Зачем Лебедяни нужен Новый мост рядом со старым?

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем Лебедяни нужен Новый мост рядом со старым?

Бирюков А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени Николая Ивановича Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Коротаева А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 имени Николая Ивановича Борцова» г. Лебедянь Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мой папа работает в Администрации лебедянского муниципального района в отделе капитального строительства. От него я узнал, что в Лебедяни будут строить ещё один мост, рядом со старым , «Казённым». Мне захотелось узнать: «Зачем Лебедяни нужен Новый мост рядом со старым?». Это стало темой моего исследования.

Цель исследования: узнать историю старого «Казённого» моста и выяснить актуальность строительства «Нового» моста, какую роль играет «Старый» мост и «Новый» мост в жизни лебедянцев.

Задачи:

В книгах и в интернете найти сведения о строительстве старого «Казённого» моста ;

Выявить основные причины острой необходимости строительства «Нового» моста ;

Из Интернета и литературы найти сведения о строительства «Нового» моста ;

Провести беседы с жителями, собрать и проанализировать информацию об отношении к лебедянцев к строительству «Нового» моста

Выяснить значимость «Нового» моста в жизни Лебедяни

Предметы исследования: «Казенный» мост и «Новый» мост Объекты исследования: «Казенный» мост и исторические факты в нём; «Новый» мост» и факты о нём

Гипотеза: «Новый» мост – это не только новая достопримечательность г.Лебедянь, но и охрана атмосферного воздуха центральных улиц города от выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, «Новый » поможет сохранить объект культурного наследия местного значения старый «Казенный» мост, который открыт только для пешеходного движения.

Актуальность. 

Старый «Казённый» мост является не только художественном символом нашего города, но и стратегическим народнохозяйственным объектом Лебедяни. Принятый в 2002 году Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» выделил основные принципы охраны окружающей природной среды:

• обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

• научное обоснование экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

• рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды.

Строительство нового моста позволит не только сохранить старый мост - историческое прошлое нашего города, но обеспечит улучшение экологической ситуации на центральных улицах города за счёт снижения количества большегрузных машин.

Методы исследования:

– изучение и анализ литературы;

– работа с интернет-источниками;

– опрос, беседы с жителями города Лебедянь;

– обобщение и построение выводов.

Теоретическая часть

Из истории строительства Казённого моста

Город Лебедянь расположен на обоих берегах реки Дон.
В настоящее время в городе Лебедянь находятся 3 действующих железобетонных моста через реку Дон:

- Старый «Казённый» мост, построенный в 1910 году;

- Мост, построенный в 1983 году в трёх километрах от Старого моста выше по течению реки Дон;

- «Новый» мост, построенный в 2019 году рядом со Старым мостом.

В настоящей работе будет идти речь о 2-х мостах: о старом «Казённом» и «Новом».

Из книг в библиотеке (Приложение 1. Посещение библиотеки) я узнал, что одной из достопримечательностей Лебедяни является Казённый мост.

В 1910 году в Лебедяни был построен новый мост через реку Дон (Приложение 2. «Казённый мост. Фото начала XXвека») , который и по своей конструкции, и по величине, и по смелости выполнения проекта стал «одним из интересных железобетонных мостов, построенных не только в Тамбовской губернии, но и вообще в России». Наиболее ценным и интересным в конструкции этого моста, по оценкам специалистов, стало то, что при помощи простой балочной конструкции удалось достичь величины отдельных пролетов в 25 метров.

Вековой мост по-прежнему является стратегическим народнохозяйственным объектом Лебедяни и наряду с Тяпкиной горой и Ново-Казанским собором давно стал своеобразным художественным символом, визитной карточкой города.

Впервые речь о строительстве нового моста через Дон зашла лет за 10 до его осуществления. 14 ноября 1900 года гласные Лебедянского земства большинством приняли решение строить в Лебедяни каменный арочный мост взамен старого деревянного, пришедшего в негодность. Однако ни один из трёх проектов моста не был утвержден. Стоимость работ, которая варьировалась от 110 до 200 тысяч рублей, оказалась земству не по карману.

К вопросу постройки нового моста вернулись в 1909 году. Тогда же был составлен проект, стоимостью 92500 рублей. 4 марта 1910 года он был рассмотрен и утвержден губернским земским собранием, которое и выделило необходимые деньги на строительство. Это был железобетонный балочный мост с 6 пролетами по 20 и 25 метров длиной. Ширина проезжей части составила 8 аршин (5,70 м), ширина тротуаров – 1,5 аршина (1,07 м) каждый. Вся конструкция опиралась на промежуточные опоры (быки) высотой 7,70 м, представлявшие собой армированные бетонные монолиты, оснащенные ледорезами.

Лебедянский мост имеет еще одну малоизвестную особенность. Из-за неудобного расположения единственной городской переправы, стесненной старой мельничной плотиной с водоспуском под косым углом к руслу реки – с одной стороны, и впадением речки Городнянки – с другой, конструкторам моста пришлось расположить быки не параллельно друг другу, а под некоторыми небольшими углами, в соответствии с направлением течения в разных местах реки.

