Введение
Вирусы - неклеточные формы жизни, представляющие собой автономные генетические структуры. Вирусы способны заражать не только практически всех представителей флоры и фауны, но и микроорганизмы. Эффективность борьбы со многими вирусами не имеет положительных результатов, так как вирусы не только имеют природный резервуар в окружающей среде, но и постоянно мутируют, в связи с чем снижается эффективность проведения вакцинопрофилактики. Одним из наиболее ярких примеров является неэффективная многолетняя борьба с вирусом иммунодефицита человека. Особую опасность для человечества представляет коронавирус COVID-19, который может привести к серьезным осложнениям, и даже летальному исходу.
Основная цель моей работы -ознакомиться с различными вирусными заболеваниями и их влиянием на живые организмы.
Объект исследования – вирусы как неклеточная форма жизни.
Предмет исследования – влияние вирусов на жизнедеятельность растений, животных, микроорганизмов.
Гипотеза: вирусы – особая неклеточная форма жизни; вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений.
Задачи :
исследовать специальную литературу о вирусах и инфекционных заболеваниях человека, животных и растений;
дать характеристику некоторым вирусным заболеваниям;
изучить эпидемиологическую ситуацию по ВИЧ-инфекции в Пензенской области и по России;
изучить динамику распространения и заболеваемость коронавирусной инфекцией в мире, регионах России и отдельно в Пензенской области;
проанализировать данные из средств массовой информации;
провести анкетирование учащихся МОУ СОШ №2 р. п. Колышлей и педагогов школы;
создать методичку с заданиями по теме «Вирусы» и модели вирусов, буклет «Стоп, коронавирус!».
Методы исследования:
теоретический анализ научно-медицинской литературы;
анкетирование учащихся и педагогов МОУ СОШ №2 р. п. Колышлей;
анализ результатов.
Актуальность и проблема работы заключается в том, что мы постоянно сталкиваемся с различными вирусными заболеваниями. Они снижают качество жизни и проявляют себя в опасной роли для живых организмов. Вспышка коронавируса, объявленная 30 января 2020 Всемирной организацией здравоохранения чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, а с 11 марта - пандемией, стала причиной серьёзных социально-экономических последствий в мире.
Практическая значимость: результаты работы над исследованиями и модели вирусов могут быть использованы на уроках биологии при изучении темы «Вирусы» в 6, 7 и 10 классах, подборка заданий по теме «Вирусы» может быть использована при подготовке к Единому государственному экзамену по биологии. Результаты анкетирования и рекомендации по профилактике заражения вирусными инфекциями можно использовать на классных часах и внеурочных занятиях.
Глава 1. История открытия вирусов
Дмитрию Иосифовичу Ивановскому принадлежит честь открытия вирусов. Ивановский установил, что болезнь табака, распространенная в Крыму, вызывается вирусом, который обладает высокой заразительностью и строго выраженной специфичностью действия. Это открытие показало, что наряду с клеточными формами существуют живые системы, невидимые в обычные световые микроскопы, проходящие через мелкопористые фильтры и лишенные клеточной структуры.
Опыты Д.И. Ивановского были положены в основу его диссертации «О двух болезнях табака», представленной в 1888 г., и изложены в книге того же названия, вышедшей в 1892 г. Этот год и считается годом открытия вирусов.
Глава 2. Краткая информация о вирусах.
Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенные в белковую оболочку (капсид) и способные инфицировать живые организмы.Вирусы являются облигатными паразитами, так как не способны размножаться вне клетки. Вне клетки вирусные частицы ведут себя как химические вещества.
Глава 2.1. Строение вирусов
Строение вирусов очень простое. Они состоят из следующих структур: (Приложение 1)
Сердцевины – генетическое материала, представленного либо ДНК, либо РНК; ДНК или РНК могут быть одноцепочной или двухцепочной;
Капсида– защитной белковой оболочки, окружающей сердцевину;
Нуклеокапсида – сложной структуры, образованной сердцевиной и капсидом;
Оболочки – у некоторых вирусов, таких как ВИЧ и вирусы гриппа, имеется дополнительный липопротеиновый слой, происходящий из плазматической мембраны клетки-хозяина;
Капсомеров– идентичных повторяющихся субъединиц, из которых часто бывают построены капсиды.
