Проблема реализации российского избирательного законодательства и применения избирательных технологий в условиях пандемии

XIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема реализации российского избирательного законодательства и применения избирательных технологий в условиях пандемии

Ладыгин М.О. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов
Семенова О.А. 1Федорова А.С. 1
1МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность исследования. На современном этапе демократичность избирательной системы, ее открытость, доступность является определённым маркером демократичности самого государства. Проведенные избирательная кампания и референдум в РФ показали важность использования новых информационных технологий для обеспечения равного доступа в новых суровых условиях к избирательному праву. Это обусловило интерес для исследования и актуальность данного исследования в преддверии избирательной кампании в условиях предстоящих выборов в 2021 г.

Цель работы – проанализировать проведение избирательных кампаний, референдума в условиях пандемии и выделить проблемы в условиях пандемии и применение избирательных технологий. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

- рассмотреть международные стандарты в области избирательного права;

- исследовать российское законодательство в области избирательного права;

- проанализировать избирательные кампании и референдум, проведённые в 2020 году и выделить трудности избирательного процесса в условиях пандемии;

- выделить трудности, проблемы избирательного процесса в условиях пандемии и разработать основные направления его гармонизации.

Объектом исследования выступает избирательная система.

Предметом исследования выступают условия реализации избирательных прав граждан в рамках пандемии и возможные подходы к их нейтрализации.

Методы исследования. В качестве методов исследования выступают: анализ, сравнение, обобщение, анализ статистических данных и др.

В процессе работы использованы работы отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты, статистические и другие материалы, а также материалы периодической печати.

Глава 1. Теоретические основы избирательного права

Под международными избирательными стандартами принято считать «обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в проведении свободных справедливых подлинных и периодических выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации» 3, С.34. Они разбросаны по различным нормативным актам: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Декларация о критериях свободных и справедливых выборов 1994 г.; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ 2002 г.; Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, 1994 г. и др. Необходимо отметить и такие акты, которые специфичны и появились только в ХХ веке: Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 25 декабря 1965 г. и др.

Именно они являлись основой для вынесения решения Конституционным Судом РФ. Избирательное законодательство в РФ формировалось давно, однако, в том виде, в котором мы его знаем, начинает отсчет с принятием Конституции 12.12.1993 г. С введением Конституции были заложены принципиальные основы, касающиеся демократических основ нашего государства, в том числе в избирательном праве. В частности, в качестве гарантируемого права в ст.13 – устанавливается многопартийность, ст.32 закреплено право «избирать и быть избранными», ст.81 – принципы выборов Президента РФ, ст.96 – порядок выборов депутатов Государственной Думы и применение при этом федеральных законов и др.

На основании конституционных норм был принят ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», который выступает в качестве базового и который устанавливает основные нормы проведения выборов в федеральные и муниципальные органы власти. На базе этих основных актов был принят целый комплекс нормативных правовых актов на различных уровнях. В частности, на федеральном уровне были приняты: ФКЗ «О референдуме РФ»; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; ФЗ «О выборах Президента РФ» ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; ФЗ «О политических партиях» и др. Помимо этого, приняты региональные акты (например, на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 29.04.2003 N 10-ОЗ (с изм. от 10.06.2020) "Избирательный кодекс Свердловской области"; Указ Губернатора Свердловской области от 04.12.2019 N 634-УГ "О назначении члена Избирательной комиссии Свердловской области"; Распоряжение Правительства Свердловской области от 18.03.2020 N 84-РП "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ 22 апреля 2020 года"; Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1583-ПП "О мерах по реализации в Свердловской области Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в РФ» и др.

Вместе с тем, необходимо отметить проблемы, которые возникают в процессе применения данных нормативно-правовых актов: учет избирателей. В рамках современной российской системы действует система обязательного учета всех избирателей, в основе которой лежит система регистрации по месту жительства граждан. Однако, проблема в том, что часть граждан живут в одном месте, а зарегистрированы в другом, либо имеют временную регистрацию. А такие лица не имеют право голосовать на выборы в органы местного самоуправления и субъекты РФ. При этом обилие злоупотреблений при проведении досрочного голосования и трудности контроля за этим процессом привели к запрету в 2002 г. досрочного голосования на федеральных и региональных выборах; по этой же причине многие эксперты склоняются к запрету его и на муниципальных выборах1, С.34. Что касается голосования по почте, то нынешнее состояние этой службы в России также не позволяет проведение этого вида голосования с соблюдением хотя бы минимума избирательных стандартов. Решение этой проблемы невозможно в рамках только избирательного законодательства: необходимо изменение всей системы регистрации граждан. Однако, эти проблемы наиболее ярко встали, когда пандемия захватила весь мир в 2020 г.

