Введение
«Когда его (стресса) мало,
бытие становится скучным и пресным.
Если его много, существование невыносимо»
Ганс Селье
Стресс? О нем все говорят, и никто не может его избежать. Он рано или поздно встречается на пути каждого, а большинство из нас сталкиваются с ним постоянно.
Современное общество склонно воспринимать любое сильное эмоциональное возбуждение как слабость или агрессию, если оно не уместно, и наказывает за несдержанность, общественным порицанием и социальной изоляцией. Вследствие чего человеку приходится подавлять сильный выброс эмоциональной энергии, который мешает договариваться, сотрудничать и принимать взвешенные решения, а зачастую просто нормально жить в социуме. С этой проблемой сталкиваются не только взрослые, но и дети, которые более подвержены сильным эмоциональным скачкам.
Отчего же возникает стресс? Существует объективные причины его возникновения, перечислим некоторые из них:
Условие жизни и работы (учебы)
Взаимодействие с другими людьми
Политические и экономические факторы
Чрезвычайные обстоятельства
Большое влияние на уровень стресса влияют наши повседневные обязанности и заботы, от которых невозможно уклонится. Если взрослые люди переносят подобный стресс более спокойно, понимая, что его не избежать, то вот дети, не понимая надобности всей этой деятельности, зачастую впадают в депрессию. [6]
Например, вспомним одну из субкультур 2000 годов – готы. В основе культуры лежала философия о том, что весь мир с его обязанностями, законами и правилами – это кандалы.
В наше время субкультуры изменились, и найти гота значительно труднее, но вот их основная философия осталась у многих школьников, особенно старшего возраста.
В основном к стрессу старшеклассников, а также учащихся среднего звена приводят перегрузка школьников учебой, неадекватное поведение товарищей, а также долгая и выматывающая дорога в школу и обратно, однообразной деятельности – все это приводит к учебному стрессу.
Учебный стресс – это разновидность профессионального стресса. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у людей, недостаточно загруженных работой.
Еще одна разновидность стресса в жизни учеников – экзаменационный стресс, который занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психологическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Доказано, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему школьника (студента).
Стресс – это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием, помогая школьникам адаптироваться в повседневной жизни.
Актуальность теоретического и практического исследования у учеников с разным уровнем стрессоустойчивости заключается в том, что это поможет более глубоко понять механизм в организме человека при стрессовых ситуациях (экамен), и наметить целесообразный методы борьбы со стрессом.
Цель исследования: исследование уровня стрессоустойчивости учащихся в период обучения 10 класса и дать рекомендации.
Гипотеза у учащихся в период обучения в 10 классе уровень стрессоустойчивости будет средним, тревожность будет соответствовать норме.
Объектом исследования учащиеся 10 классы.
Предметом исследования воздействие стресса на нервную систему школьников.
Задачи исследования:
Изучить научную литературу, статьи по представленной теме.
Составить план изучения и диагностики стресса у школьников.
Провести диагностику стресса, с помощью тестирования учащихся
Разработать методы борьбы со стрессом.
В своей работе я кратко охарактеризовала разновидности стресса, причины возникновения стресса и факторы, влияющие на динамику развития стрессовых процессов в организме человека. Работа была сделана в течение 2020-2021 учебного года.
Основная часть.
I.Теоретическая часть
В нашей жизни слишком много стресса. Ускоренный ритм жизни навязывает свои условия игры, стресс сопровождает нас повсеместно: на работе, в школе, в кругу самых близких. Именно поэтому такие слова как стресс и стрессоустойчивость в наших реалиях употребляется очень часто и повсеместно.
