Введение.
Проблема, идея, замысел проекта
В этом году состоялся муниципальный конкурс-шоу «Модница», в котором появилась номинация «одежда военных лет». С этим и связана идея создания моего платья в стиле 40-х. Поговорила с мамой. Она меня поддержала. Тем более, что купить в наше время платье недешево. Не стала отступать и от своего рода «традиции» – шить из ткани с набивным и купонным рисунком.
Цель моего проекта:
Создать летнее платье в стиле сороковых годов.
Задачи проекта:
Изучение истории костюма сороковых.
Проведение маркетингового исследования для выявления спроса на проектируемые изделия
Закрепление навыков в конструировании и моделировании швейных изделий
Закрепление знаний о технологии изготовления швейных изделий
Закрепление навыков расчета себестоимости швейных изделий
Закрепление навыков использования информационных технологий по оформлению пояснительной записки проекта.
Глава 1. Теоретическая часть
О моде 40-х годов XX столетия
Отличительные черты одежды, которая была в тренде в те годы: в одежде не было прежней роскоши, поскольку в это время мода диктовалась тяжелыми военными условиями и жестким ограничением на расход материалов. Но людям даже и в такое смутное время хотелось и удавалось оставаться красивыми.
В крое женской одежды 40-х годов господствует минимализм и отсутствуют какие бы то ни было декоративные элементы, драпировки и прочие детали, требующие дополнительного метража ткани. Натуральные ткани все чаще стали заменять искусственными, так как на них не существовало существенных ограничений. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы. Минимализм настиг моду и в аксессуарах: все было очень просто и лаконично, без украшений и лишнего пафоса, без помпезности и лоска. Стиль минимализма охватил весь мир и начал завоевывать рейтинговые позиции.
В сороковых годах пришло время прет-а-порте, что было рассчитано на выпуск одежды для массового, широкого потребления. Причем о женственности речь не шла: одежда должна быть практичной, лаконичной и банально удобной. При всем этом ткани, из которых шили модели, нельзя было назвать скучными и безрадостными. Хоть мода 40-х годов не поражала выбором расцветок, подобрать что-то под свои вкусовые предпочтения было возможным. В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. В первой половине десятилетия запрещалась складка и клеш – на смену им пришла ровная юбка до колен. Такой строгий фасон одежды выбирался банально из-за экономии ткани. Запросы модниц и их гардеробы были очень скромны. Во всем прослеживался военный стиль. Так, некоторые детали одежды могли использоваться как в мужских, так и в женских костюмах. Блузы того времени были очень схожи с обычными рубашками. Пиджаки имели квадратные плечи, а жакеты были с подкладными плечиками.
У девушек военных лет самыми распространенными прическами были бараночки из кос и корзиночка.
О купонной ткани и изделиях из нее
По своему опыту знаю, что работать с тканями с купонным рисунком непросто. Не все знают, как лучше расположить рисунок и что сшить из такого материала.
Если говорить о ткани в общем, то купон — это не тип ткани, а характер нанесенного на полотно рисунка. Т.е. рисунок представлен целостным визуальным блоком, который разбивать не рекомендуется. Он может быть совершенно разным — линейный и более живописный, строгий и романтичный, крупный и мелкий. При выборе подобной ткани имеет смысл ориентироваться на свой тип фигуры и типаж внешности.
Купонная ткань может подойти практически всем! Просто нужно ориентироваться на то, где именно будет расположен ключевой акцентный рисунок и соотнести его с типом вашей фигуры.
Принцип выбора рисунка зависит от того, насколько ваша фигура близка к сбалансированному типу и напоминает песочные часы.
Если ваша фигура – песочные часы, объем рисунка должен быть уравновешенным верхним и нижним принтом одинакового размера, при этом талия обязательно подчеркнута.
Если вы обладательница прямоугольной фигуры, то рекомендации будут схожими, но талия – полуприлегающей.
Если ваша фигура груша – располагайте самые крупные детали рисунка в верхней части тела и тоже не забывайте про талию.
Если же Вы обладаете спортивной фигурой с небольшим акцентом на плечи и узкими бедрами, наоборот, ориентируйтесь на то, чтобы все крупные и знаковые рисунки были расположены ниже талии.
Обладательницам фигуры яблоко не стоит выбирать ткань с купоном: если добавить рисунок наверх или вниз, фигура будет выглядеть полнее. Если же расположить его по центру – визуально увеличится живот.
