Влияние веса портфеля на здоровье школьника.

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние веса портфеля на здоровье школьника.

Каенофонтова М.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Шмотьева Е.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Портфель наш верный спутник на дороге школьной жизни. Школьника невозможно представить без портфеля. Современные ученики все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами... Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы и портят свою осанку, чем причиняют огромный вред собственному здоровью.По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Это связано с уменьшением двигательной активности, ухудшением питания, дефицитом массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Возраст от 8 до 17 лет - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.

Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

Вот почему мы считаем тему исследования « Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.

Цель работы:

Изучить возможность снижения веса портфеля школьника и разработать рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.

Задачи:

Измерить вес школьных портфелей, вес школьных учебников (на примере 1 класса «Б» МБОУ «СОШ» № 5 г. Нижняя Салда), установить соответствие весов санитарным нормам для школьников.

Выявить причины нарушений санитарных норм.

Доказать влияние тяжелых портфелей на здоровье школьника.

Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению указанной проблемы.

Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.

Предмет исследования: школьный портфель учащихся 1 класса

Объект исследования: ученики МБОУ «СОШ» № 5 г. Нижняя Салда

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

Основными методами исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История рюкзака, портфеля

На самом деле портфель - достаточно "юный" предмет. Слово "портфель" пришло к нам из французского языка, и расшифровывается оно достаточно просто! "Porte" - по-французски означает "носить", "feuille" – "лист". Это слово означало четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную, для ношения деловых бумаг. И так, собственно и было - еще недавно портфель был основным атрибутом инженеров, министров и прочих деловых людей, Отсюда, кстати, в наш обиход вошла фраза "министерский портфель" - означающая собственно министерскую должность. А остальные? А остальные бумаг не носили! До недавней поры бумага была довольно дорогим материалом и использовалась только для написания документов.

Так портфель стал чисто деловым аксессуаром, и у взрослых, и у детей. Правда школьные портфели были проще, шились не из кожи а из дешевого коленкора, и служили не только для переноски учебников и тетрадей, а и как ледянка, сидушка и а то и орудие в мальчишеских драках.

А вот брат-близнец портфеля – школьный ранец – имеет куда более древнюю истории. Он пришел в Россию вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей еще в XVII веке. С ним же пришло и название - ранец, по-немецки Ranzen. Его предком можно по праву считать простой заплечный мешок. Устроен он был очень практично - обычный мешок завязывали у горлышка веревкой, потом свободные концы веревки привязывали к углам того же мешка - получалась сумка для переноски на спине. Такие были у всех народов, так ка отличались простотой и практичностью. Но вот солдатам в продолжительных походах требовались более удобные и практичные сумки.

Видимо немецкое происхождение привело к тому, что после войны на смену ранцам пришли портфели. Хотя в те годы никаких особых требований к атрибутике школьника не было - носить книжки и тетрадки можно было в чем угодно. Годились и вещмешки, полевые и противогазные сумки, и обычные холщовые торбы.

Ранцы вновь вернулись в школу в конце 1950-х, но только как сумка для книг для младших школьников. Считалось, что в этом юном возрасте непременно надо беречь спину, а ранцы этому здорово помогают. Но школьники старше просто стеснялись ходить с ранцами - они мечтали иметь настоящий кожаный портфель, как папа. Потом объектом вожделения стали жесткие "дипломаты".

Зато сейчас заплечные сумки снова популярны у школьников. Их прообразом стали туристические рюкзаки, получившие невероятный взлет в 1980-е годы, после изобретения новых удобных прочных и легких тканей для сумок. Вместе с ними прижилось и название. Сегодня школы пестрят рюкзаками всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.

Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.

Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

• 1–4-х классов – 300г;

• 5–6-х классов – 400г;

• 7–8-х классов – 500г;

• 10–11-х классов – 600г.

Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать

1-2 классы 1,5 кг

3-4 классы 2,5 кг

5-6 классы 3 кг

7-8 классы 3,5 кг

9-11 классы 3,5-4 кг

Кроме того, считается, чтовес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника. Специалисты Института возрастной физиологии РАО называют похожие цифры. Без ущерба для здоровья первоклашки способны донести до школы ранец весом не более двух килограммов. В 11-13 лет безопасным считается переносить три килограмма.

Для справки: Вес портфеля школьника регламентируют Санитарные правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом Геннадием Онищенко 7 октября 2002 года. Они вступили в силу в феврале 2003 года и с тех пор не менялись. Согласно СанПиНам общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров.

