Введение:
Обоснование выбора темы проекта
Тема выбора профессии всегда была и будет актуальна. Как показывают исследования, лишь около трети подростков в возрасте от 14 до 17 лет определились со своей специальностью. Отдельные регионы развивают системы профориентации, но в масштабах страны эта проблема пока не решена. «Как же выбрать профессию, подходящую именно мне?» По статистике поисковых систем более 20 миллионов россиян в год задают хотя бы один подобный вопрос. Почему это так важно? Все просто – от правильного выбора профессии зависит судьба каждого человека и государства в целом. Ведь если молодой человек покидает школу, не выбрав подходящую именно ему профессию, или поступив куда ему сказали родители или поступило большинство его друзей, впоследствии он либо будет работать не по специальности, либо не получая нужного удовольствия от своей работы. Уже сейчас в России 57% граждан работают не по специальности (Прил. 1),
А более 57% (из тех, кто не работает по специальности) процентов по каким-либо причинам, связанным с отсутствием интереса или ощущением слабости на работе. А среди учеников нашей школы так же большой процент учащихся выпускных классов, данная ситуация отображена в диаграмме (Приложение 5, исследование №1) Как видим, что эта проблема требует большого внимания. Ведь миллионы людей бесцельно тратят годы своей жизни на получение профессии, по которой они в итоге не работают. «Но вариант решения этой проблемы ведь должен быть» - задумались мы. И он действительно есть. Тем более, наш Президент России В.В.Путин в послании к Федеральному собранию заявил о том, что «нам нужно выстроить современную профориентацию…, проект ранней профориентации школьников».
Мы являемся волонтерами добровольческого агентства «Поколение» и, заинтересовавшись системой MBTI, решили на безвозмездной основе помочь в профессиональном самоопределении выпускникам нашей школы. С помощью нашего исследования мы попытаемся доказать, что этот способ системы может помочь людям найти свое призвание в жизни.
Цель: повысить точность определения подходящей профессии в школе, используя типологию MBTI.
Задачи:
Провести тестирование среди учащихся выпускных классов.
Опросить представителей разных типажей на предмет удовлетворения выборности будущей специальности.
Найти подходящие профессии для каждого типажа личности подростка.
Включить систему MBTI в работу школьного центра профориентации.
План работы:
1.Обозначение цели исследования.
2. Изучение литературы и других источников по данной проблеме ( электронных пособий, Интернет-ресурсов).
3. Определение задач исследования.
4. Выбор методики исследования.
5. Проведение исследования.
6. Обработка результатов и выводы.
7. Обозначение перспектив и значения работы.
8. Подготовка доклада, презентации, фотоотчета.
9. Выступление на школьной научно-практической конференции с отчетом о проделанной работе.
10. Практическое применение результатов исследования. Обмен опытом.
Гипотеза:
Использование типологии MBTI поможет школьному центру по профориентации подбирать школьникам подходящие профессии с наивысшей точностью.
Историческая справка
В начале исследования «Влияние типажа личности на выбор профессии» мы решили внимательно изучить литературу и интернет - источники. Из них мы узнали о том, что типология MBTI появилась в годы Второй мировой войны, на основе типологии Карла Густава Юнга. Целью ее создания стало желание помочь женщинам определиться со специальностью, чтобы в последствие заменить мужчин, ушедших в армию. Идею предложила Кэтрин Бриггс, но ее размышления не сильно отличались от трудов Карла Густава Юнга. Её дочь Изабель Майерс-Бриггс видоизменила идею матери, усовершенствовав ее до того вида, который мы можем наблюдать сегодня.
Практическая часть
Перед началом практической части исследования мы выбрали необходимое оборудование, изучили технику безопасности, а также условия реализации проекта: наличие оборудования, специализированных кадров и кабинета проекта.
Выбор оборудования и инструментов
Компьютерная техника с выходом в Интернет;
Расходный материал (канцелярские принадлежности, краска для принтера);
Буклеты, агитационный материал.
Техника безопасности
1. исправное оборудование;
2. согласие на обработку персональных данных.
Новизна проекта
Данная система в профессиональном определении подростков на данной территории ранее никогда не использовалась.