Для структуры капсида характерны определенные типы симметрии, особенно полиэдрическая и спиральная. Наиболее распространенная полиэдрическая форма у вирусов - икосаэдр, у которого имеется 20 треугольных граней, 12 углов и 30 ребер.1
Глава 2.2 Бактериофаги
Вирусы, атакующие бактерий, образуют группу, называемую бактериофагами или просто фагами. У некоторых бактериофагов имеются четко выраженная икосаэдрическая головка и хвост, обладающий спиральной симметрией. (Приложение 2)В современной медицине активно используется терапия бактериофагами. Такое лечение позволяет добиться положительных результатов, так как правильно подобранный препарат разрушает вредоносные бактерии.
Среди основных разновидностей бактериофагов можно выделить:
Колифаги (коли). Бактериофаги этого вида помогают побороть энтеропатогенные кишечные палочки, которые могут спровоцировать воспаление кожного покрова и инфекционное поражение внутренних органов.
Колипротеофаг (колипротейный). Препараты из этой категории предназначены для борьбы с энтеропатогенными бактериями эшерихий, а также вирусами протея, которые провоцируют возникновение цистита, пиелонефрита, кольпита, а также других патологий.
Брюшнотифозные бактериофаги. Препараты устраняют опасные заболевания, возникшие под воздействием возбудителей брюшного тифа либо сальмонеллы.
Глава 3. Вирусы как возбудители заболеваний
Множество различных инфекционных заболеваний человека, животных и растений вызываются вирусами. Остановимся на некоторых из них.
Глава 3.1. Заболевания растений
Мозаичность листьев - это заболевание можно распознать по разнообразным по форме пятнам и полосам, белым или желтоватым на листьях, светлым или темным на цветках. Эти пятна напоминают мозаику, которая имеет некий рисунок. Курчавость листьев - это вирусное заболевание, которое сопровождается появлением многочисленных пятен (1-2мм) на листьях, со временем они высыхают. При заболевании листья морщинятся, становятся курчавыми, а цветки деформируются.
Пожелтение листьев - это вирусное заболевание носит еще одно название - желтуха. Листья становятся желто-зелеными либо просто желтыми. Всё растение или отдельные побеги замедляют рост.. На листьях можно увидеть мозаичный узор.2
Глава 3.2. Заболевания животных
Бешенство— инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, передающимся со слюной при укусах больными животными. Особенно часто болеют собаки и кошки, а также дикие животные (лисицы и др.). Заражение возможно также путем попадания зараженной слюны на кожу и слизистые оболочки, имеющие ранки, царапины и др.
За 2021 год на территории Пензенской области зарегистрировано 82 случая бешенства (В 2020г- 114 случаев). В указанный период на собак и кошек приходится 84,8% выявленных случаев бешенства.
Значительное увеличение использования вакцины для диких плотоядных животных позволило свести заболеваемость среди лисиц минимуму.3
Болезнь Карре (чума плотоядных)— вирусная болезнь плотоядных животных характеризуется лихорадкой, острым катаральным воспалением слизистых оболочек, кожной экзантемой, пневмонией и тяжелым поражением нервной системы.
Птичий грипп —заболевание, при которомосновными переносчиками вируса являются дикие птицы. Передача вируса происходит при контакте здоровых птиц с больными, через помет, а также через вещи и предметы (обувь, транспорт). Симптомы: высокая температура, заложенность носа, затруднения дыхания, понос, тошнота, рвота, боль в мышцах и суставах.
На 2021 год Пензенская область остается благополучным по данным заболеваниям регионом, однако угроза заноса возбудителей заболеваний существует.
Глава 4. Заболевания человека
Невозможно назвать точное число вирусов – они постоянно видоизменяются, пополняя обширный перечень. Вирусные заболевания, список которых я представлю ниже, являются самыми известными.
Глава 4. 1. Грипп.
Грипп– вирусная инфекция, склонная к широкому распространению. Отличается резким токсикозом, катаральными явлениями в виде ринита, заложенности носа и кашля с поражением бронхов.
Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь передачи инфекции – воздушно-капельный. Также возможен и бытовой путь передачи, например через предметы обихода.
Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают в среднем 20-35% населения. Грипп и ОРВИ составляют 95% всех инфекционных заболеваний в мире. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ.
Всего в течение 36 недели 2021 года было зарегистрировано 2918 случаев ОРВИ (219,1 на 100 тысяч населения).
Суммарная заболеваемость ОРВИ в регионе выше уровня эпидпорога на 69,1%.
Относительно высокий уровень заболеваемости ОРВИ регистрируется на административных территориях: г. Кузнецк 546,8; Лопатинский 494,2; Сердобский 424,6; Башмаковский 391,2; Городищенский 363,0; г. Пенза 346,6; Шемышейский 325,1; Сосновоборский 283,2; Спасский 229,7.4
В октябре-ноябре 2021 года было привито 172 из 230 учащихся МОУ СОШ № 2 р. п. Колышлей от гриппа. Ежегодно в нашей школе прививается 150-170 учеников.
Глава 4. 2. Полиомиелит.
Полиомиелит— вирусное заболевание, при котором поражается серое вещество центральной нервной системы, так же поражается глотка и кишечник, затем кровь; иногда двигательные нейроны спинного мозга, при этом наступает паралич. Вирус полиомиелита поражает конечности, то есть изменяет формы костей. Эффективным методом борьбы с данным заболеванием является живая полиомиелитная вакцина.
Глава 4. 3. СПИД.
СПИД - относительно новая инфекционная болезнь. Первым континентом, где появился СПИД, считается Африка.
Первое сообщение о СПИДе появилось в 1981 г. в США. С 1979 г. в США наблюдались странные групповые заболевания пневмоцистной пневмонией и саркомой Капоши - редкие болезни, возникающие на фоне иммунодефицита.
В 1983 году из разных уголков Европы начали поступать сообщения о случаях СПИД среди населения. В России с 1987 г. начали появляться случаи ВИЧ-инфекции среди наших соотечественников.
ВИЧ и СПИД – не одно и тоже, ВИЧ – это вирус, подавляющий иммунную систему, а СПИД – это комплекс заболеваний, возникающий у ВИЧ-положительного человека на фоне снижения иммунитета.
По состоянию на 2021 г. количество зарегистрированных случаев выявления ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации составило 1 528300 человек. Умирают инфицированные ВИЧ в молодом возрасте – в среднем в 39 лет. Ведущей причиной летальных исходов среди инфицированных ВИЧ остается туберкулез.
Самыми неблагополучными российскими регионами, согласно рейтингу, являются Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Оренбургская области и Республика Крым.
В Иркутской области в 2019 году зафиксированы 51 033 человека, живущих с ВИЧ-инфекцией, в Кемеровской — 54 390, в Ленинградской — 25 114, Оренбургской областях — 29 803, в Крыму — 21 836.5
На 01.07.2021 года на территории Пензенской области, проживало 4 158 ВИЧ-инфицированных.Состоят на «Д» учете в амбулаторно-поликлиническом отделении - Центре СПИД 3741 человек. Пораженность населения Пензенской области составила 301,7 на 100 тыс. населения.
По показателю распространенности ВИЧ-инфекции лидируют г. Кузнецк (1009,5 на 100 тысяч жителей), Кузнецкий район (572,1), г. Заречный (564,5), г. Пенза (494,5), Иссинский район (433,3), Пензенский район (432,4), Сердобский район (425,0).6
В Пензенской области, как в целом по РФ и Приволжскому ФО продолжается смещение заболеваемости ВИЧ-инфекцией в более старшую возрастную группу.
Динамика ВИЧ-инфицированных по стране представлена на графике. (Приложение 3)
Глава 4. 4. Гепатит.
Гепатит «А» - самый распространенный тип вируса, который имеет наиболее благоприятную картину течения болезни. Данная форма гепатита в редких случаях переходит в хроническую, иногда заканчивается полным самоизлечением организма. От гепатита «А» в МОУ СОШ №2 р. п. Колышлей в октябре привито 23 обучающего. Она делается дважды, вторая прививка будет сделана через 6 месяцев. 11 человек было привито в июле 2021 (вторая прививка);
гепатит «В» - опасная форма гепатита, которую сопровождают выраженные симптомы. Она требует обязательного лечения в условиях стационара с использованием полного комплекса препаратов, соблюдения строгого режима питания, а также отказа от вредных привычек.