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20%, давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое 110мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования.

Как было указано выше, никаких официальных документов, ограничивающих вес школьных ранцев, не существует. Зато есть физиологические нормы "грузоподъемности" для детей и подростков, которые ежедневно нарушаются в любой российской школе.

- Максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик начальных классов, составляет 2 кг, - говорит Валентин Сонькин, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора Института возрастной физиологии РАО. - Для детей 11-13 лет этот вес составляет 3 кг, для четырнадцатилетних подростков и пятнадцатилетних девочек - 5 кг. Пятнадцатилетним юношам по плечу восьмикилограммовый груз, а тем, кто старше, можно носить и 16 кг. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.

Выбор правильного портфеля

За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. В современности вопрос: в чем мой ребенок будет носить все необходимое для школы – задавал себе каждый родитель. Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю первоклассника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

Во-первых, для учащихся начальной школы это обязательно должен быть ранец. Однако, нельзя позволять ребенку носить его на одном плече. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Согласно ГОСТу, школьный (ученический) ранец — это «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).

Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см.

Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.

Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Правила дорожного движения рекомендуют всем пешеходам при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со светоотражающими элементами».

При выборе ранца необходимо удостовериться, что светоотражатели имеются со всех сторон: спереди, на боках и на лямках. Некоторые производители также используют ткань со светоотражающей нитью и замки со встроенными светоотражателями. Кроме того, в дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета — желтый и оранжевый.

Итак, у нас в руках ранец с ортопедической спинкой, который легче 1 кг и со всех сторон обвешан светоотражателями? Отлично! Теперь можно обратить внимание на материал, фурнитуру и другие показатели качества. Вот что отличает действительно качественный школьный ранец:

Ткань легкая, прочная и водонепроницаемая (нейлон или полиэстер). Рисунок с нее не стирается и не смывается. Ранцы некоторых производителей можно даже мыть

Швы и канты, прочные и тщательно обработанные (это исключает возможность того, что ребенок порежется). Пластиковые детали — гладкие, без сколов или заусенцев

Замки и молнии — удобные и надежные, их легко открыть не только вам, но и вашему ребенку. Корпус с укрепленными углами — они увеличивают прочность ранца. Клапаны надежно защищают наружные карманы, молнии и внутреннее отделение от дождя и снега, несколько наружных карманов и удобное внутреннее отделение. Во внутреннем отделении — еще несколько отсеков и карманов, позволяющих правильно расположить в ранце все необходимое. Водонепроницаемое дно из пластика (или дно с пластиковыми ножками-упорами). Благодаря чему ранец можно смело ставить на землю, в снег и даже в лужу.

Примерка ранца.

После того, как мы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, надо его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато мы будем уверены, что ранец подойдет. Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:

• ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;

• верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;

• нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;

• ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.

Проверить, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка — оно является оптимальным. При этом учитывать, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике.

Если ранец сидит неправильно или существенно шире плеч, попробовать примерить другую модель. Не стоит покупать ранец «на вырост»: ребенку будет неудобно, а исправить испорченную в детстве осанку очень сложно.

Идеальный школьный ранец — тот, что нравится не только родителям, но и ребенку. То есть не только качественный, надежный, безопасный, но и привлекательный с точки зрения дизайна. Идеал в данном случае вполне достижим, надо только ответственно подойти к процессу выбора.

Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами — для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами — для девочек. Выбирая ранец, думайте не только о его удобстве и качестве, но и о том, нравится ли он ребенку. Часто одна и та же модель выпускается сразу в нескольких дизайнах — определитесь с ней и предоставьте ребенку выбирать расцветку.

Качественный школьный ранец сегодня стоит в среднем около 3 000 рублей. Многие родители рассуждают так: зачем тратиться на дорогой ранец, когда можно купить легкий и дешевый рюкзак? Тем более что к следующему классу ребенок может подрасти или порвать старый или просто попросить новый... Однако после всего сказанного, думаю, вполне ясно, что такая беспечность может дорого обойтись.

Три тысячи — много это или мало? Прием у ортопеда стоит порядка полутора тысяч. Курс лечения, позволяющий хотя бы на время избавиться от проблем с позвоночником, подразумевает как минимум десять приемов. Вспомним, сколько тратят родители за неделю на покупки в супермаркете. Скорее всего, сумму, сопоставимую со стоимостью качественного ранца. А во сколько они оценят комфорт, безопасность и здоровье ребенка?