Дословный перевод термина «стресс» с английского языка обозначает давление, нажим или напряжение. В медицине, биологии, психологии понятие стресс впервые ввел Гансом Селье в 1936 г. Причины появления стресса могут быть абсолютно разные, но независимо от своих особенностей, они вызывают изменения в организме человека, которые обеспечивают адаптацию к сложившейся ситуации. Термин «стресс» в настоящее время вышел за рамки биологических понятий и стал широко использоваться в науке в целом, как для биологических объектов, так и для всех других. С помощью такого простого слова как «стресс» люди объясняют своё поведение при возникновении любой нестандартной, а порой просто трудно ситуации, когда они допускают ошибки, ведут себя необычно или даже заболевают. Термин, о котором мы говорим отражает три основные аспекта:
Стресс – ситуация или присущие ей факторы, которые вынуждают личность дополнительной мобилизовать все силы и/или изменить своё в поведение;
Стресс – состояние человека, при котором происходят специфические физиологические изменения и психологические проявлений;
Стресс – отголоски некогда пережитых негативных событий с острыми переживаниями, которые могут нарушить дееспособность, а также повлиять в худшую сторону на здоровье человека.
Помимо стресса не менее важное понятие, которое встречается как в обычной жизни, так и употребляется в научной литературе – это стрессоустойчивость. В конкретном случае это понятие отражает не состояние стресса в конкретной ситуации, а склонность человека к стрессу.
В детской и не только психологии проблема трудных учащихся является одной из центральных педагогических проблем. С чем это связано? С тем, что стресс оказывает отрицательное воздействие на школьную успеваемость обучающегося. Благодаря потребности помочь обучающимся и разобраться в причинах стресса у подрастающего поколения появились возрастная и педагогическая психология.
Впервые проблема стресса встала остро только в 1980 – 1990 гг. Это период ознаменован построением демократического государства с рыночной экономикой. Тяжкое экономическое и социальное положение страны, крушение всех прежних взглядов на жизнь и несформированность нового видения, отсутствие должных знаний и умений жить, а также работать в новых реалиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это за несколько лет привело наше общество к серьезным внутренним конфликтам. Если взрослое поколение тяжело, но всё же могло адаптироваться к новой модели жизни, то подрастающему поколению это давалось с большим трудом. Из-за сложностей жизни молодежь чаще стала применять в обычной жизни жестокость, а также проявлять порой неконтролируемую агрессию, усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, которое казалось входит в норму. Быстрыми темпами возрос уровень преступности среди молодежи, что ни могло не пугать: по статистики того времени, лицами до 25 лет совершается 70 % преступлений. Рост подростковой преступности, уровень беспризорности рост ошеломляющими темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. На этом фоне также росло число детей, которые нигде не учились: 40% от числа малолетних правонарушителей.
Времена меняются, а проблемы молодежи остаются. Молодое поколение, как и тогда нуждается в помощи и поддержки старшего поколения: родителей, бабушек и дедушек, а также от учителей и наставников. Поведение ребенка, а также его успеваемость зависит не только от происходящих общественных процессов, но и кроется в психологии молодежи этого времени. Многие педагоги, а также взрослые не понимают, что такое неформальные молодежные объединения, которые формируются в любом обществе для самовыражения подростков, и как к ним относиться. Легко отнести абсолютно любого неформала к трудным подросткам, не пытаясь разобраться в истинной природе вещей. Такой подход к проблеме является в корни не правильным. Этот метод не решат проблемы или устраняет возникающие конфликты, а загоняли обе стороны: подростков и взрослых, в тупик. Эффективно работающие психолого–педагогические методы требуют индивидуального подхода к любому подросту, независимо от его поведения или особенностей развития. Помимо этого, для достижения максимального успеха в работе с трудными детьми стоит применять различные средства воспитания, даже если формально подростки относятся к одной группе, исходя из его личных особенностей и причин, вызвавшие трудности. Главное не забывать, что любой школьник - это прежде всего личность. Гуманистический подход к личности, который в наше время доминирует над естественно-научным подходом, требует знания огромного списка психолого-педагогических методов изучения личности ребенка и помощи ему в развитии навыков и качеств, которые потребуются в дальнейшем для самостоятельной жизни.
