Введение
Тюменский район – район будущего, территория, динамично развивающая во всех сферах. Его жители любят и умеют трудиться. Экономические успехи района связаны с развитием сельского хозяйства. 1
Каждая семья своим трудом или учебой вносят свой вклад в процветание своего родного края. Мне стало интересно, какой же вклад в развитие столичного внесла моя семья, исходя из этого была выбрана тема «Вклад моей семьи в развитие района».
Актуальность данной темы заключается в том, чтобы молодое поколение знало и чтило память своих предков, чтобы оставили память в своих сердцах о людях, которые своим кропотливым трудом преумножали богатства Тюменского района, страны, создавали мощь своей Родины.
Проблема. Какой же вклад в развитие района внесла моя семья? Чтобы узнать ответ на этот вопрос я решила изучить жизнь и труд близких для меня людей в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Главное внимание в данной работе я уделила изучению моих родственников по отцовской линии, потому что жизнь и трудовая деятельность моих близких по линии папы тесно связана с сельским хозяйством.
Цель моей работы: узнать и показать вклад моих родных людей в развитие района.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Найти и изучить материалы семейного архива;
Изучить имеющийся материал в школьном музее;
Провести беседы с ближайшими родственниками и записать их воспоминания;
Провести сбор информации в СМИ;
Проанализировать и обобщить собранный материал;
Раскрыть значение труда моей семьи для жизни села, района;
Создать мультимедийную презентацию и выступить с ней перед аудиторией.
Объект исследования: вклад моей семьи в развитие района.
Предмет исследования: трудовая деятельность членов семьи во благо малой родины.
Методы и приёмы исследования: поиск достоверных источников информации, беседа, фотосъёмка, анкетирование, анализ и обобщение информационного материала.
Гипотеза: могу предположить, мои предки по линии папы всю жизнь жили и трудились на Тюменской земле, их дело продолжили их дети, внуки, значит, каждый член семьи внёс определенный вклад в развитие района.
Новизна исследования заключается в том, что мною сделана попытка объединить сведения о членах моей семьи, внесших вклад в становление и развитие района в трёх временных измерениях: прошлое – настоящее – будущее в единое целое.
Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для школьного музея, для часов общения, для уроков по истории, обществознанию, ОРКСЭ.
Место исследовательской работы: д. Янтык Тюменского района.
Сроки и этапы исследования.
1 этап |
сентябрь |
-выбор темы -анкетирование среди учащихся |
2 этап |
октябрь |
-сбор материалов о жизни моих родственников в единстве трёх временных измерений: прошлое–настоящее– будущее по воспоминаниям родителей, родственников, старожилов деревни |
3 этап |
ноябрь |
-поисковая работа в архиве школьного музея, в районной газете «Красное знамя», газета «Янарыш», интернет –ресурс, обработка полученных данных и создание мультимедийной презентации. |
II. Основная часть
1. Основа всех достижений Тюменского района – труд людей.
Территория района включает 23 муниципальных образования и 76 населенных пунктов, которые выделяются многоотраслевой экономикой. Более того, здесь располагаются три крупных кирпичных завода, работают такие производства как «Тюменьнеруд», «Пышмаавтодор», заводы Сибнефтемаш, «Стеклотех», Тюменьстальмост и другие. В Тюменском районе сосредоточены все птицефабрики региона, включая «Боровскую», которая является самой крупной в России. Этот факт позволяет ежегодно производить свыше 1 миллиарда штук яиц, а каждый десятый литр молока в области поступает с местных хозяйств, здесь же находится самое многочисленное стадо крупного рогатого скота. 2
Из выше сказанного можно сделать вывод: наш Тюменский район успешно развивается. Главное богатство Тюменского района – его люди. Их труд лежит в основе всех достижений и каждый из нас по – своему важен для района.
В юбилейный год Тюменского района мы все вспоминаем о тех, кто в трудные годы создавал хозяйство, своим упорным трудом способствовал его становлению и возмужанию. В каждом городе, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу рассказать о близких для меня людях, где каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей страны лучше, счастливее. Чтобы ничего не исчезло бесследно, мне очень важно сохранить память о моих родных для будущего поколения, и я думаю, моя исследовательская работа не останется не замеченной среди моих сверстников, родственников. Чтоб привлечь учащихся к изучению истории своей семьи, своего края, показать значение труда в жизни каждого человека, мною было проведено анкетирование среди учащихся 4 - 6 классов в количестве 35 учащихся. (Приложение 1).
