История Елецкой рояльной гармони.

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История Елецкой рояльной гармони.

Дюкарев М.А. 1
1МБОУ "Гимназия №11 города Ельца"
Сенчекова М.В. 1
1МБОУ "Гимназия №11 города Ельца"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

В 2019 году мне исполнилось пять лет, мама по совету участкового педиатра отвела меня в детскую школу искусств №3, так как у меня была проблема с речью, заикание. Врач посоветовал нам заниматься пением, а лучше всего освоить музыкальный инструмент.

Актуальность: важно заниматься любимым делом, потому что оно поднимает настроение, укрепляет здоровье, помогает хорошо учиться и трудиться.

Цель работы: познакомиться с историей появления первых гармоник, Елецкой рояльной гармони, научиться отличать её от других музыкальных инструментов.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

1. Узнать историю возникновения гармони.

2.Познакомиться с их отличительными характеристиками.

3. Научиться применять полученные знания для улучшения своего здоровья и своих близких.

Объект исследования: Елецкая рояльная гармонь.

Предмет исследования: особенности строения, музыкального звучания, влияния на организм человека.

Гипотеза: если я буду заниматься на музыкальном инструменте систематически, то смогу справиться с проблемами речи?

Методы:

- сбор информации из разных источников;

- наблюдение;

- анализ;

-иллюстрация.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Истории появления первых русских гармоник в России датируется 30-ми годами 19 века. Между тем первыми русскими гармониками явились миниатюрные органы- позитивы, когда на них ещё в 80-е гг. 18 века жившим в это время в Петербурге чехом ФрантишекомКиршником в качестве источника звука были применены металлические язычки. В отличие от современных гармоник, нагнетание воздуха происходило не горизонтальным, а вертикальным движением меха.

Первые русские гармоники отличались оригинальностью конструкций и хорошим качеством, но диатонический строй ограничивал их музыкально-художественные возможности. Создание хроматической гармоники было первым шагом на пути усовершенствования этого инструмента. Родиной хроматической гармоники является Тула.

Тула - колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины 19 века возникло кустарное массовое производство её первоначальной модели, созданной русским самородком, талантливым музыкантом-самоучкой Н.И. Белобородовым. По его чертежам гармонных дел мастер Л. А. Чулков в 1870 году изготовил гармонику с полным хроматическим звукорядом. Следует отметить, что массовое производство гармоник системы Белобородова не привилось среди тульских кустарей из-за сложности изготовления и настройки инструментов. При непосредственном участии конструктора было изготовлено около 20-ти экземпляров, почти все они были, затем использованы в организованном Н.И. Белобородовым в 80-е годы оркестре тульских гармонистов. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России. Бытовало огромное количество самых разнообразных ее видов, отличавшихся друг от друга не только формами и размерами, но и построением звукоряда. Музыкальные умельцы-мастера изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни той или иной местности. Отсюда и такое богатство «саратовских», «елецких», «череповецких», «невских», «ливенских», «касимовских», «бологойских», «татарских», «сибирских» и многих других. Этот вначале примитивный и несовершенный по конструкции инструмент, имевший диатонический строй, в истории развития народного инструментария занимает особое место.

1.2.История Елецкой рояльной гармони началась в середине девятнадцатого века в пятидесятых годах. Есть две версии появления гармонного ремесла в Ельце. В тот период существовала тульская гармошка, на основе которой некий крестьянин Ильин, приехав из Тульской губернии в Елец, создал кустарным образом новую гармонь. Его гармонь оказалась лучше, поэтому его ремесленное дело пользовалось успехом. Есть иное мнение о том, как несколько мастеров решили просто усовершенствовать уже существующую тульскую гармонь. Так и появилась в шестидесятых годах всем известнаярусянка. Из-за широкой клавиатуры справа и удобных клавиш, местная гармоника пользовалась спросом. В конце семидесятых годов принимается решение об очередном усовершенствовании, так русянка превратилась в новую модель гармоники, а назвали ее елецкой рояльной. Благодаря усовершенствованиям, ее диапазон стал больше, клавиатура стала состоять из одиннадцати клавиш и теперь звуки зазвучали одинаково независимо от положения меха, что на сжим, что на разжим. В двадцатом веке мастера еще больше усовершенствовали инструмент и его возможности, добавив к белым клавишам еще и черные, добавив тем самым еще и полутоны. Претерпела изменений как правая, так и левая стороны инструмента. За свою историю модель превращалась от простой, до более сложной и современной, где количество клавиш как на правой, так и на левой клавиатурах соответственно составляли 32х23, 37х39, 39х46.

1.3.Особенностью Елецкой гармоники стало то, что в отличие от других видов, на ней могли играть сразу двумя руками. С обеих сторон у неё клавиши, как у рояля, поэтому её и назвали рояльной. Когда она звучит, ноги сами просятся в пляс.

