Введение
Актуальность темы исследования. Жизнь в гражданском правовом обществе требует от человекаумения признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме, приходить к согласию и взаимодействовать для достижения общих целей. Для того, чтобы ценности гражданского общества стали личными ценностями каждого человека, необходим такой социальный контекст образования, когда ребенок постоянно получает подтверждение высокой значимости и актуальности этих ценностей.
Правовое пространство школы, наряду с другими образовательными пространствами, образуют уклад жизни школы, т.е. такую ее организацию, которая во многом определяет, какие нормы и правила усваиваются и закрепляются в поведении детей. Как указывают исследователи, такой уклад (стиль жизни) больше влияет на становление жизненных ценностей молодежи, чем формальные курсы граждановедения.
Участие детей во внутришкольном самоуправлении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединенных Наций в "Конвенции ООН о правах ребенка" (от 20 ноября 1989г.)наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества.
Организация внутришкольного самоуправления, в рамках специально создаваемого в школе правового пространства, дает возможность как педагогам, так и различным звеньям школьного коллектива создавать ситуации проживания в этом пространстве, в которых нужно найти свой способ поведения, выразить свое отношение к ситуации или проблеме.
Создание правового пространства школы и демократического уклада жизни, который, по существу, является действующей моделью современного гражданского общества, в котором свобода каждого действовать исходя из своих ценностей и интересов ограничивается лишь свободой других членов общества поступать также, где нормой жизни является терпимость по отношению к другим, является одной из важнейших задач современного школьного образования.
Актуальность поиска путей решения этой проблемы обусловила выбор темы проектной работы: «Возможности ученического самоуправления в создании школьного правового пространства».
Цель исследования - теоретически обосновать и охарактеризовать возможности ученического самоуправления в создании правового пространства школы.
Объект исследования: содержание и формы работы по созданию правового пространства.
Предмет исследования: процесс создания школьного правового пространства средствами ученического самоуправления.
Задачи исследования:
- выявить особенности пространственной организации школы как основы формирования опыта правового поведения членов ученического самоуправления;
- изучить проблемы содержания образования и образовательных средств в демократической школе;
- выявить возможности ученического самоуправления в создании правового пространства школы.
Гипотеза исследования: если организовать целенаправленную систематизированную работу по внутришкольному самоуправлению и вовлечению ребят в деятельность ученического самоуправления, то следует ожидать повышения уровня правовой культуры и правомерного поведения у учащихся.
Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено понятие «правовое пространство школы», которое рассматривается нами как место формирования демократических ценностей только тогда, когда оно будет самым тесным образом связано с проблемами правового пространства мирового сообщества, российского общества и государства, окружающего социума, ученического самоуцправления.
В ходе исследования был использован комплекс дополняющих друг друга методов: анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов, изучение и обобщение опыта работы школ города Махачкалы, в частности МБОУ СШ №42, беседы; интервьюирование, анкетирование, статистическая обработка данных и т.д.
Раздел I. Правовое пространство школы в историческом и социокультурном контексте
Школьное правовое пространство может стать местом формирования
демократических ценностей только тогда, когда оно будет самым тесным образом связано с проблемами правового пространства мирового сообщества, российского общества и государства, окружающего социума.
Педагогу необходимо знать сущность демократии, историю проблемы прав человека в мире, содержание этих прав, для того чтобы использовать и создавать ситуации соотнесения того, что происходит в школе, с более широким контекстом.
Обычно в словарях демократия определяется как форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободных выборах.
Свобода и демократия часто употребляются как синонимы. Но это не совсем так, потому что демократия это не только комплекс идей и принципов о свободе, но и комплекс практических норм и процедур, сформировавшихся на протяжении долгой истории народов разных стран и человечества в целом.
Несмотря на значительную работу международных организаций, государств и их правительств по реализации документов о правах человека, их действенность в реальной жизни зависит не только и не столько от компетентных органов. Она, прежде всего, связана с правовым и нравственным сознанием каждого отдельного человека и зависит от многообразных отношений между людьми в обществе, организациях и коллективах. Особое значение поэтому имеет реализация этих прав в образовательных учреждениях.