С помощью ткани с купонным рисунком можно скорректировать свою фигуру?
Принцип масштаба: главное правило: размер рисунка должен в первую очередь соответствовать росту и весу человека.Худеньким и миниатюрным, следует избегать крупных и очень ярких рисунков – это будет только мешать и визуально делать человека еще меньше. Девушкам с пышными формами имеет смысл выбирать крупные рисунки – это будет здорово стройнить. Средний рост и средний вес «любит» рисунки средних размеров.
Принцип нюанса: нужно подчеркивать в теле те зоны, которые являются нашими достоинствами, сознательно акцентировать внимание на них за счет ярких акцентов, интересных декоративных элементов. Рисунок в этом деле главный помощник – это всегда объемное изображение, которое визуально увеличивает. Поэтому можно смело располагать его в тех частях тела, которые требуют балансировки. И, конечно, не бояться экспериментировать! Рисунок в этом деле просто отличнейший помощник!
Решение
У меня спортивная фигура с акцентом на плечи. Поэтому я буду располагать крупные рисунки ниже талии, а по верхней части - мелкий рисунок ткани.
Выбор объекта проекта
Дизайн-анализ аналогов проекта
Вариант А
Описание модели:
Отрезное платье длиной до колена, с заниженной талией, с купонным рисунком в «горох» по лифу, с цельнокроеным коротким рукавом, однотонной расклешённой юбкой и планкой, вшитой между верхней и нижней частью. Воротник отложной в тон юбке. Застежка – потайная молния в среднем шве спинки.
Вариант Б
Описание модели:
Платье из ткани с купонным рисунком, полуприлегающего силуэта длиной до колена, полуприлегающего силуэта, отрезное по линии талии, с длинным рукавом на манжетах, без воротника, юбка с мягкими встречными складками. Купонный рисунок расположен в нижней части. Застежка по центру спинки на одну пуговицу к горловины. По линии талии однотонный (в цвет рисунка основной ткани) пояс, завязывающийся на бант.
Вариант В
Описание модели:
Платье из ткани с купонным рисунком, прилегающего силуэта, отрезное по линии талии, без рукавов, с круглым- вырезом горловины, с юбкой типа «татьянка» длиной по колено. Купонный рисунок расположен по нижней части платья. Горловина и проймы обработаны подкройной обтачкой. Застежка – потайная молния в среднем шве спинки.
Я остановила свой выбор на варианте А, так как у меня спортивная фигура с акцентом на плечи. Крупные рисунки на этой модели расположены в нижней части, а верхняя часть с мелким рисунком. Кроме того, мне нравится, что в данной модели нет рукава.
Пользуясь своими мерками и выкройками основы платья на индивидуальную фигуру, смоделировала выкройку платья. Определилась с материалами и инструментами.
Набор первоначальных идей по выбору проекта
А |
Б |
В |
Рис. |
Рис. 2 Передняя часть и спинка верхней части платья
с обтачками горловины и оката рукава в М 1:4
Рис. 3 Нижняя часть платья в М 1:4
Материалы
Таблица 1
№п/п |
Наименование |
Количество |
1 |
Вискозный штапель с купонным рисунком |
2 м |
2 |
Флизелин H180 |
0,2 м |
4 |
Швейные нитки бежевого цвета |
4 шт. |
5 |
Тесьма молния 70 см |
шт. |
Таблица 2
№ п/п |
Инструмент |
1 |
Швейные иглы |
2 |
Швейная машина |
3 |
Оверлок |
4 |
Ножницы |
5 |
мм бумага |
6 |
Карандаш |
7 |
Линейка |
8 |
Булавки |
9 |
см лента для измерения размеров тела |
10 |
Мел портновский |
11 |
Утюг |
12 |
Гладильная доска |
Таблица 3
№ п/п |
Название операции |
Инструменты и материалы |
Технология выполнения |
Обозн. операц. |
Графическое изображение |
1 |
Снятие мерок |
См лента |
Снять мерки Сг, Сб, Ди, Ст,Др, Шп, Ош, Дп, Оп и др. |
Р |
|
2 |
Построение выкройки |
Мм бумага, ножницы, линейка, карандаш, линейка-лекало |
Построить выкройку деталей изделия, используя мерки, чертежные инструменты и см ленту |
Р |
|
3 |
Выкраивание деталей изделия |
Булавки, ножницы, портновский мел |
Выкроить детали изделия: переднюю часть, спинку, рукава, разрезав в нужных местах для пришивания кружева (см рис. 2, 3, 4) |
