ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ ТЕХНИКИ «КИМЕКОМИ» В ИЗГОТОВЛЕНИИ ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК В ЯКУТСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯПОНСКОЙ ТЕХНИКИ «КИМЕКОМИ» В ИЗГОТОВЛЕНИИ ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК В ЯКУТСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ

Софронеева Е.С. 1
1МБОУ Булгунняхтахской СОШ им. С.П. Ефремова
Егорова В.Н. 1
1МБОУ Булгунняхтахской СОШ им. С.П. Ефремова
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашем, 21 веке, не теряется интерес к различным видам рукоделия. Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие вещи. Создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполненных своими руками. Техника «кимекоми» развивает мелкую моторику рук и воображение. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности при выполнении работы. Таким образом, тема, поднятая нами, является актуальной.

Новизну и проблему работы: применение техники «Кимекоми» в изготовлении предметов декора в якутском национальном стиле. Необходимость решения данной проблемы повлияло на выбор темы «Использование японской техники «кимекоми» в изготовлении елочных игрушек в якутском национальном стиле».

Предмет исследования – техника «Кимекоми», объект исследования – елочные игрушки в якутском национальном стиле.

Методы исследования:

Работа с теоретической литературой;

Практический (изготовление елочных игрушек);.

Анализ полученных результатов.

Цель: изготовить елочные игрушки в якутском национальном стиле с использованием техники «кимекоми».

Исходя из цели, поставила следующие задачи:

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;

Создать эскизы и работы в технике «кимекоми»;

Анализ и обобщение полученных результатов.

Гипотеза: японскую технику «кимекоми» возможно использовать в изготовлении предметов декора в якутском национальном стиле.

Практическая значимость работы видится в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках технологии, внеклассных занятиях и кружке по рукоделию; позволит по-новому взглянуть на декоративно-прикладное искусство и понять, что красивые вещи для декора интерьера можно создавать своими руками.

Глава 1. Что такое «Кимекоми»?

Из истории японской техники Кимекоми

Кимекоми — это японское искусство. В переводе с японского «киме» — деревянная грань, а «коми» — заправлять, то есть это техника по созданию изделий (картин, кукол, елочных шаров), украшенными лоскутами ткани, края которых заправляются в прорези, сделанные на поверхности изделия. Кимекоми — это старинное японское ремесло, которое традиционно используется для изготовления декоративных кукол. Техника изготовления кукол кимекоми относиться к периоду 1603-1867гг. На создание каждой куклы уходит в среднем два года.

Возникла эта техника в 18 веке в храме японского города Киото. Одному монаху художнику-резчику из святилища Камигамо по имени Такахаси Тадасиге пришла в голову идея создать куколку для праздничных обрядов. Он вырезал её из ивы, сделал прорези на фигурке и украсил её кусочками шёлка лоскутками ткани кимоно, края которых он заправил в прорези. Получилась оригинально и красиво, в храме начали осваивать эту необычную технику, а позже она быстро распространилась по всей Японии, затем расширяло свои границы и проникало в другие страны. Примечательно, что изготовление кукол кимекоми, по-прежнему является популярным хобби и видом искусства в Японии.

С уть техники заключается в декорировании твердой основы изделия лоскутами ткани. Основа может быть любой – подойдет и доступный, недорогой пенопласт или пенокартон, и натуральные материалы, например древесина. Сочетая на основе разные цвета и фактуры ткани, мастера кимекоми получают потрясающие живописные эффекты. Выполненные в этой технике изделия отличаются, утонченностью и изяществом неизменно привлекая внимание окружающих.

Изначально в этой технике делали только кукол, а в наше время ее применениевышло за рамки традиционного. Современные мастера кимекоми изготавливаютсамые разнообразные предметы: от новогодних украшений до удивительныхинтерьерных фигурок, панно, шкатулок и т.п. в лаконичном восточном стиле.

