Мой первый финансовый план

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой первый финансовый план

Ворошнин И.Д. 1
1МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска"
Игнатович Н.А. 1
1МАОУ Лицей №97
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы все с вами учимся в школе. Мы получаем знания, которые нужны нам в жизни, а также пригодятся в наших будущих профессиях. На математике мы изучаем цифры, учимся их складывать, умножать, вычитать, делить, а также учимся систематизировать полученные знания. На уроках русского языка, мы погружаемся в изучение родного языка, языка на котором говорили великие русские писатели и ученые. Русский язык – это язык, на котором мы говорим, читаем и пишем каждый день. На уроках окружающего мира, мы познаем мир, узнаем о законах природы, о том какие растения, кустарники и деревья растут в нашем крае, а также как нужно беречь природу, потому что это наше богатство. Художественное чтение интересный предмет, погружает нас в мир литературных героев, поучительных историй, удивительных приключений. Все эти знания очень пригождаются нам каждый день, общаемся ли мы с родителями и друзьями, едем ли мы на природу, собираемся ли на выставку или в театр везде и всюду нам необходимы знания. Во время карантина, оказалось, что мне крайне необходим компьютер, для того чтобы продолжать получать знания дистанционно. У родителей был ноутбук, но я очень хотел свой личный. Проще всего было бы попросить у родителей, но они предложили свой вариант. Ноутбук можно было купить, но для этого я должен был овладеть новыми знаниями, эти знания помогли бы мне стать финансово грамотным, правильно копить и тратить деньги и исполнить свою мечту, купить свой личный ноутбук. Деньги – важная часть жизнь любого человека, а человек, который умеет правильно расходовать и деньги считается финансового грамотным. Я решил узнать более подробно, что такое деньги, что такое карманные деньги и как грамотно с ними обращаться, что значит быть финансово грамотным и возможно ли с помощью этих знаний накопить на мечту?

Цель работы: накопить деньги на покупку ноутбука, используя личный финансовый план.

Задачи:

Получить знания о деньгах и истории их происхождения.

Узнать об основных этапах составления личного финансового плана.

Составить личный финансовый план и с помощью него накопить на мечту.

Сделать вывод о проделанной работе и дать рекомендации.

Гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку.

Методы исследования:

Анализ и обобщение литературы по данной теме

Эксперимент

1. Основанная часть. Составление финансового плана, как основа

1.1. Что такое деньги. Откуда появились деньги

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги. Давным-давно у людей не было денег. Они обменивали то, что у них было, на то, в чем испытывали нехватку. Так, если садовнику был нужен хлеб, он шел к пекарю и обменивал мешок яблок на несколько булок хлеба. Такой обмен назывался «бартером» (Приложение А, рис.1). Это был самый просто обмен, но самое главное было определить, что чему равно. При обмене были неизбежны споры и людям пришлось установить соответствие между товарами. Эквивалент (с лат. - равноценный) – товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость (Приложение А, рис.3). Так сложилось, что почти всегда товаром, который выражал стоимость других товаров, был домашний скот. По существу, скот - это уже были деньги. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, табак, сушенная рыба. В Мексике это были какао-бобы, в Канаде – шкуры зверей. В России деньгами служили скот, шкуры животных, чаще всего белки, соболя, куницы, а также раковины каури или попросту ракушки, их завезли купцы, которые торговали с Новгородом и Псковом. Первые деньги в виде монет появились в VIII веке и долгое время с VIII по ХVIII, целую тысячу лет, люди на Руси пользовались монетами. С развитием обмена и торговли, появились металлические деньги, но не свои. Это были дирхемы – монеты Арабского халифата, назывались не дирхемом, а куной. Куной называли и римский денарий, и европейский динарий, это слово и обозначало слово «деньги». При Иване Грозном была создана единая система денег, которая распространилась на всю Русь. На деньгах чеканились сцены из сражений. Появилась монета, которую назвали «копейкой», она стала государственной. При Петре I монеты начали изготавливать в Москве и Санкт-Петербурге на монетном дворе (Приложение А, рис.4). Они были правильной круглой формы и одинаковой толщины. Лицевая сторона монеты называется – аверс, на ней чеканится герб, изображение героя номинал, оборотная сторона называется реверс, на реверсе указывается номинал. Монеты были очень тяжелые и тогда появились первые бумажные деньги (Приложение А, рис.2). Они появились в конце XVIII века. Тогда еще они не назывались рублями и даже деньгами, это были государственные ассигнации. Ассигнации выпускались в 25, 50, 75 и 100 рублей (Приложение А, рис.5,6). С ними стало легче и быстрее проводить расчеты и сделки. В 1914 году появились первые деньги, которые стали называться рублями.

