ВВЕДЕНИЕ
Проблема и актуальность исследования.
В шестом классе на уроках биологии мы приступили к изучению науки ботаника. Ботаника – наука о растениях. Для чего изучают ботанику? Для того чтобы познать законы жизни растений. Зная эти законы, человек сумеет наиболее полно и выгодно использовать растения на благо себе. Одна из актуальных тем изучения ботаники – это движение растений. Большинство людей далеких от ботаники считают, что растения не способны к движению: они в течение всей своей жизни растут на одном месте, не двигаются, никак не реагируют на изменения окружающей среды. На самом деле они находятся в непрерывном движении. Однако их движения очень медленны и поэтому не заметны. Несмотря на свою многовековую историю, наука ботаника по сей день не смогла раскрыть тайны многих явлений, происходящих в растительном мире. Одной из таких загадок природы является движение корней растений под воздействием внешних факторов. Корни растений являются органом поглощения воды и химических веществ из почвы, которые жизненно важны для роста растений. Поэтому в своей исследовательской работе мы решили экспериментально узнать направление движения корней растений под воздействием внешних факторов вода/влажность и химические вещества.
Ботаника приносит большую практическую пользу, зная как внешние факторы - вода и химические вещества воздействуют на направление движения корней растений дачники, сельхозпроизводители и др. могут правильно выбирать, места посадки растений, механизмы их полива, управлять их питанием - какие и как вносить удобрения, что позволит избежать лишних затрат и получить хороший урожай.
Объект исследования: движение корней растений
Предмет исследования: направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность, химические вещества
Цель исследования: изучить направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность, химические вещества
Задачи исследования:
Изучить литературу.
Разработать методику для проведения опытов.
Поставить опыты.
Выявить направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность, химические вещества.
Изучить полевые образцы корневых систем, сформированных под воздействием внешних факторов – вода и химические вещества, сравнить с опытными результатами.
Гипотеза: корни растений изгибаются и растут по направлению к нужным ему химическим веществам и воде/влажности, или от больших концентраций воды/влажности и опасных химических веществ.
Методы исследования: поисковый,эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ, полевой сбор
План работы:
Поиск информации.
Подготовка и проведение опытов.
Ведение наблюдений.
Фотографирование результатов наблюдений.
Анализ полученных результатов.
Собрать полевые образцы и провести анализ, сравнение.
Сделать выводы.
Подготовка к защите.
Территориальные и хронологические рамки исследования: г.Пермь, домашние лабораторные условия, сентябрь – октябрь 2021г.
Краткий литературный обзор: теоретическая основа исследовательской работы написана на основании материалов, размещенных в сети Интернет. Библиографический список приведен в конце работы.
Продукт практической части: авторская презентация
Научная новизна исследования заключается в том, что проведены эксперименты с использованием почвы; собраны и изучены полевые образцы корневых систем, сформированных под воздействием внешних факторов – вода и химические вещества, проведено сравнение образцов с полученными опытными результатами.
Практическая значимость работы заключается в том, что результатами нашей работы я могу поделиться с одноклассниками, выступить перед учащимися других классов, представить свою работу на научно-практической конференции. Работа может заинтересовать: дачников, сельхозпроизводителей, исследователей изученной нами темы, учителей биологии для углубленного изучения темы тропизмы.
