ВВЕДЕНИЕ
Современный мир движется вперёд, используя все инновационные технологии. Образование не является исключением. Сейчас по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) главная цель образования - раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности. Соответственно, необходимо создать условия не только для получения обучающимися знаний в образовательных учреждениях, но и сформировать учебные классы, которые будут соответствовать цели ФГОС. Данный факт делает научную работу «Модель учебного кабинета «Триада»» актуальной.
Основная цель работы – создание модели учебного кабинета, соответствующей достижению цели Федерального государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть условия получения образования в мировых странах-лидерах в области образования.
Проанализировать модели ученых кабинетов в мировых странах-лидерах.
Создать модель учебного кабинета «Триада».
В условиях пандемии было проблематично посетить страны, лидирующих в образовании, поэтому основной источник информации по данным странам – интернет.
В России есть опыт моделей учебных кабинетов: «Хорошевская гимназия» г. Москва, Инженерный корпус школы № 548 (образовательный центр «Царицыно»), Международная школа Казани и т.д.
Модель «Триада» может войти в число инновационных проектов учебных кабинетов.
ГЛАВА I. СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ С ЛУЧШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Ещё в XX веке о том, чтобы получить образование в Европе, многим приходилось только мечтать. Сегодня возможностей для этого появилось гораздо больше среди многих европейских стран. Нами был проанализирован рейтинг стран по уровню образования в мире, представленный Организацией Объединенных Наций. Мы рассмотрели первую десятку лидеров и далее предоставим больше информации об этих странах1 (Таблица №1 «Рейтинг стран мира по индексу уровня образования»). Каждое описание имеет определённый рисунок в приложении, для того, чтобы видеть условия обучения, точнее учебные кабинеты, в которых проходит учебный процесс.
Таблица №1 «Рейтинг стран мира по индексу уровня образования»
Рейтинг |
Страна |
Индекс |
1 |
Германия |
0.943 |
2 |
Норвегия |
0.930 |
3 |
Великобритания |
0.928 |
4 |
Финляндия |
0.927 |
5 |
Исландия |
0.926 |
6 |
Новая Зеландия |
0.926 |
7 |
Австралия |
0.924 |
8 |
Ирландия |
0.922 |
9 |
Дания |
0.920 |
10 |
Швеция |
0.918 |
Образование в Германии
Германия держится на первом месте в списке стран по уровню образования.
Образование в Германии — это качественный подход в преподавании в сочетании со свободой выбора образовательных направлений. Немецкое образование ценится во всем мире. Возможность получить бесплатное среднее и высшее образование привлекает в Германию студентов со всего мира. Немецкие ВУЗы входят в мировые рейтинги лучших учебных заведений мира. Также стоит отметить, что в 90% немецких высших учебных заведений есть возможность обучения на английском языке.
Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств, однако в системе немецкого образования представлены и государственные, и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно.
Обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от шести до девятнадцати лет, соответственно продолжительность обучения в школе рассчитана в общей сложности на 13 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются (Приложение 1. Рис.1. Учебный кабинет в Германии).
Образование в Норвегии
В младшей школе программа является обязательной для всех. Она включает разные предметы: норвежский и английский языки, математику, чтение, физкультуру, музыку. Особое внимание занимает трудовое обучение. В этом возрасте дети не получают оценок. Если учитель озадачен поведением или успеваемостью ученика, то он пишет записку родителям с просьбой обратить на проблему внимание.
В средней школе программа становится немного сложней. Начинают добавляться новые предметы: экономика, экология, основы ведения домашнего хозяйства, бухучет. Важной составляющей считаются профориентированные предметы. Это важно, чтобы ребенок в возрасте до 15-16 лет определился с выбором будущей профессии.
В 16 лет норвежцы переходят в старшую школу. Длительность составляет 3 года. После окончания старшей школы можно считать, что ученик получил полное среднее образование. Часть предметов являются обязательными, чтобы подготовиться к будущей работе. И есть по желанию, их выбирают для общего развития. (Приложение 1. Рис.2. Учебный кабинет в Норвегии).
Отличительные особенности норвежской системы образования:
Обучение чаще всего проводится с небольшими группами студентов
На занятиях царит неформальная обстановка
Общение преподавателя и студентов не прекращается даже после занятий
Каждому обучающемуся уделяется большое внимание
Образование в Великобритании
Система школьного образования в Великобритании – это не только школьное направление. Все направлено на то, чтобы родитель смог выбрать обучение с персональными условиями. В Великобритании существует огромное разнообразие школ. Распространенный тип школы в Великобритании — это школы-пансионы, в которых ученики как обучаются, так и живут.
