Введение
Актуальность исследования.
Большую часть своей жизни человек проводит в группе. И значение занимаемого в группе положения является важным для него на протяжении всей жизни. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко устанавливают социальные связи, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Здесь большое значение имеет самооценка.
Самооценка - динамическое, постоянно развивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.
Социальный статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характере межличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутого уровня самооценки и очень болезненно переживает ее снижение. На устойчивость самооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства, система поощрений и т.п. Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагивают самооценку личности
Отношение человека к самому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относится к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена.
В данной исследовательской работе мы предлагаем к рассмотрению самооценку личности старших подростков. В этом возрасте уровень самооценки активно влияет на становление личности подростка, его социализацию и адаптацию к новым условиям.
Исходя из вышесказанного, исследование влияния уровня самооценки старших подростков на их статус в коллективе сверстников является актуальным на сегодняшний день.
Исследованиями в данной области занимались такие выдающиеся психологи, как Р.Бернс, Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, И. С. Кон и др.
Цель – изучить влияние самооценки личности на ее социометрический статус в коллективе.
Задачи:
Провести теоретический анализ понятий «самооценка» и «социометрический статус».
Рассмотреть особенности старшего школьного возраста (юношеского возраста).
Провести теоретический анализ взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.
Провести эмпирическое исследование влияния самооценки на социометрический статус старшего подростка в коллективе сверстников.
Объект исследования– старшие подростки.
Предмет – самооценка старших подростков.
Гипотеза – самооценка личности подростка детеринируется его социометрическим статусом в коллективе сверстников. У подростков с высоким социометрическим статусом самооценка выше, чем у их сверстников с более низким социометрическим статусом.
Методы исследования: фронтальный письменный опрос, методика «Самооценка личности старшеклассника» Т. А. Ратановой, методика «Социометрия» Дж. Л. Морено.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование понятия самооценки и социального статуса личности.
1.1Анализпонятия«самооценка».
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека; от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам.
Л. И. Божович считает, что самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, она тесно связана с уровнем притязаний, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.
Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное.
Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, как нетерпимость к мнению других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудности общения с другими людьми.
Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Так, Э. Аронсон считает, что человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков.
1.2 Социальный статус личности.
Хотя понятие «социальный статус» по-разному применяется в различных случаях, здесь оно может быть использовано, чтобы обозначить положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению (Т. Шибутани). Статус – это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей.
Статус, будучи однажды установлен, остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно, и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Понятие "социальный статус" ввел Дж. Л. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
В дальнейшем в своей работе мы будем пользоваться именно этим пониманием социального статуса (то есть социометрический статус).
Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социальный статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Лидеры - это люди или социальные роли, способные оказывать большее, чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей.
Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его «Я-концепция» четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.
1.3 Самооценка старших подростков.
Старший подростковый возраст (ранняя юность) определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к взрослости. Хронологические границы определяются психологами по-разному. Мы будем пользоваться периодизацией Д. Б. Эльконина, согласно которой старший подростковый возраст (ранняя юность) соответствует периоду 15 – 17 лет
Юношеский возраст - этап формирования и собственного мировоззрения, принятия ответственных решений, человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку, как считает И. С. Кон. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).
Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа "Я", т.е. целостного представления о самом себе.
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом (“Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее, значит, я способный”). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нелогичные с точки зрения взрослых поступки: озорство, лихачество - объясняется не столько желанием выделится в глазах других, завоевывать популярность, сколько именно потребностью самопроверки - своей решительности, отваги и т. д. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Для самооценки старшеклассников характерны типично юношеские особенности - она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.
Как описывает И.С. Кон, часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Третья группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.
Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.
Образ "Я" включает 3 компонента:
1. Познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах.
2. Эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.
3. Поведенческий – практичное отношение к себе.
Образы собственного "Я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "Я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "Я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "Я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "Я (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "Я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.
Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
1.4 Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности.
Общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым).
