Тенёта и лабиринты против площадей и залов

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тенёта и лабиринты против площадей и залов

Петухова В.В. 1
1МБОУ Школа №40 г.о. Самара
Налейкина С.П. 1
1МБОУ Школа №40 г.о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный человек живет в постоянно изменяющемся мире. Его окружает огромное количество нужной и ненужной ему информации, которая вращается вокруг него с немыслимой скоростью; он каждый день погружен в гущу сотен событий, перемен, новостей, бешеного темпа… Человеку, чтобы осознать, осмыслить все это, необходимо найти точку опоры, островок, где можно передохнуть. Одной из таких точек опор является архитектура! Во все времена здания, которые всегда окружают человека, не так уж важно, низкие они или слишком высокие, фокусируют на себе все взгляды, притягивают все искушенные и не очень взоры, и темп жизни немного замедляется или ускоряется.

Архитектор, который создает архитектурно-пространственную среду, должен понимать эти отношения между людьми и зданиями, между зданиями и окружающей их средой, и связывать здания и пространства между ними с человеческими потребностями. Важное значение будут иметь свет и цвет, геометрия и планировка этих пространств[1].

Пространство простое, огороженное, не слишком большое, понятное человеку может дать ему ощущение дома, уюта – чувство покоя и защищенности. Пространство большое, огромное, открытое может привести человека к чувству свободы, простора; если оно еще и очень высокое – грандиозности, монументальности, полета… Это могут быть залы, площади, павильоны, парки, дворцы.

Актуальность: если пространство сложное, переплетающееся, узорчатое, замысловатое, но не очень крупное – может возникнуть чувство непознанного, загадки, рождающей восхищение, а если оно еще и очень большое – то чувство грандиозности, масштабности, монументальности, величественности, иногда – контрастности. В пример можно привести совершенно невероятные современные здания очень сложной конфигурации и объема, и в них, я думаю, не всем и уютно-то будет!

Объект исследования: простые и сложные здания и сооружения.

Предмет: систематизация предпочтений людей при выборе зданий для комфортного проживания.

Очень хотелось понять проблему, можно ли как-то систематизировать представления людей о том, в каком здании им находиться предпочтительнее. Отсюда цель исследовательской работы: изучение взаимосвязи характера человека и окружающего его архитектурного пространства.

Жилое пространство соответствует нашей индивидуальности, общественное пространство создает впечатление, но с нашей индивидуальностью не связано.

Задачи:

Предположительно описать различные типы архитектурного пространства (тенета и лабиринты, залы и площади);

Проанализировать примеры с разными подходами, обнаружив в них эти типы пространств;

Предположить возможный тип личности, который соответствует найденным, при этом уточнив – постоянная черта характера или сиюминутное настроение будет главным в данном случае.

Сделать вывод о соответствии типа пространства и характера человека (речь о приватном и общественном).

Гипотеза: Если точно знать, какому человеку подходит то или иное пространственное сооружение, то его нахождение в нем позволит улучшить качество его жизни?

Методы исследования: исследование истории возникновения простых и сложных архитектурных сооружений, исследование истории строительства простых и сложных зданий, исследование типов личности согласно теории МакКрае и Коста, социологический опрос учащихся, исследование чувств и эмоций респондентов.

Глава 1. Теоретическое исследование. Простые и сложные архитектурные сооружения.

1.1. Тенета и лабиринты – сложные архитектурные конструкции.

Тенёта - паути́на — ловчая сеть паука, которая после выделения застывает в форме нитей; по химической природе это белки. У древних народов в Европе паук – зловещий символ алчности и хитрости, в Азии паук - мудрость, созидание, богатство и удача, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как божественный дар.

Тенета – это более долговечные и грандиозные сооружения пауков. Их форма загадочна и непонятна, но если приглядеться, то поражает, насколько она будет математически правильной. В нашей работе слово «Тенета» используется как метафора рукотворного пространства высокой сложности, для восприятия которого требуется время и усилие, вызывающее интерес и ощущение погружения в тайну.

Лабири́нт, как и паутина – какая-либо структура в двухмерном или трёхмерном пространстве, состоящая из запутанных путей к выходу или в тупик.

У древних  лабиринт – это обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану с целью запутать и не дать выхода человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход. В античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе. Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нём дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружён в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома.