1.Трудные дети и подростки
а) Определение понятие «трудные дети»
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три основных признака, которые являются ключом к пониманию словосочетания «трудные дети». Разберем каждый из них.
Первым признаком, который часто бросается в глаза взрослым, это наличие у молодого поколения отклонения от установленной нормы поведения в обществе. Для понимания этого явления были введены понятия такие как делинквентность и девиантность. Под понятием делинквентного поведения принято понимать антисоциальные противоправные действия субъекта, которое проявляется в его действиях или бездействии, наносящим вред окружающим людям или государству в целом Девиантное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм. Как видно из понятия девиантного поведения, в него входит и понятие делинквентное поведения, а также другие нарушения поведения, например, ранний алкоголизм или суицид.
Второй признак трудного ребенка - это нарушение в его поведении, которые сложно исправить или отрегулировать. В данном случае стоит отличать понятия «трудные» и «педагогически запущенные дети», потому что второй вариант детей – это следствие педагогических ошибок в воспитании, а первый – это совокупности и ошибок взрослого и других не менее травмирующих причин. Все трудные дети являются педагогически запушенными.
Третий признак - трудные дети нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых, а также внимания коллектива сверстников. Зачастую трудных детей считают безнадежно испорченными, что совсем не верно. Если к таким школьникам проявить внимание и правильный психолого-педагогический подход, то можно помочь им адаптироваться и найти себя в жизни.
Зачастую понять причины отклонения у детей довольно сложно, но сложнее всего подобрать соответствующую методику, подход к каждому конкретному случаю. К сожалению, в наше время панацеи от этой проблемы не найдено, так же как и нет 100% эффективного метода помощи таким детям.
б) Основные причины появления трудных детей и подростков.
Из анализа литературы стало ясно, что как отечественные, так и зарубежные ученые, занимающиеся данной проблемой, полностью или частично отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Конечно же, имеются природные (генетические) предпосылки определенных особенностей психики у каждого ребенка, но сила их проявлений полностью зависит от социальной среды и факторов. Хоть и ученые доказывают малую связь наследственности и сложности поведения подростков, многие учителя до сих пор склонны считать, что любая сложность характера или поведения ребенка – это отголосок генетики. [3]
Психологами было установлено, что основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников - отношение в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в дезадаптации, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе, а также стресс. Часто воздействует совокупность, или комплекс всех этих причин. Бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Или из-за стресса написал плохо контрольную работу, и дома отругали родители. Это приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Очень важно, чтобы у учащихся были хобби или любимые предметы, который давал бы возможность эмоциональной разрядки. [8]
2.Профессиональный стресс
Современное общество склонно воспринимать любое возбуждение, как слабость или агрессию и наказывает за несдержанность общественным порицанием и социальной изоляцией. Вследствие чего нам приходится подавлять сильный выброс энергии, который мешает договариваться, сотрудничать и принимать взвешенные решения.
а) Учебный стресс
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических способностей. Для изучения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, быть усидчивым и терпеливым, уметь сдерживать свои эмоции. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у ученика стрессовое состояние. [7]
В 10 классе в настоящие время к стрессу приводят перегрузка школьников учебой (подготовкой к экзаменам), несоответствующие поведение товарищей и долгая дорога в школу и обратно, однообразная деятельность. Все это в совокупности приводит к учебному стрессу. Учебный стресс-это разновидность профессионального стресса. Следует отметить, что стресс возникает и у людей, недостаточно загруженных работой.
Один из видов школьных стрессов - экзаменационный стресс, который стоит на первом месте среди причин, вызывающих психологическое напряжение у учащихся старшей школы (10-11 класс). В последние годы экзаменационный стресс оказывает неблагоприятное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему школьника.
Экзаменационный стресс, особенно в сочетании с кофе, может приводить к повышению артериального давления у школьников. По данным российских исследователей, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции, сердечно-сосудистой системы. Длительное эмоциональное напряжение может приводить к активации вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.
