Введение
На уроке окружающего мира нам учитель предложил распределить ряд картинок на две группы «животные» и «растения». Среди картинок были грибы. При проверке результатов обнаружилось, что наши мнения с ребятами разделились. Одни дети утверждали, что это растения, другие – животные. Так что же это такое?
Актуальность: Я и мои одноклассники были удивлены, что гриб не относится ни к растениям, ни к животным. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решил изучить эту тему.
Цель: узнать, что такое гриб, какие бывают виды грибов, как они влияют на жизнь человека.
Задачи:
- изучить литературу и материал в сети Интернет по данному вопросу;
- сравнить признаки грибов с признаками растений и животных;
-выяснить, какое значение имеют грибы в жизни человека;
- узнать, как различить съедобный гриб от несъедобного;
- провести социологический опрос по данной теме.;
- изготовить лэпбук «Царство грибов».
Гипотеза: грибы это не растения и не животные, а отдельное царство живой природы.
Методы: описательный, сравнительный, метод наблюдения, опытно-экспериментальный.
Объект исследования: окружающая среда.
Предмет исследования: грибы.
Обзор литературы: анализируя научную литературу я узнал интересные факты о грибах, об их свойствах и давности их происхождения.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может использоваться на уроках окружающего мира, а использование презентации «Что такое гриб?» и лэпбука «Царство грибов» может повысить интерес ребят к данной теме.
Теоретическая часть
Грибы это растения или животное?
Со времен античности люди делили все живое на два царства – растений и животных. Но оказывается есть еще одна группа – грибы! На самом деле грибы выделили в отдельное царство только в 1970-х годах, хотя некоторые уникальные особенности этих организмов были известны еще в VIIIв. Почему же их не относят к растениям или животным?
Важнейший органоид всех клеток растений, животных и грибов — ядро. Обычно оно находится в центре клетки и содержит одно или несколько ядрышек. В ядре имеются хромосомы — специальные тельца, которые становятся видимыми только во время деления ядра. Они хранят наследственную информацию. В отличие от растений и животных, клетки которых обычно содержат одно ядро, грибная клетка зачастую имеет не одно, а два и больше ядер. Снаружи все ядерные клетки покрыты тончайшей мембраной, которая защищает внутреннее содержимое клеток, связывает их между собой и с внешней средой.
Обязательная часть клеток растений, животных и грибов — бесцветная полужидкая цитоплазма. Она заполняет пространство между мембраной и ядром. В цитоплазме, кроме ядра, находятся и другие органоиды, а также запасные питательные вещества. Общие черты в строении ядерных клеток говорят о родстве и единстве их происхождения. У грибов есть клеточная стенка. Такая же стенка есть у растений, а вот животные ею не обладают. Но клеточная стенка растений состоит из целлюлозы, а у грибов она образована хитином и глюканами. Хитин – это вещество, которое можно найти в панцире членистоногих, оно придает их скелетам прочность и жесткость. Отличительная черта растительных клеток — наличие в цитоплазме особых образований — пластид. В клетках листьев пластиды зеленые. В других клетках растений пластиды могут быть бесцветными, желтыми, оранжевыми или красными (клетки плодов). Зеленые пластиды — это хлоропласты (от греч. Chloros — зеленый). Их так много, что трудно обнаружить ядро. Зеленый цвет хлоропластам придает пигмент — хлорофилл. С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества. Животные питаются готовыми органическими веществами, созданными растениями. Вот почему в их клетках пластиды отсутствуют. Грибные клетки, как и клетки животных, не имеют пластид. В то же время у них есть некоторые признаки, сближающие их с клетками растений. Так, в цитоплазме грибных и растительных клеток имеются вакуоли — прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. Ядерные клетки различаются включениями — запасными питательными веществами. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных и грибов — гликоген.(Приложение 1)