Обязательное школьное образование в Англии включает две ступени – начальную и среднюю. Юные британцы начинают учебу в возрасте 5 лет. В начальной школе ребята учатся до достижения 11-летнего возраста.
Следующая ступень – средняя школа. По окончании школы в 16 лет подросток получает сертификат GCSE - свидетельство о получении общего среднего образования и может либо продолжить учебу на следующем уровне, либо пойти работать. Экзамены в Великобритании настигают подростков при окончании школы. Они содержат в себе сдачу 6-8 предметов. Если человек видит себя студентом вуза в будущем, ему потребуется сдать математику, иностранный язык, естественные направления и английский язык.
Для ребят, планирующих поступление в ВУЗ, предусмотрена двухлетняя программа послешкольного образования. А те, кто настроен на профессиональное обучение, поступают в колледж.
Ученики частных британских школ практически в 100% случаев получают высшее образование, а вот выпускники государственных школ довольно часто склоняются к освоению рабочей профессии. Выбор не всегда зависит от желания учиться. Так как высшее образование в Англии платное, дети из малообеспеченных семей зачастую вынуждены идти работать, такова жизнь. (Приложение 1. Рис.3. Учебный кабинет в Великобритании).
Образование в Финляндии
Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как же она построена и на каких принципах базируется?
Поскольку в Финляндии 2 государственных языка, шведский и финский, в учебных заведениях используются оба. В Саамских районах, где широко распространен саамский язык, на нём также ведется преподавание в школах и вузах.
В Финляндии, в отличие от детских садов, посещение школы бесплатное. Более того, ученикам не придется покупать учебники, тетради, канцтовары, планшеты, оплачивать обеды, – все это также предоставляется бесплатно. При необходимости в школу и домой их привозят на автобусе.
Обучение в школе длится 9-10 лет и состоит их двух уровней. Начало учебного года в Финляндии выпадает на август – примерно с 8-го по 16-е число (единый день для всех не установлен). Окончание учебного процесса приходится на май.
Школа делится на 2 уровня: начальная и старшая. Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания. В старшей школе есть основные предметы, изучение которых обязательно для всех. Также учащиеся могут выбрать по своему усмотрению дополнительные дисциплины. Школьное питание, экскурсии, учебники, канцелярские принадлежности и даже планшеты предоставляются государством бесплатно. На обустройство классов и дополнительные учебные материалы с родителей денег не взимают. (Приложение 1. Рис.4. Учебный кабинет в Финляндии).
Образование в Исландии
Образование в Исландии соответствует всем мировым стандартам. Особенно сильны программы по энергетике. В этой области Исландия — мировой лидер по инновациям.
Обучение в государственных вузах бесплатное за исключением регистрационного взноса. Среднее образование является обязательным для всех учеников, к тому же оно абсолютно бесплатное, за исключением частных форм. Обучение в такой школе составляет 10 лет, 7 из которых — это начальная школа, а остальные 3 — базовая. Детей отправляют в школу в 6-7 лет.
Первые 7 лет начальной школы практически все предметы ведет классный руководитель. После 7 класса начальной школы ученики обязаны ходить на каждый предмет к отдельному учителю. Также после перехода в среднюю школу в некоторых из них ученики имеют право уменьшить посещение отдельных предметов по своему усмотрению. Система оценивания в школах 10-балльная, где 10 — самая высокая оценка.
Исландцы уделяют большое внимание самостоятельности детей, поэтому с самых младших классов школьники выбирают старосту посредством голосования. Классный руководитель обязан проводить определенные мероприятия в рамках учебного процесса для сплочения детей. Также во многих школах принято, чтобы ученики сами убирали свой класс и обустраивали его и другие помещения к каким-либо праздникам и мероприятиям. В школах одинаковое внимание уделяется как коллективной работе учеников, так и индивидуальной. (Приложение 1. Рис.5. Учебный кабинет в Исландии).
Образование в Новой Зеландии
Новую Зеландию можно смело отнести к новым направлениям для получения образования за рубежом. Это далёкое островное государство сегодня входит в число наиболее развитых стран мира, а уровень жизни новозеландцев очень высок и перспективы развития просто ошеломляющие.
