Лидер нашего времени. Какой он?

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лидер нашего времени. Какой он?

Евлампиев Е.О. 1
1МБОУ «Многопрофильный лицей №187»
Квитко М.В. 1Евлампиева М.В. 1
1МБОУ «Многопрофильный лицей №187»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Лидеры – это двигатели прогресса общества. Лидеры вносят огромный вклад в человечество, меняют его. Без лидеров общество бы не развивалось, ведь есть пассивные люди, которые не хотят брать на себя ответственность, принимать решения и отвечать за других.

Цель проекта: выяснить кто такой лидер, какие качества присущи лидеру нашего времени

Задачи:

1. Проанализировать теории лидерства исследователей разных времён;

2. Сравнить качества современного лидера и лидера в прошлом;

3. Провести опрос среди учащихся 4-х, 6-х, 8-х классов

4. Организовать конференцию в программе ZOOM и провести интервью с призером конкурса «Лидеры России» 2019 г. Галлямовым Маратом Радисовичем

Гипотеза: качества современного лидера претерпели изменения, но наличие знаний является важным показателем

Основная часть.

Понимание лидерства

Если внимательно посмотреть на портреты исторических деятелей то задаёшься вопросом, что же может объединять между собой первого русского императора Петра Первого, британского государственного и политического деятеля Уинстона Черчилля и американского христианского проповедника Мартина Лютера Кинга?

Родились и выросли они в разное время и в разных странах и на первый взгляд между ними нет ничего общего. Но всех их можно назвать одним словом – лидер, которое можно перевести с английского языка, как ведущий, первый, идущий впереди, руководитель или вожак.

«Если ты всегда впереди

В массе жизни, гуще событий,

И других готов за собой вести,

Значит, ты по натуре… Лидер!»

Лидерство - это многоаспектный компонент. Понимание сути лидерства, содержания, характера и направленности деятельности лидера, отличительных черт лидера, его влияние на окружающих, ролевые функции, социальный статус в обществе, мотивации в деятельности лидера неизменно привлекают интерес. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, психологическим типом, ценностными установками и идеалами, но не все они могут и становятся лидерами. Лидер - это руководитель, вождь, авторитетная личность, которой принадлежит центральная роль организатора совместной деятельности, в обязанности которого входит также регулирование взаимоотношений в социуме, группе, коллективе. С течением времени, социально-экономическими изменениями в обществе, улучшением качества жизни, научно-техническим прогрессом сам образ лидера постоянно видоизменяется, наполняется новым содержанием, которое отражается в мировоззрении и культуре. В современном обществе на это влияет множество факторов, одним из которых является стремление человека к успеху, осознание себя успешным, вне зависимости от выбранной области и вида деятельности, специальности и т.д…

Из истории лидерства

Проблему «лидерства» начали исследовать еще с давних времен. Первые упоминания об этом явлении находим в трудах философов: Конфуция, Платона, Макиавелли, Гегеля, Ницше и др

Согласно Фрейду, человечество нуждается в лидере, так же как и семейство в авторитарном отце; «в отцеподобии» — тайна лидерства.

Многие хотят стать лидерами. Причин предостаточно: социальный статус, больше денег, способность заставлять людей делать то, что вы хотите, и т.д. Но что такое лидерство на самом деле? За эти годы лидерство приобрело множество различных значений. Не потому, что его смысл постоянно меняется, а потому, что на него можно смотреть по-разному. Были даны различные объяснения относительно того, как возникло лидерство и как определить лидера. Они более известны как теории лидерства.

Теория черт является одной из старейших существующих теорий, стремящихся описать лидерство.[3] Теория великого человека разработана и популяризирована шотландским философом и учителем Томасом Карлайлом в 1840-х годах. Томас Карлайл прочитал лекции по лидерству в 1840 году и привел в пример весьма влиятельных деятелей общества, обладающих разными способностями. К ним относятся Мухаммед, Шекспир, Наполеон, Кромвель и Один (персонаж скандинавской мифологии). Теория стала очень популярной и выдвинула на передний план идею, что лидерство основывалось на определенных способностях, которыми обладали лидеры. Долгое время считалось, что черты лидера не приобретенные, а врожденные. Десятилетиями теория изменялась и развивалась. Многие исследователи вносили свой вклад и изучали какие именно качества присущи лидерам. Важные выводы сделал Ральф Мелвин Стогдилл. Он утверждал, что лидерство имеет место среди всех людей, а не только у “особых людей”.

