1.Введение.
Самое драгоценное, в современном мире — это мир искусства. Знает ли искусство состояние поры и времени? Нет. Оно всегда актуально для его ценителей.
С самого раннего возраста, лет с 2-х, мы с родителями часто ходим в театр. Меня всегда завораживает игра актеров, разные спектакли и постановки вызывают бурю эмоций. Однажды я решила научиться так же и пришла в театрально-музыкальную студию “Маска” под руководством талантливого режиссера Михаила Валентиновича Кулалаева. Хожу уже 3-й год и своей жизни без “Маски” не представляю. (приложение 1) В связи с этим, меня заинтересовал вопрос: «В век современных технологий, имея дома скоростной интернет, 3D телевизоры, все ли мои сверстники также увлечены театром, как и я? Имея высокую технологическую базу, человек чаще всего забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Мне кажется, что сейчас это очень актуально.
Цель данной работы: раскрыть, какую роль выполняет театр в нашей жизни. Привлечь внимание детей и их родителей к театрам нашего города.
Задачи:
Изучить литературу по теме.
Провести анкетирование о посещении зрителями-детьми театров.
Взять интервью у режиссера театрально-музыкальной студии “Маска” Михаила Валентиновича Кулалаева.
Привлечь широкое внимание одноклассников и их родителей к театру, как особому виду искусства.
Объект исследования: театральное искусство.
Предмет исследования:отношение учащихся, взрослых к театральному искусству.
Гипотеза: В век современных технологий, имея дома скоростной интернет, 3Dтелевизоры, люди перестали посещать театр.
Научная значимость: Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать.
Практическая значимость: пропаганда театрального искусства.
При исследовании я выполнила следующие виды работ:
1) читала литературу по теме исследования;
2) изучала информацию, предоставленную в Интернете;
3) провела анкетирование учащихся, взяла интервью у режиссера студии “Маска”
4) проанализировала и обобщила полученные данные;
2. Основная часть
2.1История возникновения театра
Зачатки театрального искусства существовали еще в первобытном обществе, до появления ранних цивилизаций. Театральное искусство как таковое возникло и на Востоке, и в Древней Греции и Риме, а затем продолжило развиваться в средневековой и ренессансной Западной Европе и России.
Разнообразные зрелища и действа существовали с глубокой древности. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, это потребность в отдыхе, во- вторых — познание и открытие себя, мира, человеческой души, в-третьих — манипуляция общественным сознанием. Художественное отражение реальной действительности совершалось с помощью драматического действия. Взаимодействие характеров, раскрытие психологических или общественных конфликтов, попытка привлечь зрителя к участию в реализации замысла — вот что лежит в основе театрального действия. Исторические предпосылки формирования театрального действа появляются в первобытный период. Как правило, эти обряды сопровождались заклинаниями, пением, танцами, игрой на древних музыкальных инструментах. В ритуалы включали и различные инсценировки, напрямую связанные с жизнью племен. Важная роль отводилась атрибутам и одеянию колдуна или шамана, которые тоже создавали звуковые эффекты, усиливая воздействие на зрителей и участников действа. Праздники с элементами театрализации устраивались в честь богов, которые отождествлялись с силами природы, природными явлениям и стихиями. Так появились первые представления, носящие театральный характер. Интересные формы зрелищ формировались в государствах Древнего Востока, в Индии, Китае, Японии. В Западной Европе в Средневековье театральное творчество распространялось бродячими актерами, во Франции это были трубадуры и труверы, в Германии — миннезингеры, в Англии — менестрели, в России — скоморохи.
В России театральное искусство начало развиваться намного позже, чем в большинстве европейских и азиатских стран. Но в то же время по территории современной РФ гастролировали скоморохи, дававшие представления, а также уличные музыканты, рассказывавшие былины и легенды. Создателем первого, можно сказать профессионального театра, носившего название «Комедийная хоромина» считается один из первых царей династииРомановых Алексей Михайлович. Однако, после его смерти недовольные хороминой церковники разрушили театр. В этот же период богатые помещики начали создавать собственные театры, в которых играли крепостные. Серьёзным покровителем театра был Пётр I. После смерти Петра театральное искусство перестало поддерживаться правителями и только после прихода к власти Анны Иоанновны оно снова получило государственные дотации. История создания государственного театра в России, по мнению большинства экспертов, началась с учреждения Шляхетского кадетского корпуса, где были организованы первые театральные студии и детей дворян учили искусству лицедейства. При этом первый профессиональный театр в России появился в Ярославле на базе труппы купца Фёдора Волкова. Со временем российский театр совершенствовался и приобретал поклонников из различных слоёв населения.
