Я бы в биологи (медики, экологи, …) пошел, пусть меня научат!

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я бы в биологи (медики, экологи, …) пошел, пусть меня научат!

Волколова В.А. 1Казачкова В.О. 2
1МБОУ СОШ 30 г. Калуги
2КГУ им. Циолковского
Белякова Ю.В. 1
1МБОУ СОШ 30 г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Перед каждым ребенком и подростком еще в школьные годы встает вопрос, кем быть в будущем. Часто родители настаивают на выборе определенной профессии по различным причинам: «по семейным стопам», престижно, нереализованные собственные мечты и т. д. Часть подростков идет за другом или подругой, чтобы было нескучно учиться и не расставаться с друзьями. Кто-то выбирает профессию по проходным баллам ЕГЭ или образам из сериалов и фильмов. Профессии в сфере медицины считаются перспективными, про врачей говорят: «без работы никогда не останутся, всегда востребованы». Но иногда происходит так, что в процессе обучения в вузе, например, студент-медик понимает, что ему совершенно не интересна профессия, которую он получает. Причины бывают разные — сложный процесс обучения, большая нагрузка или же ожидания не совпадают с реальностью. В этот момент приходится выбирать, либо бросить учебу или пойти на другую специальность, либо доучиться и пробовать себя в этой профессии. Можно ли ребенку-ученику общеобразовательного учреждения предотвратить подобную ситуацию и подойти к выбору будущего осознанно? Есть ли возможность у современного школьника «примерить» профессию на практике и предотвратить потраченные «впустую» годы своей жизни?

Актуальность: Многие студенты покидают учебные заведения, потому что теряют интерес к учебе или им становится слишком сложно, и они не знают, куда им идти. Разработанная нами программа на основе известных психологических тестов должна помочь школьникам с определением в профессии, даст возможность пробовать себя в этой профессии. Это всё будет выполнено благодаря тестам и практике в этой программе, даны конкретные рекомендации учащимся по дальнейшей траектории обучения.

Научная новизна: Впервые используется разработанная нами обобщенная профконсультационная модель для работы с учениками школы старших классов, желающих продолжить дальнейшее обучение по близким естественнонаучным специальностям: учитель биологии, онколог, медицинская сестра, акущер, ветеринар, вирусолог, санитарный врач, провизор, психиатр, хирург, реаниматолог, агроном, эколог, ландшафтный дизайнер, биофизик и т.д.

Объект исследования: программа для профориентирования.

Предмет исследования: технологические возможности программ для профориентирования.

Цель проекта: разработать концепцию программы, которая будет способствовать более осознанному выбору профессии, позволять узнать ее изнутри, дать рекомендации по дальнейшей возможности обучения.

Задачи проекта:

1. Сборка информации
2. Анализ информации
3. Выбор идеи
4.Созание общей концепции

5. Реализация проекта

Методы исследования:

Изучение литературы и других источников информации;

Анализ текста;

Тестирование учащихся;

Практическая значимость  проекта заключается в том, что она может быть использована в школе для учащихся средних и старших классов. Программа будет способствовать более осознанному выбору профессии и позволять узнать ее изнутри.

Глава 1.Теоретическая часть

. Что такое профориентированная программа

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

. Виды профориентаций

Профориентационная работа проводится по разным направлениям и различными способами. Можно выделить такие виды профориентации:

1.   Профинформирование — ознакомление с миром профессий, особенностями той или иной профессии, требованиях, которые профессия предъявляет к человеку (способности, навыки, состояние здоровья и пр.); ознакомление с возможностями получения конкретных специальностей в образовательных учреждениях; ознакомление со спецификой рынка труда, правилах поведения на нем (поиск работы и трудоустройство, самопрезентация и т.д.), состоянием на данный момент времени (востребованность тех или иных профессий). Такая работа проводится в виде индивидуальных и групповых консультаций, профориентационых игр и тренингов; кроме того, разрабатываются и издаются печатные информационные материалы.

2.    Профориентационное тестирование — диагностика склонностей и способностей человека с помощью специальных тестовых методик. В настоящее время разработаны компьютерные тесты; на основании результатов теста даются рекомендации относительно выбора профессии.

3.    Консультирование — может быть индивидуальным и групповым, проводится по разным вопросам, связанным с профориентацией: расшифровка результатов диагностических методик и рекомендации относительно выбора профессии, информирование о состоянии рынка труда, о возможностях обучения той или иной профессии и пр.

4.    Психологическая поддержка — вид профориентационной работы, целью которого является помощь людям, испытывающим  какие-то затруднения в ситуации профессионального выбора (выбор места работы или учебы, приятие решения о смене профессии и т.д.), диагностика и корректировка эмоционального состояния.

