Настольные игры - важный инструмент развития детей. (на примере краеведческого лото)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Настольные игры - важный инструмент развития детей. (на примере краеведческого лото)

Кукушкин Ф.Д. 1
1МАОУ "Гимназия №33" г Пермь
Якупова Н.В. 1
1МАОУ "Гимназия №33" г.Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех человека в будущем, закладываются в детстве. С раннего детства любимым занятием каждого человека является игра. Для ребенка это основное средство познания мира, обучения и воспитания. Существует большое количество игр. Среди самых популярных можно назвать такие виды игр как:

- подвижные игры (эстафеты, догонялки, выше ноги от земли)

-компьютерные игры

- строительно-конструктивные игры (Лего и др конструкторы)

- сюжетно-ролевые игры (дочки матери, домашний театр)

- настольные игры (шашки, шахматы, лото, нарды, бродилки)

С помощью настольных игр дети развивают в себе новые навыки, приобретают жизненный опыт. Отдельные виды настольных игр помогают улучшить скорость реакции, координацию, глазомер, расширить интеллект. Самым большим преимуществом настольных игр он считает то, что они не портят зрение и что в них можно играть всей семьей.

Я задумался: а могут ли настольные игры помочь в учебе. Я решил разобраться: могут ли настольные игры в век информационных технологий и социальных сетей конкурировать с гаджетами? Действительно ли настольные игры помогают быстрее освоить материал школьной программы?

Так как одним из моих любимых занятий являются настольные игры, я решил детально изучить информацию о них.

Цель работы: выяснить, можно ли использовать настольные игры в процессе обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Гипотеза: настольные игры могут помочь в обучении детей дошкольного и школьного возрастов, а я смогу создать настольную игру, которая поможет мне лучше узнать свой родной город.

Объект исследования: развивающие настольные игры

Задачи:

- узнать историю возникновения настольных игр;

- изучить все многообразие настольных игр и выяснить причину их популярности;

- проверить на личном опыте эффективность изучения достопримечательностей Перми и Пермского края с помощью настольной игры

- провести анкетирование и обработать полученные данные.

Методы исследования:

-изучение информации

-наблюдение

-сравнение

-анализ

-опрос

ГЛАВА 1

История возникновения настольных игр

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет [8]. Голландский философ Йозеф Хайзенга выдвинул теорию, что люди превращают в игру весь свет и человек только потому человек, что умеет играть.

Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной [9]. Легенды и мифы приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но современные ученые считают, что шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки.

Самой древней настольной игрой считается Сенет [3]. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминала шашки. Сенет можно было увидеть на фресках древнеегипетских гробниц. Увлечение настольными играми быстро распространилось не только среди фараонов и королей, но и среди рабочего класса. Вскоре появились настольные игры, связанные с религией. Такой была игра Мехен. Полные правила ее не известны. Культ Солнца представлял бога Мехена как огромного змея, спиралью окутывающего Бога Солнца Ра - само поле игры изображает этот момент. До сих пор никто не знает, как в Мехен играть. Считается, что человечество дольше всего играет в нарды, но на самом деле гораздо старше Королевская игра Ур. Игра была найдена недалеко от Королевской Гробницы Ур в Ираке, отчего и берёт свое имя. В гробнице Тутанхамона также был найден комплект игры. В Королевской игре Ур у каждого игрока был набор из семи фишек чёрного или белого цвета, а также по три четырёхгранных кубика. Три тысячи лет до нашей эры были изобретены знаменитые нарды. В это время в Индии уже играли в Чаупар, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождается игра наподобие шашек в Испании и России. Непрекращающиеся войны в XII в. до н.э. повлияли и на тематику игр. Появились игры – военные стратегии. Самой красивой и узнаваемой игрой, которая появилась в Древнем Египте считается игра «Собаки и шакалы» или игра «58 дырочек», настоящее название которой неизвестно. Игра состоит из множества компонентов и поля, похожего на поле шахмат. Поле называлось «городом», а фигуры «собаками». Фигуры имели два цвета, и искусство игры состояло в том, чтобы захватывать фишку противника между двумя своими. Игра домино была изобретена примерно в 1120 г. до н.э. и произошла от игральных костей, которые некогда были ввезены из Индии в Китай. Шашки. Шашки были изобретены французами в XII веке. Это смесь древней мавританской игры Алькерк и шахмат.