К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:
Интенсивную умственную деятельность
Повышенную нагрузку
Ограничение двигательной активности
Нарушения ритма сна
Эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением в статус школьника
Все это приводит к перенапряжению нервной системы, осуществляющей регуляцию жизнедеятельности организма. Во время сдачи экзамена повышается частота артериального давления, уровень мышечного напряжения. После сдачи показатели не сразу приходят к норме, и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись в исходную норму. Экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью школьников. [1]
Необходимо отметить, что экзаменационный стресс не всегда несет вредный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностных резервы для решения поставленных перед ним задач. Коррекция уровня стресса может достигать разными средствами - при помощи препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режим труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В данном случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакцией ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. [1]
Можно выделить три «классические» стадии, отражающие процессы психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.
Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение сопровождается привлечению всех ресурсов органов.
Вторая стадия (адаптация), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается успешно справляться с вредными воздействиями. При этом перестройка всего организма осуществляется с затратой жизненной энергии.
Если организм в течение времени не удается приспособиться к экстремальному фактору и его ресурсы истощились, то наступает третья стадия-истощения.
Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личного подхода к данной проблеме.
б) Спортивный стресс
Особенность протекание спортивного стресса напоминает учебный стресс. Подобным образом можно выделить тренировочного периода и стрессы, вызванные соревнованиями.
Первая группа стресса может быть вызвана чрезмерными тренировочным нагрузками, травмами, плохим отношениями с тренером или товарищами по команде, неадекватными ожиданиями будущих спортивных результатов и т.д.
Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собственными неудачными выступлениями на соревнованиях или выигрышные выступления соперниц, конфликт и судьей, чрезмерное перенапряжения, травмы и т.д.
Во втором случае играет большую роль физическое и эмоциональное перенапряжение, а в первой группе – больше когнитивно-эмоциональные факторы. При этом не только объективная трудность задачи, а вероятная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряжения. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Спортивные психологи пришли к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний-нет.
Существует разнообразие классификаций, но все стрессы можно разделить на группу с кратковременным действием и группу с длительным действием на ограны.
К первой группе относятся следующие стрессоры:
Вызывающие страх
Вызывающие неприятные физиологические ощущения
Темпа и скорости
Отвлечения внимания
Неудач
Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:
С риском опасности
С длительной нагрузкой
С борьбой
С изоляцией
Согласно оценке спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация воспринимается как тревожная, но не угрожающая благополучию личности.
II.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данная работа проводилась в 2020 – 2021 годах на базе Детского Технопарка «Кванториум» и учащихся в средних школах города Брянска. В ходе исследования были опрошены подростки в возрасте от 15 до 17 лет. Из них девочек – 34, мальчиков – 13. В основу исследована легли следующие тесты: «Тест личностной тревожности» Спилбергера, «Тест на стрессоустойчивость», Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.
