Коллекция стилизованных костюмов из фетра с украшениями из конских волос. (по мотивам работ Аси Козиной)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Коллекция стилизованных костюмов из фетра с украшениями из конских волос. (по мотивам работ Аси Козиной)

Батоева Ч.Д. 1
1МБОУ "Кункурская СОШ им. Пурбуева Д.Ц."
Чирнинова Ж.Д. 1
1МБОУ "Кункурская СОШ им. Пурбуева Д.Ц."
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С 2019 года я работаю над проектами, связанными с конским волосом. Начала делать украшения из конских волос. И вот однажды, листая архив школьных фотографий, я увидела старые проекты, которые были изготовлены к новогодним праздникам из различных материалов (из бумаги, кожи, бросового материала), в том числе был и проект, который мы сделали с Жаргалмой Дамдиновной, когда я училась в начальных классах (фото).

Оказывается, можно очень просто и быстро создать целую коллекцию моделей одежды, используя различные материалы, в том числе могу использовать конский волос в качестве эффектного украшения костюма, и решила эту идею положить в основу своего творческого проекта. Искала в интернете коллекции одежды из необычного материала, в частности из бумаги. Меня поразили работы художника- конструктора Аси Козиной. Она - украинская современная художница, работающая в технике бумажной пластики. Её уникальные модели с элементами восточной культуры вдохновили меня на создание костюмов в такой технике. Но я решила использовать более прочный материал, чем бумага. Я выбрала фетр. Он хорошо держит форму- не крошится и не осыпается. Именно тут мне пригодились: опыт работы по бумагопластике и навыки изготовлению лекал, полученные на уроках технологии. И прекрасным дополнением к моделям будут украшения из конского волоса. Сочетание фетра и конского волоса считаю самым оптимальным и колоритным.

В современных условиях большинство народов мира возвращаются к своим корням – духовным, эпическим, обрядовым, чтобы обогатиться глубинными и сакральными ценностями. В моем проекте вы увидите стилизацию, интеграцию бурятского костюма по мотивам работ Аси Козиной и не только, но и украшения, выполненные из фетра и конского волоса.

Цель проекта: создать коллекцию костюмов из необычного материала и украшения из конских волос.

Задачи: 1. изучить особенности конского волоса

2. освоить технологию обработки конского волоса;

3. Разработать эскизы костюмов и украшений.

4. овладеть технологиями изготовления костюмов из фетра и украшений из конского волоса.

Глава 1. Теоретическая часть.

Особенности бурятского национального костюма.

В одежде современных жителей нашего края всё чаще можно встретить национальные мотивы. У нас, у молодёжи это принты на свитшотах и экосумках, те же традиционные воротники у платья. Приверженцы моды выбирают стилизованные и почти «подиумные» платья. Красивую одежду в национальном стиле создает наша землячка автор брендовой одежды Баирма Цыренжапова.

[1]

А люди постарше стараются не отходить от национальных дэгэлов. Которые, впрочем, бывают не всегда пошиты по всем канонам.

Но какой же он - настоящий бурятский традиционный костюм? Почему наши предки так бережно относились ко всем его элементам? Как они появились, какой смысл в них скрыт?

Бурятский национальный костюм— традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Но даже в границах одного этноса одежда отличалась очень сильно. Это видно по силуэту, по крою, материалам, структуре, даже способу шитья и, конечно, по украшениям. [2]

Буряты придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть — землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Отсюда и названия моих моделей. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.[3]

Х арактерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгынhuuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками. Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утахан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга).

Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэhын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (хультибша), зубочистка (шудэнэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов. Именно эти кисти из шелковых нитей будут подразумевать в моих украшениях кисти из конского волоса.[4]

Вывод: несколько идей я почерпнула именно из структуры бурятского костюма. Как основы под фетровые детали будут сшиты простые дэгэлы и платья. Кисти из конского волоса будут подразумевать кисти из шелковых нитей в традиционных украшениях, детали из серебра будут сымитированы из фетра.

