Живые свидетели истории моей Родины

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Живые свидетели истории моей Родины

Сулейменова А.Ж. 1Сулейменова А.Ж. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей" г. Павлодар
Валова М.В. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей" г. Павлодар
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Цель:  изучение вклада участников Великой Отечественной войны в отечественную историю через изучение архивных материалов семьи, поисковые сайты, документальные источники, интернет-ресурсы.

Задачи:

– ознакомиться с архивными материалами;

– провести поисковую работу по сайтам;

– провести анализ полученных данных и обобщить материал;

– представить собранный материал моим одноклассникам;

– вовлечь школьников в архивно-поисковую работу по сохранению исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне.

Методы исследования:

а) опрос, интервьюирование (провести беседу с родственниками, ветеранами);

б) изучение литературы и сопоставление материалов, работа с научной литературой, материалами СМИ, архивными документами;

в) работа с Интернет ресурсами;

г) анализ фотографий и документов семейного архива;

д) анализ, систематизация полученной информации.

Гипотеза: Чем больше обучающиеся знают объективных фактов из нашего прошлого, тем лучше понимают и больше ценят свою историю и страну.

Актуальность: Результаты опросов наших сверстников показывают, что с каждым годом увеличивается число обучающихся, которым ничего не известно о своих родных, живших в годы Великой Отечественной войны. Исследование семейных архивов, исторических документов поможет глубже изучить историю страны, а также собрать по крупицам информацию о представителях военного поколения и превратить ее в благодарную память потомков. Это поможет сохранить память о наших предках и в дальнейшем передать информацию об их подвиге следующему поколению.

Новизна: в изучении вклада отдельных семей.

Практическая значимость: собранный материал не только расширит знания об истории героев Великой Отечественной войны, но и сформирует чувство гордости, гражданско-патриотической позиции. Данный материал можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, а также как исторический материал для нашего школьного музея.

Объект исследования: документальные источники, архивные материалы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны

Предмет исследования: вклад наших предков в победу над фашитской Германией

Введение

Историю творят люди. По их делам, поступкам, подвигам можно узнать про целое поколение.

Великая Отечественная война – одно из величайших испытаний, выпавших на долю советского народа. Речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Нет такой казахстанской семьи, которую война обошла бы стороной… Советский народ сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили более 20 млн. человек. Нашим предкам, воевавшим на той далёкой для нас войне, посвящается наша работа.

Актуальность работы заключается в том, что результаты опросов наших сверстников показывают, что с каждым годом увеличивается число обучающихся, которым ничего не известно о своих родных, живших в годы Великой Отечественной войны. Исследование семейных архивов, исторических документов поможет глубже изучить историю страны, а также собрать по крупицам информацию о представителях военного поколения и превратить ее в благодарную память потомков. Это поможет сохранить память о наших предках и в дальнейшем передать информацию об их подвиге следующему поколению.

Таким образом, цель работы – изучение вклада участников Великой Отечественной войны в отечественную историю через беседы с ветеранами, изучение архивных материалов семьи, поисковые сайты, документальные источники, интернет-ресурсы.

Глава 1. Патриотический и информационный потенциал воспоминаний

Горе, которое принесла война, и Победа, выкованная общими усилиями, навсегда сплотила наши братские народы, которые проявили подлинный героизм и самопожертвование на полях Великой Отечественной войны и в тылу. Свой неоценимый вклад в борьбу с врагом внесли все советские республики. Казахстан отправил на фронт больше миллиона своих героических сыновей и дочерей, приютил десятки тысяч эвакуированных, в том числе детей-сирот. На казахстанскую землю из оккупированных областей СССР были перебазированы многочисленные заводы и предприятия, учреждения культуры, художественные коллективы, военные училища, эвакогоспитали. Непоколебимый дух советского народа, мужество, беззаветная любовь и преданность Родине помогли сломить фашистского агрессора [1] Об этом нужно помнить и эту память передавать последующим поколениям через «живые» рассказы ветеранов, опираясь на документы государственных архивов, экспонаты музеев и семейные реликвии военных лет. Именно такая история будет честной, правдивой и достоверной.

Павлодарская область в годы Великой Отечественной войны

Весть о начале Великой Отечественной войны быстро облетела наш город Павлодар. В первые дни поступило 538 одиночных и коллективных заявок от желающих вступить в ряды Красной Армии. Добровольцы вошли в 314-ую стрелковую дивизию и составили треть её личного состава. Формирование участвовало в боях под Ленинградом, в прорыве блокады города на Неве и линии Маннергейма, прошла с освободительными боями через всю Европу и закончила свой путь в Чехословакии.

Из Павлодарской области на фронт были призваны 46 тысяч человек, не всем из них удалось вернуться домой. 22 тысячи погибли в боях, умерли от ран или пропали без вести. В связи с тем, что большая часть мужского населения была призвана на фронт, на подростков, пожилых и хрупкие женские плечи легла тяжелая ноша. Перестройка промышленных предприятий не заняла много времени, поскольку на них не предполагался выпуск военной продукции. Основной упор делался на то, чтобы обеспечить фронт всем необходимым – продуктами питания, одеждой, промышленными товарами.

В город Павлодар в 1942 году был эвакуирован госпиталь 2448, в котором находились на лечении раненые фронтовики. Экспонаты и фотографии этого госпиталя хранятся в нашем краеведческом музее имени Потанина и музее «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников (Приложение 1). Из книги «Поклонимся великим тем годам» мы узнали, что в конце 1941 года эвакогоспиталь 2448 уже принимал раненых. За ноябрь – декабрь 1941 года госпиталь принял 593 раненых и 38 больных, за этот же период было отправлено в войсковые части 136 человек [2].

