ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ЕЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС В КОЛЛЕКТИВЕ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ НА ЕЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС В КОЛЛЕКТИВЕ

Шибких Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
Гольцева Н.И. 1
1МБОУ "СОШ №17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.

Большую часть своей жизни человек проводит в группе. И значение занимаемого в группе положения является важным для него на протяжении всей жизни. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко устанавливают социальные связи, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Здесь большое значение имеет самооценка.

Самооценка - динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.

Социальный статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее снижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, система поощрений и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности

Отношение человека к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относится к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена.

В данной исследовательской работе мы предлагаем к рассмотрению самооценку личности старших подростков. В этом возрасте уровень самооценки активно влияет на становление личности подростка, его социализацию и адаптацию к новым условиям.

Исходя из вышесказанного, исследование влияния уровня самооценки старших подростков на их статус в коллективе сверстников является актуальным на сегодняшний день.

Исследованиями в данной области занимались такие выдающиеся психологи, как Р.Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, И. С. Кон и др.

Цель – изучить влияние самооценки личности на ее социометрический статус в коллективе.

Задачи:

Провести теоретический анализ понятий «самооценка» и «социометрический статус».

Рассмотреть особенности старшего школьного возраста (юношеского возраста).

Провести теоретический анализ взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

Провести эмпирическое исследование влияния самооценки на социометрический статус старшего подростка в коллективе сверстников.

Объект исследования– старшие подростки.

Предмет – самооценка старших подростков.

Гипотеза – самооценка личности подростка детеринируется его социометрическим статусом в коллективе сверстников. У подростков с высоким социометрическим статусом самооценка выше, чем у их сверстников с более низким социометрическим статусом.

Методы исследования: фронтальный письменный опрос, методика «Самооценка личности старшеклассника» Т. А. Ратановой, методика «Социометрия» Дж. Л. Морено.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое исследование понятия самооценки и социального статуса личности.

1.1Анализпонятия«самооценка».

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека; от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.

Л. И. Божович считает, что самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, она тесно связана с уровнем притязаний, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.
Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.
Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, как нетерпимость к мнению других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудности общения с другими людьми.
Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Так, Э. Аронсон считает, что человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков.

1.2 Социальный статус личности.

Хотя понятие «социальный статус» по-разному применяется в различных случаях, здесь оно может быть использовано, чтобы обозначить положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению (Т. Шибутани). Статус – это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.
Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно, и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Понятие "социальный статус" ввел Дж. Л. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
В дальнейшем в своей работе мы будем пользоваться именно этим пониманием социального статуса (то есть социометрический статус).
Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социальный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее, чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей.
Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его «Я-концепция» четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.

1.3 Самооценка старших подростков.

Старший подростковый возраст (ранняя юность) определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к взрослости. Хронологические границы определяются психологами по-разному. Мы будем пользоваться периодизацией Д. Б. Эльконина, согласно которой старший подростковый возраст (ранняя юность) соответствует периоду 15 – 17 лет

Юношеский возраст - этап формирования и собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку, как считает И. С. Кон. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).

Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.

Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом (“Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный”). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нелогичные с точки зрения взрослых поступки: озорство, лихачество - объясняется не столько желанием выделится в глазах других, завоевывать популярность, сколько именно потребностью самопроверки - своей решительности, отваги и т. д. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.

Для самооценки старшеклассников характерны типично юношеские особенности - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.
Как описывает И.С. Кон, часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Третья группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.
Образ "Я" включает 3 компонента:

1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.

2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.

3. Поведенческий – практичное отношение к себе.

Образы собственного "Я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "Я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "Я (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "Я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

1.4 Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности.

Общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым).

Одним из механизмов восприятия людьми друг друга получил название имплицитная теория личности (то есть психологическая концепция, описывающая закономерности и предубеждения, которые использует человек при формировании впечатлений, основываясь на ограниченной информации о незнакомом человеке). Имплицитная теория личности(Дж. Брунер) складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.

Следующим фактором определенно влияющим на правильность восприятия людьми друг друга является «эффект первичности». Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга называется «эффектом ореола». Если, например, первое впечатление о другом человеке, в силу сложившихся обстоятельств, оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса), и наоборот. И так происходит, по крайней мере, на первых стадиях общения, ведь, на первое впечатление о человеке влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка, в первую очередь, не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.

В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.

Самооценка человека в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, статусом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. К. Маркс писал: « В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я семь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало в другого человека». Это значит, что взаимоотношения людей, так или иначе связанных с данным субъектом, социальные роли и статус, которые ему приходится исполнять, определяют значение его «Я».

Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту роль не хуже других.

Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и потому, какую роль доверили ему исполнять.

Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения людей.
Но не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом, в частности на ее «Я – концепцию»

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности на ее статус в коллективе.

2.1 Методологические основы, организация исследования и анализ полученных результатов.

Исследование проводилось с ноября 2020 по апрель 2021 года. В нем приняли участие обучающиеся 9-11 классов МБОУ «СОШ № 17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» - всего 83 человека в возрасте 15 – 17 лет. Из них, 45 % - девушки, 55 % - юноши. На начальном этапе исследования мы провели изучение самооценки старшеклассников. Для изучения самооценки личности мы использовали тест-опросник, предложенный Т.А. Ратановой в 1998 г., предназначены для старшего школьного возраста. Участникам предлагалось максимально честно оценить степень своего согласия или несогласия с 32 утверждениями. Затем, после подсчета баллов по всем суждениям делались выводы об уровне самооценки участников. Участники, набравшие 0 – 25 баллов по данному тесту показывают высокий уровень самооценки, 26 – 45 баллов – средний уровень самооценки, набравшие 46 – 128 баллов имеют низкий уровень самооценки по результатам данной методики.