Таким образом, можно сделать вывод хороший школьный ранец

весит менее 1 кг

с ортопедической спинкой и регулируемыми лямками

со светоотражателями спереди, на боках и лямках

из прочной водоотталкивающей ткани

с прочными швами и кантами

с клапанами от дождя и снега

с удобными замками и молниями

с укрепленными углами и пластиковым дном

с удобными карманами и вместительным внутренним отделением

хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.

с надежными, но не очень тугими застежками: чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой - были по силам слабым детским ручкам

с удобной крепкой ручкой.

Вывод по главе I.

Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира.

При выборе школьного портфеля следует руководствоваться рядом санитарно-гигиенических требований. Лучшим портфелем для школьника является ранец.

Здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №5» г Нижняя Салда).

. Исследование состояния здоровья учащихся 1 «Б» класса

Во 1 классе «Б» МБОУ «СОШ №5»г Нижняя Салда обучаются 23 человека, в том числе 16 мальчиков и 7 девочек. Возраст учеников 7-8 лет.

По данным медицинского работникаМБОУ «СОШ №5»  100% учеников 1 «Б» класса страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА) различной степени тяжести. Таким образом, проблема с опорно-двигательной системой в этом классе стоит очень остро.

Исследование фактического веса портфелей учеников 1 «Б» класса

Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 1 «Б» класса в каждый учебный день недели, а также вес пустого портфеля, без школьных принадлежностей. Данные замеров поместили в таблицу 1.

Таблица 1

Замеры веса портфелей учащихся 1 «Б» класса

п.п.

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО

ВЕС УЧЕНИКА,КГ

ВЕС

ПП,КГ

ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ

П

В

С

Ч

П

С

 

Кирилл

50.2

0,6

2,7

3,2

3,1

3,5

3,0

 
 

Егор

24.6

1

4,0

-

3,5

4.1

2,5

 
 

Данил

23.5

0,6

4,0

3,7

4,0

4,5

3,2

 
 

Кирилл

28.1

0,78

3,8

-

4,0

4,0

4,0

 
 

Таисья

24.8

0,9

3.5

3,5

4,0

3,6

3,5

 
 

Эльвин

21.3

0,6

3,0

3,5

3,5

3,6

-

 
 

Валерия

22.7

1,1

3,8

3,9

4,0

3,6

3,5

 
 

Илья

15.7

0,5

3,4

3,5

3,5

3,5

3,0

 
 

Василиса

20.9

0,6

3,6

3,0

4,0

-

3,0

 
 

Ульяна

20.6

0,7

3,5

3,0

4,0

3,2

3,5

 
 

Арсений

28.3

0,7

3,8

3,5

4,0

4,0

3.0

 
 

Мирослава

18.3

0,5

-

3,4

-

3,0

-

 
 

Стас

33.6

0,6

3,9

3,0

3,5

3,9

-

 
 

Роман

31.5

0,9

3,7

2,5

4,5

3,0

3,5

 
 

Софья

27.1

0,6

3,5

3,1

3,5

3,5

3,0

 
 

Михаил

23.8

0,4

3,0

2,2

3,0

3,5

2,8

 
 

Денис

19.6

0,6

3,5

2,9

4,0

3,5

3,0

 
 

Иван

37.7

0,6

4,3

4,0

4,9

4.5

3,8

 
 

Константин

28.4

0,7

3,9

3,2

4,1

4

-

 
 

Ксения

42.4

0,9

4.0

3,8

2,7

3,4

2,9

 

ВЕС ПП – вес пустого портфеля

Во-вторых, мы рассчитали индивидуальный правильный вес портфеля для каждого ученика 1 «Б» класса, исходя из веса тела и постулата о том, что вес портфеля должен быть равен 10% от веса школьника. Таким образом, правильный вес портфеля ученика был рассчитан по формуле:

Правильный вес портфеля = ВУ*10/100, где

ВУ – вес ученика, кг

и сопоставлен с фактическим средним весом портфеля каждого ученика соответственно.

Средний вес портфеля каждого ученика был рассчитан как среднее арифметическое число, исходя из веса портфеля, измеренного в 5 учебных днях и поделенного, соответственно, на 5. Данные исследования помещены в таблицу 2.

Таблица 2

Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 1 «Б» класса

п.п.

Фамилия, имя ученика

Вес ученика, кг.

Вес правильного портфеля, кг.

Максималь-ныйфакти-ческий. вес портфеля, кг.

Вывод.

