ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН ПОМОРЬЯ

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН ПОМОРЬЯ

Лукин М.С. 1
1ГБПОУ АО "Техникум судостроения и машиностроения"
Берсеневская Н.А. 1
1ГБПОУ АО "Техникум судостроения и машиностроения"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Русский Север не случайно стал родиной одного из величайших русских ученых М. В. Ломоносова. Двинская земля в начале 18 века была одним из богатейших краев России того времени. Здесь процветали различные промыслы и художественные ремесла, сложилась уникальная народная культура. Предки Ломоносова – поморы – были свободными людьми. [7, с.4]

По образному выражению известного русского марксиста Георгия Валентиновича Плеханова «…архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и Божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство,

что он был именно архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника» [10,с.200]

Девятнадцать лет прожил Ломоносов на Севере и на всю жизнь сохранил с ним духовную связь. Теме Севера, вопросам арктического мореплавания посвящена часть трудов ученого, которые оказали серьезное влияние на их дальнейшее исследование.

Проблема исследования: чтобы понять место нашей страны в современном мире, уметь найти правильное направление в будущем, необходимо вглядываться в собственную историю, историю своего края. Изучать события прошлого и участников этих событий, которые играют важную роль в определенной исторической эпохе. Одним из этих участников является наш земляк, М.В. Ломоносов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование гармоничной личности современного человека непременно сопряжено с воспитанием чувства «малой Родины». Формирование личности и путь М.В. Ломоносова в науку во многом определил культурный ландшафт Поморья начала XVIII века.

Целью работы является изучение значимости М. В. Ломоносова для Архангельской земли.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

Собрать и проанализировать информацию о первом русском академике, ярком представителе интеллектуальной элиты Поморья М. В. Ломоносове.

Обозначить роль социально-экономической и культурной среды Русского Севера в становлении личности Ломоносова.

Провести исследование среди обучающихся ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения» о владении информацией, о величайшем русском ученом М. В. Ломоносове.

Гипотеза: студенты ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения» не достаточно осведомлены о жизни и судьбе Михаила Васильевича Ломоносова.

Для подтверждения данной гипотезы, а также для достижения поставленной цели были использованы различные методы исследования: классификация, анализ и обобщение литературы, анкетирование и обработка собранной информации.

Обзор используемых источников показал, что основной акцент авторы делают на то, что Поморье дало «путевку в жизнь» юному Ломоносову. Историки, краеведы, писатели и журналисты много пишу о Поморском крае – родине Ломоносова. По крупицам, факт за фактом были собраны биографические сведения. Использованные источники помогают нам воссоздать исторический фон, социальную среду, в которой рос гений.

Данный вопрос, на наш взгляд, достаточно широко изучен в литературе. Попытки изучения биографии Михаила Васильевича были предприняты еще в 1768 году. Академики И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский с 1768 по 1772 год изучали родину Ломоносова, а также биографию ученого, они узнали о его роде и детских годах. Говорили и писали о Ломоносове крупнейшие писатели, публицисты, ученые и государственные деятели: Радищев, Пушкин, Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Герцен, Писарев и многие-многие другие.

Данная исследовательская работа имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий, классных часов и мероприятий, посвященных жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Исследовательская работа включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Глубинка Русского Севера - село Ломоносово

На обширном Курострове Архангельской области, омываемое водами прекрасной и величественной Северной Двины, расположено старинное село, которое ранее называлось Мишанинское, — родина Михаила Ломоносова, человека пытливого ума, ставшего первым русским академиком.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года в поморской семье. Его отец был предприимчивым торговцем: с ним молодой Ломоносов побывал в Архангельске, Коле, Пустозерске, на Соловках и Мезени... За время путешествий юному помору повезло изуть арифметику и грамматику, а позже уже был знаменитый путь с обозом и одиннадцать лет беспрестанного учения в Москве, Петербурге и Марбурге. Начав свой путь в 19 лет, к 30 годам Ломоносов стал адъюнктом Академии наук, а в 53 года был избран почётным членом Болонской академии наук.

Кажется, что Ломоносов, рождённый в эпоху жестоких петровских реформ, явился живым выражением духа той эпохи: мальчик из поморской деревни явил миру такое количество изобретений, что первого русского академика впору сравнивать с символом эпохи возрождения — изобретателем и учёным Леонардо да Винчи.

