Введение.
Актуальность: названия месяцев у ненецкого народа далеко не схожи с традиционным календарём. Нам захотелось узнать, каково происхождение календаря у нашего народа, почемудаже среди различных ненецких родов нет единого объяснения названиям месяцев года?
Гипотеза: календарь – это система времяисчисления, поэтому у каждого народа есть свой традиционный календарь. Предположим, что названия месяцев ненецкого национального календаря в целом и родов Тазовской тундры в частности должны быть связаны со сложившимися веками традициями, занятиями нашего народа, его наблюдениями за природными явлениями.
Цель и задачи исследования.
Цель: изучить особенности ненецкого календаря, проследить связь названий ненецких месяцев с национальными традициями, бытом и обычаями.
Задачи:
- выявить отличительные черты ненецкого календаря, по которому жили предки ненецкого народа Тазовской тундры;
- установить происхождение названий ненецких месяцев;
- проанализировать связь между названием месяца и традиционными занятиями ненцев.
Методы: изучение научно-популярной литературы, опрос, сбор этнографического и языкового материала, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Объект исследования: прямой и скрытый смысл названий месяцев в календаре ненцев Тазовской тундры.
Субъект исследования: рассказы о временах года старейших представителей ненцев Тазовской тундры, сведения о ненецком календаре из научной литературы.
Особенности календаря ненцев Тазовской тундры.
В настоящее время большинство ненцев пользуется современным православным календарём, но, приезжая домой в тундру, можно услышать совсем другие названия времён года и месяцев. По сведениям в книгах Хомича Л.В. 2,3и учебнике «Культура народов Ямала» 1 по вопросу происхождения названий ненецкого календаря, можно отметить, что не только в делении года на определённые периоды, но и в названиях ненецких месяцев среди отдельных ненецких родов нет одинакового мнения. Выяснилось, что у всех ненцев понятие календарного года делится на два года: первый год наступает с выпадением первого снега и длится до его полного таяния. Второй год начинается с момента оживания природы до момента её увядания. Таким образом, вместо одного года у ненцев считается два. Каждый год подразделяется на 6 месяцев, протяжённость которых зависит от появления и исчезновения луны, то есть месяцы лунные и они не совпадают с общепринятым календарём. Например: в нынешнем году луна появилась в середине августа, а в прошлом году она появилась ближе к концу августа, следовательно ненецкий месяц «хохорэй иры», который приблизительно соответствует августу в этом году начался раньше. Поскольку в ненецком календаре 2 года по 6 месяцев каждый, то приблизительно они равны 12 месяцам официального календаря. Таким образом, календарь ненцев Тазовской тундры зависит исключительно от движения луны и сезонных изменений в природе. Но, в общем, весь наш народ не придаёт большого значения подсчёту лет, не ведет подсчёта возраста человека по годам, не отмечает в связи с этим и дату рождения человека. Иногда старики спорят, кто из них старше, решая спор по какому-либо значительному событию, кто помнит, тот старше. Отсчёт времени на короткий период ведётся по какому-либо значимому событию, например, от времени прилёта железной птицы (вертолёт). Более важным для нашего народа является годовой цикл традиционных действий, связанных с оленеводством и культом оленя.
Зимний год календаря ненцев Тазовской тундры.
Теперь рассмотрим каждый ненецкий год в отдельности. Первый год начинается с месяца «носидалва иры» - дословно месяц охоты на песцов (см. фото 1 в приложении I). Полностью увядает листва и трава, выпадает снег, шкура песца становится белоснежной и пушистой. В древние времена песцовые шкуры служили предметом обмена при торговле и их заготавливали в большом количестве. После песцовых заготовок начиналось большое кочевье (каслание) в Обдорск (ныне Салехард), или другие торговые фактории, где ненцев ожидали купцы. Там жители тундры выменивали хлеб, соль, сукно и ткани, изделия из металла. В настоящее время охота на песца уже не связана с касланием и торговлей. Шкурки песца идут на сувениры, шапки, одежду. Но традиции и название месяца сохранились. Именно по окончании охоты тундровые ненцы начинают кочевать вместе с оленьими стадами ближе к населённым пунктам из глубины тундры. В это время жители тундры заготавливают рыбу. Женщины занимаются пошивом и ремонтом зимней одежды, обуви, ремонтируют нюки (зимнее покрытие чума) из оленьих шкур, готовясь к суровой зиме. Все летние вещи увязывают на нарты и оставляют в определённом месте, куда ждёт возвращение по окончании первого года. В конце этого месяца начиналось длительное кочевье.