На Руси всё началось с бирюлек [10]. В них играли еще наши прапрадедушки. Имя мастера, который первым начал изготавливать точеные наборы из различных предметов для игры в бирюльки тоже осталось неизвестным Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие одинаковые предметы (палочки или игрушки), и игроки по очереди вытаскивают по одному предмету, стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл. Увлечение быстро распространилось и стало настоящей семейной игрой в России. Из крестьянских изб бирюльки попали в дома состоятельных горожан, а затем и в светские салоны. Играть в бирюльки стало модным среди светских дам и бирюльки стали непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки искусной работы делались на заказ, шкатулки и коробочки, в которых они хранились, украшались драгоценными камнями и тонкой резьбой (Приложение 2).

Были на Руси и другие, не менее популярные настольные игры. Игра, которую на Руси называли «Мельница», – дальняя родственница крестиков-ноликов. Почему название игры так или иначе переводится с большинства европейских языков как «Мельница», тоже неясно. Одни считают, что само поле с симметричными квадратами и перекрестьями напоминает крылья ветряной мельницы, но древние люди таких мельниц не знали, другие — что название восходит к старонемецкому «muhle» («ряд»), а третьи считают, что в основе лежит искажённое латинское «merellus» — «фишки».

Затем появилась игра «Гусёк», которая в 19 веке трансформировалась в «Путешествие». В неё играли на специально сделанной доске, по середине которой была проведена извилистая черта. «По обеим сторонам черты нарисованы в кружках гуси, постоялый двор, темница, числа. Кто первым поставит шашку на гуська, тот имеет право ходить вперед, назад. А остальные игроки, с меньшим числом очков, могут ходить только вперед, заходить на постоялый двор, где платят за постой, кто зайдет в темницу, тот выходит из игры [2, стр. 72]. Кто дойдёт до конца первым, тот и победил.

Наиболее древними настольными играми в Древней Руси, как и во многих других культурах, можно считать игру в кости и шашки. Шашки округлой формы делались из самых различных материалов: стекло, кости, янтарь, глина. Считается, что эта игра была завезена на Киевскую Русь викингами.

Настольная игра Таврели (русские шахматы) появилась еще в Древней Руси. Впервые в письменных источниках упоминания о шахматах встречаются в 1262 году. Более того, в некоторых славянских былинах о Садко, Илье Муромце встречаются довольно эмоциональные описания хода игры в шахматы и упоминания некоторых правил этой игры. Точно неизвестно, откуда на Руси появились шахматы. Мнения исследователей разделились: одни склоняются к происхождению из Западной Европы, другие считают, что с территории арабских стран.

В 19 веке были популярны настольные игры с исторической подоплекой: было много стратегических игр, посвящённых русско-турецкой войне, большое количество детских настольных игр, при помощи которых дети изучали историю, языки, азбуку. Они были сделаны по принципу лото.

Городки так же относятся к настольным играм. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

В период СССР настольные игры сначала выступали просто в качестве одного из вариантов проведения досуга, а потом приобрели дополнительные пропагандистские и воспитательные функции. В 80-ые годы были популярны «Приключения на Луне» (где надо спасать героев в космическом пространстве) и «Старый замок» (где надо найти выход из лабиринта в замке). В 90 - ые все играли в «Менеджера».

Примеры старинных и современных настольных игр вы можете увидеть в Приложении №2

Таким образом, настольные игры появились в глубокой древности, некоторые из них исчезли, некоторые - сохранились до наших дней.

