ЭКОТРАДИЦИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ХАНТОВ И МАНСИ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОТРАДИЦИИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ПРИМЕРЕ ХАНТОВ И МАНСИ

Гостюхина В.И. 1
1АУ ПО ХМАО-Югры "Сургутский политехнический колледж"
Сингизова Г.Ш. 1
1АУ ПО ХМАО-Югры "Сургутский политехнический колледж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На территории  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проживает коренное население, относящееся к малочисленным народностям Севера – ханты и манси.

Национальная культура – это национальная память народа, это то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В последние годы возрос интерес к системам природопользования традиционных обществ, произошло развитие этноэкологического направления в науке. Актуальным является выявление и изучение специфических черт, своеобразия этноэкосистем, адаптивная стратегия этносов в конкретной среде обитания [1]. В связи с этим мы решили подробнее изучить традиции и обычаи этих народов, узнать, как они взаимодействовали с природой, какие экологические традиции передавали своим потомкам.

Объект исследования: коренные малочисленные народы ХМАО-Югры ханты и манси.

Предмет исследования: экологические традиции народов ханты и манси.

Гипотеза: изучая экокультуру и экотрадиции народов ханты и манси, мы обратим внимание молодого поколения к истории и экологии родного края, охране природного и этнокультурного наследия регионов России.

Цель: изучение экологической культуры и традиций коренных малочисленных народов ХМАО-Югры ханты и манси.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей происхождения народов ханты и манси, изучить культуру, традиции и быт коренных народов Севера и определить главные сферы взаимодействия их с природой.

2. Выявить, как традиции народов ханты и манси способствовали развитию экологического мышления молодого поколения, определить, какие идеи лежат в основе этих традиций.

3. Выявить основополагающие принципы взаимоотношения хантов и манси с природой.

Глава 1. КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕ ХАНТЫ И МАНСИ

История возникновения народов ханты и манси

Манси  (вогулы). Как этническая общность манси сложились в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья, и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири.

По русским письменным источникам манси известны с конца 11 века (вместе с хантами) под именем «югры», а с 14 века – «вогуличи», «вогулы».  Манси жили родоплеменным строем, до 30 годов нашего века. Говорят на мансийском языке.

Письменность манси существует с 1931 года на основе латинского, а с 1937 года – на основе русского алфавита.

Ханты  (остяки). Народ, который до начала 20 века русские называли остяками, возможно от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами.

В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге.

До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры.

Язык хантов и манси относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык.  

Первые сведения о народах ханты и манси  относятся к XI веку. Достоверной информации о численности остяков и вогулов ко времени присоединения Сибири к Российскому государству, после знаменитого похода Ермака, нет. По данным А.А. Дунина-Горкавича, все население Тобольского Севера 1904 года составляло 38 693 души обоего пола, в том числе инородцев 26 148 душ [4].

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 1 января 2021 года составляет 1 687 654 человек. По данным переписи населения 2010 года численность хантов в округе составила 19068 человек, манси – 10977 человек. Основными районами проживания хантов являются – Березовский, Белоярский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы, города – Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут и Ханты-Мансийск. Манси проживают преимущественно в Березовском, Кондинском, Советском, Октябрьском районах и в городах Урай, Нефтеюганск, Сургут и Ханты-Мансийск.

Также ханты и манси проживают в Ямало-Ненецком автономных округе и Тюменской области. Небольшая их часть – в Томской, Свердловской и Пермской областях.

Природно-климатические условия ХМАО-Югры

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности. Он протянулся с запада на восток почти на полторы тысячи километров от Уральского хребта до Обско-Енисейского водораздела и находится в бассейне рек Оби и Иртыш. Территория округа — это обширная и слабо расчлененная равнина с высотами около 200 м над уровнем моря. Лишь на северо-западе находится Северо-Сосьвинская возвышенность, а на северной границе округа — гряда Сибирских увалов. Очень интересное с точки зрения геологии природное образование — Белогородский материк: холмистая местность по правобережью нижней Оби, названная так за светлый оттенок слагающих ее глин. На западе располагаются отроги Северного и Приполярного Урала, а на границе с Республикой Коми находится самая высокая точка округа — гора Народная.

Климат здесь континентальный. Для климата округа характерна суровая и продолжительная зима (25-28 недель) с устойчивым снежным покровом (180-210 и более дней), со средней температурой самого холодного месяца января от –18.2° С (Леуши ) до –24.2° С (Нумто). Наиболее сильные морозы наблюдаются на северо-востоке, в Нижневартовском районе, там практически ежегодно случаются пятидесятиградусные морозы. Лето короткое (14-15 недель) и сравнительно теплое со средней температурой самого теплого месяца июля от +15.9°С (Березово) до + 18.4°С (Шаим). Абсолютная максимальная температура достигает +35, +37°С как на севере, так и на юге округа. До середины июня нередки заморозки. Переходные сезоны короткие: осень до 9 недель, весна до 4 недель. Для переходных сезонов характерны поздние весенние и ранние осенние заморозки. Безморозный период короткий (от 65 дней в Сосьве до 116 в Кондинском).

