Занимательный гербарий

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Занимательный гербарий

Чуваева О.А. 1
1МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска"
Точилкина Е.В. 1
1МАОУ Лицей №97
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение

Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и гармонии. С глубокой древности человек использовал растения в пищу, для строительства жилищ, для изготовления тканей, посуды и мебели, для лечения от ран и болезней. В наше время этот удивительный и загадочный мир требует особого – ценностного – отношения человека, а оно невозможно без изучения особенностей и видового состава растений.

Пожалуй, самым увлекательным способом изучение ботаники является наблюдение за растениями в природе, их сбор и оформление гербария. Гербарии помогают лучше узнавать родной край и познакомиться с растениями, которые не растут в нашем крае. По старинному гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий, какие растения исчезли, а какие появились в данной местности.

В начальной школе гербарные листы являются демонстрационным пособием на уроках окружающего мира, а на уроках изобразительного искусства засушенные образцы растений используются как натура для зарисовок, а также для создания панно, поздравительных открыток, декоративных композиций.

Актуальность выбранной темы:

Выбранная мной тема очень актуальна, так как гербарий является наглядным пособием в учебной деятельности начальной школы, а также важнейшим материалом для изучения родного края.

 Предметом моего исследования является гербарий.

Целью исследовательской работы является изучение основных положений и правил гербарного дела и изготовление собственного гербария.

Задачи исследования:

Узнать, что такое гербарий, зачем и как его создают.

Научиться засушивать растения разными способами и оформлять гербарные листы.

Описать полученные результаты исследования.

Оформить обучающее пособие для младших школьников «Занимательный гербарий»

Методы, используемые в ходе исследования: анализ справочной и учебной литературы, сравнительно-сопоставительное исследование.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что данное пособие можно использовать при изучении в начальной школе таких предметов как «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство».

II.Теоретическая часть.

2.1. Что такое гербарий.

Слово «гербарий» происходит от латинского «herba» - трава, зелень.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова и словаре для начальной школы Р.Б. и Н.Б. Якубовых даётся определение гербария как коллекции засушенных растений. В других словарях уточняется: гербарий — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами; гербарий — это коллекция определенным образом обработанных и документированных засушенных растений. Первым применил термин «гербарий» к сборам засушенных растений французский врач, ботаник и путешественник Жозеф Турнефор (около 1700 года).

Гербарием называют также хранилища гербарных коллекций. На сегодняшний день крупнейшим гербарием мира является Национальный музей естественной истории (Париж, более 7 млн. образцов). Немногим меньше - 6,5 млн. гербарных листов - гербарий Королевского ботанического сада в Кью, пригороде Лондона. Собранные там коллекции настолько уникальны, что ученые именно их считают самыми важными для ботаники[1].Почти столько же образцов хранятся в Ботаническом институте имени В.Л. Комарова Российской Академии наук в Санкт-Петербурге (Приложение 1).

Далеко не всякое собрание сухих растений можно назвать гербарием. Главное требование - каждый гербарный образец должен быть полноценным документом, правильно изготовленным и оформленным. В зависимости от размера на гербарном листе может быть представлена часть растения (например, гербарий листьев, гербарий цветков) или все растение с корнем, стеблем, листьями и цветками или плодами.

Обычно гербарии охватывают состав растительности какой-либо определенной территории (страна, область)или определенного семейства, рода растений (гербарий злаков, гербарий яблонь). Иногда в основу гербария кладутся какие-либо полезные или вредные для человека свойства растений (гербарий лекарственных растений, гербарий сорных растений) (Приложение 2).

2.2. Зачем создают гербарий.

Интересно, что первые гербарии говорят не о научном предназначении коллекции, а имеют романтические корни. Высушивая подаренный красивый цветок, влюбленные сохраняли знаки внимания и память о дорогом человеке (Приложение 3).