1.2 Классификация настольных игр

Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих [9]. Настольные игры рассчитаны на то, что участвовать в них будет много человек (два, три или пять). Настольные игры разных модификаций развиваются и совершенствуются на протяжении многих веков. Игровая деятельность, как исторически сложившееся явление, очень разнообразна и предполагает детские игры с игрушками, настольные игры, интеллектуальные игры, подвижные игры, спортивные, сейчас еще и психологические и др. Играя, человек словно погружается в вымышленный мир со своими правилами и бонусами в случае победы. Мир интересный и всегда мотивирующий. Поэтому игры невероятно важны в воспитании и всестороннем развитии детей, в частности, настольные игры.

Существуют различные способы классификации настольных игр.

По области использования:

Для досуга, развлечения

Для общения, коммуникации

Азартные, соревновательные

Головоломки, для разминки мозгов

Обучающие, тренинговые, образовательные

По характеру игры:

Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется его способностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход.

Азартные. Игры, в которых на результат влияет случайный фактор.

Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация.

Так же существует другие классификации настольных игр:

игры для вечеринок, как пример, всем известная Мафия;

развивающие, направлены на развитие у ребенка логического мышления и определенных навыков;

семейные (лото);

кооперативные, когда все против одного;

логические, часто они рассчитаны на двоих игроков;

щелчковые, игры на ловкость. Развивают моторику и скорость реагирования;

загадки, головоломки, иногда в виде сюжетной игры, так называемые квесты.

Таким образом, в число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие.

1.3 Происхождение названий настольных игр

Мне стало интересно: что означают названия настольных игр? Оказалось, что их названия вполне закономерны. Они отражают сущность игры или описание ее [9].

"Домино" - французское слово [5]. Так называлось зимнее одеяние католических священников, которое было черным снаружи и белым внутри. "Домино" - это также маска, сочетающая черный и белый мотив. В игре домино - это небольшие пластинки, изготовлявшиеся из слоновой кости или просто кости с небольшими, круглыми вставками черного дерева.

Изначально кости - это "волшебные" предметы, которые использовались в магических ритуалах [5]. Скорей всего, прародителями игральных костей были косточки щиколоток овец, помеченные с четырех сторон. В древности кости изготавливались из различных материалов: сливовых и персиковых косточек, костей различных животных, семян, скорлупы орехов.

Слово «бирюльки» имеет восточнославянские корни и означает оно «бирать» - брать [5].

Игра Городки получила свое название от названия 20-сантиметровых чурок, из которых составляют фигуры в городе (квадрат 2х2). Эти чурки называются "городки"[10].

Современное название игры "шашки" (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску - "checkered" - что в переводе означает "клетчатый"[5].

Шахматы – название происходит от двух персидских слов - шах (царь или король) и мат (умер) [10].

Таврели (от «тавро») — клеймо, изображение [5].

Лото в XVIII в. заимствовано из французского языка, где loto < итал. lotto «жребий». Лото буквально — «игра по жребию» [5].

Таким образом, названия настольных игр отражают их суть и назначение.

1.4. История игры «Лото»

Настольная игра Лото покорила умы не одного поколения. Еще с давних времен, азарт игры притягивал тех, кто рассчитывал, поймав улыбку фортуны, стать победителем. Однако не каждый любитель Лото знает, как и когда зародилась эта старинная игра.

Впервые Лото появилось в Италии в 16 веке. В 1530 году в Генуе состоялась первая игра. Само название игры было позаимствовано от итальянского слова «lotto», которое в переводе означало «лотерея». Огромное количество людей полюбило этот новый вид забавы. Радость правда была недолгой, предприимчивые дельцы стали спекулировать на билетах, а Сенат был вынужден наложить запрет на игру, признав ее азартной. Но что сможет остановить людскую любовь, а еще больше силу азарта? Скоро власти Италии поняли, что запретом ничего не добиться и решили узаконить эту игру, но с пользой для себя. Именно поэтому с 1539 года игра в лото стала организовываться государством и все проигранные народом деньги отправлялись в его казну.

