфику представления информации в Интернете. Здесь речь идет не только о том, что на экране текст воспринимается иначе, чем в книге, но и о полном преобразовании материала с помощью новых инструментов и механизмов. При дистанционной форме обучения предполагается, что ученик не сидит в классе, окруженный сверстниками, и не воспринимает материал со слов преподавателя. Поэтому очень многие существующие курсы и программы должны быть полностью адаптированы к электронному виду, с тем, чтобы мотивировать пользователя на получение новых знаний самостоятельно, без принуждения со стороны преподавателя. Но в этом есть и положительные моменты: современные технологии позволяют активно применять аудиовизуальные способы подачи информации, которые с успехом можно внедрять в процесс дистанционного обучения.

Еще одна проблема методического характера связана со способами оценки знаний, полученных учащимися. При дистанционной форме обучения успеваемость ученика чаще всего оценивается автоматически, с использованием различных тестов и опросов. Отсюда вытекает технологическая проблема: система ДО должна быть построена на такой программной платформе, которая обеспечивала бы максимальные гибкость и универсальность в представлении информации. Речь идет о том, что разные предметы могут требовать разных способов представления и наличия совершенно разных систем тестирования. Например, если для проверки знаний по истории достаточно тестов с вариантами ответов, то для контроля успеваемости по языковым предметам могут понадобиться, например, диктанты, а для точных наук — механизмы распознавания формул и изображений.

Однако существуют предметы, в первую очередь гуманитарные, где одних лишь тестов недостаточно и необходима оценка знаний преподавателем. Его задача не только оценивать знания, но и консультировать учеников в процессе изучения материала, создавая атмосферу, психологически близкую к очному обучению.

Следовательно, возникает еще одна проблема — кадровая. Прежде всего, необходимо обучить преподавателей работе с системой дистанционного обучения. Причем не только технически, но и психологически, чтобы подготовить их к некой обезличенной форме взаимодействия с учениками. Каждый педагог должен регулярно находиться в онлайновом режиме, чтобы консультировать своих подопечных и общаться с ними. Кроме того, ДО помогает решить еще одну важную проблему: в любом классе есть середнячки, отстающие и отличники, и, значит, обучаясь дистанционно, каждый из них будет следовать собственному графику. Поэтому преподаватель должен постоянно быть в курсе дел своих учеников

Теперь о технической стороне задачи, т. е. о наличии компьютеров, серверов и каналов связи. Если поставка оборудования и ПО в учебные заведения может быть обеспечена быстро (неважно, самим ли учреждением или государством), то наличие компьютера с выходом в Интернет у тех, на кого рассчитано дистанционное обучение, действительно бывает большой проблемой. Согласно печальной статистике, большинство семей, где есть дети с ограниченными возможностями, — неполные или малообеспеченные. Значит, дети, которые были бы рады учиться, но физически не могут ходить в школу, не имеют дома нужной техники по вполне понятным финансовым причинам. К тому же обычного компьютера бывает недостаточно, приходится устанавливать дополнительное техническое оснащение и программное обеспечение, учитывающие всевозможные ограничения (плохое зрение, нарушенную координацию движений и многие другие проблемы со здоровьем).

Впрочем, несмотря на все сложности, предпринимаются попытки внедрить технологии дистанционного образования в учебный процесс в средней школе, причем во многих регионах России. Проекты разного масштаба, ориентированные, прежде всего, на детей с ограниченными возможностями, реализуются на уровне управлений образования отдельных городов и субъектов РФ, но, как правило, при поддержке местных коммерческих структур и бизнесменов-меценатов. Такие программы действуют, например, в Томске, Красноярске, Калининградской области, Муроме, Сергиевом Посаде. В Москве, как и следовало ожидать, есть варианты платного и бесплатного дистанционного обучения.

Дистанционные технологии в сфере профессионального образования

Казалось бы, все не так плохо — стараниями учреждений и местных органов системы образования реализуются локальные проекты, детям предоставляются техника, доступ в Интернет, программное обеспечение, а значит, и возможность дистанционного обучения. Но что дальше? Что ждет таких детей по окончании школы, пусть даже дистанционной? Многие из них могли бы получать в таком режиме и профессиональное образование, будь у них такая возможность.