1.2. Карманные деньги и способы их накопления

В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. При грамотном подходе карманные деньги становятся не развлечением, а инструментом, который может научить финансовой грамотности. Это навык не менее важный для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги. Для примера, в Германии Государство рекомендует родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста. В Японии начиная с 6 лет, детям на праздники дарят деньги. В Америке дети могут сами работать с 12 лет, например, разносить газеты, сидеть с малышами, таким образом получать деньги себе на расходы. В Нидерландах государство также рекомендует родителям выдавать детям деньги на карманные расходы, суммы зависят от возраста, например, детям в возрасте 6-8 лет рекомендуют давать 1-2 евро в неделю, 12-13 летним подросткам- 15-20 евро в месяц. Получается, что правильному отношению к деньгам могут научить только родители.

Чем карманные деньги могут быть полезны:

Помогают понять цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;

Помогают научится ставить и достигать финансовые цели;

Помогают понять, что такое финансовая независимость;

Помогают научится пользоваться наличными, а также освоить современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек);

Какие необходимо соблюдать правила, при обращении с карманными деньгами:

Родители определяют, какие суммы могут выделить;

Важно выбрать какой инструмент поможет накопить деньги (конверт, копилка или банковская карта);

Составить финансовый план, в соответствии с жизненной ситуацией и желанием купить ту или иную вещь;

Придерживаться правил, если все деньги потрачены, то необходимо ждать следующего месяца.

Способы накопления денег.

Копилка

Классическая запаянная копилка, которая есть у каждого, с нее проще всего начать копить деньги, но она не всегда удобна, так как невозможно понять, сколько в ней уже накопилось денег. Возникает желание ее разбить и посчитать сколько в ней денег и сколько осталось накопить.

«Карта желаний» и «список желаний»

Можно нарисовать рисунок или составить список желаний, повесить рисунок на видное место и прикрепить конверт, в этот конверт можно складывать деньги и собирать нужную сумму. Это самый простой способ, он очень помогает сконцентрироваться на цели.

Банковская карта

Это более продвинутый способ, но завести карту придется взрослому. Можно следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, можно видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели — а это мотивирует копить дальше.

1.3. Личный финансовый план.

При любом финансовом решении, необходим план. Финансовый план состоит из нескольких этапов:

- первый этап, это понять какие есть источники дохода, например, карманные деньги, подарки, подработка.

- второй этап, поставить цель, правильно ее сформулировать, это должна быть достижимая цель, надо указать все параметры этой цели.

- третий этап, составить таблицу, в которой указать поступления доходов и расходов и составить маршрут достижения цели.

- четвертый этап, выбор способа накопления денег.

Получается, что личный финансовый план – это план достижения цели к определенному времени с учетом ваших доходов и расходов.

1.4. Экспериментальная часть. Составление личного финансового плана с целью накопить деньги на покупку ноутбука.

Первый этап. Понять, какие у меня есть источники дохода, и какие есть расходы.

Родители дают мне 500 рублей ежемесячно, я трачу их на подарки друзьям, когда хожу к ним на дни рождения. Также на эти деньги я покупаю: мороженное, конфеты, журналы и прочие приятные мне вещи. На день рождения в июне бабушка с дедушкой и родственники обычно дарят мне деньги — примерно 8000 рублей. Эта сумма тоже пойдет в накопления.