«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть, и, может быть, даже после смерти, прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит последний лабиринт». Мифологическое избавление Тесея из лабиринта символизировало его второе рождение, избавление от смерти.

В средние века лабиринты были использованы церквями христианского мира для того, чтобы показать жизнь христианина в рамках канонов мифологии, придуманной древними египтянами. Они использовались также для инсценировки походов крестоносцев на Иерусалим. Достичь центра лабиринта означало достичь Иерусалима и добиться спасения. Для религиозных людей лабиринт – это дорога, ведущая к раскаянию; чтобы получить прощение грехов, по ней нужно было проползти на коленях, или, если это было ритуальное шествие по этой дороге, то оно заменяло паломничество в Святую землю[3].

В общем, в представлениях людей это что-то мифическое, страшное и запутанное. Пауки, тенета, лабиринты – загадка, мистика. Существование человека в таком пространстве – это приключение, путешествие, исследования и открытия.

1.2. Площади и залы – простые легковоспринимаемые и познаваемые

архитектурные сооружения.

Зал (за́ла) или холл  — большое, как правило, крытое помещение, и площадь — открытое пространство, входящее в систему пространства населённых пунктов, предназначенное для какой-либо цели.

Дворец, палаццовилла, замок, отель, усадебный дом – все имели залы. Зальным называется пространство, имеющее примерно равные размеры в высоту, длину и ширину.

Зал – это что-то великолепное, огромное, шикарное. Вот цитаты из русской классики со словом «зал»: «В приемных комнатах господского дома в выжидательном молчании сидели старшие служащие. В громадной зале был сервирован стол для обеда, а на хорах гудела разноязычная толпа приезжих музыкантов, приготовившихся встретить гостей торжественным тушем». Мамин-Сибиряк Д. Н., Горное гнездо, 1884.

Залы в истории архитектуры строили в качестве парадных, представительских помещений, которые должны создавать особенно торжественное впечатление, например приёмный зал городского магистрата, ратуши, биржи. Классический пример: зал Ратуши в Амстердаме, позднее получившей название Королевского дворца.

Площадь — открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. Предшественниками городских площадей были парадные дворы дворцовых и храмовых комплексов древнего мира. Древнегреческая агора и древнеримский форум имели прямоугольный план и замкнутую периметрическую застройку. Торговые площади европейских городов XII — XIV вв. выглядели так же. В эпоху Возрождения создавались площади с очертаниями правильной геометрической фигуры (прямоугольник, трапеция); в эпоху барокко появились площади многоугольные, круглые и других сложных очертаний. В русских средневековых городах большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные площади, а с XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией[3]. Залы и площади – олицетворение величия, свободы, красоты, простора.

Человек, находящийся в таком пространстве, сразу с первого взгляда понимает его структуру и геометрию, легко в нем ориентируется. Внимание человека сосредотачивается не на исследовании пространства, а на событиях, происходящих в нем и на форме самого этого пространства – его масштабе, образе.

Глава 2. Практическая часть. Выбор простых и сложных зданий.

2.1. Дома простые.

Здание 1. Икс-Дом (X House) архитекторов Адриана Морено и Марии Саманьего в Кито, Эквадор (рис.1, 2).

Рис. 1. Икс-Дом (X House). Экстерьер здания

Рис. 2. Икс-Дом (X House). Интерьер здания

Архитекторы этого дома Адриана Морено и Марии Саманьего хотели построить себе такой дом, который станет базовым для постройки в Кито. Его размеры и планировку можно будет легко менять в зависимости от запросов и возможностей заказчиков.

Основной материал – это стекло, так как климат в этой стране очень теплый. Конструктивная схема проста: металлический каркас, бетонный фундамент и монолитные перекрытия[2].

Здание 2. Дом Мельникова К.С.

Константин Мельников являлся одним из самых признанных архитекторов 20-х годов 20 века не только в СССР, но и во всем мире. Он жил с семьей в коммунальной квартире, и Моссовет выделил ему землю и кредит на постройку собственного дома и мастерской. В 1927 году Константин Степанович начал строить круглый дом, чтобы затем воплотить в жизнь идею секционных цилиндрических домов-коммун, цилиндр дает наибольшую площадь здания за счет отсутствия углов. Дом стоил достаточно дешево, так как архитектор использовал кирпичную «сетку», заполненную гексагональными окнами, что дало прекрасное естественное освещение. Удивительно также то, что со строительства дома не было вывезено ни одной тачки мусора, все было использовано в дело. В 2006 году дом-мастерская К. С. Мельникова был включён Список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения[3].