Структура и объем работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографического списка, включающего пять наименований, приложения. Работа представлена на 26 страницах, включая текст, 36 рисунков, и 1 приложение.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Движения
У растений, бывают ростовыми и тургорными. Происходят под влиянием внешней среды, действующих направленно (тропизмы) или не направленно (настии); в основе тех и других лежит явление раздражимости. [2]
1.2 Тропизмы
Тропизмы – направленные ростовые движения (изгибы) органов растений, вызванные непосредственным односторонним воздействием определенных факторов внешней среды. В основе тропизмов лежит явление раздражимости. Тропизмы возникают под воздействием света (фототропизм), силы тяжести (геотропизм), влажности (гидротропизм), химических веществ (хемотропизм), тепла (термотропизм) и др. [3]
Если растение под влиянием раздражителя изгибается к источнику раздражителя, то это положительный тропизм, а если оно изгибается в противоположную сторону от раздражителя, то это отрицательный тропизм. [4]
1.2.1 Хемотропизм
Хемотропизм - изменение направления роста органов растения под влиянием химических веществ, действующих с одной стороны. Как и другие виды тропизмов, хемотропизм происходит вследствие неравномерного роста противоположных сторон органа. Многие вещества, стимулирующие в небольших концентрациях, вызывают положительный хемотропизм (рост органов в сторону химического раздражителя), в высоких концентрациях могут вызвать отрицательный хемотропизм (рост органов в сторону, противоположную раздражителю). [5]
1.2.2 Гидротропизм
Гидротропизм - (от Гидро... и греч. trópos — поворот, направление) изгибы растущих органов растений, в особенности корней, по направлению от менее влажной среды к более влажной. Благодаря гидротропизму при неравномерном распределении влажности в почве корни растений направляются в более влажные её участки. [1]
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В практической части мы провели эксперименты, полевой сбор, наблюдение, анализ, сравнение, подготовили работу к защите.
2.1 Эксперименты
Всего провели девять опытов, объединенных в две серии. В первой серии из пяти опытов изучали направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора – вода/влажность. Во второй серии из четырех опытов изучали направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - химические вещества.
2.1.1 Направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора – вода/влажность
Опыт 1.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора – вода/влажность
Материал и оборудование. Проросшие семена кукурузы (2 шт.),2 стеклянные банки, 2 стеклянные пластинки, крышка для банки, марля, нитки, вода, фотоаппарат.
Ход работы.
Каждую пластинку обернули марлей и обвязали ниткой. Под нитку прикрепили проростки семян кукурузы, направив корни вниз. На дно банок налили небольшое количество воды и опустили пластинки с проростками в наклонном положении, одну банку оставили открытой, другую закрыли крышкой. Оставили на два дня. Схема опыта - рис. 1, начало опыта – рис.2.
Рисунок 1. Схема опыта № 1 Рисунок 2. Начало опыта № 1
Результаты.
В открытой банке корни растут, плотно прилегая к марле, пропитанной водой (рис.3). В закрытой банке корни растут отвесно вниз (рис. 4).
Рисунок 3. Конец опыта № 1- Рисунок 4. Конец опыта № 1-
открытый стакан закрытый стакан
Выводы.
В закрытой банке влажность воздуха высокая, поэтому корни растут отвесно в соответствии с положительным геотропизмом. В открытой банке наблюдается положительный гидротропизм. Таким образом, направление роста корней происходит по направлению к наибольшему градиенту воды/влажности.
Опыт 2.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - вода/влажность
Материал и оборудование. 10 проросших семян пшеницы, 2 чашки Петри, 2 крышки, пластилин, вода, фотоаппарат.
Ход работы.
Плотно прикрепленным ко дну пластилиновым барьером разделили чашки на две части. На барьер положили проросшие семена пшеницы, слегка вдавили их в пластилин, чтобы при росте корня семена не сдвинулись с места. Корешки направили строго вдоль барьера. Затем создали различные условия увлажнения. В первой чашке (зеленый пластилин) влажность в левой и правой части одинаковая (вода налита в две половины). Во второй чашке (красный пластилин) воду налили только в одну половину, а вторую оставили сухой. Обе чашки накрыли крышками и поместили в теплое место на два дня. Схема опыта - рис. 4, начало опыта – рис.5.
Рисунок 4. Схема опыта № 2 Рисунок 5. Начало опыта № 2
Результаты.
Во второй чашке (красный пластилин) у трех из пяти семян пшеницы корни растут в направлении влажной зоны (по направлению к воде), два семени остались как в начале опыта – рост корней отсутствует (рис.6). В первой чашке (зеленый пластилин) все семена продолжили рост корней, большая часть корней растет в направлении от центра (рис.7).
Рисунок 6. Конец опыта № 2- Рисунок 7. Конец опыта № 2-
опытная чашка контрольная чашка
Выводы.
Опыт показал, что корни проявили положительный гидротропизм - направление роста корней происходит по направлению к наибольшему градиенту воды/влажности.
