Влияние образовательного процесса на уровень стресса школьника

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние образовательного процесса на уровень стресса школьника

Гольцева А.А. 1
1МБОУ СОШ №64
Антоненко Ю.А. 1
1Детский технопарк "Кватрориум" г.Брянск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Когда его (стресса) мало,

бытие становится скучным и пресным.

Если его много, существование невыносимо»

Ганс Селье

Стресс? О нем все говорят, и никто не может его избежать. Он рано или поздно встречается на пути каждого, а большинство из нас сталкиваются с ним постоянно.

Современное общество склонно воспринимать любое сильное эмоциональное возбуждение как слабость или агрессию, если оно не уместно, и наказывает за несдержанность, общественным порицанием и социальной изоляцией. Вследствие чего человеку приходится подавлять сильный выброс эмоциональной энергии, который мешает договариваться, сотрудничать и принимать взвешенные решения, а зачастую просто нормально жить в социуме. С этой проблемой сталкиваются не только взрослые, но и дети, которые более подвержены сильным эмоциональным скачкам.

Отчего же возникает стресс? Существует объективные причины его возникновения, перечислим некоторые из них:

Условие жизни и работы (учебы)

Взаимодействие с другими людьми

Политические и экономические факторы

Чрезвычайные обстоятельства

Большое влияние на уровень стресса влияют наши повседневные обязанности и заботы, от которых невозможно уклонится. Если взрослые люди переносят подобный стресс более спокойно, понимая, что его не избежать, то вот дети, не понимая надобности всей этой деятельности, зачастую впадают в депрессию. [6]

Например, вспомним одну из субкультур 2000 годов – готы. В основе культуры лежала философия о том, что весь мир с его обязанностями, законами и правилами – это кандалы.

В наше время субкультуры изменились, и найти гота значительно труднее, но вот их основная философия осталась у многих школьников, особенно старшего возраста.

В основном к стрессу старшеклассников, а также учащихся среднего звена приводят перегрузка школьников учебой, неадекватное поведение товарищей, а также долгая и выматывающая дорога в школу и обратно, однообразной деятельности – все это приводит к учебному стрессу.

Учебный стресс – это разновидность профессионального стресса. Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у людей, недостаточно загруженных работой.

Еще одна разновидность стресса в жизни учеников – экзаменационный стресс, который занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психологическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Доказано, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему школьника (студента).

Стресс – это очень серьёзная проблема, с которой необходимо бороться. И если знаешь причины возникновения стресса, то можно найти способы борьбы с этим состоянием, помогая школьникам адаптироваться в повседневной жизни.

Актуальность теоретического и практического исследования у учеников с разным уровнем стрессоустойчивости заключается в том, что это поможет более глубоко понять механизм в организме человека при стрессовых ситуациях (экамен), и наметить целесообразный методы борьбы со стрессом.

Цель исследования: исследование уровня стрессоустойчивости учащихся в период обучения 10 класса и дать рекомендации.

Гипотеза у учащихся в период обучения в 10 классе уровень стрессоустойчивости будет средним, тревожность будет соответствовать норме.

Объектом исследования учащиеся 10 классы.

Предметом исследования воздействие стресса на нервную систему школьников.

Задачи исследования:

Изучить научную литературу, статьи по представленной теме.

Составить план изучения и диагностики стресса у школьников.

Провести диагностику стресса, с помощью тестирования учащихся

Разработать методы борьбы со стрессом.

В своей работе я кратко охарактеризовала разновидности стресса, причины возникновения стресса и факторы, влияющие на динамику развития стрессовых процессов в организме человека. Работа была сделана в течение 2020-2021 учебного года.

Основная часть.

I.Теоретическая часть

В нашей жизни слишком много стресса. Ускоренный ритм жизни навязывает свои условия игры, стресс сопровождает нас повсеместно: на работе, в школе, в кругу самых близких. Именно поэтому такие слова как стресс и стрессоустойчивость в наших реалиях употребляется очень часто и повсеместно.