2.3. Первый театр в Нижнем Новгороде.
Нижегородский государственный академический театр драмы имени Максима Горького в 2018 году отметил 220 лет со дня своего основания. Его роль в формировании российского театрального искусства огромна. Это единственный театр в стране, на сцене которого, начиная с 1901 года, были поставлены все пьесы Максима Горького и отдельные инсценировки его прозы. В настоящее время в театре наряду с современными также идут классические постановки, многие из которых предстают перед зрителем в современной интерпретации.
Возникновение театра
До появления первого театра в Нижнем Новгороде центром развлечений было здание Дворянского собрания на Благовещенской площади (прим. ред.: сейчас площадь Минина и Пожарского). Затем в городе появился Нижегородский литературный кружок, на котором проходили театральные представления. Выступали там крепостные актёры князя Николая Шаховского, который в 1798 году вместе с труппой перебрался из Санкт-Петербурга на постоянное место жительства в Нижний Новгород.
7 февраля 1798 года князем Николаем Шаховским был основан Нижегородский публичный театр. С 1943 года он носит название Государственный театр драмы имени Максима Горького. В этом же году князь решил открыть в городе публичный театр, для чего велел перестроить один из своих домов на углу Большой и Малой Печёрских улиц. После реконструкции в здании появился театральный зал на 27 лож и 50 кресел, а также партер на 100 человек и верхняя галерея на 200 зрительских мест. Однако перестроили дом довольно топорно, поэтому у современников убранство театра оставило не слишком приятное впечатление. Небольшая площадь перед зданием — одна из двух в городе, вымощенных камнем — стала тогда называться Театральной. А 7 февраля 1798 года в Нижегородском публичном театре князя Шаховского состоялся первый спектакль по комедии Дениса Фонвизина «Выбор гувернёра». Актёрами были всё те же крепостные крестьяне из княжеской труппы — около ста человек. Репертуар театра тогда почти не отличался от столичного: помимо комедий туда входили балеты, оперы, водевили и трагедии.
Кризисное время
После смерти Николая Шаховского в 1824 году в театре возникли трудности: наследники князя были безразличны к сценическому искусству и содержать театр не видели смысла. В 1827 году антрепренёры (прим. ред.: содержатели либо арендаторы частного зрелищного предприятия театра, цирка и др.) перестали выплачивать
Аренду здания, и тогда два нижегородских театрала Распутин и Климов приобрели театр за 100 тысяч рублей вместе с декорациями и труппой. С этого момента настали золотые времена нижегородской сцены. В Казани, Симбирске (прим. ред.: сейчас Ульяновск) и Саратове руководство местных театров считало за честь пригласить на свою сцену нижегородских актёров.
Блестящий период продолжался до 1838 года, когда начались постоянные смены антрепренёров. Многие актёры покинули труппу, упало качество постановок, убытки от содержания театра росли. И всё-таки, несмотря на это, нижегородский театр по-прежнему оставался в числе лучших в России. Так продолжалось до 1853 года, когда здание театра сгорело и труппа осталась без постоянной площадки.
Новое здание театра
Новый театр появился на Благовещенской площади вновь в 1855 году. Изначально этот деревянный дом принадлежал промышленникам Кордюковым, а затем в 1851 году его купил купец Пётр Бугров. В 1852–1854 годах дом был перестроен и стал каменным трёхэтажным. Изначально Бугров планировал использовать свой дом в качестве доходного, но нижегородский губернатор князь Михаил Урусов попросил купца сдать его под театр. Дела театра шли плохо, антерпренёры не платили аренду своевременно, поэтому сын Бугрова, Александр, принял решение его закрыть. В 1862 году здание было выкуплено губернским предводителем Алексеем Турчаниновым, а после его смерти в 1863 году снова сдано под театр. Однако Николай Бугров, внук Петра Бугрова, не хотел, чтобы в унаследованном им доме на Благовещенской площади работал театр.
Поэтому он и Городская Дума выделили деньги на постройку нового здания. Проект его по приказу Николая I разработал главный архитектор императорских театров Виктор Шретер. Руководил строительством молодой нижегородский архитектор Павел Малиновский.
В новом здании театр открылся в день коронации императора Николая II — 14 мая 1896 года (по юлианскому календарю). После этого события он получил новое название — Городской Николаевский театр.
Давали оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Фёдора Шаляпина. На спектакле присутствовали знаменитости: Максим Горький, Владимир Короленко, Пётр Боборыкин, Александр Маковский, Константин Коровин, Александр Попов и другие. А 1 сентября 1896 года драмой Александра Сумбатова-Южина «Листья шелестят» открылся новый театральный сезон.