1.4.Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение. Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее. Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Оно стимулирует работу мозга, из-за чего Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение. Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность. Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматами.Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы.

Глава 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Встреча с музыкальным инструментом.

В 2019 году мне исполнилось пять лет, мама по совету участкового педиатра отвела меня в детскую школу искусств №3, так как у меня была проблема с речью, заикание. Врач посоветовал нам заниматься пением, а лучше всего освоить музыкальный инструмент. Советы доктора привели нас в хоровую студию «Потешки», где меня прослушали и приняли. Отучившись полгода, посоветовали выбрать музыкальный инструмент гармонь. Так мы и начали своё творческое движение. Первый инструмент мне дали в музыкальной школе, но работать надо было и дома. Мама купила мне трёхголосную гармонь «Чайка 2». Душевное название гармонь, гармошка точно очеловечивает её, в то время как в других странах инструменты такого типа называются более обезличенно – гармоника. В руках гармониста гармошка может разговаривать, плакать и смеяться, грустить и радоваться. Для шуленки, как её ласково называют ценители и поклонники, существует 5 критериев качества.

Красота

Звучание

Надёжность

Длительность эксплуатации

Удобство игры на инструменте.

Шуленками пользуются многие знаменитые исполнители, например, Геннадий Заволокин. Афанасий Иванович Матюхин собрал в ручную Елецкую рояльную гармонь. В нашем веке эта гармошка стала исчезать, но благодаря сыну и внукам известного гармониста, в 2013 году в городе Ельце открылась мастерская для возрождения народных традиций.

2.2. Влияние игры на гармошке на организм человека.

Играть на гармошке мне очень нравится. А результатом этого занятия – не только восторг окружающих, но и особое состояние мозга, натренированного долго успешно творить. Гармонь меняет биоритмы мозга, она выталкивает из депрессии и забрасывает в светлые просторы свободного творчества. Есть один факт, что у людей, которые играют на гармони, излечивается застенчивость, многократно возрастает работоспособность, улучшается речь, что в нашем случае актуально, так как заикание привело меня в пятилетнем возрасте в школу искусств. Мелкая моторика зависит от зоны мозга, которая 6

прямо граничит с речевой и разогрев одной зоны тонизирует другую.

Может ли игра на музыкальном инструменте изменить качество жизни к лучшему? Да. Это отличный способ самовыражения, саморазвития, самопознания. Моя гипотеза подтвердилась: если я буду заниматься на музыкальном инструменте систематически,то смогу справиться с проблемами речи? Да, сейчас у меня нет этой проблемы.

За время обучения в школе искусств я участвовал в творческих конкурсах и фестивалях.

Международный многожанровый конкурс-фестиваль «Русская берёза». Награждён дипломом Лауреата 1 степени в номинации: народный вокал 2021г.

Всероссийский творческий конкурс «Зажигаем лето». Я стал Лауреатом 3 степени в номинации : народный вокал 30.05.2021г.

Областной конкурс искусств «Вернисаж талантов». Стал Лауреатом 1 степени в номинации: инструментальный исполнитель 2021г.

Диплом за участие в районном фестивале-конкурсе «Русская гармонь-душа народа», посвящённом 95-летию со дня образования Гусь-Хрустального района 2021г.

Диплом за участие в 37 открытом фестивале «Играй, гармонь Елецкая!» имени А.И.Матюхина 2021г.

2.3. Елецкая рояльная гармонь, как в народе её называют, роялочка, всегда радовала слушателей своим уникальным звучанием. Когда слышишь переливы Елецкой гармоники, то душа просится в пляс! Все невзгоды и неурядицы забываются! Радостью наполняются сердца! Уже на протяжении 37 лет в нашем замечательном городе Ельце проходит душевный праздник народного творчества «Играй, гармонь Елецкая!», носящий имя виртуозного исполнителя Афанасия Матюхина. Здесь любители гармони всех мастей встречаются в тёплой компании единомышленников и соревнуются в своём творчестве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Благодаря работе я сделал для себя немало открытий. Я познакомился с историей возникновения гармоники, её разновидностями, умею их отличать. Узнал о положительном влиянии игры на музыкальном инструменте для

организма человека. С радостью учусь в школе искусств, участвую и побеждаю в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах. Меня приглашают для участия на школьных мероприятиях и городских праздниках. Мне нравится дарить людям радость своим творчеством. Я люблю свою гармошку!

Литература:

Журнал «Народник» № 1 2002г.

Журнал «Народник» № 3 2007г.

Журнал «Народник» № 3 2009г

https://elets-adm.ru

https://livinqherutaqeru

https://www.ya-zevlyak.ru

Просмотров работы: 482