Можно долго перечислять, что сделал Михаил Васильевич. Пожалуй, основное из них хорошо знакомо большинству из нас. А вот поближе познакомиться с жизнью великого человека можно в потрясающем музее на его родине, который открыт на месте усадьбы Ломоносовых. (приложение 1)

 

Здание музея Ломоносова.

Ломоносово, Архангельская область, лето 2019 г.

Действует музей уже около восьмидесяти лет, а его экспозиция содержит массу ценных экспонатов. Сейчас Ломоносово является центром художественной резьбы по кости. Тут находятся фабрика и косторезная школа.

Старое здание фабрики косторезов. Ломоносово, Архангельская область, лето 2019 г.

2.2. М.В. Ломоносов и Север

Ярко вспыхнув, мгновенно погасла жизненная звезда Михаила Васильевича Ломоносова. Он умер на пятьдесят четвёртом году жизни. Трудная, сложная судьба была у первого российского академика. Ему приходилось преодолевать бытовые, материальные неудобства, противостоять травле. И всё это – ради пользы Отечества, ради развития экономики, науки, культуры своей Родины. До сих пор исследователей привлекают как личность М. В. Ломоносова, так и его научное наследие. Многие из них задумываются над тем, как объяснить появление именно в XVIII веке такого гения мирового уровня, каким стал М.В. Ломоносов, выходец из архангельских поморов.

В рождении гения М. В. Ломоносова ведущую роль сыграли особенности социально-экономической и культурной среды Русского Севера. Именно здесь он сформировался как гражданин, впитав в себя особый поморский дух, народные традиции поморов, духовную культуру края.

Академик Д.С. Лихачев [6 c. 115 – 119] отмечал уникальность современного Русского Севера как памятника мировой и отечественной культуры, как сокровищницу крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций.

Любовь к книге и к обучению впитал М. В. Ломоносов у своих первых учителей: крестьянина Шубного и дьячка Сабельникова, у которых он обучался «Российской грамоте» и другим премудростям наук. Юный Ломоносов узнал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться только в Москве, Киеве, Петербурге. Часто бывал М. В. Ломоносов в доме Дудина, сына холмогорского священника, у которого имелось большое количество духовных и светских книг. В 1724 году, после его смерти Михаил получил в собственность от семьи покойного «Арифметику» Леонтия Магницкого, «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Обладавший удивительной памятью М. В. Ломоносов носил эти книги с собой и, постоянно читая, выучил текст наизусть. Впоследствии он называл их «вратами своей учености».

Одной из составных частей культурных ценностей поморского Севера, как исконно русского края, является поморская народная педагогика, включающая в себя воспитательный опыт народа. Суровый край формировал в людях не только физическую силу,выносливость, закалку, сноровку, отличное знание морского дела, но, прежде всего, глубокое уважение друг к другу, особенно к старшим. Поэтому одной из важных народных воспитательных традиций была взаимная уважительность соседей, членов семьи.

Поморское воспитание отличалось формированием особого отношения взрослых и детей к женщине. Она была не просто хранительницей быта, а олицетворением всех нравственных достоинств, символом Родины.

В этой уникальной среде родился и вырос наш первый русский академик, яркий представитель интеллектуальной элиты Поморья. Как отметил Г. В. Плеханов, «архангельский мужик стал разумен и велик не только по своей и божьей воле. Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком-поморцем … » [10 c. 140-141.]

Эти особенности среды Поморья нашли отражение в М.В. Ломоносове – ученом и гражданине, в его народном характере.

2.3.Я живу на земле Ломоносова

В рамках работы была разработана анкета и проведено исследование среди студентов ТСиМ. Анкета содержит в себе 15 вопросов и носит анонимный характер (приложение 2).

Цель: исследование осведомленности обучающихся ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения» личностью М.В. Ломоносова.

Задачи:

1. Провести анкетирование студентов техникума.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. По результатам исследования сделать выводы и обобщить материалы.

В ходе исследования применен метод случайной выборки.

В опросе принимали участие 100 обучающихся, из них 10 девушек и 90 юношей.

35 человек (35%) обучаются на первом курсе, 24% - на втором, 41% - на третьем курсе.

В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся по следующим профессиям: слесарь-монтажник судовой – 18%, токарь-универсал – 21%, судостроитель-судоремонтник металлических судов – 27%, сварщик – 34%.