Черты современного лидера

Даже спустя много лет, теория черт лидера так и не смогла остановиться на исчерпывающем списке черт, необходимых для эффективного лидера. Различные исследователи выделили черты, которые предназначены облегчить поиск эффективных лидеров. Самая большая проблема в принятии этой теории заключается в том, что эффективный лидер в одной ситуации может быть не так хорош как в другой на основе одних и тех же черт.

На сегодняшний день теория имеет более или менее четкий перечень черт, которыми должен обладать лидер. Однако, стоит учитывать, что исследования продолжаются до сих пор. На данный момент исследователи пытаются разобраться с такой чертой как харизма – ее сейчас считают одной из самых важных для лидера.[2]

Черты современного лидера:

Инициативность

Когнитивные навыки

Лидер должен быть умным человеком: он развивается, чтобы иметь возможность предлагать решения. Он не обязательно самый образованный в какой-то конкретной области, но он имеет достаточно знаний, чтобы предложить и реализовать предложенное, а также готов взять за это ответственность. Особенно заметны когнитивные навыки, когда лидеру приходится действовать в условиях недостатка информации.

Энергичность и самостоятельность

Гибкость

Уверенность

Эмоциональный интеллект

Навыки современного лидера:

1.Ориентироваться на людей

2. Уметь принимать трудные решения

3. Вдохновлять команду

4. Думать стратегически

5. Быть примером

6. Развивать новые возможности

7. Использовать эффективное общение

Самые востребованные soft skills (гибкие навыки):

-Креативность

-Умение убеждать

-Сотрудничество

-Адаптивность

-Управление временем

Самые востребованные hard skills (твёрдые навыки):

-Облачные вычисления

-Искусственный интеллект

-Принятие решений на основе данных

-Управление людьми

-UX-дизайн

Положительные и отрицательные аспекты лидерства

С самого детства родители нас учат, что превосходство и лидерство — синонимы успеха. Возможность быть лидером, несомненно, идет рука об руку с разнообразными бонусами, но неужели только лишь это? С одной стороны, быть лидером увлекательно из-за престижа и власти, не говоря уже о финансовой стороне. Если говорить о крупных лидерах, то есть главах стран, то они способны влиять на жизнь миллионов людей и менять их к лучшему. Сама мысль об этом дает огромное чувство удовлетворения. Более того, «быть лидером» может помочь войти в историю. Решения, которые принимает лидер, навсегда останутся в учебниках по истории и в памяти людей. С другой стороны, власть всегда означает ответственность. Поэтому большинство лидеров живут под постоянным напряжением и давлением, поскольку они ежедневно принимают далеко идущие решения и должны быть уверены, что их решения не будут иметь негативных последствий. Более того, лидерство лишает личной жизни. Лидер всегда на виду у публики, так как каждый ваш шаг тщательно изучается средствами массовой информации. Кроме того, лидеры стран и их семьи должны постоянно находиться в окружении телохранителей, так как они могут легко стать мишенью для террористов или жадных до власти соперников. В целом, лидерство кажется очень полезным. В то же время это влечет за собой определенные риски и ответственность. Если есть желание стать лидером, вы должно быть и осознание того, что придется пожертвовать, и спросить себя, стоит ли это того или нет.

Что дает человеку лидерство или ради чего он хочет им стать, заключается, например, в том, что он получает возможность доминирования над другими, ощущает радость, удовольствие от полноты жизни и осуществления желаний и целей, чувство собственной важности, уверенности в себе и в будущем, комфорта, востребованности, достигает признания. Негативным аспектом выступает его стремление к бездуховности, когда собственные ценности нивелируются и реализуются только те, которые помогают достичь успеха, соответствуют обстоятельствам, преобладает установка на утилитарность, прагматизм.