Глава 2 Избирательный процесс в условиях пандемии

2.1 Трудности избирательного процесса в условиях пандемии в 2020 г. в России

Пандемия изменила не только условия избирательных кампании во всем мире, но и характер их проведения. С 25 июня по 30 июня проведено голосование по поправкам в Конституцию. 13 сентября в Единый день голосования прошли выборы губернаторов в 20 регионах, депутатов законодательных (представительных) органов в 11 субъектах, выборы на муниципальном уровне, довыборы четырех новых депутатов Госдумы, а это составило - более 8700 выборов разного уровня пройдут в 83 регионах. Была создана нормативно-правовая база, а именно: ФЗ от 23 мая 2020 года № 151-ФЗ «О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 23 мая 2020 года № 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве», ФЗ от 23 мая 2020 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Проанализируем по данным ЦИК РФ 12 проведение избирательных кампаний и голосования за поправки в Конституцию РФ, проведенные в 2020 г. По состоянию на 08.09.2020 г. по данным УИК в РФ более 56,5 тыс. избирательных участков, в том числе 592, образованных в местах временного пребывания граждан, а именно (рис.1 Приложение 1). Также в труднодоступных местах или отдаленных местностях было образовано 486 избирательных участков, на которых проведено досрочное голосование, соответственно проголосовали досрочно 29856 человек. Были созданы все условия на избирательных участках, чтобы человек максимально попадал в условия эпидемиологической обстановке (рис.2 Приложение 1). Впервые опыт голосования в новых реалиях получил при голосовании по поправкам в Конституцию.

Голосование по поправкам в Конституцию РФ проходило в период с 25 июня по 1 июля. Для этого надо было прийти на свой избирательный участок или пригласить членов участковой комиссии к себе домой. ⠀Все избирательные участки были оснащены средствами индивидуальной защиты и продезинфицированы. Голосование организовано в соответствии с рекомендациями комиссии по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Роспотребнадзором и согласованными с ЦИК России. В процессе голосования использовались и наши просторы, когда голосование с соблюдением всех условий (несмотря на провокации и информационные сбросы) в целях безопасности проводилось на улице. Необходимо отметить, что многие сознательные граждане, используя хэштеги #голосуемЗА #ВСЕЧЕСТНО #нашаКонституция #МЫВМЕСТЕ #мыГолосуем #Конституция2020 #Наблюдатель #НОМ #РоссияГолосует #⠀освещали новости с избирательных участков и не позволяли злостным нарушителям провоцировать социальную и политическую напряженность. В процессе голосования для обеспечения безопасности использовались: одноразовые медицинские маски, перчатки, дезинфицирующие средства, ручки.

В том числе и применялись технологии, которые еще не имеют такого большого опыта, но уже были апробированы при выборах Президента РФ, глав некоторых субъектов. Например: Технологии — это «Мобильный избиратель», механизм, который заменил открепительные удостоверения, массовое использование которых вызывало многочисленные нарекания в ходе прошлых кампаний, позволяющий проголосовать на любом удобном избирательном участке России, а не только по месту постоянной или временной регистрации. Это возможность для инвалидов и пожилых людей проголосовать на дому, а также подать заявку на голосование по интернету, через портал «Госуслуги». Все это нацелено на удобство и комфортность проведения выборов для абсолютно всех групп населения.

В ряде субъектов (например, Москва, Нижегородская область) с 25 июня по 30 июня проведено электронное голосование по поправкам в Конституцию. Избиратели в этих субъектах России выбирали как голосовать – онлайн или офлайн на избирательных участка. Проголосовать электронно было можно только при поданной заявке с помощью подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги» или на портале mos.ru. За предыдущее время, а особенно за период самоизоляции, люди освоили онлайн-ресурсы как вынужденной мере. И участие в онлайн-голосовании дает возможность не посещать избирательные участки, тем самым не только сэкономить время, но и минимизировать контакты в условиях пандемии. Безопасность онлайн-голосования обеспечивает технология блокчейна: голоса хранятся в зашифрованном виде, их нельзя изменить или удалить, информация о выборе того или иного избирателя невозможно, поскольку информация не сохраняется на серверах. Изменить блокчейн-сеть также невозможно, потому что она не имеет единого сервера, и изменение данных на одном сервере тут же заметно другим участникам сети. Для совершенствования системы электронного голосования были проведены публичные тестирования, ее код и элементы были открыты на GitHub для специалистов 15.

Опыт электронного голосования имелся еще до пандемии короновируса. Так, в 2019 году на выборах в Мосгордуму, в Троицке при решении о продлении метро и др. Нарушений не было, были попытки взлома, но они вовремя и удачно пресечены. В Москве итоговая явка на электронных выборах составила более 90. Как показал опыт Москвы на выборах в Мосгордуму 2019 года, электронное голосование привлекло больше избирателей. На онлайн-выборах явка составила 92%, а в общей сложности — 21,77 % и это больше, чем на предыдущих выборах. А чем выше явка, тем точнее голосование показывает мнение избирателей, тем выше доверие к институту выборов в целом 12. Во время электронных выборов в Москве были иностранные наблюдатели, которые не только отметили слаженную работу УИК и их территориальных подразделений, но и отметили прозрачность процесса 2.