Дословный перевод термина «стресс» с английского языка обозначает давление, нажим или напряжение. В медицине, биологии, психологии понятие стресс впервые ввел Гансом Селье в 1936 г. Причины появления стресса могут быть абсолютно разные, но независимо от своих особенностей, они вызывают изменения в организме человека, которые обеспечивают адаптацию к сложившейся ситуации. Термин «стресс» в настоящее время вышел за рамки биологических понятий и стал широко использоваться в науке в целом, как для биологических объектов, так и для всех других. С помощью такого простого слова как «стресс» люди объясняют своё поведение при возникновении любой нестандартной, а порой просто трудно ситуации, когда они допускают ошибки, ведут себя необычно или даже заболевают. Термин, о котором мы говорим отражает три основные аспекта:

Стресс – ситуация или присущие ей факторы, которые вынуждают личность дополнительной мобилизовать все силы и/или изменить своё в поведение;

Стресс – состояние человека, при котором происходят специфические физиологические изменения и психологические проявлений;

Стресс – отголоски некогда пережитых негативных событий с острыми переживаниями, которые могут нарушить дееспособность, а также повлиять в худшую сторону на здоровье человека.

Помимо стресса не менее важное понятие, которое встречается как в обычной жизни, так и употребляется в научной литературе – это стрессоустойчивость. В конкретном случае это понятие отражает не состояние стресса в конкретной ситуации, а склонность человека к стрессу.

В детской и не только психологии проблема трудных учащихся является одной из центральных педагогических проблем. С чем это связано? С тем, что стресс оказывает отрицательное воздействие на школьную успеваемость обучающегося. Благодаря потребности помочь обучающимся и разобраться в причинах стресса у подрастающего поколения появились возрастная и педагогическая психология.

Впервые проблема стресса встала остро только в 1980 – 1990 гг. Это период ознаменован построением демократического государства с рыночной экономикой. Тяжкое экономическое и социальное положение страны, крушение всех прежних взглядов на жизнь и несформированность нового видения, отсутствие должных знаний и умений жить, а также работать в новых реалиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это за несколько лет привело наше общество к серьезным внутренним конфликтам. Если взрослое поколение тяжело, но всё же могло адаптироваться к новой модели жизни, то подрастающему поколению это давалось с большим трудом. Из-за сложностей жизни молодежь чаще стала применять в обычной жизни жестокость, а также проявлять порой неконтролируемую агрессию, усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение, которое казалось входит в норму. Быстрыми темпами возрос уровень преступности среди молодежи, что ни могло не пугать: по статистики того времени, лицами до 25 лет совершается 70 % преступлений. Рост подростковой преступности, уровень беспризорности рост ошеломляющими темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. На этом фоне также росло число детей, которые нигде не учились: 40% от числа малолетних правонарушителей.

Времена меняются, а проблемы молодежи остаются. Молодое поколение, как и тогда нуждается в помощи и поддержки старшего поколения: родителей, бабушек и дедушек, а также от учителей и наставников. Поведение ребенка, а также его успеваемость зависит не только от происходящих общественных процессов, но и кроется в психологии молодежи этого времени. Многие педагоги, а также взрослые не понимают, что такое неформальные молодежные объединения, которые формируются в любом обществе для самовыражения подростков, и как к ним относиться. Легко отнести абсолютно любого неформала к трудным подросткам, не пытаясь разобраться в истинной природе вещей. Такой подход к проблеме является в корни не правильным. Этот метод не решат проблемы или устраняет возникающие конфликты, а загоняли обе стороны: подростков и взрослых, в тупик. Эффективно работающие психолого–педагогические методы требуют индивидуального подхода к любому подросту, независимо от его поведения или особенностей развития. Помимо этого, для достижения максимального успеха в работе с трудными детьми стоит применять различные средства воспитания, даже если формально подростки относятся к одной группе, исходя из его личных особенностей и причин, вызвавшие трудности. Главное не забывать, что любой школьник - это прежде всего личность. Гуманистический подход к личности, который в наше время доминирует над естественно-научным подходом, требует знания огромного списка психолого-педагогических методов изучения личности ребенка и помощи ему в развитии навыков и качеств, которые потребуются в дальнейшем для самостоятельной жизни.

1.Трудные дети и подростки

а) Определение понятие «трудные дети»

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три основных признака, которые являются ключом к пониманию словосочетания «трудные дети». Разберем каждый из них.

Первым признаком, который часто бросается в глаза взрослым, это наличие у молодого поколения отклонения от установленной нормы поведения в обществе. Для понимания этого явления были введены понятия такие как делинквентность и девиантность. Под понятием делинквентного поведения принято понимать антисоциальные противоправные действия субъекта, которое проявляется в его действиях или бездействии, наносящим вред окружающим людям или государству в целом Девиантное поведение – это поведение личности, отклоняющееся от принятых в обществе норм. Как видно из понятия девиантного поведения, в него входит и понятие делинквентное поведения, а также другие нарушения поведения, например, ранний алкоголизм или суицид.

