Мой первый Петербург

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мой первый Петербург

Батракова А.В. 1
1МОУ СОШ "ПЕРСПЕКТИВА"
Колебошина Н.В. 1
1МОУ СОШ "ПЕРСПЕКТИВА"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данная работа проведена для изучения деятельности великого русского царя Петра I на примере города, задуманного и построенного им и его потомками. Были рассмотрены основные знаковые строения и места города. Отмечены основные моменты, связанные с данными объектами.

Актуальность данной работы состоит в простом познавательном методе изложения ученикам начальной школы истории и интересных фактов о деятельности Петра Великого через историю создания его города.

Цель: познакомить с историей основания Санкт-Петербурга.

Задачи: создать общее представление об истории строительства Санкт-Петербурга; расширить свой кругозор, обогатить словарный запас; привить любовь к культуре и истории родной страны.

Этапы проведения:

Ознакомление с городом и его архитектурой проходило в два этапа.

Первый из них – это изучение литературы и интернет-источников для первичного ознакомления и создания маршрута.

Второй этап включал в себя непосредственное посещение города Санкт-Петербурга по заданному маршруту. В данный этап были включены экскурсии, для более детального изучения и усвоения материала, полученного на первом этапе.

Последним, третьим, этапом станет ознакомление учеников 4х классов с докладом путем представления им презентации и рассказа-экскурсии по ней.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.    

3. Наблюдение и фиксация наблюдений.

«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…»

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Здравствуй, северная наша столица, столица белых ночей!

Сегодня ты мое открытие и моё исследование. Чудесный, просто волшебный город! Каждая его мостовая, каждая улица, как будто ожившая сказка, живая история.

Удивительное творение великого русского царя – Петра I. Архитектор может придумать, как будет выглядеть район или улица, а Петр начал создавать целый город! Такое по плечу только необычному человеку! Таким и был Царь Петр I: талантливым, любознательным, умным и смелым! Он был настоящим новатором!

Петр I много учился и работал в Европе. Вернувшись, он стал знакомить Россию с разными западными новшествами. При нем стали устраивать веселые праздники – ассамблеи, носить европейскую одежду, брить бороду и праздновать Новый год 31 декабря. Он хотел, чтобы град Петров выглядел, как европейский город. Таких шпилей, соборов и домов раньше на Руси не строили. Не случайно Петербург называют окном в Европу. Многие современники Петра были против перемен. Однако, когда императора не стало, к обычаям прежней жизни никто не вернулся, а Петербург стал красивейшим городом мира.

Я буду открывать этот город постепенно, идя по стопам Петра I. Надеюсь, что вы проследуете за мной!

Мое знакомство c Петербургом началось тут, в Петропавловской крепости. Именно в этом месте 318 лет назад Петр заложил первый камень этого города. Именно Петропавловская крепость стала отправным пунктом строительства первого русского порта на побережье Балтики. В день Святой Троицы в 1703-ем году началось возведение первоначального древесно-земляного оборонительного сооружения, чертежи для строительства которого были составлены лично Петром I. Построенная по замыслу как оборонительное сооружение Петропавловская крепость быстро превратилась в одно из главных мест великого русского города, но с ее стен так и не было сделано ни единого выстрела. Зато именно здесь происходили все самые интересные события, начиная от церковных и городских праздников и заканчивая пышными фейерверками в честь побед русской армии. При Петре I на Заячьем острове ежегодно устраивалось торжественное вскрытие Невы. Все горожане с нетерпением ждали этого события, ведь судоходство в период ледокола было запрещено, а постоянных мостов через воды Невы почти до середины XIX-го века не существовало. Не менее пышно проходило празднование Крещения Господня, когда под звон колоколов 6 января перед крепостью собирались горожане, чтобы стать свидетелями освещения невских вод. Прямо на льду устанавливалась временная часовня, а возле нее пробивалась крестообразная иордань. В церемонии крещения всегда принимали участие члены царской семьи.

За строительством каждого из 6 бастионов крепости Петр поручил наблюдать своих ближайших друзей. Отсюда и пошли названия этих укреплений: Головкин, Золотов, Меншиков, Нарышкин и Трубецкой. И один бастион остался Государевым.

