«Дети войны в городе Молотове» (К 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны)

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Дети войны в городе Молотове» (К 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны)

Стародумов Д.Е. 1
1МАОУ "Лицей №4" г.Перми
Пинчук Е.А. 1
1МАОУ "Лицей №4" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла...

Владимир Радкевич «Баллада о банке варенья».

Чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче предстает перед нами великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость нашей страны, избавившего человечество от фашистского рабства. Сегодня, когда Россия отмечает 75-летие со дня окончания Великой Отечественной войны, как никогда, мы должны помнить и передать эту память всему миру (1).

В активную жизнь вступаем мы, уже третье невоенное поколение, представляющие войну в основном по учебникам истории, виденным фильмам, материалам Интернета. Но мы должны знать и помнить то напряжение сил, боль, терпение и стойкость тех, кто в те суровые годы сделал для нас эту Победу (2).

Темаданной работы: «Война глазами детей». Среди защитников и просто живших в то тяжелое время, было много детей. Показать их жизнь, их заботы и трудности стало главным мотивом моей работы. Их подвигу посвящена моя тема.

1.1.Актуальность темы

Актуальность затронутой нами темы настолько очевидна, насколько же для каждого родителя или педагога интересна нравственная тема воспитания подрастающего поколения. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о детях, отдавших жизнь за Родину; о детях, совершивших трудовые подвиги (4).

История родного края — это не только события, происходившие на его земле, но и люди, творившие историю своим трудом, всей своей жизнью. Долг учащегося – знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах.

Проблема в том, что в наше время сложно разобраться в подмене истинных ценностей ложными, ведущими к утрате светлых традиций русской земли. Мы – подрастающее поколение, как никогда ранее, нуждаемся в достойных примерах для подражания. В своей работе я попытался разыскать тех земляков, кто пока еще живы, кто были детьми в то далекое время, отобрать, систематизировать и проанализировать имеющуюся информацию, чтобы оставить память об этих людях, сформировать уважение к прошлому человечества.

Научная обоснованность

К сожалению, сегодня, в условиях жесткой идеологической блокады, своеобразной «холодной войны», нашей стране пытаются приписать виновность в развязывании второй мировой войны. Европа воспринимает наше участие в войне как агрессию по отношению к ним, а молодое поколение не знает правды о войне. Сегодня для многих героями войны являются бандеровцы, другие неофашисты, а о том подвиге, который совершили наши прадеды, многие попросту не знают (4).

Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни детей, их выживании в суровые годы войны, тяжелого труда в военные годы; жертв, принесенных во имя Победы. Осуществление поиска, изучение и систематизация документальных материалов о детях - участниках Великой Отечественной войны, анализ их жизни и стали для нас значимой ценой Победы.

Гипотеза

Наше предположение, что история малой родины тесно связана с историей страны, что без участия каждого в войне, даже ребенка, не было бы той великой Победы, к которой вся страна шла долгие четыре года. То есть мы утверждаем, что изучение истории родного края глазами детей способствует пониманию, какой ценой далась победа не только во время сражений, но и в тылу.

Цель

Цель работы: актуализация знаний о детях в годы войны 1941-1945 гг.

1.5. Задачи

1. изучить данные о детях войны в нашей стране;

2. собрать данные о жизни тылового города Молотова в годы войны;

3. найти и расспросить людей, которые во время войны были детьми;

4. собрать, обработать и сохранить воспоминания детей войны – ценный исторический источник;

5. узнать, какой вклад внесли мои земляки в дело Победы и оформить это в виде презентации «Война глазами детей».

1.6. Предмет работы.

Предмет: изучение воспоминаний пожилых людей, которые были детьми в годы войны 1941-1945 г.г.

1.7. Практическая ценность.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для изучения истории войны в залах краеведческого музея. Результаты опроса могут быть использованы в ходе школьных уроков или внеклассных мероприятий.

1.8. Объект исследования.

Объект исследования: дети в годы Великой Отечественной войны.

2.1. Данные о детях войны, оказавшихся втянутыми в те страшные события 1941-1945 г.г.

Нами были собраны материалы о судьбах «детей войны». Они взяты из Объединенного банка данных «Мемориал» – проекта Министерства обороны РФ, содержащего огромное количество информации о фронтовиках Великой Отечественной войны, в том числе, данные о детях-фронтовиках. Еще была другая база данных – «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.». Исследование заняло достаточно много времени, благодаря нему я узнал о тех ужасных цифрах про детей (1,2).

1 005 285 детей погибло за годы Великой Отечественной войны.

1 500 000 детей было вывезено в Германию.

Около 3 миллионов остались сиротами.

Во время войны дети даже участвовали в боевых действиях. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет. Многие из них возвращались домой с медалями.

Известно о подвигах детей. А некоторым из них присвоено звание Героя Советского союза. Пионеры – Герои Советского союза: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Вася Коробко, Саша Бородулин и многие, многие другие (3,5).

