Проблемы туристической отрасли Крыма глазами отдыхающих

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы туристической отрасли Крыма глазами отдыхающих

Нехайчук В.С. 1
1Симферопольская академическая гимназия (САГ)
Серебрякова Е.Б. 1Нехайчук Ю.С. 2
1Симферопольская академическая гимназия (САГ)
2Севастопольский филиал РЭУ имени Плеханова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из-за пандемии коронавируса россияне оказались отрезанными от привычного заграничного отдыха летом 2021 года.

Закрылись границы с известными брендовыми бюджетными курортами Египта, Турции, рассчитанные на средний кошелек наших соотечественников. В результате большой поток отдыхающих хлынул в Краснодарский край – Сочи, Адлер, Геленджик и в наш регион – Республику Крым и г. Севастополь [1, 2, 3].

Изучению вопросов качества отдыха в Крыму и Севастополе в туристический сезон 2021 года и были посвящены летние полевые исследования молодых ученых – студентов и магистрантов филиала РЭУ им. Плеханова и учащегося САГ г. Симферополь.

Перед нами была поставлена задача – ознакомиться с мнением приезжающих к нам на отдых и лечение туристов о возможностях и проблемах, с которыми они столкнулись по приезде в наш гостеприимный край.

Для исследования были выбраны юго-западная часть полуострова с центром в городе Севастополь, Восточное побережье с городами Феодосия и Судак, Западное побережье с Евпаторией и Сакским районом, и Южный Берег Крыма с самыми известными крымскими здравницами – Ялтой и Алуштой.

Исследователей интересовали, довольны ли туристы качеством отдыха, уровнем цен, а также дополнительными услугами.

Участники летних полевых исследований – Александра Худец, Елизавета Гладыш, Наталья Либерда, Матвей Бухаров, Анастасия Рачинская, Елизавета Иващенко, Кристина Верба, Анастасия Фарафонова, Борис Цогоев, Алексей Дубовой, Любовь Оболенская, Татьяна Прокопчук и учащийся 7 класса МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» Вадим Нехайчук.

Индустриальными партнерами, наставниками, консультантами выступили отельеры, рестораторы, руководители рекламных агентств, риелторы и другие: Роман Сухарев, Шерьян Сеитмеметов, Инна Рыбчинская, Николай Стариков, Эльнара Османова, Василий Дьяченко.

Основная часть

Исследования показали, что за последние несколько десятков лет крымский регион пережил множество потрясений, и это до сих пор отражается на общем уровне экономического развития территории, и, конечно, уровне благосостояния крымчан и севастопольцев.

Ещё находясь в составе Советской Союзной республики, полуостров в своем развитии был традиционно ориентирован на туризм, регион называли всесоюзной здравницей.

Однако, государство тогда брало на себя большую часть затрат на отдых и оздоровление своих граждан. Поэтому вклад отрасли туризма в экономику региона можно считать, скорее, символическим.

В Украинский период Крыма и Севастополя закрылись или пришли в запустение многие санатории и другие лечебно-оздоровительные комплексы. Туристы стали отдавать предпочтение дикому, неорганизованному отдыху: в палатке или в частном секторе.

Сегодня туризм на крымском полуострове снова активно развивается: восстанавливаются старые здравницы, строится новая, отвечающая всем современным требованиям для комфортного отдыха инфраструктура. Туристическая отрасль приносит в бюджеты всех уровней значительную часть доходов.

По итогам прошлого года прямые налоговые поступления в бюджет Крыма от курортно-туристической отрасли составили 3,8 млрд рублей, что на 2,5% больше, чем в 2019 году. По экспертным оценкам туристическая сфера вместе со смежными отраслями дает 25-30% совокупных поступлений в бюджет. Крым – единственный российский регион, показавший рост доходов от курортно-туристической сферы по итогам прошлого года.

В первом полугодии 2021-го Крым вошёл в пятёрку лидеров среди других российских регионов по количеству принятых туристов. При этом по итогам прошлого года регион посетили 6,3 млн туристов. Из-за коронавирусных ограничений турпоток в Крым сократился на 15% по сравнению с 2019 годом.

По данным на 1 сентября, Крым принял уже 7 миллионов 200 тысяч туристов и не сбавляет темпов (рис. 1.). По данным на август, в регионе работало более тысячи коллективных средств размещения общей вместимостью более 155 тыс. мест. При этом их средняя загрузка превысила 82%, в отдельных районах — 90–95% (рис. 2.).