Все основные этапы Великой Отечественной войны, все ее основные битвы прошли павлодарские воины. Баянаулец Жуматов Г.Ж. принял первый бой на западной границе в Бресте, воевал до Победы. Семенченко К.А. из Успенки командовал 19-й танковой дивизией, и 24 июня в бою у Владимира-Волынского бойцы его дивизии уничтожили 50 боевых машин врага. Его сын Владимир Кузьмич Семенченко был летчиком, очень часто они с отцом были рядом, сын поддерживал с воздуха дивизию отца, но в 1942 году сын погиб. Четыре раза водил бойцов в атаку под Волоколамском комиссар 51-го кавалерийского полка, уроженец Лебяжинского района Абылхаир Баймульдин, и только получив тяжелое ранение, по приказу был эвакуирован в госпиталь. Позднее он погибнет в одном из боев. Каирден Суенов, Кажымкан Увашев, Каирбек Абенов, Кадырбай Саудов обороняли Керчь. В партизанских отрядах воевали Касым Кайсенов (Приложение 2), Киса Кусаинов, Александр Козолуп. Под Сталинградом начинал свой боевой путь Герой Советского Союза Кудайберген Сураганов и Кабдуш Нуркин. На Курской Дуге воевал Сату Баймухамбетов [2]. На Миус-фронте сражался павлодарский журналист и писатель Валентин Филатов. Очень много историй, событий, судеб рассказывают «живые» страницы книг, архивов, писем, военных документов о советских солдатах – защитниках Родины, о наших земляках.

Воспоминания очевидцев как исторический источник

Практика сбора устных свидетельств возродилась в годы Великой Отечественной войны. Сотрудники специальной Комиссии по истории войны выезжали на фронт, посещали госпитали, приглашали к себе участников войны, записывая их рассказы. Всего Комиссия собрала несколько десятков тысяч записей, около 4 тысяч из которых в настоящее время содержится в фонде Научного архива Института российской истории РАН. В 1990-е годы устная история превратилась в одно из перспективных направлений современной исторической науки в России. Более того, представители этого направления активно сотрудничают с архивистами и музееведами, радио и телевидением. Центр устной истории РГГУ совместно с обществом «Мемориал» и Советом по краеведению Российской академии образования с 1999 г. проводят ежегодные Всероссийские конкурсы исторических исследовательских работ старшеклассников, среди лауреатов которых немало работ с использованием устных источников – интервью, биографий и семейных преданий. Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, не передаваемую другим путем. Если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к истории народа, причем позволяют сделать это глазами очевидцев происходивших событий. Прошлое живет в настоящем разными способами, поэтому суждения о событиях, которые сами по себе есть лишь изображения прошедшего, также могут быть видом действия. Устная история показывает, как меняется оценка людьми событийного ряда в зависимости от времени и общественной ситуации. Тем самым истории возвращается человеческое измерение. Устная история обладает и мощным потенциалом гражданственности, символизируя собой встречу двух поколений. Устная история интересна для нас как возможность выявить некую преемственность и механизм отождествления, самоидентификации, как отдельного человека, так и коллектива. Это попытка сохранить личную и коллективную память, зафиксировать ценности уходящей культуры, красоту и богатство разговорного языка. Память о прошлом – это дело кропотливой исторической и культурной работы [3].

Архивные документы как информационный ресурс

Архивный документ – это ценный материальный носитель информации, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества или собственника. Весь вопрос в том, для кого он представляет ценность: если для общества в целом как памятник истории, культуры, научной мысли, то он хранится в историческом архиве, если же только для человека, то он хранится в личном, семейном архиве.

Государственные архивы – это учреждения, которые осуществляют собирание, хранение и организацию архивных документов в целях их всестороннего использования. Государственные архивы хранят постоянно (т.е. вечно) наиболее ценные архивные документы. Главная задача государственных архивов – служение исторической науке [4].

Глава 2. Формирование образа Великой Отечественной войны в воспоминаниях людей фронтового поколения и в изучении архивных документов

Наше поколение знает о войне по художественным фильмам, по книгам, по учебникам. Но воспоминания живых свидетелей этой страшной трагедии человечества, на наш взгляд, являются одними из самых ценных. Какими увидели эту беду «дети» войны, сами фронтовики мы узнали из их рассказов – это истории жителей нашего города, которым в годы Великой Отечественной войны было от трех до четырнадцати лет и взрослых защитников Отечества.

Но не все воины вернулись с фронта, многие погибли, пропали без вести, умерли в концлагерях. Информацию об их боевом пути, о нахождении в лагерях смерти, о месте захоронения может найти в обобщенном банке данных на информационных сайтах «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» каждый школьник и взрослый. Именно через рассказы самих участников исторических событий и архивные документы военного времени можно понять, что такое война и чем она страшна для людей.

2.1. Великая Отечественная война глазами детей

Наум Григорьевич Шафер – с ним мы познакомились в Доме музее Шафера и с каждой встречей узнавали много интересного (Приложение 3). Почетный гражданин Павлодарской области, Почетный профессор Инновационного Евразийского университета, профессор Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова, профессор Павлодарского государственного педагогического института, кандидат филологических наук, Заслуженный деятель Республики Казахстан, композитор, музыковед, литературовед, коллекционер, Наум Шафер родился в 1931 году в Кишиневе в религиозной еврейской семье. Перед началом Великой Отечественной войны Бессарабию (ныне Молдова) освободили от оккупации советские войска. Вскоре семью Шаферов депортировали в далекий Казахстан. С собой маленький мальчик взял граммофонные пластинки, которые впоследствии положили начало богатейшей и уникальной коллекции, сейчас их более 27 тысяч. Это богатство хранится в Павлодаре, в Доме-музее Наума Шафера, вместе с не менее уникальной библиотекой. Коллекцию, которой восхищаются и в нашей стране, и далеко за ее пределами, Наум Григорьевич – человек далеко не богатырского сложения, с вежливыми манерами и тихим голосом, целенаправленно, порой отказывая себе во многом, собирал всю жизнь. И всегда помогала ему супруга – Наталья Михайловна, с которой они вместе уже 60 лет.

Прибыв в 1941-м в Казахстан, в поселок №31 (колхоз «Новый быт») Акмолинской области, Наум Шафер, как вспоминает сам, в период Великой Отечественной войны был колхозным пастухом, сенокосильщиком, конторским писарем [5]. А в своем интервью от 14 декабря 2018 г. в помещении Дома-музея Шафера он рассказал нам о жизни в Казахстане перед самой войной, о том, как в 10 лет собирал на колхозном поле колоски, а в 12 лет уже работал на конной волокуше на сенокосе. «Несмотря на депортацию, – говорил он, – это событие не повлияло на наше патриотическое настроение. Нас не нужно было из-под палки гнать работать на колхоз, снабжать фронт хлебом, мясом. Мы понимали, что работаем для фронта и для Победы»… «Самое главное – Родина в опасности, – мы это понимали».