III.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
«Тест личностной тревожности» Спилбергера
№ |
ФИО учащихся |
Уровень личностной тревожности |
1. |
Т Артем(м,16 лет) |
средний |
2. |
И Евгения(ж,17 л.) |
низкий |
3. |
А Евгений(м,15 лет) |
низкий |
4. |
П Владислав(м,17 лет) |
низкий |
5. |
П Надежда (ж, 15 лет) |
средний |
6. |
П Тамара (ж, 16 лет) |
средний |
7. |
Б Эмилия (ж, 17 лет) |
средний |
8. |
Н Полина (ж, 15 лет) |
средний |
9. |
К Полина (ж, 15 лет) |
средний |
10. |
К Анна (ж, 17 лет) |
средний |
11. |
Р Анна (ж, 16 лет) |
средний |
12. |
В Полина (ж, 15 лет) |
средний |
13. |
Б Мария (ж, 16 лет) |
средний |
14. |
Ш Лера (ж, 17 лет ) |
средний |
15. |
К Ольга (ж, 15 лет) |
высокий |
16. |
Щ Влад (м, 16 лет) |
средний |
17. |
Т Дарья (ж, 16 лет) |
средний |
18. |
Ч Милана (ж, 16 лет) |
средний |
19. |
М Иван (м, 15 лет) |
средний |
20. |
С Кирилл (м, 17 лет) |
средний |
21. |
М Глеб (м, 15 лет) |
средний |
22. |
Д София (ж, 16 лет) |
средний |
23. |
Б Вероника (ж, 16 лет) |
средний |
24. |
С Иван (м, 15 лет) |
средний |
25. |
К Елизавета (ж, 17 лет) |
средний |
26. |
К Анна (ж, 16 лет) |
средний |
27. |
К Александра (ж, 16 лет) |
средний |
28. |
П Даша (ж, 15 лет) |
средний |
29. |
К Денис (м, 15 лет) |
средний |
30. |
Г Наталья (ж, 16 лет ) |
средний |
31. |
М Даша (ж, 15 лет) |
низкий |
32. |
Р Всеволод (м, 15 лет) |
низкий |
33. |
А Алина (ж, 17 лет) |
средний |
34. |
Б Дмитрий (м, 17 лет) |
низкий |
35. |
Р Анна (ж, 16 лет) |
средний |
36. |
П Артем ( м, 15 лет) |
средний |
37. |
В Ания (ж, 15 лет) |
высокий |
38. |
К София (ж, 17 лет) |
низкий |
39. |
В Евгений ( м, 15 лет) |
средний |
40. |
В Карина (ж, 16 лет) |
низкий |
41. |
К Виктория (ж, 17 лет) |
средний |
42. |
А Светлана (ж, 15 лет) |
низкий |
43. |
К Алексей ( м, 17 лет) |
средний |
44. |
К Вероника (ж, 16 лет) |
низкий |
45. |
А Татьяна (ж, 15 лет) |
низкий |
46. |
П Евгения (ж, 16 лет) |
средний |
47. |
В Евгения (ж,15 лет) |
средней |
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Количество |
Уровни личностной тревожности |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
47 |
2 |
4% |
34 |
72% |
11 |
24% |
Согласно результатам исследования, 4% учащихся, которым проводили исследования, имеют высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Многие ученики с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменов не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение беспомощности, беспокойства, некомпетентности. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких учеников сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти.
У 72% учащихся - выявлен средний уровень тревожности, который часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.
Низкий уровень тревожности выявлен у 24% учащихся, они довольно спокойны.
«Тест на стрессоустойчивость»
№ |
ФИО учащихся |
Устойчивость к стрессу |
Норма |
Повышенная чувствительность к стрессу |
||||||||
1. |
Т Артем (м,16 л.) |
+ |
||||||||||
2. |
И Евгения(ж,17 л.) |
+ |
||||||||||
3. |
А Евгений(м,15 л.) |
+ |
||||||||||
