Фронтовик, учитель, патриот

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фронтовик, учитель, патриот

Пояскова П.С. 1
1МБОУ СОШ с Кувак-Никольское
Пояскова Н.Г. 1
1МБОУ СОШ с Кувак-Никольское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый из нас оставляет после себя след на земле. Ведь человек – творец своей судьбы. Но есть среди людей такие, чья жизнь является предметом гордости его семьи, односельчан.

Они несут людям свет и зажигают этим светом, теплом души и любовью окружающих. Именно к таким людям относился мой прадед Пережогин Владимир Петрович, ветеран Великой Отечественной войны и педагогического труда.

Человек, который внёс значительный вклад в историю нашей школы, села, страны.

Цель работы:

через поисково-исследовательскую деятельность проследить жизненный путь моего прадеда Пережогина Владимира Петровича - участника Великой Отечественной войны и ветерана педагогического труда;показать его вклад в легендарную биографию страны, в победу над фашизмом, в патриотическое воспитание молодого поколения.

Задачи:

1.Собрать факты из биографии Владимира Петровича, изучив архив семьи Пережогиных.

2. Собрать материалы, связанные с фронтовой деятельностью Пережогина В.П.., с доступных интернет-порталов в рамках проекта «Народная Книга памяти Пензенской области».

3.Изучить материал из школьного краеведческого музея МБОУ СОШ с. Кувак-Никольское, связанный с педагогической деятельностью прадеда.

4.Провести серии интервью с родственниками Пережогина В.П.

5.Провести серии интервью с коллегами и бывшими учениками

Пережогина В.П.

Методы исследования:

1. Эмпирический: интервью, фотографирование
2.Теоретический: теоретический анализ используемых источников, хронологический
3. Общелогический: анализ, синтез

Объект исследования: Пережогин В.П.

Предмет исследования: жизненный путь Пережогина В.П..

Практическая значимость: материалы, собранные нами, послужат частью школьной экспозиции ко Дню Великой Победы. Наши исследования будут размещены на школьном сайте, использованы учителями на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу Родину.

Новизна исследования – на примере жизнедеятельности учителя-фронтовика можно проследить далёкие и суровые годы, показать характер учительства для более глубокого раскрытия понятия Родины, патриотизма, гражданства.

Актуальность работы:

понимание прошлого дает возможность глубже понять настоящее и ощутить реальные перспективы будущего.

Основная часть

Глава 1 Биография Пережогина В.П.

Пережогин Владимир Петрович родился 7 июля 1923 года в многодетной семье кузнеца Пережогина Петра Гавриловича.

С детства отличался высокой наблюдательностью, проявлением большого интереса ко всему происходящему (см приложение 1).

Окончил школу - семилетку села Кувак-Никольское с хорошими оценками. В 1938 году поступил в Нижнеломовское педагогическое училище, которое закончил в 1941 году.

Из воспоминаний моего прадеда: «Выпускной вечер состоялся 21июня 1941 года. Мы праздновали до рассвета, утром пришли на базарную площадь г. Н-Ломова, где обычно с самого раннего утра суетился народ, а тут вдруг тишина. К нам подошёл наш военрук и сказал: «Ребята, началась война1».

Глава 2 Фронтовой путь Пережогина В.П

21 июня 1941 года был призван в действующую армию и вскоре направлен в военное училище. Проучившись 2 месяца, Владимир подал рапорт, чтоб отправиться на фронт. Но ему не разрешили. Лишь через 4 месяца после 3 рапорта в звании сержанта в составе курсантского батальона он был переброшен под Москву. Со слов Владимира Петровича, моего прадеда: «Стояли очень сильные морозы. Обмундирование не соответствовало погоде, были обморожения. Но в этом были и свои плюсы. Для немцев, не привыкшим к таким холодам, они казались настоящим адом. Бои шли ожесточённые. Фашисты рвались к Москве, считая, что захватив её, они выиграют войну. Но и наши солдаты понимали, что отступать некуда – позади Москва.

Наконец-то, наступление немцев прекратилось и впервые они были остановлены1». _____________________________________________________________________________

Материал- интервью с Пережогиным Г.В., сыном Пережогина В.П., записанный Поясковой Полиной 14 .12.2019 г

Впереди было много жестоких сражений. Далеко впереди была долгожданная Победа. Но всё это будет потом.

Со слов сестры Пережогина В.П. Пономарёвой Е.П. «Он пошёл воевать, потому что считал это своим долгом, посчитал за честь участвовать в защите Родины. Защитники, уходя на фронт, не говорили громких фраз. Знали только слово "надо”. Таким человеком был и мой брат1».