Р |
|
4 |
Выполнение вытачек |
Детали кроя, нитки, игла, утюг, швейная машина, доска гладильная |
Сметать вытачки на лифе платья |
Р |
|
Стачать вытачки на лифе платья |
М |
||||
Загладить вытачки в сторону плечевых швов и середины переда и спинки |
У |
||||
5 |
Сборка частей платья |
Детали кроя, нитки, игла, утюг, швейная машина, доска гладильная, оверлок |
Сметать плечевые и боковые швы |
Р |
|
Стачать плечевые, боковые швы и продольные швы рукавов |
М |
||||
Обработать швы оверлоком |
М |
||||
Загладить все стачные швы в сторону спинки |
У |
||||
6 |
Обработка ворота, оката рукава |
Детали кроя, флизелин, утюг, шв. машина |
Продублировать ткань флизелином. |
У |
|
Выкроить обтачку ворота и оката рукава |
Р |
||||
№ п/п |
Название операции |
Инструменты и материалы |
Технология выполнения |
Обозн. операц. |
Графическое изображение |
6 |
Обработка ворота, оката рукава |
Ткань, флизелин, нитки, детали кроя, швейная машина, оверлок, утюг, гладильная доска |
Сметать плечевые швы на обтачках |
Р |
|
Стачать плечевые швы на обтачках |
М |
||||
Обработать внешний край оверлоком |
М |
||||
Приметать обтачки к срезу горловины и окату рукава |
Р |
||||
Притачать обтачку к срезу горловины и обтачке окату |
М |
||||
Надсечь близко к шву округлые места среза горловины и оката рукава, вывернуть на лицо, чисто вытачать, оставив кантик по изнанке. |
Р |
||||
Загладить на изнаночную сторону |
У |
||||
7 |
Выполнение юбки-платья. |
Детали кроя, нитки, игла, швейная машина, оверлок, утюг, гладильная доска. |
Проложить машинную сборку по верхней части юбки |
М |
|
Выполнить сборку до размеров нижнего среза верхней части |
Р |
||||
Приметать юбку к лифу |
Р |
||||
Пришить юбку к лифу |
М |
||||
Обработать шов оверлоком |
М |
||||
Заутюжить шов к верхней части платья |
У |
||||
Обработать нижний срез юбки оверлоком |
|||||
8 |
Выполнение застежки |
Детали кроф, утюг, гл. доска, швейная машина, тесьма-молния |
Отутюжить сгиб на потайной молнии |
У |
|
Раскрыть потайную застежку-молнию, наложив ее лицевой стороной на припуски платья. Совместить зубчики потайной молнии с линией середины спинки изделия. Вметать, совместив верх тесьмы с верхом воротника |
|||||
№ п/п |
Название операции |
Инструменты и материалы |
Технология выполнения |
Обозн. операц. |
Графическое изображение |
8 |
Выполнение застежки |
Детали кроф, утюг, гл. доска, швейная машина, тесьма-молния |
Сметать срезы середины спинки от потайной молнии до низа |
Р |
|
Втачать потайную молнию |
М |
||||
Стачать срезы середины спинки |
М |
||||
Отвернуть обтачку на изнаночную сторону приметать к молнии по среднему срезу спинки |
Р |
||||
Притачать |
М |
||||
Подрезать уголки, вывернуть |
Р |
||||
Выметать обтачку по краю, выполняя кант по передней части |
Р |
||||
Пришить обтачку к плечевым швам |
Р |
||||
Выполнить ВТО узлов |
У |
||||
9 |
Обработка низа. |
Обработать низ юбки швом в подгибку с открытым срезом. |
М |
||
10 |
ВТО |
утюг, гл. доска платье |
Выполнить влажно-тепловую обработку платья |
У |
Рис. 4 Таблица 4 Наименование узлов |
|
1 |
Схема выполнения вытачек |
2 |
Схема обработки обтачкой верхнего среза ворота и оката рукавов |
3 |
Схема обработки плечевых, боковых швов и шва соединения верхней и нижней части платья (стачной взаутюжку) |
4 |
Схема обработки центральной застёжки спинки потайной молнией |
5 |
Схема обработки нижнего среза платья (вподгибку с открытым срезом) |
6 |
Схема машинной сборки юбки |
Таблица 5
№ п/п |
Материалы |
Стоимость |
|||
За единицу (руб.) |
Кол-во |
Затраты (руб.) |
|||
1 |
Вискозный штапель с купонным рисунком |
580,00 |
2 м |
1160,00 |
|
3 |
Флизелин H180 |
160,00 |
0,2 м |
32,00 |
|
5 |
Швейные нитки бежевого цвета |
45,00 |
4 шт. |
180,00 |
|
ИТОГО: |
1372,00 |
Стоимость подобного изделия на рынке предложений составляет от 1500 рублей.