Среди опрошенных 10% проживают в Северодвинске менее года, 28% от 1 до 3 лет, 22% живут в Северодвинске более 10 лет, оставшиеся респонденты (40%)- живут в Северодвинске с рождения, то есть являются коренными жителями.

97% порошенных знают, что Архангельская область является родиной Ломоносова, 3% не интересна эта информация.

Абсолютное большинство (87%) ответили, что Михаил Васильевич жил в XVIII веке. А 68% знают, что великий ученый родился в деревне Мишанинская.

98% студентов правильно ответили на вопрос «Какое учебное заведение основал Ломоносов», выбрав ответ – Московский государственный университет.

На вопрос «Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родной дом и направился на учебу в Москву» правильно ответили 35% учащихся. 11% считают, что в 15лет, 44% выбрали ответ – 20 лет, а 10% - 17 лет.

Студентам был задан открытый вопрос: «Ломоносов внес вклад в развитие многих наук. Перечислите их названия». Самыми популярными ответами оказались химия, физика и история. Также были названы астрономия и геграфия.

Как Вы думаете, кому принадлежат эти слова? «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». На этот вопрос мнения разделились почти поровну. 43% студентов ответили, что эти слова принадлежат А.C. Пушкину, 38% - М. Ю. Лермонтову. А 19% затруднились ответить на этот вопрос.

Всего 21 % опрошенных ответили правильно на вопрос «Кем изначально хотел стать Ломоносов», выбрав ответ священником. 44% считают, что писателем, 15% - учителем, а 20%- известным ученым.

Большинство опрошенных (57%) знают, что Ломоносов никогда не увлекался палеонтологией.

О какой науке Ломоносов сказал: «...почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что её в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно...»? На данный вопрос правильно ответили 45% опрошенных, которые выбрали химию. Науку физику выбрали 10%, историю- 38% и астрономию – 7% респондентов.

Ученый-энциклопедист – так охарактеризовали Ломоносова с точки зрения его научной деятельности 73% опрошенных студентов. Вариант ответа «физик», выбрали 10 студентов, «математик»-5, «химик» - 12 студентов.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась. Студенты ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения» достаточно хорошо знакомы с личностью М.В. Ломоносова.

На многие вопросы анкеты обучающиеся давали правильные ответы. Это говорит о том, что подрастающее поколения знакомо с деятельностью выдающегося русского ученого, своего земляка, которого по праву называют ученым-энциклопедистом, поэтом, художником, радетелем просвещения.

Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова глубоко поучительны, они являются примером беззаветного гражданского служения Отечеству. Его личность воплотила в себе те черты, которые были необходимы России для великого прорыва в европейскую цивилизацию, нелёгкого становления отечественной науки и образования. Ломоносова отличали воля, упорство, способность преодолевать препятствия на пути к намеченной цели. [8, с.3]

Разнообразие научных устремлений М. В. Ломоносова, титанизм его творческой натуры не перестают удивлять и сегодня. Поистине, он всё охватил и всё познал. Ломоносов не только гениально обогатил практически все существовавшие в XVIII веке отрасли научных знаний, но и заложил основы целого ряда новых наук, пророчески предсказал многое из того, чем мировая наука жила последующие десятилетия и даже столетия. Не будет преувеличением сказать, что имя М. В. Ломоносова на века вписано золотыми буквами в летопись российской и мировой науки.

Знакомясь с наследием великого помора, отдавая должное его вкладу в познание мира природы, человека и общества, мы вновь и вновь будем не только перелистывать страницы нашей истории, но и задумаемся над их смыслом и современным звучанием, над тем, что нам предстоит свершить сегодня и в ближайшие годы для решения сложнейших проблем повседневности.

Таким образом, на основании изученной литературы мы пришли к выводу, что исторические взгляды М.В. Ломоносова являлись высшим достижением русской передовой мысли XVIII века.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа.

В данной работе содержится информация, способствующая патриотическому воспитанию подрастающего поколения, что является основополагающей целью в воспитании современной молодежи.

Идея патриотизма является одной из главных в творчестве Ломоносова. Поэт воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он считает, что российская земля способна воспитать собственных великих ученых, великих деятелей культуры.

