Аннотация
Цель: изучение вклада предков в годы Великой Отечественной войны в историю страны через изучение архивных материалов семьи, поисковых сайтов, документальных источников, интернет-ресурсов. Задачи: – ознакомиться с архивными материалами; – провести поисковую работу по сайтам; – провести анализ полученных данных и обобщить материал; – представить собранный материал моим одноклассникам; –вовлечь школьников в архивно-поисковую работу по сохранению исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне. Методы исследования: а) опрос, интервьюирование (провести беседу с родственниками, ветеранами); б) изучение литературы и сопоставление материалов, работа с научной литературой, материалами СМИ, архивными документами; в) работа с Интернет ресурсами; г) анализ фотографий и документов семейного архива; д) анализ, систематизация полученной информации. Гипотеза:История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории нашего города, страны. Если школьники будут изучать историю своей страны не только по учебникам, но и знакомясь и исследуя семейные архивы, поисковые сайты, находить информацию о своих прадедах в документах военных лет, встречаться с ветеранами и детьми ВОВ и т.д., то такая история будет не только интересной и познавательной, но и живой и достоверной. Актуальность заключается не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение истории своей семьи способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании будут мои родители, дедушка, бабушки и мои дяди и тёти. Новизна: в качестве проблемы выделены и исследованы вопросы работы с историческими источниками и поисковыми сайтами как средства развития познавательной деятельности школьников. Практическая значимость: собранный материал не только расширит знания об истории героев Великой Отечественной войны, но и сформирует чувство гордости, гражданско-патриотической позиции. Данный материал можно использовать на уроках истории, внеклассных мероприятиях, а также как исторический материал для нашего школьного музея. Объект исследования: документальные источники, архивные материалы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны Предмет исследования: вклад наших прадедушек и прабабушек в победу над фашисткой Германией |
6 6 10 14 15 16 23 24 25 |
Введение
Великая Отечественная война – важнейшее историческое событие нашего Отечества, оставившее глубокий след во всех сторонах жизни страны, повлиявшее на ход мировой истории. Это событие, сопровождавшееся величайшим мужеством, напряжением воли, героическим трудом и подвигами советского народа, закончившееся его победой, должно навечно войти в наш духовный мир, как вошли многие ключевые события истории.
«Мы победили!» «Мы» - это советский народ, тот многонациональный народ, который жил в одной стране – Советском Союзе, который был объединен общей границей, общей идеологией, общей политической волей, общими надеждами, устремлениями и перспективами. Сегодня он разделён государственными границами. Сегодня «мы» - это народ Казахстана. И мы тоже берем на себя ответственность за память о Великой Отечественной войне.
История не знает сослагательных наклонений, но она не знает и будущих реалий своего развития. Духовно сильные поколения молодых людей, помнящих своё «родство» – залог сохранения и процветания (а не предательства) Родины при всех возможных испытаниях.
Время безжалостно, и участников боевых действий среди живущих становится все меньше и меньше. Полноты мы уже не достигнем. Но и сегодня, конечно же, надо делать все возможное, чтобы и сберечь сохранившееся, и собрать воспоминания тех, кто еще с нами.
В связи с этим постоянно возрастает значение архивных документов. Сегодня документы о войне становятся доступнее для изучения. В своей работе я обращался к семейным архивам и поисковым сайтам. Это очень увлекательная и познавательная работа.
Люди, осознавая свое место в связке: я – семья – род – народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует разобщению и отчуждению людей в современных условиях .
Глава 1. Патриотический и информационный потенциал воспоминаний
Семейный архив как исторический источник для составления родословия семьи (рода)
Семейный архив – это то, что дорого каждому члену семьи. Фотографии, реликвии, письма и открытки, мемуары, награды...
В жизни любого человека появляются разного рода документы: свидетельство о рождении, документ об образовании, паспорт – основное удостоверение личности, трудовая книжка, документы о наградах и поощрениях. Накапливаются документы об его общественной деятельности. Всё это биографические документы, по которым можно воссоздать основные вехи жизни. Человек умирает, а документы остаются и становятся материалом для истории. Даже если сохранились только такие документы, личный архив уже налицо.
Фотографии. И они на своём языке расскажут о жизни человека. Но значение фотографий еще шире: они показывают не только человека и его близких – они запечатлевают для потомков время с его неповторимыми приметами. Фотографии – тоже часть личного или семейного архива.
Сохраняют в большинстве семей и письма. Если не все, то наиболее дорогие: от родных, друзей, от самих членов семьи в годы разлуки; деловые: ответы из учреждений и организаций на обращения, просьбы, жалобы.
Сохраняются и письма с фронтов Великой Отечественной войны или даже гражданской, или, может быть, отправленные из дома на фронт и сохраненные воином. Такие письма, связанные с великими событиями нашей истории, особенно драгоценны. Но, конечно, для истории важны не только они. Письма самых скромных людей всегда несут в себе крупицы сведении об их времени и таких данных, которые подчас ускользают из книг, печати, из документов учреждений. И поэтому так важно их сохранить. И чем дальше отодвигаются в прошлое от настоящего эти письма, тем очевиднее их историческая ценность.
Биографические документы.К ним относятся свидетельства о рождении, браке, смерти, паспорта, удостоверения и справки о трудовой деятельности, характеристики, мандаты, трудовые книжки, документы об образовании, наградах и т.п. Одним словом, все материалы, относящиеся к биографии данного лица.
Дневники и воспоминания. Творческие материалы. Это рукописи общественно-политических, литературных, научных, музыкальных трудов на различных стадиях работы или плана: наброски, черновые и беловые тексты к ним, написанные автором от руки или напечатанные на машинке, а также печатные книги или статьи с авторскими исправлениями. Могут быть отнесены сюда также дневники и воспоминания [1].
Поисковые сайты как информационный ресурс
Поисковая система (англ. search engine) – алгоритмы и реализующая их совокупность компьютерных программ, предоставляющая пользователю возможность быстрого доступа к необходимой ему информации при помощи поиска в обширной коллекции доступных данных[2].