«Все мои родные погибли в Кишиневском гетто. Все – и дяди, и тети, и двоюродные братья и сестры. Нашу семью спасло переселение. Я это понимать стал уже потом. Но когда мы узнали про наших родных в Кишиневском гетто, то со своим товарищем по школе Шии решили бежать на фронт, хотели добраться до Акмолинска, обратиться в военкомат, чтобы нас отправили на фронт. Мы хотели добраться до Бессарабии и освободить своих близких. Это было в 1943 г. Мы дошли до поселка №30 и там нас остановили. Так закончилось наше бегство на фронт» [6].

Наум Григорьевич улыбнулся своим воспоминаниям, а для нас это была живая история из прошлого, невыдуманный рассказ ребенка о военном детстве (приложение 4).

Детство и война – понятия несовместимые. Что пришлось пережить детям блокадного Ленинграда мы узнали из уст нашей землячки Ахметзяновой Надежды Михайловны (Приложение 5), детство которой прошло в окруженном фашистами городе на Неве. 5 мая 2021 г. участники нашей группы «Правнуки Победителей KZ» побывали у нее в гостях. То, что мы услышали, было как страшный сон.

– В июне 1941 года наш детский сад выехал в Карелию на летний отдых, а через несколько дней началась война, – начала свой рассказ Надежда Михайловна. – Детские лагеря стали срочно загружать в эшелоны, в электрички, дорогой их бомбили, дети погибали, терялись, была суматоха и неразбериха. Мама в то время работала на заводе «Красный треугольник», на котором была создана инициативная группа для организации поиска детей в лесах Карелии, и несколько женщин поехали за детьми. Перед поездкой в летний лагерь всем детям на одежду были нашиты бирки с фамилией и именем ребенка, чтобы они не перепутали свою одежду. Именно по этим биркам женщины искали детей. Малыши прятались в лесу, в суматохе путали одежду, они были напуганы, забывали свои имена. Если бы нас не нашли женщины с завода, то мы бы попали в детдом под чужими именами и фамилиями, потому что на мне из моих вещей были только туфельки, а остальное – чужое платьице, чужие чулочки, чужая панама, так же было и у других малышей…

В сентябре и октябре 1941 г. мы еще ходили в садик, но потом по всему городу отключили электричество, садики закрыли. Все сидели по домам. Началась блокада. Хлеб давали по карточкам. Наши бабушка и дедушка вскоре слегли, потому что отдавали свой паек нам...

Каждый час звучала воздушная тревога, и мы спускались в бомбоубежище. Однажды во дворе разорвалась бомба, и осколок снаряда попал в куклу, которую я прижимала к себе. Посыпались опилки. Все потом говорили, что кукла спасла мне жизнь…

Самое страшное началось, когда разбомбили склады с продовольствием и полчища крыс стали ходить по городу. Вскоре они перебрались в квартиры. Отопления не было, в квартирах стояли печки-«буржуйки», рядом кровать, на которой под стегаными одеялами лежали мы – дети. У каждого ребенка в руках было две палки, отгонять крыс, потому что они прыгали прямо на кровати…[7].

Многое еще узнали мы о блокаде Ленинграда: и как подростки дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы, и как за водой ездили с санками на Неву, и как умер сначала дедушка, а потом бабушка, и как подростки сами на санках отвозили тела умерших, и как в городе съели всех кошек, и как по одеялу сплошным ковром ползали вши, и многое, многое другое. Это был реальный рассказ человека, пережившего ужасы фашистской блокады. Слушая Надежду Михайловну, мы почувствовали себя участниками тех далеких событий, как будто перенеслись на 80 лет назад в прошлое, таким «живым» был ее рассказ.

В предверии 76 годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне в апреле 2021 года мы вместе с бойцами поискового отряда «Майдан Жолы» побывали в гостях у Евгении Григорьевны Сушковой, которая в годы войны, будучи 12-летней девочкой, пережила все ужасы блокадного Ленинграда. Во встрече приняли участие четыре поколения: дети войны, дети участников Великой Отечественной войны, внуки и правнуки Победителей. Интересный и волнующий рассказ о блокадном детстве, о стойкости и самоотверженности, дружбе и взаимовыручке жителей города на Неве, о помощи эвакуированным мальчишкам и девчонкам в глубоком тылу услышали участники встречи из уст ветерана.

– Когда началась война, я помню этот день. Мы пошли с бабушкой в магазин. И вдруг услышали, как по репродуктору стали передавать срочное сообщение: «Внимание! Внимание! Сегодня 22 июня в 4 часа утра на нашу страну вероломно напали фашистские войска…» Собралась большая толпа народа. Все плачут, все бегают. Мы ничего не купили и быстро пошли домой, – вспоминает Евгения Григорьевна…

– Когда начинали бомбить, звучала сирена и по репродуктору объявляли: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!» Сначала это было непривычно и очень страшно. Только выйдешь из газоубежища, как опять объявляют тревогу. Мы бежать. Бежали кто в чем. В газоубежище, бывало, всю ночь просидишь. Однажды только выскочила с крыльца, разорвалась бомба, я упала. Меня на носилках унесли в газоубежище. А там медсестры. Помогли. До сих пор помню: выйдешь из дома, а там опять убитый лежит. Много таких было, – тяжело вздыхает пожилая женщина…

– Радиоприемники в квартирах нельзя было держать, слушали сигналы метронома. Как объявляют тревогу, сразу печку заливали водой, чтобы не дыма, ничего не было. Окна все позавешены, чтобы свет не было видно. Чтобы немецкие самолеты на свет бомбы не сбросили. Это страшно, страшно! Не дай бог! – приговаривала бабушка…

– Которые постарше дети были, тех на завод посылали. Патроны в ящики складывали, кормили потом. Так мы помогали фронту…

– Когда бабушки не стало, сидела в комнате одна, меня соседи часто к себе забирали, я у них посижу, потом опять к себе иду. Вот так и жила. А кушать нечего было. Что там, хлебушек этот и крупа там какая-то. Вот это сваришь, и все. А я че, сама девчушка, че я, сопливая. Ну, спасибо. Жили-то мы там все вместе, и соседи мне там все помогали. Кто ни позовет к себе, к тому и иду. Жили очень дружно, помогали детям, которые одни остались, без родителей. Хлебом своим делились. Соседи, наверное, и похлопотали, приехали за мной потом. Принесли повестку и забрали…

– Потом, когда немцев отогнали, нас на грузовиках повезли по Ладожскому озеру. Машины под лед проваливались, мы объезжали и дальше ехали. Стрельба. Ужас. Но наша машина вот проехала. Не дай Бог! Даже в глазах стоит это страшная картина! – рассказывала бабушка [8], (Приложение 6,7).