При этом у избирателя всегда остается право выбора: онлайн или традиционно. УИК дается доступ к электронному списку участников онлайн-голосования, а обезличенный вариант дублируется в Сеть. Если избиратель передумает голосовать онлайн, то он сможет сделать это традиционным способом. В этом случае председатель УИК сможет прямо в электронном реестре заблокировать выдачу бюллетеня для онлайн-голосования и дать избирателю традиционный.

Создана новая технология сквозного наблюдения. Неограниченное количество экранов позволяет продемонстрировать статистку голосования. Для наблюдателей разработан новый инструмент, который позволяет в режиме реального времени следить за всеми транзакциями в сети блокчейн. В ходе опроса электронных избирателей, большинство остались довольны: в любое время, в месте где удобно избирателю, не торопясь он может проголосовать. Особенно интересно это было молодежи.

С 23 августа 2020 г. в Республике Коми, в Камчатском и Пермском краях, Архангельской, Иркутской, Магаданской областях, в городе Севастополе, Еврейской автономной области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах проводится досрочное голосование для избирателей, которые проживают в труднодоступных и отдаленных местностях или будут в день голосования находиться на судах в плавании.

Практически полное отсутствие жалоб со стороны избирательных штабов свидетельствует о грамотной работе избиркомов. Например, в Челябинской области 13 сентября 2020 г. проходили выборы в Законодательное собрание. Избирательная кампания по выборам в Законодательное Собрание Челябинской области была отмечена высокой конкуренцией, т.е. непарламентские партии, которые получили право участвовать в выборах, активно включились в избирательный процесс. Их представители участвовали во всех эфирах и теледебатах. Равные возможности для всех участников политического процесса повышают электоральную уверенность граждан. На выборах в разные ветви власти в Челябинской области на 3 180 мест претендовали более 7 тысяч человек как по одномандатному принципу, так и от партий. В среднем, конкуренция по партийным спискам составляла 19 человек на место. К выборам были допущены девять политических партий, несколько остались за бортом процесса. Челябинский облсуд подтвердил законность отстранения от выборов партии «Яблоко» и «Партии возрождения России». На территории Челябинской области практически отсутствовали нарушения. Была четко организована работа общественных наблюдателей (один от Общественной палаты и по представителю от каждой политической партии, участвующей в выборах). Была возможность проголосовать три дня: 11,12,13 сентября.

На довыборах депутатов Госдумы в Курской и Ярославской областях применялось электронное дистанционное голосование. Такое постановление принял Центризбирком. Ранее онлайн-формат уже тестировался. В том числе и в ходе голосования по внесению изменений в Конституцию.

Вообще, практика трёхдневного голосования позволило избежать наплыва людей на избирательные участки, обеспечить дополнительную эпидемиологическую безопасность в условиях пандемии коронавируса. Как правило, большинство избирателей уже знают за какого кандидата или партию будут голосовать. Однако, есть и такие группы, которые определяются с выбором за неделю, за сутки, в день выборов, «а им без разницы» и др. 4 Но выборы должны быть построены таким образом, чтобы любая группа из перечисленных могла реализовать свои избирательные права.

Также были обеспечены дополнительные возможности для избирателей, а именно: досрочное голосование в помещение для голосования (40,5 тыс. задействованных участковых комиссий); досрочное голосование вне помещения для голосования («голосование на дому») (42 тыс. задействованных участковых комиссий); голосование на придомовых территориях и иных территориях общего пользования (4,6 тыс. задействованных участковых комиссий); голосование в населенных пунктах, где отсутствует помещение для голосования (4,8 тыс. задействованных участковых комиссий). На придомовых территориях также было организовано голосование на придомовых территориях (рис.3. Приложение 2). И как бы потом не утверждали противники существенных нарушений не было допущено. Но вместе с тем были созданы безопасные условия для голосования.

В течение двух дней, предшествующих дню голосования, – 11 и 12 сентябряпроводились: голосование в помещении для голосования; голосование вне помещения для голосования («голосование на дому») для избирателей, которые не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам; голосование на придомовых территориях и иных территориях общего пользования; голосование в населенных пунктах, где отсутствуют помещения для голосования. При этом первые два формата голосования применялись на выборах депутатов Государственной Думы, основных региональных выборах и выборах в административных центрах субъектов РФ. Бюллетени избирателей, которые проголосовали 11 и 12 сентября, по окончании каждого дня голосования перемещались из ящиков для голосования в сейф-пакеты, которые были вскрыты только после окончания голосования 13 сентября при подсчете голосов избирателей. В результате использован достаточно сложный, многогранный комплекс видов и форм голосования. Однако все они синхронизированы и выверены. В 54субъектах РФ будут использованы средства видеонаблюдения. На участках с видеонаблюдением в списки избирателей включено порядка 70 % от общего числа избирателей в этих субъектах. В 59 субъектах РФ использованы технические средства подсчета голосов избирателей (5431 КОИБ), а это охват около 10 млн.избирателей12.