Здание 3. «Черная вилла»

Этот очень интересный особняк расположен в государственном парке Гарримана, в штате Нью-Йорк, его главный архитектор - Реза Мохташами. Он еще в стадии строительства.

Уникальный черный дом, вписанный в природный ландшафт. Дом семейный, окруженный вековыми деревьями и множеством озер и ручейков. На крыше у него – живое зеленое покрытие. Прозрачные стены позволяют слиться с природой, а простые черные, серые и белые цвета интерьера дополняют картину спокойного семейного отдыха[4].

2.2. Дома сложные

Здание №4. ОтельMorpheus

s

Morpheus — пятая башня игорно-гостиничного комплекса City of Dreams, в ней соединились геометрические и биоморфные черты. Фасад оплетает сетчатая структура - как экзоскелет. Постройка эта - прямоугольный объем со сквозным центром, причем два корпуса соединяются друг с другом тремя «мостами», формирующими пустоты разного размера и формы. Такая конструкция позволяет увеличить число номеров. А в подвесных галереях расположены общественные зоны для постояльцев и гостей. Площадь отеля — 150 000 кв. м. На 40 этажах - номера, рестораны, магазины, казино, спа-центр и бассейн под открытым небом на верхнем этаже[5]. 

Здание №5. Оперный театр Гуанчжоу

В 2005 году архитектор Заха Хадид одержала победу в конкурсе на лучший театр. Она разработала футуристическую концепцию театра. Внешне здание должно был полностью гармонировать с урбанистическим пейзажем. Фасады были выполнены в виде крупных галек, перетекаемых одна в другую, и это позволило строить по-новому при возведении театров подобного рода.

Внутри театра - уникальная акустическая система, ярусный потолок, имитирующий звездное небо, дополнительные световые эффекты– все это привлекает внимание мировых звезд оперы и балета. Всего в нем находятся два больших зала, сделанные из стекла и металла[6].

Здание №6. Московский международный деловой центрМосква-сити.

Вот уже 30 лет на левом берегу Москвы-реки возвышается наиболее грандиозное архитектурное сооружение в истории России. Один из самых масштабных градостроительных проектов, которые реализуются в России за последние десятилетия. Небоскребы на Пресненской набережной занимают территорию площадью 60 га.
Город в городе, который функционально
объединяет административно-деловой центр, торговые площади и жилые дома. Проект все время меняется, и уже лишился многих знаковых объектов, запланированных архитекторами изначально.

Сегодня «Москва-Сити» - сложившийся деловой район со своей идеологией, культурой и особой средой, требующей внимательного отношения[3].

2.3. Исследование типов личности согласно теории МакКрае и Коста.

Какие основные типы личности человека существуют?

В настоящее время в психологии лидирует модель Р. МакКрае и П. Коста (1992), известная как «Большая пятёрка». Согласно данной модели, любого человека можно охарактеризовать с помощью пяти личностных факторов, которые, в свою очередь, подразделяются на субфакторы или грани личности.

1- Экстраверсия — Интроверсия

Эта черта или тип личности связаны с общительностью. 

Экстраверты характеризуются ассертивным поведением, они разговорчивывеселы и в целом оптимистичны. Они, как правило, авторитарны, обладают хорошо развитыми социальными навыками и отличным чувством юмора, им нравится говорить.

Экстраверты обычно окружены другими людьми. У них множество друзей и знакомых, поскольку они стараются избегать одиночества и излучают позитивные эмоции. Для них характерна общительность, душевность, положительный эмоциональный настрой.

Интроверты наоборот, застенчивы, отстранены и пугливы. Им сложно выстраивать отношения, так как будучи эмоционально неуверенными в себе людьми, они испытывают волнение и тревожность в социальных отношениях. Иногда они даже могут казаться недружелюбными. Они стараются избегать или с трудом переносят различные социальные мероприятия, например, вечеринки и праздники.