По результатам анкетирования могу сделать вывод о том, что большинство респондентов хорошо осведомлены об истории своей семьи, знают, чем занимались их предки. Но многие хотели бы ещё узнать о наших односельчанах, об их трудовой деятельности. (Приложение 2)
2. Вклад моей семьи в развитие района в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.
Я родилась в многодетной семье, где помнят и чтят память о тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны, кто прилагал усилия в становление и развитие родного края – это мои прапрадедушка Ахматалый Ханафиевич Мухамедьяров, 1904 года рождения, прадедушка Мухамедьяров Нурулла Ахматалыевич, 1927 года рождения.
Память о них, как участниках Великой Отечественной войны сохранена в школьном музее «Боевой и трудовой славы», в памяти дочерей, сыновей, внуков, правнуков, родственников и односельчан. Доказательством тому служат архивные документы школьного музея, интернет – сайт «Подвиг народа», сайт филиала МАОУ Каскаринской СОШ «Янтыковская СОШ» – проектная работа брата Ильяра по курсу ОРКСЭ на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», статьи в газете «Красное знамя» «Солдаты свободы», «Сын за отца» (Приложение 3).
Из бесед с сыном прапрадедушки, Фатыхом Ахматалыевичем, я узнала, что прапрадед был образованным человеком в нашей деревне, ещё до войны в колхозе ему доверяли ответственные работы: работал он и продавцом, счетоводом, кладовщиком, в его обязанности входило вести учёт колхозного инвентаря и зерна. Уже послевоенное время до выхода на пенсию прапрадед проработал плотником, умело руководил людьми, с которыми занимались строительством домов не только в нашей деревне, но помогали строиться соседним селениям как Каскара, Ембаево, Яр, заготавливали дрова для школ района, для Ембаевского детского дома. По рассказам моего двоюродного прадеда можно с уверенностью сказать: прапрадедушка был мастером своего дела. В мудрых словах пословицы «Деревья смотри в плодах, а человека в делах», точно подмечено значение труда для развития человека как личности, для процветания и всевозможных благ нашего района.
Прапрадедушка Ахматалый по мере своих сил и возможностей внёс частичку своего труда на благо района, стремясь сделать его еще краше. Женив своих трёх сыновей, он позаботился, чтобы у каждого сына был свой дом, и братья, помогая друг другу, построили свои дома рядом с отчим домом. Это ещё раз доказывает, что крепкие трудовые руки понадобятся для развития своей деревни. Ведь им, как и другим жителям деревни, предстояло сделать очень многого, чтобы после войны людям жилось счастливо.
В 1965 году прапрадедушку проводили на заслуженный отдых. (Приложение 4).
Про моего прадедушку Нуруллу в деревне говорили – мастер на все руки. Эти слова подтвердила старшая дочь прадедушки Нурзиля Нурулловна. Из рассказа моей тёти Нурзили я узнала, что прадедушка после войны как его отец был плотником, помогал строить дома. Вскоре образовалась строительная бригада, которая занималась строительством новых объектов, в составе этой бригады был мой прадедушка Нурулла.
В 1965 году сельчане сами для Янтыка, без проекта построили восьмилетнюю школу, и дети могли учиться в своей родной деревне.
В 1966 году был построен небольшой телятник.
В 1970 году на просторном месте построена новая школа с большими окнами.
В 1972- 73 годах – новый клуб с кинозалом, библиотекой. (Приложение 5).
Из воспоминаний односельчанина Юскаева Камиля Сайфулловича: «Нурулла ака был человеком крепкого телосложения, обладающий большой физической силой, он был мастером своего дела. Когда рубили срубы, он мог пробежаться по бревну с одного конца на другой, не теряя при этом равновесия, он был ловким и умелым плотником, мы, молодые парни, равнялись на него».
С 1965 года по 2003 действовала та школа, в строительство которой был вложен труд моих предков. Именно в этой школе учились сегодняшние специалисты нашей деревни: инженер - механик Юскаев Раиль Шамильевич, ветеринарный врач Юскаев Наиль Шамильевич, агроном Мухамедьяров Руслан Мударисович, библиотекарь Азанова Рауза Зинатулловна, медицинский работник, заведующая ФАП моя тётя Нурзиля, бывший директор школы Залилова Таския Саитчановна и наши учителя.
