Выращивание мальков речных рыб в домашних условиях

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выращивание мальков речных рыб в домашних условиях

Штайда К.П. 1
1средняя школа №4 г. Солигорска, Беларусь
Арцименя О.Л. 1
1г. Солигорск, средняя школа №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пресноводные рыбы занимают важное место в современной экосистеме. Они помогают регулировать количество планктона и микроорганизмов в реках и озерах, спасают водоемы от зарастания растениями. Сами же рыбы – это пища для других рыбок, животных и человека. Также речных рыб используют в качестве сырья для изготовления удобрения, лекарств, клея и кожи. Но ухудшение экологической обстановки, истощение подземных вод, нерациональное использование водных ресурсов для промышленных и сельскохозяйственных нужд, изменение климатических условий (малоснежные зимы, жаркие летние месяцы, отсутствие дождей) приводят к обмелению и высыханию рек и озер. Это вызывает снижение численности и исчезновение многих видов пресноводных рыб.

В начале летних каникул в деревне Старые Терушки я обнаружил небольшую канаву. В водоеме находились крошечные мальки речной рыбы. Воды в канаве было очень мало и с каждым днем ее становилось все меньше. Я очень испугался, что она скоро высохнет и рыбки погибнут. Поэтому я решил забрать мальков из водоема и попробовать подрастить их в домашних условиях. ( Приложение 1)

Данной работой я хочу показать, что в экстренных ситуациях можно спасти и сохранить жизнь речным обитателям даже в неволе.

Цель: определение возможности выращивания мальков речных рыб в искусственной среде.

Задачи:

- найти и изучить информацию о содержании пресноводных рыб;

- определить подходящие условия для жизни речных обитателей;

- создать и оборудовать аквариум;

- исследовать состояние мальков в течение двух месяцев;

-проанализировать возможность существования речных рыб в домашних условиях;

-определить факторы, вызывающие сложность выращивания мальков в неволе.

Гипотеза: если в аквариуме будут созданы благоприятные условия, то мальки речных рыб смогут жить и развиваться в домашней среде.

Описание исследовательской работы

1. Использованные методы исследования

1.1. Изучение литературы. Консультация в зоомагазине «Зверополис».

Чтобы понять, в каких условиях должна содержаться речная рыба, мне нужна была подходящая информация. Поэтому я прочитал специальную литературу в интернете, а также обратился за помощью к заведующей зоомагазина Кийко Дарье Петровне.

1.2. Проведение опытов

Для определения благоприятных условий существования речных рыб я провел несколько тестов и исследований воды из различных источников.

1.3. Экспериментирование

В стеклянной емкости я создал аквариум и поместил в него мальков речных рыб.

1.4. Наблюдение

Я изучал состояние мальков в аквариуме на протяжении двух месяцев. Свои наблюдения каждые две недели записывал в блокнот.

1.5. Анализ и оценка состояния мальков

После проведенных экспериментов и наблюдений я проанализировал возможность выращивания мальков речной рыбы в аквариуме, а также определил сложности содержания пресноводных рыб в домашних условиях.

2. Полученные результаты и их анализ

2.1. Из беседы с заведующей зоомагазина «Зверополис» и информации в интернете я узнал, что для содержания рыб нужна подходящая по химическим параметрам и температуре вода, достаточный уровень кислорода и освещения в аквариуме, а также небольшое количество водорослей. Кормить мальков надо специализированным кормом и яичным желтком (Приложение 2). Еще в зоомагазине я приобрел необходимые товары для создания аквариума, а также тесты для определения химического состава воды. Перечень товаров представил в приложении 3.

2.2. Чтобы определить подходящие параметры воды для содержания речных мальков я осуществил забор проб воды из канавы, водопроводного крана и Солигорского водохранилища. Я проверил воду на прозрачность, качественность, цвет и химический состав. Описание проведенных опытов и результаты исследований представил в приложении 4. Как оказалось, водопроводная вода из-за повышенной жесткости и большого количества хлора не пригодна для содержания речных мальков. Вода же из водохранилища наиболее близка по всем свойствам и параметрам к воде из канавы. Поэтому для заполнения аквариума я использовал воду из Солигорского водохранилища.

2.3. Для создания аквариума я взял стеклянную емкость объемом 8 литров. Емкость для мальков должна быть больших размеров, так как от объема зависят размеры будущих рыбок. Внутри аквариума я разместил термометр и фильтр для воды. В качестве источника освещения решил использовать настольную лампу. Затем я заполнил объем аквариума водой из водохранилища. Для очистки емкости от остатков пищи и мусора я подсадил в аквариум трех катушечных улиток. Для создания дополнительного источника кислорода и питания я разместил в аквариуме веточку роголистника. Водорослей и улиток не должно быть много в аквариуме, так как катушки и растения в ночное время забирают кислород из воды и выделяют углекислый газ, что может привести к гибели рыбок. Затем я запустил в аквариум 10 пойманных мною мальков речной рыбы. Аквариум готов! (Приложение 5)

2.4. При запуске аквариума оказалось, что фильтр для воды очень сильно бурлит и мальков сносит течением. Я побоялся, что рыбок может засосать в фильтр, и они погибнут. Поэтому его пришлось временно убрать из емкости. При отсутствии фильтра вода не обогащается кислородом, что может привести к гибели мальков. Для насыщения воды кислородом я осуществлял ежедневные подмены воды из Солигорского водохранилища (до 70%). Как оказалось в последующем, вода из водохранилища не только обогащала воду кислородом, но и содержащиеся в ней микроорганизмы являлись источником пищи для мальков. Через месяц мальки подросли, и я вернул фильтр в аквариум. Подмены вод производились уже раз в неделю. Описание моих наблюдений я представил в приложениях 6-7.

