Кладовая Веретья. Тайна сокровищ древнего городища

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кладовая Веретья. Тайна сокровищ древнего городища

Вишнякова А.В. 1
1МБОУ СОШ №13
Балабанова Н.В. 1
1МБОУ СОШ № 13
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сарапул в прошлом – это уездный купеческий город. Сарапул в настоящем – город с богатой историей и сохранившимся архитектурным наследием. Сегодня Сарапул является крупным промышленным и культурным центром Удмуртии, флагманом в развитии туриндустрии. По количеству объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии и монументального искусства) Сарапул превосходит остальные города Удмуртии. Особой категорией являются объекты культурного наследия, поставленные на государственный федеральный и региональный учет: 7 объектов – федерального значения, свыше 60 объектов – регионального значения.

Актуальность. Изучая архитектурные достопримечательности города Сарапула на факультативных уроках краеведения, я обратила внимание на археологический памятник раннего средневековья, окутанный легендами - городище «КладОвая ВерЕтья»,  III–V веков н.э., объекта археологии федерального значения по которому очень мало официальных материалов, но много домыслов (Приложение 1) истории, культуре, в природе Сарапула  таится немало «белых пятен», которые ждут своих первооткрывателей. С этого и началось погружение в тему моей исследовательской работы: «Кладовая Веретья. Тайна сокровищ древнего городища».

Целью моей работы является сбор информации по древнему городищу и легенды о его сокровищах, которые по преданию были закопаны на территории городища.

Задачи:

1. Изучить информацию о городище в разных источниках.

2. Посетить Управление по делам архивов Администрации города Сарапула

3. Провести сравнение и анализ полученной информации.

4. Поделиться полученной информацией с одноклассниками на классном часе.

Объект: мазунинская культура раннего средневековья на территории города Сарапула.

Предмет исследования: городище "Кладовая Веретья".

Гипотеза: Мы предполагаем, что Тайна сокровищ древнего городища заключается в зарытом на этом месте когда-то кладе, отсюда и название - "Кладовая Веретья".

Краткий обзор используемых литературных источников:

Статья Л.А.Беркутова – описание городища и его легенды о несметных сокровищах.

Статья предоставлена археологом, историком, краеведом, Н.Л.Решетниковым.

Экспертное заключение Н.Л.Решетникова о расположении городища.

Документы из архива: ф.Р-206, оп.2, д.1672, «Георгиевская церковь при единоверческом кладбище. Плановый архив»

Место проведения исследования:

Городище «Кладовая Веретья, адрес: г. Сарапул, 1-я Дачная ул., территория парка на правом берегу р. Камы;

«Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»

«Управление по делам архивов Администрации города Сарапула»

Сроки: сентябрь - ноябрь 2021 года

2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть.

2.1.1 Легенды "Кладовой Веретьи"

Первым исследовал Кладовую Веретию в 1910-х годах первый профессиональный археолог сарапульского Прикамья Лев Африканович Беркутов. По его текстам в сборнике «Записки музея Сарапульского земства» (Приложение 2) становится ясным, что у нас в Сарапуле есть самый настоящий исторический заповедник, на территории которого расположено первое укрепленное поселение в городских границах. Далее, в 1954 г., исследование продолжила М. А. Ланько.

Городище расположено на стрелке, в 300 м к юго-западу от Дачной I улицы г.Сарапула, на территории парка имени Ленина. Мыс образован поймой р.Сарапулки и логом, смыкающимся с поймой. Склоны городища крутые, площадка возвышается на 19 м над логом. Площадка размером 900 кв.м., защищена с северо-востока широким валом и рвом, длиной 25 м. Высота вала 1,3 м. Площадка поросла cосновым лесом и сильно испорчена кладоискателъскими раскопками. Культурный слой очень слабый (5 см) и содержит в себе керамику с примесью растительности в глиняном тесте.

Из найденных источников, я узнала, что бытовала легенда и о неком старце-отшельнике, жившем в этих местах в пещере в начале столетия следующего. Здесь появляется старообрядческое кладбище с небольшой часовней при нем.