Новые, незнакомые слова метроном, газоубежище, хлебные карточки, повестка, «буржуйка» добавляли в рассказ блокадницы особый колорит, и история оживала в нашем сознании.

О многом услышали мы из рассказа бывшего ребенка войны: о помощи блокадным ребятишкам по пути следования в далекий тыл, о заботе местных жителей об эвакуированных в далеком сибирском городе Томске, о работе подростков на колхозных полях, о жизни в бараках, о соломенных матрасах вместо кроватей и многое другое, что пришлось им испытать в тяжелые военные и послевоенные годы вдали от родного дома и от своих родных.

Но запомнилось главное: блокадные дети выжили благодаря разным людям – соседям и незнакомым, военным и гражданским, землякам родного Ленинграда и далеким сибирским жителям. Они выжили потому, что среди них не было чужих, они все были своими - детьми своей страны.

«Живые» рассказы про ужасы войны, про бомбежки поездов с детьми, про холод, голод, лишения, смерть близких, гибель родных в концлагерях – все это пришлось пережить детям войны, все это услышали мы из уст участников этих страшных событий. И мы поняли, что эти понятия несовместимы – Война и Дети!

2.2. «Мы уходим. Не забывайте о нас!»

В год 75-летия формирования Днепровского десанта нас, как участников Международного движения «Дети – Послы мира», Областной Совет Ветеранов г. Фрязино Московской области и руководство средней общеобразовательной школы №1 г. Фрязино пригласили принять участие в памятном мероприятии, посвященном высадке 3-й и 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады на правый берег Днепра для закрепления и удержания позиций при наступлении советских войск в конце сентября 1943 года. Эта операция была одной из трагических страниц Великой Отечественной войны, потому что несколько тысяч десантников погибло в виду недостаточной подготовки операции. Приглашение было связано с тем, что одним из этих десантников был основатель и первый руководитель отряда Красных Следопытов Дворца пионеров имени М. М. Катаева г. Павлодара Дьяченко В.М., а первым руководителем и основателем музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца пионеров – Асеева Л.И., которая и передала нам это приглашение. Об истории 3-й и 5-й десантных бригад в средней школе №1 г. Фрязино рассказывают экспонаты школьного музея (Приложение 8). А своими воспоминаниями об этой трагической операции поделился участник Великой Отечественной войны – Леонид Степанович Жуков (Приложение 9) – ветеран-десантник, рядовой 3 гвардейской воздушно-десантной бригады 317 ст. полка, капитан в отставке, Почетный ветеран ВДВ, Заслуженный ветеран Нижегородской области, интервью с которым мы записали: «Операция по выброске десанта не была достаточно подготовленной. Сорок групп десантников было сброшено ночью, разброс групп был на расстоянии ста километров, вместо десяти. Некоторые группы были сброшены прямо в Днепр и утонули, другие прямо в расположение фашистских войск. Это была одна из трагических страниц Великой Отечественной войны…

За голову каждого десантника фашисты обещали местному населению 4000 немецких рейхсмарок. За эти немецкие деньги можно было в то время купить корову. А те семьи, которые прятали в своих домах десантников, фашисты расстреливали, не жалея ни женщин, ни детей, ни стариков. Десантников в плен не брали – их вешали, сжигали, расстреливали.

Попавших в хутора десантников некоторые местные жители сами сдавали немцам за хорошее вознаграждение…»

Вот такой жестокой была война и фашисты: они воевали не только с солдатами, но и с мирными жителями. А устная история, переданная глазами очевидца, сохраняет не только личную, но и коллективную память.

Очень много выступлений о трагическом десанте 43 года услышали мы из уст выступающих ветеранов и гостей форума, ознакомились с экспонатами школьного музея Боевой Славы. В заключении мероприятия нам – делегации из Казахстана – для Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников г. Павлодара была передана юбилейная медаль «75 лет Днепровскому десанту», а мы вручили представителям школьного музея Воинской Славы СШ №1 г. Фрязино подарочные книги из Казахстана (Приложение 10,11).

17 мая 2021 года ушел из жизни бывший герой-десантник Жуков Л.С. – человек, чей рассказ о войне мы услышали из его уст. В одном из последних своих интервью он сказал: «Мы уходим. Не забывайте нас! Помните, какой ценой завоевано счастье!»

2.3. Отряд «Красные следопыты» – первый поисковый отряд школьников г. Павлодара

Следующим рассказчиком о военных годах стала Асеева Людмила Ивановна. Сейчас мало кто из школьников знает, что Людмила Ивановна была основателем и первым руководителем Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников города Павлодара. Людмила Ивановна – ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения РК, Отличник культуры РК, руководитель отряда Красных следопытов им. В. М. Дьяченко, создатель и первый руководитель музея «Деды – ветераны, внуки-следопыты» во Дворце пионеров и школьников им. М. М. Катаева (Приложение 12), руководитель ОО «Детско-молодежная школа Милосердия», поэтесса. Родилась в 1939 году и с младенчества познала все тяготы военного времени, жизни в эвакуации, а также радость Великой Победы 1945 года. Через всю свою жизнь она несёт память об этом тревожном времени и благодарность своему отцу-фронтовику и другим героям, отважно защищавшим нашу общую Родину – Советский Союз.

– Я ребенок войны, – рассказывает она. – Меня всегда притягивала эта трагическая тема. Когда отец пришел с фронта, он о войне не мог говорить – у него и тут осколок, и там. И в сантиметре от сердца огромная рана. Но эта рана была глубже – в душе. Есть такая фраза: «Пока не будет похоронен последний погибший солдат, война продолжается». Для нас, чье детство прошло в годы войны, она звучит особенно остро, потому что в начале нашей жизни были война и победа. А сколько героических судеб было потеряно для истории?[10]

Поиском пропавших без вести героев Великой Отечественной войны Асеева Л.И. стала заниматься с 1981 года в отряде «Красных следопытов», который создал и возглавил участник Великой Отечественной войны Владимир Михайлович Дьяченко. После его смерти вначале 80-х руководить поисками стала Людмила Ивановна, а отряду было присвоено имя Дьяченко. Ребята вели поисковые работы, объехав все поля сражений, где воевали казахстанцы – в России, Украине, Беларуси и Молдавии. К ним обращались за помощью не только павлодарцы, письма шли со всего Советского Союза.