Одним из таких поисковых сайтов является портал «Память народа», созданный Министерством обороны по решению Российского оргкомитета «Победа» и поддержан поручением Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ. Главная цель проекта – предоставить возможность пользователям получить наиболее полную информацию об участниках Великой Отечественной войны за счет новых интерактивных инструментов и развития обобщенных банков данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В рамках проекта «Память народа» впервые оцифровано и выложено в Интернет 425 тысяч архивных документов фронтов, армий и других соединений Красной Армии:
– Это оригинальные документы о ходе боевых действий, приказы, доклады командующих, оперативные описания боевой обстановки. Кроме того, отсканированы и систематизированы более 100 тысяч военных карт, с которых в последующем были введены в базу данных положения всех отмеченных на них воинских частей. Изучение этих документов, а также геопривязка всех данных о местах рождения, призыва, гибели и последнем месте службы солдат и офицеров позволяют восстановить героический путь участников Войны – от призыва до возвращения домой.
– Строчки из наградных листов с описаниями подвигов, представлений к наградам – это самые красноречивые свидетельства судеб солдат и офицеров. Таких записей на портале «Память народа» – более 18 миллионов. Номерных награждений оцифровано свыше 12,5 миллионов, или более 80%. Описания подвигов теперь дополняются обстоятельствами их совершения по записям журналов боевых действий и документам оперативного управления.
– На портале собрана и открыта информация о местах первичных захоронений более 5 млн солдат и офицеров, которые погибли в бою или умерли от ран и болезней в госпиталях и медсанбатах. Родные и близкие, узнав адрес первичного захоронения и найдя это место на исторической и современной картах, смогут вернуть память о подвиге отцов, дедов и прадедов.
Объединение всех данных в одном проекте дало возможность людям самим искать документы, создавать личные архивы, изучать обстоятельства и трагические моменты боевых действий. Только за первые месяца 2015 года с портала «Память народа» было скопировано в личные архивы более 15 миллионов страниц документов о подвигах и потерях.
Работа по восстановлению истории Великой Отечественной войны и каждого ее участника продолжится. Так, в настоящее время не установлено примерно 1,8 млн имен захороненных в первичных местах захоронений. Будет продолжен поиск и оцифровка документов о потерях в делах частей ЦАМО, медицинском архиве. По безномерным наградам на портале опубликовано 5,88 млн награждений, а всего в Указах Президиума Верховного Совета СССР значится 8, 33 таких награждений. Оцифровка этих данных, а также наградных листов и приказов после 1946 года – одна из приоритетных задач проекта.
Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества [3].
Глава 2. История семьи – это частичка истории нашего города, страны
История – это память, а также опыт по изучению событий, за которыми стоят отдельные люди, семьи или целые династии. Знание своих корней всегда было и остается важным в жизни любого человека, потому что это твоя история, твоя гордость и опора в жизни. Каждый человек должен знать историю своей семьи, интересоваться ею. Потому что история любой семьи – это частичка истории нашего города, страны.
В своей работе я хочу исследовать историю моего прадеда и истории моих земляков – участников Великой Отечественной войны, и тем самым показать вклад наших предков в историю нашей страны.
2.1. Лейтенант Победы. Из истории моей семьи.
Семья нашего прадедушки Филатова Валентина Михайловича до начала Великой Отечественной войны проживала в г. Алма-Ате Казахской ССР. 12 июня 1941 года он окончил 9 класс школы №39 г. Алма-Аты (Приложение 1).
Когда началась война, нашему прадедушке еще не исполнилось 17 лет. Все одноклассники сразу пошли в военкомат подавать заявление на фронт, которые из-за возраста не приняли. Тогда Валентин Филатов подает заявление, чтобы его зачислили кандидатом в артиллерийское училище на 1942 год, которое хранится в нашем семейном архиве. Мы с бабушкой читали его заявление, написанное чернильной ручкой, со следами дырокола (видимо, из личного дела), написанное в июне 1941 года: «… прошу зачислить меня кандидатом на 1942 г, …хочу стать полноценным воином Советского народа и доблестно защищать рубежи Советских границ…» (Приложение 2, 3). Я с удивлением узнал, что 16-летние подростки в 1941 году, чтобы попасть на фронт, записывались кандидатами на 1942 год, такое у них было стремление защищать свою Родину от врага.
В нашем семейном архиве сохранился военный билет прадеда. Из него я узнал следующее: род войск – артиллерия. Военная учетная специальность – артиллерист, гражданская специальность – учащийся 9 класса (на июнь 1941 г.) Звание – 22.06.1941 г. - август 1942 г. – кандидат в военное училище; 08.1942 г. – 04.1943 г. – курсант Рязанского артиллерийского училища ст. Талгар, Алма-Атинской области Должность на начало войны – учащийся 9 класса. А. Август 1942 г. – курсант Рязанского артиллерийского училища (Приложение 4,5)
Во время Великой Отечественной войны вчерашний курсант командовал взводом управления 217 Гвардейского Артиллерийского полка РГК 2 гвардейской артиллерийской дивизии Южного фронта.
Звание – гвардии лейтенант. Ранение – 30.07.1943 г. тяжелое ранение осколком мины в голову в бою возле с. Мариновка Ворошиловоградской области на Миус-фронте.
30.07.1943 г. – 10. 1943 г. - ранбольной, лечение в госпитале № 2464 г. Тбилиси.
10.1943 г. – 12.1943 г. – офицер резерва отдельной офицерской дивизии г. Тбилиси. Таким образом, документальные строки военного билета рассказали мне фронтовую судьбу моего прадеда (Приложение 6).
А вот из рассказов бабушки и из книг В. Филатова я узнал судьбу лейтенанта Победы (так называли молодых лейтенантов, которые прямо из военных училищ сразу отправлялись на фронт, многие так и остались лейтенантами, потому что сразу погибали в боях).
