Письма наших земляков с фронта.

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Письма наших земляков с фронта.

Молошный Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яренская средняя школа»
Докучаева Е.А. 1Молошная И.В. 2
1МБОУ «Яренская средняя школа»
2МБДОУ "Детский сад №1 "Незабудка" общеразвивающего вида с.Яренск"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В 2020 году наша страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы, дети, должны знать про эту войну. Говорят, что народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего.

Самое важное для молодого поколения сегодня – бережно хранить то, что может рассказать о людях, прошедших через Великую Отечественную войну: награды, документы, газеты, фотографии и письма.

Фронтовые письма, маленькие бумажные треугольники со штампом «Просмотрено военной цензурой». В них – великая любовь к Родине, страстная, нежная любовь к дорогому сердцу, людям и вера в то, что враг будет побеждён.Через письма можно представить, как воевал солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Именно сейчас нужно сделать письма «говорящими», чтобы из глубины военных лет дошли до нас мысли и думы простого солдата. В этом актуальность выбранной темы.

Ещё в детском саду, готовясь к празднованию Дня Победы, нам рассказывали про то, как солдаты писали письма с фронта. Мы учились складывать солдатские треугольники, рисовали на них рисунки и потом у памятника героям Великой Отечественной войны торжественно вручали эти треугольнички солдатам. Было очень интересно! Этот памятник нашим землякам, защищавшим Родину в годы войны. Ведь они тоже писали письма с фронта своим родным! Я решил найти эти письма, исследовать их и поделиться этой информацией со своими одноклассниками и друзьями.

Итак, цель моей работы – сохранение исторической памяти о земляках - участникахВеликой Отечественной войны.

Задачи:

1) изучить литературу и другие источники информации по теме;

2) узнать о работе военно - полевой почты;

3) познакомиться с работой музеев по сохранению писем;

4) узнать, у кого в семейных архивах хранятся письма с фронта;

5) прочитать солдатские письма;

6) сохранить письма, используя цифровые технологии;

7) познакомить с материалами исследования одноклассников;

8)подготовить и выполнить проекты «Читаем фронтовые письма» и «Солдатский треугольник».

Для написания работы я посетил Яренский краеведческий музей, музей в Яренской средней школе, Национальный музей Республики Коми. Нашёл и посетил четыре семьи, в которых бережно хранятся письма родственников с фронта. Прочитал и изучил 34 письма. Сделал с родителями копии этих писем в бумажном и электронном виде. С ребятами нашего класса и с друзьями мы записали видеоролики «Читаем фронтовые письма», выполнили проект «Солдатский треугольник». Собранный материал помог мне и моим одноклассникам испытать чувство гордости за наших односельчан, которые вместе с другими воинами подарили нам победу, Великую Победу.

Основная часть.

1. Работа военно– полевой почты.

22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. По городам и деревням семьи провожали солдат на войну. Солдаты ехали на фронт, а их семьи оставались дома. Оказавшись в разлуке, люди очень беспокоились, скучали друг о друге. Помогала им выжить в трудные военные годы почтовая служба, давая миллионам людей возможность узнать о своих близких.

Изучая материал, я узнал, что 1 июля 1941 года в Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты. При штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты, а в воинских частях - почтовые полевые станции (ППС). В посылаемых на фронт почтовых отправлениях указывался номер ППС, номер и наименование воинской части. Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно. Ежемесячно на фронт доставлялось до 70 миллионов писем. Сотрудники почтовых сортировочных пунктов трудились круглосуточно, чтобы не допустить перебоев и задержек.

6 февраля 1943 года всем военным частям и их подразделениям были присвоены новые условные номера для обеспечения секретности. Теперь почтовый адрес фронтовика состоял всего из пяти цифр: номера войсковой части и полевой почты.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте часто были в дефиците. Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Писали письма на специальной бумаге, а также на обычном тетрадном листе или на любой бумаге, какая найдется. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство. Каждый солдат имел небольшой карандаш, который бережно хранил. Редко письма писались чернилами. Если и были такие, то это были чаще офицерские письма.

Помимо писем-треугольников, были и прямоугольные письма, а также открытки. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу. (Приложение 1).

Письма никак не запечатывались, так как текст в обязательном порядке должен был прочитать цензор и «вымарать» все, что могло хотя бы намекнуть получателю о тяжелом положении в армии, о месте дислокации части, об отступлении и потерях, чтобы не посеять панику в тылу, чтобы люди не теряли надежды на победу.