Опыт 3.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - вода
Материал и оборудование. Проросшие семена пшеницы (6 шт.), кукурузы (2 шт.), четыре прозрачных пластиковых стакана, земля, вода, 2 чашки Петри, фотоаппарат.
Ход работы.
Два прозрачных пластиковых стакана заполнили землей, предварительно в одном стакане на дне проделали несколько небольших отверстий. Высадили в них проросшие семена пшеницы. Далее поливали два растения по-разному: в стакане с отверстиями на дне – в чашку так, чтобы влажной была только нижняя часть земли, в другом стакане – под корешок так, чтобы влажной была только верхняя часть земли. Аналогичные действия проделали с семенами кукурузы. Опыт ликвидировали через четверо суток. Схема опыта - рис. 8, начало опыта 3.1 – рис.9, начало опыта 3.2 – рис.10.
Рисунок 8. Схема опыта № 3 Рисунок 9. Начало опыта № 3.1
Рисунок 10. Начало опыта № 3.2
Результаты.
Рисунок 11. Конец опыта № 3.1- Рисунок 12. Конец опыта № 3.1-
нижний полив верхний полив
В опыте 3.1: При нижнем поливе корни пшеницы направлены вниз стакана к отверстиям на дне – к более влажной почве (рис. 11). При верхнем поливе корни пшеницы располагаются в верхней части стакана, где находится более влажная почва (рис.12).
Рисунок 13. Конец опыта № 3.2- Рисунок 14. Конец опыта № 3.2-
верхний полив нижний полив
В опыте 3.2: Опыт показал разное развитие корневой системы у семян кукурузы при разных способах полива. При нижнем поливе развилось три зародышевых корня - главный и два боковых. Все корни направлены вниз по направлению к влажной почве (рис.13). При верхнем поливе – главный зародышевый корен (направлен вниз, изгибаясь) и множество коротких боковых корней (находятся в верхней части корневой системы) (рис.14). Изгибающийся главный зародышевый корень, растущий вниз, показывает поиск воды растением в более глубокой почве. Через короткие боковые корни растение питалось водой из верхней части увлажненной почвы.
Выводы.
Оба опыта показали, что корни растений растут по направлению к воде – более влажной почве, проявляя при этом положительный гидротропизм.
Опыт 4.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - вода
Материал и оборудование. Проросшие семена пшеницы, кукурузы, прозрачный пластиковый контейнер, земля, вода, фотоаппарат.
Ход работы.
Прозрачный пластиковый контейнер заполняем землей, высаживаем проросшие семена пшеницы у одной из сторон контейнера, оставляем на 2 дня. Поливаем небольшим количеством воды землю на противоположном конце контейнера. Затем высаживаем два семени кукурузы. Продолжаем полив в том же месте. Через 5 дней ликвидируем опыт, выкапываем саженцы. Схема опыта - рис. 15, начало опыта – рис.16.
Рисунок 15. Схема опыта № 4 Рисунок 16. Начало опыта № 4
Результаты.
Корни пшеницы и кукурузы растут по направлению к влажному участку почвы (рис. 17).
Рисунок 17. Конец опыта № 4
Выводы.
Корни проявили положительный гидротропизм.
Опыт 5.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора – вода
Материал и оборудование. Проросшее семя кукурузы из опыта № 8 (которое перестало расти в грунте, перемешанном с удобрением), прозрачный пластиковый стакан, земля, вода, чашка Петри, картон, фотоаппарат.
Ход работы.
В прозрачный пластиковый стакан разделили картоном на две части, на одной части дна стакана проделали небольшое отверстие для нижнего полива, насыпали землю, посадили семя кукурузы из опыта № 8 (которое перестало расти в грунте, перемешанном с удобрением). Поставили стакан в чашку Петри, ежедневно наливали в нее небольшое количество воды. Вели наблюдение, фотографировали. Схема опыта - рис.18, начало опыта – рис.19.
Рисунок 18. Схема опыта № 5 Рисунок 19. Начало опыта № 5
Результаты.