В 2003 году под руководством управляющего отделением Янтык, Юскаева Шамиля Сайфулловича, построена ныне действующая двухэтажная школа с зимним садом.
Благодаря таким трудолюбивым, знающим своё дело людям, Янтык стал самой красивой деревней даже в области, в этом и есть заслуга моих предков, родственников.
Деревня строилась, развивалась, новый животноводческий комплекс, построенный в 1977 году, начал обеспечивать хозяйства Тюменского района и области нетелями и первотёлками, в этом комплексе до пенсии проработал животноводом и мой прадед Нурулла, он выращивал нетелей для пополнения молочных стад района.3
Мои предки были одними из уважаемых людей в деревне, их жизнь прошла на виду у наших старожилов, очень многого узнала я от них. Их труд не остался незамеченным, много было грамот, благодарственных писем за трудовую деятельность, к сожалению, не сохранились подлинные документы в мирное время, они сгорели во время пожара. Но моя тётя, дочь прадедушки Таслима Нурулловна, успела передать в школьный музей часть документов до пожара, сейчас правнуки, внуки, родственники, односельчане смогут ещё раз вспомнить про их героический подвиг, отдать дань их боевым и трудовым подвигам. (Приложение 6)
Умер мой прапрадедушка в 1992 году, когда ему было 88 лет.
23 февраля 1990 году в 63 года от тяжёлой болезни умер прадедушка.
«Остановились чаши на весах. Одна - в земле, другая – в небесах».
Его имя навечно осталось в памяти односельчан, в странице памяти книги «Территория успеха».4
Из воспоминаний тёти Таслимы Нурулловны:
«Многие до сих пор помнят день похорон моего отца, т.е. твоего прадедушки. Это случилось 23 февраля 1990 года. В деревне отменили все мероприятия, посвящённые тогда ко Дню Советской Армии, в последний путь провожать вышли и стар, и млад, приехали представители совхоза «Каскаринский», представители Тюменского военкомата с солдатами. Много трогательных слов было сказано в тот день, и каждый представитель в своей речи упоминал о боевых и трудовых подвигах моего отца, как много он сделал для деревни, для развития совхоза, района. Мне очень жаль, что он так рано ушёл из жизни».
Продолжая свою исследовательскую работу, я выяснила, свою любовь к родной земле, трудолюбие они смогли передать своим детям, внукам.
Мой дедушка, Мударис Нуруллович, после службы в армии продолжил их дело. В 1979 году по направлению совхоза он уезжает учиться в Тюменскую школу управления в п.Московский, получив удостоверения управляющего начинает работать бригадиром в животноводческом комплексе д.Янтык, рядом со своим отцом Нуруллой Ахматалыевичем. За высокие показатели в животноводстве он получает поощрения.
С 1984 года мой дед начал работать на пилораме. Под руководством своего бригадира, Залилова Искандара Назировича, они изготавливали брусья, доски для строительства домов, бань и других сооружений не только для своей деревни, но и близ лежащих поселений. Дедушка Мударис перенял опыт строительства домов от своих предков и построил красивые дома двум своим сыновьям, которые тоже предпочли жить в деревне и трудиться во благо своей малой родины. Сейчас дорогих для меня людей нет рядом, но я буду помнить о них, и гордиться ими всегда. Я часто прихожу к своей бабушке, и мы с ней вместе пересматриваем фотографии, она рассказывает о жизни и труде моих дедушек, родственников, жителей деревни Янтык.Старые фотографии представляют особую ценность в домашнем фотоархиве. Они были сделаны в свое время. И эти кадры часто имеются лишь в единственном экземпляре. (Приложение 7)
Путем исследовательской работы я узнала, что в общий успех района внёс вклад поколение настоящего времени. Это мой дядя - Руслан Мударисович, старший сын моего дедушки. В 2001 году он окончил сельскохозяйственную академию города Тюмень, получив специальность агронома, устроился в агрофирму «Лукойл - Каскара» и уже 17 лет трудится на Янтыковской земле. От качества работы агронома, его знаний и опыта во многом зависит уровень производимой продукции, и в конечном итоге - благосостояние хозяйства. Его работа связана не только с землей, семенами, удобрениями, но и с людьми, которые работают на полях. В обязанности дяди Руслана входят планирование и организация труда механизаторов, оказание им необходимой агротехнической помощи, и он очень хорошо справляется этим. Самая большая награда для дяди, как я выяснила – высокий урожай картофеля, моркови, лука, именно выращиванием этих овощей занимается дядя Руслан. Выращенные на Янтыковских полях овощи хорошо знают и жители Н. Уренгоя, Ноябрьска, Ямбурга, Салехарда, Надыма, Когалыма. (Приложение 8)
В 2006 году успешно закончил сельскохозяйственную академию города Тюмень сын моей тёти Динар Назымович. Двоюродный брат Динар, отработав 3 года ветеринарным врачом в животноводческом комплексе д.Янтык, переводится на птицефабрику «Тюменский бройлер» санитарным врачом. Состояние здоровья птицы и ее продуктивность во многом зависят от санитарного благополучия промышленной зоны.