Добыча питательных веществ – еще один критерий, по которому можно судить об исключительности грибов.1 Они не способны воспроизводить органические вещества, как растения в процессе фотосинтеза, поэтому их относят к гетеротрофам, поглощающим готовую органику. Одновременно, в этом они схожи с животными. Среди грибов различают сапротрофов, использующие в качестве питательных веществ мертвые органические вещества, паразитов, питающихся за счет хозяина, и симбионтов – они получают органические вещества от высших растений, отдавая им взамен водный раствор минеральных солей. Между корнями деревьев и грибницей некоторых грибов устанавливается тесная связь, полезная как грибу, так и растению – возникает симбиоз. Симбиоз (от лат. «сим» — вместе, «биос» — жизнь) – это полезное сожительство двух организмов. Микориза (от греч. «микос» — гриб, «риза» — корень) – это симбиоз гриба и дерева, когда нити грибницы оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его. Кроме всего прочего, следует отметить сходство обмена веществ грибов и животных. Конечным продуктом распада поглощаемой органики как в первом, так и во втором случае является мочевина. Мертвые грибы вырабатывают трупный яд, как и останки животных. Энергия у грибов и животных вырабатывается за счет расщепления глюкозы, в то время как у растений – углекислого газа. (Приложение 2)
Размножение грибов происходит самыми разнообразными способами. Это еще одно, чем грибы отличаются от растений и других живых существ, применяющих обычно 1-2 способа размножения. У грибов возможно размножение: Вегетативное – частью мицелия, почкованием или специальными образованиями. Бесполое – с помощью спор (конидий или спорангиев). Половое – путем слияния двух первичных мицелиев. Вегетативный способ размножения удобно использовать при выращивании культуры на даче, в подвале или на грибных фермах. Его суть заключается в делении мицелия. Некоторые части определенного размера отделяются от основного вегетативного тела и помещают в среду, где они начинают развиваться отдельно. Это самый быстрый способ, часто встречающийся и в дикой природе. Почкование происходит, когда на мицелии возникает новообразование, которое со временем увеличивается и становится отдельным организмом. Сначала почка имеет микроскопические размеры. При бесполом способе грибы размножаются микроскопическими спорами. Разведение спорами аналогично использованию семян, но посадочный материал собрать сложнее. Споры разносятся не только ветром, но и прилипают к шерсти животных. Интересным является то, что эти микроскопические частички не тонут. При попадании в благоприятную среду они развиваются, образовывая мицелий. Интересным является то, что из спор вырастают копии родителей с незначительными мутациями. При половом размножении грибов сливаются мужские и женские клетки (гаметы). Но это происходит на второй стадии размножения. Первая стадия предполагает образование этих клеток. В процессе слияния возникают споры, из которых и формируется новый организм. При бесполом способе образование спор не предполагается слияние клеток, в чем и заключается их отличие. Клетки, предназначенные для полового размножения, могут иметь одинаковый внешний вид, а могут отличаться. Интересные факты - основную роль в размножении любым путем играет мицелий, который находится под землей. Если собирать урожай путем срезания плодового тела, то мицелий остается нетронутым, ведь часть ножки вы оставили в почве. Уже в течении 14-20 дней он способен вырастить новое плодовое тело, наполненное спорами. Если при сборе плодовое тело выдергивается из земли (внимание! выдергивается, а не выкручивается), происходит нарушение целостности мицелия. На восстановление данного органа уйдет много времени. (Приложение 3)
Гриб - это не просто шляпка с ножкой. Он имеет особое строение, не похожее ни на один из видов живой природы. Внешнее строение гриба начинается с главного его компонента – грибницы (мицелия). Она представляет собой систему длинных нитей, находящихся в субстрате (почве). Нить называется гифой, увидеть ее невооруженным глазом невозможно. Скопления, которые образовывают эти микроскопические гифы, становятся заметными. Мы зачастую видим их как белые нити. Шляпку считают главной частью плодового тела. Ее основная функция заключается в формировании спор с помощью органов, размещенных с нижней ее стороны, а у некоторых и с верхней. Споры требуются для размножения. Строение грибов сложно представить без кожицы и мякоти. Кожица, или кутикула, покрывает верх шляпки и выполняет роль оболочки, защищая грибы от внешнего воздействия. Состоять она может из одного или из нескольких (чаще 3) слоев. Мякоть в строении грибов – внутренний слой плодового тела. Это мертвая ткань, которая образовалась в процессе деятельности бесплодных гифов. Мякоть используют, чтобы узнать, ядовитые грибы или нет. Гименофор – часть в строении шапки взрослого гриба. В нем находится спороносный слой, или гимений, позволяющий создавать больше количество спор для последующего размножения. К особенности строения гриба относят грибные споры, зарождающиеся в специальных споровместилищах. Основой шляпочных грибов и их строения является ножка, т.к. она выполняет опорную функцию. В субстрате она соединяется с мицелием.(Приложение 4)
Каким бывают грибы?