В августе 1942 года В. Филатов становится курсантом 2 Рязанского артиллерийского училища, которое в годы войны из Рязани было эвакуировано в п.Талгар под Алма-Атой. В мирные годы училище было трехгодичным, а в военное время – восьмимесячным. Курсанты учились по уплотненной программе, чтобы быстрее стать командирами и попасть на фронт (Приложение 5). 2-е Рязанское училище располагалось в горах Заилийского Алатау, курсанты сами заготавливали дрова на отопление, об этом писал В. Филатов в своих книгах. В апреле 1943 года молодые курсанты отправляются на фронт. Наш прадед попадает в 217 пушечно-артиллерийский полк (пап) Резерва Главного командования и сражается на Миус-фронте. Миус называлась река, поэтому и фронт назвали Миус. По военному билету мы узнали, что прадед был командиром взвода Управления артиллерийской батареи, он корректировал огонь наших батарей. Корректировщики сидели на какой-нибудь высотке на переднем крае, смотрели в бинокль и засекали цели врага. Потом наши артиллеристы стреляли по этим координатам по фашистам.
По данным военного билета мы узнали номер воинской части, название фронта, место боев и много другой информации о военной судьбе своего прадеда. Он воевал на Южном фронте в составе 217 пушечно-артиллерийского полка Резерва Главного Командования Артиллерийской дивизии (потом полк стал Гвардейским).
На сайте «Память народа» мы нашли Наградной лист нашего прадеда и узнали о его подвиге. Вот что говорится в наградном документе: «Гвардии лейтенант Филатов Валентин Михайлович участвовал в боях против немецких захватчиков на Южном фронте в составе 217 Ар. ГП РГК в должности командира взвода Управления второго дивизиона 4-й батареи. При контратаке немцев и выполнении боевого задания в районе деревни Мариновка – получил тяжелое осколочное ранение в область головы с повреждением кости черепа… Достоин Правительственной награды Орден «Красная Звезда» (Приложение 7). Это произошло 30 июля 1943 г. в районе села Мариновка.
На сайте «Подвиг народа» и «Память народа» мы разыскали военные сводки, донесения и карты 217 пап РГК за июль 1943 года и вот, что увидели и прочитали там: «Описание боевых действий.На 30.7.43 Командарм решил: 126 сд и 31 гвсд прочно оборонять занимаемую полосу, совершенствуя оборонительные позиции в инженерном отношении и недопустить прорыва танков и пехоты противника в направлении Дмитриевка, Дьяково…
Противник силами 306 п.д. 23 т.д., штурмовыми батальонами 6 А отдельными подразделениями 513 пп 294 пд, 50 пп, 111 пд до одной дивизии неустановленной нумерации и до 190 танков после интенсивного арт. и мин.обстрела и беспрерывной бомбардировке с воздуха в 9-00 30.7 перешел в наступление на фронте Перадриево, Никифоров, Грушевый, выс. 222.0, 242.2, Саур-Могила, нанося свой главный удар на участке Саур-Могильский, выс. 222.0 в общем направлении Степановка, Мариновка. Авиация противника группами 20-70 самолетов непрерывно бомбила боевые порядки войск армии и районы Дмитровка, Степановка, Мариновка и зап. Ниж.Нагольник. Всего отмечено 367 самолетовылентов.
5-я Ударная армия в течение 30.7.43 прочно удерживая оборонительный рубеж на фронте Шах. №23-25 Бис, Желобок, Глубокая Балка с 9-00 вела ожесточенный бой на своем левом фланге с перешедшей в наступление пехотой и танками противника»(Приложение 8,9,10).
Именно 30 июля 1943 г. в районе села Мариновка (об этом сказано в Военном билете Филатова В.М.) был тяжело ранен наш прадед – гвардии лейтенант Филатов В.М., которому 12 дней назад (18 июля 1943г) только исполнилось 19 лет, а о тяжелом бое 30.07.43 г. возле Саур-Могилы описано в Журнале боевых действий 5 Ударной Армии (Приложение 10,11). Об этом бое 30 июля 1943 г. В.Филатов впоследствии написал в своей книге «Февраль – короткий месяц»: «Мы направили удар яростного тяжелого кулака немцев в сторону Орла, Курска, Белгорода, отвлекли их удар на себя. Целые полки гвардейцев-сталинградцев сложили свои головы в дни июльских наступательных боев на реке Миус и тем самым оказали неоценимую поддержку свои собратьям на соседнем фронте…»[4]
Я разместил уникальные военные документы из Архива Министерства Обороны Российской Федерации, рассекреченные через 70 лет после войны, которые опубликованы на общедоступных сайтах «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал». Читая их, можно с уверенностью сказать, какие тяжелые бои вынесли наши прадеды, как им было трудно, какие они были смелые и самоотверженные, потому что защищали свою Родину, а не нападали на чужую, как фашисты. Именно поэтому они победили! (Приложение 8, 9, 10,11).
С фронта наш прадед писал письма домой. Сохранилось письмо Валентина Филатова своему отцу от 11 июля 1943 года, написанное карандашом. Пожелтевший лист бумаги, сложенный в треугольник с номером полевой почты, штампом «просмотрено цензурой» и почтовым штемпелем с датой получения: 12.8.43г.:
«Здравствуй, папа! Шлю горячий привет с фронта. Как я тебе уже сообщал, я выехал из г. Коломны, где пробыл около 2-х месяцев. С дороги послал тебе письмо и 2 фотокарточки. … У меня все в порядке и со здоровьем и вообще. Сейчас еще пока осваиваюсь, накапливаю опыт командования своими людьми… С немцами вплотную еще не сталкивался, не приходилось. Но под артиллерийским огнем был. С пункта даже невооруженным глазом видно, как ходят по траншеям немцы. В бинокль можно заметить, как они убирают хлеб на полях, прямо на передовых километрах в пяти.
…Привет всем, всем, целую, твой сын.
Перевожу тебе перевод в 800 рублей»
Когда отец 12 августа 1943года получил это письмо от сына, он еще не знал, что его кровиночка тяжелораненый лежит в госпитале с пробитой осколком мины головой (Приложение 12, 13).