4. |
П Владислав(м,17 л) |
+ |
||||||||||
5. |
П Надежда(ж,15 л.) |
+ |
||||||||||
6. |
П Тамара (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
7. |
Б Эмилия (ж,17л.) |
+ |
||||||||||
8. |
Н Полина (ж,15л.) |
+ |
||||||||||
9. |
К Полина (ж, 15 л.) |
+ |
||||||||||
10. |
К Анна (ж, 17 л.) |
+ |
||||||||||
11. |
Р Анна (ж, 14 л.) |
+ |
||||||||||
12. |
В Полина (ж, 15л.) |
+ |
||||||||||
13. |
Б Мария (ж,16 л) |
+ |
||||||||||
14. |
Ш Лера (ж, 17 л. ) |
+ |
||||||||||
15. |
К Ольга (ж, 15 л.) |
+ |
||||||||||
16. |
Щ Влад (м, 16 л.) |
+ |
||||||||||
17. |
Т Дарья (ж,16л) |
+ |
||||||||||
18. |
Ч Милана (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
19. |
М Иван (м, 15 л.) |
+ |
||||||||||
20. |
С Кирилл (м, 17л.) |
+ |
||||||||||
21. |
М Глеб (м, 15 л.) |
+ |
||||||||||
22. |
Д София (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
23. |
Б Вероника (ж, 16 л.) |
+ |
||||||||||
24. |
С Иван (м, 15 л) |
+ |
||||||||||
25. |
К Елизавета (ж, 17 л) |
+ |
||||||||||
26. |
К Анна (ж, 16 л.) |
+ |
||||||||||
27. |
К Александра (ж,16л) |
+ |
||||||||||
28. |
П Даша (ж, 15 л) |
+ |
||||||||||
29. |
К Денис (м, 15 л.) |
+ |
||||||||||
30. |
Г Наталья (ж, 16 л. ) |
+ |
||||||||||
31. |
М Даша (ж, 15 л) |
+ |
||||||||||
32. |
Р Всеволод (м, 15 л.) |
+ |
||||||||||
33. |
А Алина (ж,17 л.) |
+ |
||||||||||
34. |
Б Дмитрий (м, 17л) |
+ |
||||||||||
35. |
Р Анна (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
36. |
П Артем (м, 15 л) |
+ |
||||||||||
37. |
В Ания (ж, 11 л) |
+ |
||||||||||
38. |
К София (ж, 15 л.) |
+ |
||||||||||
39. |
В Евгений (м, 15 л.) |
+ |
||||||||||
40. |
В Карина (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
41. |
К Виктория (ж, 17 л.) |
+ |
||||||||||
42. |
А Светлана (ж, 15 л.) |
+ |
||||||||||
43. |
К Алексей (м, 17 л.) |
+ |
||||||||||
44. |
К Вероника (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
45. |
А Татьяна (ж, 15 л) |
+ |
||||||||||
46. |
П Евгения (ж, 16 л) |
+ |
||||||||||
47. |
В Евгения (ж,15 л) |
+ |
||||||||||
Стрессоустойчивость — совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности. |
||||||||||||
Количество |
Стрессоустойчивость |
|||||||||||
Устойчивость к стрессу |
Норма |
Повышенная чувствительность к стрессу |
||||||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|||||||
47 |
14 |
29% |
26 |
57% |
7 |
14% |
||||||
Согласно результатам диагностики, большинство учащихся имеют нормальную стрессоустойчивость (57%). Они адекватно реагируют на различные рода ситуации, вызывающие состояние тревоги у людей.
Довольно чувствительными к стрессу являются 29% тестируемых учащихся. Даже в довольно тяжелых эмоциональных ситуациях им удается сохранять спокойствие, они в состоянии оказать помощь другим.
У 14% испытуемых выявлена повышенная чувствительность к стрессу: они теряют самообладание во многих незнакомых и нестандартных ситуациях. Например, при сдаче экзаменов, такие дети могут не справиться, только по причине отсутствия самоконтроля своего эмоционального состояния. Им необходима дополнительная поддержка.
Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона
№ |
ФИО учащихся |
Высокий уровень самооценки стрессоустойчивости (нет тревоги) |
Средний уровень |
Низкий уровень самооценки стрессоустойчивости (волнуется) |
1. |
Т Артем (м,16 л) |
+ |
||
2. |
И Евгения (ж,17 л.) |
+ |
||
3. |
А Евгений (м,15 л) |
+ |
||
4. |
П Владислав (м,17 л) |
+ |
||
5. |
П Надежда (ж, 15 л) |
+ |
||
6. |
П Тамара (ж, 16 л) |
+ |
||
7. |
Б Эмилия (ж, 17 л) |
+ |
||
8. |
Н Полина (ж, 15 л) |
+ |
||
9. |
К Полина (ж, 15 л) |
+ |
||
10. |
К Анна (ж, 17 л) |
+ |
||
11. |
Р Анна (ж,17 л.) |
+ |
||
12. |
В Полина (ж, 15 л) |
+ |
||
13. |
Б Мария (ж, 16 л) |
+ |
||
14. |
Ш Лера (ж, 17 л) |
+ |
||
15. |
К Ольга (ж, 15 л) |
+ |
||
16. |
Щ Влад (м, 16 л) |
+ |
||
17. |
Т Дарья (ж, 16 л) |
+ |
||
18. |
Ч Милана (ж, 16 л) |
+ |
||
19. |
М Иван (м,15л.) |
+ |
||
20. |
С Кирилл (м, 17 л) |
+ |
||
21. |
М Глеб (м, 15 л) |
+ |
||
22. |
Д София (ж, 16 л) |
+ |
||
23. |
Б Вероника (ж, 16 л) |
+ |
||
24. |
С Иван (м, 15 л) |
+ |
||
25. |
К Елизавета (ж, 17 л) |
+ |
||
26. |
К Анна (ж, 16 л) |
+ |
||
27. |
К Александра (ж,16 л) |
+ |
||
28. |
П Даша (ж, 15 л) |
+ |
||
29. |
К Денис (м, 15 л) |
+ |
||
30. |
Г Наталья (ж, 16 л ) |
+ |
||
31. |
М Даша (ж, 15 л) |
+ |
||
32. |
Р Всеволод (м, 15 л) |
+ |
||
33. |
А Алина (ж, 17 л) |
+ |
||
34. |
Б Дмитрий (м, 17 л) |
+ |
||
35. |
Р Анна (ж, 16 л) |
+ |
||
36. |
П Артем (м, 15 л) |
+ |
||
37. |
В Ания (ж, 15 л) |
+ |
||
38. |
К София (ж, 17 л) |
+ |
||
39. |
В Евгений (м, 15 л) |
+ |
||
40. |
В Карина (ж, 16 л) |
+ |
||
41. |
К Виктория (ж, 17 л) |
+ |
||
42. |
А Светлана (ж, 15 л) |
+ |
||
43. |
К Алексей (м, 17 л) |
+ |
||
44. |
К Вероника (ж, 16 л) |
+ |
||
45. |
А Татьяна (ж, 15 л) |
+ |
||
46. |
П Евгения (ж, 16 л) |
+ |
||
47. |
В Евгения (ж,15 л) |
+ |
Самооценка стрессоустойчивости - это собственные представления человека о своей восприимчивости к ситуациям, вызывающим тревогу, самооценивание и прогнозирование своих реакций и ощущений.
Количество |
Самооценки стрессоустойчивости |
||||||
Высокий уровень самооценки стрессоустойчивости |
Средний уровень |
Низкий уровень самооценки стрессоустойчивости |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
47 |
4 |
8% |
41 |
88% |
2 |
4% |
Согласно полученным результатам, большинство учащихся 10-х классов имеют средний уровень самооценки стрессоустойчивости. Тем самым, они сами дают своим реакциям на сопротивление стрессу среднюю отметку, так как уверенны, что справятся в стрессовой ситуации, успешно ее преодолеют.
Абсолютно спокойно относятся к ситуациям стресса 8% учащихся, имея высокий уровень самооценки стрессоустойчивости.
Лишь 4% десятиклассников оценивают себя, как имеющие низкий уровень стрессоустойчивости. Они с трудом преодолевают негативные ситуации, это, чаще всего, требует от них огромных физических затрат. Таким людям необходима дополнительная помощь и поддержка.
Заключение
Устойчивость к стрессу у учащихся в учебной деятельности является системным качеством личности. Оно включает такие личностные составляющие как неудовлетворительная личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень психически-нервного напряжения, адекватное оценивание себя, высокая трудоспособность, эмоциональная устойчивость, которые обеспечивают удачное достижение цели деятельности и осуществляется в познавательной, поведенческой, мотивационной и эмоциональной сферах жизнедеятельности личности.