По технологии «Мобильный избиратель» количество поданных заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения составило всего 362139 заявлений, из них через: портал Госуслуг – 124634, ТИК – 72647, УИК - 153828, ресурс «Мои документы» - 1103012. По пилотному проекту голосования на цифровых избирательных участках в городе Москве создано 30 цифровых избирательных участков. Всего на территории 59 субъектов использовались около 5,5 тысячи КОИБ. Общая численность избирателей на участках, оборудованных КОИБ, составляет порядка 10 миллионов. КОИБ применялись только в день голосования 13 сентября, однако все бюллетени граждан, проголосовавших досрочно, введены в КОИБ.

Дистанционное электронное голосование на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы в Курской области и Ярославской области охватило 13186 и 18385 поданных заявлений соответственно. Кроме того, была презентована и использована автоматизированная проверка подписных листов (рис.4. Приложение 2). Был запущен еще один эксперимент, который Комиссия провела в этом году – сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов через портал «Госуслуги». В нем принимали участие три региона: Чувашская Республика и Пермский край – на выборах глав регионов, а также Челябинская область – на выборах депутатов Законодательного Собрания. При этом как обращает ЦИК за проведение избирательной кампании в 2020 год сократилось количество поступивших обращений (рис.5,6,7. Приложение 3). В ЦИК России поступило 696 письменных обращений различных участников избирательного процесса. Большинство поступивших в ЦИК России обращений связано с проведением избирательных кампаний муниципального уровня – 515 обращений. В информационно-справочный центр («горячая линия») ЦИК России поступило 3822 сообщения от участников избирательного процесса. Из общего количества звонков, поступивших в 2020 году в информационно-справочный центр ЦИК России, лишь 31 сообщение (меньше 1 %) содержали информацию о различных недостатках. Для сравнения в 2019 году поступило 326 (более 7 %), а в 2018 – 185 (также более 7 %) подобных сообщений.

Механизм «Мобильный избиратель» позволил реализовать три направления: дистанционное электронное голосование, голосование на цифровых избирательных участках и голосование по месту нахождения. По технологии «Мобильный избиратель», ЦИУ и ДЭГ в единый день голосования в 2019 подано около 460 тыс. заявлений, а в 2020 году около 400 тыс. заявлений, в том числе через МФЦ (многофункциональный центр), ИК (избирательные комиссии), ЕПГУ – единый портал государственных и муниципальных услуг (рис.8. Приложение 4).

За период 2019-2020 гг. избирательных кампаний было получено более 400 тыс. заявлений в 2019 г. и около 400 тыс. заявлений, при этом через МФЦ больше было подано в 2019 г. (9,7%) против 2020 г. (2,8%), через ЕПГУ наоборот в 2020 году (40,2%) больше, чем в 2019 г. (22,4%), а вот через избирательные комиссии в 2019 году опять было больше (67,8%), чем в 2020 году (57%). В таких жестких условиях для избирателей была проведена колоссальная работа. В частности, на портале были созданы: сервисы информирования (о предстоящих выборах и референдумах и сроках их проведения, о включении в список избирателей на избирательном участке, о кандидатах и избирательных объединениях, о результатах регистрации кандидатов и др.), которыми воспользовались с начала 2020 г. более 3,7 млн.пользователей12; сервисы подачи заявление (доступность голосования избирателей на региональных выборах по месту нахождения в иных субъектах РФ, подача заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования и др.).

Технология QR-кодирования протоколов позволяет разместить в сети Интернет данные абсолютного большинства избирательных участков через пять часов с момента окончания голосования. При проведении общероссийского голосования 90 % протоколов были введены в ГАС «Выборы» и размещены в сети Интернет в час ночи, на это же время на выборах Президента РФ 2018 года было введено 80 % протоколов, а на выборах депутатов Государственной Думы 2016 года – лишь 25 %12. Эти цифры – один из важнейших факторов обеспечения достоверности результатов голосования. В рамках работы УИК приводились тренировки по обеспечению деятельности цифровых избирательных участков с использованием ГАС «Выборы». Системные администраторы избирательных участков 83 субъектов РФ получали опыт и закрепляли умения в данной области и по построения межсубъектного взаимодействия, а также проверяли уязвимость процессов в системе. Всего прошло четыре тренировки: две в августе и две в сентябре.