В Воронеже в 2015 году был установлен памятник фронтовому почтальону. Его прототипом стал ефрейтор Иван Леонтьев, доставлявший почту на передовую Воронежского фронта. (Приложение 2.1.)

В городе Волгограде на мемориальном комплексе «Солдатское поле» есть памятник солдатскому треугольнику. Скульптура тоненькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасённого поколения. Рядом с девочкой – треугольник письма с подлинным текстом на нём. (Приложение 2.2.)

Можно сделать вывод, что военно-полевая почта работала всю войну и сыграла большую роль в жизни каждого человека, ведь именно она помогла жителям нашей огромной страны в условиях войны не потерять связь друг с другом.

2. Где я искал фронтовые письма.

Я предположил, что фронтовые письма должны храниться в музеях, как историческая ценность. Поэтому мы с родителями сходили в Яренский краеведческий музей, музей в Яренской средней школе и Национальный музей Республики Коми.

В Яренском краеведческом музее всю информацию нам предоставила Головушкина Елена Борисовна – хранитель музейных предметов. Сначала она познакомила нас с экспозицией, посвящённой фронтовым письмам наших земляков. Там представлены письма Кузнецова Константина Матвеевича, Осколкова Алексея Павловича, Комелькова Александра Ивановича и Мининой Александры Николаевны. В фоторамках (под стеклом) расположены фотографии героев и их настоящие письма (Приложение 3.1).

Потом Елена Борисовна предложила нам познакомиться с письмами из фонда музея. Они находятся в хранилище, и доступ к ним имеет только хранитель музейных предметов. Нам показали четыре папки, на каждой написаны фамилия, имя, отчество, годы жизни бойца и номера регистрации писем (Приложение 3.2.).

Каждое письмо хранится в развёрнутом виде в кальке. У всех писем есть свой регистрационный номер (Приложение 3.3.). Он обозначает: Яренский краеведческий музей, № регистрации 2627, письмо №2. Регистрируются все экспонаты в главной инвентарной книге, где можно узнать, когда и кто предоставил данную музейную ценность (Приложение 3.4.).

Мне разрешили подержать в руках фронтовые письма. Это было очень волнительно! Я старался держать их очень осторожно (Приложение 3.5.).

Мы с Еленой Борисовной подробно рассмотрели каждую папку, ведь мне хотелось как можно больше узнать о каждом герое, написавшем эти письма.

В папке Осколкова А.П. находится пять писем, удостоверение о награждении Орденом Отечественной Войны 2-ой степени и извещение родственникам о его гибели (Приложение 3.6.) и его биография, написанная от руки со слов родственников. В этой же папке мы обнаружили подтверждение тому, что письма складывали не только треугольником. Одно письмо было сложено в форме параллелограмма. Нам показали как оно складывается и даже разрешили мне попробовать сложить один разок. Папа записал всё на видео и потом, позже, дома я попробовал сложить такой же параллелограмма из простой бумаги. У нас получилось, правда не с первой попытки (Приложение 3.7. ).

В папке Белоголова К.Г. хранится всего одно письмо. Из краткой биографии мы узнали, что наш земляк был в плену и до конца войны о нём ничего не было известно. Он вернулся домой в 1945 году – это нас очень обрадовало!

В папке Кузнецова К.М. хранятся пять писем. Он прошёл всю войну и вернулся на Родину. Имеет множество наград.

В папке Комелькова А.И. тринадцать писем, вырезка из газеты, где упоминается имя нашего земляка и справка о том, когда и где погиб наш герой.

Самой большой радостью было то, что Елена Борисовна разрешила нам сфотографировать и отсканировать все эти письма, чтобы дома подробно изучить их. Нам это очень пригодилось позже!

Потом мы отправились в музей Яренской средней школы. Заведующая музеем Белоголова Елена Фёдоровна рассказала нам, что в музее хранится одно письмо Леушева Бориса матери Леушевой Антонине Ивановне из деревни Юрчаково Ленского сельского совета. К сожалению история этого письма не известна.

В новогодние каникулы мы были проездом в городе Сыктывкаре и решили всей семьёй посетить Национальный музей Республики Коми. Было интересно узнать, хранятся ли там письма с фронта? Да, мы их там нашли! Специалист музея Морозова Елена Ивановна с огромным желанием согласилась поделиться с нами информацией.

Она рассказала, что у неё есть очень интересная переписка отца с дочерью. Это очень трогательно! Нам разрешили скопировать скан - версии этих писем и тексты писем, набранные работниками музея (Приложение 3.8).