2- Нейротизм (невротизм) или эмоциональная неустойчивость — Эмоциональная стабильность

К личностям невротического типа относятся люди, испытывающие негативные эмоции, такие, как страх и гнев, тревожность и нервозность. Для них характерны негативные мысли. Они импульсивны и могут участвовать в рискованных мероприятиях, поскольку постоянно находятся в поиске сильных эмоций. Люди, обладающие высокой степенью невротичности, более критичны по отношению к себе и своей работе, они дольше переживают стресс. Но невротик — это не человек с психическим заболеванием, это черта характера, которая присуща всем психически здоровым людям.

На противоположной стороне находятся надёжные, сильные и спокойные личности. Они с твёрдостью принимают сложные ситуации и умеют держать удар.

3- Уживчивость — Обособленность

Личности уживчивого или дружелюбного типа — альтруисты, добрые, щедрые, внимательные, способные к состраданию, искренние, готовые помочь и поддержать. Для них характера доверчивость, прямота, отзывчивость.

Личности обособленного типа обладают низкой уживчивостью, эгоцентричны и склонны к конкуренции. Обычно они несговорчивы, недоверчивы, грубы, не любят быть в коллективе, не склонны к сочувствию.

4- Ответственность — Отсутствие самоконтроля

Личности ответственного типа обладают жёстким менталитетом, они руководствуются правилами и обязанностями. Они скрупулёзны, пунктуальны и амбициозны. Обычно они не склонны к спонтанности и могут быть скучными. Для них характерна организованность, добросовестность, компетентность, любовь к порядку, самодисциплина.

Противоположны им люди безответственного, жизнерадостного и спонтанного типа. В ряде случаев они могут быть ленивы и обладать слабой силой воли.

5- Окрытость опыту и интеллект — Консервативность

Речь идёт о критическом мышлении. Эта черта — открытость опыту — демонстрирует, насколько человек оригинален, открыт ко всему новому, насколько широк круг его интересов, а также какова его готовность к риску.

Открытые опыту люди любят спорить, задавать вопросы, у них есть собственные ценности и точка зрения. Они, как правило, оригинальны, интеллектуальны и артистичны. У людей данного типа хорошо развито воображение, они любознательны и независимы. У них хорошо развита фантазия, они открыты к новым идеям и готовы действовать.

Противоположный тип — люди-консерваторы, с обычным поведением, предпочитающие стабильность и семейные ценности[7].

Вот результаты обследований некоторых респондентов:

Респондент 1, 11а класс

Психологический портрет личности

Первый фактор

Экстраверсия

Интроверсия

58 баллов

Общительный, очень любит раз­влечения и коллективные меро­приятия, ощущает потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, иногда стремится к праздности и развлечениям, умеет утруждать себя работой или учебой, иногда тяготеет к острым, возбуж­дающим впечатлениям, но редко действует импульсивно, не­обдуманно, по первому побужде­нию.

Экстраверты опти­мистичны и любят перемены. Ослаблен контроль над чув­ствами и поступками, поэтому они склонны к вспыльчивости и агрессивности.

В работе, как правило, ориенти­рованы на скорость выполнения за­дания, от однообразной деятельно­сти у них быстрее развивается со­стояние монотонии. Экстраверты предпочитают работать с людьми.

В деятельности экстраверты бы­стрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше вы­полняют трудные задания в ситуа­ции дефицита времени.

Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Очень чувствительны к поощрению.

Второй фактор

Привязанность (доброжелательность)

Обособленность

51 балл

Позитивное отношение человека к людям.

Такие лица испытывают потреб­ность быть рядом с другими людь­ми. Как правило, это добрые, от­зывчивые люди, они хорошо пони­мают других людей, чувствуют личную ответственность за их бла­гополучие, терпимо относятся к не­достаткам других людей.

Умеют сопереживать, поддержи­вают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за об­щее дело, добросовестно и ответст­венно выполняют взятые на себя поручения.

Взаимодействуя с другими, та­кие люди стараются избегать раз­ногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудни­чать с людьми, чем соперничать.

В группе такие люди, как пра­вило, пользуются уважением.

Третий фактор

Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

67 баллов

Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в дея­тельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они при­держиваются моральных принци­пов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и со­блюдают их даже тогда, когда нор­мы и правила кажутся пустой фор­мальностью.

Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению обще­человеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Им достаточно трудно дать волю чувствам.

Четвертый фактор

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

42 баллов

Средние значения по этому фактору характеризуют лиц, не всегда способных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как уклонение от реальности, капризность. Такие люди иногда чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Его поведение во многом обусловлено ситуацией. Они часто ожидают неприятностей, в случае неудачи могут впасть в отчаяние и депрессию.