Главный мотив – достижение успеха и материального благополучия. Главная ценность – полезность, редкость, поэтому способности и индивидуальность являются товаром, который в зависимости от спроса на ту или иную успешную роль можно продать или изменить. Совесть, ее чистота или виновность выступают характеристикой достижения результата. Эти психологические типы содержат в себе много негативных черт. С другой стороны современный тип лидера является следствием существования таких типов личности как «Творец», «Герой», неизменно привлекающих к себе внимание, ведущих за собой остальных людей. Это положительный аспект духовно развивающейся личности, преобразующей действительность.

В современной действительности набирает обороты следующая тенденция: молодые люди в большинстве своём, общаясь в социальных сетях, выбирают для себя лидеров сомнительного «качества». Очень часто встречаются люди, которые берут на себя роль экспертов в той или иной области, не имея необходимого образования. Такими «лидерами» движет жажда внимания, признания, наживы. Они не брезгуют ничем ради лайков. Почему же так происходит, неужели моя гипотеза не подтверждается? И вот как объясняет этот феномен Александр Чулок, директор центра научно-технологического прогнозирования ВШЭ:

- Важная особенность, по моим наблюдениям , — ограниченные навыки работы в "неструктурированной реальности".

"Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, они теряются. Если на нужную тему нет коммента блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, — то же самое. Это напоминает американскую образовательную модель прошлого века, когда у каждого студента или школьника есть треки, по которым их ведут. В итоге люди привыкают, что они все время ведомые. В этом, мне кажется, причина возникновения большого количества неформальных лидеров мнений, за которыми все молодые следят, и это облегчает жизнь. Можно сказать, это поколение интеллектуального фастфуда". [5]

Исследовательская часть

I часть – проведение опроса учащихся

Я провёл исследование среди учащихся, чтобы выявить уровень понимания лидерства и наличие интереса к этой теме у подростков нашего лицея.

В исследовании приняли учащиеся 4-го, 6-го и 8-го классов

В 4 классе опрошено 29 учащихся

Вывод: учащиеся 4х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Четверть ребят отметили наличие отличных умственных способностей у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, большинство для себя его выделяют. Что интересно, это для пятерых ребят из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. Лидерские качества могут проявиться и в кризисной ситуации, и при полной свободе действий. 13 человек из 29 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. Четверть класса не считает нужным формировать лидерские качества.

В 6 классе опрошено 28 учащихся

Вывод: учащиеся 6х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь двое учеников отметили отменный ум лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, но большинство наличие лидера в классе отрицает. Для одного ученика из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\4 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению шестиклассников, лидерские качества могут проявиться больше в кризисной ситуации, чем при полной свободе действий. 16 человек из 28 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. 11 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

В 8 классе опрошено 17 учащихся

Вывод: учащиеся 8х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь трое учеников отметили наличие отменного ума у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, практически все ученики выделяют в своем коллективе наличие лидера, причем с огромным уважением называя одноклассницу по имени и отчеству. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером может быть человек с отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению восьмиклассников, лидерские качества могут проявиться больше не в кризисной ситуации, а при полной свободе действий. Половина ребят считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы наличие урока в школе. 5 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

Анализ проведенного опроса:

Все ученики выбрали практически одни качества лидера

- несёт ответственность за команду,

- быстро принимает решение,

- умеет находить общий язык с людьми,

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

Учащиеся 4-го класса выделяют у лидера такое качество, как ум в большей степени, чем 6-ые и 8-ые классы. Но и даже в этом случае наличие умственных способностей не является основополагающей и важной составляющей.

44 человека из 74 нуждаются в подбадривании, в позитивном настрое на всё происходящее.

Учащиеся 4-х классов, в отличие от старших детей, лидером могут выбирать взрослого человека, например, учителя.

Учащиеся 8-ых классов в большей степени, в отличие от 4-ых и 6-ых классов, считают, что лидером может быть и человек, наделенный отрицательными качествами.