Следующий месяц – «пэвдей иры» – месяц малой темноты (см. фото 2 в приложении I). В древности весь этот месяц длилось кочевье с небольшими остановками. В настоящее время населённые пункты находятся гораздо ближе и к середине месяца кочевье заканчивается. В этом месяце начинается забой оленей, продажа шкур, мяса, оленьих рог и лап. Так как в летнее время никаких покупок не совершалось, этот месяц посвящают закупкам. Ненцы покупают снегоходы, генераторы, бензопилы, запчасти, продукты, одежду, посуду и так далее. Особо далеко не уезжают, так как день быстро заканчивается и наступает темнота. В это время не ездят в гости. Начинаются метели, сильные ветры. Переезды с места на место становятся редкими.
«Нарка пэвдей иры» - это месяц большой темноты (см. фото 3 в приложении I). В древности в это время заканчивалось большое каслание (движение оленеводов вместе со стадом). Люди прибывали в места торгов. Этому месяцу можно дать следующие характеристики: наступает полярная ночь, в тундре затишье, время метелей и пурги. Ненцы в былые времена в этот период года старались вести себя в соответствие с природой (тихо), прислушивались к любому шороху и звуку, так как по тундре в это время года рыщут голодные волки. Кроме того - это период мистики, время признания человеком потусторонних (тёмных) сил. Человек, признавая свое бессилие над природой, стал искать защиту в самой природе. Волей неволей, про себя обращаешься к святым местам, духам предков, думаешь о семье, родных и близких. Это время свободное от мирских дел, и ненцы посвящали этот период освоению художественного слова, то есть сочиняли и слушали сказки, легенды, мифы, рассказы пословицы, поговорки и т.д. Как правило, это искусство сочинительства передавалось по наследству, специально этому никто не учил. Обычно рассказчиками являются пожилые люди в возрасте с жизненным опытом. Рассказы при тусклом освещении воспринимались как необыкновенные тайны.
Мужчины занимаются охраной стада оленей, подлёдной ловлей рыбы в близлежащих озерах. Женщины занимаются заготовкой дров и поддержанием тепла домашнего очага, чинили шкуры и шили одежду практически на ощупь, в полумраке. Чум освещался небольшим фитильком, опущенным в рыбий жир. В настоящее время в тундре используют керосиновые лампы или электрическое освещение с помощью генераторов. Но, несмотря на это, традиции и правила поведения сохранились. Это связано с суровыми условиями тундры, которые не в силах победить даже современная цивилизация.
«Яра иры» - месяц наростов рог у оленей (см. фото 4 в приложении I). В это время старые рога у оленей отпадают и на их месте появляются небольшие наросты новых рог. Месяц характеризуется удлинением дня, прекращением метелей и сильных ветров. В это время можно поехать в гости на более далёкие расстояния. Ненцы посещают священные места, приносят жертвоприношения богам и мысленно просят всех благ. В это же время родственники одного рода собираются вместе и посещают кладбища, проводят обряды общения с предками. Мужчины ставят силки на куропаток. Обычно в этом месяце играются свадьбы.
«Лимбя иры» - месяц полярной совы. В этом месяце её можно очень часто увидеть в тундре, так как у сов начинаются брачные игры. В этот период природа начинает просыпаться, выходит после долгого отсутствия солнышко. Приблизительно это происходит в начале марта. Уже слышны голоса куропаток, на снегу хорошо заметны следы животных и зверей, но, все же, морозно и дуют ветры. Особенно холодно ночью. В древности с этого периода начиналось каслание в родную тундру, к летним нартам. Это время встреч после зимней замкнутости, приема гостей, покупки инвентаря, выездов в поселения и закупки продуктов. В настоящее время в этом месяце проводится традиционный ненецкий праздник – День оленевода (см. фото 5 в приложении I). В эти дни жители тундры приезжают в посёлок и, пользуясь моментом, оформляют всевозможные документы, посещают поликлинику. Наступление весны ещё далеко, природа пока спит. Но уже начинается движение, олени переходят на новые пастбища, а с ними и люди. Дни становятся ещё длиннее, темнота отступает. В настоящее время традиция откачёвывания на летние пастбища сохранилась.