Согласно результатам исследования, 4% учащихся имеют высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Многие ученики с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменов не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности, беспокойства. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких учеников сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти. У 72% учащихся выявлен средний уровень тревожности, который часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Низкий уровень тревожности выявлен у 24% учащихся, они довольно спокойны. Для учащихся с высоким уровнем тревожности, я разработала методику борьбы со стрессом.
Методика борьбы со стрессом.
1.Планирование следующего дня (недели, месяца, года)
2. Адекватная умственная и физическая нагрузка
по возможности снижение нагрузки, но не полное ее отсутствие;
чередование умственной и физической работы;
ограничить поток отрицательной информации (жалобы, телевизор и др.);
избегать необязательной деятельности (пустые разговоры и др.);
3. Предполагать возможные события (минимум 3-5) и последующий ход ваших действий (минимум 3-5 на каждое событие)
4. Контролировать свои мысли
не развивать негативный ход событий;
заменить свои негативные мысли на положительные («не было бы счастья, да несчастье помогло», «в каждом плохом есть что-то хорошее»);
для верующего человека вовремя и после стрессовой ситуации можно читать молитву
6. Двигательная активность
физические упражнения
бег
танцы
плавание
садоводство и др.
7. Адекватно оценивать себя и свои поступки со стороны (глазами других людей)
8. Изменение отношения к ситуации и жизни в целом
учитесь на прошлых ошибках, но живите настоящим и будущим;
находите радость в обычном;
проявлять интерес к окружающим;
не возлагать на себя больше ответственности, чем возможно;
уметь отказывать людям, если знаете, что не сможете выполнить их просьбу по каким-либо причинам;
избавиться от максимализма (характерно для подростков);
старайтесь реже употреблять слова «всегда», «никогда» и т.п.
10. Правильное питание
полноценное питание (витамины, минеральные соли и др.);
включать в рацион продукты, содержащие «гормон радости» (шоколад, бананы);
регулярное питание 5-6 раз в сутки (голод приводит к истощению);
исключить пищевые добавки (истощают ЦНС);
не допускать обезвоживания.
Чем выше стрессоустойчивость у студента, тем выше его самооценка, что может помочь ему в будущем добиваться поставленных целей и преодолевать сложные жизненные ситуации.
Список литературы
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов - Питер, 2009г.
Дубровина И.В. и др. «Рабочая книга школьного психолога» - М., «Просвещение», 1991.
Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.
Кириллов И. Стресс-серфинг: Как перестать бояться стресса и обратить его себе на пользку/Иван Киррилов.-М.: Альпина Паблишер,2019.-304с.-(Серия «Альпина:саморазвитие).
Кочнева, Д. Д. Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте / Д. Д. Кочнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 505-507.
Крушельницкая О.И. и Третьякова А.П. «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.
Составители: доц. Р.В.Куприянов, доц. Ю.М.Кузьмина Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.
Патрик Амар, Сильвия Андре Скажи стрессу «стоп!»:как обрести спокойствие за 21 день (пер.с фр. Т.Михайловой).- Москва: Эксмо,2019.-272с.-(Практическая психология).
Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. - Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.
Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.
Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.
Степанов В.Г. Психология школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 3-е изд.,перераб. И допл.-М.: Издательский центр «Акаждемия»,2001-336с.
Флоров Ю.И. Психология подростка М.: Российской педагогическое агенство,1997.-526с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.-СПб.:Питер,2008.-256с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).
Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2006г.
Влияние школьной тревожности на развитие самооценки учащихся четвертых классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, Кузнецова Е.Н: :https://cyberleninka.ru/articlr/n/vliyanie-stressovoy-situatsii-na-uspevaemost-uchaschihsya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/viewer