Информацию о военных подвигах двух тысяч казахстанских ветеранов школьники поместили в 20 книг, которые собственноручно набрали на печатной машинке «Украина». В 1985 году во Дворце пионеров на основе этих бесценных материалов, собранных детьми, по инициативе Людмилы Асеевой был создан музей связи поколений «Деды-ветераны, внуки-следопыты». В его экспозицию вошли фотографии, военные письма, награды, капсулы с землёй, привезённой ребятами с мест, где павлодарцы проливали свою кровь, защищая нашу Родину.

С 1978 по 1998 годы школьники смогли установить судьбы более 400 павлодарцев, пропавших на фронтах Второй мировой. Многие поисковые дела велись по 10-15 лет [11].

Интересную историю о поиске, который начали красные следопыты и который продолжался 30 лет, узнали мы из интервью дочери фронтовика Ольги Афанасьевны Пивоваровой.

Мы жили в Барнауле. 7 июля 1941 года – это был мой день рождения, мне исполнилось 14 лет, – вспоминает Ольга Афанасьевна. – Я прихожу домой, родителей никого нет. У меня были младшие братья Виктор и Борис. Говорят, мама получила повестку из военкомата для папы и понесла ему на работу. Папа тогда заведовал бондарной мастерской, где делали кадки для соленья огурцов. Она находилась за много километров, на другой стороне города. Вечером папа пришёл домой, мы повидались, а на утро мама пошла его провожать, а нас с собой не взяла. В Барнауле был клуб деревянный, оттуда солдат отправляли на фронт. Москва в тревожном положении была. Как рассказывает Ольга Афанасьевна, её отцу тогда было 36 лет. Он был хороший семьянин, любил жену и детей. Поначалу письма присылал с фронта регулярно – листочки бумаги, исписанные простым карандашом и свёрнутые в треугольник. Сообщал, что служит пулемётчиком, что бьёт фашистов, что нужно изгнать их с нашей Родины. В октябре 1941 года писем от него не стало. После Нового года семья забила тревогу и стала посылать запросы. В январе 1943 года пришло извещение, что Кокорин Афанасий Моисеевич пропал без вести. Повторное извещение пришло в конце войны.

– Не передать словами, как мы плакали, как мы ждали его, как долго надеялись, что он вернётся, гадали, что с ним могло произойти. Ведь на войне всякое могло случиться, – рассказывает Ольга Афанасьевна. – Потом смирились. Я стала историком по специальности, преподавала в Барнауле. Потом вышла замуж за Валентина Ивановича Пивоварова. Он пришёл с войны, где командовал «Катюшей».

– Поисковое дело №155, которое я сегодня окончила, было начато 15 января 1985 года по запросу Ольги Афанасьевны Пивоваровой, которая работала во Дворце пионеров и школьников, – рассказывает Людмила Асеева. – Ответственным за поиск был учащийся седьмой школы Андрей Радченко. Как обычно по поисковому делу мною был составлен план поисковой работы. Тогда не было сегодняшних возможностей интернета, и ответы на наши запросы иногда шли месяцами. Поисковый путь судьбы Кокорина Афанасия Моисеевича был долгим. Дети писали запросы в Центральный архив Министерства обороны СССР, в Московский областной военкомат, в Великолукский объединённый военкомат, Военно-медицинский музей Министерства обороны, в Барнаульский военкомат, Калининский, Калужский, в 37 районов Тверской области, изучали движения 920 стрелкового полка 247 дивизии, первого формирования и второго формирования, изучали карты военных действий, военные донесения, места братских захоронений на территории Калининской области, Книги памяти, тысячи и тысячи фамилий погибших, связывались с поисковиками, изучали движения полков, которые воевали вместе с 920-м полком…(Приложение 13, 14, 15).

Людмила Асеева закрыла это самое долгое в истории отряда поисковое дело и передала его в торжественной обстановке единственной дожившей до наших дней дочке Афанасия Моисеевича – 88-летней Ольге Афанасьевне Пивоваровой.

– Дорогая Ольга Афанасьевна! Ваш отец, рядовой 920-го стрелкового полка первого батальона 247 стрелковой дивизии Кокорин Афанасий Моисеевич был объявлен пропавшим без вести в январе 1943 года. Это значит, что он погиб за два-три месяца до этой даты, в октябре 1942 года во время Второй Ржевско-Сычёвской операции 1942 года, когда проходила наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов под кодовым названием «Марс». Нам стало известно, где проходили захоронения 920 стрелкового полка. Сейчас эта деревня называется Волок в Волокском сельском поселении Тверской области. Имя Кокорина Афанасия Моисеевича значится в Тверской книге памяти. Я хочу передать вам, Ольга Афанасьевна, страницу биографии вашего отца. Он не неизвестный, он геройски погиб! [11].

Так работали первые поисковые отряды школьников: с энтузиазмом, патриотизмом, заботой и любовью к своему благородному делу.

2.4. Общественная группа «Правнуки Победителей KZ». Преемственность поколений

Наша общественная группа «Правнуки Победителей KZ» занимается архивно-поисковой деятельностью по установлению военной судьбы участников Великой Отечественной войны, поиском на сайтах общедоступного банка данных «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» и др. информации о награждениях бойцов, их боевом пути, месте захоронения, по дневникам боевых действий воинской части устанавливает описание боев и сражений, в которых они участвовали. Мы тесно сотрудничаем с российскими поисковыми отрядами, республиканскими общественными группами, музеями Воинской Славы школ и городов Казахстана и России, проводим классные часы и уроки памяти, рассказываем школьникам о том, как работать с поисковыми сайтами, как искать информацию о бойце, какие трудности встречаются во время исследования, участвуем в совместных поисках родных казахстанских воинов по найденным солдатским медальонам, которые обнаруживают российские поисковые отряды на местах раскопок в местах сражений Великой Отечественной войны.

В апреле 2021 года мы в составе общественной группы «Правнуки Победителей KZ» отыскали потомков шестерых бойцов из Павлодарского Прииртышья, захоронения которых обнаружены российскими поисковиками. Это Абды Адыханов, Иван Денисович Горбенко, Лукьян Александрович Костырин, Захар Андреевич Никитенко, Хаирбай Уралбеков и Степан Яковлевич Чаус. Для родных солдат были подготовлены поисковые дела на каждого бойца, распечатаны Наградные листы, выписки из Дневника боевых действий, карты сражений воинского подразделения, паспорта воинских захоронений с указанием места захоронения или общей могилы (Приложение 16 – 20). Эти документы в торжественной обстановке были вручены в Областном Совете Ветеранов, где состоялась встреча волонтеров с родственниками погибших под названием «И прадед мой с войны домой вернулся». На мероприятии был показан наш видеоролик о поисковой работе по каждому бойцу с показом документов из Архива Министерства Обороны Российской Федерации, фотографии воинских захоронений найденных бойцов, документов воинских частей, где они сражались, наградных листов, поисковых карточек «Ищем солдата», размещенных нами в социальных сетях и др. (Приложение 21).

