ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Вилейском районе Минской области насчитывается 407 населенных пунктов. Больших и маленьких. Известных с давних времен и тех, что появились недавно. И каждый имеет свою историю, свои особенности.
Мы всей семьей часто ездим в деревню Карповичи, где находится дом прабабушки Насти. Из города Вилейки, в котором мы живем, до Карпович 48 километров. Дорога в деревню проходит через лес. И когда мы едем, то видим много указателей с названиями деревень. Названия разные и очень интересные. В них упоминаются и деревья, и звери, и птицы. (См. Приложение 1.Указатели названий деревень).
Мне стало интересно, почему эти деревни имеют такие названия. Как они возникли? Почему некоторые названия повторяются или очень похожи?
Стимулом к проведению исследования послужило и высказывание
Л. Лыча: «На земле, наверное, не найдешь ни одного названия, которое возникло бы случайно. Если задуматься, то можно понять, что происходит оно из каких-то особенностей окружающего ландшафта, занятий людей или даже зависит от событий далекой истории… Сам народ никогда не назовет своё поселение словом, которое в чем-то не соответствовало б, а тем более противоречило б истине» [3, с. 6].
Так была определена тема исследовательской работы «Топонимы как способ отражения условий жизни и единения с природой населения Вилейского района».
Есть в Вилейском районе необычный памятник – Мемориал «Памяти бывших деревень». Мемориал – первый и единственный в Беларуси (да и во всей Европе) – торжественно открыт в Год родной земли 30 июня 2009 года. Возник он неслучайно: за 81 год (со времени образования) с карты Вилейского района по разным причинам исчезло более 250 названий населенных пунктов, а 210 поселений совсем перестали существовать. У входа в Мемориал – огромный валун с прикрепленной к нему гранитной плитой. На ней – слова: «Остановись, прохожий! Коснись и рукой и сердцем этих камней, и пусть душа твоя наполнится любовью к родной деревне, родной усадьбе и дому, унесенным безжалостным дыханием неумолимого времени. Пусть всегда будут с тобой чувство наследника своих близких и далеких предков, ощущение своих корней, Отечества». (См. Приложение 2. Мемориал «Памяти бывших деревень»).
Актуальность исследования заключается в том, что с исчезновением того или иного населенного пункта не должна исчезнуть людская память о нем. Ведь топонимы – это наша память о языке, об истории, о природе и даже о доисторических временах. Они «рассказывают нам о том, откуда пришли люди в определенный район страны, как осваивали эти места, как они защищали свою землю… Они расскажут нам о былой природе этих мест» [8, с. 173].
В книге «Память. Вилейский район» осуществлена попытка объяснить айконимы Вилейщины [6, с. 659]. Однако версии ученых часто не совпадюет с теми, которые распространены среди местных жителей. К примеру, название деревни Карповичи В. Жучкевич выводит от имени Карп. Уже говорилось, что мы часто ездим в эту деревню и она мне хорошо знакома. Я даже подготовила о ней две исследовательские работы: «Откуда твоё название, деревня?» и «Путешествие по деревне Карповичи и её окрестностям» – и узнала, что народная легенда связывает возникновение названия населенного пункта с именем девушки Карпины, которая отвергла ухаживания барина и за это была им убита. Карпину похоронили недалеко о деревни, которую (в память о девушке) назвали Карповичи.
Данная работа – не случайное исследование, а часть проекта по изучению топонимики Вилейщины, систематизации, классификации и объяснению происхождения названий населенных пунктов Вилейского района.
В работе осуществлена попытка систематизировать, объяснить и сохранить происхождение названий населенных пунктов Вилейского района, в которых используются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также топонимы с названиями пород деревьев и кустарников и производных от них. В этом заключается новизна исследования, так как раньше даннной темой никто не занимался.
Актуальность объясняется тем, что с исчезновением того или иного населенного пункта не должна исчезнуть его история, потому что знание истории помогает глубже постичь современность.
В начале исследования мы выдвинули гипотезу: условия жизни людей, окружающая природа влияли на возникновение названий деревень Вилейского района.
Объектом данного исследования являются отдельные населенные пункты Вилейского района, предметом – названия населенных пунктов, в которых упоминаются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также породы деревьев и кустарников и производных от них.