Нам рассказали, что оригиналы писем хранятся в фондах музея и являются большой ценностью. Чтобы с ними познакомиться, надо заранее сделать письменный запрос. На экспозиции музея представлены тексты писем и фото автора и самого письма. Нам стало очень интересно, почему? Экскурсовод объяснил, что таким образом сохраняются оригиналы писем (их можно посмотреть на фото) и тексты писем легко читаются. Сами же письма от времени стали очень ветхими и их очень сложно прочитать.

Нам эта идея очень понравилась! Вот для чего нам пригодились отсканированные письма из нашего музея. Мы решили отпечатать все письма, прочитать (это очень сложная задача), распечатать тексты и подарить этот материал (в печатном и электронном виде) в наш краеведческий музей.

В конце экскурсии работники музея к нам так прониклись, и дали нам подержать в руках настоящие письма из переписки отца и дочери. Мы были очень тронуты и благодарны!

Следующее наше предположение в том, что письма с фронта могут храниться в семьях односельчан.

Мы точно знали, что в семье наших соседей Крюковых Алексея Павловича и Галины Ивановны хранится письмо отца Алексея Павловича с фронта. В семейном архиве бережно хранится папка со всей информацией о погибшем на фронте отце.

Ещё два письма мама нашла у своих коллег. В семейном архиве Корельской Светланы Сергеевны хранится письмо брата её бабушки Щеголева Николая Петровича. Также у них есть записанные рассказы бабушки о своём брате.

Письмо Черепанова Анатолия Васильевича хранится в семье Помылевой Юлии Валерьевны. У правнучки Маши сделана презентация о своём прадедушке, которая тоже хранится в семейном архиве.

В семье моей учительницы Елены Александровны хранится письмо и почтовая карточка её дяди Осколкова Алексея Павловича. Собрана папка с фотографией, сочинением внучки. Вся остальная информация хранится в краеведческом музее.

Все письма из семейных архивов мы прочитали, напечатали тексты писем, отсканировали оригиналы и отдали родственникам на хранение. Они были очень благодарны нам. Выяснилось, что в одной семье хранилось письмо, но его никто не читал. Благодаря нам они познакомились с содержанием письма.

По результатам нашего поиска можно сделать вывод, что фронтовые письма хранятся не только в музеях, но и в семейных архивах. Мы нашли 34 письма.

3.Письма моих земляков.

Следующим этапом нашего исследования было прочтение фронтовых писем наших земляков. Работа предстояла трудная, т.к. письма хранились долго и многие были написаны карандашом. Каждое отсканированное письмо прочитывали несколько раз, использовали разные возможности компьютерных технологий. Тексты писем мы напечатали (так их легче читать) и постарались сохранить орфографию и пунктуацию авторов. Вся информация была собрана и систематизирована в электронные папки. До сих пор письма с фронта, обожжённые, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Каждое письмо – это маленький памятник Герою! Вот некоторые из них. (Приложение 4)

Письмо лейтенанта Осколкова Алексея Павловича. Воевал на Калининском направлении в 10-ой ударной Армии. Был командиром взвода 144 стрелкового полка. Погиб в 1944 году в тяжёлых боях за освобождение Псковской области.

Приказом командования от 20 февраля 1944 года награждён Орденом Отечественной войны 2-ой степени.

«Добрый день мама, Вера и братик Шурик. С горячим боевым приветом Алёша. Во – первых, сообщаю, что на днях получил от вас письмо, но с ответом призадержался, т. к. было некогда. Писем кроме вас ни откого не получал. Писал Лиде и ещё кое-куда, но ответа нет. Мама, меня интересует, получили ли вы письмо с моими документами. Живу хорошо. Приучаем фрицев свободу любить. Мама, пиши письма чаще и больше. У меня пока что и всё.»

Письмо Белоголова Константина Григорьевича (1910 года рождения), уроженца деревни Чёрва. Был в немецком плену. Вернулся с войны 1945году.

«16. 07. 41 г. Привет с фронта. Здравствуй дорогая Серафима Андреевна, Люда, Юра, Татьяна, Лина. Я нахожусь на фронте в Ленинградской области Волосовский район. Бои идут жестокие ден и ноч. Сима я тебе пишу четвертое письмо и ответу мне наверное не получить ни одного письма… не могу дать тебе пока адрес. Сима живёш и думаеш нынче жив а через минуту и нет меня …так что враг сильный и поэтому без жертв никак не может быть… но моя судьба такая…Я лежу в боевой готовности и посматриваю на карточку твою. Так вот у меня всё Адреса нет и письма оттибя мне наверно нидойдут пока некончитца война.»