Безусловно, то, что отдельные шаги в развитии дистанционного обучения предпринимаются — уже большой плюс. Однако пока остается много минусов. Основная нерешенная проблема — отсутствие координации со стороны государства. Отсутствуют какие бы то ни было централизованные проекты по разработке методик дистанционного обучения, обеспечению ими учреждений, по обучению педагогов. Слишком многое возложено на сами школы и колледжи, которые зачастую самостоятельно решают эту проблему. В результате создано множество совершенно разных подходов, которые сложно объединить в единую систему. Поэтому трудно организовать дистанционное обучение в сфере профессионального образования как логическое, методологическое и идеологическое продолжение среднего. В такой ситуации, пожалуй, остается только ждать, когда, наконец, государство всерьез повернется лицом к данной проблеме. Хотя более вероятно, что на нее обратит внимание один из гигантов мирового ИТ-рынка, включившись, например, в приоритетный нацпроект «Образование”. И тогда уже точно рассматривать дистанционное обучение как перспективную замену традиционным формам не придется. В лучшем случае можно будет рассчитывать лишь на качественное и относительно организованное внедрение эти технологий в тех сферах образования, где они действительно необходимы.

2.2. Дистанционное обучение в США

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к образованию Национального Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.

Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход NTU составил 13.5 миллионов долларов.

По программам дистанционного образования в США работает сегодня и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы, передаваемые по четырем TV-образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах. Вооруженные силы США используют СДО для своих служащих. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета Нью-Йорк-ской Технологической Школы уже несколько лет дает ДО-курсы моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение в США имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

2.3. Дистанционное обучение в Европе

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

3. Преимущества и недостатки дистанционного образования

К преимуществам ДО можно отнести свободный график, мобильность, учебу в удобной атмосфере, технологичность, дешевизну.

Ты сам решаешь, в какое время тебе учиться, когда у тебя свободный график. Сам составляешь себе расписание занятий и можешь легко подстроить его под темп своей жизни. Ты учишься с той скоростью, которая удобна тебе.

Следующее преимущество – мобильность.Ты не прикован учёбой к определённой местности. Не надо ехать далеко от дома в ВУЗ, чтобы послушать лекции, читаемые там. Ты можешь заказать интересующий тебя курс лекций и слушать /читать/смотреть его дома.

Также учёба в удобной атмосфере является положительной стороной. Обучаясь дома, ты сам выбираешь не только расписание занятий и их темп, но и атмосферу в которой эти занятия будут проходить. Можно растянуться на диване с книгой, включить тихую музыку и поставить рядом тарелку с чипсами. Тут строгий преподаватель уже не будет тебе мешать. Главное, не расслабиться от чрезмерного комфорта.

Технологичность.В процессе обучения, ты используешь современные высокие технологии и параллельно приобретаешь навыки, которые будут полезны тебе в будущем. Но у каждой монеты две стороны. Кроме преимуществ, у дистанционного образования есть ряд недостатков.

Стоимость относительно традиционного обучения. Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится на 20-25% дешевле традиционного. Компания Microsoft считает, что стоимость сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью Интернета гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при обучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных – невозможно.

К недостаткам ДО можно отнести отсутствие личного контакта с преподавателем, мотивацию и самоконтроль, нехватку практики, техническую зависимость.

При отсутствии личного контакта с преподавателем исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д. Передача знаний происходит безличностно.

Мотивация и самоконтроль являются важной составляющей ДО.В домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает, и студент теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, чтобы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый.

Нехватка практики может негативно повлиять на учебу. К сожалению, “удалённый студент” зачастую лишён регулярных практических занятий, что не идёт на пользу качеству получаемого образования.

Техническая зависимость зачастую мешает свободно обучаться. Для постоянного доступа к источнику знаний, учащийся должен быть хорошо оснащён технически. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить. Если же вы путешествуете и получаете образование одновременно, то вы серьёзно зависите от точек Wi-Fi, флеш-модемов и т. п.

Несмотря на то, что многие дипломы ДО признаются наравне с дипломами очников, работодатели отдают предпочтение претендентам с привычными “корочками” очного отделения.

3.1. Плюсы и минусы дистанционного образования по мнению заместителей директоров по УВР школ и техникумов

Свердловской области

Мы обратились к заместителям директоров по УВР школ и техникумов Свердловской области с вопросами по дистанционному обучению, а именно: с какими сложностями они столкнулись, и какие положительные стороны дистанционного обучения они нашли. Вопросы, заданные заместителям директоров по УВР, находятся в Приложении 1.