Кимекоми в настоящее время делают из древесно-клеевой массы. За основу часто берётся дерево паловния. Куклы, выполнены в технике кимекоми, преимущественно являются предметом любования, коллекционирования, дополнения к интерьеру.

В Японии принято дарить кимекоми-нинге на традиционные праздники и серьёзные семейные торжества, например: свадьба или дальнее путешествие. Сейчас техника кимекоми является увлечением многих рукодельниц. С её помощью декорируется множество вещей: шкатулки, сувенирные пасхальные яйца, новогодние шары на ёлку и прочее. Особой популярностью пользуются новогодние шары кимекоми.

1.2 Елочные игрушки в технике кимекоми

1 . Разметка шара. Для разметки понадобятся сантиметровая лента, ручка. Намечаем два полюса. Соединяем два полюса с помощью сантиметровой ленты через «экватор», который обозначен на шаре слегка выпуклой линией. Делим «экватор» на 8 частей и через метки проводим «меридианы» от полюса до полюса. Делаем отметки на ¼ от «полюсов» на каждой второй меридиане. Соединяем отметки так, чтобы по «экватору» получались ромбы (всего 4 ромба). Лишние линии на ромбе, можно убрать белым корректором. Таким образом, можно фантазировать и придумывать разные способы разметки.

2 . Прорезаем основу по линиям разметки острым канцелярским ножом на глубину 7-8 мм. Делаем это медленно и аккуратно, следим, чтобы от пенопласта не отслаивались кусочки.

3 . Обтягивание основы. Намазываем один из участков клеем-карандашом. Прикладываем тканевую деталь к основе так, чтобы со всех сторон от прорезей был одинаковый припуск. Шилом или другим похожим предметом заправляем ткань, начиная от середины и продвигаясь к уголкам детали. Так заполняем все участки.

4. Декорирование. Обтягиваем верхние и нижние участки-треугольники кусочками тюли. Укладываем серебряный шнур по линии стыков, слегка натягивая его, при этом приклеиваем кончики. Так закрываем шнуром все стыки. Приклеиваем п ерламутровые полубусины по углам ромба с помощью клея «Момент». По центру ромбов выложить из полубусен цветок. При выборе элементов декора большую роль играет ткань, а также важно то, для чего создается украшение. Если это игрушка на елку, уместно будет использовать блестящие ленты, пайетки. Если это элемент интерьера, декор должен быть более скромным и сдержанным. Украшение с цветами из лент, кружевом, перламутровыми бусинами прекрасно подойдут для оформления свадьбы.

Глава 2 Якутские орнаменты

2.1 Из истории якутских орнаментов и их классификация

В культуре каждого народа есть искусство, актуальность которого не теряется, а приумножается с годами. Именно так обстоит дело с якутским народным искусством, которое еще называют орнаментальным. А все потому, что в нем преимущественно преобладает неповторимый и не похожий на какие-либо другие рисунки и изображения якутский орнамент.

Д анный вид искусства имеет долгую историю, уходящую своими корнями в далекие времена. Однако из-за определенной путаницы в общем понятии народного орнамента, искусство рукоделия Якутии долгое время оставалось незаметным. Его не выделяли как отдельный вид народного творчества, напрасно приобщая к народному орнаменту в целом. И, конечно, никто не пытался его изучить и расшифровать. Впервые значение якутского орнамента попытался выяснить народный якутский живописец М. М. Носов.

Художник одним из первых обобщил и выделил несколько классификаций данного рисунка. Согласно его наблюдениям, используемый материал можно разделять по ряду признаков. К примеру, он выделил определенную хронологическую последовательность.

В исследуемых образцах присутствовали орнаменты, характерные для доисторической эпохи (древние якутские орнаменты), элементы религиозного характера, изображения общественного значения (экипажи, упряжь). Рисунки присутствовали не только на нательных украшениях, но и предметах быта, посуде, мебели.

Более того, якутский орнамент, присутствующий на исследуемых предметах, наносился совершенно разными способами. Например, это была ковка по металлу, чеканка, гравировка, вышивка и т.

