Цель:
изучить симптомы, причины, последствия и пути профилактики психологического кризиса у подростков.
Задачи:
1. Изучить теории развития ребёнка, включая подростковый возраст, периодизацию (Периодизация – деление процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками) и характерные черты, выделяемые в исследованиях психологов;
2. Рассмотреть понятие «подростковый кризис», установить его признаки и способы проявления;
3. Провести анкетирование среди подростков;
4. Разработать и выдвинуть рекомендации для родителей по профилактике психологического кризиса и депрессивных состояний;
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех периодов взросления в жизни человека, представляющий собой период становления личности. Главным комплектующим подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Этот период процесса преобразования определяет все основные особенности личности подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация отношений подростка с родителями, учителями и другими людьми. Старые авторитеты подвергаются переоценке, идёт поиск новых, порой, вовсе в противоположную сторону. Также для подростков характерна тяга к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки нового социального взаимодействия.
Каждый возраст хорош и индивидуален по-своему. Но в то же время в каждом возрасте есть свои особенности, сложности к восприятию социума и общества.
Подростковый возраст самый длительный по продолжительности и самый проблематичный переходный период в жизни каждого человека, характеризующийся рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности. До этого некое составленное мировоззрение ломается и строиться заново.
Всё это происходит в подростковом возрасте. Следовательно, к детям в подростковом возрасте следует относиться с пониманием, и окружать их поддержкой, дабы избежать глобально-негативных последствий, в случае если произойдёт «сбой» и ребёнок начнёт морально или же духовно, развиваться не в том направлении, то это может понести за собой непоправимые последствия.
Предполагаю, что обострённую стадию и депрессию у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков.
ГЛАВА I.
1.1. Природа подросткового психологического кризиса.
В психологическом развитии многих детей настигает, так называемый, переломный момент, который известен под названием «подросткового кризиса».
Подростковый кризис (от др.-греч — решение) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому .Приходится на возраст с 11 до 16 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества.
Внешние факторы, как правило это проявление в грубости ребёнка, стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и так далее.
Факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.
1.2. Особенности проявления психологического кризиса у подростков
Внешние факторы, как правило это проявление в грубости ребёнка, стремлении действовать наперекор потребностям, желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости.
Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).
Кризис подросткового возраста связан с появлением как такового нового уровня самосознания, в связи с которым у подростков появляются способности и потребности познать самого себя как личность. У подростков рождается стремление к самоутверждению, самовоспитанию и самовыражению, они всячески пытаются проявить себя. Дети в подростковом возрасте слишком самокритичны, они переживают за свои черты характера, которые якобы мешают им саморазвиваться и контактировать с другими людьми, в связи с чем дружба и взаимоотношения не складываются.
Данные переживания обостряются из-за упрёков и замечаний об отрицательных чертах их характера, со стороны учителей и других взрослых. В итоге чего всё приводит к ярко выраженным вспышкам и конфликтам. Подростки как правило требуют к себе отношения как к будучи уже взрослым людям, ибо их категорически не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят равноправие с взрослыми, а так же подлинного уважения. Иные отношения к ним унижают их и всячески оскорбляют.
По сути дела, протекание подросткового кризиса, всячески зависит от самих взрослых и их воспитания. Родителям всячески стоит научиться держать себя в руках и иметь крепкое терпение, дабы отношения с подростком не испортились окончательно. Кризис подросткового возраста подойдёт к концу, лишь когда одни фазы сменятся на другие.
Не смотря на детскую внешность подростка, они уже имеют взрослый внутренний мир, как таковое сформированное мировоззрение. Лишь от окружающих людей зависит, какие законы жизни примет ребёнок и как вообще сформируется его дальнейшее мировоззрение.
Признаки психологического кризиса у подростков
Зачастую родители не сразу могут заметить подростковый кризис, в связи с этим взрослые думают, что ребёнок нарочно хамит им, не слушается, игнорирует их замечания. Некоторые родители видят в этом влияние плохой компании или употребление наркотических веществ. Родители понимают, что у ребёнка наступил подростковый кризис, лишь тогда, когда конфликты и разногласия становятся обыденными и продолжительными.