Ход работы:
Этапы исследования:
Теоретический.
Итак, в чем же суть всей типологии? Каждый типаж помимо русифицированного названия имеет основной четырехбуквенный код, который и отвечает за основные функции характера человека.
Первой всегда стоит буква, отвечающая за экстраверсию (E) или интроверсию(I). Это то, чему вы отдаёте своё предпочтение: внутреннему или внешнему миру. Мы знаем, что экстраверты не всегда слишком общительны, или даже гиперактивны, а интроверты застенчивы и малоэмоциональны. Действительно, экстравертам нравиться общество людей, они прекрасно лавируют среди получаемой информации, быстро адаптируются к сложившейся ситуации, им не нужно много времени, чтобы обдумать свои слова, в общении могут распылиться между несколькими людьми, но никто из их собеседников не будет чувствовать себя лишним. Что же насчет интровертов, то им тоже нравится общение, но требуют они его не в таком большом количестве, они спокойны, долго думают, прежде чем ответить, им комфортно общаться с одним или двумя людьми, чем с большой компанией.
Следующая буква отвечает за наиболее привычный способ восприятия информации сенсорный (S)или интуитивный(N).Они различаются тем, что сенсорик предпочтет основываться, на том, что он видит, слышит или чувствует. Им свойственны реализм и здравый смысл, они привыкли доверять тому, что было проверено годами. Интуиты же наоборот, мечтатели и фантазеры, они верят предчувствиям и интуиции, ценят все новое и необычное, они невероятно творческие люди, привыкшие видеть ситуацию издалека, со всех сторон.
После буквы отвечающей за способ восприятие информации находиться буква, которая решает каким образом человек, принимает решения и выбирает, она так же имеет два типа этический(F)и логический(T) .Этики делают выбор в зависимости от своих чувств или отношения к человеку или предмету. Представители типажей имеющих в своей расшифровке букву F умеют сочувствовать, поддерживать человека, они склонны к похвале. Этики могут казаться нелогичными и сверхчувственными, однако это те самые типажи, которые не только прекрасно чувствуют людей, но и умеют правильно мотивировать человека, как правило, на положительную сторону произведенного действия. Логики изначально могут показаться равнодушными, хладнокровными и отрешенными от человеческих чувств, однако, несмотря на это они прекрасные теоретики и стратеги. Эти люди умеют находить и исправлять ошибки, смотреть на всё критически, решать свои и чужие проблемы, не обращая внимания на личности и свое отношение к ним.
Ну и наконец, последняя буква отвечает за образ жизни, к которому склонен человек. Он может быть упорядоченным или рациональным(J) и свободным или иррациональным(P). Рационалы стремятся к четкому, подготовленному графику жизни, они стараются управлять всеми когда все дела выполнены, именно тогда они и отдыхают. Рационалы пунктуальны, свою работу всегда сдают раньше положенного срока. Иррационалы же наоборот, стараются оставить себе возможность для выбора, изменения целей в случае получения новой информации. Они часто опаздывают, могут сдать проект не вовремя. Так же им свойственно забрасывать начатое уже в конце или в середине работы, только потому что это им надоело. Они привыкли решать проблемы по мере их поступления.
Основываясь на этих критериях, мы получаем 16 типажей, которых разделяют на 4 группы по сходственным качествам. Первая группа – аналитики (NT),далее Дипломаты(NF),Хранители(SJ)и Искатели (SP).
Тестирование по системе МВТI (Приложение № 7)
Благодаря этому мы выявили количество типажей среди 53, тестируемых нами человек. (Прил.2). Можно заметить, в нашей школе есть хотя бы 2 представителя от каждого типажа (Прил.3). А это значит, что наша система может быть применена на практике в полную силу.
Опрос-сопоставление типажа личности человека его профессиональным выбором.