Слишком тяжелый, тяжелый, норма

 

Кирилл

50.2

5,02

3

норма

 

Егор

24.6

2,46

2,8

тяжёлый

 

Данил

23.5

2,35

2,2

норма

 

Кирилл

28.1

2,81

3

тяжёлый

 

Таисья

24.8

2,48

2,4

норма

 

Эльвин

21.3

2,13

2,7

тяжелый

 

Валерия

22.7

2,27

2,9

тяжелый

 

Илья

15.7

1,57

2

тяжелый

 

Василиса

20.9

2,09

2,6

Слишком тяжелый

 

Ульяна

20.6

2,06

3,3

Слишком тяжелый

 

Арсений

28.3

2,83

1,7

норма

 

Мирослава

18.3

1,83

3,1

Слишком тяжелый

 

Стас

33.6

3,36

2,4

норма

 

Роман

31.5

3,15

1

норма

 

Софья

27.1

2,71

3,8

Слишком тяжелый

 

Михаил

23.8

2,38

1,2

норма

 

Денис

19.6

1,96

2,5

Слишком тяжелый

 

Иван

37.7

3,77

2,5

норма

 

Константин

28.4

2,84

2,3

норма

 

Ксения

42.4

4,2

2,4

норма

Таким образом, по данным таблицы 2 видно, что только у десяти учеников 1 «Б» класса портфель не превышает норму. У остальных 10 вес ранца превысил гигиеническую норму. При этом ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы.

Мы видим, что вес «правильного» ранца не соответствует его реальному весу. Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам портфель слишком тяжел? Для этого мы и производили замер пустых ранцев, без школьных принадлежностей. Как свидетельствуют данные таблицы 1, вес пустого портфеля соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 0,6 кг только у 5-ти человек или у 25% учащихся 1 «Б» класса. У остальных 75% учащихся вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в среду (52% портфелей весом 4,0 и более килограммов) без сменной обуви и дополнительной книги. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,8 кг, т.е. даже в эти дни вес портфеля не соответствовал гигиеническим нормам.

После проведенного эксперимента мы подвели итоги, и оказалось, что «Самый правильный ранец» оказался у 6-х учеников. «Самый тяжёлый ранец» - у 5 учеников. «Самый лёгкий ранец с принадлежностями» - у 1 ученика. «Самый тяжёлый учебник» - это «Математика», «Самый тяжёлый учебный день» - это среда (Таблица 2).

В качестве третьего этапа исследования был выбран метод социологического опроса. В опросе принимали участие учащиеся исследуемого 1 «Б» класса (20 человек. Вопросы Анкеты учащегося помещены в Приложении. Результаты опроса заключены в таблицы 3 - 8.

Таблица 3

Тип школьного портфеля

ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

1 КЛАСС

чел.

%

1.

ПОРТФЕЛЬ

0

0

2.

РАНЕЦ

20

100

3.

РЮКЗАК

0

0

4.

СУМКА

0

0

Из таблицы 3 видно, что все первоклассники предпочитают ранцы, т.е. правильные портфели. Их количество составило 100%.

Таблица 4

На что обращают внимание при покупке портфеля

ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

1 КЛАСС

чел.

%

1.

РИСУНОК

8

40

2.

НАЛИЧИЕ КАРМАНОВ

1

5

3.

РАЗМЕР

9

45

4.

ВЕС

2

10

Из таблицы 5 следует, что наибольшее количество опрашиваемых учащихся при покупке портфелей обращают внимание на размер и на рисунок –9,45 % и 47% и 8 и 40% опрошенных учеников, и крайне мало – на вес.

Оценка веса собственных портфелей учащихся представлена в таблице 6

Таблица 5

Самостоятельная оценка веса портфеля

ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

1 КЛАСС

чел.

%

1.

ТЯЖЕЛЫЙ

5

25

2.

ЛЕГКИЙ

1

5

3.

СЛИШКОМ ТЯЖЕЛЫЙ

2

10

4.

НОРМАЛЬНЫЙ

12

60

Данные таблицы 5 говорят о том, что большинство школьников считает, что их портфель имеет нормальный вес, т.е. они не считают его тяжелым.

Существует ли реальная возможность носить в школу не все школьные принадлежности? На этот вопрос отвечает таблица 6.

Таблица 6

Ношение в школу всех школьных принадлежностей

ПП

ТИП ПОРТФЕЛЯ

1 КЛАСС

чел.

%

1.

ДА, ВСЕГДА

20

100

2.

НЕТ, НЕ ВСЕГДА

0

0

3.