Письмо снайпера - пулемётчика капитана Комелькова Александра Ивановича, уроженца с. Лена. Воевал на Ленинградском фронте, был несколько раз ранен и умер от ран 2 марта 1943 г.

«Здравствуйте, дорогие родители, с приветом ваш сын, брат и внук Александр. Жив, здоров. От вас ничего не получал. Вам одно письмо послал и перевод на 100 рублей. Получили нет? Сейчас нахожусь на курсах политруков. Живу прекрасно. Был у Егора, они живут также неплохо. От Сергея одно письмо получил. Он тогда в армии еще не был, но наверное теперь в армии…Не знаю нужна ли вам справка о том, что нахожусь в армии? Если надо то пишите, запрошу в РВК и пришлю. Да в этом году в отпуске не пришлось побывать. Но ничего воевать кончим отдохнем за все упущенное. И после войны придется жениться, а то уже скоро 30 лет будет. Состаришься, и ни одна старушка взамуж не пойдет. Жизнь в Ленинграде протекает нормально. Люди трудятся, не считаясь со временем. Ну, у меня про себя и все. А теперь отпишите, что у вас нового. Интересно, кто из ребят взят в армию? Что нового в колхозе, в яренске, в вашей личной жизни?»

Письмо медсестры Мининой Александры Николаевны. Воевала в партизанском отряде. Погибла в августе 1943года.

Письмо подругам: «… выполняю боевые задачи в тылу противника, разрушаю коммуникации, а вы работаете на обеспечение победы, так что наш девиз один, но только мы не вместе. Дорогие девушки, опишу вам один из эпизодов. Напали мы на гарнизон фашистов ночью, на спящих, их было много несколько сот… они хотели ехать на фронт, но, конечно, им многим пришлось зарыться в землю на два метра…Дорогие девушки. Не беспокойтесь за Шуру. Она вас не подведёт. При ходе операции нами ещё уничтожено, взорвано и сожжено два железнодорожных состава, взорван и сожжён мост (60 м длины), взорвана бронемашина, сожжены склады с боеприпасами, подорвано несколько автомашин. Но это ещё только начало…».

Письмо Леушева Бориса матери Леушевой Антонине Ивановне с. Лена деревня Юрчаково.

«15. 03. 1941 г. Здравствуй дорогая мама! Ты, мамочка, прости что я так долго не писал. Ты родная наверно беспокоишься очень обо мне. Я жив и здоров. Из госпиталя я выписался уже давно. И сейчас нахожусь уже в части. Хожу почти нормально чуть-чуть прихрамываю. А в остальном чувствую себя превосходно. Ты, наверное скажешь: «Почему он, негодный мальчишка, так редко пишет?» Но, мамочка, ты то всё-таки получаешь письма от меня, а я то совсем не получаю. Вот уже 10 месяцев и ни получил ни одной весточки ни от кого. Так что и у меня отпадает всякий интерес. Потому я так редко и пишу. Я вот пишу это письмо и думаю – получила ли ты те 2-3 письма, которые я послал до этого из госпиталя. Ты уже может быть полгода тому назад получила а я всё ещё ни чего не узнаю; да так наверно и не узнаю пока война не кончится. А скоро - ли она кончится – кто его знает. Но я всё-таки надеюсь побывать у тебя осенью или 1941 или 1942 года. Вобщем рано или поздно но я опять увижу тебя дорогая моя мамулечка. А это уже и не так долго. Ну что я ещё могу написать тебе? Вопросы я уже не задаю тебе т. к. ответа я так и так не получу. Но, родная, я и сам знаю, что жить тебе сейчас не так-то легко. Вот прогоним этих проклятых фашистов, вернусь я, и будем снова налаживать свою жизнь. Учиться я, конечно, уже не думаю – хватит отучился. Учиться на профессора будут мои дети. А мы и с этим образованием проживём. Плохо только то, что у меня нет специальности. Но как говорится не будем снимать шкуру с неубитого медведя. Всё будет хорошо со временем.

Ну всего хорошего. Крепко целую. Борис. Папе и Рае писать не буду. Неохото.»

Письмо ефрейтора Щеголева Николая Петровича (1926 года рождения). Место рождения – Архангельская область, Ленский район, Иртовский сельский совет, деревня Пустошь. Николай Петрович принимал участие в боевых действиях под Сталинградом, Воронежем, Ленинградом, в Эстонии.