Из воспоминаний Владимира Петровича: «Когда я ехал на фронт, мысленно составлял портрет фашиста.

По мере приближения к линии фронта интерес к нему возрастал, как к существу с другой планеты. Ибо какому нормальному человеку хочется войны, убийств?

Когда я впервые увидел немца, то пристально начал всматриваться в него. Вид обычного человека. Но глаза…. В них читалась холодность, злость, жестокость. Я не струсил, а несколько растерялся, опешил. Он ещё осуждающе смотрит на меня! Да как ты смеешь!

Это ты напал на мою Землю! И тут - выстрел… Мой товарищ опередил его и выстрелил. Вот так состоялась моя первая встреча с противником2».

Со слов Лосякова Антона, правнука Пережогина В.П.: «Прадед очень много рассказывал мне о боевых событиях. Я часто спрашивал его о том, как он всё это вынес: голод, холод, пули над головой; знаешь, что смерть ходит рядом с тобой?

Он отвечал, что ему помогла выдержать и не падать духом любовь к своей Родине, а ещё педагогическая жилка. Ему и на войне приходилось учить солдат стойкости, выносливости и даже ругать за сквернословие. Ведь нельзя засорять наш родной язык. А самые высокие требования предъявлял к себе. Я должен, я смогу, я вынесу - ведь я будущий учитель ²».

_______________________________________________________

¹Воспоминания Пономарёвой Е.П., записанные Поясковой Полиной 19.12.2019 г

²Воспоминания Лосякова Антона., правнука Пережогина В.П., записанные Поясковой П 16.12.2019 г

Со слов Поясковой Н.Г., внучки Пережогина В.П.:

«Со слов дедушки мне стало известны следующие факты. Однажды сержанта Пережогина вместе с другими солдатами на парашютах сбросили в тыл врага для выполнения задания. По возвращению они наткнулись на группу немецких разведчиков, которые вели в плен советского разведчика. В этом коротком бою Владимир Пережогин уничтожил трёх немцев и освободил нашего солдата из плена, получив ранение в левую ногу. Позже ему присвоили звание старшего сержанта.

В 1945 году моему прадеду пришлось воевать с японцами на Дальнем Востоке. Днём солдаты выдавали себя за простых граждан, выходя на косьбу в поле. Тем самым разведывали планы противника. А ночью снимали сапоги, обматывали ноги материалом и подкрадывались к огневым точкам японцев. Со слов Владимира Петровича: «Противника приходилось брать приступом, так как в этих дзотах находились японцы-смертники». Советские солдаты сражались до последнего². За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с японскими захватчиками Пережогин В.П. был награждён медалью «За отвагу»» (см приложение 2).

________________________________________________________

¹Воспоминания Поясковой Н.Г., внучки Пережогина В.П., записанные Поясковой Полиной 7.12.2019

²Воспоминания Пережогина Г.В., сына ветерана, записанные Поясковой Полиной. 14.12.2019 г

Мой дедушка, Пережогин Геннадий Владимирович, посвятил своему папе стихотворение¹.

Батя

Расскажи мне, батя, о военных годах,

В восемнадцать лет уйдя на фронт.

И куда был послан испытать невзгоды,

Поголовно весь мужской народ

Расскажи, как трудно было там вначале,

Расскажи про тот кромешный ад.

Не у всех винтовки были за плечами,

А патрон желаннее наград.

Расскажи мне, батя, как обороняли,

Зимнюю Москву так много дней.

Как живой стеною насмерть вы стояли,

Но фашистов не пустили к ней.

Расскажи побольше о былых мгновеньях,

Как в войну историю творил.

После на уроках до самозабвенья

Сорок лет об этом говорил.

Снова ночью тёмной ты проснулся бледный,

Ноет раной прошлая война.

Только вам известна та цена Победы,

Кем была одержана она.

______________________________________________________________

¹Воспоминания Пережогина Г.В., сына ветерана, записанные Поясковой Полиной. 14.12.2019 г

Глава 3 Педагогический путь Пережогина В.П.

В 1946 году Владимир Петрович вернулся в родное село и стал работать учителем физкультуры.

В 1947 году поступил в Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г.Белинского и закончил его в 1950 году.

Ему была присвоена квалификация и звание «Учитель средней школы с правом преподавания истории в 8-10 классах» (см приложение 4).

К этому времени он уже обзавёлся семьёй.

В 1951 году назначается директором школы, которая с 1952 года преобразовалась в среднюю¹.

Усилиями моего прадеда школа благоустраивается и освещается, тогда как всё село ещё пользуется керосиновой лампой.