Цель работы: определить, какие причины влияли на возникновение названий отдельных населенных пунктов Вилейского района.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
составить и систематизировать список названий населенных пунктов, в которых упоминаются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также породы деревьев и кустарников и производных от них;
выявить общие закономерности возникновения названий отдельных населенных пунктов Вилейского района;
проанализировать и систематизировать названия в соответствии с причинами, по которым народ связывал свою жизнь с определенными территориями;
сравнить и обосновать причины происхождения названий населенных пунктов, которые предлагают ученые, с теми, что сохранились среди местного населения;
проанализировать расположение деревень с одинаковыми или похожими названиями в Вилейском районе.
Во время выполнения исследования мы пользовались такими методами исследования, какэтимологический анализ топонимов, интервьюирование, наблюдение, сравнение, рассуждение, обобщение.
Таким образом, знание истории своей Родины, её населенных пунктов необходимы и взрослым, и детям для того, чтобы они, оставаясь гражданами страны, ощущали себя патриотами своей Родины.
ГЛАВА 1. КНИГИ СООБЩАЮТ
Чтобы найти необходимый материал, мы пользовались книгами: В. Жучкевич. «Краткий топонимический словарь Белоруссии», В. Кажура. «Гэта ўсё – Радзіма наша», Л. Лыч. «Назвы зямлі беларускай», И. Мудрова. «Словарь славянской мифологии», «Не сілай, а розумам: Бытавыя казкі і казкі пра жывёл», «Памяць: гіст.-дакум. хроніка Вілейскага раёна»,І. Швед, «Сімволіка дзікарослых дрэў у беларускім фальклоры», В. Шур. «Уласныя імёны ў прасторы і часе», картой Вилейского района. Вместе с этим собирала воспоминания и рассказы местных жителей. (См. Приложение 4. Источники информации).
В книгах «на богатом фактическом материале рассматриваются функциональные и языковые особенности собственных имен, их функции в художественных текстах, объясняются многие географические названия согласно их смыслового значения, даются рекомендации по организации исследовательско-краеведческой работы» [8, с. 2].
Как говорилось раньше, сегодня в Вилейском районе насчитывается 407 населенных пунктов. (См. Приложение 5. Карта Вилейского района).
Однако нас интересовали только те, названия которых содержат в своем составе слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также названия пород деревьев и кустарников и производных от них.
Я насчитала 60 таких названий, потом распределила эти названия по двум группам, чтобы объяснить, как появились такие названия и почему люди выбирали определенные территории для жизни. (См. Приложение 6. Названия населенных пунктов, в которых упоминаются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также породы деревьев и кустарников и производных от них).
Наиболее распространенными оказались названия, которые содержат в своем составе слова «бор» (10), «дуб» (5), «ольха» (5), «лоза» (5). Немного меньше оказалось названий со словами «лес» (3), «осина» (3), «ель» (3), «береза» (2), «сосна» (2), «вяз» (2), «гора» (2), «луг» (2), «верес» (2). Остальные – по одному названию: Осово, Замошье, Злипки (Слипки), Малиновка, Мурожище, Подкленье, Черемушки, Ясеневка, Гай.
Я считаю, что такое распределение количества названий неслучайное, так как народ издавна заметил определенные свойства деревьев и кустарников.
ГЛАВА 2. КАК ВОЗНИКАЛИ НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЕНЬ
2.1. Населенные пункты, в названиях которых упоминаются слова «лес», «луг».
Сначала мы обратили внимание на то, что количество названий со словами «лес», «луг» оказалось почти одинаковым: «лес» – 3, «луг» – 2. Это является подтверждением того, что территория нынешнего Вилейского района в давние времена заселялась равномерно: люди выбирали или открытые местности (луга, поля), или территории среди леса. И на то были свои причины.
Названия Залесье, Лески, Лесная свидетельствуют, что одни люди селились в лесу или недалеко от него, за лесом, так как там было много зверей, птиц, ягод, грибов, которые человек употреблял в пищу, а из шкур животных шил одежду. Деревья шли на строительство жилья, использовалить для обогрева и приготовления пищи. Кроме того, в лесу человек мог укрыться от опасности или спрятаться от врага.
Другие выбирали безлесные места – луга, поля, возвышенные территории, на которых было много травы, а землю можно было легко обрабатывать. Там люди разводили скот, косили сено, сеяли зерно. Так и появились деревни Луговые, Луги, Мурожище, Располье, Погорье.
Подтверждение сказанному я нашла даже в народном творчестве, когда прочла сказку «Полешуки и полевики»: «И остался (старший брат) со своей семьей жить в лесу. С тех пор и его самого и весь его род начали называть полешуками… А младший брат не захотел оставаться в лесу. Нашел он песчаные полянки, начал их вспахивать и сеять зерно. И с тех пор прозвали его самого и весь его род полевиками. А потом расселились полевики и полешуки, заняли новые леса да поля и стали добрыми соседями. Так и теперь живут» [5, с. 148].