Одним из механизмов восприятия людьми друг друга получил название имплицитная теория личности (то есть психологическая концепция, описывающая закономерности и предубеждения, которые использует человек при формировании впечатлений, основываясь на ограниченной информации о незнакомом человеке). Имплицитная теория личности(Дж. Брунер) складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.
Следующим фактором определенно влияющим на правильность восприятия людьми друг друга является «эффект первичности». Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга называется «эффектом ореола». Если, например, первое впечатление о другом человеке, в силу сложившихся обстоятельств, оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса), и наоборот. И так происходит, по крайней мере, на первых стадиях общения, ведь, на первое впечатление о человеке влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка, в первую очередь, не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.
В коллективе самооценка становится основой для формирования официального и неофициального статуса личности, адекватного выполнения социальных ролей.
Самооценка человека в значительной степени определяется выполняемыми им социальными ролями, статусом, занимаемым им в коллективе. Индивид смотрит на себя глазами своей группы, оценивает свое поведение с точки зрения общепринятых норм. К. Маркс писал: « В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я семь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало в другого человека». Это значит, что взаимоотношения людей, так или иначе связанных с данным субъектом, социальные роли и статус, которые ему приходится исполнять, определяют значение его «Я».
Чтобы определить степень своих успехов, индивид отмечает, как исполняют определенную роль другие люди. Чтобы заслужить уважение окружающих и уважать себя самому, он стремится доказать, что может исполнить эту роль не хуже других.
Однако общественная оценка значимости разных ролей различна. Человек судит о своих успехах не только по тому, как он исполнил выпавшую ему роль, но и потому, какую роль доверили ему исполнять.
Каждый человек обладает личной репутацией и обычно борется за ее упрочение. В антагонистическом обществе отношение к человеку определяется не столько его личными достоинствами, сколько его классовым положением, социальным статусом. Поэтому сохранение и повышение социального статуса является важным мотивом поведения людей.
Но не только личность со своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом, в частности на ее «Я – концепцию»
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки личности на ее статус в коллективе.
2.1 Методологические основы, организация исследования и анализ полученных результатов.
Исследование проводилось с ноября 2020 по апрель 2021 года. В нем приняли участие обучающиеся 9-11 классов МБОУ «СОШ № 17 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» - всего 83 человека в возрасте 15 – 17 лет. Из них, 45 % - девушки, 55 % - юноши. На начальном этапе исследования мы провели изучение самооценки старшеклассников. Для изучения самооценки личности мы использовали тест-опросник, предложенный Т.А. Ратановой в 1998 г., предназначены для старшего школьного возраста. Участникам предлагалось максимально честно оценить степень своего согласия или несогласия с 32 утверждениями. Затем, после подсчета баллов по всем суждениям делались выводы об уровне самооценки участников. Участники, набравшие 0 – 25 баллов по данному тесту показывают высокий уровень самооценки, 26 – 45 баллов – средний уровень самооценки, набравшие 46 – 128 баллов имеют низкий уровень самооценки по результатам данной методики.
Следующим этапом нашей работы является проведение социометрического исследования классных коллективов обучающихся. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: - Представьте себе, что ваш класс расформировали, всех ребят распределили по разным классам, каждому из вас можно взять с собой в новый класс только 3 одноклассника. На своих бланках для ответов напишите, пожалуйста, ответ на 2 вопроса:
1. Кого бы вы взяли с собой в новый класс? (не более 3 чел.) 2. Кого бы вы точно не взяли с собой в новый класс (не более 3 чел.)
Выбор предлагалось ограничить составом классного коллектива.
На данном этапе, прежде всего, целью ставилось выявление социального статуса испытуемых. Для данного исследования не имеет значения индекса сплоченности коллектива, а также выявление микрогрупп различной направленности и взаимных симпатий, поэтому мы позволили себе пропустить данные аспекты социометрии. В данном случае для нас важно только количество полученных каждым участником положительных и отрицательных выборов.