Рис. 1. Показатели туристической отрасли в Республике Крым в 2021 году

Если говорить о господдержке, в том числе и в период пандемии, то региону оказали колоссальное внимание.  Крым является регионом с самым лояльным налоговым режимом: свободная экономическая зона, возможность инвестирования и получения земельных участков на бесконкурсной основе через защиту проектов на инвестиционных советах, другие преференции, которые бизнес тут получает. Плюс – значительные вложения в инфраструктуру в рамках федеральной целевой программы, создание туристических кластеров на территории инвестиционных площадок. Есть инвесторы, мы уже видим строящиеся объекты, гостиничные и санаторные комплексы.

Рис. 2. Загрузка отелей Крыма, работающих по системе «все включено»

В целом, у Крыма очень серьезный потенциал: есть еще много неосвоенных территорий, большое количество санаторно-курортных и гостиничных комплексов, требующих реновации. Кроме того, серьезный блок гостиничных номеров находится в серой зоне и сейчас ответственные ведомства занимаются тем, чтобы их легализовать. Благодаря этому появится еще минимум 70 тысяч номеров, которые добавятся в легальный оборот. В ближайшие годы еще 3000-5000 номеров будет построено, и это все в итоге полностью поменяет экономическую картину региона.

Именно поэтому исследование туристического направления развития экономики Крыма и Севастополя представляет такой интерес.

Разработанная студентами и магистрантами Плехановки опросная анкета (Приложение 1) была согласована с Министерством курортов и туризма Крыма, а методика проведения статистических наблюдений – с Крымстатом.

Целью исследования было опросить не менее трёх тысяч респондентов, потом обработать, систематизировать и синхронизировать информацию, сделав из простых данных исследование (рис. 3.).

Рис. 3. Проведение социального опроса среди отдыхающих

Работать было непросто. Было очень жарко, было тяжело. На фоне морских пейзажей, среди подносов с яркими коктейлями, сквозь музыкальные аккорды и манящую тишину и релакс спа-отелей шли к поставленной цели.

Южный Берег Крыма – самый интересный с точки зрения исследования регион оказался сложным при обработке данных. Здесь плехановцы выявили слишком большой разброс мнений и пожеланий туристов.

На нашем пути были и гламурная Ялта, и её соседка-скромница Алушта, некоторые уютные поселки Южнобережья. Мы пообщались с экспертами ресторанного бизнеса и отельерами. Узнали настроения принимающей стороны и отношение гостей к Крымскому сервису. Зарядились положительными эмоциями. Позагорали, сходили в горы, и, конечно же, искупались в лазурном ласковом прибое Черного моря.

Город федерального значения и самый крупный город Крымского полуострова Севастополь – город уникальный, и несмотря на относительно молодой возраст, известен не только в России, но и во всем мире. Город-герой, овеян боевой славой нескольких поколений. В Севастополе множество достопримечательностей для любителей истории, архитектуры, недаром город включён в межрегиональный туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства».

Наша работа вызвала интерес у известного писателя, публициста и общественного деятеля Николая Старикова, в интернет-блоге которого часто бывает информация о Крыме и его роли в большой политике. Николай Викторович любит полуостров и часто бывает здесь на отдыхе с семьей, поэтому он с удовольствием внёс свой вклад в исследование туристических возможностей Крыма и Севастополя.

Ну что ж, продолжи наше крымское турне?

Юго-восточное побережье Крымского полуострова – изумительный уголок с величественными горами, таинственными гротами и уютными сказочными голубыми бухтами. Здесь зреют знаменитые сорта винограда, которые потом становятся основой прекрасных местных вин, коньяков, или шампанского из подвалов великого князя Голицына. Генуэзская крепость, Лысая гора и Золотой пляж. Старый Крым, где доживал свои последние дни неисправимый романтик Александр Грин. Карстовые красоты Караби, сказочные горные изваяния Нового Света, подводный мир в бухтах потухшего вулкана Кара-Даг. Приезжая на Крымский полуостров на автомобиле нельзя не посетить эти красоты.

Западное побережье Крыма многие именуют Всесоюзной здравницей. Здесь приятный, не слишком жаркий климат, большое количество солнечных дней в году, теплое море, лишенное резких перепадов температур. И самое главное – невысокий уровень стоимости проживания. Традиционно, год за годом эти места привлекают тысячи туристов, которые неизменно находят здесь именно то, что искали: отличное настроение; развлечения на любой вкус; оздоровление организма, уставшего от вечной суеты, смога и бензиновой гари современного мегаполиса. Здесь и самый известный грязевый лечебный курорт, и популярные места для съемок отечественного кино и излюбленный берег дайверов – мыс Тарханкут. Турецкие бани, Армянская церковь, детский аквапарк, самые протяженные на полуострове набережные и бескрайние пляжи – на любой вкус гостей полуострова.