– Мы 15 лет ищем историю своей семьи, считаем, что сыновья и внуки должны знать прошлое, – рассказала супруга внука Абды Адыханова. – Мы благодарны волонтерам за проделанную работу!

– 30 лет я работала в школе, теперь в библиотеке. Всегда мечтала создать сельский музей, – рассказала внучка фронтовика Ивана Горбенко Светлана Стоценко. – По крупицам собирала информацию. Пятеро моих дедушек воевали. Работа ваших поисковиков очень нужна и важна. Спасибо вам!

Елена Чаус, принимая из рук поисковиков папку с документами своего деда, не смогла сдержать слез. Ее дедушка Степан Чаус родился в Павлодарской области в 1922 г, воевал, был в плену, похоронен в Германии [12 ].

В преддверии Дня Независимости 2018 г в Областном Совете ветеранов г. Павлодара на заседании постоянной комиссии по делам молодежи под председательством В. Шершневой состоялось вручение поискового дела с наградным листом на Орден Александра Невского внучке участника Великой Отечественной войны Сейтказы Актаевича Жумабаева, не врученного ветерану при жизни. После урока памяти «Найди своего прадеда» в гимназии №3 наша одноклассница Мерей Баженова – правнучка героя, оставила нам свою заявку. Мы помогли найти наградные документы на неврученный орден, в которых прочитали описание подвига героя.

– Дедушка знал, что его наградили орденом, но получить его не успел, – рассказала нам внучка Д. Баженова. – Он ждал на протяжении всей жизни, что его награда найдется. Поисками занимался и мой отец: посылал запросы, поднимал архивы, но результатов не было. Моя дочь Мерей, узнав об акции на уроке памяти в гимназии №3, заполнила анкету. Поисковая группа нашла все сведения. Сегодня мы получили копии документов на руки. Безмерно благодарны всем, кто принял в этом участие. Жалко только, что ни дед, ни папа не дожили до этого счастливого дня! – поблагодарила нас Динара Баженова [13], (Приложение 22).

В последние годы нами также были проведены уроки памяти, уроки мужества, уроки мира на следующие темы: «Дети за мир», «Днепровский десант 43 года», «Маршрут Победа – Истории ожившие страницы», «Спасибо дедам за Победу», «Судьба солдата», «И чтобы мне на белый свет родиться», «Дорога памяти», «Найди своего прадеда», «И помнит мир спасенный» и другие (Приложение 23-24)

Мы также принимаем участие в международных, республиканских и городских патриотических и миротворческих мероприятиях, одно из которых прошло в августе 2021 г – Онлайн конференция, посвященная 30-летию закрытия Семипалатинского ядерного полигона с участием Олжаса Сулейменова, акима г. Павлодара и общественности города совместно с ОО»Правнуки Победителей KZ» , так как сохранение мира без ядерного оружия тоже актуальная проблема в современном мире (Приложение 25).

Наша поисковая и патриотическая работа продолжается, потому что каждую неделю на почту поступают новые и новые заявки на поиск информации о родных – участниках Великой Отечественной войны. Значит, наша работа нужна потомкам. Значит, последние слова десантника 1943 года Леонида Степановича Жукова: «Мы уходим. Не забывайте нас! Помните, какой ценой завоевано счастье!» – сказаны нам как наказ наших прадедов – Победителей в Великой Отечественной войне.

2.5. Результаты исследовательской работы

Наша поисково-исследовательская работа оказалась очень интересной, о ней мы рассказывали на встречах со школьниками, учили их работать с поисковыми сайтами, показывали видеофильмы о работе поисковых отрядов, которые проводят раскопки на местах прошедших боев, принимали участие в совместных встречах и форумах патриотических общественных организациях как у нас в республике, так и на международных конференциях: «Международная детская военно-историческая Ассамблея «Вечный Огонь 2018-2019», Россия, МДЦ «Артек» (Приложение 26, 27); Международная онлайн-конференция «Судьба солдата» г. Москва, Россия; Международный молодежный антиядерный форум «Эстафета мира молодым» г. Караганда, Республика Казахстан (Приложение 28, 29) и др. Мы рассказали об этой работе нашим гимназистам, а потом решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы узнать, насколько полно они знают историю своего родного края и ее защитников в период Великой Отечественной войны, а так же чтобы привлечь внимание подростков к данной работе по изучению и сохранению истории своей родины.

Была разработана анкета со следующими вопросами, в опросе приняли участие 91 человек из 7-11-х классов нашей гимназии.

Анкета

Вопрос 1.

Знаете ли Вы истории своих родных, живших в годы Великой Отечественной войны :

а) военное детство

б) работа в тылу на благо фронта

в) участие в Великой Отечественной войне

91% респондентов из числа опрошенных ответили положительно.

Вопрос 2.

Сохранились ли в Вашей семье документы военных лет :

а) письма-треугольники;

б) трудовые грамоты, благодарственные листки;

в) боевые и трудовые награды родных;

г) газеты, журналы, значки военного времени.

У 91% учеников из числа опрошенных в семьях сохранились разные документы и награды военных лет, значит, родные сохраняют память о войне и труде в тылу.

Вопрос 3.

Знаете ли Вы, где можно найти информацию о боевом пути, наградах Вашего родственника, если не сохранилось никаких документов?

36% опрошенных знают источники, где можно найти информацию о солдате, 64% школьников – не знают.

Вопрос 4.

Знаете ли Вы о помощи фронту своих земляков?

Ответ: Только 19% респондентов знают об участии Павлодарской области в помощи фронту, а 81 % – не знают.

Вопрос 5.

Какие книги об участии населения Вашей области в помощи фронту Вы знаете?

93 % школьников не знают о литературе, посвященной павлодарцам, помогавших фронту, хотя такая литература есть в библиотеках.

Вопрос 6. Смотрели и читали ли вы фильмы и книги о Великой Отечественной войне?