2.2 Избирательный процесс в городе Нижний Тагил в условиях пандемии

На территории Свердловской области за 2020 год в условиях пандемии и соответствующего режима проведены следующие выборы: 9

- прошло голосование по внесению изменений в Конституцию РФ. 27 марта ЦИК РФ принял решение о переносе всех весенних выборов в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ прошло с 25 июня по 30 июня 2020 г. и это были другие выборы. Выше мы об этом говорили. В эти выборы были применены следующие технологии: голосование до дня голосования; дистанционноеэлектронноеголосование; голосованиепоместунахождения; голосованиевнепомещениядляголосования; голосованиезарубежом и др. Что-то уже применялось, что-то было впервые. По Нижнему Тагилу при голосовании по Конституции в день голосования были получены в процентном отношении бюллетени (таблица 1. Приложение 5). Таким образом, мы видим, что в день голосования практически 50% по всем районам проголосовали. Больше 50% возможных участников голосования проявили свою гражданскую позицию и проголосовали. Недействительных бюллетеней составило 0,05%.

Вместахкомпактногопроживанияинвалидов(дома-интернаты,жилыедомаоколоспециализированныхпредприятий)созданыспециальныеучасткидляголосования.Такиеучасткиоткрываютсяивместахвременногопребыванияинвалидов,например,больницах. Дляграждансинвалидностьюпредусмотренавозможностьвоспользоватьсяпомощьюдругоголицаприполученииизаполнениибюллетенядляголосования. 25 июня по 30 июня 2020 года для жителей ГАСУСО СО «Тагильский пансионат для престарелых и инвалидов» запомнится надолго, как очень важный день в их жизни: в этот день принимали участие в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Соблюдая нормы и правила санитарно-эпидемиологической безопасности, в присутствии представителей Отдела полиции МВД России и наблюдателей, на территории ГАУ «Тагильский пансионат» работала Участковая избирательная комиссия № 2288 13 (Приложение 6). Таким образом, в Тагильском пансионате соблюдены условия безопасности (перчатки, маски, обработка, социальная дистанция и др.) и обеспечены условия для голосования для разных групп, в том числе для инвалидов (безопасная доступная среда).

Рассмотрим далее. Участники голосования могли отдать свой голос на любом удобном участке для голосования в любом регионе России вне зависимости от места регистрации, предварительно подав заявление о голосовании по месту нахождения. Механизм «Мобильный избиратель», успешно апробированный в период нескольких избирательных циклов, позволил гражданину проголосовать вне зависимости от места жительства. Заявление о голосовании по месту нахождения можно было подать: в любом МФЦ с 5 июня до 14:00 21 июня 2020 года; в любой территориальной избирательной комиссии с 5 июня до 14:00 21 июня 2020 года; в электронном виде через портал ЕПГУ (Госуслуги) с 5 июня до 14:00 по московскому времени 21 июня 2020 года. С 16 июня до 14:00 21 июня заявление можно было подать в участковой комиссии. Вся информация была размещена на плакатах (приложение 7). Проголосовать можно было в период с 25 по 30 июня или непосредственно в день голосования. Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения, исключается из списка участников голосования по месту жительства. Участник голосования, подавший заявление и явившийся в день голосования на участок для голосования по месту жительства, может быть включен в список участников голосования по решению участковой комиссии после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на участке по месту нахождения, к которому он ранее прикрепился.

Дистанционное электронное голосование на территории Свердловской области не было предусмотрено. В этот период по решению избирательной комиссии субъекта РФ для групп участников голосования было организовано голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах). Время голосования не должно совпадать с временем (режимом) работы УИК 11. Для ЦИК в 2020 г. наиболее актуальным стал приоритет – обеспечение голосования в условиях, гарантирующих сохранность здоровья участников голосования. Была предоставлена возможность голосования, даже если человек находится вне дома 12. Во время голосования были предприняты все меры для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия участников голосования, а именно (Приложение 8, 9, 10): на каждом участке для голосования был организован пункт температурного контроля и при входе размещен дезинфицирующий коврик;

- все участники голосования обеспечивались средствами индивидуальной защиты: одноразовые маски и перчатки, а также одноразовые ручки. Перед тем, как зайти на участок, каждый избиратель получил маску и перчатки, были и гели, и другие средства для обработки рук: Затем избиратель подходил к столу для получения бюллетеня, на секунду приспускал маску и на расстоянии показывал членам комиссии паспорт.

- в помещении для голосования организованы места для дезинфекции рук;

- специальные линии-указатели помогут обеспечить бесконтактное передвижение участников голосования и соблюдение санитарной дистанции:

Затем избиратель брал бюллетень и заходил в кабинку. Штор в кабинках не было. Это требование Роспотребнадзора. Дальше избиратель опускал в урну для голосований бюллетень и по указателям уходил с избирательного участка по другому маршруту и не по тому что заходил, сняв перед этим маску и перчатки и сложив их в специальную емкость. Утилизировали их потом специализированным образом.