20 августа 1944 года умер от ран и похоронен на братском кладбище в деревне Корвере Печерского уезда Эстонской ССР.

«28.1.44 года. Добрый день здравствуйте дорогие родители папа мама братья Виктор Алексей сёстры Екатерина Александра и Людмила. Спешу сообщить что я ваше письмо получил писанное папой 11.1.44 а писанное 14.1.44 г. я получил раньше чем писанное 11.1.44 г. За которое сердечно благодарю. А так же получил деньги посланные 11.1.44 г. за которые ещё раз благодарю. Всё это я получил 28.1.44 г. в этот день для меня радостный. Опишу как я получил папино письмо принесли его мне во время чистки оружия то я незнаю чистить оружие или читать письмо. Но всёже стал читать письмо, а потом стал веселее чистить оружие. Как папа прочитал это письмо та как бутобы побывал дома, всё узнал как живут в нашей деревне и как ваше здоровье. Из письма вижу что вы живёте можно сказать хорошо сильно плохого ничего нет. Папа а на счёт здоровья вашего то нужно как нибудь его хранить ведь здоровье это самое главное в жизни. Папа я из твоего письма …(неразборчиво) узнал всё подробно. Папа такие бы письма мне хотелось бы по чаше хоть раз в неделю обязательно. Папа вы всё мне описали а вашу фотокар (фотокарточку) не послали а также и адрес (далее неразборчиво) а остальное всё хорошо …(неразборчиво).

А теперь пару слов о себе. Я живу пока попрежнему поят кормят всё по старому учимся по 8 часов. Папа передавай всем привет. Ну пока досвидания.

С приветом ваш сын. Жду ответа пишите чаще.»

Письмо Крюкова Павла Ивановича (10 августа 1891 года рождения), уроженца деревни Большой Кряж Иртовского сельского совета. Пропал без вести в октябре 1943 года.

«14.10.1943 года. Здравствуйте дорогая супруга Анна Фил… (Филипповна) и дорогие дети. С приветом к вам отец Павел И. (Иванович). Пока нахожусь в госпитале даже не могу сам писать письма, пошёл на поправку. Как поправлюсь домой приеду, ести не могу ещё. Кушаю с чайной ложки. Пишите письма чаще, гораздо обо мне не заботьтесь. Живите спокойнее, не расстраивайтесь. Пусть Нюра учится, и Кланя учится, дети матери пусть слушаются и помогают, таков наказ отца. Целую всех крепко, жду ответа. Ваш папа и муж Павел. И.

Писала сестра (медсестра)»

Письмо Кузнецова Константина Матвеевича (1919 года рождения), уроженца с. Яренск. Призван на службу в 1939 г. После учебной подготовки в 1942 году направлен десантником на Северо-Кавказскай фронт, в 1944 году воевал на Украинском фронте. В 1945 году в составе частей Забайкальского фронта участвовал в Манчжурской операции. За освобождение Одессы награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Имеет медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Прошёл всю войну и вернулся на Родину.

«Здравствуй сестра Тося! Передаю свой пламенный гвардейский привет и желаю всего хорошего в вашей жизни а так же работе. Сегодня от вас опять получил письмо на которое даю ответ. Жизнь моя проходит посредственно особенного ничего не происходит, а солдату нужно как и цыгану солнце, а его сейчас достаточно. В общем живём не тужим - родине служим, в трудную минуту, вспоминаем Анюту, а как вспомянем, сердцем воспрянет и снова в бой за край родной. Бьём немчуру и в дождь и в жару. На Буге немцу всыпали перцу. На Днестре так дадим, что закажет своим. Вот таково мое положение из этого можете судить сами какова наша жизнь. Нельзя сказать плохая, а если и бывают трудные минуты, то нам их нужно переносить ибо мы защищаем свою родину и свой народ. Тося за последние дни правильно я от вас получил массу писем такую что ответить на каждое не могу поэтому отвечаю 3-мя из них 2 послал раньше. При получении отпиши как и что происходит в Яренске мне интересно знать.

Вот в основном что я мог написать вам в письме. Передавай привет всем знакомым а мамаше самый здоровый сыновий. Костя

Адрес полевая почта 42780-п»

Письмо разведчика-связиста Черепанова Анатолия Васильевича. Был призван на фронт в 1943 году в возрасте 18 лет Победу встретил в Польше и там его часть находилась до 1953 года.

«Здравствуй Маруся! С приветом и массой наилучших пожеланий в твоей жизни, работе и в проведении свободного времени твой брат Анатолий. Маруся первым хочу сообщить что писем от тебя т.е. из дому давненько не получал Это письмо также пишу ненаответ.