1.2. Основные виды конского волоса

В зависимости от товарных качеств волоса, от того, с каких частей шкуры он снят, и от способа съемки конский волос подразделяется на несколько основных категорий (видов): хвост-оригинал, косица, подкос, обруб, грива, конский волос китайской обработки

1. Хвост-оригинал - волосы хвоста забитой или павшей лошади. Пучок хвоста-оригинала содержит и пряди длинных волос, и более короткие подрастающие стержни. Вес хвоста-оригинала в среднем 350-450 г.

2. Жилка - пряди особо длинных волос, выстригаемых из боковых частей хвостов лошадей. Длина волос жилки 70-100 см, а толщина 170-200 ц. Идет жилка на лески, смычки для струнных инструментов и другие изделия, требующие волоса особо большой длины. Обычно с одного хвоста лошади снимается 50-100 г жилки.

3. Косица - пряди более длинных (длиннее 45 см), толстых и упругих волос, отобранных при обработке хвостов-оригиналов. Косицы используют для изготовления мельничных и хозяйственных сит, фильтровальных салфеток, бортовой ткани и других подобных изделий. Косица составляет 40-60% всего веса хвоста-оригинала.

4. Подкос - пучок более коротких (короче 45 см), тонких и менее упругих волос, остающихся после выборки из хвоста-оригинала косицы. К подкосу же относится относительно короткий волос, снимаемый с забитых или павших лошадей, хвосты которых незадолго до смерти животного были подрезаны. Подкос идет на изготовление подметальных щеток, обивку мебели, выработку крученого волоса.

5. Обруб (подрез) - нижняя часть хвоста, срезанная у живой лошади. Отличается сравнительно коротким волосом (12-40 см). Вес обруба 150-250 г. Из-за малой длины волосы обруба используют преимущественно на технические и хозяйственные щетки, полировальные валы и диски и т. п.

6. Грива снимается как с живых, так с забитых и павших лошадей. Гривы, срезанные с живых лошадей, значительно короче (15-25 см), чем снятые с конских туш (20-50 см). Волосы гривы более тонки и менее упруги, чем волосы хвоста, поэтому из них изготовляют мягкие одежные и технические щетки, крученый волос или набивают им мебель и матрацы.

7. Челка - пучок волос, свисающий на лоб лошади. Эти волосы еще короче и мягче, чем волосы гривы. Используются так же, как и волосы гривы.

8. Щетки конские - своеобразные щетиноподобные, жесткие, упругие, слегка изогнутые, довольно короткие (5-15 см) волосы, срезанные с бабок ног забитых и павших лошадей.

9. Очес - волосы, вычесанные из хвоста и гривы живых лошадей при их чистке. Обычно представляют собой смесь перепутанных волос разной длины, толщины и упругости. Используются для набивки мебели и матрацев.

10. Свалка - перепутанный, свалявшийся в комки волос.

11. Матрацный волос - бывший в употреблении в качестве набивного материала.

12. Выростковый и жеребковый волос снимается с хвоста и гривы забитых и павших молодых лошадей (до 3 лет). Отличается от хвоста и гривы взрослых животных меньшей толщиной и длиной, малой упругостью, легкой извитостью.[5]

Вывод: для украшений буду использовать волос из гривы и подкос. Так как он менее жесткий и с ним легче работать. По предыдущим своим проектам я знаю, что волос из хвоста, в частности жилка и косица, это очень жесткий волос и из него сложно собирать пучок.

1.3. Выбор способа обработки конского волоса.

Перед тем, как отправиться на переработку, конский волос проходит предварительную обработку. Она проводится двумя способами: русским (более простым) и китайским (более трудоемким).

Во время обработки русским способом волос очищается от сора и мусора ручным трудом, а пряди волос, которые слиплись от грязи, разделяются. Для этого их скоблят ножом и пропускают через специальные валики. Затем подготовленные волосы сортируют руками, в зависимости от цвета. Пучки оригинального хвоста затем делят на волосы подкоса и косицы. Для этого работники берут в одну руку хвост, а второй рукой извлекают из него все волосы, которые длиннее 45 сантиметров. В некоторых производствах вытягивание осуществляется на гребнях.

