Тайны магнита

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны магнита

Шалаев Н.В. 1
1МБОУ "Лицей №3"
Соина О.А. 1
1МБОУ "Лицей №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

ВВЕДЕНИЕ

Однажды мне подарили набор увлекательных экспериментов «Магнетизм». Я люблю делать разные опыты и с удовольствием проделал эти эксперименты и поиграл.

Мне стало интересно узнать, какие тайны хранит в себе магнит, какая сила притягивает предметы к магниту. Так же захотелось выяснить, как люди используют магниты в своей жизни.

Хочу выяснить, как применяя магниты, их особенности и свойства можно улучшить нашу жизнь.

Цель: выяснить принцип действия, свойства и применение магнита.

Задачи:

Узнать, что такое магнит.

Узнать где применяются магниты.

Исследовать принцип действия и свойства магнита.

Объект исследования: магнит и созданное им магнитное поле.

Предмет исследования: области применения, свойства и принцип действия магнита.

Методы проведенных исследований: аналитический, описательный, экспериментальный.

Гипотеза: использование магнитов играют важную роль в современной жизни.

Проблема: действительно ли магниты играют важную роль в современной жизни?

ГЛАВА 1

1.1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ МАГНИТА

Способность притягивать к себе железные тела были известны людям с глубокой древности. Еще древние греки знали о существовании такого минерала. Его назвали магнетит, так как был обнаружен в области Магнисия. Так и получилось название «магнит»: «камень из Магнисии».

Существует легенда о пастухе по имени Магнус. Рассказывали, что он странствовал со своими овцами и вдруг обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди в его башмаках прилипают к странному чёрному камню.

На территории современной Гватемалы в Центральной Америке были найдены «толстые мальчики» - символ сытости и плодородия – сделанные из магнитных пород. Индейцы делали изображения черепах с магнитной головой, которая умела ориентироваться по сторонам света.

По самому распространенному мнению, магнит впервые был открыт в Китае за 4 тысячи лет до нашей эры. В летописях о применении магнитных материалов упоминалось использование компаса в виде ложки на гладкой поверхности для предсказаний.

Позднее люди исследовали магниты, и было сделано много открытий:

магнит имеет полюса (северный и южный), они могут притягиваться и отталкиваться;

создан компас, которым стали пользоваться путешественники и мореплаватели;

нагревание магнита уменьшает его силу;

Земля является огромным магнитом;

связь между полярным сиянием и магнитными бурями.

Кстати, любопытно, откуда взялось название «магнитная буря». Оказывается, бывают дни, когда стрелка компаса перестаёт указывать на север, а начинает беспорядочно кружиться. Это может продолжаться несколько часов или даже несколько суток. Поскольку первыми данный феномен обнаружили моряки, то и окрестили явление красиво – магнитной бурей.  

В разных странах магнит называли по-разному: китайцы называли его чу-ши, французы – айман, индусы – тхумбака, египтяне – кость Ора. Эти названия переводится как «любящий». Именно так описывалось основное свойство магнитов – притягивать, «любить» железо.

ЧТО ТАКОЕ МАГНИТ

Постоянные  магниты  – это  тела,  длительное  время  сохраняющие намагниченность.

Постоянный  магнит  всегда  имеет два  магнитных полюса:  северный  (N)  и  южный  (S), это те места, где магнитное действие самое сильное.

Полюса магнитов могут притягиваться, а могут отталкиваться.

Если взаимодействие происходит между одноименными полюсами (северный – северный, южный – южный), то магнитные полюса будут отталкиваться, а если взаимодействуют разноименные (северный - южный), то будут притягиваться.

Основное свойство магнитов: притягивать тела  из  железа  или  его  сплавов.

Взаимодействие  магнитов  объясняется   тем,  что  любой  магнит  имеет  магнитное  поле, и  эти  магнитные  поля  взаимодействуют  между  собой.

Магнита с одним полюсом не существует. Если магнит разделить на две части, то каждая из них окажется магнитом с двумя полюсами.