Мои доходы:

карманные деньги,

деньги, подаренные на день рождения.

Мои расходы: подарки на дни рождения друзьям, сладости и иные приятные покупки.

Второй этап. Постановка цели.

Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену. Я очень хочу, чтобы у меня был ноутбук к следующему учебному году. Я решил накопить сам. С родителями мы посмотрели какие нужны характеристики. Получилось следующее:

Модель: Ноутбук Irbis NB244, характеристики: операционная система Windows 10 Pro, жесткий диск 64 ГБ, диагональ/разрешение 14"/1920x1080 пикс, есть веб-камера, микрофон, поддержка Wi-fi, цена 14 990 рублей (Приложение В, фото 1).

Итог второго этапа: цель - покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Третий этап: составление личного финансового плана (маршрута достижения цели). Чтобы узнать, сколько денег нужно откладывать в месяц, мы должны разделить стоимость финансовой цели на время до ее покупки. Если мы разделим стоимость нашей цели на количество лет, которые у нас есть до покупки, то узнаем, сколько денег откладывать в год. Если результат мы разделим на 12, то узнаем, сколько нужно откладывать в месяц, а если на 365, то в день. Получается, чтобы накопить за год на ноутбук я должен откладывать в месяц 14 990 : 12 = 1 250 рублей. До сентября оставалось 8 месяцев, значит надо 14 990 : 8 = 1874 рублей необходимо откладывать мне в месяц. Из первой части, мы уже знаем, что мой доход – это карманные деньги и деньги подаренные на день рождения. Я составил таблицу и у меня получился ЛФП — личный финансовый план, учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели (Приложение Б.табл.1). Составляя ЛФП, я понял, что мне не хватает 3 790 рублей. Можно было: увеличить срок накоплений или найти ноутбук дешевле, но я решил не покупать более дешевую модель, а копить дальше. Родители предложили: разобрать мои игрушки, рассортировать их на части, и ту часть игрушек, которыми я уже не играю, но они в хорошем состоянии можно продать на сайте. Всего объявлений было выставлено на 2200 рублей, продать получилось на 1300 рублей. Также на работе у мамы был объявлен конкурс, те дети, которые заканчивали учебный год на пятерки получали сертификат на 5000 рублей, я, конечно, решил участвовать, но эта сумма была под вопросом.

Итог третьего этапа: окончательный финансовый план был составлен с корректировками.

Четвертый этап. Выбор способа накопления.

На тот момент у меня была копилка и сейф (Приложение В, фото 2), но родители предложили открыть мне банковскую карту и не выдавать мне наличные деньги, а делать переводы (Приложение В, фото 3). В приложении на телефоне я всегда мог посмотреть сколько денег я накопил, это было очень удобно.

Итог четвертого этапа: выбран способ – открытие банковской карты.

Пятый этап. Выполнение плана, сложности и изменения.

Все было сделано, оставалось только следовать финансовому плану и вести учет. Так как была пандемия и все мероприятия были запрещены, то на дни рождения к друзьям я не ходил. Деньги оставались на карте, а я в приложении на телефоне у родителей, всегда мог проследить сколько денег я накопил, а сколько еще осталось накопить. Иногда я очень хотел потратить все деньги на какую-нибудь игрушку и начать копить заново, но вспоминал, что у меня есть цель и мне надо к ней стремиться. А также, что нужно соблюдать финансовые правила.

Учебный год я закончил на пятерки, в связи с этим маме на работе подарили сертификат на 5000 рублей для меня, но в июле приехала двоюродная сестра и я потратил ей на подарок 1000 рублей. Цифры в моем плане изменились, потому что план – это живой организм и в нем могут происходить изменения, главное, что к сентябрю 2020 года моя цель была достигнута.

Заключение.