У этого царства есть сложная классификация. Большинство людей под грибами понимает лишь один их вид, основной – шляпочный. (Приложение 5) К нему относятся как съедобные, шампиньоны, трюфели, боровики, лисички, так и ядовитые варианты –мухоморы, поганки и др. (Приложение 6) Шляпочные грибы состоят из грибницы и плодового тела. У большинства грибов плодовое тело образовано: пеньком и шляпкой, отсюда и название "шляпочные грибы". Плодовые тела грибов появляются примерно через 10 - 12 дней после тихих, теплых дождей, обильно увлажнивших почву. Наилучшая температура воздуха -12 - 22° С, влажность 80 - 85%. Грибы плохо растут или не растут совсем при резких колебаниях темпера туры, засухе, избытке влаги.
Плесневые грибы – маленького размера, у них очень большая скорость размножения, они не прихотливы к пище и среде обитания. Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Как и у шляпочных грибов, у плесневых есть грибница, и они размножаются спорами. Плесневые грибы не образуют плодовое тело. Кверху от грифов вырастают нити, на конце которых находятся или кисточки или головки. В них образуются тысячи спор. (Приложение 7) Наиболее известные плесневые грибы это мукор и пеницилл. Мы обычно относимся к плесени пренебрежительно. Срезаем пораженный участок хлебной корки и спокойно съедаем то, что осталось. На самом деле лучше аккуратно закрыть этот продукт и выбросить. Самое главное не надышаться споровым материалом. Если часть продукта поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь продукт.
Своеобразную группу представляют одноклеточные грибы - дрожжи. (Приложение 8) Они обычно поселяются на средах, богатых сахаром: на поверхности плодов, ягод, в нектаре цветков, в тесте. Главное отличие их от других грибов состоит в том, что дрожжевые грибы не способны образовывать мицелий, а размножение у них происходит путем почкования. Ещё одну группу грибов составляют грибы - паразиты это грибы, которые живут на других организмах и питаются за их счёт. Их можно встретить на деревьях, деревянных строениях. Главное отличие их от других грибов состоит в том, что грибы-паразиты питаются органическими веществами живых организмов, и клетки гифов этих грибов имеют только одно ядро. (Приложение 9)
1.3. Роль грибов в природе и хозяйстве
Роль грибов в природе и в хозяйстве человека трудно переоценить.
Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред. Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить. (Приложение 10)
В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе. (Мусорщики)
Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. Их используют для приготовления уксуса, кефира, а также в хлебопечении. Плесневые культуры применяют для изготовления сыров.
В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.
Человек с незапамятных времен начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.
К сожалению, грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления. Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.
Исходя из выше изложенного, я пришел к выводу:
1.Грибы имеют сходства и различия и с растениями, и с животными. Имеют признаки, свойственные только им самим.
2. Ученые классифицировали грибы следующим образом: шляпочные грибы, плесневые, дрожжевые, грибы-паразиты.
3. Грибы не только приносят пользу, но и наносят вред природе и человеку.
2.Практическая часть
Практическая часть моего исследования состоит из двух частей. Первая часть включает в себя опыты о выявлении условий развития дрожжей и плесневых грибов, а также возможность проверить грибы на ядовитость в домашних условиях.
Опыт №1 (Приложение 11)
Для того чтобы выявить условия развития дрожжей, я провел следующий опыт.
Оборудование: кастрюля с крышкой, сахар, дрожжи, теплое молоко, мука, яйца.
1.В кастрюлю налил немного теплого молока. Добавил туда сахара, дрожжей и немного муки. Все перемешал, закрыл крышкой.
2.Через некоторое время увидел пузыри в получившейся смеси. Эта смесь называется опара (закваска для теста). Появился кислый запах.
3.Добавил муку, яйца. Все перемешал. Закрыл крышкой. Получилось тесто. Его нужно поставить в тёплое место- туда, где нет сквозняков.
4.Через несколько часов заглянул в кастрюлю. Тесто поднялось. Стало намного выше, чем было.
5. Можно печь вкусный пирог.