5.    Профотбор — определение профпригодности человека к какой-то  профессии, специальности; выбор наиболее подходящих специалистов на конкретную должность. [2]

1.3. Примеры программ по профессиональной ориентации

А) Тест Климова на предмет деятельности

Что определяет: предмет деятельности

Количество вопросов: 20

Время прохождения: 20 минут

Результаты: сразу после прохождения теста

Тест на профориентацию по методике Евгения Климова нацелен на то, чтобы определить, какой предмет деятельности тебе ближе всего. Может быть, это природа? Техника? Знаковая система? Художественный образ? Или тебе больше всего подходит работать с людьми? Пройди тест и узнай ответ. Вместе со своим типом ты получишь список рекомендованных специальностей, а среди них, вполне вероятно, окажется твоя будущая профессия, с которой у тебя сложатся хорошие и долговечные отношения. [6]

Б) Тест Голланда на профессиональный тип личности.

Что определяет: профессиональный тип личности

Количество вопросов: 42

Время прохождения: 20 минут

Результаты: сразу после прохождения теста

Тест Джона Голланда (Холланда) на профессиональные типы личности поможет тебе узнать свои склонности и выбрать профессию согласно психотипу. Тебе будет предложено 42 пары профессй, из каждой тебе нужно будет выбрать только одну. Важно: оценивать необходимо не престиж, а содержание работы, то есть насколько её выполнение тебе интересно. По итогу теста ты узнаешь свой профессиональный тип личности — артистический, исследовательский, социальный, предпринимательский, систематический или реалистический — и получишь список подходящих тебе профессий.

В) Тест Айзенка на темперамент

Что определяет: темперамент

Количество вопросов: 57

Время прохождения: 20 минут

Результаты: сразу после прохождения теста

Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик — какой тип темперамента у тебя? Самый популярный тест на темперамент — тест Айзенка [5]— сможет ответить на этот вопрос с высокой точностью. Темперамент, то есть наш стиль поведения, наш уровень активности и эмоциональности, определяет то, какие профессии нам подходят, а какие нет. Сразу после прохождения теста ты получишь список специальностей, которые подходят тебе исходя из типа темперамента

Выводы: составив профориентированную программу и протестировав школьников из трех 9 классов, мы пришли к выводу, что:

1.Дети не знают о существовании профориентационных программ для школьников в сфере естествознания;
2 .Столкнулись с низкой востребованностью и популяризацией естественнонаучных профессий среди школьников;
3. Многие школьники не ознакомлены с базовыми компетенциями предполагаемых профессий.

Глава 2. Практическая часть

Мы разработали концепцию программы, которая будет способствовать более осознанному выбору профессии и позволяет узнать ее изнутри. Для начала необходимо узнать, какие качества присущи людям естественнонаучных специальностей, для этого мы создали формулу профессий. [7]

Специальность

Формула

Медицинская сестра

ЧПРБ

Акущер

ЧПРБ

Ветеринар

ППРБ

Вирусолог

ПГМН

Санитарный врач

ЧГРБ

Онколог

ЧПМН

Провизор

ТГМН

Психиатр

ЧПРБ

Хирург

ЧПРМ

Реаниматолог

ЧПММ

Агроном

ПГМО

Учитель биологии

ЧЗИР

Эколог

ПИАН

Ландшафтный дизайнер

ХИРБ

Биофизик

ПИМБ

Для этого мы провели тестирование среди параллели 9 классов. В тестирование вошло 6 тестов, а именно: Тест на определение темперамента, тест Холланда [1], тест «Определение профессиональных склонностей» Тест Леонгарда [4], тест С. Деллингер и тест «Хочу, Могу»

Затем результаты занесли в таблицу:

После обработки результатов первых пяти тестов, пришли к выводу, что для естественнонаучных профессий подходят 13 человек. Все они собирались поступать в ВВУЗы на профессию врача. Затем мы провели шестой тест, конкретизирующий их желания и возможности работать по этой специальности. После всех проверок был получен такой результат: 8 человек дали ожидаемый результат. Именно эти люди подходят на специальность врача. Им дали рекомендацию заниматься этим видом деятельности.

Заключение

В ходе проведённого исследования, были обнаружены 8 человек, подходящих для медицинских профессий. Этим людям даны специальные рекомендации, способствующие выбору профессии, подходящей именно им. ВЫВОД: мы смогли разработать концепцию программы, которая будет способствовать более осознанному выбору профессии и позволять узнать ее изнутри. В итоге все наши цели и задачи выполнены, и эта работа может помочь другим людям в выборе их будущей специальности.

Список литературы

https://www.eztests.xyz/tests/professional_holland/

https://proforientatsia.ru/test/opredelenie-professionalnyh-sklonnostej/

https://proforientator.ru/publications/articles/temperament-i-budushchaya-professiya.html

https://www.psyline.ru/leongard.htm

https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-ayzenka-na-temperament.html

https://www.sites.google.com/site/virtualnyjkabinetproforient/materialy-o-mire-professij/klassifikacia-professij-po-e-a-klimovu

https://unium.ru/blog/about-careers-and-personality-types/

Просмотров работы: 124