Прямые цитаты опрошенных:

Шурц Ю.А., методист, ГАПОУ СО «Баранчинский электромеханический техникум»:

«1) Трудности с пояснениями практических задач по спец. дисциплинам, в особенности прохождения практик, где студенты выполняют работы. Одни лекции не развивают умения и профессиональные компетенции.

2) Положительной стороны в дистанционном обучении нет, так как это двойная и даже тройная работа для педагога. Единственное, дистанционное обучение позволило изучить новые платформы, а некоторые педагоги, кто ранее не использовал, стали применять информационные технологии.»

2. Гильмуллина Л.Н., методист, ГАПОУ СО «Верхнетуринский механический техникум»:

«1) Не все студенты имели возможность выйти своевременно на связь, некоторые студенты пользовались только смартфонами, что не позволяло выполнять письменные задания в печатном виде, поэтому выполнялись вручную, а затем пересылали фотографии своих работ, иногда совсем не лучшего качества, что не очень удобно было оценивать.

2) Овладение цифровыми технологиями не только студентами, но и педагогами, в некоторой степени облегчает нашу жизнь, использование электронных сервисов даёт возможность получать более быстрый результат при обратной связи и развивает самостоятельность обучающихся в поиске нужной информации и ее преобразовании.»

3. Шагиева Р.Р., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 19 г. В.Тура:

«1) Неготовность образовательных платформ к обслуживанию такого количества подключений. Отсутствие возможности у семей обучающихся обеспечить бесперебойную работу в сети Интернет для своих детей. Психологическая трудность в перестройке работы педагогов от взаимодействия человек-человек к взаимодействию человек-машина.

2) Я лично не принимаю дистанционное обучение в школе как перспективную форму обучения. Для школьного возраста положительных моментов назвать не могу».

4. Коржавина А.Г., заместитель директора по УВР, МКОУ Ачитского городского округа «Уфимская средняя общеобразовательная школа»:

«1) Трудности в начале ДО были связаны с оборудованием. Но затем были закуплены планшеты (более 150 штук), их раздали обучающимся. Столкнулись также с тем, что многие педагоги были не готовы к такому формату обучения (срочно все прошли курсы переподготовки). Самая главная трудность для обучающихся: неумение правильно организовать своё время, иногда обучение у многих затягивалось за полночь. Для педагогов главная трудность в огромном объеме проверяемых работ. Надо не только проверить, но и каждому дать рекомендации, консультации. И, конечно, не всегда объективно удавалось оценивать, потому что некоторые пытались делать не самостоятельно, списывать из Интернета, у одноклассников.

2) Положительные стороны тоже есть. Каждый мог работать в своём темпе, мог вернуться к непонятному материалу, ещё раз пересмотрев запись урока или предложенный теоретический материал. Многие подтянули свои четвертные оценки и стали самостоятельнее. Самое главное - улучшили свои умения во владении компьютерными технологиями (как обучающиеся, так и педагоги)».

5. Коровина М.А., заместитель директора по УВР, МКОУ Новоисетская средняя общеобразовательная школа:

«1) Неготовность педагогического коллектива к дистанционной форме обучения. Разница в технической оснащенности учащихся и пропускной способности интернет-линий. Неспособность (или нежелание) учащихся к самоорганизации своей учебной деятельности.

2) На текущий момент: возможность включить в учебный процесс ученика, который по ряду причин не может посещать школу.»

6. Гайнутдинова О.М., заместитель директора по УВР, МАОУ СОШ №1 г. Кушва:

«1) Технические трудности при подключении школьников, низкая культура владения ИКТ родителями, обучающимися и педагогами; организация режима труда и отдыха при ДО; психологический аспект; нагрузка на зрительный аппарат - физиологический аспект; увеличилось время работы учителей при проверке работ школьников; "зависание" сервисов Скайп и т.п. при проведении уроков; срывы занятий школьниками.

2) Большой спектр возможностей информационных ресурсов; возможность контролировать и регулировать индивидуально свой график деятельности; реализация индивидуального подхода; обратная связь учитель-ученик».

7. Тухватуллина О.А., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ №1 г. Красноуральск:

«1) Недопонимание учебного материала, отсутствие контроля онлайн, нет навыков самостоятельного обучения, интернет-безграмотность (когда надо было зарегистрироваться на каком-нибудь сайте), неумение работать с электронными носителями.