2.5. После проведенных исследований я выяснил, что семь рыбок в аквариуме здоровы, хорошо питаются, активно плавают и быстро растут. За два месяца мальки подросли на 2 см. Сравнив внешний вид мальков с изображением речных рыб на картинке из Интернета, я сделал вывод, что это мальки рыбы – плотвы (Приложение 8). К сожалению, повышение температуры в емкости до 33 0С при отсутствии фильтра, вызвало сильное снижение уровня кислорода в аквариуме, что привело к гибели трех мальков. При повышении температуры в аквариуме у рыб ускоряются метаболические процессы, что приводит к увеличению содержания углекислого газа в воде (Приложение 9). В дальнейшем, для понижения температуры в емкости до 20-24 0С я использовал замороженную воду из водохранилища. Гибели рыбок больше не было. Можно сделать вывод, что для содержания речных рыб нужна прохладная вода. Также я просчитал процент выживаемости мальков в домашних условиях, в моем эксперименте он составил 70%. Процент выживаемости оказался больше процента смертности (Приложение 10, диаграмма 1). Значит, моя гипотеза подтвердилась! Действительно, если в аквариуме будут созданы подходящие условия, то мальки речных рыб смогут жить и развиваться в искусственно созданной среде.

Заключение

После проведенных исследований я определил факторы, вызывающие сложности в содержании речных рыб:

- для пресноводных обитателей необходимы аквариумы больших размеров.

- речные рыбы привыкли к низким температурным режимам, необходимо постоянно охлаждать воду.

- нужна определенная по химическому составу вода. Водопроводная вода не подходит для содержания речных рыб.

- невозможность и затруднение организации «зимовки» пресноводным рыбам.

По истечении двух месяцев я выпустил подросших и окрепших мальков в Солигорское водохранилище (Приложение 11). Я считаю, что речные рыбы должны жить в природных условиях и ни один аквариум, даже с самыми благоприятными условиями, не сможет заменить им естественной среды обитания.

Я сделал выводы:

1. Содержание мальков и речных рыб в домашних условиях является очень сложным и ответственным занятием.

2. Для пресноводных обитателей в неволе можно создать условия, приближенные к природным.

3. Речные рыбки могут жить и развиваться в подходящих домашних условиях.

4. Содержать и выращивать пресноводных обитателей в искусственной среде нужно только в экстренных ситуациях.

Любите, цените и берегите природу на Земле, ведь только так мы сможем сохранить нашу планету здоровой!

Список использованной литературы

1. Гилпин Даниэл «Рыбы рек и озер: всемирная иллюстрированная энциклопедия». Москва, издательство «Э» 2015г., 256с.

2. Сабанеев Л.П. «Жизнь и ловля пресноводных рыб». Россия, издательство «Эксмо», 2012г.,125с.

3. Материалы сайта https://ferma.expert/ryba/rybovodstvo.html

4. Материалы сайта https://eiskpolimer.ru/katalog/rybovodstvo. html

Приложения

Приложение 1

Местообитание речных мальков. Водоем в деревне Старые Терушки

Приложение 2

Консультация в зоомагазине «Зверополис»

Приложение 3

Перечень товаров, приобретенных в зоомагазине

стеклянная емкость термометр фильтр роголистник

корм для мальков сухой корм для рыб тесты для определения состава воды

Приложение 4

Таблица 1 – Исследование параметров воды из различных источников

Прозрачность и цветность:

В стеклянные емкости налил воду из канавы, крана и водохранилища. На расстоянии 20 см пробую прочитать текст через стакан с водой. Определяю прозрачность воды: если текст читается легко – вода прозрачная, если текст трудночитаем – вода мутная.

Для определения цветности воды рассматриваю воду в емкостях относительно белой бумаги. Вещества, которые разлагаются в воде, придают ей темный цвет.

Результаты: вода из канавы – мутная, имеет темный цвет; вода из водохранилища мутная, присутствует цвет; водопроводная вода – прозрачная, бесцветная.

Степень качества:

Наношу на зеркало капли воды. После испарения жидкости смотрю: если на зеркале есть пятна – вода низкого качества, если поверхность чистая – вода высокого качества.

Результаты: вода во всех источниках чистая.