Исследуя постоянные магниты, обнаружили, что магнитные свойства при сильных ударах и при нагревании становятся меньше или даже исчезают, природные запасы не бесконечны. Поэтому научились создавать искусственные магниты, которые не теряют свои свойства, и применяются в современном мире.

ВИДЫ МАГНИТОВ

Постоянные магниты очень сильные и наиболее часто используются. Эти магниты называются так потому, что как только они получают намагничивание, то сохраняют свой магнетизм надолго или навсегда.

Они бывают разных размеров и форм, прочности, делятся на два основных типа магнитов по способу получения:

природные магниты (естественные),

магниты, созданные человеком (искусственные).

Естественные магниты (природные) – магнитный железняк (магнетика), хрупкий черный минерал, он сам по себе притягивает к себе металлические предметы, ничего с ним для этого делать не нужно. Наша планета Земля – тоже естественный магнит. Она оказывает воздействие на всё, что есть на ее поверхности, в том числе и нас с вами.

Люди создали синтетические магниты, которые сильнее, чем природные, их изготавливают из металлических сплавов. Искусственные магниты используются для тысяч целей и различаются по силе и магнитным свойствам.

Существуют постоянные и временные искусственные магниты.

С помощью постоянных магнитов можно было поднимать железные предметы массой, в 5000 раз превышающей массу самого магнита!

Временные магниты – это изделия из металлов, которые намагничиваются и ненадолго приобретают способность самим притягивать другие металлические предметы. Временные магниты, несмотря на их временной магнетизм, приносят много пользы.

Форма и размер постоянных магнитов бывает разная, зависит от того для чего они созданы. Они бывают в форме шара, цилиндра, диска, шайбы, кольца.

Бывают еще и гибкие магниты, изготавливаются из плоских полос или листов. Они имеют наименьший магнетизм, из них делают магнитики на холодильник.

ПРИМЕНЕНИЕ МАГНИТОВ

Я знаю, что магниты применяются в детских игрушках: есть конструкторы, настольные игры, пазлы, жвачки для рук, цикады, шарики все они очень интересны и увлекательны!

Но еще я узнал, что магниты применяются в повседневной жизни людей, медицине, промышленности и различных отраслях науки и техники.

Зажимы, держатели нужны для удерживания различных принадлежностей с металлическими ручками. Так же использовать «защелку» из двух постоянных магнитов для удержания дверей шкафа, холодильника, застежках на сумках, одежде, чехлах на телефонах.

В рекламной и сувенирной продукции: магниты на папки, украшения на холодильники, крепления для рекламных плакатов, баннеров, афиш, подарочной упаковки. Для поиска металлических предметов в воде, в земле тоже используют магнит.

Компас, прибор для ориентирования на местности, стали применять еще в 12 веке. Применяется он для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство.

В современной же технике постоянные магниты используются повсеместно: носители информации (пластиковые карты, дисковые накопители). Постоянные магнитики есть и в звуковых колонках, в мобильном телефоне, в электродвигателях и генераторах, в электронных датчиках (например, не позволяет лифту начать движение при незакрытых дверях), в бытовой технике разного назначения и во множестве других устройств.

Современная медицина шагнула вперед благодаря появлению нового оборудования для диагностики, лечения, операционного вмешательства при использовании в оборудовании постоянных магнитов.Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза.

Для разделения и очистки созданы магнитные сепараторы в стекольной, пищевой, металлургии, в медицине.

Даже в школе на уроках используют магнитные доски, на которой можно прикрепить нужную информацию.

Получается, что с магнитами мы сталкиваемся очень часто, просто никто особо не задумывается, что в основе привычных для нас вещей лежат уникальные свойства магнита.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ

1. Исследование магнитного поля постоянных магнитов

Цель: выяснить, как выглядит магнитное поле постоянных магнитов.

Оборудование: постоянные магниты (полосовой, дугообразный и круговой), лист картона, прозрачная пластина, железные опилки.

Ход работы:

Для наблюдения магнитного поля постоянных магнитов (полосового и дугообразного) положил лист картона на магниты и посыпал на них железные опилки. Наблюдал распределение железных опилок на листах картона.