Семя кукурузы из опыта № 8 (которое перестало расти в грунте, перемешанном с удобрением) в созданных в этом опыте условиях стало расти – наблюдается рост корней и стебля. Корни растут в той части стакана, где на дне сделано отверстие и через него производился полив - у дна стакана влажная почва. Во второй части стакана - «сухой почвы» рост корней не наблюдается (рис.20).
Рисунок 20. Конец опыта № 5
Выводы.
Корни растут по направлению к влажной почве, проявляя положительный гидротропизм. В опыте № 8 избыток удобрения в почве мешал корням и стеблю расти. В этом опыте были созданы другие условия – простая почва и полив, и растение стало расти – наблюдался рост корней и стебля. В данном опыте для роста растения были созданы более благоприятные условия – воздействие иных внешних факторов, способствующих росту.
2.1.2 Направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора – химические вещества
Опыт 6.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - химические вещества
Материал и оборудование. 12 проросших семян пшеницы, 3 чашки Петри, 3 крышки, пластилин, химические вещества - соль, сахар, удобрение «Здравень Турбо», вода, марля, фотоаппарат.
Ход работы.
В центре чашек Петри уложили кольца пластилина, тщательно прикрепив ко дну чашки (чтобы предотвратить вытекание раствора) и разложили на нем проросшие семена пшеницы, слегка вдавили их в пластилин, чтобы при росте корня семена не сдвинулись с места. Корешки направили строго вдоль барьера. Чашки накрыли крышками, в которые вложили увлажненную марлю. В углубления налили исследуемые растворы, подписали чашки. Вели наблюдение, фотографировали. Через 4 суток ликвидировали опыт. Схема опыта - рис. 21, начало опыта – рис.22.
Рисунок 21. Схема опыта № 6
Рисунок 22. Начало опыта № 6
Результаты.
Чашка с раствором удобрения: У всех четырех семян пшеницы часть корней росла в сторону с раствором, а часть от раствора (рис. 23 «удобрение»).
Чашка с раствором сахара: Корни всех четырех семян пшеницы изогнулись и росли в сторону углубления с раствором (рис.23 «сахар»).
Чашка с раствором соль: Корни всех четырех семян пшеницы изогнулись в сторону от раствора и остановились в росте (рис.23 «соль»).
Рисунок 23. Конец опыта № 6
Выводы.
В чашке с раствором удобрения корни проявили как положительный, так и отрицательный хемотропизм, растения регулируют необходимое им для роста количество химических элементов. В чашке с раствором сахара корни проявили положительный хемотропизм. В чашке с раствором соли корни проявили отрицательный хемотропизм. Солевой раствор вызвал отравление и гибель растений. Таким образом, корни растений изгибаются и растут по направлению к нужным ему химическим веществам и от больших концентраций опасных для него химических веществ.
Опыт 7.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - химические вещества
Материал и оборудование. Проросшие семена кукурузы, пластилин, 2 чашки Петри, 2 крышки, марля, вода, химические вещества – удобрение (FERTIKA leafpower универсальное), соль, сахар, фотоаппарат.
Ход работы.
В чашки Петри уложили пластилин по всему периметру. Сделали два углубления. В углубления налили исследуемый раствор (1 – вода с удобрением, 2 – вода с сахаром, 3 – вода с солью), подписали чашки. Выложили на пластилине проросшие семена кукурузы, слегка вдавили их в пластилин, чтобы при росте корня семена не сдвинулись с места. Корешки направили в сторону исследуемого раствора. В крышки вложили увлажненную марлю и накрыли ими чашки. Вели наблюдение, фотографировали. Через 4 суток ликвидировали опыт. Схема опыта - рис. 24, начало опыта – рис.25.
Рисунок 24. Рисунок 25. Начало опыта № 7
Схема опыта № 7
Результаты.
Рисунок 26. Конец опыта № 6 - Рисунок 27. Конец опыта № 6 -
Чашка с семенами 1 и 2 Чашка с семенами 3 и 4
Семя кукурузы 1: Первый корень (главный зародышевый) рос по направлению к углублению с водой. Второй корень (боковой зародышевый) появился через трое суток, изогнулся по направлению к углублению с водой и стал расти к нему. Достигнув углубления с водой, корень продолжил рост по углублению и далее. Через трое суток появился и стал расти стебель (рис. 26).