ИНОГДА

0

0

По данным таблицы 7 можно сделать вывод, что младшие школьники добросовестно носят в школу все необходимые школьные принадлежности. Каждый день, усердно заполняя свой ранец необходимыми книгами и тетрадками, второклассники перегружают свой организм, причиняя тем самым вред своему здоровью.

Нравятся ли опрошенным ребятам их школьные портфели? Об этом в таблице 7.

Из таблицы 7 видно, что большинству опрошенных школьников нравятся их портфели, которые они выбирали сами или с родителями. Видно, что чем старше становятся школьники, тем более осознанным становится их выбор. Данные об этом мы поместили в таблицу 8.

Таблица 7

Отношение опрошенных учащихся к своим портфелям

п.п.

Тип портфеля

1 класс

чел.

%

1.

НРАВИТСЯ

19

95

2.

НЕ НРАВИТСЯ

1

5

Таблица 8

Самостоятельность при выборе портфеля

п.п.

Тип портфеля

1 класс

чел.

%

1.

САМОСТОЯТЕЛЬНО

6

30

2.

С РОДИТЕЛЯМИ

9

45

3.

ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ

3

15

4.

ЭТО ПОДАРОК

2

10

Данные таблицы 8 свидетельствуют, что чем старше становятся опрашиваемые школьники, тем они более самостоятельны в выборе школьного портфеля.

2.3. Анализ веса учебных пособий

При анализе веса школьного портфеля нельзя обойти массу его содержимого, а именно вес школьных учебников, тетрадей и прочих школьных принадлежностей. Информацию о весе школьных принадлежностей мы поместили в таблицу 9.

Таблица 9

Вес школьных принадлежностей учащихся 1 «Б» класса

Наименование учебника

Вес, г

Окружающий мир (учебник)

215

Окружающий мир (рабочая тетрадь)

151

Технология (рабочая тетрадь)

154

Русский язык

294

Математика

320

Литературное чтение

201

Дневник

185

Тетрадь (12 листов) 3шт.

96

Пенал (ручки, каранлаши)

59

Цветные карандаши

130

Рисовальные принадлежности (вариантивно)

400

Все книги соответствовали гигиеническим нормам- 300 гр. для ученика начальной школы. «Нарушителем» - является только учебник «Математики». Его вес составил 320 гр. И, конечно же, тяжелым оказался набор для рисования с кисточками, гуашью и стаканчиком для воды. А если сюда добавить еще специальный фартук и тряпку для стола, то получится «весомая» цифра, способная увеличить вес нашего портфеля на 1 кг.

Таким образом, подводя итог Главы 2, следует отметить, что проблема с опорно-двигательной системой в нашем классе стоит очень остро.

Только у трех учеников 1 «Б» класса портфель не превышает гигиеническую норму 0,6 кг. У остальных 90% учащихся вес пустого портфеля превышает гигиеническую норму почти в 2 раза.

Самый правильный ранец до 0,6 кг

3 человека

Самый легкий портфель

0,5 кг – 2 человека

Самый тяжелый портфель

1,2 кг – 1 человек

Самый тяжелый портфель с принадлежностями

3,8 кг – 1 человек

Самый легкий портфель с принадлежностями

1,0 – 1 человек

Самый тяжелый учебник

320 г

Самый «тяжелый» учебный день

среда

Самый «легкий» учебный день

суббота

Большинство учащихся 1 «Б» класса отдают предпочтение портфелю и ранцу и не считают их тяжелыми. Младшие школьники любят свои портфели, носят в них все, что необходимо, а при выборе обращают внимание на рисунок и размер.

2.4. Основные рекомендации по снижению тяжести портфелей

Мы просили опрашиваемых ребят дать свои рекомендации, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.

Вот какие рекомендации дали ученики 1 «Б» класса:

Использовать меньше ткани

Оставлять все учебники в школе

Сделать в школе меньше предметов

Не брать пенал

Не носить лишний мусор и вещи

Вытащить все ненужные вещи

Не носить игрушки

Не носить все школьные принадлежности.

Подводя итог высказанным предложениям, а также выражая свое мнение, мы считаем, что для того, чтобы облегчить портфель ребенка необходимо:

Купить второй набор учебников для школы. Аргумент «против» - это дорого. Сегодня большинство учебной литературы родители и так сами покупают детям, тратя на это не одну тысячу рублей, поэтому просьба учителя купить учебники в 2-х экземплярах отвергается.