А вот письмо от однополчан, датированное уже 13.2.1944 годом, когда Валентин Филатов по ранению был комиссован и вернулся домой в Алма-Ату. Из дома он поддерживал связь со своими боевыми товарищами, а они писали ему о своих боевых буднях и победах, мечтах и желаниях: «Успехи хорошие. Даем фрицам чувствовать наше оружие! Не далек тот час, когда родина будет салютовать Крыму» (Приложение 14).
После войны Филатов В.М. долго лечился по госпиталям, став инвалидом Великой Отечественной войны 1 группы. Он окончил Казахский государственный университет им. С. М. Кирова в г. Алма-Ате и стал писателем. В своих книгах бывший фронтовик рассказывал о своих боевых товарищах, о фронтовой дружбе, о тяжелых боях и испытаниях, о Великой Победе [4]. Филатов Валентин Михайлович похоронен в г. Алма-Ате в августе 1990 г.
Таким образом, благодаря документам военного времени из семейного архива – военному билету, фотографиям, письмам-треугольникам с фронта, заявлению на фронт, воспоминаниям бабушки, книг моего прадеда и многих др., а также оригинальным документам Министерства Обороны Российской Федерации, опубликованным на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», я узнал фронтовую судьбу защитника своего дома, своего народа и своей Родины – моего прадеда – гвардии лейтенанта Филатова Валентина Михайловича и его боевых товарищей (15).
2.2. Вклад павлодарцев в Победу советского народа в Великой Отечественной войне
Передо мной две книги павлодарских архивистов Веры Болтиной, Т. Покидаевой и Людмилы Шевелевой «Войной опаленные строки» [5] и «Поклонимся великим тем годам» [6], подаренные авторами нам, участникам общественной группы «Правнуки Победителей KZ». Книги написаны на основе воспоминаний наших земляков – участников событий, документов, хранящихся в Государственном Архиве Павлодарской области, а также в Архиве Президента Республики Казахстан, Центральном государственном архиве Республики Казахстан, Центральном государственном архиве Министерства обороны Российской Федерации и др. Книги повествуют о достойном вкладе павлодарцев в Победу советского народа в Великой Отечественной войне, о помощи населения области армии, опубликованы оригинальные письма с фронта, плакаты, листовки, фотографии военных лет, похоронные извещения, воспоминания участников войны. Именно из этих документальных источников мы – правнуки Победителей, узнаем все больше и больше об истории нашего города, об истории нашей страны в страшные военные годы.
Знакомясь со страницами этих уникальных изданий, я узнал, что с первых дней Великой Отечественной войны и стар и млад выразили готовность защищать свою Родину, в том числе и мои земляки – павлодарцы. В течение первых трех месяцев войны на территории Казахстана были сформированы 238-я, 310-я, 312-я, 314-я, 316-я, 387-я и 391-я стрелковые дивизии. Всего же в наиболее трудный период войны были сформированы 16 стрелковых и кавалерийских дивизий и 7 бригад [6, с.31].
22 павлодарца стали Героями Советского Союза, их бюсты стоят в Парке Победы нашего города, а их именами названы улицы Павлодара и районных центров области. Моя семья живет на улице одного из них – улица Муткенова, названная в честь Героя Советского Союза Серикбая Муткенова. Раньше я не обращал внимания на название своей улицы, а когда стал писать свой проект, решил побольше узнать об этом человеке – С. Муткенове.
Серикбай Муткенов родился 16 февраля 1913 года в ауле Муткеново Актогайского района Павлодарской области. Рано потерял отца. Семья жила очень бедно, но мальчику удалось поступить в школу. Учителя вскоре заметили необыкновенную одаренность Серикбая, его великолепную память, настойчивость, большую волю. Он успешно окончил семилетку, поступил на заочное отделение Павлодарского педучилища и после окончания стал преподавать в начальных классах. Вот как вспоминают своего учителя поэт Аманжол Шамкенов и Даулет Уалиев: «Серикбай Муткенов самозабвенно любил свою профессию; мы – его ученики, чувствовали это в каждом его слове… Он учил нас разумному и доброму, учил любить Родину…» [6, с.227].
Когда началась война вслед за старшими братьями Нурмуханом и Сатыбалды Серикбай в январе 1942 года ушел в Красную Армию. Окончив школу младших командиров-артиллеристов, стал командиром орудия батареи 342-го стрелкового полка 136 стрелковой дивизии.
Осенью 1943 года, отступая, фашистские войска стремились закрепиться на правом берегу Днепра и создали там сильно укрепленные оборонительные рубежи. 20 октября 1943 года 136-я стрелковая дивизия, в рядах которой сражался С. Муткенов, форсировала Днепр и стала наступать. Орудие старшего сержанта С. Муткенова в течение двух дней боев стреляло по врагу. А фашистские танки били по советским артиллеристам прямой наводкой. В этом неравном бою мой земляк уничтожил до 40 гитлеровцев и обеспечил дальнейшее продвижение своему батальону [6, c.228].
На сайте «Память народа» я решил разыскать информацию о герое. Я нашел Наградной лист на Серикбая Муткенова и описание его подвига, я понял, каким смелым и самоотверженным был мой земляк, и как сильно он любил свою Родину, за которую отдал свою жизнь (Приложение 16).
История освобождения правого берега Днепра советскими солдатами, в том числе и моими земляками, продолжилась интересным образом.
