Фотографы города Александрова и уезда второй половины XIX - начала ХХ века

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фотографы города Александрова и уезда второй половины XIX - начала ХХ века

Петров В.Ю. 1
1ГБПОУ ВО "Александровский промышленно-правовой колледж"
Еремина Л.В. 1
1МБУДО "ДООЦТКиЭ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Желание сохранить красоту и правду быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.  История фотографии - увлекательный рассказ, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. История русской фотографии насчитывает более 180 лет.

Сегодня мы все немного фотографы. Фотоаппарат постоянно находится у нас под рукам - это камеры, встроенные в мобильные телефоны, смартфоны, планшеты. Мы сами можем запечатлеть себя, родных, друзей или значимые события. Но все же для особых случаев, чтобы сохранить на память знаменательную дату или сделать семейный портрет, создать альбом, как и 100-150 лет назад отправляемся в фотосалон.

Не случайно я затронул эту тему, меня заинтересовало, а как же создавалось «волшебное» искусство фотографии в моем городе? Кто стоял у его истоков? Что они оставили на память потомкам?

Актуальность работы: наше общество нуждается в духовном возрождении, поэтому, собирая материал о жизни людей своего города, их вкладе в развитие малой родины, мы воспитываем бережное отношение к культурному наследию, возрождению и сохранению традиций, гордость за свой край, за свой город,

Цель работы: изучение и воссоздание фактов становления и развития фотодела в городе Александрове и уезде второй половины XIX - начала ХХ века.

Задачи:

1. Собрать и изучить материал о мастерах художественной фотографии, работавших во второй половине XIX - начале ХХ века в Александровском уезде.

2. Раскрыть художественное своеобразие творчества фотографов через анализ их работ.

3. Составить опись и картотеку собранных материалов.

Методика исследования базировалась на поиске источников и документов в фондах музеев, в государственных и личных архивах, анализе, сравнении и обобщении полученных данных; классификации и систематизации собранного материала.

Предмет исследования: фотографы города Александрова и уезда второй половины XIX - начала ХХ века.

Объект исследования: исторические события, связанные с становлением фотографического дела в г. Александрове, архивные документы и факты, связанные с биографией фотографов, работы, выполненные мастерами.

Временные рамки: вторая половина XIX - начало ХХ века.

Новизна работы заключается в том, что до настоящего времени в городе и районе никто не занимался изучением данной темы, не собрано и не обобщено творческое наследие первых фотографов.

Гипотеза: если я изучу период становления и развития фотографического дела в городе и уезде второй половины XIX - начала ХХ века, то смогу доказать, что фотографы Александрова внесли неоценимый вклад в развитие художественной фотографии и в создание культурного наследия края.

1. Особенности развития фотографического дела в России во второй половине XIX - начале XX вв.

Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году.

Искусство фотографии в России развивалось стремительно благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей. К концу девятнадцатого века технические возможности фотографии позволили любому желающему заняться ею, с легкостью достигать результатов, доступных прежде немногим искушенным мастерам.

До конца ХIX века поход к фотографу в основном могли себе позволить люди обеспеченные. Поэтому так мало снимков крестьян и городских жителей 1850-1880 годов. Съемка этой категории граждан в это время носила этнографический характер — такие фотографии хранятся в музеях и архивах, но никак не в семейных альбомах.

Рост конкуренции между фотографами привел к удешевлению стоимости снимков, и уже в конце 1880-х годов появляется больше снимков людей из среднего класса и зажиточного крестьянства.

В конце XIX - начале ХХ века выход к профессиональному фотографу оставался достаточно дорогим удовольствием, но фотографировались многие, хотя делалось это нечасто. Для крестьянина поход к фотографу всей семьей считался целым событием, да и рабочим для фотографии нужен был особый повод: свадьба, рождение детей, служба в армии и т. п. Люди одевались для съемки в лучшую одежду — и это позволяет нам оценить доход человека, изображенного на фото.

В средней зажиточной семье в Российскойимперии концаXIX –начала XX века за жизнь одногопоколения собиралось всреднем 5–10студийных фотографий.

Общий вид ателье фотографа во второй половине XIX века во многом был похож на мастерскую художника-живописца. Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ателье, но и в организации постановочного кадра.

Фотограф не только фиксировал внешний облик человека, но и при помощи сопутствующего антуража и специального фона создавал определенный образ.

Для поясных портретов фон делался светлым, нейтральным, при изображении в рост одиночных или групповых портретов использовались декоративные фоны. Их рисовали на холсте, а для придания пространства на переднем плане выставлялось несколько реальных или бутафорских предметов. Для юных клиентов имелся целый набор детских игрушек.

Существовало несколько фотогеничных поз, которые повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. 

Купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой.

Особое внимание уделялось и одежде. Во период 1860-1880 гг. предпочтение отдавалось платьям темных цветов из муара, шелка или бархата. Пестрые и блестящие парчовые ткани бликовали и поэтому были непригодны для фотографирования.

Чтобы потрафить вкусам клиентов и повысить престиж своего заведения, многие фотографы начали применять ретушь. Стеклянный негатив, с которого печатались контактным образом снимки с середины XIX до середины ХХ века, практически всегда ретушировался, так с портрета могли «удалить» родинки или пигментные пятна, «исправить» овал лица.

Крестьяне и мещане с невысоким заработком, у которых не было постоянного опыта позирования, перед аппаратом держали себя скованно, плохо владели руками, не зная, как их расположить. Фотографы были вынуждены давать таким посетителям книги, альбомы, искусственные цветы и другие предметы, чтобы они заняли ими руки.

Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на студийных фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете.

И еще один нюанс стоит отметить, что в эти годы разрешение на открытие фотоателье надо было получить не только желающим открыть свое дело, но и фотографам-любителям, которым для работы не нужно было помещение.

2. Развитие фотографии в Александрове.

А теперь про то, как развивалась фотография в нашем городе и уезде.

Изучив архивные документы, словарь-справочник Попова А. П. «Российские фотографы (1839-1930)», «Справочную книжку фотографа» И. В. Срезневского а так же фотографии, которые хранятся в архивах и частных коллекциях, установлено 15 имен фотографов, которые работали в городе Александрове во второй половине XIX - начале ХХ века, из них четверо были фотографами-профессионалами. (Приложение 1)

Одни фотоателье работали непродолжительный период, другие — не одно десятилетие. Так фотография Полякова работала только один год, а вот фотоателье Герасимова почти 30 лет.

Преобладающим в работе Александровских фотографов становится портретный жанр. Иметь на память фотографии родственников или друзей желали многие, и в фотоателье потянулись представители всех слоев городского населения.

Постепенно сложился круг фотографов, пользовавшихся особой популярностью. Многие семьи отдавали предпочтение тому или иному, и сниматься ходили исключительно в его мастерскую. Об этом свидетельствуют старинные семейные альбомы – в них всегда можно заметить преобладание работ какого-либо мастера. Так в семейном альбоме купцов Зубовых, который находится в музее Александровская слобода много снимков, сделанных в фотоателье Аристова и московских фотографов Трунова и Дьяговченко.

И еще один жанр нравился фотомастерам Александрова - это видовые снимки уездного города. И теперь, благодаря этим фотографиям, мы можем представить наш город на рубеже веков.

2.1. Гольдфейн Мордух Лейбович.

Первые упоминания о разрешении на открытие фотоателье в городе Александрове относятся к 1869 году. Разрешение губернатора было выдано Гольдфейну (Гольдфайну) Мордуху Лейбовичу 5 июня 1869 года1. Можно предположить, что Мордух Лейбович с целью расширения своего дела мог только получить разрешение, а салон так и не открыть. Так как ни одного упоминания об ателье больше не найдено. В 1870 Гольдфейн открывает фотосалон в г. Козлове ( ныне Мичуринск). Хочется заметить, что разрешение на открытие фотоателье в Александрове было не первым в профессиональной деятельности Гольдфейна. В 1863 году он жил и работал в Галиче Костромской губернии. (Приложение 2)

2.2. Лавровский Федор Дмитриевич.

В 1876 году в Александрове было открыто новое фотоателье2. Его основателем был представитель известной в городе фамилии - Лавровский Федор Дмитриевич. (Приложение 3) Многие горожане знали Федора Дмитриевича, как талантливого художника. Художник-самоучка на протяжении нескольких десятилетий был тесно связан с Махрищской обителью. С 1885 года он выполняет все настенные росписи в монастыре, в этом ему помогают сыновья Федор и Дмитрий. В 1906 году он расписывал реконструированный Стефановский храм, обновлял иконы.

Фотографий, которые были выполнены в мастерской Лавровского, не удалось найти, но в личном архиве Ф. Д. Лавровского сохранилась редкая фотография игумена Саввы (Желтухина) (Приложение 3), которая сделана незадолго до его смерти. Хочется верить, что она была выполнена Федором Дмитриевичем.

2.3. Дубровский Федор Дмитриевич.

В 1878 году Федором Дмитриевичем Дубровским3 было открыто ателье светописи, которое просуществовало до 1885 года4. В архивных документах значится, что Федор Дмитриевич был сыном обер-офицера. Талантливым фотографам сделаны старейшие известные снимки Переславля - Залесского, относящиеся к 1879-1880 гг. 5 Приблизительно в это время сделана фотография Троицкого Успенского женского монастыря. Видовые снимки хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике6 и в краеведческом музее Переславля-Залесского. На сегодняшний день мне удалось найти еще две фотографии, выполненные фотографом: визит-портрет двух мужчин и семейный кабинет-портрет. (Приложение 4)

Фотографии наклеены на стандартные паспарту, на которые, скорее всего, ручным образом нанесено тиснение Ф. Д. Дубровский.

2. 4. Зубова Лидия Владимировна.

Среди пятнадцати известных фотографов, работавших в нашем городе и уезде с 1869 по 1917 год, была и одна женщина.

Это представительница известного купеческого рода Зубовых — Почетная гражданка Лидия Владимировна Зубова. Родилась Лидия Владимировна в 1859 году, а в возрасте 20 лет, в 1879 году получила разрешение на открытие фотоателье. По данным ГАВО ателье функционировало до 1885 года7. К сожалению ни одной фотографии, выполненной в фотоателье Зубовой не удалось найти.

2.5. Дубровский Александр Дмитриевич.

В 1890 году в городе было открыто еще одно ателье светописи. Его хозяином стал Дубровский Александр Дмитриевич8, по одним данным - сын титулярного советника, по другим - сын обер-офицера. Можно предположить, что Александр Дмитриевич был братом Федора Дмитриевича Дубровского. Александр Дмитриевич владел фотоателье в течение шести лет и закрыл в 1896 году. В настоящее время найдена только одна фотография. Это визит-портрет молодой женщины. (Приложение 5)

2.5. Остроумов Павел Константинович.