38 учеников из 74, а это больше половины опрошенных, не желают быть лидерами.

52 ученика из 74 считают нужным формирование лидерских качеств и выбирают для этого урок или кружок в школе.

II часть - интервью с призером конкурса «Лидеры России» 2019 года Галлямовым Маратом Радисовичем

Я организовал ZOOM конференцию для общения с Маратом Радисовичем. Мы пообщались 25 минут. Беседа была очень познавательная и продуктивная для меня. Марат Радисович раскрыл своё понимание сути лидерства, рассказал о значимости этой темы для общества, для нашей страны. Слушая его, я сделал соответствующие выводы:

- лидер - это активный, открытый, позитивный по отношению к людям и ко всему новому человек. К тому же ответственный, готовый сделать больше, чем нужно, убеждающий окружающих в верности выбранного решения и пути;

- участие в конкурсе «Лидеры России» даёт человеку возможность как демонстрировать, так и формировать лидерские качества; расширить свой кругозор, круг знакомств, свои возможности;

- возможность результативного участия в конкурсе, а также удерживание позиции лидера достигается наличием умственных способностей и образования. Не просто получить образование, а иметь желание и способность учиться постоянно.

- для процветания нашего общества и страны необходимо формировать лидерские качества с молодого возраста;

- изучение всех школьных предметов так или иначе делают человека разносторонним, глубоким, логичным, развивает творческие, физические, эстетические способности. И конечно образованный человек, занимающий лидирующие позиции будет созидать на благо окружающим, на благо нашей страны;

Так как я выяснил, что учащиеся заинтересованы данной темой, я пригласил Марата Радисовича к нам в лицей для проведения беседы или мастер-класса от призера конкурса «Лидеры России». Я уверен, что его история может быть для школьников мотивацией желания учиться и развиваться, а также для большего понимания необходимости учить и школьные предметы в том числе.

Заключение

Целью данного проекта являлось выяснение кто такой лидер, какие качества присущи лидеру нашего времени. В ходе изучения данной темы были поставлены и решены следующие задачи:

проанализированы теории лидерства исследователей разных времён;

рассмотрены качества современного лидера и лидера в прошлом;

проведен опрос среди учащихся 4-х, 6-х, 8-х классов на понимание лидерства и желание войти в этот состав;

организована конференция в программе ZOOM и проведено интервью с призером конкурса «Лидеры России» 2019 г. Галлямовым Маратом Радисовичем;

предложен один из шагов для мотивации к интересу образования, а также для формирования лидерских качеств

На основании изученной темы, можно подвести итог:

лидерство изучается уже давно и является актуальной темой в наши дни. Исследования не прекращаются. Даже спустя много лет, теория черт лидера так и не смогла остановиться на исчерпывающем списке черт, необходимых для эффективного лидера. За многие годы лидерство приобрело множество значений и трактовок, но это не меняет смысл понятия. Ценится лидер, способный «вытягивать» на себе задачи по мотивации, воодушевлению, поддержке, направлении и контролю команды. В последнее время большое значение придается такому качеству, как харизма, эмоциональный интеллект.

Исходя из проведенных исследований, могу подтвердить свою гипотезу – образование и знания все-таки являются значимой составляющей в характеристике лидера, хотя это не осознают учащиеся в силу своего возраста. Подтверждение этого нашлось в проведенном интервью с призером конкурса «Лидеры России».

Моя озабоченность тем, что сомнительные люди стали занимать лидирующие позиции в среде молодежи нашла объяснение – это недостаток знаний, опыта, желание найти того, кто поведёт за собой легким путём. Значит иметь знания и образование необходимо как людям с лидерскими качествами, так и тем, кто выбирает лидеров.

Исправлять негативную тенденцию предлагаю через организацию кружков по данной тематике, что является выбором и интересом учащихся Прекрасным решением будет приглашение людей – лидеров в разных областях в лицей к нашим ребятам. И этих людей, в том числе предостаточно среди родителей лицеистов.