С 2009 года добросовестно трудится Динар Назымович в АО «ПРОДО Тюменский бройлер», его ответственное отношение к труду не осталось не замеченным в нашем районе. (Приложение 8)
Очень большой вклад в развитие района внёс мой дядя Мухтар Тимершович. Более 30 лет работал он в родном хозяйстве механизатором. В ходе исследовательской работы я выяснила, что он настоящий герой труда. В школьном музее хранятся копии грамот, благодарственных писем за многолетний добросовестный труд, за большой личный вклад в развитие сельскохозяйственного производства в районе, области. (Приложение 9)
Я знаю дядю Мухтара как доброго, отзывчивого, активного человека. Его увлечение – шахматы, игра на музыкальном инструменте, как гармонь. Он отличный семьянин, воспитал двух трудолюбивых сыновей, дал им образование. Сейчас он работает водителем областной поликлиники №19 в Каскаринской амбулатории Тюменского района. На мой вопрос, почему вы сменили вид деятельности, он ответил: Я успешно трудился в совхозе механизатором, а сейчас дорогу молодым, более энергичным, как например твой папа и добавил: Ильмир очень трудолюбивый, целеустремлённый парень, я убедился в этом, когда вместе работали на наших полях. (Приложение 10)
III. Заключение
Узнав подробнее о трудовых подвигах моих близких, я ощутила гордость за то, что они сделали во имя процветания нашей деревни, развития района, ведь деревня Янтык – часть Тюменского муниципального района. Все вышесказанное ещё раз доказывает, благодаря трудолюбивым людям процветает родной край, именно любовь к родной земле и труд являются основой всех достижений нашего района.
Проведя исследование, я ещё ближе познакомилась с жизнью и трудовой деятельностью своих предков в нескольких поколениях. Прочитала книги о нашем районе, городе, о нашей деревне, совершила со своими одноклассниками экскурсию в животноводческий комплекс, где трудятся мои родители, трудились мои дедушка и прадедушка. По результатам исследования, я создала презентацию «Вклад моей семьи в развитие Тюменского района». Мои гипотезы, выдвинутые в начале исследования, в ходе работы нашли подтверждение.
По тем сведениям, которые мне удалось собрать о моей семье, можно сделать следующие выводы:
- мои корни по отцовской линии исходят из Янтыковской земли Тюменского района;
- жизнь и трудовая деятельность моих предков тесно связана с хозяйством региона;
-моя семья, в том числе родственники, внесла свой вклад в дело становления и развития сельского хозяйства нашего района.
В ходе работы я столкнулась и с некоторыми трудностями. Трудность работы заключалась в том, что некоторые сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Я считаю, сегодня надо больше рассказывать о нашей истории и людях, которые ее создавали, тогда молодое поколение будет знать, и помнить людей, которые ни год и ни два улучшали облик нашего района, деревень, прилегающих к нему.
Мы, молодое поколение, должны гордиться своими земляками, помнить о них. Они жили, трудились, чтобы нам жилось лучше!
Мы будущее нашей малой родины, страны, наш вклад в развитие района – это наши успехи в учёбе. (Приложение 10)
Свою исследовательскую работу я защитила на музейном уроке «Мой край родной», также выступила перед своими одноклассниками на классном часе, перед учащимися 4 класса на уроке по ОРКСЭ.
