Летнее платье в стиле сороковых

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Летнее платье в стиле сороковых

Ярутина И.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Приветненская средняя общеобразовательная школа" Выборгского района Ленинградской области
Феоктистова Г.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Приветненская средняя общеобразовательная школа" Выборгского района Ленинградской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Проблема, идея, замысел проекта

В этом году состоялся муниципальный конкурс-шоу «Модница», в котором появилась номинация «одежда военных лет». С этим и связана идея создания моего платья в стиле 40-х. Поговорила с мамой. Она меня поддержала. Тем более, что купить в наше время платье недешево. Не стала отступать и от своего рода «традиции» – шить из ткани с набивным и купонным рисунком.

Цель моего проекта:

Создать летнее платье в стиле сороковых годов.

Задачи проекта:

Изучение истории костюма сороковых.

Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемые изделия

Закрепление навыков в конструировании и моделировании швейных изделий

Закрепление знаний о технологии изготовления швейных изделий

Закрепление навыков расчета себестоимости швейных изделий

Закрепление навыков использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.

Глава 1. Теоретическая часть

О моде 40-х годов XX столетия

Отличительные черты одежды, которая была в тренде в те годы: в одежде не было прежней роскоши, поскольку в это время мода диктовалась тяжелыми военными условиями и жестким ограничением на расход материалов. Но людям даже и в такое смутное время хотелось и удавалось оставаться красивыми.

В крое женской одежды 40-х годов господствует минимализм и отсутствуют какие бы то ни было декоративные элементы, драпировки и прочие детали, требующие дополнительного метража ткани. Натуральные ткани все чаще стали заменять искусственными, так как на них не существовало существенных ограничений. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы. Минимализм настиг моду и в аксессуарах: все было очень просто и лаконично, без украшений и лишнего пафоса, без помпезности и лоска. Стиль минимализма охватил весь мир и начал завоевывать рейтинговые позиции.

В сороковых годах пришло время прет-а-порте, что было рассчитано на выпуск одежды для массового, широкого потребления. Причем о женственности речь не шла: одежда должна быть практичной, лаконичной и банально удобной. При всем этом ткани, из которых шили модели, нельзя было назвать скучными и безрадостными. Хоть мода 40-х годов не поражала выбором расцветок, подобрать что-то под свои вкусовые предпочтения было возможным. В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. В первой половине десятилетия запрещалась складка и клеш – на смену им пришла ровная юбка до колен. Такой строгий фасон одежды выбирался банально из-за экономии ткани. Запросы модниц и их гардеробы были очень скромны. Во всем прослеживался военный стиль. Так, некоторые детали одежды могли использоваться как в мужских, так и в женских костюмах. Блузы того времени были очень схожи с обычными рубашками. Пиджаки имели квадратные плечи, а жакеты были с подкладными плечиками.

У девушек военных лет самыми распространенными прическами были бараночки из кос и корзиночка.

О купонной ткани и изделиях из нее

По своему опыту знаю, что работать с тканями с купонным рисунком непросто. Не все знают, как лучше расположить рисунок и что сшить из такого материала.

Если говорить о ткани в общем, то купон — это не тип ткани, а характер нанесенного на полотно рисунка. Т.е. рисунок представлен целостным визуальным блоком, который разбивать не рекомендуется. Он может быть совершенно разным — линейный и более живописный, строгий и романтичный, крупный и мелкий. При выборе подобной ткани имеет смысл ориентироваться на свой тип фигуры и типаж внешности. 

Купонная ткань может подойти практически всем! Просто нужно ориентироваться на то, где именно будет расположен ключевой акцентный рисунок и соотнести его с типом вашей фигуры. 

Принцип выбора рисунка зависит от того, насколько ваша фигура близка к сбалансированному типу и напоминает песочные часы. 

Если ваша фигура – песочные часы, объем рисунка должен быть уравновешенным верхним и нижним принтом одинакового размера, при этом талия обязательно подчеркнута.

Если вы обладательница прямоугольной фигуры, то рекомендации будут схожими, но талия – полуприлегающей.