2) Больше свободного времени для самостоятельного обучения, возможность учиться не по-жесткому графику».

8. Вострикова Т.Г., заместитель директора по УВР, МОУ " Лицей 6" г. Качканар:

«1) Не 100% включенность детей. Подвисание платформ. Затруднение в проверках работ. Не все педагоги готовы к использованию вышеперечисленных платформ (отсутствие опыта работы с интернет-платформами).

2) Очень мало плюсов. Возможно, инновации, и лишь как дополнение к основному образовательному процессу».

9. Витужникова О.Ю., заместитель директора по УВР, МБОУ «СОШ №14» г. В.Тура:

«1) Ежедневая корректировка расписания; работа в ZOOM – как новая форма работы и общения с детьми и коллегами; Д/3 было неудобно проверять со смартфонов; нехватка живого общения с детьми и коллегами.

2) Во время пандемии дистанционное обучение не повлекло за собой массового распространения заболевания в нашем городе. Для некоторых детей режим дистанционного обучения оказался более удобным, они могли спокойно и вдумчиво выполнить задание в своем темпе».

В результате интервью мы получили следующие данные. Среди отрицательных сторон выделяют чаще всего психологические трудности при перестройке работы на удаленный режим (6 голосов) и технические неполадки, а именно проблемы с интернетом, техникой и средствами связи (5 голосов).Далее идут низкая культура владения ИКТ учителями, обучающимися и родителями (4 голоса) и плохая самоорганизация учеников (4 голоса). Менее популярными стали ответы: большой объем проверяемых работ (2 голоса), недостаток практики у обучающихся (1 голос), попытки списывания у учеников (1 голос), физическая нагрузка особенно на зрительный аппарат (1 голос).

Положительных сторон у дистанционного обучения было названо меньше: это знакомство педагогов и обучающихся с новыми технологиями, повышение культуры владения ИКТ (4 голоса) и работа в удобном темпе и графике (4 голоса),укрепление самодисциплины учеников (2 голоса) и возможность включения ученика, который не может посещать школу, в процесс обучения (1 голос).

3.2. Старшеклассники В. Туры и студенты ВТМТ

о плюсах и минусах дистанционного обучения

Мы провели опрос старшеклассников В.Туры (10-е и 11-е классы МБОУ СОШ №19 и МБОУ «СОШ №14») и студентов ВТМТ о плюсах и минусах дистанционного обучения. Нами было опрошено 92 человека. Вопросы для обучающихся о преимуществах и недостатках ДО находятся в Приложении 2.

К плюсам дистанционного обучения молодые люди относят: отсутствие необходимости в посещении учебного заведения ежедневно (34 голоса), более продолжительный сон, чем при очном обучении (21 голос), большое количество свободного времени (18 голосов). Также были названы: гибкость графика (11 голосов), комфортная сдача заданий (9 голосов). Самые редкие ответы: питание домашней едой, а не столовой (6 голосов) и легкое усвоение информации (2 голоса).

Среди минусов дистанционного обучения самым популярным ответом стал большой объем информации и заданий (28 голосов). Немного меньше голосов набрал ответ: трудности в самостоятельном освоении материала (27 голосов). Далее идут проблемы с интернетом, компьютерным оборудованием и средствами связи (20 голосов) и нехватка времени на выполнение выданных заданий (19 голосов). Также внимание стоит уделить самодисциплине обучающихся (13 голосов), т.к. некоторые писали о том, что им было лень заниматься и самостоятельно организовывать свою учебную деятельность без контроля учителей.На последнем месте отсутствие личного контакта с одноклассниками, одногруппниками, учителями (11 голосов).

4.Самые популярные образовательные платформы ДО

В связи с тем, что в последнее время появляется все больше и больше продуктов для удаленного обучения, мы решили найти самые популярные и лучшие. Кроме этого мы сравнили данные, взятые из интернета, с мнениями заместителей директоров по УВР.

По данным интернета самыми популярными платформами для ДО стали:

Российская электронная школа - интерактивные уроки по всему школьному курсу (с 1-го по 11 класс от лучших учителей страны)

Учи.ру - уроки по школьным предметам доступны теперь неограниченно в бесплатном режиме. Качественная работа с такими предметами как математика, русский и английский языки, окружающий мир и т.п.

ЯКласс - цифровой образовательный ресурс для школ, учеников и родителей

Московская электронная школа – это набор электронных учебников, тестов, интерактивных сценариев и уроков. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств.