Результаты опыта № 1
1 час |
2 часа |
3час |
4 часа |
|
дрожжи |
Опара пузырится |
Тесто немного поднялось |
Тесто поднялось выше |
Тесто готово к выпечки |
Вывод: Благодаря дрожжам произошло брожение. Тесто поднялось.
Дрожжи представляют собой культуру живых грибов, которые способны выделять спирт и углекислый газ. Этим и объясняются поры в хлебе, который выпечен с дрожжами.
Для того чтобы выявить условия развития плесневых грибов и самим вырастить эти грибы, я провел следующие опыты:
Опыт №2 (Приложение 12)
Оборудование: кусочек хлеба, полиэтиленовый пакет.
Взял кусочек хлеба. Положил его в плотно закрытый полиэтиленовый пакет. Положил его в тёплое место на подоконник, рядом с газовой плитой, где всегда температура выше.
Через 2 дня я заметил, что на пакете, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды. Через 3 дня появилось влажное пятнышко на кусочке хлеба, которое выделяло кисловатый запах. Затем
появился небольшой пушок, затем, плесень. На 6-ой день пятна плесени стали крупнее. С каждым днем плесень увеличивалась.
Результаты опыта № 2
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
9 день |
|
Хлеб |
- |
Появились капельки жидкости на пакете |
Влажное пятнышко с кислым запахом |
Небольшой пушок |
Зеленоватая плесень отчётливо видна |
Я получил на куске хлеба плесень, которая называется мукор.
Опыт №3 (Приложение 13)
Оборудование: апельсин, полиэтиленовый пакет.
Я взял апельсин, создал ему условие для появления плесени - тепло, влажную камеру. Через 2 дня я заметил, что на пакете, с опытным образцом, который находился в тепле, выступили капли воды. Через 6 дней появилось белое пятно. Апельсин начал плесневеть. С каждым днем оно становилось все ярче. На 9-ый день пятно стало зеленеть. Оно становилось все больше и больше, а на 11-ый день плесень стала ярко зеленого цвета.
Результаты опыта № 3
1 день |
2 день |
6 день |
9 день |
11 день |
|
апельсин |
- |
Появились капельки жидкости на пакете |
Появилось белое пятно |
Пятно зеленеет |
Плесень ярко зеленого цвета |
Мы получили на апельсине плесень, которая называется пеницилл.
На основе опытов №2 и №3 мы пришли к выводам:
Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.
Отсутствие влаги, низкая температура и кислород являются главным препятствием для развития плесени .
На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени .
Одни продукты покрываются плесенью быстрее, чем другие.
Исследование плесени под микроскопом. (Приложение 14)
Исследование плесени на хлебе.
1.Мы отделили небольшой кусочек плесени от куска хлеба.
2.Положили образец плесени хлеба на предметное стеклышко.
3.Рассмотрели плесень под увеличением в 40 и в 60 раз.
4.Мы увидели грибницу, состоящую из тонких бесцветных нитей.
Вывод: перед нами грибница мукора.
Исследование плесени на мандарине.
1.Мы отделили небольшой кусочек плесени от мандарина.
2.Положили образец плесени мандарина на предметное стеклышко.
3.Рассмотрели плесень под увеличением в 40 и в 60 раз.
4.Мы увидели грибницу, состоящую из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. На концах нитей грибницы образуются кисточки, в которых созревают многочисленные споры.
Вывод: перед нами грибница пеницилла.
Опыт № 4. (Приложение 15)
Можно ли проверить грибы на ядовитость в домашних условиях?
Чтобы узнать, как в домашних условиях проверить, ядовит гриб или нет, я обратился к ресурсам сети Интернет и нашел ответы на этот вопрос. Самыми популярными оказались два совета: 1. Можно проверить гриб серебром. Если в отвар, где есть ядовитые грибы, положить серебро, то оно потемнеет. 2. Добавить в грибы при варке головку лука или чеснока: если она приобретает бурый оттенок, то в кастрюле есть ядовитые грибы.
Попробуем разобраться, можно ли пользоваться этими советами. Для эксперимента нам понадобится йод, ломтик свежего картофеля и кусочек сахара - рафинада. Возьмем ломтик картофеля и капнем на него йодом. Картофель приобретет синий оттенок. Затем капаем йодом на кусочек сахара. Сахар окрасится в цвет йода.