Отличительной особенностью новозеландского обучения является то, что ребенок может начать учебу в школе сразу по наступлению 5 лет, необязательно ждать начала следующего семестра. При этом обязательное школьное образование начинается в 6 лет. Школы Новой Зеландии учат детей 12-13 лет, в зависимости от их дальнейших планов на профессиональное обучение.
Первым уровнем образования можно считать детские дошкольные учреждения, которые дети посещают до 5 лет. Посещение детского садика рекомендовано, но окончательное решение за родителями, которые могут оставить дошкольника и дома. В 5 лет ребёнок впервые переступает порог начальной школы, где учатся до 12 лет. С этого возраста юный новозеландец становится учащимся средней школы, которую покидает в роли выпускника уже в 18 лет. Второй и третий уровни образования являются обязательными.
В Новой Зеландии существует несколько разновидностей вузов, которые предлагают профессиональное образование для своих студентов. Государство частично субсидирует высшее образование, так что резиденты и граждане Новой Зеландии платят за обучение меньше, чем иностранные студенты. Учебные заведения принимают на обучение вне зависимости от возраста студента.Все восемь новозеландских вузов входят в 3% лучших мировых университетов.Образование в Новой Зеландии не так популярно среди европейцев, как учеба в Великобритании, Финляндии или Германии. При этом здесь много студентов из Азии, например Южной Кореи. (Приложение 1. Рис.6. Учебный кабинет в Новой Зеландии).
Образование в Австралии
Система образования в Австралии по своей структуре типична для большинства развитых стран. Принцип организации образовательного курса зависит от штата или территории. В каждом из них правительство обеспечивает финансирование и регулирует государственные и частные школы.
Учёба в Австралии очень популярна у молодёжи из разных стран мира. В школах, колледжах и университетах Зелёного континента учится более 600 000 студентов, приехавших из-за рубежа, что составляет почти 3% всего населения государства. Давайте разберёмся, в чём же заключаются причины такого высокого спроса на образование в Австралии.
Среднее образование обязательно для всех детей. Его можно получить в государственных, частных и католических учебных заведениях. Государственные школы бесплатны для постоянных жителей страны. В школах учебный год начинается в конце февраля и длится до середины декабря. Он разделён на 4 четверти. Продолжительность каникул определяется администрацией образовательного заведения. Во всех образовательных учреждениях страны много внимания уделяется физической культуре. Особой популярностью у детей пользуются занятия теннисом, лёгкой атлетикой, плаванием, крикетом и футболом.
Для детей-инвалидов в Австралии созданы специальные образовательные учреждения. Но они могут обучаться и в обычных школах. В некоторых из них для особенных детей созданы классы поддержки.
Австралийские университеты поддерживаются на федеральном уровне. Академический год начинается в начале марта и заканчивается в первых числах января. Обычно он разделён на два семестра, между которыми проводятся двухнедельные каникулы. Студенты австралийских вузов сами формируют свой учебный план. Обычно он включает в себя изучение 4–8 дисциплин и занимает не менее 40 часов в неделю. Экзамены по пройденным предметам проводятся в середине года. (Приложение 1. Рис.7. Учебный кабинет в Австралии).
Образование в Ирландии
Число иностранных студентов, решивших переехать в Ирландию, растет. Некоторые из лучших образовательных учреждений страны предлагают курсы для студентов и аспирантов. Система образования в Ирландии имеет трёхуровневое устройство. Это начальное, среднее и образование 3-го уровня, получаемое в университетах и колледжах.
Финансирование образования в Ирландии почти полностью лежит на государстве и церкви.Кроме государственных школ, в стране представлен ряд частных. Частные школы более эффективны. Это можно объяснить семейным и социально-экономическим положением студенческого сообщества. Учебный год в Ирландии начинается в сентябре и заканчивается в мае. Образование обязательно для детей в возрасте от 6 до 16 лет или до тех пор, пока учащиеся не завершат трехлетнее обучение на втором уровне. Образование 3-го уровня не является обязательным.
Чтобы подготовить учащихся к государственному экзамену как в старшем, так и в младшем циклах, во многих школах ежегодно проводится февральский экзамен (также известен как предварительный экзамен). Такое мероприятие не является государственным экзаменом. В данном случае независимые компании предоставляют экзаменационные работы и схемы оценки. Поэтому мероприятие не является обязательными для всех школ.