Учёные стали интересоваться растениями только в 15 веке. Именно тогда появились первые книги с рисунками растений. А в 16 веке в Италии стали появляться труды научного характера с примерами из приклеенных высушенных частей растений. В 19 веке Карл Линней говорил, что «гербарий имеет превосходство над любым изображением и необходим каждому ботанику[2].

Гербарий – это самый хороший способ сохранить максимум информации о растении. Никакой, даже прекрасно выполненный рисунок, а тем более, рассказ, не заменит натурального растения. В научных целях составляются гербарии из целых растений, включая корневую систему. Гербарный образец с правильно заполненной этикеткой можно сравнить с историческим документом или паспортом растения.

Гербарий документирует состав растительности конкретной территории, а также распространение видов. Только гербарий может дать полные и надежные сведения об изменении флоры той или иной страны за тот или иной период времени.

Кроме научных целей коллекции растений используются как наглядные пособия при изучении ботаники. Учебный гербарий может включать не все, а только наиболее привлекательные части растения (листья, цветки), т.е. содержание информации в них сокращено по сравнению с научным гербарием.

Многие школьные учителя природоведения предлагают ученикам выполнить полезное и интересное практическое задание - изготовить гербарий. При этом дети, используя атлас-определитель, находят в природе нужные растения, собирают их и сушат, самостоятельно оформляют гербарий, подписывая название образца, к какому виду относится растение, дату сбора.

В наше время на замену гербаризации как способу сохранения информации о растениях пришла фотография, активно создаются электронные гербарии. Сейчас засушивание трав — это преимущественно любительское занятие рукодельниц и дизайнеров, которые оформляют растения в раму или делают декоративные композиции[3].

В этикетке указывают:
- полное название растения;
- место нахождения (область, район, ближайший населенный пункт);
- место обитания (например, луг, лес);
- дату сбора;
- фамилию и инициалы сборщика;
- фамилию и инициалы человека определившего вид растения.
2.3. Как изготовить гербарий.

Появление первых гербариев в XVI веке связано с изобретением бумаги, которая стала применяться как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. Способ засушивания растений между листами бумаги изобрёл итальянский врач и ботаник, основатель Пизанского ботанического сада Лучо Гини (1490—1556). Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников (Приложение 4).

В научных целях к сбору, оформлению и систематизации растений подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать. Для создания учебных или декоративных гербариев не обязательно следовать научному канону, но соблюдение нескольких рекомендаций значительно упростят работу[4].

Создание гербария проходит в три этапа:

1. Поиск и сбор растений. Собирать растения, конечно, можно спонтанно, увидев, красивый экземпляр. А можно придерживаться определенной тематики, например, «Сорняки», «Лечебные травы», «Ядовитые растения», «Садовые/полевые цветковые растения», «Различные формы соцветий» и пр.

Растения для гербария нужно собирать в сухую погоду в местах их массового произрастания, подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Необходимо брать несколько экземпляров одного растения, что позволит выбрать после сушки самый привлекательный. Желательно собирать растения в период цветения, так как цветок – очень важный систематический признак.

2. Сушка растений. Собранные растения можно высушить разными способами.

Чтобы растение оставалось объемным, используются:

естественная сушка на открытом воздухе, вдали от солнечных лучей, без контакта с поверхностью (в подвешенном виде);

сушка в сыпучих гигроскопичных материалах, например, в предварительно просеянном, промытом и прожаренном в духовке песке.

Наиболее распространена плоская сушка под прессом или с помощью утюга.

3. Оформление гербария. После того, как растения засушены, их прикрепляют на плотные листы формата А3 или А4. На одном гербарном листе монтируется только один вид растений в одном или нескольких экземплярах. Для основы можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить покрытые калькой готовые гербарные листы.

Если отдельные части растения выходят за границы листа, их аккуратно сгибают.