Оборудовать в школе места для хранения личных вещей. Аргументы «против» - маленькая площадь аудиторий и беспорядок. В специальных полочках, ящичках и шкафчиках можно хранить краски, альбомы, кисточки, пластилин, цветную бумагу, папку для труда, физкультурную форму, сменную обувь. Правда, многие учителя считают, что для младших школьников это не вариант.

Носить один комплект учебников на парту. Аргументы «против» - индивидуальные парты.

Выбирать легкий рюкзак. Аргумент «против» - облегченные дешевые рюкзаки весом 500 грамм плохо действуют на здоровье ребенка (часто школьники сами жалуются на усталость в спине и боль), а облегченный ортопедический рюкзак за 5-6 тысяч рублей – не всегда по карману родителям. Средний правильный рюкзак с ортопедической спинкой весит около 1,5 кг.

Следует переходить на электронные носители информации: ноутбуки, ридеры. Весь мир уже использует это как систему обучения. Это удобно, легко и просто, а главное, это возможно.

Просто, не носить в портфелях ничего лишнего

Ежедневно проверять ранцы и вытаскивать из него все ненужные предметы.

При составлении школьного расписания необходимо учитывать вес учебных комплектов, так как в один день портфель может быть тяжелый, а в другой – легкий.

Совет для родителей – не покупать своим детям портфели больших размеров, потому что они будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того чтобы изменить то, что мы можем изменить вполне по силам взрослым. Острота сложившейся ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17

А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.

С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.

Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.

https://docs.cntd.ru/document/1200044811

https://science-start.ru/ru/article/view?id=492

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся.

1. Что Вы предпочитаете:

портфель ранец рюкзак сумка

2. На что обращаете внимание при покупке портфеля:

рисунок наличие карманов размер вес

3. Вы считаете, что Ваш школьный портфель:

тяжёлый лёгкий слишком тяжёлый нормальный

4. Вы всегда носите в школу все необходимые принадлежности?

да нет иногда

5. Сколько лет Вашему портфелю?

6. Вам нравится Ваш портфель?

да нет

7. Вы сами выбирали свой портфель в магазине?

да, сам да, с родителями нет, родители нет, это подарок

8. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2

Рекомендации учащимся:

Научитесь правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).

Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.

При покупке ранца предпочтение отдавайте здоровье сберегающим моментам, а не декоративным

Если есть возможность, использовать второй комплект учебников, который будет храниться в школе.

Электронные «игрушки» использовать не только как развлечение на переменах, а как электронную книгу.

Рекомендации родителям учащихся:

Ежедневно помогайте детям (особенно обучающимся в начальной школе) правильно собирать портфель согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.

Тетради и дневники покупайте не в тяжёлых картонных ламинированных, а в облегчённых обложках (в том числе и сам портфель, в зависимости от возраста школьников).

Не покупать тяжёлые портфели, помнить, что вес пустого портфеля не должен превышать 1 кг

При покупке портфеля обращайте внимание на жёсткую спинку с мягкими подушечками и светоотражатели.

Помните, что ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер, лямки должны быть не уже 3 сантиметров. Если портфель

выбран не правильно, то это может серьёзно навредить здоровью.

Рекомендации педагогам и администрации школы:

1. Изыскать возможность в классах для хранения альбомов для

рисования, красок, принадлежностей для технологии

и других дополнительных средств обучения, а также

сменной обуви и спортивной одежды.

Использовать только те учебники и учебные пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.

При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. ( Нагрузка должна быть равномерной в различные дни недели).

Разрешить детям использование одного учебника на парту.

5. Разрешить использование электронных книг.

Рекомендации учащимся:

Научитесь правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).

Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебникии другие предметы.

При покупке ранца предпочтение отдавайте здоровье сберегающим моментам, а не декоративным.

Если есть возможность, использовать второй комплект учебников, который будет храниться в школе.

Электронные «игрушки» использовать не только как развлечение на переменах, а как электронную книгу.

Рекомендации родителям учащихся:

1.Ежедневно помогайте детям (особенно обучающимся в начальной школе) правильно собирать портфель согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.

2.Тетради и дневники покупайте не в тяжёлых картонных ламинированных, а в облегчённых обложках (в том числе и сам портфель, в зависимости от возраста школьников).

3.Не покупать тяжёлые портфели, помнить, что вес пустого портфеля

не должен превышать 1 кг

4.При покупке портфеля обращайте внимание на жёсткую спинку с мягкими подушечками и светоотражатели.

5. Помните, что ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер, лямки должны быть не уже 3 сантиметров. Если портфель выбран не правильно, то это может серьёзно навредить здоровью.

Просмотров работы: 369