2.2. Населенные пункты, в названиях которых упоминаются слова «бор», «гай».
Проанализировав остальные названия, мы пришли к выводу, что в самом лесу люди расселялись не спонтанно (там, где остановились), а сознательно выбирали территории, занятые определенными породами деревьев и кустарников.
Вилейский район богат лесами, поэтому наибольшее количество названий связано со словами «бор», «гай». Их 11: Баровцы, Боровая, Боровые, Борки, Борок, Борки, Заборье, Заборье, Задний Бор, Сухой Бор; Гай.
Мы знаем, что бор – это сосновый лес, а гай – лиственный. Из работы следует, что предки сегодняшних вилейчан охотней селились в борах, потому что на карте Вилейского района название Гай имеет только одна деревня.
В самом лесу люди жили на открытых местах, полянках, покрытых кустарниками, мхом. Поэтому и деревни стали называться Бересниха, Вересы, Замошье, Малиновка.
Мы пришли к выводу, что человек специально выбирал для жизни определенные территории, а вид этой местности со временем становился названием населенного пункта.
2.3. Населенные пункты, в названиях которых упоминаются породы деревьев.
Давно замечено, что деревья помогают человеку, владеют лечебными свойствами, успокаивают, восстанавливают силы, возвращают здоровье.
Как утверждает И. Мудрова, в древности считали, что дуб – это дерево, которое «владеет необычной силой. И эту силу он передает человеку». А еще люди верили в то, что «дерево способно очищать пространство вокруг себя» [4, с. 39]. Эту же мысль продолжает И. Швед, когда заявляет, что «дуб – носитель вековой мудрости» [7, с. 5]. Мы думаем, что во многом по этой причине наши далекие предки и выбирали дубравы для строительства жилья. Неслучайно в Вилейском районе большое количество населенных пунктов с основой «дуб»: Дубище, Дубовое, Дубравка, Новодубово, Стародубово.
На карте Вилейского района можно отыскать и деревни Березово, Подберезье; Осиновка, Осовик, Осово; Залозовье, Лозовец, Лозовик, Лозовые, Лозняки, Лозово, Лозовка.
Про березу говорили, что она «берет на себя людские болезни, возвращает силы, снимает устаплость» [4, с. 37]. А в некоторых населенных пунктах еще и сегодня можно увидеть, как перед праздником Троицы дом и двор украшают ветками березы, которая должна отгонять нечистую силу.
Слово «осиновый» выводят от глагола «осинять: когда дерево срезали, то место среза становилось синеватым». Люди были убеждены, что осина спасает от сглаза. По этой причине в древности из неё делали обереги, а также воинские доспехи, потому что «осина могла даже воскрешать» [4, с. 35].
И. Швед утверждает обратное: осина в народном творчестве ассоциируется с несчастьем, а горький вкус сока дерева является олицетворением тяжелой и несчастной доли женщины [7, с. 6]. Почему же тогда в Вилейском районе есть деревни Осиновка, Осовик, Осово? Мы склонны считать, что в данном случае названия деревень возникли от расположения (среди осин, в осиннике).
Заросли лозы считались местом, где человек мог найти спасение и укрытие во время непогоды, так как «этот кустарник отводит грозы» [4,
с. 67]. Неслучайно на карте Вилейского района 7 населенных пунктов имеют в своей основе слово «лоза»: Залозовье, Лозовец, Лозовик, Лозовые, Лозняки, Лозово, Лозовка.
Из далеких времен в народе сохранилось мнение, что вечнозеленая сосна «дарит всем свою силу и теплоту, помогает легче переносить непраиятности» [4, с. 55].
Кроме этого, исследователи фольклора убеждены, что «под сосной собрана вся вода, и если её (сосну) вывернуть, то воды будет предостаточно» [7, с. 6] А еще под этим деревом могут храниться клады.Поэтому люди считали, что сосна должна приносить долголетие (даже бессмертие) и благополучие. И расселялись на территориях, поросших соснами.
Не по этой ли причине возникли названия Сосенка, Сосновщина?!
Ольху издавна считали волшебным деревом, «которое оберегало семью, сплачивало всех её членов» [4, с. 41]. Чем больше в семье было детей и внуков, тем сильней ольха«заботилась» о них. Многие обращались к ней с просьбой о помощи. И никому дерево не ответило отказом. Так и возникли, по нашему мнению, названия деревень Ольховка, Ольшанка, Ольшинка, Ольшевцы (Ольшвичи), Ольшино.