Для того чтобы помочь ребёнку пережить кризис более умиротворённо и без критически негативных последствий, требуется как можно скорее выявить его начало при помощи соответствующих признаков.
В связи с негативными обстоятельствами в семье, у ребёнка так же проявляется дистанционное поведение в невежестве. Данное поведение ребёнка может относиться ко всем, или же только к каким-то конкретным лицам.
Дети, тяжело переживающие подростковый кризис, зачастую прекращают какую-либо связь с окружающими людьми, обрывают все возможные контакты, они погружаются в себя, в свои мысли или же в игры, книги; какие-то отстраняются от сверстников и друзей близкого к ним возраста. Это зависит лишь от обстоятельств, насколько сильно ребёнок погружен в собственные мысли, проблемы и события, ранящие его душу и психику, чем чаще такие события в жизни настигают его, тем меньше становится количество его связей и контактов.
В связи с тем, что социальные взаимодействия интересуют его больше чем получение знаний, то учебная продуктивность снижается. Какие-либо занятия могут посещаться лишь из-за того, что там человек, который симпатичен, а не из-за стремления и желания получать знания.
Если же сразу не были замечены признаки психологического кризиса, то ситуация в разы может ухудшиться и повлечь за собой непоправимые последствия. Ситуация может перерасти в депрессию последней стадии, нервозы, попытки суицида. Из-за конфликтов в семье подростки сбегают из дома и проживают в притонах, это приводит к наркомании и алкогольной зависимости; по итогу всего этого – формируется антисоциальный тип взаимодействия.
1.3. Причины психологического кризиса
Безусловно, на появление психологического кризиса, влияют психотравмирующие ситуации.
Есть такие причины как:
• тяжёлые заболевания;
• гормоны;
• расставание с семьёй, родителями;
• дефицит внимания;
• смерть родного или близкого человека;
• зависимость от другого человека;
• неблагополучная семья;
• повышение или понижение социального статуса;
• ситуации эмоционального или физического насилия;
• травмы самого раннего детства;
• проблемные отношения со сверстниками;
Можно разбить некие подгруппы причин на четыре типа.
Первый тип: кризис удовольствия. Причиной может оказаться невозможность получить удовлетворение и заключается в отбрасывании всего отрицательного, в уходе из реальности. Пробуждаются некие механизмы психологической самозащиты, подросток как бы впадает в летаргический сон и замирает. Таким образом психика ребёнка самозащищается от кардинальных переживаний.
Второй тип: фрустрация– отсутствие средств удовлетворения сильной потребности. Дабы удовлетворить свою потребность, подросток подбирает себе формы некого поведения и таким образом идёт к своей цели.
Третий тип причин кризиса: ценностный, в его основе– борьба мотивов. У ребёнка имеются различные отношения, основой которых служит многообразие разных видов деятельности и их реализации, каждый из видов имеют свои мотивы. Борьба данных отношений представляет собой борьбу мотивов. Мотивы выбираются в зависимости с ценностями личности подростка.
Четвёртый тип: целостный кризис, или же некий кризис творческого процесса и воли. У ребёнка строится в сознании практическая и теоретическая составляющие. В теоретическом сознании строятся творческие мысли, где и хранятся ценности и мотивы. Практическое же сознание, отвечает за перевод с теоретических мыслей, на практический язык; воплощает на реальную основу некие планы теоретического сознания.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Изучение депрессивных состояний у подростков с применением тестирования
Шкала депрессии Бека
Одним из самых актуальных и полных, на данный момент, способов выявления заболевания является тест - шкала депрессии Бека.
А.Т.Бек – профессор психиатрии, автор многих трудов в этой области. Именно он создал психотерапию когнитивного характера и предположил, что все психологические проблемы не что иное, как ошибки мышления
Опросник состоит из 21 группы утверждений, при этом они составлены в порядке увеличения своего вклада в общий уровень депрессивного состояния.
Методика оценивания
Выбрать соответствующие состоянию утверждения следует здесь, затем нужно оценить результаты. Заполнив опросник, надо подсчитать количество баллов. Всего их может быть 63 и это максимальное значение свидетельствует про наличие тяжелой степени депрессии.