Собольщиков-Самарин заведовал театром с 1893 по 1899 годы, а затем, после смены разных режиссёров в 1899-1924 годах, снова занял этот пост и руководил театром до 1945 года.
Вклад этого человека в нижегородское театральное искусство огромен. Помимо развития системы Станиславского, он ставил самые разнообразные произведения, от русской и зарубежной классики (62 и 22 спектакля) до пьес на темы революции и событий первых лет советской власти, которые были соответствующей данью времени (102 пьесы). Кроме того, он поставил почти все пьесы А. П. Чехова и 15 пьес А. Н. Островского. А наибольшим успехом у зрителей пользовались его постановки по произведениям М. Горького. На сцене театра блистали такие великие актёры, как Александр Ленский, Вера Комиссаржевская, Марина Ермолова, Михаил Щепкин, Константин Станиславский. Именно здесь раскрылись дарования Любови Никулиной-Косицкой, которая стала потом актрисой Малого и Большого театров Москвы, и Полины Стрепетовой — в будущем примы петербургского Александринского театра.
Постреволюционное время
После революции 1917 года в области культуры и искусства произошли большие перемены. И в первую очередь преобразования затронули театр. К этому времени в Нижнем Новгороде уже имелись сложившиеся театральные традиции. Первые послереволюционные годы были достаточно тяжелыми: в тот период возникли серьёзные сложности с репертуаром и поиском средств для существования театра. Выход нашли в спектаклях по произведениям М. Горького «Васса Железнова» и «Мещане», которые собирали большое количество публики. Кроме них, в репертуар нижегородского театра входили произведения В. В. Маяковского, пьесы А. П. Чехова «Чайка» и «Вишневый сад», трагедии В. Шекспира.
Театр успешно гастролировал по стране, выступал в крупных населённых пунктах Горьковской области. С 1932 года и до конца 1930-х годов Горьковский драматический театр оставался наиболее выдающимся творческим коллективом в регионе.
В 1936–1940 годах театр возглавлял Ефим Александрович Брилль, а в 1940–1942 годах — Владимир Захарович Масс. В это время Н. И. Собольщиков-Самарин работал в театре художественным консультантом.
Театр в годы войны
С 17 мая по 22 июня 1941 года Горьковский драматический театр гастролировал в Москве. Закрытие гастролей совпало с роковым днем — 22 июня.
В 12 часов начался дневной спектакль — уже успевшая понравиться москвичам «Зимняя сказка» Шекспира. И в то же время по радио прозвучало сообщение Молотова о нападении нацистской Германии на нашу страну. После первого антракта зал постепенно опустел, а вечерний спектакль отменили. Администрация театра и актёры сразу же решили возвращаться в Горький. Труппа с большим трудом покидала Москву. Уже начинались перебои в движении поездов. Добирались кто автомобилем, кто пароходом по каналу Москва-Волга, а кто и по Оке. Именно в тяжёлое военное время раскрылась сильная и глубокая связь театра со зрителем. Для игры на сцене во время войны часто выбирались спектакли, способствующие поднятию духа и патриотическому настрою.
Первый военный сезон ознаменовался постановками произведений «Приказ по фронту» Георгия Мдивани, «Козьма Минин» Валентина Костылёва, «Фельдмаршал Кутузов» Владимира Соловьёва и другими. Зрительный зал каждый раз был переполнен, что свидетельствовало о высокой потребности людей в искусстве. Труппа театра работала без выходных. Вместо отдыха артисты выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах в разных районах области и на других значимых объектах.
В военные годы режиссёры также активно ставили спектакли по произведениям Максима Горького. С успехом шла пьеса «Мещане», а в 1942 года возглавивший художественное руководство Николай Покровский выпустил один из своих лучших спектаклей — «Варвары». А в следующем году режиссёр Всеволод Лермин выпустил в новой редакции спектакль «Враги».
К 150-летию А. Грибоедова Н. А. Покровский поставил бессмертную комедию «Горе от ума» и сам исполнил роль Чацкого в нескольких премьерных спектаклях. В марте того же года Покровский начал репетиции пьесы Алексея Николаевича Толстого «Иван Грозный». Премьера состоялась в середине мая, через несколько дней после победы над фашистами.
Великая Отечественная война победоносно завершилась. Четыре военных сезона театр держался изо всех сил, продолжая сохранять традиции.
Позднесоветский период.