Одновременно с фотоателье Дубровского А. Д. работало ателье известного фотографа Остроумова Павла Константиновича. ВсправочникеПопова,томе2имеется запись,чтоОстроумовПавелКонстантинович«16августа1891годаполучилвременноеразрешениенаработуфотографомвАлександровскомуездеВладимирскойгубернии. С1894годапостоянно работалвгородеАлександровеивременновуезде»9.

В «Памятнойкнижке Владимирскойгуберниина1895год»10указано, что Остроумов П. К. - потомственный почётный гражданин,известен в городеАлександрове по 1896год". В архивных документах ГАВО находим, что фотография Остроумова действия свои прекратила «пособственномунежеланиюболеесодержать»11.

Немного удалось узнать о семье Павла Константиновича. Родился он в семье диакона села Смольнево Покровского (Киржачского) уезда12. У Павла Константиновича был родной брат Иван, который всю жизнь проработал учителем в с. Смольнево.

 Одновременно с фотоателье в Александрове он открывает свою мастерскую и в Москве. С1894годаизвестенкакфотограф,работавшийнаулицеБасманнойвМосквевдомеЯновой. Дом№ 6поулицеБасманной, потомэтаулицабылапереименована на улицу Немецкую, сейчас это улица Баумана, д.38, хорошосохранился.

С 1894 по 1924 гг. Фотоателье Остроумова сменило несколько адресов. С 1885 года Павел Константинович был действительным членом Российского фотографического общества.

Фотографий, выполненных Остроумовым в фотоателье Москвы, сохранилось достаточно много (Приложение 6), а вот фотографий, сделанных в Александрове, незначительное количество. В архивах ВСМЗ хранятся 11 фотографий «Соколовской мануфактуры товарищества Асафа Баранова»: слесарная мастерская, красильный, прядильный, ткацкий и уборный корпуса фабрики с их отделениями13.

Интересен снимок, сделанный Остроумовым, который запечатлел последствия урагана 1904 года в Москве. (Приложение 6)

2. 6. Любимов Сергей Андреевич.

Следующее фотоателье открыл С. А. Любимов14. Немного биографии. Сергей Андреевич Любимов родился 01.03.1852 г. в погосте Дмитриевском в Дунцах Александровского уезда. Его отец, Андрей Ильич Любимов, был псаломщиком погоста Дмитриевского, а затем в соборе Рождества Христова г. Александрова. В семье был опять детей: Сергей, Александра (1865), Клавдия (1856), Дмитрий (1860), Алексей (1863).

В 1868 году Сергей окончил Переславское духовное училище. После окончания училища он уехал в Санкт-Петербург, где обучался фотографическому мастерству, а затем начал свою профессиональную деятельность. На окраине Санкт-Петербурга за Невской заставой в с. Смоленском он открывает свою первую фотомастерскую. В историческом архиве СПб имеется документ об уплате Любимову за исполнение им для Екатеринбургской грифельной фабрики с имеющихся в музее фарфорового завода рисунков на 30 рублей15.

Еще одно фотоателье Сергей Андреевич открыл на паях с крестьянином Костромской губернии Иваном Крыжовым, было это в1880 году, а в 1882 году Любимов открывает ателье светописи на Больше - Охтинском проспекте в доме № 181, которое просуществовало до 1889 года. На некоторых фотографических бланках можно увидеть сразу два адреса: «Фотография С. Любимова и И. Крыжова в Стрельне по Нарвскому шоссе дача г-жи Хорварт», «Фотография С. Любимова Больше - Охтинский пр. д. 181». (Приложение 7)

Еще одно фотоателье располагалось по адресу «За Невской заставой в с. Александровском Санкт-Петербурга». Здания, где располагались фотоателье, не сохранились.

В 1876 году в Никольской церкви Санкт-Петербурга состоялось венчание Сергея Андреевича с Параскевой Дмитриевной Новиковой. (Приложение 7)

26 мая 1893 года Любимов получает разрешение на открытие фотоателье в Александрове. Располагалось оно на Московской улице в доме № 8, который принадлежал самому фотографу (Приложение 7). Фотоателье работало до 1900 года и пользовалось популярностью, т. к. находилось на центральной улице города. Фотографий, выполненных в салоне Любимовым, сохранилось немного и находятся они в фондах музеев города, в Успенском женском монастыре, а вот студийных снимков, которые были сделаны в период работы в Санкт-Петербурге достаточно много, их часто можно встретить на аукционах. (Приложение 8)

2.7. Аристов Николай Степанович.

В начале ХХ века в городе работало несколько фотомастеров. Самым популярным было фотоателье Аристова Николая Степановича. Николаю Степановичу было выдано разрешение на открытие фотоателье 08.05.1899 г., а впервые он попал в рапорт полицейского исправника в 1901 году16.Ателье просуществовало до 1917 гг.

На данный момент найдено более 140 фотографий: 34 фотографии хранятся в фондах музея Александровская слобода, 20 - в фондах Александровского художественно-краеведческого музея 30 фотографий предоставила монахиня Сергия из Свято-Успенского женского монастыря, 56 фотографии из семейных архивов и личных коллекций. Кроме этого, в музеях хранятся выпускные альбомы женской гимназии за 1909, 1910, 1913, 1914 года, это еще более 120 фотографий.

Тематика фотографий разнообразна. Большинство фотографий сделано в помещении ателье на фоне пейзажа, есть снимки - визитки, несколько найденных фотографий сделаны на фоне природы. Но где же жил и работал Аристов? Весной 2021 года жительница пригорода Владимира Грунина Галина Валентиновна, сообщила, что в 60-х годах ХХ века их семья купила часть дома в г. Александрове на улице Первомайской (бывшей Миллионной), этот дом все соседи называли домом Аристова. Действительно ли, что в этом доме жил Аристов, предстоит узнать. Скорее всего Аристов проживал в Александрове в арендуемом им доме, т. к. в списках домовладельцев г. Сергиева - Посада за 1910 год имеется запись, что один из домов по ул. Московской принадлежал потомственной дворянке Аристовой Лидии Владимировне.17 После переезда из Александрова Аристов с дочерьми поселился в д. 120 на ул. Московской.