Данной работой я хотела привлечь внимание учащихся на то, что благодаря труду своих предков, односельчан мы живём в такой красивой деревне нашего района. И я считаю, что мне это удалось.
Своей исследовательской работой я заинтересовала одноклассников и убедила их, что сохранение семейных ценностей и традиций необходимо для дальнейшего развития и процветания нашей малой родины.
Итоговым результатом стало активное участие учащихся моей школы в различных конкурсах, посвящённых нашему Тюменскому району, проявление ими внимания и уважения к ветеранам труда, тыла, пожилым людям, участие в социально-значимых акциях, оказание посильной помощи нашим односельчанам.(Приложение 11-13)
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты.
IV. Список литературы:
Т 983Тюменский район/Сост. А.Н.Мосеева ООО «Сити-пресс», 2006 г.-200 стр.
Источник: Управление информационной политики и информатизации администрации Тюменского района.
И.Ф.Каргаполов. Цикл «ИНДУСТРИЯ ЗЕМЛИ», Совхоз «Каскаринский», Свердловск. Средне – Уральское книжное издательство, 1988 год.
Л.Н.Вохмина, О.А. Радутная, В.К.Иксанов, Л.А.Гереу, Е.К.Быбин, Е.В.Плетнёва, Н.В.Сканцева, Л.В.Ткачук. Книга к 40 –летию ЗАО Агрофирма «Каскара» «Территория успеха». Издательство ПО «Исеть» 2005г.
Подшивка районной газеты «Красное знамя», «Янарыш».
Информаторы:
Мухамедьяров Фатых Ахматалыевич, 1942 года рождения – двоюродный прадед.
Юскаев Камиль Сайфуллович, 1939 года рождения, заслуженный работник сельского хозяйства, ветеран труда, орденоносец Трудового Красного Знамени, серебряный, бронзовый медалист ВДНХ – односельчанин.
Мухамедьярова Разима Мухамедовна, 1956 года рождения – бабушка.
Махмутова (Мухамедьярова) Нурзиля Нурулловна, 1960 года рождения – тётя.
Мухамедьзянова (Мухамедьярова) Таслима Нурулловна, 1965 года рождения – тётя
Приложение 1
Анкета «Моя малая родина».
1.Являетесь ли Вы коренным янтыковцем?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить
2.С чем связано возникновение названий нашей деревни?
-С особенностями речи
-С легендой
-С природным объектом
-С традициями праздников
3.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников?
(Ф.И.О., род деятельности, место жительства)
-Знаю все о своих родителях
-Знаю о своих родителях, бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках
-Владею информацией частично
4.Чем занимались жители раньше?
-Строительство
-Рыболовство
-Свиноводство
-Разведением крупнорогатого скота
5.Чем занимаются жители сейчас?
-Строительство
-Животноводство
-Овощеводство
-Добыча нефти
6.Считаете ли Вы, что в нашей школе трудовое воспитание осуществляется в достаточной степени?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить
7.Какие люди нашей деревни являются для Вас примером в труде?
-Родители
-Родственники
-Односельчане
8. Хотели бы вы узнать о наших односельчанах, об их трудовой деятельности?
-Да
-Нет
-Затрудняюсь ответить
Приложение 2
Результаты анкетирования (%)
№ |
Вопрос анкеты |
Варианты ответа |
Итого чел. |
Итого % |
1. |
Являетесь ли Вы коренным янтыковцем? (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этой деревне) |
Да |
31 |
89 |
Нет |
- |
- |
||
Затрудняюсь ответить |
4 |
11 |
||
2. |
С чем связано возникновение названий нашей деревни? -С особенностями речи -С легендой -С природным объектом -С традициями праздников |
С легендой |
35 |
100 |
С природным объектом |
- |
- |
||
С традициями праздников |
- |
- |
||
3. |
Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников? (Ф.И.О., род деятельности, место жительства) |
Знаю все о своих родителях |
25 |
72 |
Знаю о своих родителях, бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках |
5 |
14 |
||
Владею информацией частично |
5 |
14 |
||
4. |
Чем занимались жители Вашей деревни раньше? -Строительство -Рыболовство -Свиноводство -Разведением крупнорогатого скота |
строительство |
17 |
49 |
разведением крупнорогатого скота |
5 |
14 |
||
рыболовство |
13 |
37 |
||
5. |
Чем занимаются жители Вашей деревни сейчас? -Строительство -Животноводство -Овощеводство -Добыча нефти |
строительство |
5 |
14 |
овощеводство |
20 |
57 |
||
животноводство |
10 |
29 |
||
6 |
Считаете ли Вы, что в нашей школе трудовое воспитание осуществляется в достаточной степени? |
Да |
35 |
100 |
Нет |
- |
- |
||
Затрудняюсь ответить |
- |
- |
||
7. |
Какие люди нашей деревни являются для Вас примером в труде? |
Родители |
27 |
77,1 |
Родственники |
4 |
11,4 |
||
Односельчане |
4 |
11,4 |
||
8. |
Хотели бы вы узнать о наших односельчанах, об их трудовой деятельности? |
Да |
35 |
100 |
Нет |
- |
- |
П риложение 3
Приложение 4
Старшее поколение - носитель и хранитель народных ценностей, традиций.