В послевоенное время театр сделал акцент на русской классической драматургии. Многое из показанного в предыдущие годы обрело новую трактовку. Ставились пьесы И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Николай Покровский установил традицию — ежегодно выпускать спектакли по пьесам М. Горького.
В 1943 году театру было присвоено имя Максима Горького, а в 1949 году театральный коллектив получил награду — орден Трудового Красного Знамени.
С 1956 года режиссёром стал Меер Абрамович Гершт. В 1968 году театру было присвоено звание «академический», а его постановки не раз удостаивались престижных премий. Среди творческих работников театра того времени — лауреаты почётных званий и наград Нижнего Новгорода, заслуженные и народные артисты России. Кроме того, в 1983-1985 гг., 1987, 1989, 1990 годах труппа театра выезжала с гастролями в различные российские города.
Наше время
Начиная с 1998 года, театр принимал участие во многих фестивалях, где постановки и задействованные в них актёры получили заслуженные награды.
С 2006 года труппа продолжила выезжать на гастроли. В 2011 году в Нижнем Новгороде был возобновлен Российский театральный фестиваль им. Максима Горького, который проходил здесь в 1958, 1968, 1984 и 1993 годах.
Сейчас директором театра является заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина и премии Нижнего Новгорода Борис Кайнов. С 2004 по 2012 гг. художественным руководителем был народный артист России Георгий Демуров, который пришёл в Драму молодым актёром в 1965 году.
Репертуар театра регулярно обновляется. В программе есть постановки по произведениям М. Горького, А. П. Чехова, А. Н. Островского, В. Шекспира. Кроме того, актёры играют спектакли и по пьесам современных писателей, драматургов и сценаристов: Нины Прибутковской, Юрия Полякова, Эфраима Кишона, Жорди Гальсерана.
2.4 Другие театры Нижнего Новгорода.
В настоящее время в Нижнем Новгороде насчитывается без малого 25 театров, в том числе и творческие объединения и современные экспериментальные театры. Неизменную и всегда востребованную классику ставят в Театре оперы и балета им. Пушкина, в театре «Комедiя», Театре юного зрителя. Интерпретацию повседневной жизни и смелое авторское видение выражено в спектаклях «нетеатра», театров «Преображение» и «Прогресс». Детских театров в городе несколько, и все они достаточно популярны.
Одним из самых популярных и востребованных театров в Нижнем Новгороде является театр комедии. На сцене блистают заслуженные артисты РФ, лауреаты местных театральных премий, а также молодые талантливые актёры.
В театре представлено большинство комедийных жанров — трагикомедия, мюзикл, водевиль, лирическая и черная комедия, фарс, комедия-притча. Для детей показывают интерактивные сказки и мюзиклы. Из года в год собирает полные залы спектакль «Сон в летнюю ночь», поставленный режиссером Валерием Беляковичем. Любим публикой и мюзикл «Рыжий, честный влюбленный».
С детьми приходят посмотреть семейный мюзикл «Аленький цветочек» и новогодние интерактивные спектакли. Театр комедии Нижнего Новгорода много гастролирует по России и выезжает в другие страны, принимает на своей сцене разные творческие коллективы, организует фестивали и выставки, а также выпускает журнал о театре «i».
В далеком 1935 году театр оперы и балета в Нижнем Новгороде заявил о себе оперой «Князь Игорь». С тех пор открытие каждого сезона начинается с данной постановки. Театр не боится экспериментировать с материалом, использует живые декорации и не перестает удивлять публику. Ежегодно театр организует Всероссийский фестиваль «Болдинская осень» — единственный в своем роде фестиваль оперного и балетного искусства, посвященный великому русскому поэту А. С. Пушкину.
В репертуаре театра — опера, балет, оперетта, в основе которых лежат классические произведения отечественных и зарубежных авторов. Встречаются постановки на основе творчества композиторов Нижнего Новгорода. Дети с удовольствием приходят на оперетту «Бременские музыканты», оперу «Терем-Теремок», балет “Щелкунчик”, балет «Лебединое озеро», а взрослые наслаждаются вокалом в опере «Пиковая дама» и восхищаются языком тела в балете «Жизель».
Особенность театра «Преображение» в том, что он работает в жанре музыкально-пластической драмы. Отказавшись от главного инструмента актёра — слова, театр сконцентрировался на пластике тела. Смыл драматических произведений передается с помощью мимики, жестов, движения глаз. Все постановки проходят в сопровождении живой музыки. Художественный руководитель и главный режиссер труппы — Анатолий Малофеев.