Амортизационные затраты не учитывались. т.к. оборудованию больше 5 лет. Затраты на производство тоже, так как работа не доставляла никаких отрицательных эмоций.
Затраты на электроэнергию: в Интернете нашла информацию, что на производство платья в среднем затрачивается 12 ч., из них на конструирование, моделирование и раскрой – 3 ч., на пояс я затратила 1 ч. Мощность э/лампочки освещения – 60W, мощность швейной машины – 40W, эл/лампочки швейной машины – 15 W. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области 2,97 руб.
W= 0,04(12+1)+0,015(12+1)+0,06(12+3+1)= 1,675 кW
С(эл)=2,951,675= 4,94 рубля
Итого: 1372,00 +4,94 =1 376,94 рублей
Стоимость расходов на мое платье чуть ниже стоимости подобных изделий на рынке предложений. Кроме того, платье выполнено из добротного материала.
Платье изготовлено из вискозы и не окажет пагубного влияния на окружающую среду и его применение не вызовет никаких отрицательных последствий для природы и человека.
Описание результата проекта
Отрезное по линии талии платье прилегающего силуэта без рукавов из вискозного бежевого штапеля с купонным рисунком, Нижняя часть платья сильно присборена. Горловина и окат рукава обработаны обтачкой, по спинке потайная застёжка-молния. (рис. 4)
Самоанализ
Поставленная цель достигнута.
Изделие соответствует названию проекта: «Летнее платье в стиле 40-х»
Платье мне по размеру, значит я справилась с поставленной задачей: сшить платье на себя.
Создавая данный проект, я использовала знания в математике, черчении, экономике, материаловедении, рисовании, технологии, экологии и эстетике.
Изделие соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, так как сшито и натуральных и искусственных материалов.
Нужно отметить некоторые особенности, с которыми я столкнулась:
Приходилось очень осторожно выполнять присборивание, т.к. ширина детали 2 м, но это придало нижней части изделия расклешенный вид;
Рис. 5
впервые столкнулась с выполнением застежки потайной молнией.
все остальные узлы выполняла не один раз, поэтому особых трудностей это не вызвало
Своей работой я осталась довольна.
Отзывы учителей:
Г.А. Феоктистова, учитель технологии: «Ира выполняла работу с удовольствием, и проект у нее получился»
А.В. Рукавишникова, классный руководитель: «Иришка молодец, помимо учебы и занятий спортом находит время для хобби»
Не бойтесь обернуться назад! Это поможет вам двигаться вперед! Все новое – это хорошо забытое старое! Прикоснитесь к истории, и вы найдете в ней идеи для вдохновения и творчества, что подарит вам новые впечатления и возможности, недоступные тем, кто стоит на месте!
А.Ф. Макаренко. Безлекальный раскрой женского платья. Изд. Прапор. Харьков, 1968. – 216 с.: илл.
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд, 8 кл.: учебник/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – 3-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2014.– 258, [2] c.: ил.
Журналы Бурда-моден
https://aaexhibits.com/foto/platya-v-stile-40-h-godov-foto.html
https://burdastyle.ru/stati/chto-sshit-iz-kuponnoy-tkani--/
https://www.culture.ru/materials/51485/po-odezhke-vstrechayut
https://patterneasy.com/
https://promodu.com/jenskaya-odejda/stil-odezhdy-40-h-godov.html
https://sheisama.ru/publ/tekhnologija_zhenskoj_i_detskoj_ljogkoj_odezhdy/glava_1/4_obrabotka_srezov/25-1-0-102
Приложения
Рис. 6 |
|
Рис. 7 |
|
Рис. 8 |
|
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Рис. 11 |