С Нарышкина бастиона производится полуденный выстрел пушки. В старину, когда часы были не у всех, по этому выстрелу горожане определяли полдень. Сейчас его можно услышать, если ты находишься недалеко от крепости. Первый раз, услышав его, я даже испугалась его грохоту!

Тут находится и Флажная башня. На ее флагштоке развивается придуманный Петром I флаг, как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне — расцветка знамён сухопутных войск, синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге). Его называют крепостным. Его поднимают на носу кораблей во время стоянки.

В Трубецком бастионе находилась тюрьма, но теперь это музей. В него можно зайти и посмотреть камеры, в которых томились заключенные. Когда-то именно эти камеры называли русской Бастилией.

Петропавловская крепость стала сердцем Петербурга. В ее соборе находится и царская усыпальница. Именно здесь в беломраморных саркофагах хранятся останки и самого Петра Великого. А его шпиль считается одним из символов Санкт-Петербурга.

Каким же был Петр I при жизни? Немного узнать великого русского царя поможет следующий пункт моего маршрута. Знаете, в Петербурге есть домик, который хранится как драгоценность – в футляре. В конце мая 1703 года этот дом был собран плотниками из бревен за три дня для Петра Первого! Это первое жилое строение в Санкт-Петербурге. К тому же это самое маленькое царское жилище в мире. Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили 26 мая 1703 г. на месте, указанном самим Петром I. На крыше здания была установлена деревянная мортира, стены комнат были обиты парусиной, в окнах вставлены особые «лунные стекла» с радужным отливом. Петр был не только царем, но и капитаном бомбардирской роты, так числился он в армейских списках.

Хоть домик был и деревянный, выкрасили его, как будто он кирпичный. Внешне он напоминал голландский дом. Там всего три комнаты и маленький коридор – сени. На удивление, спальная комната Петра I – самое маленькое помещение домика, чуть более 6 кв.м., при том, что рост царя был более 2 метров. Он с трудом помещался там, лежа в полный рост. Это показывает, как мало его волновали собственные удобства.

Роскошь Петра не интересовала, главное, что он видел, как возводится его крепость и его город!

Именно рядом с этим домиком возник центр молодого города. Тут возник первый городской рынок, построили первую церковь и первый трактир, или, как его называли во времена Петра, австерию!

Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого «дворца» Петра I. Царь сам понимал, насколько важно сохранить это здание для нас, его потомков. И сам издает указ о сооружение над домом футляра. В 1723 г. над Домиком возвели защитную галерею на столбах, в 1822 г. проемы галереи остеклили. Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен в 1844 г. В 1899 г. к каменному футляру над домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура. Северный тамбур предназначался для публики, южный — для хранения лодки-верейки Петра I.

Но Петербург начинался не только с Петропавловской крепости, но и с сада. Поэтому дальше моя прогулка по этому чудесному городу привела меня в Летний сад. Петр мечтал, чтобы он не уступал королевским садам Франции. Этот сад решено было разбить на Левом берегу Невы, напротив домика Петра I.

В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи. Чтобы осушить болотистую почву, были вырыты каналы и устроены пруды. Завезли плодородную почву, посадили сотни деревьев, разбили аллеи, сад украсили скульптурами и фонтанами. Фонтанов в то время было очень много, почти сотня. Воду для них брали в соседней реке, которую так и стали называть – Фонтанка.

Около 60 фонтанов были обучающими. Они изображали персонажей басен Эзопа. В то время в России мало кто был знаком с произведениями этого древнегреческого мудреца. Поэтому рядом с каждым фонтаном Петр повелел поставить табличку с текстом соответствующей басни и ее толкованием. Фонтаны летнего сада много лет развлекали и обучали публику. Но потом их разрушило сильное наводнение, они периодически случались в Санкт-Петербурге.

Сейчас, к сожалению, работают всего 8 фонтанов. Но каждый из них, конечно, стоит посмотреть!

Петр устраивал свой летний сад не только для проведения веселых праздников. Он хотел приобщать посетителей к культуре и знаниям. Древнегреческие мифы ожили в скульптурах сада.