Интересна история нескольких фотографий, которые были сделаны Аристовым.

На фотографиях изображены девушки, выпускницы Александровской женской гимназии: Курочкина Александра Васильевна (в замужестве Лапшина) и Любовь Георгиевна Рождественская (в замужестве Рудакова). (Приложение 9)

Александра Васильевна подарила нашей стране известного кинорежиссера Лапшина Ярополка Леонидовича, а Любовь Георгиевна - мать известного контр-адмирала Рудакова Олимпия Ивановича.

2.8. Малоизвестные фотографы Александрова.

Хорошая коммерческая идея никогда не приходит в голову только одному или двум предпринимателям. Одновременно с Аристовым в городе в начале века работало несколько фотографов.

На рубеже веков в городе был расквартирован 1-й Резервный саперный батальон, в котором служил штабс-капитан Спиридонов Леонид Афанасьевич.

Его имя числится в справочнике Попова «Русские фотографы (1839-1930 гг.)». Там записано, что как фотограф, он работал в 1902 году.

Леонид Афанасьевич был кадровым офицером Российской Императорской Армии и, по всей видимости, был фотографом-любителем, а вот его военная деятельность заслуживает внимания:

1902 г. - 1-й резервный саперный батальон, звание: штабс - капитан;

1909 - 1912 гг. 2-й резервный саперный батальон (3-й Кавказский саперный батальон)18, звание: штабс-капитан;

1913 г. - 1-й Сибирский понтонный батальон, звание: подполковник, помощник командира по строевой части;

1915 - 1917 гг. - 35 Армейский корпус, звание: подполковник, управление корпусного инженера19;

1919 г. - служба в РККА в должности заведующего инженерным снабжением стрелковой дивизии.

В 1903 году открыл свое фотоателье Борисоглебский мещанин Поляков Николай Иванович. Разрешение на его открытие он получил 11 сентября 1903 года, а через год ателье было закрыто, видимо, из-за большой конкуренции.

В 1903 году в селе Козловка Александровского уезда временно работал фотограф дворянин Виленской губернии Воеводинский (Воеводский) Вильгельм Мартынович. У него было несколько мест работы: так с 1893 по 1894 гг. он работал в с. Лежнево Ковровского уезда, в 1900 году - в г. Юрьев-Польском.20 Затем фотоателье Воеводинского встречается в документах Тульского архива. В коллекции Ереминой Л. В. находится фотография, выполненная в фотоателье Воеводского В., но местоположение фотоателье неизвестно. (Приложение 10)

В начале века в городе открывают свои фотоателье Герасимов и Елагин.

Доподлинно известно, что фотография Елагина располагалась в его собственном доме на Староконюшенной улице. Фотографий, сделанных в фотоателье Елагина, на настоящее время известно только три: одна находится в фондах музея Александровская слобода, а две - в Александровском художественно-краеведческом музее. (Приложение 11 ) Имя фотографа стало открытием для многих, так ни в одном из изученных источников не значится его имя и не найдено разрешение на открытие фотоателье. По этим фотографиям, можно установить приблизительную дату работы ателье: 1908- 1911 гг.

Работ, выполненных Герасимовым много, в большинстве случаев фотографии хранятся в семейных альбомах жителей г. Александрова и района, незначительное количество в музеях, они почти не известны для более широкого круга почитателей старинных фотографий. В настоящее время удалось обнаружить только четыре фотографии. Где располагалась мастерская Герасимова - неизвестно, хотя мастер проработал в городе всех дольше, а именно до 30-х годов ХХ века. На одной из фотографий, выполненных мастером стоит дата 1929 год. (Приложение 12)

Особое внимание заслуживают работы фотографа-любителя Масленникова Сергея Никитича. В городе его знали как земского, а советское время - санитарного врача. Жил он на улице Березки (ныне Революции), в собственном доме, к сожалению, дом не сохранился. Кроме врачебной деятельности у Сергея Никитича было два любимых дела: на своем участке он выращивал диковинные для Александрова растения, а еще ему нравилось ходить с фотоаппаратом по городу и его окрестностям и снимать понравившиеся места. Он овладел таким трудным видом фотоискусства, как панорамная съемка. Благодаря его снимкам можно увидеть город начала ХХ века. А фотографии, которые были сделаны в 10-х годах ХХ века, помогли архитекторам и строителям в восстановлении привокзального храма Серафима Саровского в г. Александрове. (Приложение 13)

Фотографии и негативы были переданы родственниками С. Н. Масленникова в Музей Сестер Цветаевых. К сожалению с ценным материалом поработать не удалось.

И еще хочется упомянуть про одного фотографа. Это Дмитриев А. Е., о нем нет ни одного упоминания в архивных документах, но в фондах музея- заповедника Александровская слобода хранится фотография: «Служащие почты г. Александрова. 1918 год». На оборотной стороне фотографии стоит печать «Фотограф-любитель Дмитриев А. Е. г. Александров».

Так открывается неизвестная завеса истории развития фотодела в нашем родном городе.

Заключение.