Дети блокадного Ленинграда: когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Спустя 872 дня блокады в живых осталось меньше половины детей. Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой.

Дети в немецких лагерях смерти: в лагерях мученической смертью погибли около 1 005 285 детей. В детском лагере Саласпилс – 100 000 детей уничтожено.

Дети в тылу: дети во время войны во многом заменили взрослых. 20 000 000 школьников за годы войны выработали 585 000 000 трудодней. В нашем городе на заводе тоже работали дети и подростки. Директор завода А.Солдатов собрал у себя 95 подростков, перевыполнивших план на 120-150 процентов. Была выдана премия – банка варенья. Владимир Радкевич, пермский поэт посвятил этому историческому событию свою «Балладу о банке варенья» (Приложение 1).

2.2. Методы исследования

Методы исследования:

- изучение специальной литературы;

- систематизация;

- опрос;

- анкетирование;

- беседа;

- количественный и качественный анализ полученных данных.

2.3. Результаты исследования

2.3.1. Организация анкетирования.

Пожилым людям дома по улице Чердынской, 42 был выдан тестовый материал, состоящий из двенадцати вопросов:

Сколько вам было лет, когда началась война?

Где вы жили в войну?

Кем работали мама и папа?

Как вы учились в школе?

Что ели в войну?

Чем вы занимались?

Вы следили за новостями?

Какие были игры?

Как помогали взрослым?

Что было по карточкам?

Что носили в войну? Какая была обувь и одежда?

Как кончилась война?

При ответах людей принимались только полностью заполненные анкеты. Еще возраст – он должен был быть не менее 4-5 лет, чтобы у человека остались в памяти воспоминания. Это и было определителем полного рассказа о войне. После сбора листков и обработки (просмотра и анализа преобладающих ответов), мы получили ответы на вопросы и смогли определиться, чей же рассказ достаточно соответствует предложенным вопросам анкеты.

Запомнился рассказ Ивановой Любови Федоровны:

«Мои родители – коренные жители Перми. Отец Федор Михайлович Иванов и мать Лидия Константиновна Иванова родились в деревне Балатово и всю жизнь прожили в Перми.

Когда началась война мне было 8 лет. Я закончила 2 класса начальной средней школы № 6 города Молотова (Перми).

Помню первый день войны, когда по радио объявили о начале войны. Мама, узнав о начале войны, плакала, потому что ее брат служил на границе. Многие люди бросились в магазины скупать продукты. Мы - я, брат и сестра на второй день пошли в ближайший магазин. Очередь была огромная. Помню, что нам досталась помадка. Помню учебную тревогу. Это нас напугало. Мальчишки начали играть в войну.

В городе появились эвакуированные. Их расселяли по домам. К нам в дом поселили одного мужчину, он был эвакуирован с заводом из Москвы.

1 сентября я и брат пошли в нашу школу № 6, но вскоре в ней организовали госпиталь. Нас перевели в школу № 7. Школа от нашего дома была очень далеко, идти пешком надо было больше часа. Помню, что нам в школе давали завтраки: кусочки хлеба с повидлом. Запомнились чибрики – продолговатые лепешки из муки грубого помола, смазанные маслом. На они казались очень вкусными. На уроках писали письма на фронт, собирали вещи на подарки бойцам, шили кисеты. Более старшие девочки вязали носки.

Несколько раз нас отправляли убирать морковь, собирать картошку за взрослыми, которые выкапывали ее вилами. Я не помню, когда ввели карточки на хлеб и другие продукты. Рабочие получали 700 граммов хлеба в день, неработающие и дети 300 граммов. Другие продукты тоже были по карточкам.

Мой отец был отправлен на фронт, как и многие другие мужчины. Матери было непросто прокормить себя и троих детей. У нас был свой дом и огород. Кроме огородов, весной 1942 года все улицы поселка Старый Плоский раскопали и посадили картошку. Дети помогали взрослым. Носить воду и поливать огурцы была наша обязанность. Окучивали картошку, пололи огород. Собирали урожай. Летом пасли коз, кормили кур.

Я была старшая в семье (мне было 8 лет). Я присматривала за младшими братом и сестрой (6 лет и 4 года). Мы собирали уголь на железной дороге. Во время движения из вагонов сыпался уголь. Не так много, но все же этого могло хватить на растопку печки. На этой печке мы жарили кусочки картошки. Нам даже очистки от картошки казались вкусными. Из очищенной картошки варился суп – похлебка, заправленная молоком или яйцом. Очистки промывали, пропускали через мясорубку, добавляли соленую капусту или крапиву. Обжаривали. У отца хранилась для работы олифа. И это нас очень выручило в войну – мы съели за время войны здоровую бутыль олифы.

Хорошо,что мама умела шить и у нас была швейная машинка. Многие довоенные вещи меняли на продукты в деревне. Сами шили «стежонки» - стеганую обувь из старой одежды, сверху на которую надевались калоши.