П осле публикаций Носова якутскими национальными узорами и орнаментом заинтересовались другие исследователи и этнографы. Они также исследовали эти рисунки и предлагали свои версии возможной их классификации. Так, немецкий этнограф У. Йохансен предлагал выделить два основных направления в якутском искусстве: спиральный и геометрический.

Другой исследователь и археолог А. И. Гоголев попытался разделить искусство согласно существующим этапам этнической якутской истории. По его мнению, в орнаменте присутствовали элементы народного фольклора, этнографии, живописи, археологии и истории. При этом он активно сравнивал рисунки народов Якутии с орнаментами других народов. В итоге ему удалось выявить интересную закономерность.

Оказывается, якутский орнамент имеет несколько общих черт с рисунками иных тюркоязычных народов. Однако в нем нет мотива меандра, как у монгольского народа. Также отличается используемый материал и способ нанесения узора.

В стречались этнографы, которые классифицировали якутский орнамент по традиционному принципу. В ходе исследования они выделяли две группы рисунка: растительного и геометрического вида. Со временем в данную классификацию добавили зооморфную (с изображением представителей животного мира), антропоморфную (с рисунками человека), орнитоморфную (с символами птиц).

Однако многие этнографы считают, что сами тематические узоры часто трудно читаются. Особенно это актуально для людей, кто сталкивается со значением якутского орнамента впервые. Кроме того, часто изображение животных тесно переплетается с растительным или геометрическим орнаментом, что сильно ухудшает общее восприятие о рисунке. Это еще больше запутывает и усложняет интерпретацию такого узора.

В орнаментальных картинах народов Якутии часто используются рисунки, имитирующие следы животного. Например, на некоторых предметах интерьера можно встретить следы лося, медведя, мыши, утки и других представителей животного мира. Многие исследователи предполагают, что данное изображение напрямую связано с народными поверьями так называемой охотничьей магии. Именно для нее характерно почитание следов животных.

2.2 Виды якутских орнаментов

Существует много различных интерпретаций и классификаций видов орнаментов народа Якутии. Однако среди многочисленных версий выделяют геометрический вид рисунка. Как правило, в нем присутствуют различные геометрические фигуры, расставленные в определенной последовательности. При этом такие мотивы могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести умелое сочетание линий. Они могут быть длинными, короткими, одинарными и двойными.

Такие виды якутского орнамента используются при резьбе по дереву, в процессе гравировки и вышивки бисером. Примечательно, что для нанесения таких линий используется самый разнообразный материал. Например, дерево, сукно, береста, серебро, кость.

Прямые линии выполняют роль как основного, так и переходного узора. Они плавно соединяют один или несколько элементов с разным рисунком.

«Гребенчатый» орнамент. Кроме прямых и длинных линий, в якутских узорах встречаются короткие и частые линии, напоминающие пунктир или штрихи. Такой узор еще называют «гребенчатым». Ярким примером такого рисунка является изображение линий на бортиках кубков, предназначенных для питья кумыса. Смысл якутского орнамента такого типа заключается в создании плавных переходов между рисунками, придания эффекта завершенности.

«Гребеночный» узор. Помимо стандартного пунктирного рисунка, «гребеночный» узор часто сменяется шашечным мотивом. Данный рисунок представляет собой особое чередование коротких штрихов с небольшими квадратными промежутками (они называются цезурами). Сам же гребень, присутствующий в названии узора, является символичным. Он связан с плодородием и благосостоянием. Его часто используют при изготовлении кумысных кубков. Якутские народные орнаменты из металла также часто содержат подобные рисунки.

Изображение крестов. В народных рисунках часто встречается мотив креста. При этом данная фигура является равноконечной. Следовательно, ее несложно вписать вовнутрь квадрата, круга, ромба и даже треугольника. Более того, часто крест располагается под наклоном. В итоге получается иксообразный элемент, легко вписывающийся практически в любой узор. Обычно используют его при создании изделий из дерева, слоновой кости.