Есть в Вилейском районе деревни Вязовец, Вязовщина. Можно предположить, что название произошло от расположения деревень среди зарослей вяза. Однако сегодня в окрестностях Вязовца и Вязовщины нет таких пород деревьев. А вот ученые соотносят происхождение этих названий с тем, что наши предки были убеждены: вяз дает силу тем, кто сражается до конца и не сдается, а вот неудачников не любит. «Из вяза делали копья не только из-за крепости древесины. Считалось, что вязовые копья наделяют воина отвагой и приносят удачу в битвах» [4, с. 49].
На карте Вилейского района можно найти деревни Еловое, Ельня, Заельники. По нашему мнению, эти названия возникли неслучайно, потому что ель – еще одно вечнозеленое дерево, которое символизирует вечную жизнь, оберегает дом от грозы. А еще люди давно заметили лекарственные свойства ели, ветки и шишки которой способны снимать боль и даже заживлять раны.
На всей территории Вилейщины встречается такое дерево, как клен. А вот деревня, в основе названия которой слово «клен», в нашем районе всего одна –Подкленье. Очевидно, что название возникло по причине расположения населенного пункта: первые жители на этиой территории возводили свои дома под кленами. Так и появилось Подкленье. Или они знали секрет дерева: «клен является деревом-оберегом, способным успокаивать бурные эмоции, снимать напряжение и агрессию» [4, с. 65]. Поэтому и выбрали данное место для жизни.
Также на карте Вилейского района можно найти только одну деревню, в основе названия которой слово «черемуха». Это – деревня Черемушки. Люди давно знали о лечебных свойствах дерева: «Если в кружку с водой опустить гроздь цветков черемухи, то можно пить, не опасаясь заболеваний»[4, с. 77]. Однако сегодняшние наши Черемушки никакого отношения к древним верованиям не имеют. Потому что нынешнее название (бел. Чаромушкі) – это калька с русского «Черемушки» (об этом речь пойдет ниже).
Можно было позавидовать жителям деревни Ясеневка. Но было ли им известно, что величественные деревья не только украшали этот населенный пункт? Вероятно, первым поселенцам были известны и магические способности дерева. «Энергия ясеня пробуждает способности к ясновиденью, позволяет заглянуть в будущее» [4, с. 78]. Только нужно ли это было ясеневцам? Ведь, как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке. А за всё на свете надо платить.
Есть на Вилейщине деревня с интересным, но спорным названием – Слипки (Злипки). В книге “Память. Вилейский район” читаем: «Слипка – дохрист. имя («слепой»)» [6, с. 667]. А вот ученый-исследователь И. Швед убеждена, что в названии населенного пункта отображается народное понимание липы как символа благополучия [7, с. 6]. Более того, в народном творчестве существует миф о том, что люди произошли от липы (сказка «Пилипка-сынок»).
Проанализировав топонимы Вилейского района, в составе которых имеются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также названия пород деревьев и кустарников и производных от них, мы пришли к выводу, что для жизни люди выбирали территории, где росли те деревья, кустарники, которые владели определенными свойствами и помогали человеку.
2.4. Сравнение происхождения названий деревень, которые предлагают ученые, с теми, которые сохранились среди местных жителей.
Мне было интересно узнать, есть ли отличия в том, как объясняют происхождение названий населенных пунктов ученые и местные жители.
Оказалось, что происхождение названий деревень в исследованиях ученых и рассказах местных жителей часто совпадает. Например, Валерий Серко, который сегодня живет в деревне Карповичи, рассказал, что его родная деревня Заборье (Хотенчицкий сельский совет) находится за бором. Поэтому её так и назвали.
Похожую версию происхождения названия деревни Заборье (Ильянский сельский совет) сообщил местный житель Михаил Савин.
Ученый-исследователь Вадим Жучкевич соглашается с мнением местных жителей, когда пишет: «Заборье, Заборье – место за бором. Названия с основой бор широко распространены в Беларуси» [1, с. 127].
Но есть и отличия. Про название деревни Слипки В. Жучкевич пишет, что оно возникло от названия породы дерева липа [1, с. 203]. Эту версию поддерживает и И. Швед [7, с. 6]. А вот в народе существует другое мнение: название деревни произошло от того, что дома в деревне строились близко один к одному, словно слиплись. Потому и Слипки. (См. Приложение 7. Бажена Матюк. Легенды «Ольшевцы», «Злипки»).