Второй признак трудного ребенка - это нарушение в его поведении, которые сложно исправить или отрегулировать. В данном случае стоит отличать понятия «трудные» и «педагогически запущенные дети», потому что второй вариант детей – это следствие педагогических ошибок в воспитании, а первый – это совокупности и ошибок взрослого и других не менее травмирующих причин. Все трудные дети являются педагогически запушенными.

Третий признак - трудные дети нуждаются в индивидуальном подходе со стороны взрослых, а также внимания коллектива сверстников. Зачастую трудных детей считают безнадежно испорченными, что совсем не верно. Если к таким школьникам проявить внимание и правильный психолого-педагогический подход, то можно помочь им адаптироваться и найти себя в жизни.

Зачастую понять причины отклонения у детей довольно сложно, но сложнее всего подобрать соответствующую методику, подход к каждому конкретному случаю. К сожалению, в наше время панацеи от этой проблемы не найдено, так же как и нет 100% эффективного метода помощи таким детям.

б) Основные причины появления трудных детей и подростков.

Из анализа литературы стало ясно, что как отечественные, так и зарубежные ученые, занимающиеся данной проблемой, полностью или частично отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Конечно же, имеются природные (генетические) предпосылки определенных особенностей психики у каждого ребенка, но сила их проявлений полностью зависит от социальной среды и факторов. Хоть и ученые доказывают малую связь наследственности и сложности поведения подростков, многие учителя до сих пор склонны считать, что любая сложность характера или поведения ребенка – это отголосок генетики. [3]

Психологами было установлено, что основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников - отношение в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в дезадаптации, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе, а также стресс. Часто воздействует совокупность, или комплекс всех этих причин. Бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Или из-за стресса написал плохо контрольную работу, и дома отругали родители. Это приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Очень важно, чтобы у учащихся были хобби или любимые предметы, который давал бы возможность эмоциональной разрядки. [8]

2.Профессиональный стресс

Современное общество склонно воспринимать любое возбуждение, как слабость или агрессию и наказывает за несдержанность общественным порицанием и социальной изоляцией. Вследствие чего нам приходится подавлять сильный выброс энергии, который мешает договариваться, сотрудничать и принимать взвешенные решения.

а) Учебный стресс

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических способностей. Для изучения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, быть усидчивым и терпеливым, уметь сдерживать свои эмоции. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у ученика стрессовое состояние. [7]

В 10 классе в настоящие время к стрессу приводят перегрузка школьников учебой (подготовкой к экзаменам), несоответствующие поведение товарищей и долгая дорога в школу и обратно, однообразная деятельность. Все это в совокупности приводит к учебному стрессу. Учебный стресс-это разновидность профессионального стресса. Следует отметить, что стресс возникает и у людей, недостаточно загруженных работой.

Один из видов школьных стрессов - экзаменационный стресс, который стоит на первом месте среди причин, вызывающих психологическое напряжение у учащихся старшей школы (10-11 класс). В последние годы экзаменационный стресс оказывает неблагоприятное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему школьника.

Экзаменационный стресс, особенно в сочетании с кофе, может приводить к повышению артериального давления у школьников. По данным российских исследователей, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции, сердечно-сосудистой системы. Длительное эмоциональное напряжение может приводить к активации вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:

Интенсивную умственную деятельность

Повышенную нагрузку

Ограничение двигательной активности

Нарушения ритма сна

Эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением в статус школьника

Все это приводит к перенапряжению нервной системы, осуществляющей регуляцию жизнедеятельности организма. Во время сдачи экзамена повышается частота артериального давления, уровень мышечного напряжения. После сдачи показатели не сразу приходят к норме, и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись в исходную норму. Экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью школьников. [1]

Необходимо отметить, что экзаменационный стресс не всегда несет вредный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностных резервы для решения поставленных перед ним задач. Коррекция уровня стресса может достигать разными средствами - при помощи препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режим труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В данном случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакцией ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. [1]

Можно выделить три «классические» стадии, отражающие процессы психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение сопровождается привлечению всех ресурсов органов.

Вторая стадия (адаптация), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается успешно справляться с вредными воздействиями. При этом перестройка всего организма осуществляется с затратой жизненной энергии.