Бурные овации вызывает спектакль «За секунду до пробуждения», «Наваждение», «Цугцванг». Есть и детский репертуар, представленный сказками и музыкально-пластическими спектаклями — «Трое в лесу, не считая волка», «Дорога чудес» , ”Однажды в каникулы”, “Буратино” и др.( приложение 2 )
Идея создания экспериментального музыкального театра принадлежит певцу Владимиру Степанову, который собрал труппу из выпускников нижегородской консерватории. Новый театр быстро приобрёл популярность, ориентируясь на классику оперы и оперетты. Позднее начались более смелые эксперименты, и вниманию зрителей актёры театра имени Степанова представили мюзикл «Призрак оперы», который заслужил восторженные отзывы публики.
Постановки театра отличаются смелостью, не традиционностью и оригинальностью. В репертуаре — музыкальные спектакли и балет. Также труппа театра занимается концертной деятельностью. Больше внимания уделяется жанру мюзикла и водевиля, а в основу спектаклей ложится как оперная классика, так и современные произведения. На сцене театра можно увидеть спектакль в романсах «Минуты жизни» и постановку по стихам поэта В. Исайчева, хореографический спектакль «Кармен» и «Deca-dance» и др.
Артисты кукольного театра Нижнего Новгорода несут радость детям уже много лет. Начиналось все с небольшой группы энтузиастов, верной своему делу. Кукольные спектакли оказались востребованными публикой, и театр стал набирать популярность. Сегодня нижегородский театр кукол гастролирует по стране и принимает в родных стенах коллективы из других городов, участвует в фестивалях, получая награды и благодарности.
На сцене кукольного театра играют спектакли для малышей, школьников и взрослых. Самые маленькие зрители с удовольствием смотрят любимые сказки про «Волка и семерых козлят», «Красную шапочку», «Машу и медведя». Детям постарше будут интересны спектакли «Аленький цветочек», «Золотой ключик», «Волшебная лампа Алладина». Парочка постановок припасена и для взрослой аудитории — «Божественная комедия» и «Ханума».
ТЮЗ Нижнего Новгорода настоящий старожил. Более 90 лет театр трудится для своего зрителя, внося вклад в культурное воспитание подрастающего поколения. За свою многолетнюю деятельность Нижегородский ТЮЗ был награжден «Знаком Почета», а его артисты многократно становились номинантами и лауреатами национальных премий. Репертуар театра рассчитан на разновозрастную публику. Здесь есть сказочные спектакли и постановки с цирковыми элементами для малышей, приключенческие истории и комедии для подростков, а также классические постановки для молодежи. Не боится ТЮЗ и экспериментировать с материалом, ставя современные пьесы на злобу дня.
Театр «Вера»
Профессиональный детский театр «Вера» зарождался как любительская студия, а сегодня это популярная театральная площадка в Нижнем Новгороде. Главный зритель в театре «Вера» — дети и подростки. Представления для малышей всегда веселые, шумные, яркие. На сцене театра оживают любимые сказочные герои, персонажи школьных произведений. Есть и несколько постановок для взрослой аудитории.
Современное здание театра открылось в 2018 году после реконструкции. Оно оснащено всеми необходимыми помещениями и мощным светозвуковым оборудованием. В мастерской театра шьют костюмы, создают реквизит и декорации.
«Театр на Счастливой» вырос из небольшого детского театра «Новая сказка». Со временем репертуар расширился за счёт постановок для взрослой аудитории. Сегодня театр показывает спектакли для всей семьи в жанре сказки, комедии и драмы. К детским сказкам актёры театра добавляют актуальный социальный подтекст, чтобы показать маленькому зрителю, как следует вести себя за столом, с незнакомыми людьми, что делать во время пожара и т. д. В постановках для взрослых поучительный характер сменяется лирикой, философскими рассуждениями о вечном, о любви и дружбе.
Театр «Зазеркалье»
Театр нового поколения «Зазеркалье» основной упор делает на воспитание и обучение детей посредством игры, поэтому детские спектакли по большей части интерактивные. Маленьких зрителей ждут шутки, смех, танцы, вовлечение в сказочную историю. Спектакли для малышей знакомят с добрыми детскими сказкам, например, «Айболит», «Бурёнка из Маслёнкино» или «Как стать большим». В постановках для зрителей старшего школьного возраста затрагиваются темы взаимоотношений, жизненного выбора и душевных переживаний. По вечерам проходят взрослые спектакли в жанре лирической комедии и трагикомедии.
Театр кукол “МАБУ”
Театр кукол "Мабу" начал свой путь в Нижнем Новгороде с 14 сентября 2017 года. В этот день мы сыграли свой первый спектакль на Нижегородской земле.