Оценка результатов:
Не более 9 – депрессии нет,
10-15 — легкий уровень депрессии (субдепрессия),
16-19 — умеренная депрессия,
20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести),
30-63 — тяжёлая депрессия.
Диагностика анкетирования показала, что:
у 60% подростков, депрессивное состояние полностью отсутствует;
15% - облегчённая стадия, которую ещё называют субдепрессией;
10% - умеренное депрессивное состояние, которое ещё не свидетельствует о серьёзных проблемах, но должно вызвать определённое беспокойство.
9% - ярко выраженное депрессивное состояние средней тяжести, при котором рекомендуется незамедлительно записаться на приём к психотерапевту
6% - состояние тяжёлой депрессии, в котором человеку требуется срочная психологическая помощь.
2.2 Рекомендации родителям по преодолению психологического кризиса их ребёнка
Большинство родителей, однако, несправедливы по отношению к своему ребёнку, они обвиняют его за отсутствие помощи, постоянные упрёки за провождение своего времени в пустую и какое-либо бездействие, приводя в аргументы на это - отсутствие забот и проблем. Но родители зачастую ошибаются в своих выводах по этому поводу. То, что ребёнок не желает выполнять работу по дому, обусловлено абсолютно иными причинами. Главной проблемой детей подросткового возраста, является желание разобраться в себе и своей личной жизни, следовательно желание заниматься общественными делами – уходит на задний план. То, что не является некой причиной расстройства для уже взрослого человека, становится кардинальным барьером для ребёнка.
Рекомендации родителям в помощь ребёнку, в преодолении психологического кризиса:
1. Необходимо создать для ребёнка атмосферу заботы, доверия и любви в вашей семье;
2. Как можно больше времени проводить вместе;
3. Всячески интересоваться жизнью вашего ребёнка;
4. Будьте откровенны, говорите на различные темы;
5. Начните уважать интересы, вкусы и выбор ребёнка;
6. Найдите общий язык;
7. Войдите в положение вашего ребёнка, с позиции его возраста проникните в его проблемы;
8. Всегда пробуйте договориться и ни в коем случае не ставьте ему ультиматумы;
9. В ходе возникшего конфликта, идите на компромиссные выходы из ситуаций;
10. Не будьте бестактны и назойливы ему;
11. Не стоит его столь настойчиво и открыто контролировать;
12. Цените, любите и уважайте его таким, какой он есть;
13. Не делайте акцент на его неудачах и поражениях, а наоборот, как можно чаще хвалите его за хорошие поступки и активную продуктивность в чём-либо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи исследования выполнены.
В данной работе были рассмотрены основные аспекты подросткового возраста, которые исследуют самый сложный и трудный возрастной период, ведь он отвечает за формирование личности и мировоззрения, что и считается самым важным в жизни каждого человека.
Можно сделать вывод:
В данный возрастной период происходит некий фундаментальный процесс имеющегося психологического строя: личность ребёнка кардинально меняется, утверждается основа сознания поступков, меняется отношение к обществу, к людям, к себе.
Подростковый возраст– это возраст ненасытного порыва к познанию всего нового, активного образа жизни, порыва к знаниям и принятия важных решений. Интенсивный рост и изменение организма оказывает серьёзное влияние на психику подростка.
В ходе изучения литературы по данной теме и, проведя опросник по выявлению депрессии среди подростков 15-ти лет, хочу сделать вывод по своей работе:
Каждый человек в своей жизни проходит этот этап, а точнее психологический кризис будучи ребёнком. У кого-то кризис проявляется раньше, у кого-то позже, так же у каждого разные стадии кризиса, он может проходить очень болезненно или же вовсе едва заметно, это зависит от того, какие ситуации были пережиты ребёнком и в каких обстоятельствах он проживает, но главную роль играет отношение родителей к своему ребёнку.
Таким образом, хочу ещё раз упомянуть важность психологического кризиса в развитии личности подростка. С каждым последующим годом, изучение данной темы учёными, приобретает всё большую актуальность и необходимость в жизни современного общества. Соответственно, воспитание детей в подростковом возрасте, их привычки, особенности и проблемы, лежат на ответственности членах семьи, педагогах и психологах, так как с их стороны это требует особого внимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Божович Л.И. Подростковый возраст. [Электронный ресурс]
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/teenage-crisis