- в течение всего дня участок для голосования обрабатывался дезинфицирующими растворами. Само помещение избирательных участков обрабатывали и проводили в них влажную уборку каждый час. Проголосовать можно было и из дома - члены избиркома, через приоткрытую дверь передавали человеку комплект, в который входил бюллетень, ручка, маска, салфетка и перчатки, чтобы избиратель мог полноценно открыть им дверь и на расстоянии в 1,5-2 метра показать свой паспорт. Затем он заполнял бюллетень в квартире и опускал его в ящик для голосования, который члены избиркома принесли с собой. Сами члены избирательных комиссий были одеты в одноразовые халаты, маски, перчатки, защитные экраны. С ними приходил наблюдатели. Ходили по домам члены избиркома с 25 июня вплоть до 1 июля, до 17.00. Бюллетени, заполненные до 1 июля запечатали в специальные сейф-пакеты. Вскрыли 1 июля после 20.00. Также было организовано придомовое голосование. Это позволяет «разгрузить» поток в стационарные избирательные участки.

Таким образом, были соблюдены все необходимые меры для безопасного и доступного проявления своей воли и реализации гражданской активной позиции.

- в единый день голосования 13 сентября 2020 г. в РФ прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 20 субъектов РФ (18 прямых, 2 - через парламенты субъектов) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 11 субъектах РФ. В регионах, где губернаторы ушли в отставку после 13 июня 2020 г., выборы прошли в единый день голосования 2020 года. Выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва и выборы представительных органов 85 субъектов РФ, сроком на пять лет. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (GOVID — 19) 3 апреля 2020 года Центральная избирательная комиссия отложила 109 избирательных кампаний в 34 регионах, которые должны были состояться с 5 апреля по 26 июня 2020 года 7. В Нижнем Тагиле были проведены дополнительные выборы депутата Нижнетагильской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 8. На выборы вышли 7 кандидатов: Долгоруков А.В. (ЕДИНАЯ РОССИЯ), Журавлева Н.В. (ЯБЛОКО), Шамшуров С.Ю. (СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ), Бердников С.А. (самовыдвижение), Бояркин М.В. (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РФ), Бурлай С.А. (ЛДПР). Количество избирательных участков составило 11. 100% приступили к работе, сбоев не было (таблица 3. Приложение 11).

В целом, по опыту голосования за Конституцию РФ были учтены недостатки и проведены исключительные меры по обеспечению безопасного голосования. Что говорит о том, что можно обеспечить реализацию своих прав при любых условиях при взаимодействии всех служб и органов государственной власти. Опыт, который получили наши территориальные избирательные комиссии очень уникальный.

Глава 3. Трудности, проблемы избирательного процесса в условиях пандемии и основные направления его гармонизации

В 2021 году нашему государству придется пережить еще одну избирательную кампанию по сложности и напряженности одну из самых сложных. В целях обеспечения здоровья избирателей в тех условиях, которые диктует современная обстановка была произведена модернизация избирательного процесса и законодательства. При этом необходимо было обеспечить прозрачность выборов и не допустить криминализацию избирательного процесса. В данном ключе задача власти состоит в создании условий для реализации избирательных прав граждан, в предоставлении для этого различных способов, адаптированных под реалии сегодняшнего дня: дистанционное электронное голосование, онлайн или офлайн. Нововведения в избирательном процессе предусматривают как возможность дистанционного электронного голосования, так и электронный сбор подписей. В соответствии с поправками, предусмотренными законопроектами, для сбора до половины необходимых подписей избирателей на региональных выборах возможно использование единого портала государственных и муниципальных услуг. Сбор подписей на платформе госуслуг полностью исключает возможности фальсификаций. Вместе с тем уменьшится риск технических ошибок, помарок и исправлений. Партиям и кандидатам станет проще найти своего избирателя. При этом регионы сами смогут решать вопрос о том, когда и в каком объеме внедрять электронный сбор подписей.

При этом действует следующий принцип: ни один человек не должен быть лишен возможности проголосовать. Голосование по почте существенно увеличивает возможности участия в голосовании для студентов, для лиц, находящихся в командировках, для тех, кто далеко оказался от своего избирательного участка. Однако, нами проведенный анализ показал, что допускается достаточно серьезное количество нарушений в голосовании по почте, поэтому следует заменить на формат голосования в электронном варианте или продумать четкую схему голосования по почте. Нововведения в избирательное законодательство, предусматривающие возможность голосования в дистанционном электронном формате, направлены на защиту жизни и здоровья граждан страны, а также снижение нагрузки на участки для голосования, что напрямую способствует повышению уровня электоральной активности граждан и привлечению их внимания к институту выборов в целом.