Перед тем, как связать отсортированные волосы, их подбирают в пучки и выравнивают концы волос, чтобы они были на одном уровне. Окружность пучка должна быть около 15 сантиметров. Пучки вяжутся шпагатами или волосом из гривы.

Китайский способ обработки.

Во время обработки китайским методом волос проходит несколько этапов: мойку, сушку, расчесывание, первичное и вторичное вытягивание, вязку в пучки и подрезку. Как правило, данный способ применяется только для ранее отобранных длинных волос.

Пучки волос перед мойкой нужно замачивать около 3 часов в теплой воде. Непосредственно мойку проводят с мылом на специальных рифленых дощечках. Вымытый волос необходимо сполоснуть в чистой воде.

Отмытый волос сушат в специальной сушильной камере при температуре 60 градусов на протяжении 10 часов. Просушенный волос для разбивки слипшейся пряди и удаления недлинных волос и сора нужно прочесывать гребнем, который крепится на столе. Гребень обладает тонкими длинными зубьями из стали.

Пообщавшись с народными умельцами и старожилами нашего села, нашла и третий способ обработки конского волоса: назовем «современный». На основе традиционного способа обработки продуктов животноводства, чем издревле занимались наши предки, с появлением современной бытовой химии, изменилась и намного упростилась технология первичной обработки конского волоса. Сначала волос нужно обтряхнуть, удалить сор, затем нужно тщательно постирать, используя стиральный порошок или шампунь. Затем прополоскать и высушить пучками по цветам.

Вывод: конский волос буду обрабатывать «современным» способом.

Выбор оптимальных идей и их обоснование.

Идеи для своих моделей костюмов я почерпнула именно из структуры бурятского костюма. Детали костюмов будут выполнены из фетра. Так как фетр не осыпается и хорошо держит форму. По мотивам работ Аси Козиной разработаны фетровые детали костюмов. Как основы под фетровые детали будут сшиты простые дэгэлы и платья. Кисти из конского волоса будут подразумевать кисти из шелковых нитей в традиционных украшениях, детали из серебра будут сымитированы из фетра. Для украшений буду использовать волос из гривы и подкос. Так как он менее жесткий и с ним легче работать. По предыдущим своим проектам я знаю, что волос из хвоста, в частности жилка и косица, это очень жесткий волос и из него сложно собирать пучок.

Глава 2. Технологическая часть

2.1. Разработка и создание костюмов.

Модель №1 "Солнце". (Приложение 2)

Модель костюма попробовала создать в 3D builder. (Приложение 3). Пригодились навыки, полученные на занятиях кружка «Промышленный дизайн». Для декора данной модели я выбрала золотистый цвет. Опыт работы по бумагопластике пригодился при раскрое деталей готового костюма. Особенно сложно было при создании головного убора. Украшения выполнены из конских волос в технике «фелтинг». Фелтингом или валянием именуют особую и интересную технику работы с шерстью. Этот вид рукоделия позволяет создавать удивительные рисунки на ткани и готовых изделиях, игрушки и предметы декора, украшения. Для этого вида рукоделия используют исключительно натуральное сырьё — верблюжью и овечью шерсть, с ними очень удобно работать. Так как предыдущий мой проект был исключительно из конского волоса, я решила попробовать сделать украшения именно из него, ведь главное достоинство конского волоса состоит в том, что его не съедает моль, структура у него жесткая, поэтому волос долговечен.

Модель №2 "Луна". (Приложение 2)

Модель 2 символизирует образ Луны. Для данной модели необходимо базовое платье. Так как декор данного костюма выбран в серебристом цвете, то базовое платье решено сшить из ткани серого цвета. Костюм состоит из головного убора, полочки и подола.