Наш театр — это команда молодых актеров, выпускников Санкт-Петербургской Академии театрального Искусства и Нижегородского театрального училища им. Е.А.Евстигнева. Учредители и идейные вдохновитель мы - Сергей и Евгения Маврины
Делаем то, что очень любим и очень дорожим каждым из вас.
На наших спектаклях вам не будет скучно и самое главное - вы не будите чувствовать себя лишним и вместе с детьми, будете смеяться и сопереживать героям, а порой героями будут и ваши дети. Вы Отвлечетесь от повседневных забот и вновь вспомните детство.
Мы играем на камерных площадках , с небольшим количеством зрительных мест. Это значит , что всем будет все видно, в любой части зала. А после спектакля вы сможете не только сфотографироваться с героями, а еще посмотреть , что "спрятано" за ширмой и за кулисами. Подержать в руках героев из спектакля и пообщаться с актерами .
Театр Кукол не знает границ. Он живет в мире фантазии. (приложение 3)
Нетеатр — это «театр для людей», как определяет своё детище режиссёр и драматург Дмитрий Сухотерин. Спектакли авторские, ставятся по современным произведениями или историям, актуальным на данный момент времени. В постановках нетеатра происходит симбиоз игры актёра, танца, песни и видео материала. Основная установка — честность со зрителем с самого начала.
Актёры нетеатра играют спектакли в театральном клубе «Маяковка 10», арт-пространстве «Кинофакутра» и КЦ «Рекорд». Вовлекая зрителя в ту или иную историю, нетеатр стирает границы между залом и сценой. Посетившие нетеатр отмечают проникновенность и честность актёрской игры и понятность современного искусства.
Нетеатр принимает участие в фестивалях международного уровня и получает награды за вклад в развитие культуры, а также за лучшие роли в спектаклях.
Театр «Пиано» уникален, и актёры здесь не совсем обычные. Труппа состоит из воспитанников школы-интерната для глухих детей. Актёры не слышат музыку, свою речь и аплодисменты, но это не мешает им исполнять роли с особой выразительностью, пластичностью и даже музыкальностью. Каждый спектакль — это импровизация в определенном пространстве. Нахождение нужной формы передачи смысла постановки происходит на интуитивном уровне. Руководят театром «Пиано» Владимир Чикишев, директор школы-интерната и режиссёр театра, и его дочь Марина, которая занимается постановками спектаклей. Они работают с детьми по авторской методике, раскрывают их творческий потенциал. При театре реализуется программа «Школа-Театр-Дом», цель которой — общение слышащих и глухих детей. Театр «Пиано» успешно гастролирует по миру и принимает участие в фестивалях, получая такие награды, как «Арлекин» и «Золотая маска».
Театр НТУ им. Е. А. Евстигнеева стал первым студенческим театром в Нижнем Новгороде. Образовался он в 1996 году. На сцене играют подающие надежды, начинающие актёры, постановкой спектаклей занимаются преподаватели училища — режиссёры, работающие в ведущих театрах Нижнего Новгорода. Ставят как классику, так и современные пьесы, и детские сказки. В афише постановки драматического отделения сменяются работами отделения кукольного театра или хореографического. Каждый театральный сезон пополняется новыми студенческими работами.
Все спектакли проходят в здании на Большой Покровской, 4а. Ранее этот дом принадлежал купцу Костромину, а после отъезда владельца сменил нескольких арендаторов. Учебному театру НТУ им. Е. А. Евстигнеева был отдан зал на третьем этаже.
«Прогресс» образовался в 2011 году. Это молодой, развивающийся любительский театр. Роль руководителя исполняет Константин Гришаев, актёр театра и кино. В труппе театра играют люди, разные по характеру и возрасту, но несмотря на все различия, одинаково любящие театр.
В спектаклях театра-студии «Прогресс» на первый план выходит скрытый смысл произведений, который зритель должен понять, исходя из актёрской игры. В репертуаре — музыкальная сказка «Принцесса-генерал», кабаре-буффонада «Клоп», спектакль «Станция», пиратский боевик «Веселый Роджер». Труппа театра выступает со своими постановками в арт-клубе «Маяковка 10», а также выезжает на разные площадки.
Это комнатный театр, спектакли которого проходят один на один с публикой. Между сценой и зрительным залом нет никаких границ, поэтому происходит полное или частичное вовлечение зрителя в театральное действо. Театр «Утюг» объединяет самых разных людей, собирая их под одной крышей. Актёры театра ставят малоизвестные, но достойные спектакли. Часто это новый материал, который еще не брал ни один нижегородский театр.