Затем мы сравнили полученные результаты двух методик (см. таблица 1. Взаимосвязь самооценки старших подростков и статуса в коллективе сверстников).
Взаимосвязь самооценки старших подростков и статуса в коллективе сверстников. Таблица 1.
№ |
уровень самооценки |
Социометрический статус в коллективе сверстников |
9 а класс |
||
Низкий |
Игнорируемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Отвергнутый |
|
Высокий |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
9 б класс |
||
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Средний |
Игнорируемый |
|
Средний |
Игнорируемый |
|
Средний |
Отвергаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Игнорируемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Высокий |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
10 к класс |
||
Средний |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Отвергаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Игнорируемый |
|
11 к класс |
||
Низкий |
Игнорируемый |
|
Высокий |
Лидер |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Низкий |
Принимаемый |
|
Высокий |
Принимаемый |
|
Высокий |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
|
Средний |
Принимаемый |
Таблица 2.
Самооценка лидеров |
Самооценка принимаемых |
Самооценка игнорируемых |
Самооценка отвергаемых |
||||||||||
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
Высокий ур. |
Средний ур. |
Низкий ур. |
||
10 чел. |
0 |
0 |
4 чел. |
44 чел. |
6 чел. |
0 |
3 чел. |
7 чел. |
0 |
2 чел. |
7 чел. |
Выводы.
1. Самооценка играет важнейшую роль на протяжении всей жизни человека. Она оказывает неоспоримое влияние на все аспекты жизни и деятельности человека.
2. Между социальным статусом и самооценкой прослеживается определенная взаимосвязь. Старшеклассники, с высоким социометрическим статусом имеют более высокую самооценку, чем их сверстники с более низким социометрическим статусом. Согласно полученным данным, испытуемые, имеющие статус лидера в коллективе стабильно показывают высокий уровень самооценки, тогда, как участники со статусом отвергаемых и игнорируемых имеют низкий уровень самооценки, по результатам проведенного нами эмпирического исследования.
3. Не только от самооценки старшеклассника зависит его социометрический статус и популярность в коллективе сверстников, но и самооценка старшего подростка также определяется его статусом и популярностью в среде сверстников. Таким образом, между социометрическим статусом и самооценкой личности прослеживается взаимная детерминация.
4. Как самооценка личности, так и популярность в кругу сверстников максимальную значимость для становления личности приобретает именно в подростковом возрасте. Начиная формироваться с раннего детства, самооценка достигает пика своего развития именно в этот период. Также и взаимоотношения со сверстниками наибольшую значимость приобретают в подростковом возрасте.
Заключение.
Данная работа посвящена достаточно значимой проблеме социальной психологии, проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности.
Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие.
В данной работе нами были рассмотрены понятия самооценки и социометрического статуса личности, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Предположение о том, что самооценка личности подростка определяется его социометрическим статусом в коллективе сверстников, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования. В результате проведенного нами исследования выявлено, что подростков с высоким социометрическим статусом самооценка выше, чем у их сверстников с более низким социометрическим статусом.
Проанализировав различные литературные источники, нами также было установлено, что не только уровень самооценки влияет на социальный статус личности, но и наоборот – положение, занимаемое человеком в коллективе, набор его социальных ролей оказывает огромное влияние на уровень самооценки личности.
Таким образом, между самооценкой и положением (социометрическим статусом) личности в группе прослеживается определенная взаимосвязь. Наиболее ярко эта взаимозависимость проявляется в старшем школьном возрасте, так как данный период является наиболее важным для развития и социализации личности.
Полученные в данном исследовании результаты могут использоваться в научной работе студентов, а также в учебном и воспитательном процессе.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме.
Список использованной литературы
1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме - М: Олма-Пресс, 2004 - 558 с.
2. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2003 – 507с.
5. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Кон И.С Какими они себя видят? М.,1975.
7. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978.
8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл человека. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с.
9. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
10. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972.
11. Сидоров К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. Ст. по педагогике и психологии. – Ижевск, 2001.
12. Шибутани Т. Социальная психология - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с.