Сад не очень велик, но в нем можно провести несколько часов, гуляя по совершенно непохожим друг на друга аллеям, разглядывая фонтаны и скульптуры, как и хотел, когда-то Петр I.

Моя прогулка по Великому городу Петра продолжается. Тут много дворцов, но Дворцовая площадь одна. Это одна из самых больших площадей мира. С Севера от Невы ее отделяет великолепный Зимний дворец. Его построили в середине 18 века для дочери Петра Первого – Елизаветы. Петр первый не любил пышно украшать свои жилища, для него главным были государственные дела. Его же дочь хотела, чтобы Зимний дворец всем своим видом говорил о празднике. Поэтому его построили в стиле барокко, что означает в переводе с итальянского «причудливый». И он действительно такой: его фасад украшают множество белых колонн с завитками, причудливые лепные маски, фигурки ангелов. На крыше десятки статуй и ваз.

При Екатерине II в Зимний дворец были привезены коллекции знаменитых художников и часть здания, где их развесили стали называть Эрмитаж. С французского это слово можно перевести как «уединенное место». И сначала так оно и было. На картины могли взглянуть лишь избранные. Коллекция разрасталась, даже было пристроено новое здание, вход в которое украсили знаменитые атланты. В 1852 году Николай Первый открыл двери царской эрмитажной коллекции для всех желающих.

Многие верят – если загадать желание и подержать одного из атлантов за большой палец ноги, задуманное обязательно исполнится. Что я и сделала.

С юга Дворцовую площадь как бы обнимает здание Главного штаба. Оно построено совсем в другом стиле, чем Зимний дворец. Никаких завитков, только воинские доспехи. Так и должно быть, ведь оно было сооружено специально для военных. Два крыла здания соединяет величественная арка. На ее верху колесница, которую тянет шестёрка лошадей. На колеснице стоит богиня победы Ника – это памятник в честь победы России над войском Наполеона в войне 1812 года.

Центр Дворцовой площади украшает величественная гранитная колонна. Ее высота более 25 метров. Это самый высокий монумент в мире, высеченный из цельного куска гранита.

Материал для памятника автор Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента — самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет — с 1830 по 1832 год — в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

При установке колонны использовали новые инженерные разработки. Здесь фундамент заложили по технологии, что и в Исаакиевском соборе: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором — в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Общая высота памятника составляет 47,5 метра, из них почти половина — собственно колонна (25,6 метра). Вес памятника — около 600 тонн. Колонна стоит на гранитном основании лишь под действием собственной силы тяжести, у нее нет никаких специальных опор. Петербуржцы долго опасались, что колонна может упасть от порыва ветра. Чтобы развеять эти страхи, автор колонны часто прогуливался вокруг своего творения с собачкой.

На вершине колонны – фигура ангела с крестом. Он считается хранителем города. Во время войны с фашистами он был ранен – осколок одного из снарядов задел крыло ангела.

Моя прогулка по Санкт-Петербургу продолжается. Путешествуя по рекам и каналам, я попала на Васильевский остров.

Васильевский остров является одним из самых удивительных мест на территории Санкт-Петербурга – как с географической, так и историко-культурной точки зрения. Расположенный в дельте Невы, это самый крупный из всех её островов. На карте города он похож на огромную рыбу, которая заплыла из Балтийского моря в устье Невы. Нос рыбы разбивает течение реки на два рукава – Большую и Малую Неву.

Присмотревшись к карте, можно увидеть, что улицы острова образуют прямоугольную сетку. Это память о проекте Петра Первого, который хотел сделать вместо улиц на острове каналы. Их начали рыть, но идея оказалась неудачной. Каналы оказались очень узкими для судоходства. Вода в них застаивалась и начинала плохо пахнуть. Стены домов отсыревали. Пришлось каналы засыпать. От создания улиц-каналов отказались, но сами улицы в обиходе так и называются – линиями.