Реализация прав человека не может быть сведена к информации о них и к призывам их соблюдать. Должно измениться само содержание школьного образовательного процесса. Эти изменения должны быть направлены на искоренение взгляда на ребенка как на бесправное существо, которое взрослые стремятся научить тому, что им кажется необходимым.
Забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком в вопросах развития у него средств познания и развития своих сущностных сил должна стать основой обновления содержания общего образования... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу"'.
Только учитель, который всем своим существом принял возвышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи.
Закон Российской Федерации "Об образовании" (№273, от 29 декабря 2012г.) подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.
Раздел II. Анализ практического опыты деятельности ученического самоуправления на примере МБОУСОШ №42 г. Махачкала
В современных условиях, складывающихся в международных отношениях России, нестабильности её социально-экономической обстановки, нарастания интеграционных связей со странами Азии (Китаем, Монголией, Казахстаном и т.п.) всё большее значение приобретает институт молодёжного самоуправления как формы управления экономическими, политическими, социокультурными процессами.
Государственная молодёжная политика - деятельность органов государственной власти, направленная на развитие профессионального, социального потенциала молодёжи, что достигается через создание системы социально-экономических, политических, культурных, правовых, организационных норм, способствующих комфортной социализации молодых граждан в социуме.
Таким образом, основой становления молодежного самоуправления, как одного из важнейших механизмов формирования гражданского общества и развития правового государства, является государственная молодежная политика.
В этой связи в качестве первой ступени создания молодежного парламента, мы предлагаем повысить внимание к созданию и развитию ученического самоуправления, как основного средства формирования правового пространства школы.
В качестве примера приведем СОШ № 42 г. Махачкалы, на базе которого нами проведены ряд исследований по интересующей нас проблемы в период с 2018 по 2020 учебные годы.
В современном мире школа, бесспорно, является той средой, которая становится основной в процессе социализации ребенка. В условиях образовательной организации необходимо создать многопространственную жизнь школы, в которой была бы полна представлений реальной жизни школьника, а не только учебная ее сторона. Если попытаться организовать школу как модель жизни с системой многочисленных пространств, наполненных реальным содержанием деятельности, общения, развития и т. д., то просто необходимо создать правовое пространство, которое будет перекрывать все другие, играть роль регулятора школьной жизни. Именно в этом пространстве формируются взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса. В правовом поле школы существуют все остальные пространства: игровое, учебное, досуговое, информационное и т. д. Нельзя сказать, что правовое пространство является основным в образовательном учреждении и его создание есть самоцель для возникновения особого духа школы. Правовое пространство – это некое «скрытое содержание» образования, связанное с получением определенного опыта. Когда мы говорим о скрытом содержании, то имеем в виду то, что ученики получают в школе не только и не столько знания, включенные в содержание учебных предметов, сколько определенные компетентности в той или иной деятельности. Именно ученическое самоуправление дает все возможности для общего развития школьника.
Вовлекать в деятельность ученического самоуправления, следуя примеру Антона Семеновича Макаренко, трудных подростков, и тем самым дадим шанс трудновоспитуемым детям.
Участие учащихся в управлении школой расширяет сферу применения способностей и умений учащихся, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе. Знания и опыт, полученные в ученическом самоуправлении, сделают выпускников школы мобильными, востребованными в области управления, административно-хозяйственной работе, политике и других областях общественно значимой деятельности.
Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Ученическое самоуправление – школа получения навыков социальных взаимоотношений, модель социальной деятельности, основанной на ценностях гражданского общества: демократии, свободе, уважения к закону.
Основная цель работы органов ученического школьного самоуправления – формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Старт в работе Школьного Парламента – это выборы. На сегодняшний день школьный ученический совет сформирован из лидеров классов и активных учеников школы. Они активно участвуют в проведении собраний, выдвижении кандидатов от класса и в Школьный Парламент, и на выборы лидера школы. С каждым годом растет число ребят, которые выдвигают свою кандидатуру самостоятельно.