57% опрошенных школьников не смотрели фильмы и не читали книги о Великой Отечественной войне, 43% ответили положительно и даже перечислили их названия.

Вопрос 7.

Интересует ли Вас история о Великой Отечественной войне и почему?

Ответ: 57% опрошенных детей сказали «да» и обосновали свои ответы, 43% ответили отрицательно.

Вопрос 8.

Хотели бы Вы узнать историю участия в Великой Отечественной войне Ваших родственников, знакомых, близких?

Ответ: 70% опрошенных школьников интересуются историей своей семьи и участием своих родных в защите Родины, 30% – не выражают интереса к данному вопросу.

Вопрос 9.

Принимаете ли вы участие в патриотических мероприятиях?

41% опрошенных учеников принимают участие в праздновании Дня Победы, шествии Бессмертного полка, других патриотических мероприятиях, 51% – не проявляют к этому интереса.

Заключение

Целью нашего проекта былоизучить вклад участников Великой Отечественной войны в отечественную историю через интервью ветеранов, изучение архивных материалов семьи, поисковые сайты, документальные источники, интернет-ресурсы. Цель была достигнута благодаря поставленным перед нами задачами.

В ходе выполнения работы мы брали интервью у ветеранов, изучили архивные материалы; провели поисковую работу по сайтам; составили, провели и обработали анкеты. Продолжена деятельность по вовлечению школьников в архивно-поисковую работу по сохранению исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне. Материалы исследовательской работы регулярно представляются на уроках памяти, классных часах, творческих встречах.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

– во многих семьях сохраняются семейные реликвии военных лет, но вот об истории родного края ученики знают мало;

– большая часть учащихся еще не знают об обобщенном банке данных на сайтах «Память народа», «Подвиг народа» и «Мемориал», где можно найти информацию о каждом участнике Великой Отечественной войны, даже если он не вернулся с фронта и пропал без вести или был убит;

– меньше половины подростков читают и смотрят фильмы о войне, но интерес к этой теме у них все-таки есть;

– большая половина детей хотела бы узнать больше информации об участии своих родных в Великой Отечественной войне, то есть они проявляют интерес к истории своего рода, а, значит, и своего народа, хотя к патриотическим мероприятиям они не проявляют особого интереса.

В результате проведенного исследования были подтверждены положения рабочей гипотезы: чем больше обучающиеся знают объективных фактов из нашего прошлого, тем лучше понимают и больше ценят свою историю и страну.

Чем дальше от нас во времени уходит война, тем меньше остается возможность узнать настоящую правду о ней. Наша обязанность – сохранять и передавать из поколения в поколение правду о самой страшной войне XX века, о мужестве и беззаветном служении своей Родине наших дедов и прадедов, о великом подвиге народа. Мы считаем, что сохранение исторической памяти дело каждого из нас.

В ходе нашего проекта мы разработали онлайн маршрут по изучению вклада участников Великой Отечественной войны в отечественную историю. При помощи маршрутного листа каждый школьник может пройти по данному маршруту и установить фронтовую судьбу не только своего родственника, но и земляков, в честь которых названы улицы, школы, дворцы школьников нашего города и области и всей республики.

Все мероприятия в рамках нашего проекта направлены на воспитание у подрастающего поколения чувства уважения к прошлому нашей страны и чувства патриотизма через изучение подвига своих близких, родных, соотечественников.

Литература

Бородавкин А.Н. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан, Посольство Российской Федерации в Республике Казахстан, «1941 – 1945», 2020 г.

Болтина В., Шевелева Л. Поклонимся великим тем годам. – Павлодар: ЭКО, 2010.

Орлов Игорь Борисович, «Устная история».«hse.rudata/2014/06/03/1323755037/Глава 17.pdfwww.hse.ru

Что такое архивные документы. https://vuzlit.ru/236724/arhiv

Сергей Горбунов. «Меня берегла и вдохновляла музыка…»

Персональный сайт Н.Г. Шафера - https://shafer.pavlodar.comhttps://shafer.pavlodar.com
Официальный сайт Дома-музея Шафера - http://www.shafermuseum.kz

Интервью с Н. Г. Шафером от 14.12.2018 г., Дом-музей Шафера, г. Павлодар.

Интервью с Ахметзяновой Н.М. от 5 мая 2021 г, взятого участниками группы «Правнуки Победителей KZ», г. Павлодар.

Интервью с Сушковой . 26 апреля 2021 г, г. Павлодар, взятого участниками группы «Правнуки Победителей KZ»

Выступление участника Великой Отечественной войны Жукова Л.С. на мероприятии, посвященного 75-летию Днепровского десанта 43 года. Москва, г. Фрязино, СШ №1, 29.09.2018 г.

Интервью с Л. И. Асеевой 20.04.2021 г.

Фёдор КОВАЛЁВ, статья «Я убит подо Ржевом»,

Газета "Наша жизнь" №4, 29.01.2016 г.

Александра Григорьева. Статья «Судьба солдата». Газета «Ардагер-Ветеран» от 22.04.2021 г.

Валентина Гузей. Статья «И чтобы мне на белый свет родиться», газета «Ардагер-Ветеран», 23.01.2019 г.

Приложение

Стенд в Музее «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников имени М. М. Катаева г. Павлодара, посвященный десантникам 3-й и 5-й ГвВДБ

Экспонаты музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты», рассказывающие об эвакогоспитале 2448, эвакуированном в годы войны в г. Павлодар

Касым Кайсенов – народный герой Казахстана, писатель

Дом-музей Шафера. Выступление Сулейменовой Альвины и Сулейменовой Адии 08.06.2018 г. перед учащимися детского дома г. Павлодара на тему

Интервью Наума Григорьевича Шафера 14 декабря 2018 г, Дом-музей Шафера, г. Павлодар

Дети войны. Блокадница Ленинграда Ахметзянова Надежда Михайловна, 5 мая 2021 г., г. Павлодар.

Дети войны. Блокадница Ленинграда Сушкова Евгения Григорьевна с участницей группы «Правнуки Победителей» Сулейменовой Альвиной и бойцами поискового отряда «Майдан Жолы», 26 апреля 2021 г., г. Павлодар.

Статья «125 блокадных грамм…» в газете «Ардагер-Ветеран» от 22.07.2021г, рассказывающая о встрече с блокадницей Ленинграда Сушковой Е.Г.