В рамках работы научной школы результаты исследования постоянно обрабатывались, систематизировались. Для улучшения качества формирования материалов молодыми исследователями проводились круглые столы и научные семинары в Университете. С учетом пожеланий руководителя школы и наставников методика постоянно совершенствовалась. Добавлялись интересные вопросы в опросную анкету с учетом особенностей региональных срезов и респондентов.

Кроме 4-х выбранных регионов опросы прошли в транспортных узлах и логистических хабах полуострова – на железнодорожном вокзале и в аэропорту Симферополя, на автовокзале столицы Крыма и Севастополя. Респонденты охотно посвящали исследователей в спектр своих ожиданий. После обмена контактами была установлена обратная связь и выяснено – оправдались ли ожидания гостей Крыма и Севастополя от отдыха и предоставляемого сервиса.

Средняя загрузка работающих отелей, гостиниц, пансионатов летом 2021 года превысила 90%. В отдельных регионах этот показатель достиг 95-100%. Наши исследования в рамках летней научной школы было направлено на сбор пожеланий об улучшении крымского и севастопольского сервиса, на то чтобы отдых оставил приятные воспоминания и при этом не до конца опустошил кошелек туристов.

Промежуточные результаты исследований позволили сформировать примерный портрет крымского и севастопольского туриста.

Так, более половины опрошенных остались довольны крымским гостеприимством. Было отмечено повышение уровня сервиса. Наиболее позитивные впечатления оставляют у приезжих Крымский климат и обилие гастрономических деликатесов, в особенности фруктов и овощей открытого грунта. Средний чек на отдых в Крыму и Севастополе составляет от 20 до 70 тысяч рублей на человека (табл. 1).

Таблица 1. Средний чек на отдых в Крыму на двоих на 10 дней, рублей

 

Экономный отдых

Стандартный отдых

Комфортный отдых

Проживание

15000

22500

50000

Питание

13000

18000

70000

Экскурсии

3000

7000

60000

Итого

31000

47500

180000

По-прежнему беспокоит крымских гостей отсутствие качественной мобильной связи и Интернета, крупных всероссийских торговых сетей и банков, высокий уровень цен.

Заключение

Давайте вместе с другими туристами разбираться в преимуществах и недостатках полуострова и решать, стоит ли ехать на отдых в 2022 году.

Туристы в отзывах о Крыме делятся на два непримиримых лагеря — либо любят его, либо ненавидят. Равнодушных нет.

Отдыхающие любят Крым за шикарную разнообразную природу, приятный климат, чистое море, достопримечательности, доступность и возможность бюджетно отдохнуть. Узнайте, за что любим Крым мы. Если закрыть глаза на недостатки Крыма (о них мы рассказали отдельно), Крым — настоящая жемчужина. Можно придумать еще много клишированных эпитетов и метафор, но я не буду — вы и сами их знаете. Скажу только, что полуостров называют Лазурным берегом — природа и впрямь очень похожа. Крым вообще очень близок Средиземноморью, он мне напоминает одновременно и Кипр, и Марокко.

Удивительная природа — то, ради чего мы возвращаемся в Крым. Где еще на относительно небольшой территории можно увидеть такое разнообразие ландшафтов? Тут и степи, и соленые озера, и застывшие миллионы лет назад коралловые рифы, и потухшие вулканы, и уединенные бухты...

Пешие горные тропы —любовь многих. Подъем на Демерджи, Солнечная, Таракташская, Боткинская, Голицынская тропы — столько возможностей для однодневных походов!

Как сказал один знакомый владелец гостевого дома, увлекающийся историей и археологией, куда не копни в Крыму — что-нибудь старинное да найдешь. Тут столько исторических достопримечательностей разных эпох! Полуостров — одна большая сокровищница. Опять же, приблизьте карту в районе Керчи — сплошные раскопки и античные городища.

Ну и самая животрепещущая тема. Как бы не хаяли Крым за высокие цены, я считаю, что они приемлемые. При желании можно бюджетно отдохнуть! Приезжайте в низкий сезон или межсезонье, например. Где еще на курорте вы поедите на двоих на 300 рублей, а за номер заплатите 600 рублей, а?

Но как бы ни была сильна наша любовь и привязанность к Крыму, молчать о его недостатках мы не можем. А недостатков у Крыма много, и они серьезные.