Модель № 3 "Страж Вечности". (Приложение 2)

Для модели "Страж Вечности" я выбрала белый цвет с отделками "под золото" и более традиционные силуэт и детали костюма воина. Основой под фетровые детали сшит упрощенный вариант традиционного бурятского дэгэл.

Для моделей 2 и 3 также были созданы 3D варианты головного убора, что упрощало работу при раскрое. (Приложение 3)

2.2. Выбор материалов и оборудования.

Выбор материалов:

Фетр белый

Шляпный дублерин

Атласная лента

Конский волос

Бусы

Акриловая краска золотистого и серебристого цветов.

Для сборки деталей из фетра самый оптимальный вариант соединения: склеивание горячим клеем. Для некоторых деталей необходима жесткая конструкция, поэтому решено применить шляпный дублерин.

Инструменты и приспособления:

клеевой пистолет

горячий клей

швейная игла

утюг

степлер

При ручных работах, работе на швейной машинке и с утюгом, необходимо соблюдать все правила техники безопасности. (Приложение 1)

2.3. Технологическая последовательность изготовления изделий.

(см. Приложение 5)

Этапы технологических операций

1

Технология изготовления украшений из конского волоса

 

1. первичная обработка конского волоса

 

2. изготовление шариков, используя технику сухого валяния (фелтинг)

 

3. изготовление кисточек и «угалза» из фетра

 

4. сборка украшения

2

Технология изготовления костюмов из фетра

 

1. изготовление выкроек

 

2. декатирование материала, раскрой деталей

 

3. окрашивание «окантовки» деталей

 

4. сборка деталей полочки и подола

 

5. сборка и декор головных уборов

 

6. окончательная отделка

Глава 3. Эколого-экономическая часть.

3.1. Экономическое обоснование проекта.

Прежде, чем приступить к выполнению проекта, я рассчитала себестоимость своей работы, и затраты на нее. Сделать это было довольно легко, так как основные материалы: нитки, булавки, горячий клей, конский волос, искусственный мех, ткань серого цвета и фурнитуру я взяла из своего старого запаса. Докупила фетр, акриловую краску, габардин и атласную ленту.

материал

Цена, руб

расход

сумма

1

Фетр белый

350

2450

2

Атласная лента

4

20м

80

3

Краска акриловая

180

4 б

720

4

Шляпный дублерин

0

0,4

0

5

Конский волос

0

0,5

0

6

Искусственный мех

0

0,4

0

7

Бусы золотистые

0

50 шт.

0

8

габардин

400

1200

9

Ткань серого цвета

0

1.5

0

 

ИТОГО:

   

4450 рублей

Себестоимость моей работы равна 4450 рублей.

Вывод: Изделия получились экономичные, рыночная стоимость готовых костюмов и украшений гораздо выше. Считаю, что работа над данным проектом экономически себя оправдывает.

3.2. Экологическое обоснование проекта.

Пошив одежды, как любое другое рукоделие — это экологически чистое производство, так как оно не выделяет вредные вещества, нет опасности для здоровья человека, оно не загрязняет атмосферу, а самое главное практически безотходное производство.

Вывод: конский волос и фетр - экологически чистые материалы, без химического воздействия, то есть не наносят никакого урона окружающей природе, получают его при стрижке волос животных, таким образом, убивать животных не надо, сохраняется поголовье.

3.3. Реклама

Хотите необычную креативную фотографию на свою страничку?

Главное – это идея! Вы можете примерить на себя образ «Луны» или «Солнца», а может и «Стража вечности».

Приглашаю на фотосессию! (см. Приложение 6)

Заключение:

Работа над коллекцией доставила мне огромное удовольствие. Во-первых, я расширила свои знания и умения в области исследования такого уникального материала как конский волос, научилась изготавливать украшения и получила навыки работы с фетром. Во-вторых, мне очень нравится процесс обдумывания – всегда можно придумать что-то оригинальное, новое и необычное. В- третьих, попробовала себя в роли модельера, Буду развивать и воплощать собственные идеи.