В Россию лото привезли в 18 веке из Европы. Уже тогда, игра приобрела тот вид и формат, который знает практически каждый современный человек. Несмотря на то, что поначалу в новую забаву играли только в высших кругах общества, Лото стремительно набирало популярность и стало одним из любимых развлечений в народе. Во всех домах, на любом торжестве, игра в лото занимала одно из важнейших мест (наряду с карточными играми). После ужинов, аристократы следовали в специальную комнату, где собирались попытать удачу в игре с бочонками. Когда кто-то из игроков выигрывал он выкрикивал «bingo», что в переводе с итальянского означало «выигрыш». С тех пор прошло немало времени, игра полностью вышла из рамок светского общества и стала доступна абсолютно всем. Не важен был ни пол, ни возраст, ни положение. Истинный смысл игры был практически забыт, и некогда популярная европейская настольная забава превратилась в досуг для всей семьи. Из итальянского lotto — лотерея превратилась в Русское лото. На период Советского Союза пришелся апогей лото. Практически в каждой семье, кулечек с бочонками и картонка находились рядом с шахматной доской. В то время, лото выпускали в огромных объемах. На прилавках находилось два вида игры: 1. Деревянные бочонки с красными цифрами и картонные билеты. 2. Современная модель – бочки из пластмассы и карточки из клеенчатого картона. Лото в настоящее время. К сожалению, с появлением интернета, многие позабыли то чувство, когда люди собирались в компании и начинали играть в Русское лото. Все развлечения перешли в виртуальное пространство. То же относится и к лото, эмоции были уже не те. Однако, есть та малая часть людей, которая все еще помнит и играет в эту довольно старую настольную игру. Под эту категорию подходят пожилые люди, которые наравне с домино, шашками и шахматами, забавляются выставлением бочонков по номерам. Другая часть людей – это просто любители настольных игр. Сам жанр уже давно развился и может предоставить другие яркие и интересные экспонаты для проведения вечернего досуга, но классика не забыта.

Глава 2

Практическая часть

Исследование Родосского колледжа, опубликованное в журнале Psychological Science, показало, что у детей, которые часто играют (не реже шести раз в неделю) в настольные игры, лучше развиты пространственное мышление, психические способности и уровень интеллекта. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для развития личности, задействует аудио-визуальные и тактильные каналы восприятия. Настольные игры развивают воображение, стимулируют творческую активность, учат взаимодействию в команде. Живое общение во время игры за столом не может заменить компьютер. Для воспитателя игра — незаменимый инструмент воспитания, который дает возможность развивать разумную инициативу, логику, творчество и условия для саморазвития. Важно добровольное участие в игре и заданная последовательность действий игроков.
Выполнение правил игры требует от ребенка определенных действий и усилий. Это повышает способность формирования умений и навыков предусмотренных игрой. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Также игра формирует реальные отношения между детьми.

Так как семейное общение одно из важнейших условий нормального развития ребенка, а совместные игры это один из способов его налаживания, мы решили собрать информацию о популярности настольных игр среди моих сверстников и их семей.

Мы предложили родителям и детям из моего класса пройти анкетирование, чтобы выяснить популярность настольных игр. Анкета (Приложение №1) В анкетировании участвовали 20 семей.

Результаты анкетирования

По результатам анкетирования мы видим, что все опрашиваемые играют в настольные игры. Большинство считает, что настольные игры служат для развлечения, но есть и такие, кто не исключает возможность использования настольных игр для обучения. Самые популярные игры, по результатам опроса оказались лото, бродилки, шашки, шахматы, домино и конструкторы.

Так как Лото оказалась одной из популярных игр, мы решили на ее примере показать, что можно использовать настольные игры и для обучения. Мы сделали краеведческое лото по моим любимым местам родного города Пермь. В Приложении № 3 вы можете увидеть пример данного лото.

Знания и практические навыки, которые мы получили, играя в настольные игры, можно использовать на разных уроках. Например, информацию, которую я получил во время составления лото, помогла мне при написании контрольных работ по окружающему миру.