В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность и принять Избирательный кодекс РФ. Тем более, что попытки его принятия были (в 2012 году, но в 2014 году снят с рассмотрения). В рамках данного единого унифицированного акта закрепить единую систему голосования апробированную в новых условиях, а именно: введение трехдневного голосования; привлечение волонтерского движения для решения организационных текущих вопросов; закрепление и дальнейшее внедрение системы сквозного наблюдения; закрепление и введение во всех субъектах как альтернативного введения онлайн-голосования, электронного дистанционного голосования. Для этого предлагаем закрепить за каждым гражданином РФ, достигшим 18 лет и имеющим право голосовать свой уникальный избирательный код. По этому коду где бы человек не находился он может реализовать свои избирательные права. Вместе с тем у каждого гражданина РФ должна быть возможность прибегнуть к традиционной системе голосования по его решению. Однако, традиционное голосование будет проводится по тем нормам, которые предусмотрены на современном этапе и имеют закрепление за территорией проживания; в межизбирательный период организовать систему дистанционного просвещения избирателей, наблюдателей, волонтеров, средств массовой информацией в рамках специализированного сайта либо через сайт Госуслуг по применению новых избирательных технологий. Просвещение избирателей является одним из важнейших ресурсов демократического избирательного процесса.

Заключение

Поставленные задачи и цели в начале исследования были достигнуты. Проанализировав нормативно-правовую базу избирательного процесса в нашем государстве, необходимо отметить, что сформированный массив нормативных правовых актов национального характера базируется на гарантиях и принципах, установленных международными правовыми актами. В этой сфере специалистами выделяют проблемы в реализации избирательного права, которые были упомянуты выше, и связаны с голосованием не по месту жительства, открепительными удостоверениями, досрочным голосованием и голосованием по почте. Однако, эти проблемы наиболее ярко встали, когда пандемия захватила весь мир в 2020 г.

В рамках данного единого унифицированного акта закрепить единую систему голосования апробированную в новых условиях, а именно: введение трехдневного голосования; привлечение волонтерского движения для решения организационных текущих вопросов; закрепление и дальнейшее внедрение системы сквозного наблюдения; закрепление и введение во всех субъектах как альтернативного введения онлайн-голосования, электронного дистанционного голосования. Для этого предлагаем закрепить за каждым гражданином РФ, достигшим 18 лет и имеющим право голосовать свой уникальный избирательный код. По этому коду где бы человек не находился он может реализовать свои избирательные права. Вместе с тем у каждого гражданина РФ должна быть возможность прибегнуть к традиционной системе голосования по его решению. Однако, традиционное голосование будет проводится по тем нормам, которые предусмотрены на современном этапе и имеют закрепление за территорией проживания; в межизбирательный период организовать систему дистанционного просвещения избирателей, наблюдателей, волонтеров, средств массовой информацией в рамках специализированного сайта либо через сайт Госуслуг по применению новых избирательных технологий. Просвещение избирателей является одним из важнейших ресурсов демократического избирательного процесса.

Список литературы

Антоненко И.Ю. Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов // Право, 2018. № 3. – С.34-36

Воронцова К. Три дня на выбор Электронный ресурс // Российская газета - Федеральный выпуск № 179(8233) URL: https://rg.ru/2020/08/12/kakie-novshestva-zhdut-izbiratelej-na-regionalnyh-vyborah.html

Ершов М.Ю. Международные нормативно-правовые акты избирательного права и уголовная ответственность за совершение преступлений воспрепятствующих осуществлению избирательных права в России и странах Ближнего зарубежья // Право, 2018. № 4. – С.34-35

Журавлева В. Чрезвычайное положение по-американски Электронный ресурс // URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=4808

Журавлев К. Электронное голосование: быстро, надежно и безопасно. В чем преимущества электронного голосования по поправкам в Конституцию // Электронный ресурс URL: https://www.cloudav.ru/mediacenter/news/elections-e-voting/

Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/sverdlovsk

Информационный портал Свердловской области Электронный ресурс // URL: - https://xn--b1ag8a.xn--p1ai/news/munnews/12272

Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/sverdlovsk

Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/region/sverdlovsk?action=show&root=1&tvd=4664040237014&vrn=4664040237004&region=66&global=&sub_region=66&prver=0&pronetvd=0&vibid=4664040237014&type=454

Казарнец А.Ю. Избирательные кампании в условиях пандемии – Вестник МЮИ. 2020. № 3. – С.11

Официальный сайт Избирательный комиссии Свердловской области Электронный ресурс // URL: // http://www.sverdlovsk.izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov

по материалам Центральной избирательной комиссии Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