Отличия мы нашли и в происхождении названия деревни Черемушки. В народе говорят, что название произошло от зарослей черемухи, которой там было очень много. А вот В. Жучкевич объясняет совершенно по-другому: «После строительства в Москве микрорайона Черемушки так стали называть места быстрого строительства» [1, с. 400].
2.5. Переименованные деревни: необходимость или веление времени.
С 1964 по 1978 год в Вилейском районе было переименовано 11 населенных пунктов. Причины переименования разные: вхождение небольшого населенного пункта в состав более крупного (Дзираки – Горное, Дёховка – Набережная); отсутствие названия населенного пункта, “привязанного” к определенному предприятию (поселок при рыбхозе «Вилейка» – Приозерный, поселок при стеклозаводе «Залесье» – Партизанский); неблагозвучие первоначального названия населенного пункта (Дуровичи – Зеленое, Кобылье – Октябрьская, Кишкарепы – Малькевичи, Пузово – Лесная, Сморково – Победитель, Хомутное – Черемушки, Червяки – Соколовка).
Нас интересуют новые названия, которые соответствуют теме исследования. Их всего 3. Основной причиной переименований явилось то, что деревни имели не совсем благозвучные названия: Хомутное (название ассоциировалось с тяжелой, подневольной жизнью: нар. Надеть на себя хомут) переименовали в Черемушки, а Пузово (в основе названия – фамилия человека, который первым поселился в этой местности, – Пузо) стало называться Лесной, так как находилась среди леса. Хотя о каком неблагозвучии можно говорить, если сам человек фамилию не выбирает – её выбирает народ.
Отдельно в этом ряду стоит название поселка Партизанский. Сначала он назывался Залесье. Но такое же название имел и стеклозавод, который существовал в поселке. В 1969 году, к 25-летию Победы, чтобы увековечить память нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, поселок переименовали в Партизанский, потому что в лесу, недалеко от поселка, находилась стоянка партизанской бригады имени М.В. Фрунзе. Сегодня стеклозавод не работает, однако на указателе можно прочитать: «Залессе 5». (См. Приложение 1. Указатели названий деревень).
2.6. А память осталась (населенные пункты, которые сегодня не существуют)…
Березовка, Борки, Вязовщина, Еловое, Задний Бор, Лозняки, Лозовик, Лозовые, Малиновка (Долгиновский с.с.), Малиновка (Любанский с.с.), Ольшанка, Ольшинка, Ольшино, Погорье (Долгиновский с.с.), Погорье (Костеневичский с.с.), Сухой Бор, Шкляной Бор, Ясеневка – 18 населенных пунктов, которые по разным причинам перестали существовать, но их названия сохранены на гранитных плитах Мемориала «Памяти бывших деревень». Эти сохраненные названия не только рассказывают о наших далеких предках, об условиях их жизни, о том, как они воспринимали этот мир, но и подтверждают нашу гипотезу, предложенную в начале исследования: условия жизни людей, окружающая природа влияли на возникновение названий деревень Вилейского района.
2.7. Карта Вилейского района рассказывает…
Если, опираясь на результаты исследования, проанализировать карту Вилейского района, то можно сделать вывод, что деревни, в названиях которых упоминаются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также породы деревьев и кустарников и производных от них, расположены довольно компактно по всему району. Это свидетельствует об одинаковых условиях жизни на данной территории, а также о наблюдательности людей, их умении и способностях «найти общий язык с природой».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из работы следует, что:
человек специально выбирал для жизни определенные территории, а вид этой местности со временем становился названием населенного пункта;
для жизни люди часто выбирали места, где росли определенные деревья и кустарники, в силу которых человек верил и считал, что они ему помогают;
и ученые, и местные жители одинаково объясняют происхождение названий населенных пунктов, но существуют и определенные различия;
деревни, в названиях которых упоминаются слова «лес, бор, гай, луг, гора, поле», а также породы деревьев и кустарников и производных от них, расположены довольно компактно по всему району, что свидетельствует об одинаковых условиях жизни на данной территории.
Материалы работы презентовались на телеканале СТВ, публиковались на страницах вилейской районной газеты «Шлях перамогі», использовались на уроках белорусской литературы во время изучения темы «Устное народное творчество», переданы в Вилейскую районную библиотеку имени А. Новик и в Вилейский краеведческий музей для проведения мероприятий, посвященных истории Вилейского района.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Жучкевич, В.А. Краткий топонимический словарь Белоруссии / В.А.Жучкевич. – Минск: БГУ, 1974. – 448 с.