Подрядчиком строительства выступила саратовская строительная фирма «Инженер И. Г. Грингоф и Братъ», которая в первых числах мая 1910 года приступила к забивке свай, рытью котлованов и закладке фундаментов. Всего на постройку моста было затрачено 115 тысяч казенных денег (отсюда название – «Казённый»). Уже во второй половине декабря 1910 года провели испытания нового моста, после чего уездное земство приняло его в эксплуатацию.

Для возмещения расходов на строительство моста городская Дума обязалась 10 лет выплачивать земству 75 % из предполагавшегося попудного сбора и по 500 рублей ежегодно во все последующие годы. Была введена плата за проезд через мост. Она составляла 2 копейки с порожней телеги или саней и 4 копейки – с воза с грузом или экипажа с пассажиром. От оплаты освобождались пешеходы, лица, едущие по казенной надобности, призывники, грузы для нужд земства или благотворительных целей, имущество воинских подразделений.

В 1929 году во избежание быстрого износа сооружения были утверждены Правила пользования мостом, предписывающие передвижение «исключительно шагом», а проход тяжелых машин – по дощатым настилам и запрещающие обгоны и остановки на мосту.

Осенью 1942 года в связи с возможным захватом города фашистами мост был заминирован и оказался по д угрозой уничтожения. Но врага остановили на подступах к Лебедяни.

В 1999 году въезды на Казённый мост были оборудованы светофорами. Движение по нему стало односторонним. В 80-х годах прошлого столетия в Лебедяни, в трёх километрах от Старого моста выше по течению Дона, был построен более современный широкий мост. Однако по популярности ему никогда не сравниться со старым Казённым мостом, с которым у лебедянцев связаны многие памятные события и даже вехи личной биографии.

Лебедянский чудо-мост занял свое почётное место в 17 томе «Большой Советской энциклопедии», о нём рассказывается в приложении к статье «Мосты».

Актуальность постройки «Нового» моста

Из-за изношенности старого моста в 1999 году движение по нему стало односторонним. Все большегрузные машины были вынуждены проезжать по центральным улицам города и тем самым:

-ухудшать качество воздуха;

-ухудшать качество дорожного покрытия;

-увеличился поток машин в городе, что влекло увеличение вероятности возникновения ДТП;

-увеличились шумовые воздействия на окружающую среду;

-увеличились вибрационные воздействия от движущегося автотранспорта на Тяпкину гору и на стоящие на центральных улицах города старинных зданиях-объектах культурного наследия местного значения.

И хотя движение грузовых машин было запрещено по старому мосту, некоторые тяжеловесы по-прежнему продолжали проезжать по аварийному мосту , всё больше разрушая его.

Начало строительства нового моста

13 ноября 2018 г в местной газете «Лебедянские вести» была опубликована статья о строительстве нового моста.

В январе 2019 года началось строительства моста.

В местной газете «Лебедянские вести» отмечали высокие темпы строительства моста.

Строительство Нового моста было актуально лично для меня.
Мой папа работал в администрации города ,нередко брал меня с собой на место производства работ, и поэтому я с интересом наблюдал за возведением «Нового» моста.( Приложение 3. «Мои наблюдения за строительством нового моста»).

Однако, я с недоумением читал в интернете информацию о том, что

-В Лебедяни при строительстве моста разрушили памятник археологии.

-Новый мост закроет сказочные виды Казённого моста-визитной карточки Лебедяни. Новый мост «Монстр инженерной индустрии» перегородит фотографам и художникам сказочные виды с Тяпкиной горы Лебедяни со стороны левого берега

Подробнее: https://moe-lipetsk.ru/news/city/1034377

Археологические раскопки

Строительство моста планировалось в районе ранее существовавшего здесь деревянного моста, а еще ранее-брода

Я ознакомился с Отчётом о проведении археологических раскопок ОАН «Культурный слой исторической части города Лебедяни» в зоне реконструкции мостового перехода через р.Дон по ул.Карла Маркса в г.Лебедянь, выполненным ООО Научно-производственный центр «Черноземье» (Приложение 4. Археологические раскопки. Заключение комиссии)

В 2019 году в зоне реконструкции мостового перехода через р.Дон в г.Лебедянь и строительства нового моста было заложено три раскопа.

Раскоп 1. (Приложение 5. Раскоп 1. Рабочие моменты. Вид с севера).

Раскоп 1 заложен на правом берегу р.Дон. Всего было снято 13 пластов

При снятии 9 пласта была обнаружена ленточная кладка из белого слоистого известняка- возможно укрепление берега реки от сезонных паводков.

В результате археологических работ в раскопе 1 археологический материал выявлен только в балластном, переотложенном слое. Ниже лежащий, законсервированный слой был стерилен и позволил выявить лишь современные коммуникационные объекты и ленточную кладку.

При снятии пластов были обнаружены материалы нового времениXVIII-XX вв: строительный мусор, гончарная керамика, предметы из камня, металла, стекла, пластмассы, фрагменты раковин двустворчатых моллюсков.