гепатит «С» - самая тяжелая форма заболевания, к которой нередко присоединяются вирусные гепатиты других групп. Эффективной вакцины от гепатита C на сегодняшний день не существует. Болезнь тяжело поддается лечению и у каждого 7-го инфицированного, она приводит к хроническому гепатиту с последующим возникновением цирроза печени и раковых заболеваний;
гепатит «E» - данная инфекция похожа на гепатит формы А. Болезнь также поддается полному излечению при своевременном обращении к специалистам. Данная форма опасна для женщин, находящихся на последних месяцах беременности.7
Глава 5. Коронавирусная инфекция
В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV. Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrusDisease 2019").Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции - SARS-CoV-2.
Коронавирусы (лат.Coronaviridae) — семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных. Название связано со строением вируса, шиповидные отростки которого напоминают солнечную корону.
Человек, заражённый коронавирусом COVID-19, продолжительный период не подозревает о своём заболевании, активно контактирует с окружающими, и к моменту появления признаков заболевания успевает заразить значительное число людей. Как известно, COVID-19 - это опасное заболевание , которое может протекать к в форме легкого заболевания, так и в тяжелой форме.
Основные симптомы коронавируса: высокая температура, кашель, усталость, одышка, боль в мышцах или суставах, боль в горле и головная боль.8
Профилактика коронавируса:
Группы риска заболевания: пожилые люди, беременные женщины, люди с хроническими заболеваниями, люди с ослабленным иммунитетом.
Запомните и соблюдайте правила гигиены при коронавирусе:
1. Регулярно обрабатывайте руки спиртосодержащим средством или мойте их с мылом.
2. Держитесь от людей на расстоянии как минимум 1-2 метра, особенно если у них кашель, насморк и повышенная температура.
3. По возможности, не трогайте руками глаза, нос и рот.
4. При обнаружении симптомов обращайтесь за медицинской помощью.
5. Регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь.
6. Не посещайте общественные места.
Статистика коронавируса по регионам России представлена в виде таблицы за 20 ноября 2021 года. (Приложение 4)
По последним данным статистики оперативного штаба на 20 ноября 2021 в Пензенской области, лабораторно подтверждено — 87 987 случаев заражения коронавирусом COVID-19, из них полностью выздоровели — 60 629 пациентов, зафиксировано смертей от коронавируса — 4 009 человек.
В Колышлейском районе за 8 месяцев 2021г заболело cоvid: взрослого населения - 1477 человек и 127 детей. Умерло за 8 месяцев по Колышлейскому району - 34 человека, из них 30 от cоvidа, 4 человека от пневмонии. Все умершие были не привиты от соvid-19
Глава 5.1. Анкетирование.
Я провела анкетирование обучающихся МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей в количестве 100 человек. Были опрошены учащиеся 6 а класса, 7 класса, 8 класса, 9 класса, 10,11. А так же было опрошено 12 учителей школы. (Приложение 5)
1 вопрос: «Болели ли вы коронавирусом?». Среди учащихся 24 % ответили «да», 49 % ответили «нет», 27 % - «не знаю, может быть»; среди педагогов 58 % ответили «да», 42 % ответили «нет».
2 вопрос: «Сдавали ли вы тест на COVID-19 и если да, то каким он был: положительным или отрицательным? ». Среди учащихся 77 % ответили «нет», 18 % ответили «да, положительный», 5 % ответили «да, отрицательный»; среди педагогов 25 % ответили «нет», 33 % ответили «да, положительный», 42 % ответили «да, отрицательный».
3 вопрос: «Были ли вы в контакте с больными коронавирусом? ». Среди учащихся 44 % ответили «да», 43 % «нет», 13 % ответили «возможно»; среди педагогов 76 % ответили «да», 24 % «нет».
4 вопрос: «Была ли у вас температура? Если да, то какая? ». Среди учащихся 64 % ответили «нет», 4 % «да, 37,0-38,0», 25 % «да, 38,1-39,0», 7 % «да, 39,1-40,0»; среди педагогов 8 % ответили «нет», 33 % «да, 37,0-38,0», 42 % «да, 38,1-39,0», 17 % «да, 39,1-40,0».