Семя кукурузы 2: Через 10 часов корень изогнулся, сменил направление роста – от углубления с сахаром и стал расти по направлению к углублению с водой, достигнув его через четверо суток. Роста стебля и других корней во время опыта не наблюдалось (рис. 26).
Семя кукурузы 3: Корень, изгибаясь, растет по направлению к углублению с удобрением. Роста стебля и других корней во время опыта не наблюдалось. Достигнув углубления с раствором удобрения, корень прекратил дальнейший рост (рис.27).
Семя кукурузы 4: Корень, изгибаясь, рос сначала по направлению к углублению с раствором с солью, а затем вдоль углубления. На третьи сутки появились еще два корня и стали расти в противоположном направлении от раствора. Также наблюдался рост стебля (рис.27).
Выводы.
Оба корня семян кукурузы 1 проявили положительный гидротропизм. При изгибе корень семени кукурузы 2 проявил отрицательный хемотропизм, при дальнейшем росте - положительный гидротропизм. Корень семени кукурузы 3 проявил положительный хемотропизм. Корни семени кукурузы 4 проявили отрицательный хемотропизм. Корни одного и того же вида растения выбирают в каком направлении им расти, в зависимости от нужных ему химических элементов, могут замедляться в развитии при их большой концентрации.
Опыт 8.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - химические вещества
Материал и оборудование. Проросшие семена кукурузы, 3 прозрачных пластиковых стакана, земля, удобрение (FERTIKA leafpower универсальное),
соль, фотоаппарат.
Ход работы.
В первый пластиковый стакан насыпали немного земли, положили удобрение и снова насыпали землю, посадили проросшее семя кукурузы. Во второй пластиковый стакан насыпали немного земли, положили соль и снова насыпали землю, посадили проросшее семя кукурузы. Для третьего стакана перемешали землю с удобрением и насыпали в стакан, посадили проросшее семя кукурузы. Оставили на четыре дня. Вели наблюдение, фотографировали. Схема опыта - рис.28, начало опыта – рис.29.
Рисунок 28. Схема опыта № 8
Рисунок 29. Начало опыта № 8
Результаты.
При локальном расположении соли в почве: все корни изогнулись и растут в направлении от химического вещества – соль (рис.30).
При перемешанном удобрении со всей почвой: главный зародышевый корень и четыре боковых зародышевых корня остановились в развитии, стебель, появившийся из почвы, также перестал расти (рис.31).
При локальном расположении удобрения в почве: корни растут по направлению к удобрению (рис.32).
Рисунок 30. Конец опыта № 8 – соль локально Рисунок 31. Конец опыта № 8 –
удобрение перемешанное
Рисунок 32. Конец опыта № 8 – удобрение локально
Выводы.
При локальном расположении соли в почве корни проявили отрицательный хемотропизм. При локальном расположении удобрения в почве корни проявили положительный хемотропизм. Опыт показал, что корни растений могут менять направление роста в зависимости от расположения в почве нужных для его роста химических веществ или расти от опасных для него химических веществ. Неправильное внесение удобрений (химических веществ) в почву сказывается на росте растений – рост замедляется или растение погибает.
Опыт 9.
Цель. Выяснить направление движения корней растений под воздействием внешнего фактора - химические вещества
Материал и оборудование. Проросшие семена кукурузы, чашка Петри, крышка, пластилин, химическое вещество - удобрение (FERTIKA leafpower универсальное), вода, марля, фотоаппарат.
Ход работы.
В центр чашки Петри уложили кольцо пластилина, тщательно прикрепив ко дну чашки (чтобы предотвратить вытекание раствора) и разложили на нем наклюнувшиеся семена кукурузы, слегка вдавили их в пластилин, чтобы при росте корня семена не сдвинулись с места. Корешки направили строго вдоль барьера. Чашку накрыли крышкой, в которую вложили увлажненную марлю. В углубление налили исследуемый раствор (вода с удобрением). Вели наблюдение, фотографировали. Через 4 суток ликвидировали опыт. Схема опыта - рис. 33, начало опыта – рис.34.