Ромбические мотивы. Среди других рисунков вполне реально рассмотреть такой элемент, как ромб. Как правило, он ассоциируется с плодородием и женским началом. Ромбы часто сочетаются с арочными элементами, которые считаются символами детской колыбели, материнства. Данные мотивы присутствуют на ювелирных изделиях из металла, деревянной посуде, на кумысных кожаных мешках.

Изображение зигзагов. Отлично смотрятся в узорах и так называемые зигзаги. Эти элементы несложно обнаружить на ювелирных изделиях, деревянных и металлических предметах быта, в оформлении интерьера. Например, при помощи зигзагов украшают декоративные дверные проемы и перегородки, называемые хапахчы. Они же принимают активное участие при маскировке швов и стыков, возникающих в процессе создания орнамента. Данные элементы используются при создании оберега под названием харысхал. Якутские орнаменты в данном случае будет нести не только эстетическую красоту, но и определенную магическую защиту. Считается, что такой оберег способен защитить детей и вашу семью от негативного влияния потусторонних сил. Он приносит удачу и спасает от дурного глаза, несчастья и невезения.

Г еометрических мотивы. В рисунках якутского народа часто встречаются несложные элементы, например, круги, прямоугольники и квадраты. С их помощью ремесленники и мастера создают красивые пояса. Помимо круга в орнаменте встречается изображение точек. По словам экспертов, этот элемент народные умельцы позаимствовали от ремесленников Древнего Египта. Оттуда же пошла и интерпретация данного тандема (круга и точек), связанная с божественностью и солнцем. Круг также считается прекрасным оберегом и символом огненной мощи. Наиболее часто круги с точками можно увидеть на самых разнообразных изделиях из дерева, кожи, слоновой кости, серебра, глины, бересты. Круги разных диаметров присутствуют на элементах и деталях одежды: головных уборах, верхней одежде, поясах, халатах.

А нтропоморфный тип или фигура человека. Помимо геометрических изображений, на этническом орнаменте народа Якутии иногда присутствуют образы или фигуры человека. Однако они далеки от изображения реальных людей. Причина такой схематичности напрямую связана с верой якутов в духов. Такие предрассудки слегка тормозили развитие и модернизацию фигуры человека. Позднее она стала более четкой и изящной. Орнаменты с человеческими фигурами нашли распространение на изделиях их текстиля, дерева, кости. Их также изображали на передней части седла, где сидели преимущественно женщины. Еще позже фигуры людей (в виде играющего на бубне шамана) изображали на чашах для кумыса. Очертания явной женской фигуры можно увидеть в якутской вышивке. Такая фигура обозначала плодородие, женское начало и являлась оберегом семейного очага.

З ооморфный тип или мифические мотивы. Среди самых известных мифических персонажей, плавно перекочевавших из Греции в Якутию, стал кентавр. Его фигуру можно было видеть на разных металлических украшениях, посуде, предметах декора, вазах. Но, по мнению экспертов, этот элемент не слишком прижился. Поэтому и использовался не слишком часто. Совсем иначе дело обстоит с изображением реальных и мифических птиц. Они символизируют свободу, радость, устранение всяческих преград и границ. Самым востребованным рисунком считается, конечно же, орел. Он считается покровителем охотников и своеобразным мужским талисманом. Второй по популярности птичкой, которую включали в свой орнамент якутские мастера, является ворон. Это тотем силы, мудрости и выносливости. Лебедь – считался символом невинности, чистоты. Он приносил в дом счастье.

Р астительный тип. Цветочный и растительный орнамент также стали неотъемлемой частью народного творчества Якутии. В различных вариациях можно встретить красивый вьющийся стебель, напоминающий вьюн или дикий плющ. От этого стебля могут отходить стебли, листочки, бутоны и цветы. Такие растительные мотивы несложно заметить на серебряных изделиях, посуде, поясах, головных уборах, седлах, обуви. Среди разновидностей растительного орнамента реально встретить мотивы фруктов, ягод и трав. В рисунках также встречаются деревья с большой и раскидистой кроной.