Язык, используемый в обучении, — английский, за исключением некоторых школ с ирландским языком. В этих школах ирландский язык является основным средством обучения на всех уровнях, а английский преподается как второй язык. В университетах учебные курсы обычно ведутся на английском языке. В государственных образовательных учреждениях преподавание ирландского языка остается обязательным. Существуют исключения для студентов, которые долгое время провели за границей либо испытывают трудности с обучением. (Приложение 1. Рис.8. Учебный кабинет в Ирландии).
Образование в Дании
Дания является самым маленьким скандинавским государством. Между тем высокий уровень жизни и минимальная иерархия общества позволили объявить эту страну и ее жителей самыми счастливыми в мире.Иностранцы, проживающие в Дании, имеют такие же права и социальные гарантии, как и местные жители. Это касается не только медицинских услуг, но и бесплатного образования, получить которое стремится все большая часть молодых людей из других стран. Их привлекает образовательная система Дании, не зря признанная одной из лучших в мире.
Одна необычная особенность детских садиков в Дании — здесь детей не учат читать и писать. И даже подготовительный класс нужен не для базового обучения. Малышам рассказывают о вреде алкоголя и сигарет, развивают коммуникативные навыки и организуют весёлые игры. Здесь считают, что у детей должно быть детство, а все важные знания они успеют получить в школе.
Все обучение в Дании бесплатно, также нет никакой платы при зачислении. Первичное образование или «Датская средняя школа» начинается с нулевого класса детсада и заканчивается в 10 классе, причем его посещение не является обязательным. После прослушивания обязательного курса школы учащиеся получают сертификат. Этот документ является необходимым и достаточным для подачи заявления в высшее учебное заведение. Ученики в старшей школе и выше могут претендовать на Студенческую Помощь, которая представляет собой ежемесячную фиксированную денежную выплату - аналог стипендии. (Приложение 1. Рис.9. Учебный кабинет в Дании).
Система образования в Швеции
Швеция – одна из тех европейских стран, уровень образования в которых максимально близок к международному идеалу. Шведские образовательные стандарты показывают высокие результаты в межнациональных исследованиях и активно внедряются в других странах.
Самой сильной образовательной отраслью в Королевстве Швеция считается среднее школьное образование. Ядром шведской общеобразовательной системы являются девять классов основной школы, которые обязательны для каждого гражданина Швеции. Этот уровень школьной системы обеспечивается как в государственных, так и в частных заведениях: по данным самой свежей статистики, в государственных школах учится 97 % всего детского населения Швеции, а в частных – только 3 %.
Ориентация на поступление в вузы и дальнейшее трудоустройство – главная особенность шведских старших школ. Чтобы ребенок мог легко, осознанно и с интересом выбрать на последних годах школьного обучения будущую профессию или направление для дальнейшего поступления, гимназии предлагают своим ученикам 17 углублённых программ на выбор. Среди них две программы ориентированы строго на поступление в вузы, а остальные, профессиональные, предназначены для овладения рабочими специальностями. Тем не менее, если подросток после девятого класса выбрал для себя профессиональное обучение, этот выбор не исключает дальнейшее поступление в университет.
Благодаря тому, что образование в Швеции доступно не только любому жителю страны, но и иностранцам, учиться здесь очень престижно. Огромное количество студентов со всего мира мечтает о поступлении в скандинавские вузы. Это сделать не так-то легко, ведь конкурс очень высокий. Но если повезло и вы поступили, то вам предстоят долгие месяцы интересной, насыщенной, но тяжелой учебы.(Приложение 1. Рис.10. Учебный кабинет в Швеции).
Таким образом, были рассмотрены элементы образовательной системы в ведущих стран мира. Существует как схожесть, так и различие образования. Такие же следует отметить и различия учебных кабинетов, в которых проходит образовательный процесс.
ГЛАВА II. МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА «ТРИАДА»
Современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах. Модель предлагаемого учебного кабинета «Триада» позволит создать условия для более комфортного эффективного учебного процесса. (Приложение 2. Рис.1. Модель учебного кабинета «Триада»).
Модель нашего учебного кабинета состоит из 3-х зон:
Лекторная.
Командная.
Индивидуальная.
Далее мы распишем каждую зону более подробно:
Лекторная зона.
В данной зоне происходит взаимодействие учителя с обучающимися. (Приложение 2. Рис.2. Лекторальная зона). Это один из способов простого урока, где учитель даёт новые темы, а обучающиеся выполняют работу. В этой зоне также можно проводить презентации, защиту работы и т.п. Всё зависит от того, как учитель построит учебный процесс.