Кажура, В.В. Гэта ўсё – Радзіма наша: зборнік вершаў / Віктар Кажура, Бажэна Мацюк. – Мінск: Беларус. асац. “Конкурс”, 2013. – 136 с.
Лыч, Л.М. Назвы зямлі беларускай / Л.М.Лыч. – Мінск: “Універсітэцкае”, 1994. – 128 с.
Мудрова, И.А. Словарь славянской мифологии / И.А.Мудрова. –Москва: Центрполиграф, 2010. – 81 с.
Не сілай, а розумам: Бытавыя казкі і казкі пра жывёл: Для дашк. і малод. шк. узросту / Уклад. А.Гурскі; Маст. В.Александровіч. – Мн.: Юнацтва, 1997. – 223 с.: іл. – (Б-ка беларус. дзіцячай літ.).
Памяць: гіст.-дакум. хроніка Вілейскага раёна / рэдкал.: Г.К.Кісялёў (гал. рэд.)[і інш.].–Мінск: БЕЛТА, 2003. – 704 с.
Швед, І.А. Сімволіка дзікарослых брэў у беларускім фальклоры. / І.А.Швед. – Мінск: Веснік БДУ. Сер. 4,2007, № 1.
Шур, В.В.Уласныя імёны ў прасторы і часе / В.В.Шур. – Мінск: НІА, 2008. – 100 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Указатели названий деревень
П риложение 2. Мемориал «Памяти бывших деревень»
Приложение 3. Деревня Карповичи
Приложение 4.Источники информации
Приложение 5. Карта Вилейского района
Приложение 6. Названия населенных пунктов,в которых упоминаются породы деревьев,кустарников, слова «лес, бор, луг, гора, поле» и производных от них
Населенные пункты,в названиях которых упоминаютсяпороды деревьев, кустарников
Бересниха
Вересы
Березово
Березовка
Вязовец
Вязовщина
Дубовое
Дубище
Дубравка
Еловое
Ельня
Заельники
Залозовье
Замошье
Злипки (Слипки)
Лозовец
Лозовик
Лозовые
Лозняки
Лозово
Лозовка
Малиновка (Долгиновский с.с.)
Малиновка (Любанский с.с.)
Мурожище
Новодубово
Ольховка
Ольшанка
Ольшинка
Ольшино
Ольшевцы (Ольшвичи)
Осиновка
Осовец
Осовик
Осово
Подберезье
Подкленье
Сосновщина
Сосенка
Стародубово
Черемушки
Ясеневка
слова«лес, бор, гай, луг, гара»
Баровцы
Боровая
Боровые
Борки
Борок
Гай
Городилов Бор
Заборье
Заборье
Задний Бор
Залесье
Лески
Лесная
Луги
Луговые
Погорье (Долгиновский с.с.)
Погорье (Костеневичский с.с.)
Сухой Бор
Шкляной Луг
Приложение 7. Бажена Матюк.Легенды«Ольшевцы », «Слипки»
Альшэўцы
Вольга-сіротка гаротна жыла –
Запала на панскага сына,
А той на яе зусім не зважаў.
Плача, бядуе дзяўчына:
Што ж мне рабіць?
Горкая доля –
Хлопца любіць
І ведаць: ніколі
Не заўважыць цябе..
А сэрца баліць...
Скажы, вецер, мне
Што рабіць? Што рабіць?
Вецер на словы скупіцца, маўчыць,
Паніч жыццё не змяняе.
Вольга – танюткаю свечкай гарыць,
Дачасна згарае-сплывае...
***
Час надышоў – не стала яе,
Светлага, чыстага рання,
А сярод вёскі вольха расце –
Памяць надзей і кахання.
***
Дрэва й цяпер аб каханні пяе,
Вецер галінамі грае.
Так і пайшло: сярод простых людзей
Вёску Альшэўцы назвалі.
Сліпкі
(З ліпкі, Зліпкі)
Каля хаты – хата,
Каля тыну – тын:
Хто жыў небагата –
Тут сям`ю сяліў.
Зліпліся будынкі
У адзін, як ёсць.
“Гляньце, вёска Зліпкі,” –
Пасмяяўся хтось.
“Будзе вёска Зліпкі, –
Ветрам паплыло, –
І пачнецца з ліпкі
Новае сяло”.
Можа, хтосьці жартам
Гэта гаварыў –
Толькі так назвалі
Вёску жыхары.