МЭО — интегратор цифровых образовательных ресурсов, услуг и сервисов, позволяет реализовать требования ФГОС общего образования в цифровой форме

Яндекс.Учебник - портал для учителей по математике и русскому языку для учеников 1-5 классов

Мои достижения - онлайн сервис самопроверки полученных знаний для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам

Полный список найденных в интернете платформ находится в Приложении 3.

Образовательные платформы ДО, активно используемые в Свердловской области

Мы опросили заместителей директоров по УВР по поводу наиболее часто применяемых платформ для ДО и методах обратной связи. Вопросы находятся в Приложении 4.

Прямые цитаты опрошенных заместителей директоров по УВР:

Шурц Ю.А., методист, ГАПОУСО «Баранчинский электромеханический техникум»:

«1) Наша образовательная организация в период дистанционного обучения работала через ZOOM и работает через Moodle.

2) Наши студенты отправляют и получают информацию через Мoodle, а также через WhatsApp и ВКонтакте.»

2. Гильмуллина Л.Н., методист, ГАПОУСО «Верхнетуринский механический техникум»:

«1) Использовалось несколько платформ: Российская электронная школа, ЯКласс, Тестпад, Гуглкласс, Мобильное Образование.

2) В основном, электронная почта, ВКонтакте и WhatsApp

3. Шагиева Р.Р., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 19 г. В.Тура:

«1) Учителя начальных классов в основном использовали платформу Учи. Ру, которая позволяет проводить уроки в дистанционном формате и даёт возможность подключиться одновременно всем обучающимся класса.

2) Для обратной связи пытались использовать Дневник. Ру, но качество работы в первые 3 дня заставило искать другие варианты. Наиболее распространенными оказались: электронная почта, ВКонтакте, WhatsApp.»

4. Коржавина А.Г., заместитель директора по УВР, МКОУ Ачитского городского округа «Уфимская средняя общеобразовательная школа»:

«1) В период ДО педагоги нашей школы в основном использовали образовательную платформу Учи. Ру и РЭШ. Конечно, некоторые пытались строить занятия на ЯКласс. Много использовали задания из интерактивных рабочих тетрадей Skysmart.

2) Самыми популярными стали WhatsApp (были созданы группы родителей, обучающихся, смешанные по предметам) и ВКонтакте (это в основном детские).»

5. Коровина М.А., заместитель директора по УВР, МКОУ Новоисетская средняя общеобразовательная школа:

«1) Российская электронная школа, Интернет Урок, Моя школа в online, Учи. Ру, Яндекс Учебник.

2) WhatsApp, ВКонтакте, Skype.»

6. Гайнутдинова О.М., заместитель директора по УВР, МАОУ СОШ №1 г. Кушва:

«1) Учи. Ру, Просвещение, РЭШ, Skysmart.

2) WhatsApp, ВКонтакте, электронная почта педагогов».

7. Тухватуллина О.А., заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ №1 г. Красноуральск:

«1) Учи. Ру, Skysmart, РЭШ, dnevnik.ru.

2) WhatsApp, ВКонтакте, ZOOM, Skype.»

8. Вострикова Т.Г., заместитель директора по УВР, МОУ " Лицей 6" г. Качканар:

«1) Инфоурок, ZOOM, Discord, Skype, Яндекс учебник и Учи. Ру (начальная школа).

2) dnevnik.ru, электронная почта и WhatsApp.»

9. Витужникова О.Ю., заместитель директора по УВР, МБОУ «СОШ №14» г. В.Тура:

«1) В период дистанционного обучения использовались РЭШ, Учи. Ру.

2) Для обратной связи с учениками использовались WhatsApp, электронная почта, ВКонтакте, dnevnik.ru»

В результате интервью мы получили следующее данные. Самыми популярными образовательными платформами стали Учи. Ру (7 голосов) и Российская Электронная Школа (6 голосов). Педагоги отметили Дневник. Ру (4 голоса) и Skysmart (3 голоса). Менее популярными стали Moodle (2 голоса), Яндекс Учебник (2 голоса) и ЯКласс (2 голоса). Также упоминали Тестпад, Мобильное образование, Интернет урок, Моя школа в online, Просвещение и Инфоурок (1 голос).