Если организм в течение времени не удается приспособиться к экстремальному фактору и его ресурсы истощились, то наступает третья стадия-истощения.

Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личного подхода к данной проблеме.

б) Спортивный стресс

Особенность протекание спортивного стресса напоминает учебный стресс. Подобным образом можно выделить тренировочного периода и стрессы, вызванные соревнованиями.

Первая группа стресса может быть вызвана чрезмерными тренировочным нагрузками, травмами, плохим отношениями с тренером или товарищами по команде, неадекватными ожиданиями будущих спортивных результатов и т.д.

Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собственными неудачными выступлениями на соревнованиях или выигрышные выступления соперниц, конфликт и судьей, чрезмерное перенапряжения, травмы и т.д.

Во втором случае играет большую роль физическое и эмоциональное перенапряжение, а в первой группе – больше когнитивно-эмоциональные факторы. При этом не только объективная трудность задачи, а вероятная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряжения. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Спортивные психологи пришли к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний-нет.

Существует разнообразие классификаций, но все стрессы можно разделить на группу с кратковременным действием и группу с длительным действием на ограны.

К первой группе относятся следующие стрессоры:

Вызывающие страх

Вызывающие неприятные физиологические ощущения

Темпа и скорости

Отвлечения внимания

Неудач

Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные:

С риском опасности

С длительной нагрузкой

С борьбой

С изоляцией

Согласно оценке спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация воспринимается как тревожная, но не угрожающая благополучию личности.

II.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данная работа проводилась в 2020 – 2021 годах на базе Детского Технопарка «Кванториум» и учащихся в средних школах города Брянска. В ходе исследования были опрошены подростки в возрасте от 15 до 17 лет. Из них девочек – 34, мальчиков – 13. В основу исследована легли следующие тесты: «Тест личностной тревожности» Спилбергера, «Тест на стрессоустойчивость», Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.

III.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

«Тест личностной тревожности» Спилбергера

ФИО учащихся

Уровень личностной тревожности

1.

Т Артем(м,16 лет)

средний

2.

И Евгения(ж,17 л.)

низкий

3.

А Евгений(м,15 лет)

низкий

4.

П Владислав(м,17 лет)

низкий

5.

П Надежда (ж, 15 лет)

средний

6.

П Тамара (ж, 16 лет)

средний

7.

Б Эмилия (ж, 17 лет)

средний

8.

Н Полина (ж, 15 лет)

средний

9.

К Полина (ж, 15 лет)

средний

10.

К Анна (ж, 17 лет)

средний

11.

Р Анна (ж, 16 лет)

средний

12.

В Полина (ж, 15 лет)

средний

13.

Б Мария (ж, 16 лет)

средний

14.

Ш Лера (ж, 17 лет )

средний

15.

К Ольга (ж, 15 лет)

высокий

16.

Щ Влад (м, 16 лет)

средний

17.

Т Дарья (ж, 16 лет)

средний

18.

Ч Милана (ж, 16 лет)

средний

19.

М Иван (м, 15 лет)

средний

20.

С Кирилл (м, 17 лет)

средний

21.

М Глеб (м, 15 лет)

средний

22.

Д София (ж, 16 лет)

средний

23.

Б Вероника (ж, 16 лет)

средний

24.

С Иван (м, 15 лет)

средний

25.

К Елизавета (ж, 17 лет)

средний

26.

К Анна (ж, 16 лет)

средний

27.

К Александра (ж, 16 лет)

средний

28.

П Даша (ж, 15 лет)

средний

29.

К Денис (м, 15 лет)

средний

30.

Г Наталья (ж, 16 лет )

средний

31.

М Даша (ж, 15 лет)

низкий

32.

Р Всеволод (м, 15 лет)

низкий

33.

А Алина (ж, 17 лет)

средний

34.

Б Дмитрий (м, 17 лет)

низкий

35.

Р Анна (ж, 16 лет)

средний

36.

П Артем ( м, 15 лет)

средний

37.

В Ания (ж, 15 лет)

высокий

38.

К София (ж, 17 лет)

низкий

39.

В Евгений ( м, 15 лет)

средний

40.

В Карина (ж, 16 лет)

низкий

41.

К Виктория (ж, 17 лет)

средний

42.

А Светлана (ж, 15 лет)

низкий

43.

К Алексей ( м, 17 лет)

средний

44.