портал ГАСУСО СО «Тагильский пансионат для престарелых и инвалидов» Электронный ресурс // URL: https://zabota019.msp.midural.ru/news/obshcherossiyskoe-golosovanie-56220/

Стейман И. Избирательная кампания в США – 2020: новые реалии // Мировая политика, 2020. № 6. – С.23

Шаповалов В. Выборы в интересах избирателя Электронный ресурс URL: https://iz.ru/1013449/vladimir-shapovalov/vybory-v-interesakh-izbiratelia

Приложение 1

Рис.1 – Количество избирательных участков, образованных в местах временных пребывания граждан1

Рис.2 Система мер, направленных на обеспечение санитарной безопасности участников избирательного процесса2

Приложение 2

Рис. 3 – Организация голосования на придомовых территориях3

Рис. 4 – Автоматизированная проверка подписных листов 4

Приложение 3

Рис. 5 – Информация о поступивших в ЦИК РФ обращениях, шт. (ЕДГ – единый день голосования)5

Рис. 6 Информация о поступивших в ЦИК РФ обращениях в 2020 году по уровням выборов, шт. 6

Рис. 7 – Информация о поступивших в информационно-справочный центр ЦИК России сообщениях7

Приложение 4

Рис.8 Подано заявлений по Мобильному избирателю, ЦИУ и ДЭГ в 2019-2020 гг., тыс. заявлений8

Приложение 5

Таблица 1 Процент участников голосования, получивших бюллетень для голосования, от общего числа включенных в списки участников голосования9

порядковый номер субъекта РФ

Наименование субъекта РФ

Процент участников голосования, получивших бюллетень для голосования, от общего числа включенных в списки участников голосования (по местному времени)

Отчетное время

10.00

12.00

15.00

18.00

 

Итого

39.90%

42.34%

46.18%

49.17%

52

Нижний Тагил, Дзержинская

37.92%

40.13%

43.14%

45.97%

53

Нижний Тагил, Ленинская

36.36%

38.91%

43.01%

45.41%

54

Нижний Тагил, Тагилстроевская

32.85%

35.61%

39.09%

41.83%

Таблица 2 Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ на 01.07.2020 (на 02.07.2020)10

Параметры

Кол-во

1

Число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования

3328760

2

Число бюллетеней, выданных участникам голосования

1715988

3

Число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования

1715722

4

Число недействительных бюллетеней

18298

 

Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?

 

5

ДА

1132182
65.99%

6

НЕТ

565242
32.94%

Приложение 6

   

Фото 1. Голосование за Конституцию в ГАУ «Тагильский пансионат»

Фото 2. Подготовка к голосованию за Конституцию в ГАУ «Тагильский пансионат»

   

Фото 3. Доступная среда в ГАУ «Тагильский пансионат»

Фото 4. Обеспечение безопасности в ГАУ «Тагильский пансионат» в условиях пандемии

Приложение 7

Рис.9 Информационный плакат

Приложение 8

Рис.10 У избирателей при входе на участок измеряли температуру бесконтактным способом

Фото 5. Выданы одноразовые маски, перчатки, ручки, а работник территориального избирательного участка также в маске, в перчатках, халате

Фото 6. Организация бесконтактного голосования

Фото 7. Места для дезинфекции рук

Приложение 9

Фото 8. Специальные линии-указатели, маски

Фото 9. Специальные линии-указатели, маски, электронный подсчет

Приложение 10

Фото 10. Обработка помещения избирательного участка

Фото 11. Организация придомовых избирательных участков

Приложение 11

Таблица 3 Данные об открытии помещений для голосования и предварительные сведения об участии избирателей в выборах11

Номер комиссии

Наименование комиссии

Количество избирателей в списке (по местному времени)

Процент избирателей, принявших участие в выборах, от общего числа включенных в списки избирателей (по местному времени)

Отчетное время

8.00

10.00

12.00

15.00

18.00

 

Избирательная комиссия города Нижний Тагил

18780

5.05%

6.25%

8.79%

10.24%

10

ОИК №10

18780

5.05%

6.25%

8.79%

10.24%

1 по материалам Центральной избирательной комиссии Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

2 по материалам Центральной избирательной комиссии Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

3 по материалам Центральной избирательной комиссии Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

4 по материалам Центральной избирательной комиссии Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

5 по материалам ЦИК Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

6 по материалам ЦИК Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

7 по материалам ЦИК Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

8 по материалам ЦИК Электронный ресурс // URL: http://cikrf.ru/

9 Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/sverdlovsk

10 Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/sverdlovsk

11 Избирательная комиссия Свердловской области Электронный ресурс // URL: http://www.sverdlovsk.vybory.izbirkom.ru/region/region/sverdlovsk?action=show&root=1&tvd=4664040237014&vrn=4664040237004&region=66&global=&sub_region=66&prver=0&pronetvd=0&vibid=4664040237014&type=454

Просмотров работы: 268