В репертуаре комедии по пьесам М.Дярфаша, Ж. Жене, Н.Коляды, спектакли по Т. Уильямсу и У. Гибсону. Интересно и то, что «Утюг» проводит открытые репетиции, читки и тренинги, на которые может прийти любой желающий.
Нижегородский Дом актёра носит имя актёра театра и кино В. В. Вихрова. Своей деятельностью Дом актёра объединяет творческих людей, ценителей театрального искусства. В уютном зале театра Дома актёра проходят встречи с актёрами, режиссерами, авторами современных пьес, проводятся капустники и выступают комики. Зрителям предлагается посмотреть совершенно новые нестандартные спектакли. При Доме актёра работает студия актёрского мастерства.
Дом актёра расположен в одном здании с Нижегородским отделением «Союза театральных деятелей» РФ.
Дом культуры им. Я.М. Свердлова
В Народном театре Дома культуры профсоюзов им. Я.М.Свердлова работают замечательные люди, увлечённые, энтузиасты своего дела, любящие театр — эту великую вечную игру. Это студенты нижегородских ВУЗов, инженеры, экономисты, профессиональные музыканты. Руководит театром режиссёр Н.А.Антоневич. Опыт и профессионализм Надежды Александровны помогают участникам коллектива постоянно совершенствовать своё мастерство, а её трудолюбие и самоотдача неизменно служат им примером. Не один бывший воспитанник Н.А.Антоневич работает сейчас на профессиональной сцене.
Театр выезжает со спектаклями на различные площадки города и области.
В репертуаре классические постановки русских и зарубежных классиков: А.П.Чехов, А.Н.Островский, Т.Уильямс, Н.В.Гоголь, спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе Шекспира в 2004год стал Лауреатом Премии г. Нижний Новгород.
Поэтические спектакли - второе направление работы театра, начались с победы спектакля «Капитаны» в театрально-образовательном проекте «Учимся читать», который был отмечен Президентской стипендией.
Сегодня с успехом реализуется абонемент «Пристанище поэтов», в репертуаре 7 спектаклей по стихам Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Цветаевой, И.Бродского.
С 2012 года театр участвует в проекте Дома-музея Марины Цветаевой в Москве, весной 2016 г состоялась премьера спектакля Галины Данильевой «Письма из Невозвратного».
За последние годы сложились добрые отношения с юными зрителями, которые посмотрели и полюбили такие сказки как «Морозко, «Емелино счастье», «Теремок», «Кот в сапогах», «Золушка».
ТЕАТР ПАНТОМИМЫ И ПЛАСТИКИ «МАЛИНОВАЯ ГРЯДА»
Театр-студия пластики и пантомимы Малиновая гряда является одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество разноплановых событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Нижнем Новгороде.
Театр-студия «Малиновая гряда» образован в 1984 году, как творческая лаборатория, целью которой был и остается поиск новых возможностей самовыражения в пластическом искусстве.
Театр неоднократно был участником и становился лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, выезжал с гастролями по стране и за рубежом.
2.5 Что дает человеку театральное искусство?
Сила театрального искусства заставляет зрителя посмотреть на себя со стороны. Это зеркало, в котором отражаются все человеческие пороки:
"Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта." — Иоганн Фридрих Шиллер.
Театр способствует нравственному воспитанию личности. Он учит быть человеком, то есть учит чувствовать и сопереживать, оказывая огромное эмоциональное влияние. Театр дарит зрителю неподдельные ощущения и эмоции, формирует в человеке такие качества, как доброта, милосердие, любовь.
3.Исследовательская деятельность.
3.1 Интервью главного режиссера театра студии “Маска” Михаила Валентиновича Кулалаева.
-Популярен ли театр в наши дни?
-Не то, чтобы популярен, скорее сейчас модно. Модно быть артистом, модно прийти во МХАТ, например на Бузову. Многие не рассматривают театр с профессиональной точки зрения, сейчас эпоха тотального непрофессионализма. Классический театр теряет свою актуальность. Сейчас театр — это форма соединений новых веяний.
-Ходите ли Вы сами в театр?
-Да, но не так часто, выборочно, чтобы не разочароваться. Посмотрел мюзикл “Нотр Дам де Пари”, после него многое кажется мелким. Ну, а так все упирается в время, но на интересные события стараюсь ходить.
-Как заинтересовать детей ходить в театр?