Мы опросили 64 представителя различных профессий. После данного опроса была составлена таблица соответствия профессии и типажа личности(Прил.4):
Типаж: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
ENFJ |
Менеджер по рекламе |
Преподаватель:, драматическое искусство |
Психолог |
Диетолог |
INFJ |
Психолог в клинике |
Творческие профессии |
Обществовед |
Тренер |
ENFP |
Журналист |
Специалист по PR |
Индустрия красоты |
Физиотерапевт |
INFP |
Художник |
Профессор колледжа: гуманитарные науки, искусство |
Консультант менеджмента |
Диетолог |
ENTJ |
Офис-менеджер |
Биржевой брокер, Управляющий |
Адвокат |
Судья |
INTJ |
Ученый, исследователь |
Специалист по телекоммуникационным методам обеспечения безопасности |
Преподаватель университета: компьютеры, естественные науки |
Руководитель компании |
ENTP |
Журналист |
Креативный директор по рекламе |
Политик |
Детектив |
INTP |
Программист |
Математик |
Юрист |
Специалист по пластической хирургии |
ESTJ |
Армейский офицер |
Полицейский, тюремный охранник |
Офис-менеджер |
Стоматолог |
ISTJ |
Инженер |
Бухгалтер |
Преподавательтехнические дисциплины |
Государственный служащий |
ESFJ |
Медицинская сестра |
Преподаватель начальной школы |
Социальный работник |
Бортпроводник |
ISFJ |
Медицинская сестра |
Педагог дошкольного учреждения |
Секретарь |
Декоратор, дизайнер |
ESTP |
Полицейский |
Репортер службы новостей |
Биржевой брокер |
Туристический агент |
ISTP |
Пилот |
Специалист по электронике |
Зубной техник, гигиенист |
Банкир |
ESFP |
Врач "скорой" помощи |
Педагог: дошкольное обучение, начальная школа |
Музыкант |
Агент по продаже недвижимости |
ISFP |
Модельер |
Полицейский |
Физиотерапевт |
Визажист |
Ниже мы представили мнения некоторых респондентов из числа опрошенных:
INFJ (Хранитель), Инженер радио - технических связей:
«Мне нравится моя профессия, потому что это именно та сфера, в которой я могу развиваться».
ENFP (Дипломат), Дизайнер, стилист – имиджмейкер:
«Я очень люблю свою работу, потому что она позволяет мне воплотить в жизнь мои задумки, фантазии и мечты. Мне нравиться общаться с творческими людьми, работать там, где царит атмосфера идей».
ENTJ (Аналитик), Директор предприятия по техобслуживанию грузовых автомобилей:
«Эта работа мне нравится, потому что я люблю держать все под контролем, управлять людьми и наводить свои порядки».
ESTP (Искатель), Педагог:
«Мне нравится эта работа, потому что дети это цветы жизни, которые приносят мне удовольствие. Порой мне кажется, что общение с детьми делает меня счастливей».
Опрос учеников на предмет уверенности в выборе будущей профессии.
Мы опросили 70 учеников выпускных классов, для определения количества уже определившихся и еще сомневающихся в своем выборе профессии.
Создание и использование системы подбора подходящей работы.
Мы предлагаем подбирать профессию по признакам и нуждам каждого типа личности учеников (пример: тип ENTJ, этот тип является экстравертным, интуитивным, рациональным, рациональным - соответственно каждой букве типа. Исходя из этих данных подходящей профессией будет должность управляющего или работа с людьми в правовой сфере).
Расчет стоимости проекта.
№ |
Статья расходов |
Ст-ть ед. р. |
||
1 |
Канцелярские принадлежности |
200р |
||
2 |
Бумага |
500р |
||
3 |
Краска для принтера |
1200р |
||
4 |
Плакаты, буклеты |
500р |
||
итого |
2900р |
Итоги использования нашей системы, как один из способов помощи подростку с выбором профессии.
В январе 2018 года мы провели опрос, во время которого выяснилось, что сомневающихся и неопределившихся в выборе, оказалось значительно больше чем сделавших выбор в будущей профессии Прил.5 исследование 1)
Спустя год (январь, 2019) после внедрения данной системы в школьный центр профориентации мы решили определить результаты нашей работы. Для этого мы провели опрос среди 70 учеников выпускных классов на тему «А вы определились с профессией?». Данные были внесены в диаграмму (прил.5, исследование №2):
В следующем году мы провели еще одно тестирование (январь, 2020) и получили следующие результаты (прил.5, исследование №3):
В октябре 2019 года мы связались с выпускниками нашей школы, которые прислушались к нашим рекомендациям при поступлении, результаты опроса были также занесены в диаграмму (прил.6).