5 вопрос: «Теряли ли вы обоняние и вкус? Если да, то на сколько дней? ». Среди учащихся 56 % ответили «нет», 7 % «да, на 1-5 дней», 15 % «да, 6-14 дней», 21% «да, на 15+ дней», 1 % ответили «да, до сих пор нет»; среди педагогов 22 % ответили «нет», 11 % «да, на 1-5 дней», 54 % «да, 6-14 дней», 13% «да, на 15+ дней».
6 вопрос: «Какие симптомы коронавируса были у вас? ». Среди учащихся 2 % ответили «отвращение к еде», 3 % ответили «повышенное давление», 18 % «слабость», 3% «потеря аппетита»,1 % «озноб», 1 % «тяжело дышать», 3 % «ухудшение памяти», 1 % «диарея», 7 % «ломота в суставах», 4% «учащенное сердцебиение», 3 % «болело сердце», 8 % «бессонница», 5 % «боль в спине», 11 % «кашель», 7 % «боль в животе», 16 % «красное горло»; среди педагогов 4 % ответили «повышенное давление», 4 % ответили «учащенное сердцебиение», 18 % ответили «головная боль», 7% «потеря аппетита», 15 % «красное горло», 4 % «головокружение», 15% «кашель», 11 % «слабость», 7 % «диарея», 15 %«тошнота».
7 вопрос: «Сколько дней вы болели? ». Среди учащихся 33 % ответили «1-5дней», 54 % ответили «6-14 дней», 13 % ответили «15+ дней»; среди педагогов 56 % ответили «7-14 дней», 44 % ответили «15-30 дней».
8 вопрос: «Вы сразу почувствовали, что у вас коронавирус? ». Среди учащихся 25 % ответили «да», 75 % ответили «нет»; среди педагогов 38 % ответили «да», 62 % ответили «нет».
9 вопрос: «Сколько человек из ваших родственников и ваших знакомых переболели коронавирусом? ». Учащиеся -- среди родственников 51 человек ответили «1-5 человек», 32 человека «6-15 человек», 17 человек «15 и более человек», а среди знакомых 32 человека ответили «1-5 человек», 47 человек «6-15 человек», 21 человек «15 и более человек»; педагоги -- среди родственников 5 человек ответили «1-5 человек», 3 человека «6-15 человек», 4 человека «15 и более человек», а среди знакомых 1 учитель ответил «1-5 человек», 7 учителей «6-15 человек», 14 учителей «15 и более человек».
10 вопрос: «Были ли среди этих случаев смертельные? ». Среди учащихся 11 % ответили «да», 89 % ответили «нет»; среди педагогов 75 % ответили «да», 25 % ответили «нет».
11 вопрос: «Вы лечились на дому или в стационаре? ». Среди учащихся 87 % ответили «на дому», 13 % «в стационаре»; среди педагогов 70 % ответили «на дому», 30 % «в стационаре».
12 вопрос: «Есть ли те, кто переболел дважды из ваших друзей и знакомых? Болели ли вы дважды? ». Среди учащихся 71 % ответили «да», 18 % «нет», 11 % «я болел (а) дважды»; среди педагогов 83 % ответили «да», 17 % «нет».
13 вопрос: «были ли у вас или у ваших знакомых потеря обоняния, вкуса или атипичная пневмония до официального объявления первого случая заражения коронавирусом в России? (до 16 марта 2020 года) ». Среди учащихся 28 % ответили «да», 72 % «нет»; среди педагогов 42 % ответили «да», 58 % «нет».
Вывод по анкетированию: на основе проведенного анкетирования я сделала вывод, что дети переносят коронавирус в легкой форме, в отличие от взрослых. У большинства пропадало обоняние и вкус. Многие даже и не подозревали о заражении коронавирусом, а есть небольшой процент тех, кто до сих пор не выздоровел и не чувствует запаха и вкуса. Анкетирование подтвердило так же и то, что люди могут болеть дважды. Есть случаи, когда симптомы коронавируса (потеря вкуса и обоняния, атипическая пневмония) были до объявления первого случая коронавируса в России, а значит, он существовал и до этого дня.