Если ваша фигура груша – располагайте самые крупные детали рисунка в верхней части тела и тоже не забывайте про талию. 

Если же Вы обладаете спортивной фигурой с небольшим акцентом на плечи и узкими бедрами, наоборот, ориентируйтесь на то, чтобы все крупные и знаковые рисунки были расположены ниже талии.

Обладательницам фигуры яблоко не стоит выбирать ткань с купоном: если добавить рисунок наверх или вниз, фигура будет выглядеть полнее. Если же расположить его по центру – визуально увеличится живот.

С помощью ткани с купонным рисунком можно скорректировать свою фигуру?

Принцип масштаба: главное правило: размер рисунка должен в первую очередь соответствовать росту и весу человека.Худеньким и миниатюрным, следует избегать крупных и очень ярких рисунков – это будет только мешать и визуально делать человека еще меньше. Девушкам с пышными формами имеет смысл выбирать крупные рисунки – это будет здорово стройнить. Средний рост и средний вес «любит» рисунки средних размеров.

       

Принцип нюанса: нужно подчеркивать в теле те зоны, которые являются нашими достоинствами, сознательно акцентировать внимание на них за счет ярких акцентов, интересных декоративных элементов. Рисунок в этом деле главный помощник – это всегда объемное изображение, которое визуально увеличивает. Поэтому можно смело располагать его в тех частях тела, которые требуют балансировки. И, конечно, не бояться экспериментировать! Рисунок в этом деле просто отличнейший помощник!

Решение

У меня спортивная фигура с акцентом на плечи. Поэтому я буду располагать крупные рисунки ниже талии, а по верхней части - мелкий рисунок ткани.

Выбор объекта проекта

Дизайн-анализ аналогов проекта

Вариант А

Описание модели:

Отрезное платье длиной до колена, с заниженной талией, с купонным рисунком в «горох» по лифу, с цельнокроеным коротким рукавом, однотонной расклешённой юбкой и планкой, вшитой между верхней и нижней частью. Воротник отложной в тон юбке. Застежка – потайная молния в среднем шве спинки.

Вариант Б

Описание модели:

Платье из ткани с купонным рисунком, полуприлегающего силуэта длиной до колена, полуприлегающего силуэта, отрезное по линии талии, с длинным рукавом на манжетах, без воротника, юбка с мягкими встречными складками. Купонный рисунок расположен в нижней части. Застежка по центру спинки на одну пуговицу к горловины. По линии талии однотонный (в цвет рисунка основной ткани) пояс, завязывающийся на бант.

Вариант В

Описание модели:

Платье из ткани с купонным рисунком, прилегающего силуэта, отрезное по линии талии, без рукавов, с круглым- вырезом горловины, с юбкой типа «татьянка» длиной по колено. Купонный рисунок расположен по нижней части платья. Горловина и проймы обработаны подкройной обтачкой. Застежка – потайная молния в среднем шве спинки.

Я остановила свой выбор на варианте А, так как у меня спортивная фигура с акцентом на плечи. Крупные рисунки на этой модели расположены в нижней части, а верхняя часть с мелким рисунком. Кроме того, мне нравится, что в данной модели нет рукава.

Пользуясь своими мерками и выкройками основы платья на индивидуальную фигуру, смоделировала выкройку платья. Определилась с материалами и инструментами.

Набор первоначальных идей по выбору проекта

А

Б

В

Рис.

Глава 2. Теоретическая часть

2.1. Чертежи в масштабе 1:4

Рис. 2 Передняя часть и спинка верхней части платья

с обтачками горловины и оката рукава в М 1:4

Рис. 3 Нижняя часть платья в М 1:4

Материалы

Таблица 1

п/п

Наименование

Количество

1

Вискозный штапель с купонным рисунком

2 м

2

Флизелин H180

0,2 м

4

Швейные нитки бежевого цвета

4 шт.

5

Тесьма молния 70 см

шт.

Инструменты

Таблица 2

п/п

Инструмент

1

Швейные иглы

2

Швейная машина

3

Оверлок

4

Ножницы

5

мм бумага

6

Карандаш

7

Линейка

8

Булавки

9

см лента для измерения размеров тела

10

Мел портновский

11

Утюг

12

Гладильная доска

 

Технология изготовления платья

Выполнение платья.