К Вероника (ж, 16 лет)

низкий

45.

А Татьяна (ж, 15 лет)

низкий

46.

П Евгения (ж, 16 лет)

средний

47.

В Евгения (ж,15 лет)

средней

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. 

Количество

Уровни личностной тревожности

высокий

средний

низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

47

2

4%

34

72%

11

24%

Согласно результатам исследования, 4% учащихся, которым проводили исследования, имеют высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Многие ученики с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменов не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение беспомощности, беспокойства, некомпетентности. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких учеников сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти.

У 72% учащихся - выявлен средний уровень тревожности, который часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности.

Низкий уровень тревожности выявлен у 24% учащихся, они довольно спокойны.

«Тест на стрессоустойчивость»

ФИО учащихся

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к стрессу

1.

Т Артем (м,16 л.)

+

   

2.

И Евгения(ж,17 л.)

 

+

 

3.

А Евгений(м,15 л.)

 

+

 

4.

П Владислав(м,17 л)

+

   

5.

П Надежда(ж,15 л.)

   

+

6.

П Тамара (ж, 16 л)

 

+

 

7.

Б Эмилия (ж,17л.)

 

+

 

8.

Н Полина (ж,15л.)

 

+

 

9.

К Полина (ж, 15 л.)

 

+

 

10.

К Анна (ж, 17 л.)

 

+

 

11.

Р Анна (ж, 14 л.)

   

+

12.

В Полина (ж, 15л.)

 

+

 

13.

Б Мария (ж,16 л)

   

+

14.

Ш Лера (ж, 17 л. )

 

+

 

15.

К Ольга (ж, 15 л.)

 

+

 

16.

Щ Влад (м, 16 л.)

 

+

 

17.

Т Дарья (ж,16л)

+

   

18.

Ч Милана (ж, 16 л)

 

+

 

19.

М Иван (м, 15 л.)

 

+

 

20.

С Кирилл (м, 17л.)

+

   

21.

М Глеб (м, 15 л.)

+

   

22.

Д София (ж, 16 л)

 

+

 

23.

Б Вероника (ж, 16 л.)

   

+

24.

С Иван (м, 15 л)

+

   

25.

К Елизавета (ж, 17 л)

 

+

 

26.

К Анна (ж, 16 л.)

   

+

27.

К Александра (ж,16л)

+

   

28.

П Даша (ж, 15 л)

 

+

 

29.

К Денис (м, 15 л.)

+

   

30.

Г Наталья (ж, 16 л. )

 

+

 

31.

М Даша (ж, 15 л)

+

   

32.

Р Всеволод (м, 15 л.)

 

+

 

33.

А Алина (ж,17 л.)

+

   

34.

Б Дмитрий (м, 17л)

 

+

 

35.

Р Анна (ж, 16 л)

 

+

 

36.

П Артем (м, 15 л)

 

+

 

37.

В Ания (ж, 11 л)

 

+

 

38.

К София (ж, 15 л.)

 

+

 

39.

В Евгений (м, 15 л.)

   

+

40.

В Карина (ж, 16 л)

+

   

41.

К Виктория (ж, 17 л.)

   

+

42.

А Светлана (ж, 15 л.)

+

   

43.

К Алексей (м, 17 л.)

 

+

 

44.

К Вероника (ж, 16 л)

+

   

45.

А Татьяна (ж, 15 л)

+

   

46.

П Евгения (ж, 16 л)

 

+

 

47.

В Евгения (ж,15 л)

 

+

 

Стрессоустойчивость — совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.

Количество

Стрессоустойчивость

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к стрессу

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

47

14

29%

26

57%

7

14%

 

Согласно результатам диагностики, большинство учащихся имеют нормальную стрессоустойчивость (57%). Они адекватно реагируют на различные рода ситуации, вызывающие состояние тревоги у людей.

Довольно чувствительными к стрессу являются 29% тестируемых учащихся. Даже в довольно тяжелых эмоциональных ситуациях им удается сохранять спокойствие, они в состоянии оказать помощь другим.

У 14% испытуемых выявлена повышенная чувствительность к стрессу: они теряют самообладание во многих незнакомых и нестандартных ситуациях. Например, при сдаче экзаменов, такие дети могут не справиться, только по причине отсутствия самоконтроля своего эмоционального состояния. Им необходима дополнительная поддержка.

Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона

ФИО учащихся

Высокий уровень самооценки стрессоустойчивости (нет тревоги)

Средний уровень

Низкий уровень самооценки стрессоустойчивости (волнуется)

1.

Т Артем (м,16 л)

 

+

 

2.

И Евгения (ж,17 л.)

   

+

3.

А Евгений (м,15 л)

 

+

 

4.

П Владислав (м,17 л)

+

   

5.

П Надежда (ж, 15 л)

 

+

 

6.

П Тамара (ж, 16 л)

 

+

 

7.

Б Эмилия (ж, 17 л)

 

+

 

8.

Н Полина (ж, 15 л)

 

+

 

9.

К Полина (ж, 15 л)

 

+

 

10.

К Анна (ж, 17 л)

 

+

 

11.

Р Анна (ж,17 л.)

 

+

 

12.

В Полина (ж, 15 л)

 

+

 

13.

Б Мария (ж, 16 л)

 

+

 

14.

Ш Лера (ж, 17 л)

 

+

 

15.

К Ольга (ж, 15 л)

 

+

 

16.

Щ Влад (м, 16 л)

+

   

17.

Т Дарья (ж, 16 л)

 

+

 

18.

Ч Милана (ж, 16 л)

 

+

 

19.

М Иван (м,15л.)

 

+

 

20.

С Кирилл (м, 17 л)

 

+

 

21.

М Глеб (м, 15 л)

 

+

 

22.

Д София (ж, 16 л)

 

+

 

23.

Б Вероника (ж, 16 л)

 

+

 

24.

С Иван (м, 15 л)

 

+

 

25.

К Елизавета (ж, 17 л)

 

+

 

26.

К Анна (ж, 16 л)

 

+

 

27.

К Александра (ж,16 л)

 

+

 

28.

П Даша (ж, 15 л)

 

+

 

29.

К Денис (м, 15 л)

 

+

 

30.

Г Наталья (ж, 16 л )

+

   

31.

М Даша (ж, 15 л)

 

+

 

32.

Р Всеволод (м, 15 л)

 

+

 

33.

А Алина (ж, 17 л)

 

+

 

34.

Б Дмитрий (м, 17 л)

 

+

 

35.

Р Анна (ж, 16 л)

 

+

 

36.

П Артем (м, 15 л)

 

+

 

37.

В Ания (ж, 15 л)

 

+

 

38.

К София (ж, 17 л)

 

+

 

39.

В Евгений (м, 15 л)

   

+

40.

В Карина (ж, 16 л)

 

+

 

41.

К Виктория (ж, 17 л)

 

+

 

42.

А Светлана (ж, 15 л)

+

   

43.

К Алексей (м, 17 л)

 

+

 

44.

К Вероника (ж, 16 л)

 

+

 

45.

А Татьяна (ж, 15 л)

 

+

 

46.

П Евгения (ж, 16 л)

 

+

 

47.

В Евгения (ж,15 л)

 

+

 

Самооценка стрессоустойчивости - это собственные представления человека о своей восприимчивости к ситуациям, вызывающим тревогу, самооценивание и прогнозирование своих реакций и ощущений.

Количество

Самооценки стрессоустойчивости

Высокий уровень самооценки стрессоустойчивости

Средний уровень

Низкий уровень самооценки стрессоустойчивости

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

47

4

8%

41

88%

2

4%

Согласно полученным результатам, большинство учащихся 10-х классов имеют средний уровень самооценки стрессоустойчивости. Тем самым, они сами дают своим реакциям на сопротивление стрессу среднюю отметку, так как уверенны, что справятся в стрессовой ситуации, успешно ее преодолеют.

Абсолютно спокойно относятся к ситуациям стресса 8% учащихся, имея высокий уровень самооценки стрессоустойчивости.

Лишь 4% десятиклассников оценивают себя, как имеющие низкий уровень стрессоустойчивости. Они с трудом преодолевают негативные ситуации, это, чаще всего, требует от них огромных физических затрат. Таким людям необходима дополнительная помощь и поддержка.

Заключение

Устойчивость к стрессу у учащихся в учебной деятельности является системным качеством личности. Оно включает такие личностные составляющие как неудовлетворительная личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень психически-нервного напряжения, адекватное оценивание себя, высокая трудоспособность, эмоциональная устойчивость, которые обеспечивают удачное достижение цели деятельности и осуществляется в познавательной, поведенческой, мотивационной и эмоциональной сферах жизнедеятельности личности.