Заключение и выводы:
В ходе выполнения нашей исследовательской работы мы достигли поставленных целей и задач.
Использование типологии МВТI может значительно облегчить выбор профессии учениками. Как итог, мы сумели повысить точность определения подходящей профессии в школе у наших выпускников более чем на 50%.
В ходе работы мы определили описанные выше условия тестирование среди одноклассников: имеется все необходимое оборудование (тест MBTI, компьютеры), кабинеты психолога, социального педагога.
Мы внедрили систему MBTI в школьный центр профориентации, который ее использует с 2018 года.
Наша гипотеза подтвердилась: использование типологии MBTI поможет школьному центру по профориентации подбирать школьникам подходящие профессии с наивысшей точностью.
Перспективы развития:
Мы планируем продолжить работу по использованию системы MBTI для того, чтобы облегчить выбор будущей профессии подросткам. Следующим этапом будет проведение занятий для добровольцев, которые смогут помогать ученикам в дальнейшем, после нашего выпуска из школы. Так же мы планируем продолжать исследование системы MBTI, чтобы расширять возможности нашей деятельности.
Список использованных источников и литературы:
https://www.16personalities.com/ru
Майерс, Изабель Бриггс и Майерс, Питер Б. MBTI: определение типов. У каждого свой дар / [пер. с англ. ООО «Пароль»]. — М.: Карьера Пресс, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-00074-020-0
https://4brain.ru
https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1697
Приложение 1(Актуальность проекта)
Приложение 2(Проведение типирования)
Приложение 3(Результаты типирования)
Приложение 4(Типажи и подходящие профессии)
Типаж: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
Подходящие профессии: |
ENFJ |
Менеджер по рекламе |
Преподаватель:, драматическое искусство, изобразительное искусство, языки |
Психолог |
Диетолог |
INFJ |
Психолог в клинике |
Творческие профессии |
Обществовед |
Тренер |
ENFP |
Журналист |
Специалист по PR |
Индустрия красоты |
Физиотерапевт |
INFP |
Художник |
Профессор колледжа: гуманитарные науки, искусство |
Консультант менеджмента: построение команды и разрешение конфликтов |
Диетолог |
ENTJ |
Офис-менеджер |
Биржевой брокер |
Адвокат |
Судья |
INTJ |
Ученый, исследователь |
Специалист по телекоммуникационным методам обеспечения безопасности |
Преподаватель университета: компьютеры, естественные науки, математика |
Руководитель компании |
ENTP |
Журналист |
Креативный директор по рекламе |
Политик |
Детектив |
INTP |
Программист |
Математик |
Юрист |
Специалист по пластической хирургии |
ESTJ |
Армейский офицер |
Полицейский, тюремный охранник, инспектор по наблюдению за условно освобожденными преступниками |
Офис-менеджер |
Стоматолог |
ISTJ |
Инженер |
Бухгалтер |
Преподаватель: технические дисциплины, ремесла, математика, физическое воспитание |
Государственный служащий |
ESFJ |
Медицинская сестра |
Преподаватель начальной школы |
Социальный работник |
Бортпроводник |
ISFJ |
Медицинская сестра |
Педагог дошкольного учреждения |
Секретарь |
Декоратор, дизайнер |
ESTP |
Полицейский |
Репортер службы новостей |
Биржевой брокер |
Туристический агент |
ISTP |
Пилот |
Специалист по электронике |
Зубной техник, гигиенист |
Банкир |
ESFP |
Врач "скорой" помощи |
Педагог: дошкольное обучение, начальная школа |
Музыкант |
Агент по продаже недвижимости |
ISFP |
Модельер |
Полицейский, служащий по надзору за условно осужденными: реабилитация, консультирование |
Физиотерапевт |
Визажист |
Приложение №5
Исследование №1 январь 2018
Исследование №2 январь 2019
Исследование №3 январь 2020
Приложение №6
Приложение № 7
Тест на определение типажа MBTI
Сайт: https://www.16personalities.com/ru