Моя нынешняя работа - это первая ступенька по исторической лестнице сбора фактов, но и она принесла свои результаты:

- во время работы я выявил 15 имен фотографов, которые работали в городе и уезде работы во второй половине XIX - начале ХХ века;

- имена трех фотографов: Елагина, Дмитриева и Масленникова не значатся ни в одном источнике;

нашел редкие фотографии, выполненные фотографами Федором и Александром Дубровскими;

нашел около 40 новых фотографий, которые были сделаны в фотоателье Н. С. Аристова;

установил, что преобладающим в работе Александровских фотографов становится портретный жанр;

что одним из направлений деятельности некоторых фотографов-любителей стало производство видовых снимков уездного города;

составлена опись найденного фотоматериала; (Приложение 14)

выяснил, что судьбы многих людей, которые запечатлены на фотографиях, связаны с историческими событиями, которые происходили в городе и стране на протяжении второй половины XIX - ХХ вв.

В результате исследования удалось подтвердить предположение, что развитие фотодела в Александрове и уезде шло быстрыми темпами, и подтвердил свою гипотезу, что каждый из мастеров внес неоценимый вклад в становление художественной фотографии в нашем городе в создании культурного и исторического края.

Работа продолжается:

отправлены запросы в архивы Костромской, Московской, Тамбовской, Тульской, областей с целью получения данных о фотографах;

идет сбор и изучение иллюстративного материала;

в октябре-ноябре месяце 2022 года в Александровском художественно-краеведческом музее запланировано проведение выставки «Фотограф Николай Степанович Аристов. Застывшая история в лицах».

Библиография

Литература

1. Маркова Т. Е.  «Фотографы Владимирской губернии конца XIX - начала XX вв.» // Материалы исследований. N 7: Научно- практическая конференция (28 ноября 2000 г.)" стр. 109 - 115

2. Мозгова Г. Г. Рождественский сборник. // Первые Ковровские фотографы. Выпуск 11. г. Владимир 2004

3. Монахиня Сергия (Каламкарова) благочинная Свято-Успенского женского

монастыря г. Александрова. Доклад «Фотографии духовенства в собрании

Александровского художественно-краеведческого музея: возможности

атрибуции и изучения церковной истории» XII Межрегиональная научная

конференция «Наследие Владимирского края» г. Александров 8 ноября 2019г.

4. Общевойсковой список офицерских чинов Русской Императорской Армии

составленный на 1 января 1908 года.//С.-Петербург. Военная типография 1908 г.

с. 774

5. Общевойсковой список офицерских чинов Русской Императорской Армии

составленный на 1 января 1909 года.//С.-Петербург. Военная типография 1909 г.

с. 758

6. Общевойсковой список офицерских чинов Русской Императорской Армии

составленный на 1 января 1910 года.//С.-Петербург. Военная типография 1910 г.

с. 786

7. Памятная книжка Владимирской губернии за 1885 г.// Владимир на Клязьме. Типография Губернского Правления. 1885. с.

8. Петров В. Ю. "Фотограф Николай Степанович Аристов. Застывшая история в лицах"//Ж-л "Старт в науке" Выпуск № 2. Москва2020

9. Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013

10. Список домовладельцев Сергиевского посада с обозначением оценки недвижимых имуществ, произведенной Раскладной Комиссией для взимания казенного налога и городского сбора на 1910 г //Без исходных данных на 36 стр. стр. 2

11. Шандунц Е. К. ст. научный сотрудник историко-археологического сектора отдела научно-исследовательской и экспозиционной работы Переславль - Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея - заповедника: «Работы Александровского фотографа Федора Дубровского в коллекции Переславского музея-заповедника». Доклад на XII Межрегиональной научной конференции «Наследие Владимирского края». г. Александров 8 ноября 2019 год.

Опубликованные источники

1. Игумен Савва (Желтухин). Фотография. из семейного архива Дубровского Ф. Д. https://stefmon.ru/letopis/xix-век

2. Кабинет-портрет мужчины. Фотограф Гольдфейн М.Л. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=98602

3. Федор Дмитриевич Лавровский. Фотография. https://stefmon.ru/letopis/xix-век

4. Офицеры РИА [электронный ресурс] https://www.ria1914.info/index.php/2-й_резервный_саперный_батальон

5. Офицеры РИА [электронный ресурс] https://www.ria1914.info/index.php/35-й_армейский_корпус

Неопубликованные источники

1. Запись о регистрации брака Любимова С. А. с Новиковой П. Д. ЦГИА СПб ф.19оп.126д.186

3. Клировые ведомости с. Смольнева за 1912 год. ГАВО, ф. 556, оп. 111, д. 1140, л. 56 об. - 57

4. О доставлении Министерству сведений о типографиях, литографиях и фотографиях. ГАВО Ф. 14, оп. 3, д. 4296, л. 2

5. О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф. 14, оп. 3, д. 5844, л. 2

6. О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф. 14, оп. 4, д. 645, л. 1

7. О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф.14, оп. 4, д. 1434, л. 5

8. О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках ит.п. заведениях. ГАФО Ф. 14, оп. 4, д. 2196, л. 13

9. О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф 14, оп. 4, д. 2956, л. 15

10. Визит-портрет гимназистки. 1905 год. Фотограф  Н. С. Аристов. Коллекция  Ереминой Л.В.

11. Кабинет портрет молодого человека с бабочкой. Конец XIX века. Фотограф Любимов С. А.

12. Кабинет-портрет мужчины в костюме.  Начало  ХХ века. Фотограф  Н. С. Аристов. Александровский художественно-краеведческий музей.

13. Визит-портрет гимназистки. 1905 год. Фотограф  Н. С. Аристов. Коллекция  Ереминой Л.В.