Глава 6. Вакцинация.
Вакцинация - одно из самых лучших средств, чтобы защитить организм против инфекционных болезней.
Вакцины стимулируют ответ иммунной системы так, как будто имеет место реальная инфекция. Иммунная система затем борется с "инфекцией" и запоминает микроорганизм, который ее вызвал.
В настоящее время в России идет активно вакцинация населения против коронавирусной инфекции.
Всего в Пензенской области на 25ноября 2012г. 725 000 чел. (56.2% населения, 68.5% взрослого) - привито хотя бы одним компонентом вакцины, первым компонентом вакцины привились 177 487 человек старше 60 лет. Данный показатель составляет 53,3% от численности прикрепленного населения. (Приложение 7)
Я провела анкетирование педагогов МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей в количестве 18 человек. (Приложение 6)
1 вопрос: «Делали ли прививку от коронавируса?». Среди опрошенных 100 % ответили «да ».
2 вопрос: «Какую прививку вы использовали?». Среди опрошенных 78 % ответили «Спутник V», 11 % ответили «ГамКовидВак», 11 % ответили «КовиВак».
3 вопрос: «Какие симптомы у вас были после первой сделанной прививки?». Среди опрошенных 50 % ответили «Не было никаких симптомов », 22 % ответили «Температура », 17 % ответили «Болела рука », 11 % ответили «Слабость ».
4 вопрос: «Какие симптомы у вас были после второй сделанной прививки?». Среди опрошенных 70 % ответили «Не было никаких симптомов », 10 % ответили «Температура », 10 % ответили «Болела рука », 5 % ответили «Слабость », 5 % ответили «Ломота ».
Вывод по анкетированию: на основе проведенного анкетирования я сделала вывод, что большинство учителей перенесли вакцину бессимптомно, у некоторых из них поднималась ненадолго температура, была общая слабость, и болела рука. Учителя нашей школы относятся положительно к прививкам, зная их огромное профилактическое значение.
Глава 7. Выводы.
На основе проделанной работы я сделала следующие выводы:
1. Вирусы – особая неклеточная форма жизни; вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений.
2. Особую опасность для человечества представляет коронавирус COVID-19, который может привести к серьезным осложнениям, и даже летальному исходу.
3. Пандемия коронавируса стала самым опасным вызовом для человечества за последние годы. Число зараженных и умерших от COVID–19 растет ежедневно.
4. По данным анкетирования я сделала вывод, что дети переносят коронавирус в легкой форме, в отличие от взрослых. У большинства пропадало обоняние и вкус. Многие даже и не подозревали о заражении коронавирусом, а есть небольшой процент тех, кто до сих пор не выздоровел и не чувствует запаха и вкуса. Анкетирование подтвердило так же и то, что люди могут болеть дважды. Есть случаи, когда симптомы коронавируса (потеря вкуса и обоняния, атипическая пневмония) были до объявления первого случая коронавируса в России, а значит, он существовал и до этого дня.
5. Вакцинация - одно из самых лучших средств, чтобы защитить организм против инфекционных болезней.
Заключение
Исследования, проведенные мной, подтвердили поставленную гипотезу. Действительно, вирусы – особая неклеточная форма жизни; вирусные заболевания пагубно сказываются на жизнедеятельности человека, животных и растений. Они имеют особое строение, постоянно мутируют, что усложняет борьбу с ними. Я реализовала поставленную цель своей работы.
Я изготовила модель коронавируса и вируса СПИДа, поскольку на моделях четко выражено строение и форменные элементы неклеточной формы жизни. Макет выглядит как увеличенный во множество раз вирус в разрезе. Этот прототип вируса может быть использован, как учебный образец на уроках биологии и внеурочных занятиях.
Подборка заданий по теме «Вирусы» может быть использована при подготовке обучающихся к Единому государственному экзамену по биологии. Буклет "Стоп, коронавирус!" для обучающихся и их родителей по профилактике коронавируса несет различные рекомендации для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
А в заключении хотелось бы сказать: «Берегите свое здоровье, это наше самое ценное богатство»!