Следующим этапом нашей работы является проведение социометрического исследования классных коллективов обучающихся. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: - Представьте себе, что ваш класс расформировали, всех ребят распределили по разным классам, каждому из вас можно взять с собой в новый класс только 3 одноклассника. На своих бланках для ответов напишите, пожалуйста, ответ на 2 вопроса:

1. Кого бы вы взяли с собой в новый класс? (не более 3 чел.) 2. Кого бы вы точно не взяли с собой в новый класс (не более 3 чел.)

Выбор предлагалось ограничить составом классного коллектива.

На данном этапе, прежде всего, целью ставилось выявление социального статуса испытуемых. Для данного исследования не имеет значения индекса сплоченности коллектива, а также выявление микрогрупп различной направленности и взаимных симпатий, поэтому мы позволили себе пропустить данные аспекты социометрии. В данном случае для нас важно только количество полученных каждым участником положительных и отрицательных выборов.

Затем мы сравнили полученные результаты двух методик (см. таблица 1. Взаимосвязь самооценки старших подростков и статуса в коллективе сверстников).

Взаимосвязь самооценки старших подростков и статуса в коллективе сверстников. Таблица 1.

уровень самооценки

Социометрический статус в коллективе сверстников

9 а класс

 

Низкий

Игнорируемый

 

Средний

Принимаемый

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Отвергнутый

 

Высокий

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Высокий

Лидер

9 б класс

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Высокий

Лидер

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Средний

Игнорируемый

 

Средний

Игнорируемый

 

Средний

Отвергаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Игнорируемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Высокий

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

10 к класс

 

Средний

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Низкий

Игнорируемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Отвергаемый

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Игнорируемый

11 к класс

 

Низкий

Игнорируемый

 

Высокий

Лидер

 

Средний

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Низкий

Принимаемый

 

Высокий

Принимаемый

 

Высокий

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

 

Средний

Принимаемый

Таблица 2.

Самооценка лидеров

Самооценка принимаемых

Самооценка игнорируемых

Самооценка отвергаемых

Высокий ур.

Средний ур.

Низкий ур.

Высокий ур.

Средний ур.

Низкий ур.

Высокий ур.

Средний ур.

Низкий ур.

Высокий ур.

Средний ур.

Низкий ур.

10 чел.

0

0

4 чел.

44 чел.

6 чел.

0

3 чел.

7 чел.

0

2 чел.

7 чел.

Выводы.

1. Самооценка играет важнейшую роль на протяжении всей жизни человека. Она оказывает неоспоримое влияние на все аспекты жизни и деятельности человека.

2. Между социальным статусом и самооценкой прослеживается определенная взаимосвязь. Старшеклассники, с высоким социометрическим статусом имеют более высокую самооценку, чем их сверстники с более низким социометрическим статусом. Согласно полученным данным, испытуемые, имеющие статус лидера в коллективе стабильно показывают высокий уровень самооценки, тогда, как участники со статусом отвергаемых и игнорируемых имеют низкий уровень самооценки, по результатам проведенного нами эмпирического исследования.
3. Не только от самооценки старшеклассника зависит его социометрический статус и популярность в коллективе сверстников, но и самооценка старшего подростка также определяется его статусом и популярностью в среде сверстников. Таким образом, между социометрическим статусом и самооценкой личности прослеживается взаимная детерминация.
4. Как самооценка личности, так и популярность в кругу сверстников максимальную значимость для становления личности приобретает именно в подростковом возрасте. Начиная формироваться с раннего детства, самооценка достигает пика своего развития именно в этот период. Также и взаимоотношения со сверстниками наибольшую значимость приобретают в подростковом возрасте.

Заключение.

Данная работа посвящена достаточно значимой проблеме социальной психологии, проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности.
Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.

В данной работе нами были рассмотрены понятия самооценки и социометрического статуса личности, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Предположение о том, что самооценка личности подростка определяется его социометрическим статусом в коллективе сверстников, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования. В результате проведенного нами исследования выявлено, что подростков с высоким социометрическим статусом самооценка выше, чем у их сверстников с более низким социометрическим статусом.

Проанализировав различные литературные источники, нами также было установлено, что не только уровень самооценки влияет на социальный статус личности, но и наоборот – положение, занимаемое человеком в коллективе, набор его социальных ролей оказывает огромное влияние на уровень самооценки личности.

Таким образом, между самооценкой и положением (социометрическим статусом) личности в группе прослеживается определенная взаимосвязь. Наиболее ярко эта взаимозависимость проявляется в старшем школьном возрасте, так как данный период является наиболее важным для развития и социализации личности.

Полученные в данном исследовании результаты могут использоваться в научной работе студентов, а также в учебном и воспитательном процессе.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме.

Список использованной литературы

1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме - М: Олма-Пресс, 2004 - 558 с.

2. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2003 – 507с.

5. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.

7. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.

8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с.

9. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.

10. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.

11. Сидоров К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. Ст. по педагогике и психологии. – Ижевск, 2001.

12. Шибутани Т. Социальная психология - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с.

Просмотров работы: 806