Проект завершен, думаю, с поставленной целью и задачами я справилась. Конечно, останавливаться на достигнутом, я не собираюсь. С коллекцией я участвовала на окружной традиционной ярмарке-выставке изделий школьных мастерских и кабинетов домоведения, в номинации "Театр моды" и заняла призовое место. Конечно, мне еще предстоит совершенствовать свои умения, но самое главное у меня есть огромное желание продолжать работать и творить в этом направлении. Коллекцию можно демонстрировать на праздниках, люди получат эстетическое удовольствие. Также можно предложить для фотосессий. Я уверена, что наш проект найдет свое признание и возможно примем участие на международном бурятском фестивале "Алтаргана".

Литература:

Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: «Республиканская типография», 2006.

Бабуева В.Д. Мир традиции бурят, Улан-Удэ, издательство «Улзы», 2001

Валдаева Н., Гончарук М. Ковер – картина (о гобеленах) /Сделай сам, 1994, 1/

Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобраоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Историко – культурный Атлас Бурятии. М.Дизайн. Информация. Картография, 2001

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. Проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.instagram.com/bayan_beri/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятский_национальный_костюм

3. https://my-buryatia.ru/buryaty-i-buryatiya/buryaty-odezhda-i- ukrasheniya/#:~:text=Женские%20украшения%20восточных%20бурят%20отличались,по%20сути%20дела%20серебряными%20медальонами

4. http://бурятскаякультура.рф/metodkabinet/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/traditsii-obychai/660-buryatskaya-natsional-naya-odezhda

5. https://znaytovar.ru/s/Osnovnye-vidy-konskogo-volosa.html

Приложение 1

Правила техники безопасности при работе с иголками, булавками ножницами.

1. Шейте с наперстком.

2. Храните иголки, булавки и ножницы в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте.

3. Строго запрещается брать в рот иголки и булавки.

4. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

5. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

6. Подавайте и кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.

7. После работы уберите все принадлежности на место.

Правила техники безопасности при работе на швейной машине.

1. Уберите волосы.

2. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.

3. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.

4. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавки или иголки на линии шва изделия.

5. При заправке нити уберите ноги с педали машины.

6. После работы тщательно уберите рабочее место.

Правила техники безопасности при работе с утюгом.

1.Проследите, чтобы руки были сухими.

2. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура,

3. Выключайте и отключайте утюг только за вилку.

4. Не оставляйте утюг, включенный в сеть, без присмотра.

5. Следите за нормальной работой утюга.

6. После работы выключите утюг и убрать его в установленное место.

Приложение 2

Эскиз костюма «Солнце»

Эскиз костюма «Луна»

Эскиз костюма «Страж вечности»

Приложение 3.

Эскизы костюмов в 3D builder

Приложение 4

Сбор информации у местных умельцев и старожилов о традиционном способе обработки конского волоса

Шагдарова Цыцыгма абгай, 75 лет

Дугаров Батомунко ахай, 68 лет

Приложение 5

Технологическая проследовательность изготовления изделий.

Этапы технологических операций

Фотографии

Технология изготовления украшений из конского волоса

1. первичная обработка конского волоса

 

2. изготовление шариков, используя технику сухого валяния (фелтинг)

 

3. изготовление кисточек и «угалза» из фетра

 

4. сборка украшения

 

Технология изготовления костюмов из фетра

1. изготовление выкроек

 

2. декатирование материала, раскрой деталей

 

3. окрашивание «окантовки» деталей

 

4. сборка деталей полочки и подола

 

5. сборка и декор головных уборов

 

6. окончательная отделка

 

Приложение 6

Костюм «Солнце»

Костюм «Луна»

Костюм «Страж вечности»

2 место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, февраль 2021

2 место в номинации «Театр моды» на традиционной межмуниципальной выставке-ярмарке изделий школьных мастерских и кабинетов домоведения, май 2021

Просмотров работы: 46