В старину местные жители пасли на острове скот и называли его Телячьим – Васкисаари. Возможно, отсюда и название острова – Васильевский. По другой версии, имя острова напоминает о Василии Корчмине. Он был близким другом Петра и человеком необычайно талантливым. Личность это была одновременно и реальная, и легендарная. Будучи предпринимателем, он занимался строительством крепостных, оборонительных и водопропускных сооружений. Корчмин в соавторстве с Яковом Брюсом разрабатывал новые орудийные системы. Кроме того, он по поручению царя осуществлял в Европе разведывательную миссию. А еще организовывал праздничные фейерверки. И когда его величество направлял ему письменные поручения, на конверте неизменно значилось: «Василию на остров». На острове Василию Корчмину установлен памятник – бравый артиллерист сидит на пушке и курит трубку.

Стрелкой называется восточная оконечность Васильевского острова. Она представляет собой ярчайший архитектурный ансамбль, завораживающий даже самых искушенных ценителей прекрасного, ведь тут в удивительной гармонии переплелись городская архитектура и неповторимые пейзажи невских побережий. В середине 18-ого века на стрелке Васильевского острова был городской порт. Сюда прибывали иностранные корабли с различными товарами. О том времени напоминают каменные маски львов, которые держат в пасти большие железные кольца. К ним крепили канаты пришлых кораблей.

Для освещения стрелки были построены две огромные ростральные колонны. Наверху каждой находится треугольник с чашей. По ночам в этих чашах жгли конопляное масло. В наши дни огни колонн тоже можно увидеть, их зажигают по торжественным случаям, только горит уже не масло, а газ.

У подножия каждой колонны по две вырубленные из камня фигуры. В 19-м веке считали, что это божества моря и торговли. Сейчас гостям города рассказывают, что это четыре великие русские реки: Волга, Нева, Днепр и Волхов. Внутренние винтовые лестницы позволяют туристам попасть на верхние площадки этих великолепных памятников старины.

Кстати, рострами древние римляне называли носы кораблей. Выиграв морское сражение, римские полководцы приказывали отрезать их у вражеских судов. Этими носами украшали триумфальные колонны в память о победе. Колонны на стрелке Васильевского острова придумал французский архитектор Тома де Томон. Украсив их рострами, он подчеркивал, что Россия стала победительницей в сражениях на море. Конечно, носы кораблей не настоящие, это лишь скульптуры.

Центральное место во всем архитектурном ансамбле занимает здание Биржи. Оно было построено в 1805-1810 годах по проекту того же Тома де Томона. Разместившееся на пустовавшей тогда площади, оно условно разделило ее на две части, ставшие отдельными площадями – Биржевой и Коллежской. Здание примечательно само по себе: выполнено в стиле античного храма. Ростральные колонны, о которых мы уже сказали выше, расположены как раз перед Биржей.

Петр Первый мечтал сделать Васильевский остров научным и культурным центром Петербурга. Именно здесь заработала созданная им Академия наук. Рядом с ее зданием на набережной Невы красуется Кунсткамера. В старину в Европе кунсткамерами называли «КАБИНЕТЫ РЕДКОСТЕЙ» - коллекции самых разных диковинок.

С одной из таких коллекций Петр познакомился во время своего визита в Голландию. Принадлежала она главному врачу Амстердама Фредерику Рюйшу. Он научился делать великолепные анатомические препараты. Петр купил эту коллекцию, и она стала основой первого в России музея. Его экспонаты были привезены в специально построенное здание Кунсткамеры уже после смерти императора.

Набережная, на которой стоит Кунсткамера, называют Университетской. Однако само здание университета занимает на ней небольшой участок. Он выходит на набережную своим торцом. Почему так?

В начале 18-го века Петр I приказал построить на Васильевском острове дома для нескольких правительственных учреждений – коллегий. При этом царь наказал архитектору Трезини, чтоб ни одно здание не превосходило остальных. Трезини решил задачу очень просто: он спроектирован одно здание, а затем повторил его 12 раз. Получилось красивое сооружение со многими входами и единым сквозным коридором. Теперь в этом здании Университет. Перед его главным входом необычный памятник студенту – «крылатый гений». Юноша с крыльями высоко поднимает горящий факел. Это огонь знаний, которые можно приобрести в Университете. Крылья – символ полета мысли.