В начале своего исследования я изучил литературу, из которой узнал, что такое деньги, когда они появились, и какие они были раньше. Мне удалось узнать о карманных деньгах, зачем они нужны и как с ними нужно обращаться. Также я узнал, что такое личный финансовый план, как его составить, и каких результатов можно достичь, если поставить себе цель и соблюдать все правила финансового плана. Знания, которые я получил, могут мне пригодится, как на уроках окружающего мира, так в обыденной жизни, так как жизненно важно знать, как правильно обращаться с деньгами. Задачи, которые я решал, помогут людям, которые хотят научиться правильно расходовать деньги, ставить финансовые цели и достигать их. По результатам моей работы, я бы рекомендовал людям становится финансового грамотным, учить этому детей, так как это позволит быть успешными людьми, накапливать и сохранять заработанные деньги. Для моего эксперимента, я определили точную цель, установил параметры у этой цели, моя цель была – купить ноутбук, который стоит 14 990 тысяч рублей к 1 сентября 2020 года. Далее я составил личный финансовый план, для этого я проанализировал свои возможные доходы и расходы, родители давали мне деньги на карманные расходы, это позволило мне сформировать доход. Далее я составил таблицу и указал в ней все суммы доходов и расходов. Затем вместе с родителями я выбрал способ накопления, родители завели мне банковскую карту, куда перечисляли карманные деньги, которые во время эксперимента я снимал только один раз в месяц на покупку сладостей. Мой эксперимент начался с 1 февраля, ежемесячно я сверял свои доходы и расходы. Во время эксперимента произошли непредвиденные события, я закончил второй класс на пятерки и маме на работе подарили сертификат, а также ко мне приехала сестра, и я купил ей в подарок книгу, которая стоила 1000 рублей. В результате эксперимента были решены следующие задачи:

1. Я получил новые знания о деньгах, об их истории возникновения, значении в жизни человека и способах их накопления.

2. Научился поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели.

3. На примере личного финансового плана, провел опыт по накоплению на свою мечту, а именно: ноутбук.

Целью моей работы было выяснить, можно ли с помощью знаний о деньгах и финансовой грамотности достичь свою цель и исполнить свою мечту? С учетом того, что деньги были накоплены за 8 месяцев, считаю цель работы достигнутой.

Таким образом, считаю, что гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку, подтверждена.

4. Список литературы.

1. История денег. П.Федоренко, Л.Хайлов. – Москва: Издательство «Малыш» 1995 г.

2. Первый банки в Москве: 1754-1860 гг. А.В. Бугров/Приложение к журналу «Банки и технологии». – М.: Спецкнига, 2007. – 152 с.

3. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.

4. Удивительный приключения в стране экономика: для детей мл. и сред. школьного возраста. И.В. Липсиц – М.:1992. – 336 с.

5. [Электронный ресурс]. www.fincult.info

6. [Электронный ресурс]. www.cbr.ru

КонПриложение А

Приложение А

Рисунок 1.Бартер. Схема обмена товара на товар.

Рисунок 2. Какие бывают деньги.

Банкноты Монеты

Рисунок 3.

Схема обмена товара на деньги

Рисунок 4. Монеты при Иване IV (Грозном) и Петре 1.

Рисунок 5. Первый прообраз бумажных купюр, вторая половина XVIII века.

Рисунок 6.Первые двуцветные купюры 1887 г.

Приложение Б

Таблица 1. Личный финансовый план (первая редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

 

100

400

Май 2020

500

 

100

400

Июнь 2020

500

8000

100

8400

Июль 2020

500

 

100

400

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

8 000

800

11 200

Таблица 2. Личный финансовый план (окончательная редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки/

другое

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

1300 (продажа игрушек)

100

1700

Май 2020

500

5 000

100

5400

Июнь 2020

500

7 000

100

7400

Июль 2020

500

 

1100

- 600

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

13 300

1800

15 500

Приложение В

Фото 1. Цель - покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Фото 2. Выбор способа накопления: копилка и сейф?

Приложение В

Фото 3. Способ накопления выбран – открытие банковской карты

Просмотров работы: 4143