14. Визит-портрет гимназистки Соколовой. Александры Владимировны. 1913 год. Фотограф Н. С. Аристов. Свято-Успенский женский монастырь

15. Визит-портрет гимназистки Курочкиной (Лапшиной) Александры Васильевны. 1913 год. Фотограф Н. С. Аристов. Семейный архив Курочкиных

16. Визит-портрет маленького ребенка на кресле. Фотограф П. К. Остроумов. Коллекция Еремина Л. В.

17. Визит-портрет молодой супружеской пары. Фотограф Остроумов П. К. Коллекция Ереминой Л. В.

18. Визит-портрет мальчика в рубашке косоворотке. Фотограф Остроумов П.К. Коллекция Ереминой Л. В.

19. Визит-портрет молодого человека. 1903 год. Фотограф Остроумов П.К. Коллекция Ереминой Л. В.

20. Визит-портрет молодого человека.1906 год. Фотограф П.К. Остроумов. Коллекция Ереминой Л. В.

21. Визит-портрет дедушки Ивана. Начало ХХ века. Коллекция Ереминой Л.В.

22. Визит-портрет молодой женщины в бархатном платье. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н. С. Коллекция Ереминой Л. В.

23. Визит-портрет Ворожейкина в военной форме. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н. С. Коллекция Ереминой Л. В.

24. Визит-портрет девушки. Начало ХХ века. Фотограф М. И. Герасимов. Семейный архив Растворовых.

25. Визит-портрет молодой женщины. Начало ХХ века . Фотограф Аристов. Александровский художественно-краеведческий музей.

26.Визит-портрет трех мужчин. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н. С. Александровский художественно-краеведческий музей.

27. Визит-портрет двух молодых мужчин. 1878-1885 гг. Фотограф Дубровский Ф. Д. Коллекция Ереминой Л. В.

28. Визит-портрет молодой женщины в платье с вышивкой. 1890-1896 гг. Фотограф Дубровский А. Д. Коллекция Ереминой Л. В.

29. Визит-портрет девушки. 1920-е годы. Фотограф Герасимов М. И. Александровский художественно-краеведческий музей.

30. Визит-портрет Евстигнеева М. 1911 год. Фотограф Елагин Л. Е. Александровский художественно-краеведческий музей.

31. Визит-портрет пожилой женщины. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н.С. Семейный архив Растворовых.

32. Кабинет-портрет мужчины с усами. Фотограф Остроумов П. К. Коллекция Ереминой Л. В.

33. Кабинет-портрет пожилой супружеской пары. Фотограф Аристов Н. С. Коллекция Ереминой Л. В.

34. Кабинет-портрет мужчины в костюме.  Начало  ХХ века. Фотограф  Н. С. Аристов. Александровский художественно-краеведческий музей.

35. Кабинет-портрет двух молодых людей. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н. С. Коллекция Ереминой Л. В.

36. Кабинет-портрет супружеской пары Максимовых. 1903 год. Фотограф Аристов Н. С. Семейный архив Максимовых.

37. Кабинет-портрет семьи Груниных. Начало ХХ века. Фотограф Аристов Н. С. Коллекция Ереминой Л. В.

38. Кабинет-портрет супружеской пары Князковых. 20 октября 1908 год. Фотограф Аристов Н. С. Государственный исторический музей ИIX12816

39. Кабинет-портрет семьи. 1878-1885. Фотограф Дубровский Ф. Д. Коллекция Ереминой Л. В.

40. Кабинет-портрет Евстигнеева М. 1911 год. Фотограф Елагин Л. Е. Александровский художественно-краеведческий музей.

41.Кабинет-портрет трех товарищей. 1928 год. Фотограф Герасимов М. И.

Коллекция Ереминой Л. В.

42. Кабинет-портрет семьи Максимовых. 1929 год. Фотограф Герасимов М.И.

Архив семьи Максимовых

43. Групповая фотография делегатов съезда администраторов Александровского района. 1926 г. Фотограф М. И. Герасимов. Музей-заповедник Александровская слобода. Ф 141.

Приложения

Приложение 1

Список фотографов г. Александрова и уезда второй половины XIX - начала ХХ века.

Приложение 2

Кабинет-портрет мужчины. Фотограф Гольдфейн М.Л.

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=98602

Приложение 3

Федор Дмитриевич Лавровский. Фотография.

https://stefmon.ru/letopis/xix-век

Игумен Савва (Желтухин). Фотография. из семейного архива Дубровского Ф. Д.

https://stefmon.ru/letopis/xix-век

Приложение 4

Визит-портрет двух молодых мужчин.

Фотограф Ф. Д. Дубровский Коллекция Ереминой Л. В.

Кабинет-портрет семьи. Фотограф Ф. Д. Дубровский

Коллекция Ереминой Л. В.

Приложение 5

Визит-портрет неизвестной.

Фотограф А. Д. Дубровский

Обратная сторона фотографического бланка.

Коллекция Ереминой Л. В.

Приложение 6

Кабинет- портрет трех поколений одной семьи.

Фотограф Остроумов П. К. Частная коллекция

Визит-портрет маленького ребенка

Фотограф Остроумов П. К. Коллекция Ереминой Л. В.

Визит-портрет молодого рабочего

Фотограф Остроумов П. К. Частная коллекция

Последствия урагана 1904 г. в Москве. Вид на Малую Почтовую улицу. Фотограф Остроумов П. К. https://varjag2007su.livejournal.com/1113973.html

Приложение 7

Запись о заключении брака Любимова С. А.