В год 75-летия формирования Днепровского десанта участников нашей группы «Правнуки Победителей KZ» Областной Совет Ветеранов г. Фрязино Московской области и руководство средней общеобразовательной школы №1 г. Фрязино пригласили принять участие в памятном мероприятии, посвященном высадке 3-й и 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады на правый берег Днепра для закрепления и удержания позиций при наступлении советских войск в конце сентября 1943 года. Эта операция была одной из трагических страниц Великой Отечественной войны, потому что около 3000 десантников погибло. Приглашение было связано с тем, что одним из этих десантников был основатель и первый руководитель отряда Красных Следопытов Дворца пионеров имени М. М. Катаева г. Павлодара Дьяченко В.И., а первым руководителем и основателем музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца пионеров - Асеева Л.И., которая и передала нам это приглашение. Об истории 3-й и 5-й десантных бригад в средней школе №1 г. Фрязино рассказывают экспонаты школьного музея (Приложение 17). А своими воспоминаниями об этой трагической операции поделился бывший десантник, участник Великой Отечественной войны – Жуков С. (Приложение 20). Этот рассказ был записан на видео нашими участниками делегации, и когда я слушал его, меня поразили следующие слова: «За голову каждого десантника фашисты обещали местному населению 4000 немецких рейхсмарок. За эти немецкие деньги можно было в то время купить корову. А те семьи, которые прятали в своих домах десантников, фашисты расстреливали, не жалея ни женщин, ни детей, ни стариков». Вот такими жестокими были фашисты: они воевали не только с солдатами, но и с мирными жителями. В заключении мероприятия делегации из Казахстана для Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников г. Павлодара была передана юбилейная медаль «75 лет Днепровскому десанту», а гости вручили подарочные книги (Приложение 18, 19).
Много интересного о десантниках 3-й и 5-й бригад рассказала нам Асеева Людмила Ивановна – основатель и первый руководитель Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников нашего города (Приложение 21). Оказывается, в составе этих бригад были и наши земляки: Дьяченко В.М., Поддубный А.И., Макаренко Г.А., Симонов Н.А., Горячев Г.И., Межевенко П.Н. Бывший десантник Дьяченко Владимир Михайлович написал книгу об этом десанте «Герои не по указу», рукопись которой хранится в школьном Музее Воинской Славы СОШ №1 г. Фрязино. Я обязательно познакомлюсь с этой книгой, потому что связь с этим школьным музеем уже налажена.
О первых поисковиках г. Павлодара – школьниках отряда «Красные Следопыты» рассказала Асеева Людмила Ивановна. Ребята послевоенного поколения самые первые стали заниматься поиском и установлением судеб солдат, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Они писали запросы в военкоматы, встречались с родными бойцов, вели поисковые дела, посещали Дом престарелых и, как могли, помогали ветеранам. В музее Дворца школьников «Деды – ветераны, внуки – следопыты» сохранились эти папки.
В Казахскую ССР в годы войны были эвакуированы заводы, фабрики, учебные заведения, военные училища, госпитали. В наш город Павлодар в 1942 году был эвакуирован госпиталь 2448, в котором находились на лечении раненые фронтовики. Экспонаты и фотографии этого госпиталя хранятся в нашем краеведческом музее имени Потанина и музее «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников (Приложение 22). Из книги «Поклонимся великим тем годам» я узнал, что в конце 1941 года эвакогоспиталь 2448 уже принимал раненых. За ноябрь – декабрь 1941 года госпиталь принял 593 раненых и 38 больных, за этот же период было отправлено в войсковые части 136 человек. В сухих сводках и отчетах о работе эвакогоспиталя я нашел строки раненого бойца, которые меня поразили.
Заместитель политрука Клюев с ампутированной кистью правой руки после ранения при медицинской комиссии заявил: «У меня осталась левая рука, которой я смогу стрелять и метко разить фашистских извергов, а если комиссия меня признает негодным к военной службе, то я пойду на любую работу, чтобы своим трудом помогать Красной Армии громить немецких фашистов» [6, с.591]. Только по этим документальным строкам из архива можно было судить о высоком моральном духе наших прадедов, без рук, без ног стремящихся освободить свою страну от фашистов, и таких примеров можно привести немало.
Все основные этапы Великой Отечественной войны, все ее основные битвы прошли павлодарские воины. Баянаулец Жуматов Г.Ж. принял первый бой на западной границе в Бресте, воевал до Победы. Семенченко К.А. из Успенки командовал 19-й танковой дивизией, и 24 июня в бою у Владимира-Волынского бойцы его дивизии уничтожили 50 боевых машин врага. Его сын Владимир Кузьмич Семенченко был летчиком, очень часто они с отцом были рядом, сын поддерживал с воздуха дивизию отца, но в 1942 году сын погиб. Четыре раза водил бойцов в атаку под Волоколамском комиссар 51-го кавалерийского полка, уроженец Лебяжинского района Абылхаир Баймульдин, и только получив тяжелое ранение, по приказу был эвакуирован в госпиталь. Позднее он погибнет в одном из боев. Каирден Суенов, Кажымкан Увашев, Каирбек Абенов, Кадырбай Саудов обороняли Керчь. В партизанских отрядах воевали Касым Кайсенов (Приложение 23), Киса Кусаинов, Александр Козолуп. Под Сталинградом начинал свой боевой путь Герой Советского Союза Кудайберген Сураганов и Кабдуш Нуркин. На Курской Дуге воевал Сату Баймухамбетов [6, с.6]. На Миус-фронте сражался павлодарский журналист и писатель Валентин Филатов.
Очень много историй, событий, судеб рассказывают «живые» страницы книг, архивов, писем, военных документов о советских солдатах – защитниках Родины, о моих земляках. Меня поразило письмо Салихи Онгарбаевой, которое было прочитано по радио во время войны: «Мой единственный сын Андагул на фронте. Я очень люблю его и тревожусь о нем. Но я ему говорю: «Родина вручила тебе оружие. Сражайся храбро и бесстрашно. Хотя я и мать твоя, но никогда не прощу тебе трусости, ибо лучше оплакивать мертвого сына-героя, чем быть матерью труса» [6, c.9]. Читая это письмо, я понимаю, почему мой народ, мои прадеды победили фашистов! [5, с.374].
Благодаря проведенному исследованию история моей семьи плавно переросла в истории моих земляков, историю моего народа, историю моей Родины.
2.3. «Откликнись, правнук!»
Четверо моих прадедов были участниками Великой Отечественной войны. Валентин Михайлович Филатов воевал и был тяжело ранен на Миус-фронте. Сулейменов Жуматай сражался под Сталинградом, в тяжелом бою попал в плен, после освобождения вернулся домой. Софийский Николай Валентинович, военный врач, погиб, освобождая Венгрию за несколько месяцев до Победы. Гузей Трофим Васильевич пропал без вести.