Ненавидят — за отсталость, хамоватых местных жителей, несоответствие цены и качества, отсутствие адекватного сервиса, убогую архитектуру и контингент, который приезжает на отдых в Крым. Но больше всего отдыхающих возмущает отношение местных. Согласна, все это обескураживает и отбивает желание приезжать, но местные этого пока не понимают.

Слово "сервис" в Крыму узнали совсем недавно. Если вы разбалованы турецким гостеприимством и анимацией, вам придется туго.

На курортах привыкли жить за счет отдыхающих и действуют по принципу "и так сойдет", ведь неприхотливый турист будет согласен на любую лачугу и будет терпеть любые неудобства, раз приехал в такую даль. А позаботиться о создании репутации и получить постоянного клиента им в голову не приходит. Это касается вообще всего: отелей, ресторанов, экскурсий, такси, музеев.

С интернетом на полуострове тоже не дружат. В общем, бизнес по-крымски — это что-то невероятное.

В Крыму нет конкуренции, поэтому цены в сезон заоблачные, а сервис — ну вы уже читали, какой он. Не факт, что дорогой отель будет соответствовать заявленным звездам, а экскурсия за 2000 рублей с человека — интересной.

Увы, вряд ли качество повысится в ближайшее время. Что делать? Приезжайте в Крым без завышенных ожиданий либо не приезжайте совсем, если не готовы поступиться комфортом и деньгами ради природы.

Выводы

1. В Крым любят приезжать ценители познавательного туризма и любители природы полуострова. Как правило это семейные пары с одним – двумя детьми, которые стремятся провести отпуск на морском берегу.

2. Положительные и негативные отзывы об отдыхе на полуострове разделились почти поровну. При этом респонденты высоко отзывались об объектах турпоказа, природе и климате полуострова.

3. Самые позитивные отзывы мы получали от гостей, которые приехали с детьми и поселились в частном секторе на Западном и Восточном побережье. Мы объяснили это тем, что туристы знали, куда ехали, какие условия им будут предоставлены и в какую сумму им обойдется отдых. Большая часть таких туристов сообщила, что тратятся только на дорогу, проживание и экскурсии, а местному общепиту предпочитают готовить самостоятельно.

4. Наибольшее число жалоб (60%) на соотношение цены и качества поступило от гостей из Москвы, Санкт – Петербурга и других крупных городов России, которые ранее привыкли посещать зарубежные курорты, а Крым выбрали из – за отсутствия альтернативы.

5. Необходимо работать в направлении повышения качества сервиса в отелях и общепите. Это сделает отдых в Крыму привлекательным и для такой требовательной публики.

Список использованной литературы и источников

https://crimea.gks.ru/

https://mtur.rk.gov.ru/

https://ria.ru

3. https://sevastopol.rea.ru/

4. https://cyberleninka.ru/journal/n/servis-v-rossii-i-za-rubezhom

5. https://cyberleninka.ru/journal/n/geopolitika-i-ekogeodinamika-regionov 

6. Исследование: портрет крымского туриста https:

https://www.tourprom.ru/news/40140/

 7. «Портрет» крымского туриста сезона 2021 года. Отчет Министерства

курортов и туризма Республики Крым. Симферополь, 2021. 18 с.

8. О развитии туристской отрасли Республики Крым за 2020 год [Электронный ресурс] // Министерство курортов и туризма Республики Крым:. Режим доступа:https://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2020_godu_1.pdf .

9. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2021 год [Электронный ресурс] // Министерство курортов и туризма Республики Крым: [сайт]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ec

f 8427eZphp1ePuTP_12.pdf.

10. «Портрет» туриста: кто предпочитает отдыхать в Крыму? https://crimea-news.com/society/2021/10/29/566879.html

Приложение 1

Опросная анкета туристов

РЭУ им. Г.В. Плеханова

(июль-август 2021 г., Республика Крым и город Севастополь)

Населенный пункт_________________________ дата _______________________

Возраст _____________________________________________________________

Пол ________________________________________________________________

Почему для отдыха выбрали Крым (Севастополь)

____________________________________________________________________

На каком виде транспорта Вы прибыли на курорт

(самолет, автомобиль, поезд)

____________________________________________________________________

Вид размещения ______________________________________________________

(пансионат, гостиница, дом отдыха, частная усадьба, квартира, «дикарем»)

____________________________________________________________________

Предпочтения в туризме и отдыхе

(пляжный отдых, активности, познавательный туризм)

____________________________________________________________________

Наиболее позитивные впечатления произвели

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Наиболее негативные впечатления произвели

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Просмотров работы: 29