Согласно результатам исследования, 4% учащихся имеют высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Многие ученики с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменов не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности, беспокойства. Сообщение о том, что им предстоит пройти испытание, нередко вызывает у таких учеников сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание и блокируют извлечение нужной информации из долговременной памяти. У 72% учащихся выявлен средний уровень тревожности, который часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни, который необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Низкий уровень тревожности выявлен у 24% учащихся, они довольно спокойны. Для учащихся с высоким уровнем тревожности, я разработала методику борьбы со стрессом.

Методика борьбы со стрессом.

1.Планирование следующего дня (недели, месяца, года)

2. Адекватная умственная и физическая нагрузка

по возможности снижение нагрузки, но не полное ее отсутствие;

чередование умственной и физической работы;

ограничить поток отрицательной информации (жалобы, телевизор и др.);

избегать необязательной деятельности (пустые разговоры и др.);

3. Предполагать возможные события (минимум 3-5) и последующий ход ваших действий (минимум 3-5 на каждое событие)

4. Контролировать свои мысли

не развивать негативный ход событий;

заменить свои негативные мысли на положительные («не было бы счастья, да несчастье помогло», «в каждом плохом есть что-то хорошее»);

для верующего человека вовремя и после стрессовой ситуации можно читать молитву

6. Двигательная активность

физические упражнения

бег

танцы

плавание

садоводство и др.

7. Адекватно оценивать себя и свои поступки со стороны (глазами других людей)

8. Изменение отношения к ситуации и жизни в целом

учитесь на прошлых ошибках, но живите настоящим и будущим;

находите радость в обычном;

проявлять интерес к окружающим;

не возлагать на себя больше ответственности, чем возможно;

уметь отказывать людям, если знаете, что не сможете выполнить их просьбу по каким-либо причинам;

избавиться от максимализма (характерно для подростков);

старайтесь реже употреблять слова «всегда», «никогда» и т.п.

10. Правильное питание

полноценное питание (витамины, минеральные соли и др.);

включать в рацион продукты, содержащие «гормон радости» (шоколад, бананы);

регулярное питание 5-6 раз в сутки (голод приводит к истощению);

исключить пищевые добавки (истощают ЦНС);

не допускать обезвоживания.

Чем выше стрессоустойчивость у студента, тем выше его самооценка, что может помочь ему в будущем добиваться поставленных целей и преодолевать сложные жизненные ситуации.

Список литературы

Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стрессов - Питер, 2009г.

Дубровина   И.В.   и   др.   «Рабочая   книга   школьного   психолога» -   М., «Просвещение», 1991.

Елезанова Е.В.// Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.

Жуков Д. А. «Стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с. 12-17.

Кириллов И. Стресс-серфинг: Как перестать бояться стресса и обратить его себе на пользку/Иван Киррилов.-М.: Альпина Паблишер,2019.-304с.-(Серия «Альпина:саморазвитие).

Кочнева, Д. Д. Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте / Д. Д. Кочнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 505-507.

Крушельницкая О.И.  и Третьякова А.П.   «Человек, обстоятельства и стресс». // Биология в школе, 1999, №1, с.21-26.

Составители: доц. Р.В.Куприянов, доц. Ю.М.Кузьмина Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.

Мухина В.С. Психология. Питер-2005г.

Патрик Амар, Сильвия Андре Скажи стрессу «стоп!»:как обрести спокойствие за 21 день (пер.с фр. Т.Михайловой).- Москва: Эксмо,2019.-272с.-(Практическая психология).

Попова Л.М. И.В. Соколов, О. Грегори. Как противостоять стрессу. - Спб.: ТОО «Лейла», 1996г.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Бахрам -2007г.

Рогов Е.И. «Настольная книга школьного психолога». М., «Владас», 1999 г.

Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб,: ТОО «Лейла», 1994г.

Степанов В.Г. Психология школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 3-е изд.,перераб. И допл.-М.: Издательский центр «Акаждемия»,2001-336с.

Флоров Ю.И. Психология подростка М.: Российской педагогическое агенство,1997.-526с.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции.-СПб.:Питер,2008.-256с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).

Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2006г.

Влияние школьной тревожности на развитие самооценки учащихся четвертых классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, Кузнецова Е.Н: :https://cyberleninka.ru/articlr/n/vliyanie-stressovoy-situatsii-na-uspevaemost-uchaschihsya-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/viewer

Просмотров работы: 158