С середины XIX столетия горожане облюбовали эту территорию и в качестве места для загородных прогулок. В фондах Сарапульского музея-заповедника хранится множество фотографий с запечатленными на них компаниями горожан во время пикников в Шаровском саду. Зимой большой популярностью пользовались лыжные прогулки за город, то есть тоже в Шаровский сад. Они становятся своеобразной городской модой (Приложение 3). К 90-летию со дня рождения вождя пролетарской революции Шаровский сад был переименован в городской парк культуры и отдыха им. В.И. Ленина.

Городище было заброшено, а пришлое население сложило об этом месте множество легенд. Самая популярная из них – о «чуди белоглазой», которая, исчезнув с лица земли, оставила на месте своих поселений многочисленные клады.

Трудолюбивые археологи наглядно доказывали отсутствие сокровищ, но кладоискатели, подогреваемые слухами и легендами, еще долго рыли здесь глубокие ямы. Тем более что под склонами Ленинского парка обнаружились еще и пещеры. Пещеры связывались с разбойниками, которые опять же здесь назарывали клады, и их надо только найти. И хотя археологи уверяют, что пещеры эти – всего лишь своеобразные холодильники-ледники, легенды о кладах все равно привлекают любителей приключений.

Первым исследовал Кладовую Веретию в 1910-х годах первый профессиональный археолог сарапульского Прикамья Лев Африканович Беркутов. По его текстам в сборнике «Записки музея Сарапульского земства» становится ясным, что у нас в Сарапуле есть самый настоящий исторический заповедник, на территории которого расположено первое укрепленное поселение в городских границах.

«…Вот иду, значит, я, как бы по-теперешному, от больниц или вот от Ехлаковской дачи, мне тогда годов восемнадцать было, - озвучивал одну из бытовавших легенд в музейном дореволюционном сборнике тот же Лев Беркутов. – Ружьишко за плечами – за дичью ходил, тогда ее в лесу порядочно было. Ну, вот, дело-то было вечером, часов в десять-одиннадцать, а может и в двенадцать, и захотелось мне счастья попробовать: а не найду ли я клад. Старики недаром поговаривают, что на песьих могилах много кладов позарыто. Иду. Луна светит, и все хорошо видно. Иду все и не замечаю хорошо местность, только что за диво? Вышел на поляну, среди поляны куст. Оглянулся кругом и думаю: «Что же это я не видел этого места? А давненько здесь хожу». Думаю это и вижу: куст передо мной заколыхался, и из него собака посмотрела, потом вышла, да такая большая. Вышла и смотрит. Взял я ружье и бац в нее. Только выстрелил – смотрю: нет собаки. Зарядил ружье, подошел ближе к кусту, ружье наготове держу – в кусте ничего нет, видно, почудилось. Ну, осмотрел все кругом, нигде даже следа нет.

Потом пошел прямо наугад и вышел на острую гриву, что недалеко от Кладовой Веретии находится. Так после сколько ни ходил – не видал я этого куста и этой поляны. Видно, я тогда на чертовское место угодил, а может, это и клад мне показался».

А вот запись, сделанная со слов одной сарапульской старухи:

«…Была я еще маленькая, а маленькая-то была очень шустрая, ничего не боялась и поохальничать любила. Был у меня брат постарше меня года на два, тоже был озор. Вот он и узнал, что на Кладовой Веретие есть клад. А тогда и Песчанки еще не было, и самое дальнее место были винные подвалы, которые после были перестроены в казармы. Вот когда маменька с тятенькой уехали, мы запаслись мешком да лопатой и отправились в лес, когда стало темнеть. Никто нас не увидел, потому что наш дом был крайний на улице и примыкал к лесу. Идем по лесу – страшно, но я не хочу и вида подать, что боюсь, и он тоже. Только как стало уж очень темно, так взялись за руки. Пришли на Веретию и дожидаем петухов. Слышим – поют. Оглядываемся по сторонам, а неподалеку от нас на бугре горит огонь, такой маленький да синенький. Ну, у нас сердца замерли. Так уж было жутко, что боялись даже вздохнуть, но брат первый схватил лопату, очертил место огонька и начал копать. Потом стала копать я, устала скоро: торопилась и задохла. Брат опять принялся за работу, ну он-то и докопался до береста, а потом и деньги зазвучали. Только хотели мы деньги вынуть из ямы да сложить, как за нашими спинами раздался треск и к нам стал подходить старый старик: брови черные, глаза большие, только не помню, зеленые или черные, борода длинная, белая. Ну, подошел, остановился, и мы стоим. Подошел он и к яме, нагнулся и начал деньги доставать, а мы стоим как каменные и двинуться и вздохнуть не смеем.