На постоянные магниты положим про­зрач­ную пла­сти­ну и посыплем на них железные опилки. Наблюдал распределение железных опилок на листе прозрачной пластине.

Вывод: вокруг постоянных магнитов (полосового и дугообразного) есть магнитное поле. Линии маг­нит­но­го поля видно по расположению железных опилок, которые вы­хо­дят из се­вер­но­го по­лю­са и вхо­дят в южный полюс.

2. Исследование полюсов постоянного магнита

Цель: определить полюса постоянного магнита

Оборудование: постоянный магнит, емкость с металлической стружкой.

Ход работы:

Поднес магнит к емкости с металлической стружкой и наблюдал притяжение металлической стружки, расположение стружки происходит неравномерно по всей длине магнита.

Вывод: притяжение металлической стружки неравномерное, наибольшее скопление стружки у полюсов магнита. Полюса магнита обладают более сильным магнитным полем.

3. Взаимодействие магнитов

Цель:узнать, как взаимодействуют между собой два постоянных магнита.

Оборудование: два постоянных полосовых магнита.

Ход работы:

Беру два постоянных магнита в руки и подношу одинаковыми полюсами друг к другу. Заметил, что они отталкиваются друг от друга, если поднести разноименными полюсами – то они притянутся.

Вывод:разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.

4. Расстояние и магнит

Цель: выяснитьдействие магнитного поля на расстоянии.

Оборудование: магнит, цепочка из металлических скрепок.

Ход работы:

Поднес магнит к скрепкам, которые придерживал рукой, они поднимаются вслед за магнитом. Удаляя магнит от скрепок – действие магнита ослабевает и прекращается, скрепки падают на стол.

Вывод: магнитное поле постоянного магнита сильнее вблизи магнита, на расстоянии его действие ослабевает и прекращается.

5. Действие магнита через вещество

Цель: выяснить, будет ли работать магнит через другое вещество.

Оборудование: стакан с водой, магнит, скрепки.

Ход работы:

Опустил скрепки в стакан с водой, опустил туда магнит. Предметы притянулись к магниту.

Поднес магнит с внешней стороны стакана с водой, предметы притягиваются к магниту.

На стол положил цепочку из скрепок, магнит опустил под стол и передвигал его. Скрепки двигаются вместе с магнитом.

Вывод: магнит может действовать сквозь различные вещества (дерево, стекло, вода).

6. Сортировщик металлов

Цель:выяснить, как можно с помощью магнита отделить железные опилки от смеси песка и железа.

Оборудование:магнит, железный опилки, песок, гвоздь, стаканчик.

Ход работы:

В стаканчике смешал железные опилки и песок.Вручную их не разделить.

Поднес шляпку гвоздя к магниту, гвоздь намагнитился. Поднес кончик гвоздя к смеси песка и железных опилок и поводил им над смесью.

Намагниченный гвоздь притягивает к себе железные опилки, а песок остается в стакане. Аккуратно отделил гвоздь от магнита и стряхнул опилки с гвоздя в другой стаканчик. Свойство магнита притягивать железо используют при сортировке металлолома.

Вывод: магнит можно применять при сортировке металла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что такое магнит, какие у него свойства, где применяется? На эти вопросы я нашел ответы, выполняя работу.

Моя гипотеза подтвердилась. Магниты применяются в быту, промышленности, медицине, науке и играют важную роль в современной жизни человека.

Магниты вокруг нас: телефон и холодильник, компьютер и гвозди...

Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый шар – еще больший магнит.

Думаю, моя работа будет интересна моим одноклассникам на уроках окружающего мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Степанова Г. Н. Физика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., перераб., доп. – СПб.: ООО «СТП Школа», 2005. – 240 с., ил.

Иванов Б.Н. Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М., Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 160 с.

Петров Г.Н. Газета “Физика” № 15, 2002.

Тарасов Л.В. Физика в природе. – М. :Просвещение, 1988.

www.rt.mipt.ru

http://ru.wikipedia.org

http://elementy.ru

class-fizika.narod.ru

WWW.KARRAS.RU

Просмотров работы: 272