-Обязательно хорошая литература. Самое положительное влияние — это синтез искусств. Привлечение” из-под палки”, я считаю это не метод. Если человек не захочет, то ничего не получится. Надо просто с детства воспитывать вкус к живописи, к архитектуре, к театру. Волей, не волей возникает интерес, чувство вкуса, возникает потребность. В рамках студии я стараюсь привить хороший вкус. Сыграть спектакль, надо учится работать с телом, с речью, к сожалению, многим кажется скучным. Но есть и такие, которые пытаются понять форму театра, игры, научиться мыслить.
-Какой театр в Нижнем Новгороде Вы считаете наиболее интересным?
-Сложно ответить на этот вопрос, прежде всего, потому что, люблю ходить на актеров, а не в какой-то конкретный театр. На интересные постановки, когда возникает нестандартные решения. Сильная актерская труппа в драм. театре, реж. Богомазов- эпоха интересных, замечательных спектаклей. Учебный театр НТУ-интересно смотреть на молодых людей, на свежий взгляд. (приложение 4)
3.2 Опрос одноклассников.
Что знают наши сверстники о театре? Часто ли они посещают этот храм искусства?
Чтобы получить ответы на наши вопросы, я решила опросить учащихся 4-х классов нашей школы.
В своей анкете я поинтересовалась актуальны ли походы в театр, если да, как часто вы бываете в театре; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр? (Приложение 5)
4.Заключение.
Проведя исследование и проанализировав анкеты ребят, интервью М.В.Кулалаева, мониторинг заполняемости залов, оказалось, что в наш современный век высоких цифровых технологий, жители нашего города не только любят театр, их посещают, и хотят посещать театры!
Люди любят ходить в театр. Им интересна динамика действия: то, как меняются декорации, игра света, музыкальное сопровождение. Если это классическое произведение, всегда любопытно, как режиссёр интерпретирует его и то, какой отклик это вызовет у зрителя. Всегда приятно смотреть на талантливую игру актёров, вживаться в роль того или иного персонажа, тем самым проживая другую жизнь. Люди любят театр, и его актуальность вряд ли когда-то канет в лету. Ходить в театр — это значит давать своей душе развиваться, расти, за счет включенности, максимального присутствия, размышлений, поисков ответов на разнообразные вопросы. Это свидетельствует о стремлении к высокому, к красоте и совершенству. В театре присутствует момент искренности. Несмотря на то, что актеры просто играют свои роли, они в этот момент наиболее искренни с залом и с самими собой. Они переносятся в своем сознании в другую эпоху, в другую ситуацию и позволяют переживать вместе с ними. Конечно, если актеры талантливы и у них есть способность играть так. Тем они и ценны, потому они и любимы. На актуальность театра вряд ли сможет повлиять что-то до тех пор, пока есть интеллектуальные, глубокие, мыслящие люди. Даже массовая деградация современного общества не страшна для театра. Ответом на это может быть только сатира, показывающая недостатки и обнажающая острую проблему социума и каждого индивидуума в отдельности. Театр жил, живет и будет жить, пока горит огонь в сердцах и в глазах людей. Только театр и жизнь способны научить нас думать и любить.
Список литературы и интернет- ресурсов:
Всеволодский, В. История русского театра / В. Всеволодский. - М.: Л-М: Теа-кино-печать, 1929. - 512 c.
Гачев Г.Д. «Творчество. Жизнь. Искусство» М.- 2005
Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/nizhniy_novgorod/theatres
https://novation-nn.ru/perviy-teatr-v-nizhnem-novgorode
https://www.kino-teatr.ru/teatr/1438/
https://kayrosblog.ru.
Приложение 1.
Первое выступление на сцене «Маски»
Приложение 2.
Новогоднее представление театр «Преображение»
Приложение 3.
Спектакль «Пандора» театр кукол «Мабу»
Приложение 4.
Режиссер «Маски» Михаил Валентинович Кулалаев
Приложение 5.
Анкета для одноклассников:
1.Сколько раз Вы были в театре?
3 раза и более(76%)
1-2 раза (17%)
Никогда (5%)
2.Понравилось ли Вам в театре?
Да (94%)
Нет (5%)
3. Хотели бы Вы играть в театре?
Нет (62%)
Не знаю (25%)
Да (12%)
4. Для чего, по вашему мнению, нужен театр?
Для эстетического наслаждения (76%)
Для развлечения (23%)
Для того, чтобы найти ответы на серьезные вопросы (0%)
5.Что лично Вам дает театр?
Что-то новое, интересное (52%)
Положительные эмоции (41%)
Ничего (5%)
6. Любят ли театр в вашей семье?
Да (100%)
Нет (0%)
7. Хотелось ли Вам чаще бывать в театре?
Да (88%)
Нет (12%)
|