Продолжая свою прогулку по Санкт-Петербургу, я оказалась рядом с Адмиралтейством. Чтобы защищать Петербург от нападения шведов, Петру нужны были новые военные корабли. Он решил их строить рядом с Петропавловской крепостью на верфи.

Авторство первого проекта верфи приписывают Петру Первому. Изначально здание было одноэтажной мазанкой в форме буквы «П» с внутренним каналом. «Заложили Адмиралтейский дом в Остерии и веселились…» — записал царь в своем дневнике в 1704 году. Сменил веселье тяжкий труд — строительство. Работали с пяти утра и до девяти часов вечера. Трудился на строительстве и сам Петр. Военная угроза со стороны шведов добавила Адмиралтейству земляной вал и функции крепости. Тут были предусмотрены канатный сарай, кузницы, мачтовые, парусные, конопатные мастерские. Ближе к Неве располагались эллинги (сараи у воды), на которых строились парусные и гребные суда. Через год постройка двора завершилась. В апреле 1706 года со стапелей верфи сошел на воду 18-пушечный прам – плоскодонная плавучая батарея. Ему дали название «Arcanne», что значит «красный мел» — вещество, для разметки заготовок при постройке кораблей.

Но современный облик Адмиралтейства возник гораздо позже, его перестраивали не один раз. Последним над решением задачи придать Адмиралтейству величие трудился Андреян Захаров. Александр I решил создать Морское министерство и разместить ведомство в Адмиралтействе. Архитектор оставил от прежнего здания изящную башню со шпилем, придал строению более мощное звучание. Кстати, шпиль имеет 72м высоты. «Адмиралтейская игла» — так стали именовать шпиль с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина. Это второй шпиль Петербурга — после Петропавловского собора. В блокаду Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлен, и вновь он засиял над городом лишь 30 апреля 1945 года.

В итоге Адмиралтейство лишилось бастионов, наружного канала. Зато щедрой рукой зодчего добавилась фигурная лепнина и скульптуры. Декор разрабатывал сам Захаров.

Шпиль Адмиралтейства украшен позолоченным корабликом. Он является одним из символов города. Это флюгер, он поворачивается вслед за ветром.

Во времена Петра Адмиралтейство было одним из главных зданий города. От него на юг протянулись три главные улицы. На шпиль был ориентирован не только Невский и Вознесенский проспекты. Средней «першпективой» стала нынешняя Гороховская улица. Так появилась трехлучевая система улиц, получившая морское название — «адмиралтейский трезубец».

Внутрь Адмиралтейства не пускают. И не зря! Ведь в его стенах и сейчас работает Главный штаб Военно-морского флота России.

Пройдя через Александровский сад мимо Адмиралтейства, мы попадаем на Сенатскую площадь. В её центре возвышается самый известный памятник Петру первому. Медным всадником его назвал в своей знаменитой поэме Александр Пушкин. На самом деле памятник отлит из бронзы. Он очень лаконичный, никаких лишних деталей. Император властно простирает руку, словно указывая путь в будущее. На его груди нет ни орденов, ни медалей – только лавровый венок победителя. Вместо седла – медвежья шкура. Под всадником поднятый на дыбы конь, под ногами коня – змея, символ врагов России.

Так и ведет нас наш Великий царь вперед! Спустя столетия мы так же видим и ценим все, что он сделал для России. А его великий город, «Святой» Петербург как живой памятник Петру I.

Тут мы пока и простимся с этим волшебным городом! Он велик и скрывает в себе еще очень много интересного, но это будет уже совсем другая история.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Список использованной литературы:

https://rusmuseum.ru/cabin-of-peter-1/history/

https://rusmuseum.ru/summer-garden/history/

https://www.culture.ru/materials/192644/10-faktov-ob-aleksandrovskoi-kolonne

https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/vasilevskiy-ostrov/

https://www.culture.ru/materials/129726/admiralteistvo

https://peterburg.guide/zdanija/admiraltejstvo/

«Санкт-Петербург. Путеводитель для детей» - С.-Петербург:СЗКЭО, 2021г. – 160с.

«Санкт-петербург и окрестности» - изд. «АЯКС – Пресс», Москва, 2020г.

Просмотров работы: 29