С 1959 году по совместительству работает учителем истории областной заочной средней школы на учебно-консультационном пункте при Кувак-Никольской средней школе Н-Ломовского района (см приложение 5).

Из воспоминаний бывшего ученика Теплова Ивана Ивановича2:

«Моим любимым предметом была история. Владимир Петрович так интересно рассказывал, что мысленно переносишься в ту эпоху, о которой шла речь.

Но особенно я любил темы о Великой Отечественной войне, когда Владимир Петрович рассказывало военных действиях, в которых принимал участие». С 1965 года работает заведующим областной заочной средней школы на учебно-консультационном пункте при Кувак-Никольской средней школе Н-Ломовского района.

Имеет много наград (см приложение 6).

В 1983 году Пережогин Владимир Петрович ушёл на заслуженный пенсионный отдых. Он – отец четверых детей и дедушка шестерых внуков.

_________________________________________________________

¹Материал из альбома «Летопись школы» школьного краеведческого музея.

²Воспоминания бывшего ученика Теплова И.И., записанные Поясковой П.. 3.12.2012 г.

Мой прадед известен жителям села как активный общественник, который часто выступал с лекциями на разные темы в Библиотечно-досуговом центре (см приложение 7).

Он был частым гостем в родной школе. Владимир Петрович - один из основателей школьного краеведческого музея. Ежегодно, накануне Дня Победы, он встречался с краеведами и рассказывал о фронтовых событиях, об истории села, школы. Ему очень хотелось, чтоб современное поколение знало о прошлом своего села, родного края². На протяжении многих лет он являлся председателем совета общественности нашего села.

(см приложение 8).

25 июля 2012 года мой прадед скончался от непродолжительной болезни¹.

____________________________________________________________________________

¹Воспоминания Поясковой Н.Г., внучки Пережогина В.П., записанные Поясковой Полиной 7.12.2019 г.

²Материал – интервью с Пережогиным В.П., записанный членами объединения «Краеведы» 2010 г.

Заключение

Вернувшись с войны, разрушившей мирное детство, учитель-фронтовик стремился донести до сознания подрастающего поколения важность мира на Земле. И на примере собственного мужества воспитывать чувство патриотизма у подрастающих поколений.

На примере жизнедеятельности учителя-фронтовика можно проследить далёкие и суровые годы, показать характер учительства для более глубокого раскрытия понятия Родины, патриотизма, гражданства.

Судьба не раз ставила его в сложные ситуации, но из них он всегда выходил достойно. В наше время осталось очень мало людей, которые живут для человечества, отдают ему все свои силы и знания.

Я с гордостью могу говорить, что Владимир Петрович Пережогин - учитель с большой буквы, фронтовик, ветеран войны и педагогического труда, искренний патриот Отечества - мой прадед!

 

Используемые источники:

1.Электронный банк документов

«Подвиг Народа в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.»

2.Наградной лист «Медаль за отвагу» от 28 августа 1945

3.Электронный банк документов «Мемориал».

4.Материал из альбома «Летопись школы» школьного краеведческого музея.

5.Воспоминания Лосякова Антона, правнука Пережогина В.П., записанные

Поясковой П 16.12.2019 г

6.Материал- интервью с Пережогиным Г.В., сыном Пережогина В.П., записанный Поясковой Полиной 20 .12.2019 г

7.Материал – интервью с Пережогиным В.П., записанный членами объединения «Краеведы» 2010 г.

8.Воспоминания Пономарёвой Е.П., записанные Поясковой Полиной 19.12.2019 г

9.Воспоминания Поясковой Н.Г., внучки Пережогина В.П., записанные Поясковой Полиной 22.12.2019 г.

10.Воспоминания Теплова И.И., записанные Поясковой П.. 3.12.2019 г.

Приложение 1

Пережогин Владимир Петрович

Н-Ломовское педагогическое училище, апрель 1941 год

Приложение 2

Наградной лист

«Медаль за отвагу» от 28 августа 1945 г

Приложение 3

Награды фронтовой деятельности Пережогина В.П.

Приложение 4

Из личного архива Пережогина В.П.

Приложение 5

Педагогический коллектив К-Никольской средней школы,

1953 год

Пережогин В.П. выступает на педагогическом совете, 1955 г

Приложение 6

Благодарности Пережогину Владимиру Петровичу

за добросовестный педагогический труд

занесены в трудовую книжку

Приложение 7

Выступление на День Победы, 9 мая 2000 год

Приложение 8

В школьном краеведческом музее на встрече с краеведами, 2003 г

Ветераны Великой Отечественной войны сажают деревца,

9 мая 2005 г

Просмотров работы: 122