Среднее годовое количество осадков составляет от 460 (Березово) до 620мм (Угут). Снежный покров образуется в октябре- начале ноября. Сход снежного покрова – в конце апреля – начале мая. Преобладающее направление ветра – западное и юго- западное.

Почвы на территории Ханты-Мансийского округа отличаются разнообразием. Встречаются полугидроморфные (водоразделы), болотные (центральная часть округа), глее-подзолистые, дерновые и луговые (поймы рек), а также тундровые и органогенно-щебнистые (горная местность) почвы.

Почти весь Ханты-Мансийский автономный округ — Югра расположен в зоне таежных лесов, лишь на крайнем северо-западе, в Приуралье, заходит в зону лесотундры и горной тундры.

Таежная природа Ханты-Мансийской территории поражает своими красивейшими лесами, а в приуральской стороне можно увидеть лесотундру. Флора на территории Югры довольно богатая, ведь насчитывается более восемьсот видов ценных растений. Местная растительность представляет собой хвойные и смешанные леса, заливные луга, болота, горные тундры и водоемы. На территории средней тайги растут сибирский кедр, сосна, ель, пихта, ольха, береза и лиственница.

В числе природных достопримечательностей округа — заповедник Малая Сосьва, в котором обитают как типичные для средней тайги Западной Сибири животные (бурый медведь, соболь, горностай, лось), так и виды, свойственные более южным районам (например, рысь) или районам северным (росомаха, северный олень). На территории заповедника охраняются важные историко-культурные объекты: неолитическая стоянка Белая Гора, древние хантыйские поселения Тузингорт, Шухтунгорт и Хангокурт, конная зимняя Никито-Ивдельская дорога XIX в., шаманское место Святой мыс [5].

Характерные особенности народов ханты и манси,

культура и быт

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчиныМужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама -  которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышейОтапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой.

Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья?  У охотников - рыболовов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая.

Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы.

Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц. Постройки располагались разбросано жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты.

Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым).

Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья).  Мужская одежда – рубаха, штаны.  Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.                                                         

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул).  Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо.Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь.

Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства.  С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука и язь.

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13–15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Шкурами утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства.

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше, то использовали кедр, так как он легче, не намокает в воде.

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали [6].

Глава 2. ЭКОТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ И МАНСИ

2.1. Вероисповедание народов ханты и манси

Определяющей чертой национальной культуры хантов и манси можно считать её традиционность, консервативность. Но в отличие от европейских культур, где человек - царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия. Особенно это проявляется в культуре ханты. Ведь несмотря на то, что и ханты, и манси почитают языческую веру, в их мировоззрениях и верованиях существует множество различий.

Можно утверждать, что традиционные верования манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. И все вытекающие из этого обряды и обычаи также в основном связаны с изображением человека, духов в человеческом облике.

В отличие от верований манси, далеко не последнюю роль в мировоззрениях ханты занимают культы, напрямую связанные с природой, а не с духами-людьми или покровителями-предметами. К наиболее древним религиозным верованиям относятся почитание стихий природы, запечатлевшихся в многочисленных мифических персонажах. Отсюда и отношение ко всему, как живому.

Неприхотливые в быту, ханты и манси имели развитые формы духовной практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не описаны. В культуре коренных народов ХМАО главное место занимает языческая вера. Язычество — это верования, предшествующие мировым религиям — христианству, мусульманству, буддизму. Язычеством принято обозначать родовые и племенные культы. В мировоззрении ханты и манси язычество и его обряды занимали столь прочные позиции, что даже христианством были деформированы лишь относительно. В настоящее время у ханты и манси формируется новое мировоззрение, включающее в себя язычество, христианство и элементы материалистического мировоззрения. Язычество в этом комплексе занимает ведущее место. Язычество включает в себя множество направлений. Самые развитые из них у ханты и манси - это аниматизм, анимализм, анимизм, шаманизм, идолопоклонство, зооморфизм, промысловые культы. Некоторые из них напрямую связаны с почитанием объектов и явлений природы [7].

2.2. Взаимоотношения с природой

Ханты и манси живут в гармонии с природой, это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретают взаимоотношения человека и природы. Например, ханты и манси перед тем, как срубить дерево, просят у него прощения, также никогда не бросают мусор в огонь. Поклонение природе - характерная черта их культуры.

Свои отношение к природе они передают через устное народное творчество, к которому относятся с большой любовью и трепетом. Как драгоценности ханты и манси хранят легенды, предания, сказки, мифы, загадки, а также обычаи и ритуалы и бережно передают их из поколения в поколение.

Хантыйские и мансийские сказки посвящены самым различным событиям. В них отражена жизнь народа со всеми ее радостями и горестями, мудростью и оплошностями, показано умение жить в согласии с природой. Уроки, которые несут в себе сказки коренных народов, воистину ценны в современном мире: будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое; чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями; не совершай дурных поступков. Даже слово «воспитание» носит иной смысл в культуре этих народов: оно значит «трамбовать» душу, сердце, тело. В воспитании детей ханты и манси широко используют силы и энергию природы – неба, солнца, земли, луны, звезд, воды, огня, воздуха, ветра, зверей, птиц. Все эти понятия закреплены в обрядах и верованиях.