Пятый фактор

Открытость опыту (экспрессивность)

Практичность

56 баллов

Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реа­листично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи.

Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он прояв­ляет постоянство своих привычек и интересов.

Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпо­читает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он не­сентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор.

Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логиче­ской меркой, ищет рациональных объяснений и практической вы­годы.

Респондент 1–экстраверт, доброжелательный, со средним самоконтролем поведения, эмоционально не всегда устойчив, практичный.

2.4. Социологический опрос учащихся 10-11 классов.

Мы опросили 16 респондентов, попросив их ответить на 2 вопроса:

Опишите свои эмоции, чувства, ассоциации при виде 3 простых и 3 сложных зданий.

Выберите здание, в котором вы хотели бы жить и объясните почему.

Вот ответы учащихся:

Респондент 1

Здания №1 - открытое, везде окна, прекрасный вид, нравится, очень хотел бы в нем жить.

Здание №2 – похоже на амбар, не нравится.

Здание №3 - очень интересное здание. В нем можно играть в «Мафию».

Здание №4 –похоже на триумфальную арку, внутри как в тюрьме, некомфортно.

Здание №5 – похоже на космический корабль, или ледовый дворец, или метро, очень комфортное.

Здание №6 – очень интересное место. Ощущаю себя в Эмиратах.

Респондент 2

Здания №1 – нравится стиль, дизайн, но жить бы не стал, похоже на коробку.

Здание №2 – похоже на ресторан, пусто, не нравится.

Здание №3 – дом в лесу, интерьер в природе, жил бы, сидел бы спокойно около камина и радовался жизни.

Здание №4 – необычное здание, страх высоты, жить бы не хотел.

Здание №5здание красивое, большое, похоже на корабль.

Здание №6 – слишком все большое, нет домашнего уюта.

Респондент 3

Здание №1 – нравится свобода.

Здание №2 – не нравится, странное здание.

Здание №3 –очень нравится, красивое место, хотел бы там жить.

Здание №4 – не нравится, здание красивое, но напоминает тюрьму.

Здание №5 –нравится величина, освещение, красивый дизайн.

Здание №6 – нравится.

Респондент 4

Здания №1 – нравится, чувствуешь свободу, хорошо освещаемая местность.

Здание №2 – нравится, внутри необычно.

Здание №3 -солидное, красивое здание, для жизни все есть, хотел бы в нем жить.

Здание №4 – выглядит старовато, но внутри очень красиво, впечатляет.

Здание №5очень красивое, похоже на корабль или торговый центр.

Здание №6 – красивое, впечатляет очень.

Респондент 5

Здания №1 – неприятие, нет личного пространства.

Здание №2 – дом похож на корабль, чувствуется свобода и вдохновение, хотела бы в нем жить.

Здание №3 - очень нравится, жила бы в этом доме.

Здание №4 – неприятно, напоминает пещеру, неуютно.

Здание №5 –смешанные чувства, растерянность.

Здание №6 – здания вызывает восхищение.

Респондент 6

Здания №1 – здание неуютное, неудобное, нет стен, мало окон, слишком открыто.

Здание №2 – не нравится, круглое и неудобное.

Здание №3 -очень красивый и уютный дом, с красивым видом, хотела бы в нем жить.

Здание №4 – не нравится, слишком большое здание.

Здание №5 – красивое и большое здание, только для отдыха, но много стекла.

Здание №6 – Слишком огромные, не нравятся.

Респондент 7

Здания №1 – не хотела бы там жить. Подойдёт людям спокойным, которые любят открытость.

Здание №2 – не хотела бы жить. Подойдёт человеку творческому, в котором живёт как бы несколько личностей, т. е. человеку очень разносторонему.

Здание №3 - дом красивый, необычный, стильный, практичный и полностью соответствует моим вкусам. Я бы там определённо жила.

Здание №4 – тоже не хотелось бы жить там. Даже не знаю, какому человеку подойдёт.

Здание №5 – подойдёт человеку, любящему масштаб.

Здание №6 – красивое место, побывать я там хотела бы, но жить - нет. Слишком "людно", нет домашнего уюта.

Респондент 8

Здания №1 - слишком открытое, углы заостренные, не нравится.