Ряды, столбцы и повторения. В народном творчестве встречаются не только одинокие композиции с изображением точечных мотивов. Обычно рисунки тесно переплетаются между собой. Создание гармоничной завершенности орнамента удается достигать при помощи повторений рисунков, грамотного распределения их на ряды и столбцы. И, конечно, такие узоры выглядят завершенными. Они зрелищные и сразу же бросаются в глаза своей безупречностью.

Как видим, орнамент является занимательным видом искусства, лекции о котором можно включить в учебный план среднеобразовательной школы и ктп. Якутские народные орнаменты из металла, дерева и глины интересны не только взрослым, но и детям.

2.3 Семантика цвета в якутском орнаменте

На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность.

Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается, прежде всего, в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов.

Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом: красный — кыһыл; оранжевый — кыһыл араас, арыы саһархай; желтый — араас, саһархай; зеленый — от куэх; голубой — халлаан куэх; синий — унаар куэх; фиолетовый — эһэх кыһыл.

Якуты являются самым северным тюркоязычным народом. В их этно- и культурогенезе оставили свой след многие племена. И это нашло отражение (как и в способе ведения хозяйства, языке и др.) и в цветовой символике народной одежды.

Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. Д.) — символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока — жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет — это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.

Синий цвет — цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) — символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) — символ женского начала.

Черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.

В мифоритуальной традиции якутов красный цвет — цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Глава 3 Изготовление елочной игрушки в якутском национальном стиле

в технике кимекоми

Перед началом работы мы изучили якутские орнаменты-обереги и их символику. И для изготовления елочных игрушек выбрали три символа-оберега «Крестообразный орнамент», «Орнамент Солнце».

«Крестообразный орнамент» - обозначает, что этим узором украшали сумочки. Крестообразный орнамент в гармонии с лировидным орнаментом также часто использовался при украшении навершия женской шапки. В культуре народа Саха крестообразный орнамент издавна являлся символом солнца, защитой со всех четырех сторон.

«Орнамент Солнце» - этот узор имеет глубокое значение. Здесь показаны солнце с девятью лучами и четыре стороны мира. Означает поколение Матери природе, солнцу, символизирует стремление к прекрасному и развитию. Нижняя деталь узора при ходьбе должна громко звенеть, тем самым отпугивая нечисть. Использовался при украшении летнего женского пальто.

«Крестообразный орнамент» - этот орнамент вышивают нитками, бисером и украшают серебряными вставками. Используется при декоре навершия шапки «дьабака», шубы, набедренных подвесок, сумочек, а также чепраков. Показывает четыре стороны света. Предки саха верили, что этот узор защищает от большой беды и болезни. Сейчас этот узор известен как оберег «биэс харах»

Затем приступили к процессу изготовления шаров.

1 . Разметка шара. Для разметки понадобятся сантиметровая лента, ручка. Намечаем два полюса. Соединяем два полюса с помощью сантиметровой ленты через «экватор», который обозначен на шаре слегка выпуклой линией. Делим «экватор» на 8 частей и через метки проводим «меридианы» от полюса до полюса. Далее начинаем прорисовывать наш рисунок – оберег. Оберег рисуем с двух сторон с помощью меридиан. В связи с тем, что рисунок наноситься на шаре, оберег получается выпуклым. Линии должны быть точными и аккуратными.

2 . Прорезание основы по линиям разметки острым канцелярским ножом на глубину 7-8 мм. Делаем это медленно и аккуратно, следим, чтобы от пенопласта не отслаивались кусочки.

3 . Изготовление шаблона.Перед тем как нанизывать лоскут ткани в основу необходимо изготовить шаблоны, по которым вырезаем лоскутки ткани согласно принятого рисунка. Для этого делаем разметку шаблона на шаре, а затем переносим его на кальку и твердую основу. По шаблону вырезаем необходимое количество деталей с прибавлением на припуски.