Немного о себе живу всё постарому конечно и на старом месте изменений никаких нет. Здоровье хорошее. Погода стоит тёплая большенство идут дожьди снегу почти что небыло. Восновном всё идёт хорошо, только одним плохо что на днях мой товарищ с которым я здесь живу уезжает совсем домой и я остаюсь один во всём доме нет недуши. Но как нибудь и мне немного осталось большее прожил а меньшую часть как нибудь доканаю верно?

Маруся возможно к маю совсем приеду. А надоело как, если б ты знала как говорите, хуже горькой редьки.

Маруся спрошу тебя немного, как дома дела как здоровье Папы и мамы, как насчёт корму корове и вопше всё что есть нового на Яреньге и междупрочем как идут дела у тебя в конторе крепись несдавайся трудностям, но я думаю что ты уже привыкла. Вот Маруся и всё что я хотел тебе написать.

Передай привет Папе маме зое Вите Граде и Рае.

Пока досвидания до скорой встречи.

4.2.53 г. Твой брат (подпись)»

Читая эти письма, мы поняли, как важно было для солдат поддерживать связь со своими родными. Бойцы не жаловались на трудности. Они верили в победу и мечтали о мирной жизни. За каждым написанным на фронте письмом – человеческая судьба и жизнь.

Заключение.

В процессе работы над темой я узнал, как работала военно - полевая почта, что фронтовые письма были разные и каждое письмо проверялось цензурой.

Мне стало понятно, что переписка с родными была очень важна для солдата. Ему легче было переносить холод, страх, голод и все фронтовые трудности. Солдат на фронте как бы жил в двух мирах - здесь, с товарищами на войне, и там, среди родных и близких. Из фронтовых писем можно узнать о военном быте, о чувствах, переживаниях бойцов и многом другом.

Я познакомился с тем, как хранятся фронтовые письма в музеях и в домашних архивах. Мы с родителями сделали скан - копии писем. Каждое письмо прочитали и напечатали. На каждого бойца у нас заведена электронная и бумажная папка с копиями писем. (Приложение 5) Очень важно сохранить все сведения, содержащиеся в каждом письме. Эту информацию мы передали в наш Яренский краеведческий музей. В мае работники музея пригласили нас поучаствовать в мероприятии «Строчки писем фронтовых». (Приложение 6) и рассказать о своей работе.

С результатами исследования я познакомил и своих одноклассников. На классном часе мы выполнили проект «Солдатский треугольник». Ребята сами сложили солдатские письма-треугольники. В них мы напечатали отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием» «Помните!» (Приложение 7)

Эти письма мы раздали участникам встречи «Строчки писем фронтовых» в музее.

Вместе с родителями и друзьями мы записали видеоролик «Читаем фронтовые письма». Ценность его в том, что некоторые письма читают правнуки фронтовиков (авторов тех писем, которые мы нашли). Этот видеоролик размещён на сайте краеведческого музея( http://yarensk-museum.ru/) и показан в дни празднования Великой Победы.

Я сделал для себя вывод, что очень важно, чтобы письма солдат стали «говорящими», чтобы люди, живущие в наше время, знали, о чём писали бойцы, гордились их подвигами и не забывали о той страшной войне. Я считаю, что мы внесли свой вклад в сохранение исторической памяти о земляках - участниках Великой Отечественной войны.

Список использованных источников и литературы.

Семейные архивы Крюкова А.П., Корельской С.С., Помылевой Ю.В., Докучаевой Е.А.

Угрюмов О.А. И помнит Ленская земля…-Архангельск: ФУГП «Сев.-Зап. кн. из-во, 2005г.

Фонды ГБУ РК « Национальный музей республики Коми»

Фонды МБУК «Яренский краеведческий музей»

Фонды музея МБОУ « Яренская средняя школа»

https://ru.wikipedia.org/

Приложения.

П риложение 1.

Приложение 2.

Приложение 2.1.

П риложение 2.2.

Приложение 3.

Приложение 3.1

Приложение .3.2

П риложение 3.3. Приложение 3.4.

Приложение 3.5.

Приложение 3.6.

П риложение 3.7.

П риложение 3.8.

Приложение 4.

Осколков А. П. Белоголов К. Г.

Комельков А. И. Леушев Б.

Кузнецов К.М. Минина А. Н.

Крюков П.И. Щеголев Н.П.

Черепанов А.В.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Просмотров работы: 157