В данной работе обучающиеся формируют такие умения, как:
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель её — достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения. Это достигается в процессе взаимодействия учителя и ученика, и требует от обеих сторон процесса обучения приложения усилий и действий, способствующих успешному достижению поставленных целей.
Необходимо также совпадение поставленных целей, а в случае их несовпадения, приведение целей во взаимное соответствие всеми участниками процесса обучения в процессе общения. Учитель должен прилагать усилия и организовывать учебный материал по форме и содержанию для улучшения понимания учеником знаний, которые он воспринимает в процессе обучения. Уровень понимания учеником воспринятой информации зависит от затрачиваемых учеником усилий по овладению материала, а также от уже имеющегося уровня знаний, который был воспринят и понят учеником ранее.
Командная зона
Ученики работают в группе (команде), по выданному преподавателем маршрутному листу. (Приложение 2. Рис.3. Командная зона).Каждый ученик на парте имеет планшет (ноутбук), подключенный к интернет пространству и готовый к работе. Вместе, объединенные одной целью и взаимной ответственностью обучающиеся в команде находят ответы на многие вопросы. Следует отметить, для развития конкурентоспособности создаются две команды. Каждая команда (группа) стремиться выполнить работу более лучше, чем другая.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, так как при организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Именно в этих условиях каждый может проявить себя лидером, статистиком, тактиком, стратегом и т.п.
Индивидуальная зона
Данная зона предполагает индивидуальную работу. (Приложение 2. Рис.4. Индивидуальная зона).Учитель выдает маршрутный лист, и ученик индивидуально работает за компьютером, выполняя различные задания, сам изучает новый материал и выполняет самостоятельные работы, по построенному учителем маршруту. Это направлено на улучшение индивидуального мышления человека и развития его умственных способностей отдельно от других учеников, не прибегая к списыванию и помощи кого-либо.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка, а значит всем ученикам будет отводиться равное время для усвоения и работы с материалом. Всем известно, что каждый человек неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психологического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно образовательное учреждение по болезни или другим причинам. Такие ученики «ослаблены» и имеют низкую работоспособность на занятии, они медлительны и заторможены, учитель должен всегда обращать внимание и быть готовым помочь.
Таким образом, в результате такого разнообразного обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности, например, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная цель работы – создание модели учебного кабинета, соответствующей достижению цели Федерального государственного образовательного стандарта, достигнута.
Поставленные задачи решены, а именно:
1. Рассмотрены условия получения образования в мировых странах-лидерах в области образования.
2. Проанализированы модели ученых кабинетов в мировых странах-лидерах.
3. Создана модель учебного кабинета «Триада».
Таким образом, модель учебного кабинета «Триада» способствует созданию условий всестороннего развития личности. Такой учебный кабинет позволит обучающемуся в удобной для него форме усваивать учебные программы: с учителем, в команде или самостоятельно. Основная задача учителя, работающего в кабинете «Триада» - это контролировать разнообразие выбора работы ученика (каждый обучающийся должен пробовать различные формы обучения, не концентрируясь только на одной).
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Известно, что умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
https://fb.ru/article/274783/obrazovanie-v-norvegii-sistema-obrazovaniya-shkolyi-i-universitetyi
https://migrantumir.com/sistema-obrazovaniya-v-norvegii
https://fb.ru/article/449171/obrazovanie-v-irlandii-struktura-sistema-osobennosti
https://nauka.club/pomoshch-studentu/sistema-obrazovaniya-v-rossii.html
https://zaochnik.ru/blog/sistema-obrazovanija-v-danii/
https://swedeninfo.ru/sistema-obrazovaniya-v-shvecii/
Приложение 1
Рис.1. Учебный кабинет в Германии
Рис.2. Учебный кабинет в Норвегии
Приложение 1
Рис.3. Учебный кабинет в Великобритании
Рис.4. Учебный кабинет в Финляндии
Приложение 1
Рис.5. Учебный кабинет в Исландии
Рис.6. Учебный кабинет в Новой Зеландии
Приложение 1
Рис.7. Учебный кабинет в Австралии
Рис.8. Учебный кабинет в Ирландии
Приложение 1
Рис.9. Учебный кабинет в Дании
Рис.10. Учебный кабинет в Швеции
Приложение 2
Рис.1. Модель учебного кабинета «Триада»
Рис.2. Лекторальная зона
Приложение 2
Рис.3. Командная зона
Рис.4. Индивидуальная зона
1 Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.