Вытащил он все деньги, а деньги светятся даже… Потом встал да и говорит: «Молокососы, грабить меня собрались, будьте благодарны, что целы остались!» - и вдруг скрылся.

Я схватилась за брата обеими руками, и мы побежали. Темно. Тропинки не находим. Боязно. Меня всю лихорадка трясет, все-таки вышли на тропку, Вышли на тропку, а за нами на Кладовой Веретие и захохотал кто-то, да и хохочет все сильнее и сильнее. Без памяти мы домой прибежали. Всю дорогу читали «Да воскреснет Бог», а на Веретие ни разу даже в мысль молиться не пришло – значит, у нечистого во власти находились.

Вот на другой день пришли за лопаткой на Кладовую Веретию. Пришли, лопата там и лежит, где раньше оставили, и ямка так осталась, на дне бересто от бурака лежит, а денег – хоть бы копейка была, ничего старик не оставил. Страшно было даже и на другой день. Взяли мы лопату и пошли домой. Очень нам тогда хотелось узнать, кто это был старик – леший или колдун какой, или, быть может, сам клад?».

Вывод: Найденного материала по городищу очень мало. В основном информация о "Кладовой Веретии" была опубликован в статье Льва Африкановича Беркутова, первого профессионального археолога Сарапульского Прикамья в 1910-х годах.

3. Практическая часть.

3.1. Опрос детского и родительского сообщества

В поисках информации мы решили обратиться к одноклассникам и их родителям. Составили и провели опрос.

Цель опроса: получение новых сведений о городище (Приложение 4).

Вывод: К сожалению моим одноклассникам ничего не известно о городище, 5 человек их них предположили, что это место, где зарыт клад.

Основная часть опрошенных родителей также не знает о достопримечательности города, лишь семь родителей из 25 написали, что слышали такое название "Кладовая Веретья" и она находится в парке им. Ленина.

3.2. Появление названия "КладОвая ВерЕтья"

За информацией мы обратились к археологу, историку и краеведу Сарапула Николаю Леонидовичу Решетникову. Разговор состоялся по телефону.

Первый вопрос был, откуда появилось такое название КладОвая ВерЕтья? Что это за оборонительные сооружения здесь строились около полутора тысяч лет назад?

Николай Леонидович рассказал следующее:

«Кладовая Веретия» как памятник истории известна с XIX века, название свое в XVIII веке получила от городских легенд о закопанном там кладе неизвестного финно-угорского племени, отсюда и Кладовая; а Веретия, по Далю, - «возвышенная, сухая, непоемная гряда, среди болот или близ берега, образующая в разлив остров; гривка или река в большом виде.

Располагается «Кладовая Веретья» в 3,7 км к западу от русла Камы, на территории парка им. Ленина г. Сарапула, в 300 м к юго-западу от входа в парк, на стрелке мыса треугольной формы, высотой 34 м.

Культурный слой здесь небольшой, так как, по словам Николая Решетникова, укрепление предназначалось, прежде всего, для убежища в случаях военных столкновений. Причем это было именно городище, укрепленная «крепостца» с валами, крепостными воротами, бревенчатыми стенами, за которыми местное население укрывалось во время вражеских набегов. А само население, финно-угорские племена, проживало внизу – под высокой горой, у источника воды. По-видимому, это место тоже не было безопасным, предполагает Ольга Лукас, как и все сарапульское Прикамье, служившее своеобразной буферной зоной во времена Золотой Орды и Казанского ханства. Обжившие некогда эти места «мазунинцы» отошли дальше, вглубь, в более безопасную местность.

Решетников Н.Л. рассказал и предоставил Экспертное заключение по результатам мониторинга памятника археологии федерального значения – городище «Кладовая Веретия», находящего на территории муниципального образования «Город Сарапул» (Приложение 5).