Важнейшим элементом правильно оформленного гербарного листа является этикетка, на которой на русском и латинском языках написано название растения, места его распространения, данные о месте и времени сбора. Гербарные листы не скрепляются между собой и хранятся в специальных коробках или шкафах в порядке, соответствующем систематическому признаку[6].

При оформлении любительского гербария высушенные растения можно аккуратно «посадить» на клей; вместо бумажных полосок скотч ни в коем случае не используется. Затем листы прокладываются пергаментом и собираются в папку. Можно воспользоваться прозрачными файлами и папкой-скоросшивателем, которая позволит при необходимости открепить любой лист. Подписи на этикетках можно разнообразить информацией о лечебных свойствах данного растения или интересными фактами.

Изучение литературы и материалов интернет-сайтов позволило разобраться в особенностях гербарного дела и перейти к практической части исследовательской работы.

III. Практическая часть.
3.1. Изготовление гербария.

Для создания собственного гербария мы решили использовать самый простой способ – сушку между листами книги и с помощью утюга под горячим прессом. Довольно трудным делом оказался выбор содержания гербария. Мне хотелось засушить все красивые растения: и луговые травы, и цветы с клумбы, и листья деревьев. Помогла мне с выбором растений моя бабушка, у которой я гостила на даче летом. В солнечный день бабушка ходила по огороду и показывала мне растения, называла их лекарственные свойства, а я ножницами срезала стебли травянистых растений и листья кустарников. Оказалось, что каждое растение полезно для человека, даже такие сорняки как крапива и репейник.

Этапы работы по изготовлению гербария

1. Изучила литературу по правилам составления гербария

2. Собрала материал (Приложение 5).

3. Подготовила материал к засушиванию, очистила от загрязнений, цветы сложила в ватные диски (Приложение 6).

4. Сушка под прессом (Приложение 7).

5. Часть материала засушила горячим способом (Приложение 8).

6. Оформление гербария (Приложение 9).

3.2. Разработка и оформление обучающего пособия для младших школьников «Занимательный гербарий»

1. Когда растения высохли, я разместила их на плотных листах. На один лист клеем ПВА прикрепляла только один вид растения. С помощью атласа-определителя определила собранные растения. Изучила литературу по собранным растениям, собрала интересную информацию по каждому растению (Приложение 10).

2. Оформила этикетки гербария: у каждого растения указала название семейства, вида, место и время сбора (Приложение 11).

3. Составила обучающее пособие. В нём 38 страниц: титульный лист, 19 листов с гербариями, 18 листов с интересными фактами о представленных растениях (Приложение 12).

3.3. Сравнение особенностей процесса и результата различных способов засушивания растений.

Сравнив особенности процесса и результат различных способов засушивания растений, мы смогли выделить и представить в виде таблицы их достоинства и недостатки (Приложение 13, таблица 1). Из таблицы видно, что для создания гербария желательно использовать холодный способ сушки, однако, если растение или его часть уже почти высохли естественным образом (например, лисья деревьев, злаки)[5].

3.4. Выводы по результатам работы.

В ходе исследовательской работы был получен ряд важных результатов.

Изучение теоретических основ гербарного дела дало понимание, что не все засушенные растения можно назвать гербарием. Гербарий - это коллекция специально собранных и засушенных растений, точно этикетированых и определенных (или подлежащих определению) на основании систематики растений.

Исследовательская часть показала, что работа по созданию гербария очень трудоемкая, но захватывающе интересная. Я научилась засушивать растения и изготавливать плоский гербарий, соблюдая основные правила гербарного дела[7].

Таким образом, можно утверждать, что цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены. Мною был оформлено обучающее пособие для учеников начальных классов

«Занимательный гербарий», которое может быть использовано на уроках окружающего мира при изучении растений, также на уроках технологии и изобразительного искусства в практической работе.

IV. Заключение

Сделать гербарий своими руками может каждый человек. Благодаря ему, можно изучить флору любой местности.  Флора каждой территории очень со временем меняется. Одни виды исчезают, другие появляются. С помощью гербария можно определить, когда это случилось. Каждый лист с образцом растения – своего рода архивный документ.  