Таблица 3

№ п/п

Название операции

Инструменты и материалы

Технология выполнения

Обозн. операц.

Графическое изображение

1

Снятие мерок

См лента

Снять мерки Сг, Сб, Ди, Ст,Др, Шп, Ош, Дп, Оп и др.

Р

 

2

Построение выкройки

Мм бумага, ножницы, линейка, карандаш, линейка-лекало

Построить выкройку деталей изделия, используя мерки, чертежные инструменты и см ленту

Р



3

Выкраивание деталей изделия

Булавки, ножницы, портновский мел

Выкроить детали изделия: переднюю часть, спинку, рукава, разрезав в нужных местах для пришивания кружева (см рис. 2, 3, 4)

Р

4

Выполнение вытачек

Детали кроя, нитки, игла, утюг, швейная машина, доска гладильная

Сметать вытачки на лифе платья

Р

 

Стачать вытачки на лифе платья

М

Загладить вытачки в сторону плечевых швов и середины переда и спинки

У

5

Сборка частей платья

Детали кроя, нитки, игла, утюг, швейная машина, доска гладильная, оверлок

Сметать плечевые и боковые швы

Р

 

Стачать плечевые, боковые швы и продольные швы рукавов

М

Обработать швы оверлоком

М

 

Загладить все стачные швы в сторону спинки

У

 

6

Обработка ворота, оката рукава

Детали кроя, флизелин, утюг, шв. машина

Продублировать ткань флизелином.

У

 

Выкроить обтачку ворота и оката рукава

Р

№ п/п

Название операции

Инструменты и материалы

Технология выполнения

Обозн. операц.

Графическое изображение

6

Обработка ворота, оката рукава

Ткань, флизелин, нитки, детали кроя, швейная машина, оверлок, утюг, гладильная доска

Сметать плечевые швы на обтачках

Р

 

Стачать плечевые швы на обтачках

М

Обработать внешний край оверлоком

М

 

Приметать обтачки к срезу горловины и окату рукава

Р

 

Притачать обтачку к срезу горловины и обтачке окату

М

Надсечь близко к шву округлые места среза горловины и оката рукава, вывернуть на лицо, чисто вытачать, оставив кантик по изнанке.

Р

Загладить на изнаночную сторону

У

7

Выполнение юбки-платья.

Детали кроя, нитки, игла, швейная машина, оверлок, утюг, гладильная доска.

Проложить машинную сборку по верхней части юбки

М

 

Выполнить сборку до размеров нижнего среза верхней части

Р

 

Приметать юбку к лифу

Р

 

Пришить юбку к лифу

М

Обработать шов оверлоком

М

Заутюжить шов к верхней части платья

У

 

Обработать нижний срез юбки оверлоком

   

8

Выполнение застежки

Детали кроф, утюг, гл. доска, швейная машина, тесьма-молния

Отутюжить сгиб на потайной молнии

У

 

Раскрыть потайную застежку-молнию, наложив ее лицевой стороной на припуски платья. Совместить зубчики потайной молнии с линией середины спинки изделия. Вметать, совместив верх тесьмы с верхом воротника

   

№ п/п

Название операции

Инструменты и материалы

Технология выполнения

Обозн. операц.

Графическое изображение

8

Выполнение застежки

Детали кроф, утюг, гл. доска, швейная машина, тесьма-молния

Сметать срезы середины спинки от потайной молнии до низа

Р

 

Втачать потайную молнию

М

 

Стачать срезы середины спинки

М

Отвернуть обтачку на изнаночную сторону приметать к молнии по среднему срезу спинки

Р

Притачать

М

Подрезать уголки, вывернуть

Р

Выметать обтачку по краю, выполняя кант по передней части

Р

Пришить обтачку к плечевым швам

Р

Выполнить ВТО узлов

У

 

9

Обработка низа.

 

Обработать низ юбки швом в подгибку с открытым срезом.

М

 

10

ВТО

утюг, гл. доска платье

Выполнить влажно-тепловую обработку платья

У

 

Схемы обработки швейных узлов.