Здание №2 – дом из страшилок, окна похожи на глаза у пауков, тесно, мало освещения, не нравится.

Здание №3 -просторное, светлое, нравится природа и бассейн, все шикарно, но наводит тоску.

Здание №4 – снаружи не нравится, в цепях, внутри темно, не нравится.

Здание №5 – нравится дизайн, просторно, светло, хорошее освещение.

Здание №6 – нравятся небоскребы, смотреть на все с высоты.

Респондент 9

Здания №1 – не нравятся панорамные окна, но нравится интерьер, свет.

Здание №2 – нравится, что в маленьком здании умещается много предметов, но фасад вызывает тревогу.

Здание №3 –от здания веет спокойствием и уютом. Оно для спокойной жизни с семьей.

Здание №4 – корабль с рыболовными сетями; дизайн нравится, но пугают размеры.

Здание №5 нравится современный дизайн, не нравятся огромные размеры, значимость личности теряется.

Здание №6 – здания впечатляют величием и дизайном, но гормадные размеры не нравятся.

Респондент 10

Здания №1 – необычное здание, много света, но места мало.

Здание №2 – нравится, что много комнат, хотел бы в нем жить.

Здание №3 - очень интересное здание, хотел бы его посетить.

Здание №4 – хотел бы в нем побывать.

Здание №5 – не нравится интерьер

Здание №6 – красивое, хотел бы его посетить.

Респондент 11

Здания №1 – нравится стилистика дома, но слишком открыт.

Здание №2 – не нравится, надуманно, необычно.

Здание №3 -нравится цвет, интерьер, стилистика, местность; хотела бы в нем жить.

Здание №4 – оригинальное, нестандартное здание, жить бы в нем не хотела.

Здание №5 –необычное здание, хотелось бы в нем побывать, так как могут вдохновить фигуры и цветовые решения этого дома.

Здание №6 – здание может вдохновить, но жить в нем бы не хотела.

Респондент 12

Здания №1 – здание красивое, на душе легко, свободно.

Здание №2 – конструкция дома не нравится, интерьер красивый, но не практичный.

Здание №3 - дом в лесной зоне очень успокаивает, подходит и для самореализации, и для отдыха.

Здание №4 – дом находится в благоприятном для работы месте, нравится стиль.

Здание №5 дом не нравится, можно устраивать мероприятия, но не жить.

Здание №6 – красиво, современно, но не нравится, что это мегаполис, нельзя открыть окно.

Респондент 13

Здания №1 – здание красивое, но не практичное. Вызывает чувство отвращения, похоже на коробку.

Здание №2 – ужасное, некрасивое здание; ночью будет в нем страшно спать.

Здание №3 - красивое и современное здание, мечта, а не дом: вдали от людей.

Здание №4 – напоминает холодильник. Снаружи красивое, но я бы там не жил, много людей.

Здание №5 –красивое, просторное, современное здание, вызывает эйфорию, напоминает космический корабль.

Здание №6 – красивые небоскрёбы, жить там было бы комфортно, но дорого.

Респондент 14

Здание №1 – слишком открытое, маленькое.

Здание №2 – не нравится, похоже на улей.

Здание №3 - нравится, тихо, спокойно, для души, жила бы в нем.

Здание №4 – красивый дом внутри, очень все по-царски, снаружи мрачно.

Здание №5не нравится, открытое, квадратное, только для занятий.

Здание №6 – нравится, хотела бы там жить.

Респондент 15

Здания №1 – слишком открытое, некомфортно.

Здание №2 – внешний вид привлекает, внутри светло, похоже на музей.

Здание №3 - внешне привлекает своей загадочностью, черным цветом, внутри уютно.

Здание №4 – внешне похоже на триумфальную арку, внутри уютно, просторно, хотела бы в нем жить.

Здание №5 – похоже на арену, внутри слишком пусто, некомфортно.

Здание №6 – не нравится.

Респондент 16

Здания №1 – слишком много окон, как в стеклянной коробке.

Здание №2 – похоже на пчелиный улей, но просторное, поэтому нравится.

Здание №3 -здание мрачное и черное, но внутри светло, я бы там жил.

Здание №4 – слишком большое, решетчатые окна, похоже на тюрьму.

Здание №5не нравится, слишком большое.

Здание №6 – не нравятся многоквратирные дома, похоже на муравейник.

2.5. Социологическое исследование Автора.