Рисунок 33. Схема опыта № 9 Рисунок 34. Начало опыта № 9
Результаты.
Рисунок 35. Конец опыта № 9
Семя кукурузы 1: пустило наибольшее количество корней – один зародышевый и 3 боковых. Два корня растет в сторону с раствором, и два от раствора (рис.35 – 1).
Семя кукурузы 2: пустило два корня – один зародышевый и один боковой. Все корни растут в сторону к раствору (рис.35 – 2).
Семя кукурузы 3: пустило один зародышевый корень. Корень изогнулся и стал прорастать в пластилин (рис.35 – 3).
Выводы.
Корни семени кукурузы 1 проявили как положительный, так и отрицательный хемотропизм. Корни семени кукурузы 2 проявили положительный хемотропизм. Корень семени кукурузы 3 проявил отрицательный хемотропизм. Таким образом, растения регулируют необходимое им для роста количество химических элементов.
2.2 Изучение полевых образцов корневых систем, сравнение с опытными результатами
После изучения направления роста корней в лабораторных условиях решили изучить направления роста корней в природе. Для этого выбрали один вид растения, собрали полевые образцы его корневых систем, сформированных под воздействием внешних факторов – вода и химические вещества, сравнили корневые системы образцов между собой и с полученными опытными результатами.
Материал: клён ясенелистный
Образцы: собрали четыре образца – см. рисунок 36.
Рисунок 36. Образцы 1-4
Анализ, сравнение: все четыре образца имеют стержневую корневую систему, разной степени развития и направления роста основного корня и боковых. У каждого образца сформировалась своя корневая система под воздействием внешних факторов – влажность почвы (вода) и расположение химических веществ. Исходя из результатов проведенных нами опытов, в особенности № 3 и № 7, сравнив результаты опытов и образцы, можно сделать следующие выводы:
образец 1 и образец 3 – наибольший градиент влажности и химические элементы располагались в верхних слоях почвы (боковые корни находятся в верхней части корневой системы);
образец 2 – наибольший градиент влажности располагался в нижнем слое почвы (боковые корни короткие, практически отсутствуют, основной корень стремится вниз в поисках воды);
образец 4 – и в верхней и нижней части почвы был практически одинаковый градиент влажности (боковые корни ветвятся по всему основному корню). Образцы наглядно показывают нам гидротропизм и хемотропизм корней растения в разных условиях.
2.3 Подготовка работы к защите
На основе материалов исследования подготовили презентацию и текст выступления (Приложение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале работы мы поставили цель изучить направление движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность, химические вещества. В ходе исследовательской работы мы изучили литературу по данной теме, разработали методики и провели опыты. Благодаря поставленным опытам выявили направления движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность и химические вещества. Получили, что корни растений изгибаются и растут по направлению к нужным ему химическим веществам и воде/влажности, или от больших концентраций воды и опасных химических веществ. Собрали и изучили полевые образцы корневых систем, сформированных под воздействием внешних факторов – вода и химические вещества, сравнили их с опытными результатами. Полевые образцы наглядно показали нам явление гидротропизма и хемотропизма корней растения в разных полевых условиях. Полученные нами опытные результаты помогли в изучении полевых образцов. Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении проявлений гидротропизма и хемотропизма растений в полевых условиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гидротропизм — Большая советская энциклопедия (gufo.me) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse/Гидротропизм (дата обращения: 14.10.2021г.)
Движения — Биология. Современная энциклопедия (gufo.me) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/biology_modernenc/движения (дата обращения: 14.10.2021г.)
Тропизмы — Биология. Современная энциклопедия (gufo.me) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/biology_modernenc/тропизмы (дата обращения: 14.10.2021г.)
Тропизмы — Википедия (wikipedia.org) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru/wikipedia.org/wiki/Тропизмы (дата обращения: 14.10.2021г.)
Хемотропизм — Большая советская энциклопедия (gufo.me) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse/Хемотропизм (дата обращения: 14.10.2021г.)
Приложение
Авторская презентация
Авторская презентация «Изучение направления движения корней растений под воздействием внешних факторов - вода/влажность, химические вещества» на электронном носителе.