Именно занимаясь поиском фронтовых документов и установлением судьбы Гузей Трофима Васильевича, я научился работать с поисковыми сайтами «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал».
В семье прапрадеда не сохранилось ничего. Только рассказ моего деда, передаваемого из поколения в поколение. Родился на Украине, ушел на фронт из Омской области в 41 год, когда в семье было уже семеро детей. Последнее письмо с фронта пришло в ноябре 1942 года, там были следующие строки: «Осень. Холодно. Стоим в болоте по колено в воде. Чтобы согреться, поднимаю и грею одну ногу, потом поочередно другую…» (Из фронтового письма Гузей Трофима Васильевича) .
Вместе со своими сестрами я начал поиск. В Интернете нашел сайт Министерства обороны РФ «Мемориал», в которомразмещенаинформация о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период войны и послевоенный период, он создан по инициативе Министерства обороны Российской Федерации в 2007 году. Данный сайт содержит цифровые копии документов о безвозвратных потерях и 20 млн. именных записей о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне [7]. Я набрал фамилию, имя и отчество прадеда и обнаружил там два архивных документа: Анкету по учету пропавших без вести рядового и сержантского состава и Анкету на пропавшего без вести Гузей Т.В. (Приложение 24, 25). Из документов я узнал, что мой прадед был призван в ряды вооруженных сил 7 января 1942 года Нижне-Омским райвоенкоматом. Звание – рядовой. Связь прекратилась в ноябре 1942 года. И все.
Тогда мы обратились к российским поисковикам, с которыми сотрудничаем. Они посоветовали найти призывников, которые были призваны Нижне-Омским РВК также 7 января 1942 года и по номеру их части продолжить поиск. Так была найдена анкета на Воликова С.П., призванного Нижне-Омским РВК 7 января 1942 г. и служившего в 624 полку (Приложение 26). Фронтовую историю полка мы восстановили по Дневнику боевых действий 137 стрелковой дивизии, в которую входил 624 стрелковый полк (Приложение 27,28). Также нашли приказ по 624 стрелковому полку (Приложение 29). Данные документы рассказывают о боевом пути полка, в котором, возможно, воевал Гузей Т.В. И наш поиск не окончен, он продолжается.
2.4. Правнуки Победителей. Эстафета поколений.
Наша общественная группа «Правнуки Победителей KZ», в которую вхожу и я, состоит из школьников и взрослых четырех поколений: это «дети войны», дети участников Великой Отечественной войны, внуки и правнуки победителей. Участники группы занимаются прямым и обратным поиском информации о пропавших без вести воинах, проводят уроки памяти и уроки мужества в школах, библиотеках, Доме Дружбы, Дворце школьников и др. учреждениях города, принимают участие в городских, республиканских и международных акциях, патриотических форумах и конференциях. За последние годы было проведено много таких акций и встреч, в которых мы приняли участие (Приложение 30, 31, 32, 34, 35).
Также на уроках памяти в гимназии №3 для одаренных детей мы встречались с учениками 4-х, 6 и 7 классов и рассказали им о поисковых экспедициях, в которых участвуют волонтеры из разных городов (Приложение 33). На местах боев они поднимают останки бойцов и по солдатским медальонам, ложкам бойцов, другим личным вещам устанавливают их имена, а потом сообщают на родину героя родным, что бойца нашли. Такими раскопками занимаются и наши земляки – бойцы поискового отряда «Майдан Жолы», с которыми мы тесно сотрудничаем (Приложение 36).
Чтобы школьники могли самостоятельно найти информацию о боевом пути своих родных, на уроках юного поисковика мы рассказывали детям, как работать с этими поисковыми сайтами, как заполнять анкету «Судьба солдата», какие трудности могут встретиться ребятам при их исследовании. Ведь во время войны вся документация велась от руки, ее писали военные писари, и часто было так, что фамилия или имя бойца было написано неправильно или с ошибками. И тогда поиск затруднялся. Так, в феврале 2020 г. в моем классе участниками ОО «Правнуки Победителей KZ» был проведен урок памяти, на котором прошло обучение работы с поисковыми сайтами. Ученики написал отзывы об этом уроке, и всех их объединило одно желание: «Я больше не хочу, чтоб была война!» (Приложение 37, 38, 39,40).
2.5. Результаты исследовательской работы
С целью получения информации о том, насколько каждый школьник знает историю своей семьи, историю родного края и историю своей страны периода Великой Отечественной войны, мы с учителем провели анкетирование учеников 5-7 классов. В опросе приняли участие 97 учеников 9 школ города Павлодара и Павлодарской области.
Чтобы узнать, на каком месте у моих сверстников стоит предмет история, интересен ли им этот предмет, первым вопросом анкеты мы поставили следующий:
1) Вопрос: Какие школьные предметы Вам нравятся?
Диаграмма 1
Вывод: предмет история по опросу оказался на 3 месте, то есть он является одним из интересных предметов для школьников.
Чтобы узнать, насколько полно ученики знают историю своей семьи, а именно участие прадедов в Великой Отечественной войне, был задан вопрос:
Вопрос: Есть ли в Вашей семье участники Великой Отечественной войны?
Диаграмма 2
Из 97 респондентов 54 человека, что составляет 56 %, ответили – да, 43% - не знаю, 1% - нет.
Вывод: больше половины учеников знают об участии своих родных в Великой Отечественной войне, 43% не знают вообще (возможно в семье об этом не говорят), и 1% ответил – нет, не участвовал.
Вопрос: Знаете ли Вы, где воевал Ваш родственник, какая у него была воинская специальность, звание?
Диаграмма 3
На этот вопрос отвечали дети, у кого родные были участниками Великой Отечественной войны, то есть 54 человека. Из их числа 46% ответили положительно, 54 % - не знают.
Вывод: Таким образом, в половине семей хранится документальная память о своем прадеде, которая передается из поколения в поколение, а в других семьях документов не сохранилось по тем или иным причинам.
Вопрос: В каких сражениях Великой Отечественной войны принимал участие Ваш родственник?