Для обратной связи педагоги использовали такие мессенджеры как WhatsApp (9 голосов) и ВКонтакте (8 голосов). Немного реже использовалась электронная почта (4 голоса). Затем шли программы для видеоконференций: Skype (3 голоса), Zoom (2 голоса) и Discord (1 голос).

В итоге, мы можем увидеть, что учителя пробовали проводить обучение на различных платформах. Некоторые были удобными, другие - менее. А вот с мессенджерами вопрос обстоит совершенно иначе. Многие педагоги использовали WhatsApp, ВКонтакте и электоронную почту или похожие по своим функциям программы для видеоконференций.

Заключение

В ходе исследования была получена информация о состоянии современного образования: организации учебного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения учащихся с помощью развитых информационных ресурсов дистанционного обучения.

Цель проекта достигнута. Все поставленные задачи выполнены. Мы исследовали историю ДО, рассмотрели опыт применения ДО в мире. Нами выделены преимущества и недостатки дистанционных форм обучения, проанализировано применение на практике ДО через интервью с заместителями директоров по УВР школ и техникумов, а также через опрос обучающихся. Мы рассмотрели образовательные платформы России, сделали выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем. В ходе выполнения проекта мои предположения и гипотеза подтвердилась.

Система дистанционного обучения на данный момент неидеальна. Она имеет свои минусы. Например, отсутствие контакта с преподавателем, низкий уровень владения ИКТ у обучающихся и педагогов, плохая самоорганизация учебной деятельности со стороны учеников, технические неполадки и многое другое.

Преимущества ДО связаны с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Происходят существенные изменения в учебном процессе, его основных функциях, а также в организации учебной деятельности учащихся. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся могут быть отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени. В то же время они имеют возможность учиться в любое удобное для них время, в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Прежде всего в образовательной системе ДО нуждаются следующие группы населения: учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; лица с ограниченной свободой перемещения и инвалиды; лица, отстраненные от очного обучения в связи с карантинными мерами.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что дистанционное обучение вошло в 21 век как эффективная система подготовки и непрерывного обучения. Развитие ДО имеет существенные перспективы для своего дальнейшего усовершенствования, так как она может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны

Источники

Двадцать платформ для дистанционного образования школьника [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://chudo-udo.info/vse-dlya-shkolnikov/onlajn-obuchenie/6431-20-platform-dlya-distantsionnogo-obrazovaniya-shkolnika - 29.04.2021

Дистанционное обучение [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/NrXOLA0grLE.html - 10.12.2020

Дистанционное обучение в образовательном процессе: идеи, технологии, проблемы и перспективы  [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-po-teme-distancionnoe-obuchenie-v-obrazovatelnom-processe-idei-tehnologii-problemi-i-perspektivi-1129856.html - 10.03.2021

Дистанционное обучение в специальном образовании  [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.com/site/gondarevanadezda/proekt - 23.01.2021

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-50166.html - 20.10.2020

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/doklad-na-temu-distancionnoe-obuchenie-kak-odna-iz-form-organizacii-uchebnogo-processa-94524.html - 28.12.2020

Дистанционное обучение: понятие и значение [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://xreferat.com/71/749-1-distancionnoe-obuchenie-ponyatie-i-znachenie.html - 25.11.2020

Дистанционные технологии в образовании [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://infourok.ru/referat-distancionnie-tehnologii-v-obrazovanii-2586561.html - 05.11.2020

Лучшие образовательные платформы для дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://zaochnik.ru/blog/luchshie-obrazovatelnye-platformy-dlja-distantsionnogo-obuchenija/ - 20.04.21

Методы дистанционного образования [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/03/05/referat-metody-distantsionnogo-obrazovaniya - 02.12.2020

Перечень образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации и министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/03/20/perechen_obrazovatelnyh_platform_dlya_oo.pdf - 25.04.2021

Электронное и дистанционное обучение в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.school2taseevo.ru/UCH/metodicheskaya/proekt_distancionnoe_obuchenie.pdf -15.02.2021

Приложение 1

Вопросы для интервью с заместителями директоров по УВР по поводу преимуществ и недостатков ДО


1) С какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?


2) Какие положительные стороны дистанционного обучения вы видите?

Приложение 2

Вопросы для анкетирования старшеклассников и студентов по поводу преимуществ и недостатков ДО

1) С какими трудностями вы столкнулись в процессе дистанционного обучения?
2) Какие положительные стороны дистанционного обучения вы можете отметить?