Химические показатели:

Для определения химических параметров воды использую тест-полоски, приобретенные в зоомагазине. Полоски опускаю на 1 минуту в емкости с водой, чтобы вода растворила индикатор и вступила в реакцию с ним. В зависимости от химического состава воды цвет бумаги будет окрашиваться в различные цвета. Далее сравниваю результаты со шкалой на упаковке тестов. Диапазон зеленой стрелки указывает на пригодность воды для жизни рыб, диапазон красной стрелки – вода не предназначена для существования мальков.

Результаты: Вода из канавы - хлор (Cl2), нитраты (NO3), оксид азота (NO2 )- отсутствуют; РН:7,6 – в норме; общая жесткость(GH):16 - средняя (в норме); карбонатная жесткость (КН): 6 (в норме).

Вода из водохранилища - хлор (Cl2), нитраты (NO3), оксид азота (NO2 )- отсутствуют; РН: 8,0 – в норме; общая жесткость(GH): 14 - средняя (в норме); карбонатная жесткость (КН): 10 (в норме).

Водопроводная вода - хлор (Cl2): 3 (много); нитраты (NO3) и оксид азота (NO2): отсутствуют; РН: 8,4 – в норме; (GH) жесткость: >16 (очень жесткая); карбонатная жесткость (КН): 20 (выше нормы)

Проведение опытов:

ц цветность прозрачность качественность химический состав

состав воды: из канавы водопроводной из водохранилища

Приложение 5

Создание аквариума для речных мальков

Приложение 6

Таблица 2 - Дневник наблюдений

 

Описание

0

Количество мальков – 10 штук. Размеры рыбок – 0,4 см. Полностью прозрачные.

Питание: вареный яичный желток, корм для мальков, микроорганизмы, обитающие в воде из водохранилища. Количество кормлений: 5-6 раз в день.

Температура в аквариуме: 22-24 0С. Подмены вод: ежедневно 50%-70%.

Все мальки активны, кушают мало, могут проглотить только корм, перетертый в пыль.

2

Количество мальков – 10 штук. Размеры рыбок – 0,8 см. На туловище начали появляться черные полоски. Питание: вареный яичный желток, корм для мальков, микроорганизмы из воды. Количество кормлений: 5 раз в день. Температура: 22-24 0С. Подмены: ежедневно 40%-60%.Все мальки здоровы, пытаются питаться более крупными частицами пищи.

4

Количество мальков – 7 штук. Размеры рыбок – 1,3 см.

Внутри туловища можно рассмотреть внутренние органы. Отчетливо видны плавники и хвост. Питание: корм для мальков, дафния, микроорганизмы из воды, появились попытки к употреблению мелконарезанного замороженного мотыля. Количество кормлений: 4-5 раз в день. Температура в аквариуме: 30-33 0С. Погибли 3 малька, далее поддержание температуры воды не выше 26 0С. Установили фильтр в аквариум, подмены вод начали производиться еженедельно в объеме 40%-50%. Мальки стали пугливыми, начали прятаться в водорослях, активно ловят микроорганизмы из воды.

6

Количество мальков – 7 штук. Размеры рыбок – 1,8 см. На туловище хорошо заметна чешуя, продолжают рост плавники и хвост. На пятой неделе мальки стали похожими на маленьких рыбок. Питание: дафния, микроорганизмы из воды, замороженный мотыль.

Количество кормлений: 4 раза в день. Подмены вод: еженедельно 40%. При кормлении мальков мотылем и дафниями заметен быстрый рост. Все рыбки очень активно и шустро плавают по аквариуму.

8

Количество мальков – 7 штук. Размеры рыбок – 2,4 см. Питание: дафния, мотыль и микроорганизмы из воды. Количество кормлений: 3 раза в день. Подмены вод: еженедельно 40% - 50%.Температура в аквариуме: 22-26 0С. Мальки полностью сформировались, отчетливо заметно дыхание через жабры. Рыбки хорошо питаются, активно растут, употребляют в пищу нерезаного мотыля. Мальки стали очень быстрыми, им уже мало места в аквариуме. Произошел выпуск рыб в водохранилище.

Приложение 7

Процесс развития мальков по неделям в домашних условиях

0 неделя 1 неделя 2 неделя

3 неделя 4 неделя 5 неделя

6 неделя 7 неделя 8 неделя

Приложение 8

Сравнительный анализ внешнего вида мальков с изображением речных рыб на картинке

Приложение 9

Определение уровня углекислого газа в аквариуме

Берем тесты Набираем пипеткой воду Выливаем в пробирку c реактивом

СО2 в воде при t 33 0С СО2 в воде при t 22 0С Сравниваем результаты

Приложение 10

Таблица 3 - Расчет выживаемости речных мальков в домашних условиях

название

шт.

%

расчеты

Общее количество мальков

10

100

процент смертности:

(3*100%)/10 = 30%

Количество погибших мальков

3

30

Количество выживших мальков

7

70

процент выживаемости:

100% - 30%=70% или (7*100%)/10 = 70%

Диаграмма 1. Соотношение выживаемости и смертности речных мальков

Приложение 11

Выпуск мальков в Солигорское водохранилище

Просмотров работы: 1596