Беседа с сыном прапрадедушки Фатыхом Ахматалыевичем
«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах»
Более 100 лет дому, в котором жила многодетная семья Мухамедьяровых.
Прапрадед после войны в 1948-1953 г. г был в составе рыболовецкой артели колхоза «Кызыл –Байрак» Тюменского района.
Приложение 5
В строительство этих объектов вложен труд моих предков.
В 1918 году в Янтыке открылась начальная школа,
В 1965 году на просторном светлом месте построена новая восьмилетняя школа с большими окнами.
В 1972 году - сельский клуб с кинозалом, танцевальным залом, библиотекой
2003 год. Новая школа с зимним садом на 198 мест.
Приложение 6
Музей – это мир исторических источников и реликвий, где дети, внуки, правнуки могут увидеть частицу истории своей семьи.
Мы, будущее нашей Родины, должны
помнить о подвигах наших прадедов.
1972 год. За самоотверженный труд
Приложение 7
1979 год. Тюменская школа
управления п.Московский
Тюменского района
Мухамедьяров Мударис Нуруллович – дедушка.
1979-1982
бригадир в животноводческом комплексе д.Янтык
Работа на пилораме Процесс изготовления брусьев, досок
Перелистывая семейный альбом, много узнаёшь о жизни своих предков
Приложение 8
Дядя Руслан Мударисович- агроном с 20 летним стажем отделения д. Янтык Тюменского района
Самая большая награда для дяди Руслана – это сплочённый трудолюбивый коллектив механизаторов и высокий урожай картофеля, моркови, лука…
Выращенные на Янтыковских полях овощи, хорошо знает не только Тюмень, но и жители Н.Уренгоя, Ноябрьска, Ямбурга, Салехарда, Надыма, Когалыма.
Двоюродный брат Динар Назымович–санитарный врач АО «ПРОДО ТЮМЕНСКИЙ БРОЙЛЕР»
Состояние здоровья птицы и ее продуктивность во многом зависят от санитарного благополучия промышленной зоны.
Приложение 9
Дядя Мухтар – ветеран труда.
Из страниц газет
Приложение 10
Наш вклад в развитие района – это наши успехи в учёбе.
Приложение 11
«Профессия – пожарный»
Наши пожарные – односельчане, родственники
1.Айтумбетов Рамиль Анварович |
7.Сабиров Нариман Ильясович -дядя |
2. Махмутов Нариман Хамзович |
8.ХалитовРафисМинкаримович -дядя |
3.Махмутов Анвар Хамзович |
9.Юскаев Ильмир Амирович-дедушка |
4.Низямов Олег Гайнутдинович |
10.Юскаев Ильнар Илмирович-дядя |
5.Рамазанов Фоат Мидхатович |
11.Юскаев Роберт Амирович-дядя |
6.Сагутдинов Рустам Сайтчанович |
12. Сульхарнаев Рушат Рашидович |
Приложение 12
Участие в социально – значимых акциях
«Помощь ветеранам» «Мы за чистоту и порядок в нашей деревне»
Чтим славные традиции своих предков
Областной конкурс видеороликов «Портрет Победы»
Приложение 13
Работы моих одноклассников, посвящённые
95-летию образования Тюменского района
Книжка – раскладушка «Настоящие герои труда»
И х труд во благо процветания нашей малой родины