Приложение 3

Перечень образовательных платформ

Наименование

URL

Аннотация

Классы, предметы

Системы дистанционного обучения и среды, позволяющие реализовать дистанционный процесс обучения

Дневник.ру

dnevnik.ru

Дневник.ру – закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в интернет. Дневник.ру решает задачи бумажного дневника и даже больше: расписание, домашние задания, все выставленные оценки, материалы, используемые в ходе уроков, средний балл, темы пройденных и будущих уроков, комментарии преподавателя.

1-11 класс

Moodle

moodle.org

Moodle — система управления знаниями, позволяющая организовать процесс электронного обучения от разработки онлайн курса до его реализации. Свободно распространяется по лицензии GNU GPL.

Для любых категорий обучающихся

Google Класс

classroom.google.com

Класс – это бесплатный набор инструментов для работы с электронной почтой, документами и хранилищем. Сервис разработан для преподавателей с целью организации занятия и эффективного учебного взаимодействия с учащимися.

Для любых категорий обучающихся

Электронные образовательные платформы, предоставляющие контент для реализации электронного обучения

Российская электронная школа

resh.edu.ru

«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

Алгебра (7-9 кл.) Алгебра и начала математического анализа (10-11 кл.) Английский язык (2-11кл.) Биология (2-11кл.) География (5-11 кл.) Геометрия (7-11кл.) Естествознание (10-11 кл.) ИЗО (1-7 кл.) Информатика (7-11 кл.) История (5-11 кл.) Литература(5-11 кл.) Литературное чтение(1-4 кл.) Математика(1-6 кл.) Музыка(1-7 кл.) Технология (мальчики) (7кл.) Технология (1-6кл.) Технология (девочки) (7 кл.) Физика (7-11 кл.) Основы безопасности жизнедеятельности(8-11 кл.) Физическая культура(1-11 кл.) Музыка(1-7 кл.) Химия(8-11 кл.) Обществознание(6-11 кл.) Экология(10-11 кл.) Россия в мире(10-11 кл.) Право(10-11 кл.)

Мобильное электронное образование

mob-edu.ru

МЭО это - создание безопасной образовательной среды; обеспечение условий для организации персонифицированного обучения учащихся в соответствии с их потребностями, а также с запросами региональной экономики; обеспечение доступности качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе учащихся с ОВЗ, высокомотивированных и одаренных детей.

Азбука (1кл.) Русский язык (1-9кл.) Русский язык (10-11кл. базовый уровень) Русский язык (10-11кл. углубленный уровень) Литературное чтение (1-4 кл.) Математика (1-6 кл.) Окружающий мир (1-4 кл.) Изобразительное искусство (1-4 кл.) Английский язык (2-11кл.) Литература (5-11кл.) Всеобщая история (5-9кл.) География (5-10кл.) Биология (5-11кл.) Обществознание (5-11кл.) История России (6-11кл.) Алгебра (7-9кл.) Алгебра (10-11кл. базовый уровень) Алгебра (10-11кл. углубленный уровень) Геометрия (7-9кл.) Геометрия (10-11кл. базовый уровень) Геометрия (10-11кл. углубленный уровень) Информатика (7-11кл.) Физика (7-11кл.) Химия (8-11кл.) Астрономия (10-11кл.)

Учи.ру

uchi.ru

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС. Содержит более 30 000 заданий в игровой форме, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Английский язык 1 – 11кл. Русский язык 1 – 9кл. Математика 1 – 6кл. Окружающий мир 1 – 4кл. Программирование 1 – 4кл. Биология 5 – 6кл. Обществознание 5кл. История 5кл. География 5 – 7кл. Алгебра 7 – 11кл. Физика 7кл. Химия 8кл.

Яндекс.Учебник

education.yandex.ru

Доступно более 35 000 заданий разного уровня сложности. Все задания разработаны опытными методистами с учётом ФГОС НОО. Можно реализовать индивидуальные траектории внутри одного класса. Учитель может назначить задания всему классу или индивидуально, сэкономить время на проверке заданий и подготовке к урокам Задания распределены по темам, и учитель легко ориентируется независимо от того, по какой программе работает. Есть подробная статистика успеваемости.

Русский язык (1-5 кл.) Математика (1-5 кл.)

Онлайн щкола Фоксфорд

foxford.ru

Онлайн-подготовка школьников 3 — 11 классов к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, а также углубленное изучение школьных предметов в группах и индивидуально.