«Сияк ниць иры» - месяц ложного отёла у оленей(см. фото 6 в приложении I). В начале этого месяца у некоторых важинок уже рождаются оленята, но почти все они со временем погибают, так как снег ещё будет долго покрывать землю, стоит устойчивый мороз. Поэтому, вдыхая холодный воздух, маленькие оленята, простывают. В середине месяца каслание достигает нужных мест. Люди останавливаются, размещаются на местах весенних стоянок. Земля понемногу начинает оттаивать, солнце всё сильнее пригревает. Важенок специально отделяют от основного стада, уводят в спокойное, тихое ягельное место, ведь к концу месяца начнётся основной отёл. Мужчины заготавливают материал для новых нарт. Природа меняется на глазах, куропатки сбрасывают зимнее оперение и становятся серыми. Старейшина рода обдумывает место новой длительной стоянки, во время которой люди должны переждать весенний паводок, просушить и упаковать зимнюю одежду, нюки, другие зимние принадлежности, подготовиться к новому году. Это будет последнее кочевье в старом году.
Летний год календаря ненцев Тазовской тундры.
Новый летний год начинается с месяца «ты ниць иры» - дословно, месяц отёла оленей (см. фото 7 в приложении I). В это время заканчивается отёл, и важенки пригоняются к основному стаду. Стоянка будет продолжаться до начала цветения земли. Начало нового года знаменует прилёт птиц. Скоро в тундре начнётся новая жизнь полная хлопот и труда. Начало этого периода тоже знаменуется жертвоприношением оленя. Этот обряд тоже пришёл из древности. Он связан с прилётом птиц. Но в настоящее время он связан ещё и с возвращением детей из школы-интерната. Чтобы детей приняли духи тундры, и ушли все нечисти, которые могут их преследовать, происходит обряд очищения. Перед умершвлением оленя, тот, кому требуется очищение, проходит под арканом и вокруг оленя три раза по направлению солнца, при этом старший семейства оленевода мысленно проговаривает: «Чтоб духи и всякие нечисти забрали душу этого оленя и не преследовали детей, чтоб дети чувствовали себя в тундре полноценно!». В это время мужчины активно занимаются охотой, наблюдают за оленятами, ставят клейма им на ушко, изготавливают нарты, хореи, шесты для чума. Этот период очень важный для сохранения оленьего стада, так как в поисках первой зелени олени разбредаются далеко по тундре, подчас переплывая реки и ручьи, которые не под силу преодолеть оленеводу-пастуху. Домашнее хозяйство полностью на плечах женщин и детей. В это время снег полностью оттаивает, с рек уходит лёд. Это очень радостный период: щебечут птицы, ведь у них брачный период, подрастают и крепнут оленята, тундра зеленеет, люди готовы к самому трудному периоду.
«Мангты иры» - месяц, когда птицы откладывают яйца (см. фото 8 в приложении I). Он символизирует рассвет жизни. Оставив хорошо сложенные и упакованные зимние вещи, люди отправляются в первое летнее кочевье. Они каслают в места где много озёр и хорошее пастбище. В это время олени нагуливают вес. В тундре много пищи для птиц и животных, что отражено в названии. Одним словом - жизнь процветает.
«Ненянг иры» - в переводе месяц комаров (см. фото 9 в приложении I). В этот период людям приходится нелегко. Комары, гнус, жара, обычно сопровождаются болезнями оленей, нелегко приходится диким животным и птицам. Комар приносит большой вред домашнему стаду оленей. Олени держатся скученно, близко к человеческому жилью. От укусов комаров они становятся возбуждёнными, подвижными. Слабые оленята и олени гибнут. Все силы и действия человека в тундре в это время направлены на сохранение оленьего стада. Стадо нужно постоянно окуривать дымом, слабых оленей обрызгивать рыбьим жиром. В этот период по обычаям запрещена всякая охота на дичь. Также в этот период принято производить очередной обряд жертвоприношения природе, чтоб олени не болели, чтоб еда, принимаемая от земли, шла только на пользу. Это один из самых сложных периодов борьбы человека с такой природной стихией, как комары и гнус.
«Хохорэй иры» - месяц лебедей(см. фото 10 в приложении I). Именно в этом месяце начинается линька у лебедей. Остальные птицы к этому времени уже встали на крыло. Только лебеди запоздали. Их можно увидеть беспомощными у озёр и других водоёмов тундры. Вода – их единственная защита в это время. Среди ненецких обычаев в это время существует запрет на охоту на этих птиц. В это время производится забой оленей с целью получения шкур для женской одежды, ведь в дальнейшем шкура оленя будет всё больше грубеть.
