Творчество и художественные приёмы прерафаэлитов

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творчество и художественные приёмы прерафаэлитов

Жойдик Е.Д. 1
1МАОУ "Гимназия №1 г. Рузы"
Лущихина И.Н. 1
1МАОУ " Гимназия №1 г. Рузы"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Несколько лет назад в Пушкинском музее в Москве были представлены полотна прерафаэлитов. Эта выставка в Москве – важное культурное событие, поскольку произведений художников «Братства прерафаэлитов» в российских музеях нет, и даже на временные выставки их работы попадают чрезвычайно редко. На этой выставке я и познакомилась с их творчеством. Мне интересна деятельность этих художников, привлекает их стремление перевернуть представления о традиционной живописи. Начала я с детального ознакомления с историей возникновения прерафаэлитов, с их замыслами, стремлениями и причинами, по которым они образовали своё братство.

Актуальность: Во всём мире интерес к творчеству художников-прерафаэлитов именно в наши дни высок как никогда. О них снимаются фильмы и телепередачи, огромной популярностью пользуются репродукции и фотографии самых значимых полотен. Купит подлинную картину прерафаэлитов сегодня практически невозможно, даже на всемирно известных аукционах. Изучение деятельности прерафаэлитов даёт возможность показать, какие задачи ставили перед собой художники с точки зрения содержательной стороны творчества, в чём они видели смысл деятельности, и как это вписывалось в духовную жизнь общества, в котором они жили. Изучение классической живописи, которая является фундаментом знаний, как для творцов прошлых лет, так и для современных художников.

Новизна: глубокое и более тщательное изучение картин прерафаэлитов.

Практическая значимость: пособие для уроков изобразительного искусства с целью привлечения внимания школьников к классической живописи.

Объект исследования: полотна прерафаэлитов.

1.1 Цель: ознакомиться и тщательно изучить творчество прерафаэлитов, глубже проникнуться их техникой и изучить её на собственном опыте.

Задачи: подробно рассмотреть картины, на своём примере изучить технику и стиль рисования художников.

1.2 Методы исследования: анализ работ художников, изучение литературы и книг по данной теме, просмотр видеоматериалов, чтение статей, создание работы, повторяющей стиль прерафаэлитов.

2. Основная часть

2.1 Возникновение

В Лондоне в 1848 году несколько талантливых, подающих большие надежды художников встретились в школе изящных искусств, обучение в которой натолкнуло их на мысль о многовековом застое в английской живописи, размышления о настоящем и будущем живописи, они делились преобразовательными идеями и приняли решение создать своё секретное братство. Их сплотила общая цель, которая заключалась в борьбе с условностями викторианской эпохи и слепым подражанием классическим образцам, неприятие общепринятых стандартов рисования и желание отойти от академического искусства. В результате чего эти молодые художники и образовали Братство прерафаэлитов. Главными участниками этого течения были: Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле и Уильям Холман Хант. Свои картины они подписывали таинственными инициалами P.R.B, тем самым показывая принадлежность к группе. Со временем идеи и убеждение прерафаэлитов оформились единую установку, что положило начало развития направления прерафаэлизм в искусстве. У братства также был собственный журнал под названием «Росток», в котором они публиковали статьи о реформе в искусстве. Их творчество было наполнено призывом об отказе от классических и мифологических сюжетов, об превращении живописи в более реальную и естественную. Но такая манера письма вызвала у общества не только заинтересованность, но и неприязнь. Однако теорией молодых художников заинтересовался влиятельный в то время критик Джон Рёскин. Во многом благодаря ему общество смогло разобраться в мотивах прерафаэлитов и принять их творчество. Принципы братства были основаны на максимальной детализации, направленной показать саму суть вещей, а не довольствоваться общепринятым пониманием природы и человека. В живописи художники хотели пойти своим путём, сказать новое слово в искусстве, свободное от жанровых рамок и условностей.