В каждом классе выбран актив класса, который организует дежурство по классу и школе, помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, организации школьных праздников, мероприятий. На заседаниях Школьного Парламента обсуждаются все вопросы школьной жизни, подготовка к мероприятиям, итоги их проведения, заслушиваются отчеты классных органов самоуправления. Проводится работа по исправлению трудновоспитуемыми детьми, индивидуальная помощь слабоуспевающим и отстающим.
Анализируя работу Школьного Парламента в период времени с 2018по 2021 учебные годы, следует отметить следующие положительные результаты:
вовлечение более 70-ти % учащихся в школьные мероприятия;
широкий спектр выбора для участия в мероприятиях творческой, спортивной, интеллектуальной направленности;
информирование о деятельности Школьного Парламента на сайте образовательной организации и СМИ (афиша, школьное радио, стенгазета).
В заключении хотелось бы отметить, что работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется.
Как показывает практика, неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз.
Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом. Ребята стали активнее.
Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось решение, что самоуправлению необходимо быть. А для этого предлагаем ряд инициативных идей по совершенствованию ученического самоуправления школы:
- разработать учебно-методическое пособие для учителей и руководителей образовательных организаций – «Ученическое самоуправление как средство создания правового пространства школы»;
- внести в устав школы пункт касаемо обеспечения правового статуса ученического самоуправления;
- выявить с помощью социологических исследований креативные, лидерские способности учащихся для формирования ученических самоуправлений;
- разработать дидактический материал: брошюры; листовки «Как развивать лидерство»; проводить тренинги на тему «Как готовить лидеров». Систематически проводить общешкольные, общегородские, республиканские и всероссийские конкурсы «Я лидер».
Заключение
Проблема создания школьной пространственной организации становления индивидуальности и социализации личности, в том числе пространства правового, пространства гражданского образования, требует изменения самого содержания школьного образовательного процесса. Эти изменения должны быть направлены на заботу о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по развитию у него средств познания и развития своих сущностных качеств.
Важное место в системе формирования правовой культуры личности занимает гражданское воспитание, основная цель которого состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Правовое пространство школы создается через действующую модель общества, основанного на праве и законе. Основой для создания такой модели является совместная законотворческая деятельность педагогов и учащихся. При этом важно создать в школе ситуации, позволяющие понять, что главная цель законов - защита прав, а не их ограничение. Участие детей в выработке норм общей жизни делает их активными носителями и защитниками этих норм.
Модель управления процессом построения правового пространства школы может быть сведена к схеме: цель – проект – последовательное осуществление по проекту – контроль за соответствием нормам –корректировка полученного результата – анализ. Такая модель требует управления, руководства и контроля на каждом этапе.
Несомненно, что опыт правового поведения должны приобретать не только дети, но и учителя. Важно, что демократические формы работы руководства с учителями создают предпосылки для их переноса в работу учителя с детьми и по сути есть принятые в правовом обществе и организациях процедуры делегирования управленцами своих полномочий общественным объединениям.
Многомерность влияния педагогических нововведений при демократической, правовой пространственной организации школы требует и многомерности их оценки, в основе которой лежит осмысление практической деятельности педагогов с различных позиций. Не вызывает сомнения, что все попытки построения правового, демократического государства будут безуспешными, без наличия в школе правового пространства, использования его возможностей для воспитания сознательных и активных граждан. Поэтому любой опыт создания школьного правового пространства заслуживает внимания и тщательного анализа.
Список использованной литературы
Молодёжное парламентское движение России. [Электронный ресурс]: URL: http://www.newparlament.ru/news/view (дата обращения 16.04.2015г.).
Нечаев М.П. Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М., 2016.
Труфакин Д. С., Конышева А. В., Никитина Е. Л. Ученическое самоуправление как средство формирования правовой культуры школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S20. – С. 1–3. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470221.htm.