В ходе своего исследования, мы обратились в Управление по делам архивов города Сарапула (Приложение 6). В архиве мы получили подтверждение в форме Плана о наличии на территории городища «Кладовая Веретья» Георгиевской церкви при единоверческом кладбище (Приложение 7).

Вывод: мы выяснили, что«Кладовая Веретия» как памятник истории известна с XIX века, название свое в XVIII веке получила от городских легенд о закопанном там кладе неизвестного финно-угорского племени, отсюда и Кладовая; а Веретия, по Далю, - «возвышенная, сухая, непоемная гряда, среди болот или близ берега, образующая в разлив остров; гривка или река в большом виде.

Заключение.

Цели исследования мы достигли, нам удалось собрать информацию по древнему городищу и легенды о его сокровищах, которые по преданию были закопаны на территории города Сарапула.

Гипотеза о наличии захороненных сокровищ с научной точки зрения не подтвердилась, но и не опровергнута, так как раскопки на охраняемой зоне городища многие годы запрещены. Многие клады ищут сотни лет и не могут найти. Хотя места, где их хранили, вроде бы хорошо известны. О них упоминается в древних хрониках, их существование подтверждают легенды, которые люди передают из поколения в поколение. В подземных тоннелях, пещерах, каменоломнях, по берегам рек и на вершинах гор прятали свои сокровища и цари, и князья, и разбойники. Легенды легендами, но, похоже, что все старинные клады - «заговоренные» или как будто охраняются нечистой силой. По крайне мере только этим и можно объяснить, почему многие из подземных тайн до сих пор остаются нераскрытыми. Результатами своего исследования я обязательно поделюсь с одноклассниками.

В нашем огромном мире есть множество разнообразных и неповторимых объектов природного и культурного наследия. В то время как природа создаёт одни, человеком создаются другие. И вне зависимости от этого всем им необходима постоянная эффективная охрана и популяризация.

Списки, используемой литературы, электронные адреса.

Управление по делам Архивов Администрации города Сарапула. Ф.Р-206. Оп.2. Д.1672. Л.16.1. «Георгиевская церковь при единоверческом кладбище. Плановый архив.

Статья Л.А.Беркутова – описание городища и его легенды о несметных сокровищах.

Статья предоставлена археологом, историком, краеведом, Н.Л.Решетниковым.

Экспертное заключение Н.Л.Решетникова о расположении городища.

5. Интернет – источники: https://clck.ru/YNbDW

6. Публикации: https://www.finnougoria.ru/news/publications/38106/

Приложение 1

Фото городища «Кладовая Веретья».

Приложение 2

Сканированная статья Л.А.Беркутова – описание городища и его легенды о несметных сокровищах. Статья предоставлена археологом, историком, краеведом, Н.Л.Решетниковым.

Приложение 3

Фотографии горожан из фонда

музея истории и культуры Среднего Прикамья.

Приложение 4

Опрос детского и родительского сообщества

Всего опрошено 24 ребенка, 25 родителей.

Вопросы:

1. Вы знаете, что в Сарапуле есть памятник археологии федерального значения «Кладовая Веретья»?

2. Что Вы знаете об этом памятнике?

3. Какую легенду хранит «Кладовая Веретии»?

Итоги опроса.

Вопросы

Обучающиеся/человек

Родители/человек

1. Вы знаете, что в Сарапуле есть памятник археологии федерального значения «Кладовая Веретья»?

Нет - 25 человек

Да, слышали - 7 человек

2.Что Вы знаете об этом памятнике?

0

Место нахождения в парке им. Ленина -7 человека.

3.Какую легенду хранит «Кладовая Веретии»?

Возможно, это место, где зарыт клад - 5 человек

0

Приложение 5

Экспертное заключение Н.Л.Решетникова о расположении городища.

Приложение 6

Фотографии рабочего процесса в поисках информации о городище в Управлении по делам архивов Администрации города Сарапула.

 

Приложение 7

 

План о наличии на территории городища «Кладовая Веретья» Георгиевской церкви при единоверческом кладбище .

Просмотров работы: 403