Вывод: Йод, вступая во взаимодействие с крахмалом, придаёт картофелю синюю окраску. В сахаре крахмала нет, зато есть глюкоза. С этим веществом йод не взаимодействует. Йод - индикатор, с помощью которого можно определить, есть в продукте крахмал или нет. Существуют и вещества - индикаторы, при помощи которых можно определить яды в грибах. Это, конечно, не луковица, чеснок или серебро, потому что никакого грибного яда в природе не существует. Есть различные ядовитые вещества с разным действием на организм человека. Проверить грибы на ядовитость в домашних условиях нельзя. Кроме того, это опасно для жизни. Ни первый, ни второй совет нельзя применять на практике. Серебро чернеет от аминокислот, содержащихся как в съедобных, так и в ядовитых грибах, и от серы. А в молодых ядовитых грибах серы нет. Лук и чеснок темнеют от особого фермента, который есть даже в съедобных грибах.
Вторая часть - социологический опрос о грибах на основе анкетирования моих одноклассников учащихся 3 класса «Б» СОШ №31 со спортивным уклоном. Анкета содержит для всех одинаковые вопросы.
Результаты исследования таковы:
Одноклассники в основном называют следующие грибы: белый гриб, подосиновики, подберёзовики, сыроежки, волнушки, маслята, опята, лисички.
Не все ребята любят грибы: из 36 опрошенных, только 24 ответили положительно.
Блюда из грибов употребляют практически во всех семьях, только в 4-х семьях, не употребляют блюда их грибов.
В пользе грибов уверены не все: 8 одноклассников сомневаются в их пользе, 4 считают, что грибы не полезны. В пользе грибов уверены 24 человека.
Только 28 детей могут отличить ядовитый гриб от съедобного.
Какими общими признаками обладают грибы с животными, растениями знают 31 человек.
На основе результатов анкетирования можно сделать следующий вывод: не все дети знают о полезных и вредных свойствах грибов. Поэтому я решил сделать лэпбук по этой теме и рассказать в классе о влиянии грибов на организм человека.
Выводы
Все вышесказанное дает мне возможность сделать следующие выводы:
Грибам характерны как признаки растений, так и признаки животных. Кроме того, грибы имеют свои характерные особенности, поэтому их выделяют в отдельное царство.
По способу питания грибы гетеротрофы. Среди грибов различают: сапрофитов, паразитов и симбионтов.
Грибы могут размножаться тремя способами: вегетативным, бесполым и половым.
Грибов на свете очень много, и они очень разнообразны. Кроме «традиционной» формы грибов существуют грибы форма которых не напоминает ничего общего с грибами – это дрожжевые грибы, плесневые грибы, а также грибы-паразиты.
Грибы приносят не только пользу, но и наносят вред природе и человеку.
Таким образом, гипотеза выдвинутая мной в начале исследовательской работы подтвердилась: грибы это не растения и не животные, а отдельное царство живой природы.
Заключение
В процессе написания работы я смог ответить на главный свой вопрос: что же такое гриб? Работа помогла мне понять, почему грибы относятся к отдельному царству живой природы.
В ходе работы над исследованием я приобрел опыт в выращивании грибов и смог выявить условия их развития. Также я научился пользоваться научной литературой и компьютерной программой Power Point.
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к данной теме, так как считаю, что она очень интересна и человечеству предстоит еще много узнать о таких загадочных живых организмах, как грибы.
Результаты моего исследования могут быть использованы учителем при подготовке уроков, конкурсов и викторин по теме «Царство грибов».
При проверке гипотезы, у меня возник вопрос «Смогут ли выжить грибы, если произойдет какая-либо катастрофа?». Но это уже другая тема для исследования.
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Анкета
«Что вы знаете о грибах?»
Какие вы знаете грибы?
Вы любите употреблять в пищу грибы?
Употребляют ли в пищу грибы в вашей семье?
Как вы считаете, грибы приносят пользу?
Вы смогли бы отличить съедобный гриб от ядовитого?
Как вы думаете, грибэто растение?
Как вы думаете гриб это животное?
Приложение 17
Анкетирование одноклассников «Что вы знаете о грибах?»
1 Исламова Р.И. Биология «Энциклопедия для детей» М.: АВАНТА+ 1995 , с. 386