Таким образом, мне удалось провести эксперимент по использованию настольных игр для повышения успеваемости по окружающему миру.

Заключение

Подводя итоги исследования, следует отметить, что лучшие игры – это те, которые не только развлекают, но и тренируют мозг. Они могут объединять участников как одного возраста, так и разных, а потому подходят и для времяпрепровождения большой компании, и для семейного досуга. К тому же они позволяют прочувствовать радость соперничества и победы, не зря они известны с давних времен. Такое времяпровождение – мощная тренировка сразу для нескольких способностей человека: логических, аналитических и дедуктивных, образного мышления, концентрации.

В процессе исследования я изучил историю возникновения настольных игр и их классификацию; установил происхождение названий настольных игр; выявил отношение опрашиваемых к настольным играм.

Полученные знания позволили мне составить рейтинг самых «умных» математических игр. В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении и более подробно изучить влияние интеллектуальных настольных игр (шахмат и шашек) на развитие математических способностей учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения [Текст] / А.П. Доморяд. – М: Гос. издание Физико-математической литературы, 1961. – 267с. 

2. Терещенко А. В., «Быт русского народа», М.: Русская книга, 1997

3. http://egyptopedia.info

4. http://enigmatic-past.livejournal.com

5. http://enc-dic.com/rusethy/Loto-1731.html

6. http://studbooks.net/1855038/pedagogika/vidy_matematicheskih

7. http://tesera.ru/article/778208/

8. https://www.mirf.ru/

9. https://ru.wikipedia.org

10. http://hleb.asia/brain/hobbygames

11.https://historygames.ru/nastolnyie-igryi/istoriya-loto.html

Приложение 1

Анкета для детей

Играешь ли ты в настольные игры?

С кем ты любишь играть в настольные игры?

3. Какие настольные игры тебе нравятся? …………………………………………………………………………….....

4. Как ты считаешь, для чего придумали настольные игры?

А.) развлечения

Б.) обучения

В.) затрудняюсь ответить

Г) свой вариант_______________________

4. Могут ли игры помочь в обучении в школе?

5. Хотел(а) бы ты, чтобы появилась интересная настольная игра, которая поможет тебе в изучении школьного материала?

Анкета для родителей

Играете ли вы в настольные игры с детьми?

2. Какие настольные игры вам нравятся? …………………………………………………………………………….....

4. Как вы считаешь, для чего придумали настольные игры?

А.) развлечения

Б.) обучения

В.) затрудняюсь ответить

Г) свой вариант__________________

4. Могут ли игры помочь в обучении в школе?

5. Хотели бы вы, чтобы появилась интересная настольная игра, которая поможет вашему ребенку в освоении школьной программы?

Приложение 2

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ДРЕВНИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РУСИ

Приложение 3

ЛОТО
«МОЙ ГОРОД- ПЕРМЬ

Отличная возможность весело провести время и лучше узнать город Пермь. Это – энциклопедия в фотографиях о прошлом и настоящем столицы Пермского края

Как играть ?
1. Игроки выбирают, кто из них будет ведущим
2. Ведущий раздает игрокам поровну карточки с ответами
3. Ведущий кладет перед собой «банк вопросов», вопросы кладет текстом вниз, перемешивает.
В произвольном порядке достает из «банка» вопросы и зачитывает вслух
4. Игроки начинают искать на своих карточках объекты, подходящие под описание в вопросе. Когда один из игроков находит на своей карточке картинку с ответом, он говорит ведущему номер ответа
НОМЕР КАРТИНКИ В КАРТОЧКЕ ДОЛЖЕН СОВПАСТЬ С НОМЕРОМ ВОПРОСА
Если ответ правильный, ведущий отдает игроку вопрос, которым он закрывает картинку с ответом на своей карточке
5. Если никто из игроков не ответил на вопрос верно, ведущий возвращает вопрос в «банк»
6. Победителем считается тот из участников, кто первым закроет все картинки на своих карточках

Тематическое лото

«Я помню, я горжусь!»

Просмотров работы: 566