Идея бережного отношения к природе прослеживается в пословицах и поговорках этих народов: «Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам», «Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата!», «Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают», «Природа жива, как жив человек», «Оставь землю потомкам такой, какой увидел ее в детстве» и т.д.

В преданиях ханты и манси сначала называется природа, ее явления, животные, и последними упоминаются люди. Это значит, что Природа в традициях, обычаях, ритуалах стоит на первом месте, а человек во всем ей подчинен и обязан ее почитать: «В бесстенном, бездверном большом мире, бесстенном, бездверном большом Доме, где живут наше Солнце, наши Звезды, наша Луна, живет и наша святая Земля. На Земле живут деревья, травы, цветут цветы, в лесу живут большие и малые звери, по Земле ползают жучки, паучки. На Земле текут реки, живут воды океанов и морей. В воде плавают большие и маленькие рыбы. В Небе летают птицы, бабочки, комары да мошки. На Земле живем и мы – люди...» [2,3].

Согласно народным традициям, у обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные и природа почитались особо. Верования хантов и манси запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодого или беременного зверя, шуметь в лесу. В свою очередь рыболовные неписаные законы племен запрещали ставить слишком узкую сетку, такую чтобы через нее не мог пойти молодняк рыбы. Хотя почти все добывающее хозяйство манси и хантов держалось на предельной экономии, это не мешало развитию различных промысловых культов, когда требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. Отсюда происходило множество различных племенных праздников и церемоний, большинство из которых носили религиозный характер.

Особое место в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней. Были у хантов и другие священные животные. Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган. Многие историки серьезно обеспокоены сегодня нефтяными разработками в этой области, которые угрожают исчезновению бобров, а может и целому народу.

Важную роль играли в поверьях хантов и манси астрономические объекты и явления. Солнце почиталось также, как и в большинстве других мифологий, и олицетворялось с женским началом. Луна – считалась символом мужчины. Люди же, по убеждению манси появились благодаря союзу двух светил. Луна, по поверьям этих племён, сообщала людям об опасностях в грядущем при помощи затмений.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных. Еще одним символом мужского пола был лук, который был не только орудием охоты, но и служил символом удачи и силы. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к добыче, сражённой стрелой, и перешагивать через это орудие охоты [8].

Таким образом, ханты и манси почитают природу, одухотворяют её, наделяют человеческими чертами; для них она всегда оставалась и остаётся «живой». Любовь к природе, которой учат с детства, является неписаным законом. Люди радуются первому снегу, дождю, ветру и бурану, морозу и жаре, от души радуются прилёту весенних птиц, даже появлению комаров, началу ледохода, т. е. любому изменению природу и берегут её. Основным законом взаимоотношений человека с природой было: ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Всё, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью. Ведь в таких нелёгких условиях проживания, где каждой травинке, каждому кустику, деревцу, чтобы вырасти нужен не один год, по мнению этого мудрого народа нельзя жить по-другому. Нужно беречь красоту, данную природой с таким трудом. «Бережно относясь к природным богатствам - вы уважаете и самого себя!» На этом принципе основана духовная культура ханты и манси. И наказания по отношению к человеку, нарушившему законы природы, были жёсткие. Например, человек, срубивший кедр, чтобы собрать шишки, становился объектом всеобщего презрения.

Во всех действиях и обычаях и манси, и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» [7].

ВЫВОДЫ

Главными сферами взаимоотношения традиционных обществ хантов и манси с окружающей средой являются жизнеобеспечение и природопользование.

В основе традиций рационального природопользования хантов и манси лежит идея поддержания равновесия с окружающей средой и ее обитателями.

Основополагающими принципами взаимоотношений обоих народов с природной средой являются: глубокое знание среды обитания, принципы всеобщего уважения, непротивопоставления (уподобление) и всеобщей взаимосвязи.

Народами ханты и манси созданы ограничения экологического характера, такие как исключение из промысла отдельных видов флоры и фауны, а также обширных территориальных угодий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаев В.Н. Традиционная экологическая культура хантов и ненцев. Тюмень: «Вектор Бук» 2007, 240 с.

2. Пятникова, Т. Р. Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья  / Т. Р. Пятникова. - Белоярский; Екатеринбург : Баско, 2008. – 77 с.

3. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

4. Харамзин Т.Г., Харамзин В.Т. Исследование социально-демографического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры // Вестник угроведения, 2013. № 2 (12). С. 86-92.

5. https://geosfera.org/aziya/russia-aziya/2718-hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug -yugra.html

6. https://school-science.ru/11/5/46231https://school-science.ru/11/5/46231

7. http://www.microanswers.ru/article/jazicheskie-kylti-narodov-hanti-i-mansi.html

8. https://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/

Просмотров работы: 523