Прерафаэлиты и академизм

Отрицая настоящее, художники обратились к идеалам прошлого – прежде всего к живописи итальянских художников, творивших до появления Рафаэля Санти, откуда и происходит название этого течения. Точкой отсчета своего творчества они считали искусство средних веков и раннего Возрождения (15 век). Кумирами и главными фигурами для прерафаэлитов были такие великие художники, как Сандро Боттичелли, Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Прерафаэлиты не отвергали в искусстве прошлого ничего подлинного и искреннего. В своих картинах члены братства стремились отойти от помпезности, классических поз и идеализации сюжетов, что, по их мнению, имелось в произведениях художников итальянского Ренессанса. На полонах они показывали жизненную правдивость, земные, бытовые детали и моменты. Стремились выразить, что красота постигается повседневным. Создаётся впечатление, что молодые художники отвергают общеизвестные каноны письма, законы игры света и тени, перспективы, красоты форм. Молодые люди обладали несомненным талантом, поэтому их отхождение от классики и вызывало возмущение со стороны критиков и зрителей. Целями прерафаэлитов было желание внимательно изучать природу, демонстрировать новые, оригинальные идеи, отбрасывая всё надменное, банальное и однообразное

С. Боттичелли «Паллада и Кентавр» Э. Бёрн-Джонс «Шиповник. Двор-сад»

1482 г. (фрагмент) 1870-1890 гг.

https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/sandro-bottichelli-tvorchestvo-i-kartiny

https://pbs.twimg.com/media/DyB2Nw-WsAAqXHz.jpg

2.3 Распад братства

Спустя некоторое время молодых художников приняли и полюбили, они вошли в моду и пользовались большим успехом на различных выставках. Но братство просуществовало недолго и в 1853 году распалось. Причиной этому послужило то, что художников не объединяло ничего кроме общего революционного духа и любви к средневековому искусству. Каждый из художников направился по собственному пути. Из основоположников течения только Уильям Холман Хант остался верен учению братства, стал автором автобиографий «Братство Прерафаэлитов» и «Прерафаэлитизм». Джон Эверетт Миле стал членом Королевской академии художеств и полностью отрёкся от взглядов и идей братства, обрёл огромное состояние и популярность и на данный момент является одним из самых любимых англичанами художников. Данте Габриэль Россетти всё больше отходил от рисования пейзажей, увлеченный созданием картин по произведениям Данте и Шекспира. Попытки возрождения братства не увенчались успехом, но у движения прерафаэлитов было большое количество последователей, которые продолжали развивать это течение в искусстве.

2.4 Техника рисования прерафаэлитов

Прежде всего художники прерафаэлиты заимствовали у мастеров Кватроченто (Раннего Возрождения) технику письма. Они накладывали светлые, полупрозрачные тона на грунт из цинковых белил, что делало цвета ещё свежее и подчеркивало яркость полотен. Также их картины отличаются тщательной проработкой мельчайших деталей, что вместе с изящной колористикой, характерно для обожаемой прерафаэлитами эпохи Раннего Возрождения. Из материалов прерафаэлиты использовали масляные краски и белый, яркий грунт, что уже противоречило академической традиции, заключающейся в наложении тёмной грунтовки.

Цвета, используемые прерафаэлитами

Яркости и свежести, которыми славятся картины прерафаэлитов, художники добивались с помощью приема под названием лессировка, при котором краски накладываются друг на друга тонким, полупрозрачным слоем. С учётом белого грунта, который прерафаэлиты наносили на полотна сами, и получились такие ясные, светлые и живые оттенки. Из-за обилия растительности, на полотнах этих художников часто присутствует много цвета сочной зелени: от совсем светлых, до темных тонов и также обилие оттенков рыжего, синего, красного. Вследствие особой техники подготовки холста со временем краски не выцветают, сохраняют свою яркость и колорит по сей день.

Д. Г. Россетти «Дама венца» Х. Хант «Амариллис»

1873 1884 г.

https://i.pinimg.com/originals/04/5c/b2/045cb235edd9ee1d51b0f141594e8530.jpg https://i.pinimg.com/originals/8e/fd/14/8efd1408cfdd448ae725986ce3fce48e.jpg

2.5 Сюжеты полотен прерафаэлитов

Подражая художникам Кватроченто, прерафаэлиты не могли обойти стороной религиозную тематику, но так как Англия - страна протестантской веры, это вызывало некоторые проблемы. Художники всё же писали картины по классическим сюжетам, но с внесением бытовой конкретики, что вызывало противоречивые отзывы и негодование зрителей, таковыми являются, например, картина Данте Габриэля Россетти «Благовещение» (приложение 1) и «Христос в родительском доме» Джона Миле (приложение 2). Прерафаэлиты также являлись поклонниками средневековой литературы, культуры, образов прошлого, рыцарских идеалов и поэтому большинство их картин написаны на сюжеты литературных произведений Данте Алигьери, Шекспира: «Сон Данте» и «Беатриче Благословенная» Данте Россетти (приложение 3,4). На исторические темы, например, картина Джона Миле «Гугенот в день святого Варфоломея» (приложение 5). И также на основе средневековых легенд, картина Джона Уотерхауса «Леди из Шалот» (приложение 6) «Дева святого Грааля» Данте Россетти и мифов: Джон Уотерхаус «Русалка».