Литература
1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология – 5-е изд., испр. – М.: МИА, 2016. – 792 с.: ил.
2. Генералов И.И. Медицинская вирусология. Учебное пособие Витебск, 2017
3.Прозоркина Н.В., Рубашкина П.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии:- Ростов нД: Феникс, 2002. -416с.
4. Кнорре Е.С- Живое в прожекторах науки: Научно-художественная литература.- М.: Дет. Лит., 2002.-159 с.
5.Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М.,- Общая биология учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии- М.: Просвещение, 2005 6. https://medinfo.social/uchebniki_884/obschaya-biologiya-uchebnik-mamontov-zaharov.html/
7. http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2047/p1.php/
8. http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000009/
Приложение 1. Строение вируса.
П риложение 2. Строение бактериофага.
Приложение 3. График - динамика ВИЧ в России.
Приложение 4. Статистика выявленных случаев коронавируса по регионам России на 1 октября 2021 года.
Приложение 5. Анкетирование.
1. Болели ли вы коронавирусом?
Ученики
Педагоги
2 . Сдавали ли вы тест на COVID-19 и если да, то каким он был: положительным или отрицательным?
Ученики
Педагоги
3. Были ли вы в контакте с больными коронавирусом?
Педагоги
Ученики
4. Была ли у вас температура? Если да, то какая?
Педагоги
Ученики
5. Теряли ли вы обоняние и вкус? Если да, то на сколько дней?
Педагоги
Ученики
6. Какие симптомы коронавируса были у вас? (болела спина, болели ноги, болела голова, болел живот, болело сердце, учащенное сердцебиение, кашель, диарея, красное горло, слабость, высокое давление, ломота)
Ученики
Педагоги
7. Сколько дней вы болели?
Педагоги
Ученики
8. Вы сразу почувствовали, что у вас коронавирус?
Педагоги
Ученики
9. Сколько человек из ваших родственников и ваших знакомых переболели коронавирусом?
Педагоги
Ученики
Приложение. во
10. Были ли среди этих людей смертельные случаи?
Педагоги
Ученики
11. Вы лечились на дому или в стационаре?
Педагоги
Ученики
12. Есть ли те, кто переболел дважды из ваших друзей и знакомых? Болели ли вы дважды?
Педагоги
Ученики
13. Были ли у вас или у ваших знакомых потеря обоняния, вкуса или атипичная пневмония до официального объявления первого случая заражения коронавирусом в России? (до 16 марта 2020 года)
Педагоги
Ученики
Приложение 6. Анкетирование по вакцинации педагогов школы.
1. Делали ли прививку от коронавируса?
2. Какую прививку вы использовали?
3. Какие симптомы у вас были после первой сделанной прививки?
4. Какие симптомы у вас были после второй сделанной прививки?
Приложение 7. Темпы вакцинации в Пензенской области.
Приложение 8. Модель коронавируса из пластилина.
Приложение 9. Модель ВИЧ из пластилина.
Приложение 10. Методичка заданий для подготовки к ЕГЭ по биологии на тему «Вирусы».
Приложение 11. Листовка «Осторожно, коронавирус!».
Приложение 15. Буклет «Стоп, коронавирус!».
1 https://studopedia.ru/11_130801_razlichiya-mezhdu-virusami-i-kletochnimi-organizmami.html
2Кнорре Е.С- Живое в прожекторах науки: Научно-художественная литература.- М.: Дет. Лит., 2002.-159 с.
3 https://penza.bezformata.com/listnews/beshenstvom-na-territorii-penzenskoy/92669344/
4 http://58.rospotrebnadzor.ru/en/press/-/asset_publisher/0L3h/content/эпидемиологическая-ситуация-по-гриппу-и-рви-в-пензенскои-области-на-36-неделе-2021-года
5 https://iz.ru/1124993/2021-02-15/nazvany-piat-samykh-neblagopoluchnykh-regionov-rf-po-chislu-vich-infitcirovannykh
6 https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=17656
7Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология – 5-е изд., испр. – М.: МИА, 2016. – 792 с.: ил.
8 https://almaty-kvd.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=98:infektsiya-vyzvannoj-novym-koronavirusom&catid=10&lang=ru&Itemid=101