Диаграмма 4
Только 11% детей из числа 54 человек смогли назвать места сражений, в которых участвовал их прадед.
Вывод: Данная информация может сохраниться либо в военных документах (например, военный билет), либо ее можно найти на поисковых сайтах «Подвиг народа», «Память народа», но не все школьники да и их родители знают об этих источниках.
Вопрос: Какие награды имеет Ваш участник войны?
Диаграмма 5
26% детей из 54 человек ответили положительно и даже перечислили названия орденов и медалей.74% - не знают.
Вывод: В семьях хранятся боевые награды, их ценят и берегут, но не все участники Великой Отечественной войны (в силу определенных обстоятельств: гибель, попадание в плен, пропавшие без вести и др.) имеют награды, хотя и воевали.
Вопрос: Ваш близкий вернулся с войны, пропал без вести, погиб, другое?
38 человек ответили вернулся, 4 человека ответили – пропал без вести, 12 человек ответили – погиб.
Вопрос: Знаете ли Вы описание подвига, за который Ваш фронтовик получил награду?
Диаграмма 7
9% респондентов из числа 54 человек ответили «да» и вкратце смогли описать этот подвиг. 91 % учеников не смогли ответить на этот вопрос.
Вывод: Не все дети знают, что описание подвига участника Великой Отечественной войны можно найти в общедоступном формате на сайтах «Память народа», «Подвиг народа», главное – нужно знать личные данные на героя.
Вопрос: Сохранились в семье военные реликвии?
54% детей, чьи деды воевали, ответили, что в семье хранятся письма-треугольники, фотографии военных лет, награды и даже похоронные извещения.
Вывод: Семьи фронтовиков придают большое значение сохранению военных реликвий, чтобы сберечь историю своей семьи, своего рода и передать ее потомкам.
Вопрос: Хотели бы Вы узнать боевой путь своего родного?
Диаграмма 9
96% детей из 97 опрошенных ответили «да», то есть, не все из них знают, воевал ли их родственник на фронте, но всем интересно знать – каким был их прадед, как он сражался, как защищал свой дом, то есть 96% моих сверстников хотят знать историю своей семьи, своего рода.
Вывод: Я думаю, что ответ на этот вопрос очень нужен современным подросткам, ведь именно в семье рождается чувство гордости за своего воина, за свой род, свой народ и свою страну.
Вопрос: Что Вы знаете об участии павлодарцев в Великой Отечественной войне?
Диаграмма 10
На этот вопрос 83% подростков из 97 опрошенных ответили «Ничего», и только 17% знают ответ.
Вывод: Несмотря на то, что у нас в Павлодаре многие улицы названы в честь павлодарцев – героев Великой Отечественной войны, есть Музей Воинской Славы, краеведческий музей, в сквере установлен Обелиск «Вечный Огонь», каждый год в городе отмечается День Победы, тем не менее история родного города мало изучена школьниками. Значит, мероприятий, посвященных участию наших земляков в Великой Отечественной войне, нужно проводить больше и не только в школе, но и в городе.
Вопрос: Почему победили Ваши прадеды в Великой Отечественной войне?
73% опрошенных из 97 человек написали в своих анкетах подробные ответы, наиболее частые из них были следующие:
- они защищали свою землю;
- они были дружные и сплоченные;
- они сражались за будущее своих детей;
- они любили свою Родину;
- они хотели защитить свою Родину, чтобы был мир!
После проведенного опроса я понял, что мои сверстники интересуются историей своей семьи, своих родных и близких, в семьях сохраняются военные реликвии, фотографии, награды, и благодаря этому эти истории становятся живыми и достоверными. После проведенных уроков по работе с поисковыми сайтами я предложил своим сверстникам, используя поисковые сайты «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал», документы семейных архивов, воспоминаний родных, экспонатов городских и школьных музеев Воинской Славы, расширить свои знания и написать рассказы о своих родных – участниках Великой Отечественной войны, героях маленьких и больших битв, тружеников тыла, «детей» войны. Эти истории мы включим в книгу и назовем ее «Откликнись, правнук! От истории семьи – к истории Отечества». Из этих маленьких историй каждой семьи и состоит история нашей Родины, которую изучаем и пишем мы – правнуки Победителей!
Заключение
Целью моего научного проекта являлось рассмотрение вклада предков в годы Великой Отечественной войны в историю страны через изучение архивных материалов семьи, поисковых сайтов, документальных источников, интернет-ресурсов. Цель была достигнута благодаря поставленным задачам.
В ходе выполнения работы я изучил архивные материалы; провел поисковую работу по сайтам; составил, провел и обработал анкеты. Материалы исследовательской работы представлены на уроках памяти, классных часах, творческих встречах. Большое количество школьников нашей гимназии и школ города Павлодара заинтересовались поисково-исследовательской деятельностью.
В результате проведенного исследования были подтверждены положения рабочей гипотезы о том, что если школьники будут изучать историю своей страны не только по учебникам, но и знакомясь, и исследуя семейные архивы, поисковые сайты, находить информацию о своих прадедах в документах военных лет, встречаться с ветеранами и детьми Великой Отечественной войны и т.д., то такая история будет не только интересной и познавательной, но живой и достоверной.
По полученным материалам мы начали создавать сборник работ учащихся под названием «Откликнись, правнук! От истории семьи – к истории Отечества» (Приложение 41).
Список источников
https://sutur.edusev.ru/distant/2020/group-collection/229765/post/1367507
https://pamyat-naroda.ru/about/
Д.В. Барашев, Н.С.Васильева, Б.А.Новиков //Большая российская энциклопедия, М: 2004-2017
Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/about/
Валентин Филатов. Февраль – короткий месяц (Рассказы, повесть). Алма-Ата, «Жазушы», 1970.
Войной опаленные строки. Авторы-составители: В.Д.Болтина, Т.Е.Покидаева, Л.В.Шевелева. – Павлодар: ЭКО, 2020
Болтина В., Шевелева Л. Поклонимся великим тем годам. 1941 – 1945», Павлодар: ЭКО/2010.