Метрическая книга Никольской церкви Санкт-Петербурга на 1876 г. ЦГИА СПб Ф. 19, оп. 126, д. 186, с. 48 об. - 49

Фотография молодого человека Фотограф Любимов С. А.

Коллекция Ереминой Л. В.

Оборотная сторона фотографии с указанием месторасположения фотоателье.

Приложение 8

Визит-портрет пожилой женщины в платке. 1870-е годы. СПб Фотограф Любимов С. А. Частная коллекция

Кабинет-портрет супружеской пары. 1880-е годы. СПб Фотограф Любимов С. А. Частная коллекция

Оборотная сторона фотографических бланков с указанием адресов фотоателье Любимова С. А. в СПб

Приложение 9

Визит-портрет Курочкиной Александры Васильевны. 1913 г. Фотограф Аристов Н. С.

Семейный архив Курочкиных

Кабинет-портрет Рождественской Любови Георгиевны 10-е годы ХХ века. Семейный архив Адамия У. Л.

Приложение 10

Визит портрет молодой женщины.

Фотограф Воеводский В. М.

Обратная сторона фотографии с указанием фамилии фотографа.

Приложение 11

Визит-портрет Евстигнеева М.

Фотограф Елагин Л. Ф.

Александровский художественно-краеведческий музей

Кабинет-портрет Евстигнеева М.

Фотограф Елагин Л. Ф.

Александровский художественно-краеведческий музей

Обратная сторона фотографии с указанием фамилии фотографа.

Приложение 12

Визит-портрет молодой девушки. Фото до 1917 г.

Фотограф Герасимов М. И. Семейный архив Растворовых

Кабинет-портрет семьи Максимовых. 1929 г.

Фотограф Герасимов М. И Архив Максимовой И. В.

Кабинет-портрет трех товарищей. Фото 1928 г.

Фотограф Герасимов М. И. Коллекция Ереминой Л. В.

Приложение 13.

Любительская фотография Масленникова С. Н.

Музей Сестер Цветаевых

Храм Серафима Саровского. 1910-е годы

Фотограф Масленников С. Н.

Музей Сестер Цветаевых

Приложение 14.

Список фотографий, найденных во время исследования

Приложение 1.

Список фотографов г. Александрова и Александровского уезда второй половины XIX — начала ХХ вв.

ФИО фотографа

Период работы фотоателье

 

Исходящие данные

1.

Аристов

Николай Степанович

1900-1917

Потомственный дворянин,

фотограф-профессионал

Канцелярия Владимирского губернатора.

О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках ит.п. заведениях. ГАФО Ф. 14, оп. 4, д. 2196, л. 13

О доставлении сведений о типографиях, фотографиях, библиотеках, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО ф. 14, оп. 4, д. 2616, 1905 - 79 л.

2.

Герасимов М. Н.

 

фотограф-профессионал

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник», т. 1, с. 321

3.

Гольдфейн

Мордух Лейбович

1869-1870

фотограф- профессионал

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник», т. 1, с. 349

4.

Дмитриев А. Е.

 

фотограф -любитель

Фотография. Служащие почты г. Александрова. 1918 год. Автор Дмитриев А. Е. Фонды музея-заповедника Александровская слобода.

5.

Дубровский

Александр Дмитриевич

1890-1896

фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 1, с. 440

Памятная книжка Владимирской губернии за 1885 г., с 131

6.

Дубровский

Федор Дмитриевич

1878-1885

фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 1, с. 440

О доставлении Министерству сведений о типографиях, литографиях и фотографиях. ГАВО Ф. 14, оп. 3, д. 4296, л. 2

7.

Елагин Л. Ф.

 

фотограф

Фотографии 1910-1911 гг. Автор Елагин Л. Ф.

8.

Зубова

Лидия Владимировна

1879-1885

Почетная гражданка,

фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 1, с. 519

9.

Лавровский

Федор Дмитриевич

1876-1888

фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 1, с. 694

10.

Любимов С. А.

1893-1900

Личный Почетный гражданин,

фотограф - профессионал

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 1, с.

Памятная книжка Владимирской губернии за 1885 г., с. 131

11.

Остроумов

Павел Константинович

1891-1896

Потомственный Почетный гражданин,

фотограф - профессионал

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 2, с. 128-129

Памятная книжка Владимирской губернии за 1895г., с. 131

О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф. 14 оп. 4 д. 645 л. 1

12.

Поляков

Николай Иванович

1903-1904

Мещанин, фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». т. 2, с.193

13.

Спиридонов

Леонид Афанасьевич

 

Штабс-капитан

фотограф

Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник». Т. 2, с.364

14

Масленников Сергей Никитич

 

Земский врач,

фотограф-любитель

Снимки и негативы из фондов музея Сестер Цветаевых.

Приложение 2

Кабинет-портрет мужчины с пышными бакенбардами.

Фотограф Гольдфейн М.Л.

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=98602

Приложение 3

Фотография. Федор Дмитриевич Лавровский.

https://stefmon.ru/letopis/xix-век

Фотография. Игумен Савва (Желтухин).

https://stefmon.ru/letopis/xix-век

Приложение 4

Визит-портрет двух молодых мужчин.

Фотограф Ф. Д. Дубровский

Коллекция Ереминой Л. В.

Семейный кабинет-портрет

Фотограф Ф. Д. Дубровский

Коллекция Ереминой Л. В.

Приложение 5

Фотография. Визит-портрет неизвестной.

Фотограф А. Д. Дубровский

Коллекция Ереминой Л. В.