Музей Воинской Славы СШ №1, Московская обл,. г. Фрязино, Россия

Участник Великой Отечественной войны Жуков Леонид Степанович с участниками Международного движения «Дети – Послы мира» Сулейменовой Альвиной и Сулейменовой Адией, г. Фрязино, Московская область, Россия, 29.09.2018

Вручение администрации СШ №1 г. Фрязино подарочных книг из Казахстана для школьного музея Воинской Славы, 29.09.2018 г.

Страница сайта СШ№1 г.Фрязино с информацией о мероприятии, посвященном 75-летию Днепровского десанта и участии в нем делегации из Казахстана Сулейменовых Альвины и Адии

Юбилейная медаль «75 лет Днепровскому Десанту 1943 года», переданная в дар Музею «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников г. Павлодара из г. Фрязино

Асеева Людмила Ивановна – создатель и первый руководитель Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворец школьников имени М.М.Катаева, г. Павлодар

Поисковые дела отряда «Красные следопыты» Дворца пионеров имени Героя Советского Союза М.М.Катаева

Ответ из Центрального Архива Министерства Обороны СССР по запросу Красных следопытов от 18 июня 1986 г. и 18 марта 1987 г

Ответ из Калининского областного военкомата на запрос Красных следопытов от 21 апреля 1988 года

Поисковая карточка «Ищем родных солдата» - обратный поиск

Архивные документы Министерства Обороны РФ. Донесение о потерях на Чаус Степанана сайте ОБД «Мемориал»

18. Архивные документы МО РФ. Акт на вручение медали «За оборону Ленинграда», найденный на сайте «Память народа» и врученный родным Горбенко И.Д. волонтерами ОО «Правнуки Победителей KZ»

19.Документ из госпиталя – карточка на умершего от ран Горбенко И.Д., Архив МО РФ

Карта боевых действий 314 стрелковой дивизии, в которой воевал Костырин Л.А., Архив МО РФ

Карточка по поиску родных солдата ОО «Правнуки Победителей KZ»

Журнал боевых действий 314 стрелковой дивизии, сформированной в Павлодаре, где воевал Костырин Л.А., Архив МО РФ

Газета «Ардагер-Ветеран» от 22 апреля 2021 г., статья «Судьба солдата» о встрече волонтеров ОО «Правнуки Победителей KZ» с потомками бойцов, призванных из Павлодарской области

Статья в газете «Ардагер-Ветеран» от 23 января 2019 г. «И чтобы мне на белый свет родиться» о вручении поисковиками Сулейменовой Адии и Альвины наградных документов на неврученный орден родным Жумабаева С.

Статья в соц. сетях в группе «Мы – наследники Великой Победы»

Мы-наследники Великой Победы. Я помню!Я горжусь!

28 февраля 2021 г

2 586 участников

РОДНЫЕ СОЛДАТА НАЙДЕНЫ!

Правнуки Победителей KZ   E-mail: pravnukipobeditelei.kz@mail.ru СУДЬБА СОЛДАТА. Павлодарскими волонтерами ОО "Atamnyn Amanaty" совместно с "Правнуками Победителей KZ" найдены родственники воина Великой Отечественной войны Горбенко Ивана Денисовича, призванного Лозовским РВК, Казахской ССР, Павлодарской области, из с. Покровка, Лозовского района , Павлодарской обл. Горбенко Иван Денисович родился в 1911 году на Украине, в РККА с 22 августа 1941 года. Воевал в составе 11 стрелковой дивизии 163 стрелкового полка 8 Армии Ленинградского фронта, 3 Прибалтийского фронта командиром отделения связи 1 батальона.

26 июля 1943 года старший сержант Горбенко Иван Денисович в составе своего 163 полка участвовал в боях за Ленинград, за что был награжден медалью "За оборону Ленинграда". 30-31 июля 1944 года в районе ПУТКИ ЛАЛЛИ под вражеским артминометным огнем обеспечил бесперебойную работу телефонной связи, лично устранил 10 порывов в линии, тем самым дал возможность четко и своевременно управлять боем. За этот бой павлодарец был награжден медалью "За ОтвагуВ Павлодарской области в селе Новопокровка Успенского района проживает внучка брата Горбенко И.Д., которая вспоминает, что на фронт из Лозовского района ушли четверо родных братьев Ивана Денисовича Горбенко - только один из них вернулся с войны живым. Именно благодаря российским поисковикам в тесном сотрудничестве и волонтерами Павлодарской области удалось определить место захоронения нашего земляка - в Вологодской области, Череповецком районе, г. Череповец. Если Ваш родственник ушел на фронт во время Великой Отечественной войны и не вернулся, если у Вас не сохранились документы об участии Вашего близкого в Великой Отечественной войне, Вы можете обратиться к нам, и мы постараемся помочь в розыске Ваших Героев! - "Правнуки Победителей KZ" в Одноклассниках, Инстаграмм , E-Mail: pravnukipobeditelei.kz@mail.ru

Акция в соцсетях «Дети за мир», группа «Евразийский союз»

Евразийский союз

11 сен 2020

4 814 участников

ДЕТИ ЗА МИР!

Мы, детские Послы мира из Казахстана, просим всех поддержать акцию «Дети за мир!» в канун Международного дня мира 21 сентября, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН как день отказа от насилия и прекращения огня во всем мире. Если Вы поддерживаете нашу акцию, разместите фото улыбающегося ребенка с хештегом deti_za_mir и названием своей страны. Пусть все дети Земли обьединятся за мир, и взрослые посмотрят, как нас много. «Мы хотим жить в мире!» - говорим мы – дети планеты. #deti_za_mir

Сулейменова Альвина, Сулейменова Адия

03:35

1. Победа в наших сердцах!

Онлайн конференция, посвященная 30-летию закрытия

Семипалатинского ядерного полигона с участием Олжаса Сулейменова, акима г. Павлодара и общественности ,август 2021 г., г. Павлодар

Международная детская военно-историческая Ассамблея «Вечный Огонь 2019», проходившая в МДЦ «Артек», на которой около 4000 детей из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир!», участниками которой стали мы – дети из Казахстана: Сулейменова Альвина и Сулейменова Адия

Артековцы на Сапун-Горе в День празднования Дня Победы 09.05.2019 г., г. Севастополь (в их числе дети из Казахстана)

Круглый стол «Эстафету мира – молодым!»20.02.2019 г., г.Павлодар

Вручение Сулейменовой Альвине и Сулейменовой Адии Сертификатов за участие в Международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым!», г. Караганда, 2018 г

Просмотров работы: 112