Источники:

Прокачай своё лидерство. Джон Максвелл © 2014 by John C. Maxwell

https://mangogames.ru/blog/top-navyki-sovremennogo-lidera

https://hurma.work/rf/blog/teoriya-liderstva-i-top-navykov-sovremennogo-lidera-2/

https://vsetesti.ru/163/

https://news.rambler.ru/other/41623157-pokolenie-igen-uchenye-obnaruzhili-ahillesovu-pyatu-sovremennoy-molodezhi

Опросник Приложение

1. По вашему ЛИДЕР – это тот, кто… (отметь нужное)

- выполняет работу за всех;

- самый умный;

- несёт ответственность за команду:

- быстро принимает решения;

- самый физически сильный;

- умеет находить общий язык с разными людьми;

-материально обеспеченный, имеет всё самое лучшее;

- может внушить уверенность, что все будет хорошо

2. Нужен ли лидер в коллективе?

- да

- нет

3. Есть ли в вашем классе лидер?

- да, назовите имя

- нет

4. Можно ли лидера критиковать?

- да

- нет

5. Может ли быть лидером человек с отрицательными качествами?

- да

- нет

6. Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться другим

- нет

7. Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

- да

- нет

8. Лидером может быть только мужчина?

- да

- нет

9. Считаете ли вы, что наличие лидерских качеств зависит от возраста?

- да

- нет

10. Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

11. Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

- да, нужен такой урок в школе

- да, нужен такой кружок в школе

- нет

Результаты опроса учащихся 4х классов

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

 

По вашему лидер – это тот, кто…

- самый умный

- несёт ответственность за команду

- быстро принимает решение

- умеет находить общий язык

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

- выполняет работу за всех

- самый физически сильный

8

22

12

19

13

3

3

Нужен ли лидер в коллективе?

- да

- нет

26

3

Есть ли в классе лидер?

- да / выбран учитель

- нет

19/5

10

Можно ли лидера критиковать?

- да

- нет

19

9

Может ли лидер быть с отрицательными качествами?

- да

- нет

13

17

Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться

- нет

10

6

14

Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

- да

- нет

22

7

Лидером может быть только мужчина?

- да

- нет

3

24

Наличие лидерских качеств зависит от возраста?

- да

- нет

1

27

Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

15

14

Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

- да, нужен такой урок в школе

- да, нужен такой кружок

- нет

9

13

8

Результаты опроса учащихся 6х классов

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

 

По вашему лидер – это тот, кто…

- самый умный

- несёт ответственность за команду

- быстро принимает решение

- умеет находить общий язык

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

- выполняет работу за всех

- самый физически сильный

2

23

15

9

17

1

4

Нужен ли лидер в коллективе?

- да

- нет

24

3

Есть ли в классе лидер?

- да / выбран учитель

- нет

13/1

15

Можно ли лидера критиковать?

- да

- нет

25

3

Может ли лидер быть с отрицательными качествами?

- да

- нет

11

17

Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться

- нет

7

0

5

16

Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

- да

- нет

27

1

Лидером может быть только мужчина?

- да

- нет

1

27

Наличие лидерских качеств зависит от возраста?

- да

- нет

3

25

Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

16

11

Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

- да, нужен такой урок в школе

- да, нужен такой кружок

- нет

3

16

11

Результаты опроса учащихся 8х классов

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

 

По вашему лидер – это тот, кто…

- самый умный

- несёт ответственность за команду

- быстро принимает решение

- умеет находить общий язык

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

- выполняет работу за всех

- самый физически сильный

3

13

9

15

14

0

0

Нужен ли лидер в коллективе?

- да

- нет

13

1

Есть ли в классе лидер?

- да / выбран учитель

- нет

16/15

1

Можно ли лидера критиковать?

- да

- нет

15

1

Может ли лидер быть с отрицательными качествами?

- да

- нет

9

6

Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться

- нет

6

0

4

8

Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

- да

- нет

16

1

Лидером может быть только мужчина?

- да

- нет

1

16

Наличие лидерских качеств зависит от возраста?

- да

- нет

1

16

Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

4

6

Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

- да, нужен такой урок в школе

- да, нужен такой кружок

- нет

8

4

5

Просмотров работы: 2700