3. Электронный ресурс: сайт ОБД «Мемориал», «Память народа» https://pamyatnaroda.ru/heroes/memoria_chelovek_dopolnitelnoe_donesenie70082237/?backurl
ПРИЛОЖЕНИЕ
На фото: Переводное свидетельство об окончании 9 класса от 12 июня 1941 г.Алма-Ата
На фото: Заявление в артиллерийское училище из личного дела. Июнь 1941 года, г. Алма-Ата
Заявление в артиллерийское училище из личного дела. Июнь 1941 года, г. Алма-Ата
Фото. Справка из Сталинского Городского районного ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА Казахской ССР от 16 августа 1942 г. г.Алма-Ата.
На фото: Валентин Филатов, курсант артиллерийского училища, март 1942 г.
Курсанты 2-го Рязанского артиллерийского училища, эвакуированного в годы войны в пос. Талгар Алма-Атинской области Казахской ССР, октябрь-ноябрь 1942 г.
На фото: военный билет Филатова В.М. ( главная страница – I. Военно-учетные данные. II – Общие сведения. III – Прохождение службы. IV – Участие в Великой Отечественной войне с Германией и в войне с Японией.
V - Отметка об увольнении в запас или в отставку. VI – Ранения и контузии
Военный билет Филатова В.М.
Фото. Наградной лист на Филатова В.М. (Из Архива Министерства Обороны России)
Фото. Схема боевого порядка 217 Гв. пушечно-артил.полка РГК на 30.07.43 г (Из архива Министерства Обороны России)
Артиллерийская панорама переднего края обороны в полосе разведки 217 Гвардейского ПАП РГК от 15.07.1943 г (из Архива Министерства Обороны России)
9. Фото. Схема боевого порядка 217 Гв.Пуш.Арт.полка на 26.07.43 г.
Фото. Журнал боевых действий 5 Ударной армии период 19.7 по 10.8.43 г. (Из Архива Министерства Обороны России)
Журнал боевых действий 5 Ударной армии период 19.7 по 10.8.43 г. (Из Архива Министерства Обороны России)
На фото:Семья Филатова Валентина Михайловича, 1937 г.,
На фото: Письмо Филатова В.М. отцу с фронта. Алма-Ата, 12.8.43 г., полевая почта (Семейный архив)
Письмо Филатова В.М. отцу с фронта. Алма-Ата, 12.8.43 г., полевая почта (Семейный архив)
На фото: Письмо с фронта от однополчан от 13.2.44 г.
На фото: Письмо с фронта от однополчан от 13.2.44 г.
Фото книг, наград и военных документов семейного архива Филатова В.М.
Мои прадеды – Победители
Наградной лист на Муткенова Серикбая, Архив Министерства Обороны Российской Федерации, сайт «Память народа»
Школьный Музей Воинской Славы СОШ №1 г. Фрязино Московской области
Вручение подарочных книг из Павлодара руководству школьного Музея Воинской Славы СОШ №1
Памятная медаль 75 лет Днепровскому десанту, переданная в дар Музею «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников имени М. М. Катаева г. Павлодара
Участник Днепровского десанта 1943 г., ветеран Великой Отечественной войны – Жуков С. на памятной встрече, посвященной 75-летию высадки 3-й и 5-й ГвВДБ в СОШ№1 г. Фрязино Московской области
Асеева Людмила Ивановна – основатель и первый руководитель Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» г. Павлодара со школьниками в музее
Стенд в Музее «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников имени М. М. Катаева г. Павлодара, посвященный десантникам 3-й и 5-й ГвВДБ
Экспонаты музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты», рассказывающие об эвакогоспитале 2448, эвакуированном в годы войны в г. Павлодар
Касым Кайсенов – народный герой Казахстана, писатель
Анкета Павлодарского городского военкомата по учету пропавших без вести рядового и сержантского состава на Гузей Т.В. из Архива Министерства Обороны Российской Федерации, размещенная на сайте «Память народа»
Анкета на пропавшего без вести в 1942 году Гузей Трофима Васильевича от Павлодарского Военного комиссариата за за 28.07.1949 г. из Архива МО РФ, размещенная на сайте «Мемориал»
Анкета на Воликова Степана Петровича, призванного Нижне- Омским РВК Омской области 7/I – 1942 года
Форма 1. Боевые части, входящие в состав 137 стрелковой дивизии (из документов Центрального Архива Министерства Обороны РФ)
Краткий боевой путь 137 стрелковой дивизии (из документов Центрального Архива Министерства Обороны РФ)
Приказ по 624 стрелковому полку 137 стрелковой дивизии от 2 декабря 1942 года (Из Архива Министерства Обороны РФ)
Ассамблея народа Казахстана, Дом Дружбы. Патриотическая акция «Память во имя будущего» в рамках проекта «Война. Победа. Память поколений»
Областной Дворец школьников имени М. М. Катаева. Проведение детскими послами мира международной акции «Дети за мир»
Школьный музей Воинской Славы СШ №14 г. Павлодар. Международная Вахта памяти «Ржев. Калининский фронт»
Урок мужества «И чтобы нам на белый свет родиться»
в ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» г. Павлодар
Акция к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Подари земле сад» в парке Музея Воинской Славы г. Павлодар
9 мая 2021 г. Правнуки победителей с ветеранами
Командир поискового отряда «Майдан Жолы» Шитов А.В. и боец отряда, основатель и первый руководитель Музея «Деды – ветераны, внуки – следопыты» Дворца школьников г. Павлодара Асеева Л.И. на акции «Свеча памяти»
Урок памяти «Судьба солдата» в ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей», г. Павлодар. Отзывы учеников моего класса.
Урок памяти «Судьба солдата» в ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей», г. Павлодар. Отзывы учеников моего класса.
День памяти – 22 июня 2021 г. Ассамблея народа Казахстана, Дом Дружбы г. Павлодар. Правнуки Победителей.
Ассамблея народа Казахстана. Правнуки Победителей в День памяти и скорби 22 июня 2021 года: «МЫ ПОМНИМ!»
Книжка «Откликнись, правнук!» - истории прадедов, написанных правнуками