4 . Обтягивание основы. Намазываем один из участков клеем-карандашом. Прикладываем тканевую деталь к основе так, чтобы со всех сторон от прорезей был одинаковый припуск. Шилом или другим похожим предметом заправляем ткань, начиная от середины и продвигаясь к уголкам детали. Так заполняем все участки.

5 . Декорирование. Между стыками различных форм, которые у нас получились, заполняем кантом. На каждый оберег и кант подобран по индивидуальному цвету. Чтобы кант хорошо пристроился, между прорезями аккуратно намазываем клей и заправляем в стыки. После этого с помощью тонкой проволоки делаем крючки сверху и снизу для того, чтобы приделать декор для шаров (веревка для подвешивания и бахрома с бусами). Потом прикладываем клейкие стразы.

После изготовления елочных игрушек мы высчитали себестоимость 1 игрушки, которая приведена в таблице:

Наименование товара

Цена

1

Пенопластовая круглая основа диаметр 10см

120рб за шт

2

Лоскутки ткани бархат 5см (3 цвета – бежевый, белый, коричневый)

102 рб

3

Контурная лента 3 м.

30рб

4

Декор (наконечник, бусы медные, бусы жемчужные, бахрома, проволока, стразы )

250рб

5

Клей-карандаш

30рб

 

Итого:

532 рб

Таким образом, 1 елочная игрушка в технике кимекоми обошлась в 532 рубля. По сравнению с готовым набором елочных игрушек наш шар не является слишком дорогим, исходя из нижеперечисленных характеристик:

Ручная работа, которая ценится сейчас у многих людей;

Игрушка в единственном экземпляре;

Является оберегом, так как символ был подобран из якутских орнаментов-оберегов.

Заключение

Проведя исследование, я пришла к следующим результатам:

1. Кимекоми — это японское искусство, который возник еще в 18 веке;

2. Изначально в этой технике делали только кукол, а в наше время в этой технике изготавливают разнообразные предметы;

3. Основа для изделий может быть любой: пенопласт, пенокартон, древесина;

4. Изготовление елочных игрушек в технике кимекоми не особо сложный процесс, требует аккуратности, точности, усидчивости;

5. Елочная игрушка кимекоми – это не только украшение, но и оберег, так как подобран специальный якутский символ-оберег;

6. Елочная игрушка в технике кимекоми не такой затратный вид работы;

7. В технике кимекоми можно изготавливать вещи и с национальным колоритом.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мною, что «японскую технику «кимекоми» возможно использовать в изготовлении предметов декора в якутском национальном стиле», является верной.

Использованная литература.

Степанова М.П, 2017г, Завораживающие таинство якутских узоров. Национальное книжное издательство «Бичик» РС(Я).

Носов М.М. О якутском народном орнаменте // Труды О-ва изучения АССР. – Якутск, 1936. – С. 69-70; ЦГА ЯАССР, ф. 1006, д. 2. – С. 30-36.

Узоры и орнаменты. Трафарет. Национальное книжное издательство «Бичик» РС(Я), 2018г

Иванова С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIXв – XXв М.-Л., 1954.-С.555.

Йохансен У. Орнаментика якутов/Пер. с нем. Родионова. – Гамбург: Фонды НИИ ЯЛИ ЯФ СО АН СССР, 1954

М.Н Ильницкая. Техника кимекоми. Японский стиль в интерьере. Издательство «Хоббитека», 2016

https://handmade-milota.com/master-klass-novogodnyaya-igrushka/

https://podelki.expert/kimekomi/

https://chel.aif.ru/dosug/rodom_iz_yaponii_kak_sdelat_krasivye_yolochnye_shary_v_tehnike_kimekomi

https://svojo-rukodelie.ru/elochnye-shary-kimekomi-svoimi-rukami-master-klass/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 218