Обратная сторона фотографии

с указанием местоположения фотоателье

Приложение 6

Кабинет- портрет тех поколений Визит-портрет маленького ребенка

одной семьи. Фотограф Остроумов П. К.

Фотограф Остроумов П. К. Коллекция Ереминой Л. В.

Частная коллекция

Последствия урагана 1904 г. в Москве.

Вид на Малую Почтовую улицу.

Фотограф Остроумов П. К.

https://varjag2007su.livejournal.com/1113973.html

Визит-портрет молодого рабочего

Фотограф Остроумов П. К.

Частная коллекция

Приложение 7

Запись о заключении брака Любимова С. А.

Метрическая книга Никольской церкви Санкт-Петербурга на 1876 г.

Ц ГИА СПб Ф. 19, оп. 126, д. 186, с. 48 об. - 49

Фотография молодого человека Оборотная сторона фотографии

Фотограф Любимов С. А. с указанием месторасположения

Коллекция Ереминой Л. В. фотоателье

Приложение 8

Визит-портрет пожилой женщины в платке. 1870-е годы. СПб

Фотограф Любимов С. А. Частная коллекция

Кабинет-портрет супружеской пары. 1880-е годы. СПб

Фотограф Любимов С. А. Частная коллекция

Оборотная сторона фотографических бланков с указанием

адресов фотоателье Любимова С. А. в СПб

Приложение 9

Визит-портрет гимназистки

Курочкиной (Лапшиной) Александры Васильевны.1913 год

Фотограф Н. С. Аристов

Семейный архив Курочкиных

Кабинет-портрет гимназистки

Рождественской (Рудаковой) Любови Георгиевны. 1910-е годы

Фотограф Н. С. Аристов

Семейный архив Адамия У. Л.

Приложение 10

Визит портрет молодой женщины.

Фотограф Воеводский В. М.

Обратная сторона фотографии с указанием фамилии фотографа.

Коллекция Ереминой Л. В.

Приложение 11.

Кабинет-портрет М. Евстигнеева. 1911 г.

Фотограф Л. Ф. Елагин

Александровский художественно-краеведческий музей

Кабинет-портрет М. Евстигнеева. 1911 г.

Фотограф Л. Ф. Елагин

Александровский художественно-краеведческий музей

П риложение 12

Визит-портрет молодой женщины. Кабинет-портрет семьи Максимовых.

Фотограф Герасимов М. Н. 1929 год Фотограф Герасимов М. Н.

Семейный архив Растворовых Архив Максимовой И. В.

Кабинет-портрет трех товарищей. 1928 год

Фотограф Герасимов М. И.

П риложение 13

Масленников Сергей Никитич. 50-60-е годы ХХ века.

Фотограф Масленников С. Н.

Музей Сестер Цветаевых г. Александров

Храм Серафима Саровского.1910-е годы ХХ века.

Фотограф Масленников С. Н.

Музей Сестер Цветаевых г. Александров

1Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013, с. 347

2Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013, с. 692

3О доставлении Министерству сведений о типографиях, литографиях и фотографиях. ГАВО Ф. 14, оп. 3, д. 4296, л. 2

4О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф. 14, оп. 3, д. 5844, л. 2

5 Шандунц Е. К. ст. научный сотрудник Переславль - Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника доклад «Работы Александровского фотографа Федора Дубровского в коллекции Переславского музея» XII Межрегиональная научная конференция «Наследие Владимирского края» г. Александров 8 ноября 2019 г.

6Маркова Т. Е.  "Фотографы Владимирской губернии конца XIX - начала XX вв. " // Материалы  исследований. N 7: Научно- практическая конференция (28 ноября 2000 г.)" стр. 109 - 115

7Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013, с. 517

8Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013, с. 437

9Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013

10Памятная книжка Владимирской губернии за 1885 г.// Владимир на Клязьме. Типография Губернского Правления. 1885. с.

11О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т. п. заведениях. ГАВО Ф.14, оп. 4, д. 1434, л. 5

12Клировые ведомости с. Смольнев за 1912 год. ГАВО, ф. 556, оп. 111, д. 1140, л. 56 об. - 57

13 Маркова Т. Е.  "Фотографы Владимирской губернии конца XIX - начала XX вв. " // Материалы исследований. N 7: Научно- практическая конференция (28 ноября 2000 г.)" стр. 109 - 115

14Монахиня Сергия (Каламкарова) благочинная Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова доклад «Фотографии духовенства в собрании Александровского художественно-краеведческого музея: возможности атрибуции и изучения церковной истории» XII Межрегиональная научная конференция «Наследие Владимирского края» г. Александров 8 ноября 2019г.

15Попов А. П. «Российские фотографы (1839-1930). Словарь справочник» в 3 т. //Коломна: Музей органической культуры, 2013, с. 760

16О доставлении сведений о типографиях, литографиях, фотографиях, книжных лавках и т.п. заведениях.

ГАФО Ф. 14, оп. 4, д. 2196, л. 1317Список домовладельцев Сергиевского посада с обозначением оценки недвижимых имуществ, произведеннойРаскладной Комиссией для взимания казенного налога и городского сбора на 1910 г //Без исходных данныхна 36 стр. стр. 2

18Офицеры РИА [электронный ресурс] https://www.ria1914.info/index.php/2-й_резервный_саперный_батальон

19Офицеры РИА [электронный ресурс] https://www.ria1914.info/index.php/35-й_армейский_корпус

20Мозгова Г. Г. Рождественский сборник. // Первые Ковровские фотографы. Выпуск 11. г. Владимир 2004

Просмотров работы: 312