Вот как она описала свои эмоции, чувства при виде зданий:

Здание 1. Икс-Дом (X House) архитекторов Адриана Морено и Марии Саманьего в Кито, Эквадор.

«Дом очень красив своей прямоугольный формой. По-моему мнению, он не очень практичен, ведь основные, т.е. внешние стены сделаны из стекла. Это может быть опасно. Да и понравится ли вам, если вас будет видно, куда бы вы не пошли? Возможно это потому, что всю жизнь живу и нахожусь в домах со стенами. 

Внутри он очень эстетичен, если можно так сказать. Как всем известно, светлое покрытие стен делает дом визуально больше. Большие понорамные стены создают такое же ощущение. То же можно сказать и об отсутствии стен, таким образом мы обманывает мозг, создавая иллюзию. Внутри очень красиво, создаётся ощущение спокойствия и некой защищённости. Это очень практично с одной стороны. Скажем так: есть где развернуться. Я не поклонник таких домов или квартир-студий».

Здание 2. Дом Мельникова К.С.

«Снаружи выглядит не очень привлекательно и не цепляет взгляд. Внутри каждая комната разная и вызывает разные чувства.
Первая комната розовая, она довольно "приторная". Не особо примечательно, даже безвкусно. И сказать нечего.
Вторая комната. Как будто перенеслись на полвека назад. Старинная мебель, из-за которой создаётся ощущение уюта. Сразу возникает картина в голове: влюблённая пара, которая живет вместе. Собираются за этим столом и болтают о всяком.
Последние комнаты мне понравились больше всего. Необычные небольшие окна, как соты у пчёл, красивые белый и серый цвет, который визуально расширяет комнату. Есть как бы второй этаж, что делает её практичной. Скульптуры так же дополняют эту композицию, видно, что человек живущий там - творческий. Хорошее освещение. Чувствуется некая современность и минимализм в обстановке.
Глядя на этот дом снаружи и внутри довольно трудно описать эмоции, которые я испытываю, нет целостности картины. Каждая комната координально отличается, будто это 3 совершенно разных дома. Чувствуется будто рассеяность и недопонимание, если описывать всё и сразу».

Здание 3. «Черная вилла»

«Это простое здание, но оно очень оригинально, так как выглядит необычно. Этот дом очень практичный и чёрный цвет очень гармонично и стильно смотрится. Он вызывает спокойствие и некую гармонию внутри. Дверей внутри нет, поэтому здание внутри смотрится больше. Большие окна так же расширяют визуально.

Это здание подойдёт перфекционисту, которого успокаивает чёрный цвет и он любит экспериментировать, человеку, который любит минимализм и практичность. Может показаться, что в доме слишком пусто. Но человек, который будет там жить, наверное, будет чувствовать покой и умиротворённость. Дом полностью соответствует моим вкусам. Я бы там определённо жила».

Здание №4. Отель Morpheus

«Это здание... кажется, что его построили в далёком будущем. В таком здании однозначно жил бы богатый человек, который любит сочетать высокие технологии, комфорт и эстетику, и наблюдать за наикрасивейшими пейзажами города.
Данное здание похоже на хрустальный замок, к которому боишься прикоснуться. Инновационные объекты, которые расположились внутри помещения, напоминают ближайшее будущее. Я считаю, что данный архитектурный объект подошёл бы человеку с внутренним стойким стержнем, аккуратному, так как там царит гармония и спокойствие».

Здание №5. Оперный театр Гуанчжоу

«Здание похоже на какую-то плетёную конструкцию. Внутри создаётся ощущение колейдоскопа, или на искажение смотрящего в неровный кусок стекла. Непонятные формы вызывают непонимание. Мне оно не нравится.. Как говорят люди: красота в простоте..».

Здание №6. Московский международный деловой центр Москва-сити.

«Москва-сити - очень красивое место. Оно выглядит шикарно и внутри и снаружи. Довольно непростые формы имеют здания, это без споров оригинальное место. Что мне понравилось больше всего - так это то, что внутри комнаты и офисы совершенно разные, каждый человек может найти себе что-то подходящее. Минимализм, роскошь, простор, оригинальность дизайна, тёмные и светлые комнаты, панорамные и обычные окна, уютные, экстраординарные, можно перечислять бесконечно.. Но одно остаётся понятным - там есть место для любого характера человека».