Д. Г. Россетти «Дева святого Грааля» Д. У. Уотерхаус «Русалка»

1874 г. 1900 г. https://veryimportantlot.com/uploads/over/files.jpg https://pbs.twimg.com/media/E-NuoU3XMA4suol.jpg

Образы на полотнах прерафаэлитов

\Ранее уже говорилось о том, что в своих картинах прерафаэлиты любили воплощать образы из художественной литературы и образы прошлого. Но также в своих произведениях они рассматривали проблемы, характерные для того времени. Общественное неравенство, эмиграция. Но одна из основных тем – положение женщины в викторианском обществе. В своём творчестве они создали новый тип женской красоты – загадочный, спокойный, задумчивый, печальный, отстранённый и прекрасный. Девушка в их картинах является олицетворением женственности, идеалом средневекового образа, ей восхищаются. Портреты художники обычно писали с натуры. И натурщиками для них выступали не специально обученные люди, а члены семьи, чаще всего жёны, сёстры. Музой для прерафаэлитов на протяжении многих лет была Элизабет Сиддал – английская художница и поэтесса

Э. Сэндис «Тень любви» Д. Г. Россетти «Морские чары»

1867 г. 1877 г.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Love%27s_Shadow_-_Anthony_Frederick_Augustus_Sandys.jpg

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/Dante_Gabriel_Rossetti_-_A_Sea-Spell.jpg/1200px-Dante_Gabriel_Rossetti_-_A_Sea-Spell.jpg

2.6 Изображение природы прерафаэлитами

Один из важнейших аспектов в данном течении является изображение природы, написанное с натуры. Примечательны картины прерафаэлитов и очень точным, филигранным изображением миниатюрных фрагментов. На полотнах мы можем рассмотреть каждою мельчайшую деталь как переднего, так и заднего плана, будь то лист или травинка, что создаёт эффект глубины. Большую часть своих работ, особенно тех, что связаны с изображением природы, прерафаэлиты писали на пленере и заниматься именно пленерной живописью они стали задолго до импрессионистов. Пожалуй, одним из самых известных примеров картины, написанной полностью с натуры, включая природу, является «Офелия» Джона Миле. Яркий, контрастный цвет характерен для пейзажей прерафаэлитов также как и их склонность к реалистичности, к точности деталей. Всё нарочито живописное они игнорировали, делая акцент на натуралистичности, отходя от традиционного романтического пейзажа.

Д . Э. Милле «Офелия»

1851-1852 гг.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/94/John_Everett_Millais_-_Ophelia_-_Google_Art_Project.jpg/1200px.jpg

3. Этапы работы

1) На первом этапе была выбрана и утверждена тема проекта.

2) На втором этапе был разработан и согласован с руководителем план работы над проектом.

3) На третьем этапе велась работа над теоретической и практической частью проекта. Были найдены, изучены связанные с заданной темой информационные источники.

Рассмотрены различные приемы, какими красками рисовать, на каком формате, бумага или холст. Детально прорабатывалась каждая часть исследованного материала, был подготовлен окончательный вариант проектной работы, устранены выявленные недочеты совместно с руководителем проекта, оформлен проект.

4) Практическая часть (творческая)

В рамках создания проекта и подготовки к поступлению в художественный институт я написала картину, основываясь на стиле, сюжетах и замыслах прерафаэлитов.

Материалы, цвета: В качестве материалов для своей работы я использовала акриловые краски и акварельную бумагу. Использованы цвета, которые предпочитали прерафаэлиты: оттенки зелёного, белого, красного.

Образ, символы: Юная девушка, символизирует природу, взгляд строгий и одновременно призывный, и загадочный. Как сама природа, которая привлекает и манит нас, при этом таит множество тайн и пугающих загадок. Девушка держит в руках амариллис – цветок, названный в честь прекрасной нимфы из древнегреческих легенд, которую воспевал Вергилий – римский поэт. Символ неприступности и гордости, второе же значение цветка романтичность и юность.