Мы читали, нам рассказывали в школе о подвигах наших солдат. Знали о соженных селах, разрушенных городах. В последние месяцы войны ждали сообщений, какой город наши войска освободят. День Победы. В Перми это был теплый осенний день. Радость со слезами на глазах: у нас погиб отец, а у мамы погибли два брата.»

Опрос старейших жителей дома, анализ их прошлого помог буквально по крупицам собрать информацию о жизни детей и семей в тыловом городе Молотове (Перми).

2.3.2. Составление рассказа о прадедушке.

С помощью моей бабушки нами был составлен рассказ о прадедушке Непогодине Валентине Александровиче, который, к сожалению, не дожил до наших дней, но в детском возрасте уже работал в годы войны. Была проведена беседа среди родственников: «Кто помнит, что рассказывал дедушка о своей жизни в годы войны». Получился материал, посвященный нашей теме: «Война глазами детей».

«Мой прадед – Непогодин Валентин Александрович – ветеран тыла. В 11 лет его из деревни Евангелька Троельжанского сельского совета Пермской области мать отправила в город Пермь, чтобы он не умер от голода. В их семье было 10 детей, старшие ушли на войну, а четверых самых маленьких ей трудно было прокормить, а в городе на заводе паек давали всем работающим. Так наш прадедушка стал рабочим на машиностроительном заводе имени М.И.Калинина, на котором проработал с 1941 по 1991 годы (с 11 лет до 61 года), то есть 50 лет.

Работал так много, что не было сил добраться до барака, где жили с остальными рабочими, поэтому приходилось спать рядом с проходной в теплоэлектроцентрали, потому что там было тепло. А если бригадир предлагал еще поработать немного, то за пустой пирожок дети соглашались поработать дольше. Наш прадедушка – как тот самый мальчик, который стоял на ящике и делал снаряды для фронта на станке. Мы его очень любим и помним. Он остался в нашей памяти очень трудолюбивым.

Заключение

75 лет отделяют нас от грозного времени войны. Но не меркнут подвиги живых и мертвых. 9 мая – светлый праздник для нашего народа. Но, я думаю, что День Победы для нас, живущих ныне – это, прежде всего, День скорби о жертвах, понесенных народом в суровые годы войны. День памяти героев, павших в боях. День чествования ветеранов Великой Отечественной войны, которые еще живы и живут среди нас.

Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто детьми работал в тылу, не зная сна и голодая, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную свою Родину. Я почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного. Благодарность к тем, кто отстоял свою Родину и свободу в тылу и на фронтах, особенно, если это были дети! Самое главное – сохранить память о той войне в каждой семье.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

В ходе своей поисково-исследовательской деятельности мною были опрошены люди, которые были детьми в годы войны 1941-1945 г.г. Их нужно было найти среди своих земляков и расспросить об их тяжелой жизни, ведь это могут быть соседи по дому;

Были записаны их воспоминания и составлены воспоминания родственников о моем прадедушке, ребенком работавшем на машиностроительном заводе в годы войны. Нужно записывать рассказы своих родных, что они помнят о наших прадедушках и прабабушках;

В ходе изучения полученных документов мною была подтверждена гипотеза о том, что каждый житель внес свой вклад в лепту победы в войне, что благодаря их повседневному мужеству страна смогла выстоять и победить;

Мною была собрана и систематизирована лишь часть материала, а сколько забытых ветеранов – соседей живут рядом с нами, они тоже, возможно, были детьми в то суровое время и ждут, когда к ним придут «на чай» и расспросят по-человечески об их жизни в те времена;

Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером и хорошим начинанием для наших учеников. Они будут узнавать историю своей семьи, своей малой родины, в том числе, и военное прошлое. Чтобы помнили.

Мной совместно с родителями была издана книга Стародумов Д.Е. «Война глазами детей» тиражом 35 экземпляров и подарена одноклассникам и престарелым людям в Доме-интернате в селе Покча Чердынского района Пермского края (Приложение 2).

Список литературы

Интернет-источник: Объединенный банк данных «Мемориал», проект Министерства обороны РФ (http://obd-memorial.ru).

Интернет-источник: «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (http://podvignaroda.mil.ru/).

Библиотека мужества: «Маленький солдат» - Ярославль: Академия развития, 2003. (Рассказы: А.Платонов «Маленький солдат», Б.Полевой «Гвардии рядовой», Л.Пантелеев «На ялике», Б.Лавренев «Разведчик Вихров».

Военные мемуары. Военкор К.М.Симонов. «100суток войны» - Вече, 2015.

Лев Кассиль, Макс Поляновский. «Улица младшего сына» - Изд-во «Детская литература», 1997.

Приложения

Приложение 1.

«Баллада о банке варенья» (Владимир Радкевич, пермский поэт)

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как-будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будут еще у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Приложение 2.

Просмотров работы: 139