   Гербарий может быть оформлен разными способами. Он может играть не только познавательную роль, но и быть украшением интерьера. Гербарий можно использовать непосредственно на уроках окружающего мира, а также на уроках математике при изучении чисел и операций с ними. На уроках изобразительного искусства наш гербарий послужит для изучения гаммы цветов и орнаментов. На уроках технологии он может быть примером создания каркаса.

Наша гипотеза подтвердилась, мы сумели придумать и создать обучающее пособие, который в дальнейшем будет использоваться на уроках в начальной школе.

Целью работы - изучение основных положений и правил гербарного дела и изготовление собственного гербария- полностью достигнута.

V. Список литературы

1. Азгальдова, В.О. Лето на память. Моя первая коллекция растений / Азгальдова, В.О. - М.: Изд-во «КомпасГид», 2021. – 144с.

2. Гербаризация растений (сбор, техника и методика заготовки растительного материала): учебное пособие / М.И. Демина, А.В. Соловьев, Н.В. Чечеткина; Рос. гос. аграр. заоч. ун-т.; М., 2012. – 177 с. (электронная версия).

3. Каста С. Софи в мире цветов / Пер. И. Матыциной. М.: Изд-во «Белая ворона», 2016. – 51 с.

4. Куценко, М.Е. Цветы и травы. Мир удивительных растений / Куценко, М.Е. - М.: Изд-во «Эксмо- Пресс», 2021. – 48 с.

5. Плешаков, А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл. / Плешаков, А.А. – 9-е изд. – М.: Изд-во «Просвещение», 2021. – 224 с.

6. Смирнов, А.В. Кто на яблоньку похож? / Смирнов, А.В. – М.: Изд-во «Малыш», 1988. – 26 с.

7. Шорыгина, Т.А. Беседы о деревьях и кустарниках с детьми 5-8 лет / Шорыгина,Т.А. – М.: Изд-во «Сфера», 2018. – 128 с.

 

VI. Приложения

Приложение 1

Рисунок 1- хранилища гербарных коллекций

Приложение 2

Рисунок 2 – тематические гербарии

Приложение 3

Рисунок 3-5 – первые гербарии

Приложение 4

Рисунок 6 – гербарий итальянского ботаника Гини

Приложение 5

Рисунок 7-8 – сбор материала для гербария

Приложение 6

Рисунок 9-11 – подготовка собранного материала к засушиванию

Приложение 7

Рисунок 12 – сушка под прессом

Приложение 8

Рисунок 13-14 – сушка горячим способом

Приложение 9

Рисунок 15 – оформление гербария

Приложение 10

Рисунок 16 – определение с помощью атласа-определителя названий собранных растений

Приложение 11

Рисунок 17 – оформление этикетки гербария

Приложение 12

Рисунок 18-24- страницы обучающего пособия для младших школьников

«Занимательный гербарий»

Приложение 13

Таблица 1 - Преимущества и недостатки различных способов сушки растений

Способ сушки

Преимущества

Недостатки

Холодная сушка под прессом из книг

- доступность необходимого для сушки оборудования (книги, салфетки);
- возможность сохранить естественный цвет растения.

- необходимость сначала ежедневно, а затем не реже 1 раза в 3-4 дня аккуратно менять «рубашку», чтобы не начался процесс гниения растения;
- длительность процесса: полностью высушить небольшой материал можно за 2–3 дня, для сушки плотных и объемных экземпляров нужен месяц; в среднем растения будут готовы через 2-3 недели.

Горячая сушка утюгом

- возможность очень быстро высушить образец;
- доступность и несложность проведения процедуры сушки.

- зачастую при высыхании растение теряет естественный цвет;
- риск пересушить образец,
- недолговечность и хрупкость высушенного таким способом растения.

Просмотров работы: 2382