«Вэба иры» - месяц листопада (см. фото 11 в приложении I). Он характеризуется началом увядания природы. Вся тундра становится разноцветной, ветер гоняет опавшую листву. Зато олени после летних испытаний жарой и гнусом теперь спокойно дышат и накапливают запасы жира на зиму. Этот период означает, что год подходит к концу, люди занимаются сбором ягод, трав, в настоящее время и грибов. Это время каслания к рекам, где много белой рыбы, идущей на нерест. По цвету появившейся в этом месяце луны люди определяют погодные условия нового года. Это важно для будущего зимнего кочевья.
«Хор иры» - месяц быка, самца оленя(см. фото 12 в приложении I). Это период подведения итогов года, немного грустный период. В это время птицы готовятся к отлёту на юг на зимовку. Шелушатся, оголяются рога оленей. В этот период олени выглядят особенно красиво, они с крепкими и ветвистыми рогами. Тундра тоже оголяется. Это период подготовки к зиме и новому кочевью на ягельные места. Мужчины начинают мастерить нарты, упряжки, готовит жерди для зимних чумов, плетут тынзяны. Женщины тоже начинают подготовку к новому году: сушат шкуры, подправляют или шьют новые нюки и одежду для семьи. Быки, крупные олени-самцы, начинают между собой бои и ухаживание за самками. Происходит зарождение новой жизни. Название соответствует - это время гона у оленей. Второй год закончился, со следующего месяца начнётся новый год.
Месяцы традиционного ненецкого календаря не совпадают с месяцами официального календаря. Например, месяц малой темноты начинается не с 1 декабря, а несколько позже и заканчивается приблизительно в середине января. Названия месяцев целиком и полностью соотносятся с происходящими изменениями в природе и теми действиями, которые должен производить человек, чтобы выжить в тундре. Поэтому все названия отражают явления или действия, происходящие в природе, и наполнены обширным смысловым значением, которое нельзя переводить однозначно. До тех пор, пока источником жизни ненцев является Олень, этот календарь будет для них актуален.
Выводы.
Для жителей Тазовской тундры совершенно не важно, какой по счёту идет год. Важнее знать, первый или второй, так как это напрямую связано с хозяйственной деятельностью, умением выживать в условиях тундры. А сами названия календарных месяцев происходят от названий состояний природы или действий, происходящих с животными, производимых самим человеком, связанными с традиционными занятиями, обычаями, благодаря которым ненецкий народ не только сохранил свою самобытность, но и разнообразил свой быт, умело используя в тундре достижения мировой культуры. Каждое название носит глубокий смысл, объясняя не только изменения, происходящие в самой природе, но и изменения в занятиях людей. Основную роль в жизни и формировании культуры ненецкого народа сыграл олень, и вся деятельность оленевода связана с его сохранением и преумножением. Поэтому все обычаи и традиции связаны с оленем, в том числе и названия месяцев. Таким образом, можно сказать, что все глубинные понятия в ненецком календаре прямо или косвенно связаны с оленеводством и самим Оленем.
Литература:
Культура народов Ямала. // Борко Т.И., Галкин В.Т. и др. // Тюмень. Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН. 2002
Хомич Л.В. // Ненцы. // Санкт-Петербург. Отделение издательства «Просвещение». 1994
Хомич Л.В. // Ненцы. Очерки традиционной культуры.// Русский двор. Санкт-Петербург.1995
Приложение I
Зимний год календаря ненцев Тазовской тундры.
Фото 1. Первый (зимний) год начинается с месяца «носидалва иры» - дословно месяц охоты на песцов.
Фото. Следующий месяц зимнего года «пэвдей иры» – месяц малой темноты.
Фото 3. «Нарка пэвдей иры» - месяц большой темноты.
Фото 4. «Яра иры» - месяц наростов рог у оленей.
Фото 5. «Лимбя иры» - месяц полярной совы. В этом месяце проводится традиционный ненецкий праздник – День оленевода.
Фото 6. «Сияк ниць иры» - месяц ложного отёла у оленей.
Летний год календаря ненцев Тазовской тундры.
Фото 7. Новый летний год начинается с месяца «ты ниць иры» - дословно, месяц отёла оленей.
Фото 8. «Мангты иры» - месяц, когда птицы откладывают яйца.
Фото 9. «Ненянг иры» - в переводе месяц комаров.
Фото 10. «Хохорэй иры» - месяц лебедей.
Фото 11. «Вэба иры» - месяц листопада.
Фото 12. «Хор иры» - месяц быка, самца оленя.