Патриотизм — одна из фундаментальных основ российской государственности. Именно поэтому данная проблема является актуальной и часто обсуждаемой общественностью. Через исследовательские работы и мероприятия смежной тематики важно поднимать вопросы, которые помогают становлению нравственно здорового и морально устойчивого человека, знающего и любящего свой край, почитающего своих предков.

Патриотическое воспитание – одно из основных направлений в жизни каждого человека. Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Бернштам Т. А. Народная культура Поморья / Т. А. Бернштам. — М.: ОГИ, 2009. - 432 с.

Гемп К.П. Сказ о Беломорье. – М: Наука, 2004. – 637 с.

Грандилевский А.Н. Родина Михаила Васильевича Ломоносова: Областной крестьянский говор (словарь) / А.Н. Грандилевский – М.: Книга по Требованию, 2012. – 306 с.

Кизеветтер, Александр Александрович. Русский север. Роль Северного края Европейской России в истории Русского государства: исторический очерк/ А. А. Кизеветтер. - Вологда: Вологодск. центр. о-во сельск. хоз., 1919. - 66 с.

Куратов, Анатолий Александрович. Археологические памятники Архангельской области. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. - 103 с.

Лихачёв Д.С., Янин В.Л.. Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры //Коммунист. – 1986. – № 1. – С. 115 – 119.

Ломоносов и Север: библиографический указатель / [сост. З. В. Истомина ; отв. ред. Е. И. Тропичева] ; Гос. учреждение культуры Арханг. обл. «Арханг. обл. науч. б-ка им. Н. А. Добролюбова». – 2-е изд., доп. – Архангельск, 2011. – 312 с.

Михаил Ломоносов: ученый-энциклопедист, поэт, художник, радетель просвещения» Рук. авт. коллект. В.И. Голдин. – М.:ЮниВестМедиа, 2010. – 400с.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, XVIII – пер. половина XIX в. / отв.ред. М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. – 599 c.

10. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. – М., 1918. – Т. II. – 245 c.

5.ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Экспонаты музея

«Громовая машина Ломоносова». Физический кабинет.

Первая в России Химическая лаборатория М. В. Ломоносова. Макет

Приложение 2.

АНКЕТА

С целью выявления осведомленности студентами ГБПОУ АО «Техникум судостроения и машиностроения»» города Северодвинска личности великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, просим Вас ответить на ряд вопросов.

Анкета носит анонимный характер.

1. Укажите Ваш пол.

А) мужской Б) женский

2. Укажите профессию, по которой Вы обучаетесь.____________________

__________________________________________________________________

3. Укажите Ваш курс.

А) 1 Б) 2 В)3

4. Как долго Вы проживаете в Северодвинске?

А) менее года Б)1-3 года В)3-5 лет Г)5-10 лет Д) более 10 лет Е) с рождения

5. Знаете ли Вы, что Архангельская область является родиной Ломоносова?

А) да, конечно знаю Б) нет, впервые слышу В) мне не интересна эта информация, не задумывался (ась)

6. В каком веке жил Ломоносов?

А) IX Б) XX В) XVII Г) XVIII

7. Где родился Михаил Васильевич?

А) Санкт-Петербург Б) Москва В) Царское село Г) деревня Мишанинская (по другим источникам Денисовка)

8) Какое учебное заведение основал Ломоносов?

А) Московский государственный университет

Б) Ленинградский государственный университет

В) Московский государственный Институт международных отношений

Г) Московский инженерно-физический институт

9) Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родной дом и направился на учебу в Москву?

А) 15 Б) 20 В) 19 Г) 17

10) Ломоносов внес вклад в развитие многих наук. Перечислите их названия._________________________________________________________

11) Как Вы думаете, кому принадлежат эти слова? «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

А) А.С.Пушкин Б) М.Ю.Лермонтов В) Н.А.Некрасов Г) затрудняюсь ответить

12) Кем изначально хотел стать Ломоносов?

А) писателем Б) учителем В) священником Г) известным ученым

13) Какой наукой Ломоносов никогда не увлекался?

А) астрономия Б) минералогия В) история Г) палеонтология

14) О какой науке Ломоносов сказал: «...почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что её в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно...»?

А) химия Б) физика В) история Г) астрономия

15) Как можно охарактеризовать Ломоносова с точки зрения его научной деятельности?

А) физик Б) ученый-энциклопедист В) математик Г) химик

Благодарим за участие

Просмотров работы: 593