Природа, фон: Заросли шиповника, шиповник символ красоты, молодости, защита от тёмных сил. Фон – тёмная зелень шиповника, контрастирует со светлым одеянием девушки, от этого фигура как будто излучает свет.

4. Заключение

Искусство и живопись всегда играли большую роль в моей жизни. В будущем я также хочу связать свою жизнь с творчеством. В живописи меня всегда привлекала классика и академический рисунок, поэтому я являюсь большим поклонником искусства Высокого Возрождения. Выясняя, были ли в более позднее время художники-продолжатели традиций Ренессанса, я наткнулась на прерафаэлитов. Не смотря на то, что их мотивы и убеждения противоположны канонам Возрождения, меня заинтересовали эти художники. Попытка повторить их стиль многому меня научила и, несомненно, из работы над этим проектом я вынесла для себя много важного и полезного. Пробуя повторить стиль прерафаэлитов, и, погружаясь в их творчество, я узнала много нового для себя, в дальнейшем эта информация и полученные навыки я смогу применять в обучении. До сих пор актуальными остаётся их внимание к сюжету, в котором всё наполнено смыслом и символами, тончайшая прорисовка деталей, необыкновенная яркость цвета.

Несомненно, прерафаэлиты оказали сильное влияние на викторианскую живопись. Они были новаторами, бросившими вызов академии художеств. Образы, воплощенные на их полотнах стали революцией в европейском искусстве. Их стиль и техника рисования позднее лягут в основу нескольких стилей и направлений в живописи. Современное для прерафаэлитов буржуазное, индустриальное общество они критиковали. Старались своим творчеством возродить и сохранить идеалы нравственной и духовной красоты.

Всё их искусство являет собой некое противоречие: натурализм, полный символов и аллегорий. Почему же прерафаэлиты так милы нашим сердцам и взорам сегодня? Это действительно красиво, современно и ново.

5. Список использованных источников и литературы

Прерафаэлизм: иллюстрированная энциклопедия / сост. И. Г. Мосин. СПб. – М.: СЗКЭО «Кристалл»; ОНИКС, 2006. 256 с.

Шестаков В. П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 224+32 с.

Братство прерафаэлитов: простодушие в живописи [Электронный ресурс]. – URL: http://art-leskov.ru/stati/bratstvo-prefaelitov-iskrennost-i-prostodushie-v-zhivopisi.html

Прерафаэлиты – Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org

Прерафаэлиты: викторианский авангард [Электронный ресурс]. – URL: https://artchive.ru/encyclopedia/45~The_PreRaphaelites

Прерафаэлиты и их натурщицы [Электронный ресурс]. – URL https://uborshizzza.livejournal.com/2676341.html

Прерафаэлиты [Электронный ресурс]. – URL: https://gallerix.ru/lab/Prerafaelites/

Прерафаэлиты – романтики викторианской Англии [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/prerafaelity-romantiki-viktorianskoj-anglii

Художники прерафаэлиты. Основные идеи и картины [Электронный ресурс]. – URL: http://solla.site/prerafaelity/

Художники прерафаэлиты. Эстетика английской живописи [Электронный ресурс]. - URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/prerafaelity-romantiki-viktorianskoj-anglii

6. Приложения

(приложение 1) Д. Г. Россетти «Благовещение» 1850 г.

https://vsdn.ru/images/data/mus/4362_big_1494419664.jpg

(приложение 2) Д. Э. Милле «Христос в родительском доме» 1850 г.

https://www.peoples.ru/art/painter/john_everett_millais/millais_work_201506231643033.jpg

(приложение 3) Д. Г. Россетти «Сон Данте» 1871 г.

https://artsdot.com/ADC/Art.nsf/O/AQS5YA/$File/Dante-Gabriele-Rossetti-Dante-s-Dream.jpg

(приложение 4) Д. Г. Россетти «Беатриче Благословенная» 1863 г.

https://artsdot.com/ADC/Art-ImgScreen-2.nsf/O/A-9H5SYM/$FILE/Dante-gabriel-rossetti-blessed-beatrice.Jpg

(приложение 5) Д. Э. Милле «Гугенот в день святого Варфоломея» 1852 г.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/41/Sir_John_Everett_Millais._A_Huguenot%2C_on_St._Bartholomew%27s_Day-.jpg

(приложение 6) Д. У. Уотерхаус «Леди из Шалот» 1888 г.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/John_william_waterhouse_the_lady_of_shalott.jpg

Просмотров работы: 131