Математика Физика Русский язык Информатика Обществознание Биология История Химия Иностранный язык

ЯКласс

yaklass.ru

Ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, сотрудничает с популярными издательствами. Содержит 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. Все материалы соответствуют ФГОС.

Алгебра (7-9кл.) Геометрия (7-9кл.) Математика (1-6 кл.) Информатика (5-11кл.) Биология (5-8кл.) Физика (7-9кл.) География (5,7кл.) Окружающий мир (1-4 кл.) Химия (8-9кл.) Основы финансовой грамотности (7-11кл.) Обществознание (8-9кл.) История. Интерактивные карты Литературное чтение (2-4 кл.) Русский язык (1-11кл.) Английский язык (2-11кл.) Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ Алгебра и начала анализа (10кл.)

1С:Школа Онлайн

obr.1c.ru

Онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ онлайн на 90 дней

Игры и задачи, 1–4 классы Тайны времени и пространства, 1–4 классы Математика, 1, 2, 3, 4 классы

Кодвардс

codewards.ru

Платформа по обучению детей основам программирования в игровой форме.

Информатика, младшие школьники

Платформа новой школы

pc.bl.ru

Цифровая платформа – комплексная цифровая среда для коммуникации и взаимодействия основных участников образовательного процесса относительно учебных целей. Платформа не замещает учителя, но меняет его роль, становится инструментом организации учебного процесса: учитель получает возможность для управления персонализированными планами большого числа учеников, дает постоянную обратную связь об их успехах, позволяет учителю развивать собственные компетенции.

5-8 кл. Для ученика платформа предоставляет возможность самостоятельного планирования обучения и доступ к необходимому контенту, освоение которого предполагает как индивидуальную так и групповую работу, в том числе реализацию проектов, исследований.

Домашняя школа InternetUrok.ru

interneturok.ru

Полное среднее образование дистанционно. Для семейного обучения, для тех, кто часто пропускает школу, для проживающих вне России. Возможность официального зачисления в любое время года. Бесплатный доступ открыт.

Все предметы школьной программы с 1 по 11 класс. Бесплатные видеоуроки в онлайн доступе.

Профориентаци онный портал «Билет в будущее»

bilet.worldskills.ru

Портал с видеоуроками для средней и старшей школы а также расширенными возможностями тестирования и погружения в различные специальности и направления подготовки уже

Проект ранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов.

Онлайн платформа «Скайенг»

skyeng.ru

Онлайн школа английского языка. До 24 апреля открыт доступ к УМК Spotlight и Сферы

Открыт материал по грамматике, аудированию, подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и т.д. Все материалы бесплатны для всех и в свободном доступе на платформе.

Издательство «Просвещение»

prosv.ru

Бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, предоставляет издательство «Просвещение». Доступ будет распространяться как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.

1-11 кл.

«Московская электронная школа»

uchebnik.mos.ru

Это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков в электронной библиотеке. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда. Проверка ошибок, общение с учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты контрольных и тестов — всё это доступно родителям, учителям и школьникам с любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений.

Для всех категорий учащихся.

Мособртв

mosobr.tv

Первое познавательное телевидение, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира.

Для всех категорий учащихся.

Урок цифры

datalesson.ru

«Урок цифры» дает хорошую теоретическую базу и наглядную практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн среде. Данные уроки будут полезны и интересны как самим школьникам, так и их родителям.

Для всех категорий учащихся.

Онлайнплатформа «Мои достижения»

myskills.ru

Широкий выбор диагностик для учеников с 1 по 11 класс по школьным предметам и различным тематикам. Материалы для подготовки к диагностикам от Московского центра качества образования.

Для учащихся 1-11 классов.

«Олимпиум»

olimpium.ru

Все школьные олимпиады России и мира.

Для всех категорий учащихся.

Видеоуроки на видеохостинге youtube.com

youtube.com

На видеохостинге youtube.com размещено огромное количество видеоуроков, найти которые можно по названию школьного предмета (ввести название в строку поиска).

Для всех категорий учащихся.

Приложение 4

Вопросы для интервью с заместителями директоров по УВР по поводу использования платформ для обучения и обратной связи

Какие образовательные платформы использовало (использует, пыталось использовать) ваше ОУ в период дистанционного обучения)?

2) Какие мессенджеры вы использовали для обратной связи с обучающимися?

Просмотров работы: 49