Заключение

В своей работе мы попытались изучить взаимосвязи характера человека и окружающего его архитектурного пространства. После обследования учащихся по типу личности учащимся предлагалось описать свои чувства и эмоции при виде простых и сложных зданий, а также выбрать себе здание для проживания. Было обследовано 16 человек, учащихся 10 и 11-х классов.

Результаты:

По психологическому портрету личности голоса распределились следующим образом: (человек)

Первый фактор

 

Экстраверсия

Интроверсия

Амбиверт

 

9

5

2

 

Второй фактор

 

Привязанность (доброжелательность)

Обособленность

 

11

5

 

Третий фактор

 

Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

 

13

3

 

Четвертый фактор

 

Эмоциональная неустойчивость

Эмоциональная устойчивость

 

10

6

 

Пятый фактор

 

Открытость опыту (экспрессивность)

Практичность

 

7

9

 

По выбору зданий для постоянного проживания голоса распределились так: (человек), (2 человека выбрали 2 дома)

Зд.№1

Зд.№2

Зд.№3

Зд.№4

Зд.№5

Зд.№6

1

2

13

1

0

1

Большинство респондентов выбрали здание №3. Его выбрали 6 экстравертов, 4 интроверта и 3 амбиверта.

Здание №1 выбрал 1 человек - экстраверт, доброжелательный, со средним самоконтролем поведения, эмоционально не всегда устойчив, практичный ему понравилось, что здание открытое, везде окна, прекрасный вид.

Здание №2 выбрали 2 доброжелательных интроверта с высоким самоконтролем поведения – для них дом похож на корабль, чувствуется свобода и вдохновение, хотели бы в нем жить.

Здание №4 выбрал экстраверт, доброжелательный, с высоким самоконтролем поведения, эмоционально неустойчивый, экспрессивный. Для него оно внешне похоже на триумфальную арку, внутри уютно, просторно, хотел бы в нем жить.

Здание №6 выбрал типичный экстраверт, доброжелательный, с высоким самоконтролем поведения, эмоционально устойчивый, практичный.

Выводы:

По нашему исследованию сложно однозначно сказать, существует ли прямая зависимость между типом личности и выбором здания.

Большинство респондентов выбрали здание №3 – Черную виллу. Их объединяет то, что все они являются эмоционально неустойчивыми и экспрессивными. Основными характеристиками при выборе этого дома были: дом красивый, необычный, стильный, практичный, находится на природе, вдали от людей, хорош для спокойной жизни, подальше от людей. То есть спокойствие, природа, простота и отдохновение от людей необходимо и экстравертам, и интровертам.

Сложные по архитектуре Комплекс Москва-сити и Отель Морфеус понравились для проживания экстравертам. Типичные экстраверты отлича­ются общительностью, любят раз­влечения и коллективные меро­приятия, имеют большой круг дру­зей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, они беззаботны, опти­мистичны и любят перемены.

А вот Дом Мельникова выбрали два интроверта. Интроверты легче переносят одно­образие в деятельности, лучше ра­ботают в спокойной обстановке и этот дом им понравился своей свободой и предсказуемой геометрией.

Таким образом, здания из группы «Тенеты и Лабиринты» больше подходит людям, заинтересованным в социальном взаимодействии, экстравертным и активным. А здания простые и легко понимаемые заинтересовали интровертных, социального взаимодействия избегающих.

Список литературы и источников

Абуханов А. З.Белоконев Е. Основы архитектуры зданий и сооруженийН.Белоконева Т.М. и др., издательство «ИЦ РИОР», 2019г.

Блог «Частная архитектура»

Википедия

Строительный портал новых технологийhttps://taratutenko.ru/tchernaya-villa-v-idealyny-semeyny-dom-v-shikarnom-parke.html (дата последнего обращения 13.03.2021)

https://www.interior.ru/architecture/2075-zakha-khadid-v-makao-otel-morpheus.html (дата последнего обращения 10.03.2021)

https://archi.ru/projects/world/66/opernyi-teatr-v-guanchzhou (дата последнего обращения 25.02. 2021)

https://hr-portal.ru/tool/pyatifaktornyy-lichnostnyy-oprosnik-makkrae-i-kosta-bolshaya-pyaterka(дата последнего обраения 01.03.2021) типы личности

Приложение

Фантазия Автора к дому №1.

Просмотров работы: 37