Раскоп 2. ( Приложение 6. Раскоп 2. После снятия второго пласта. Вид с юго-востока)

Раскоп 2 заложен на левом берегу р.Дон (в пойменной части). Раскоп 2 позволил выявить малонасыщенный материалом слой, образовавшийся аллювиальных процессов реки Дон делювиальных процессов , представленный темно-серой гумусированой супесью с вкраплениями белого песка с вмешанным в него, наплывным слоем темно-серой гумусированной супеси с включением белого намывного песка. Как и при раскопе 1 , при снятии пластов в процессе проведения раскопа 2 были обнаружены материалы нового времени XVIII-XX вв.

Раскоп 3. Раскоп 3 заложен на правом берегу р.Дон. Работы в раскопе 3 показали отсутствие какого-либо слоя и невозможность их дальнейшего проведения в связи с близостью грунтовых вод –реки Дон.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведения археологических раскопок в 2019 году в зоне реконструкции мостового перехода через р.Дон по ул.Карла Маркса в г.Лебедянь, выполненным ООО Научно-производственный центр «Черноземье» были обнаружены только материалы нового времени XVIII-XX вв.

В декабре 2019 г строительство Нового моста через реку Дон в городе Лебедянь было окончено.16.12.2019 г торжественно открылось движение по этому мосту. Этот день вошёл в историю города. Новый мост стал достопримечательностью Лебедяни.

Практическая часть

После строительства моста я провёл опросы у 30 человек живущих в г.Лебедянь. Результаты моего опроса (Приложение 7. Результаты опроса «Отношение лебедянцев к новому мосту») .

Я установил, что большинство жителей города относится к строительству моста положительно(83 % опрошенных). Значительная часть граждан отметили отсутствие автомобильных длинных пробок, которые были на старом мосту.

2 человека из числа опрошенных высказали свое недовольство строительством нового моста из-за проезда Большегрузных машин.

Ни один человек не высказался о том, что Новый мост закрывает «сказочные виды с Тяпкиной горы Лебедяни со стороны левого берега». Наоборот , сказочный вид стал ярче.

Считаю, что «Новый» мост, действительно, не только новая достопримечательность г. Лебедянь (Приложение 8. «Новый» мост – новая достопримечательность г. Лебедянь») , он нужен для охраны атмосферного воздуха центральных улиц города от выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Кроме того, «Новый » поможет сохранить объект культурного наследия местного значения - старый «Казенный» мост, который открыт сейчас только для пешеходного движения.

Заключение.

Цель моего исследования достигнута. Задачи решены. Гипотеза нашла своё подтверждение. Я выявил основные причины острой необходимости строительства «Нового» моста.

Изучил информацию о результатах раскопок, предшествующих строительству моста. Установил, что в результате проведения археологических раскопок в 2019 году в зоне реконструкции мостового перехода через р.Дон были обнаружены только материалы нового времени XVIII-XX в.в.

Собрал информацию о ходе и темпах строительства «Нового» моста».

Провёл беседы с жителями г. Лебедянь и установил, что значительная часть жителей одобрили строительство «Нового моста».

Выяснил значимость «Нового» моста в жизни Лебедяни. Строительство нового моста обеспечит улучшение экологической ситуации на центральных улицах города за счёт снижения количества большегрузных машин.

Я выяснил, что «Новый » мост не только сохранил привлекательные черты старого «Казенного», но и помог сохранить объект культурного наследия местного значения – мост открыт только для пешеходного движения.

Собранный мною материал можно использовать на уроках «Окружающего мира», так как он способствует развитию интереса к истории России и родного края.

Список использованных источников

Черменский П.Н. «Город Лебедянь и его уезд в XVII веке”, СПб, 1913.

Акимов В.В. «Лебедянь от А до Я», Липецк, 2005

Отчёт о проведении археологических раскопок ОАН «Культурный слой исторической части города Лебедяни» в зоне реконструкции мостового перехода через р.Дон по ул.Карла Маркса в г.Лебедянь, выполненный ООО Научно-производственный центр «Черноземье»

Материалы из местной газеты «Лебедянские вести»

Интернет- источники:

https://lipeck.bezformata.com/listnews/lebedyani-oskandalilis-pri-stroitelstve/73010593/

http://www.lebedyan.com/istoriya/arhitektura/kazyonnyj-most-v-lebedyani/

http://calendar.lib48.ru/component/zoo/kazennyj-most-v-lebedyani-1910

Приложение 1. Посещение библиотеки.

Приложение 2. Казённый мост . Фото начала XX века.

Приложение 3. Мои наблюдения за строительством нового моста.

Приложение 4. Археологические раскопки. Заключение комиссии.

Приложение 5. Раскоп 1. Рабочие моменты. Вид с севера и юго-востока.

Приложение 6. Раскоп 2. После снятия второго пласта. Вид с юго-востока.

Приложение 7. Результаты опроса «Отношение лебедянцев к новому мосту».

Приложение 8. «Новый» мост - новая достопримечательность г. Лебедянь.

Просмотров работы: 61