Рис. 4

Таблица 4

Наименование узлов

1

Схема выполнения вытачек

2

Схема обработки обтачкой верхнего среза ворота и оката рукавов

3

Схема обработки плечевых, боковых швов и шва соединения верхней и нижней части платья (стачной взаутюжку)

4

Схема обработки центральной застёжки спинки потайной молнией

5

Схема обработки нижнего среза платья (вподгибку с открытым срезом)

6

Схема машинной сборки юбки

Глава 3. Эколого-экономическая часть

Экономическое обоснование

Таблица 5

п/п

Материалы

Стоимость

За единицу

(руб.)

Кол-во

Затраты

(руб.)

1

Вискозный штапель с купонным рисунком

580,00

2 м

1160,00

3

Флизелин H180

160,00

0,2 м

32,00

5

Швейные нитки бежевого цвета

45,00

4 шт.

180,00

ИТОГО:

1372,00

Стоимость подобного изделия на рынке предложений составляет от 1500 рублей.

Амортизационные затраты не учитывались. т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.

Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство платья в среднем затрачивается 12 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 3 ч., на пояс я затратила 1 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 2,97 руб.

W= 0,04(12+1)+0,015(12+1)+0,06(12+3+1)= 1,675 кW

С(эл)=2,951,675= 4,94 рубля

Итого: 1372,00 +4,94 =1 376,94 рублей

Стоимость расходов на мое платье чуть ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений. Кроме того, платье выполнено из добротного материала.

Экологическое обоснование проекта.

Платье изготовлено из вискозы и не окажет пагубного влияния на окружающую среду и его применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека.

Глава 4. Заключение

Описание результата проекта

Отрезное по линии талии платье прилегающего силуэта без рукавов из вискозного бежевого штапеля с купонным рисунком, Нижняя часть платья сильно присборена. Горловина и окат рукава обработаны обтачкой, по спинке потайная застёжка-молния. (рис. 4)

Самоанализ

Поставленная цель достигнута.

Изделие соответствует названию проекта: «Летнее платье в стиле 40-х»

Платье мне по размеру, значит я справилась с поставленной задачей: сшить платье на себя.

Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.

Изделие соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как сшито и натуральных и искусственных материалов.

Нужно отметить некоторые особенности, с которыми я столкнулась:

Приходилось очень осторожно выполнять присборивание, т.к. ширина детали 2 м, но это придало нижней части изделия расклешенный вид;

Рис. 5

впервые столкнулась с выполнением застежки потайной молнией.

все остальные узлы выполняла не один раз, поэтому особых трудностей это не вызвало

Своей работой я осталась довольна.

Отзывы учителей:

Г.А. Феоктистова, учитель технологии: «Ира выполняла работу с удовольствием, и проект у нее получился»

А.В. Рукавишникова, классный руководитель: «Иришка молодец, помимо учебы и занятий спортом находит время для хобби»

Вывод

Не бойтесь обернуться назад! Это поможет вам двигаться вперед! Все новое – это хорошо забытое старое! Прикоснитесь к истории, и вы найдете в ней идеи для вдохновения и творчества, что подарит вам новые впечатления и возможности, недоступные тем, кто стоит на месте!

Используемая литература:

А.Ф. Макаренко. Безлекальный раскрой женского платья. Изд. Прапор. Харьков, 1968. – 216 с.: илл.

Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 8 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2014.– 258, [2] c.: ил.

Журналы Бурда-моден

https://aaexhibits.com/foto/platya-v-stile-40-h-godov-foto.html

https://burdastyle.ru/stati/chto-sshit-iz-kuponnoy-tkani--/

https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut

https://patterneasy.com/

https://promodu.com/jenskaya-odejda/stil-odezhdy-40-h-godov.html

https://sheisama.ru/publ/tekhnologija_zhenskoj_i_detskoj_ljogkoj_odezhdy/glava_1/4_obrabotka_srezov/25-1-0-102

Приложения

 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

Рис. 8

   

Рис. 9

Рис. 10

 

Рис. 11

Просмотров работы: 70