Забытые ремёсла русского Севера в произведениях северных писателей. Продолжение народных традиций в моей семье

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые ремёсла русского Севера в произведениях северных писателей. Продолжение народных традиций в моей семье

Цывцын З.А. 1
1МБОУ "Яренская средняя школа"
Прахова Н.Н. 1Цывцына А.А. 2
1МБОУ "Яренская средняя школа"
2МБДОУ "Детский сад № 1 "Незабудка" ОРВ с.Яренск"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ.

Русский Север всегда славился своими мастерами. Умелые, трудолюбивые северяне удивляют нас своими изделиями: прочными и долговечными, изящными и красивыми, экологичными и полезными в каждом доме. В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают ремесленные традиции предков. На уроках родной литературы мы изучали очерки о народной эстетике Василия Белова «Лад». Я решил продолжить эту тему, так как она мне близка и знакома. Дома у меня много берестяных изделий, изготовленных руками моего дедушки, Крюкова Алексея Павловича, народного умельца Ленского района.

Цель работы: систематизация и обобщение материала о народных промыслах в произведениях художественной литературы и мастерах моего семейного рода.

Задачи: изучить литературу, материалы прессы, традиционные способы работы умельцев, собрать опыт народных мастеров моей семьи и познакомить участников образовательных отношений с народными промыслами нашего семейного рода.

Методы: беседа, интервью, анализ и синтез литературы, изучение произведений северных писателей, прессы, практикум, эксперимент.

Объект исследования: произведения Анатолия Ехалова и Василия Белова, семейный род Крюковых, Цывцыных.

Предмет исследования: народные промыслы.

Гипотеза:могу предположить, что современные школьники могут изучить процесс плетения из берёсты и лозы и изготовить нужные в хозяйстве берестяные предметы, сохраняя традиции северян.

Актуальность: народные промыслы - это история страны, семьи; нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают всё меньше места в повседневной жизни семьи и общества.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Русский Север всегда славился мастерами. Почти каждый житель северной деревни умел делать деревянную посуду, или плести из берёсты и лозы, или ковать инструменты, или работать на гончарном круге. Женщины ткали, шили, пекли знаменитые северные козули.

В наши дни во многих районах Архангельской области сохраняют и развивают, возрождают ремесленные традиции предков.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.

В толковом словаре В.И. Даля [3] «ремесло» объяснялось, как умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».

2.1. Значение народных промыслов

Народные промыслы отражают культуру, религию, философию народа. Они обращены к природе, к раскрытию её внутреннего содержания, бережному использованию ресурсов, тесно связаны с географическими особенностями региона.

В России существует невероятно огромное количество промыслов. И многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно забыты. Такие ремёсла были и на русском Севере, как женские, так и мужские. (Приложение 1).

Из женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, роспись северных козулей … Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы ритуального назначения и др. Мужские ремёсла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды, чернение по серебру, медный промысел и др.

К сожалению, люди в современном мире недостаточно знают о ремёслах наших предков, а некоторые используют их изделия в быту, не задумываясь об истории происхождения этих вещей.

Работая над этой темой, я познакомился с творчеством северных писателей, которые знакомят читателей с забытыми русскими северными ремёслами.

2.2. Северные писатели о забытых ремёслах русского Севера

О забытых русских ремёслах русского Севера рассказывает в своей книге Анатолий Ехалов [4] (Приложение 2). Анатолий Константинович – заслуженный работник культуры РФ, писатель тележурналист, автор 16-ти книг прозы и публицистики, лауреат многочисленных премий и фестивалей, автор и режиссёр более 200 телевизионных фильмов о Вологодчине и просто - очень интересный человек. Читателям особенно дорог он своей неустанной заботой о судьбе деревни, сохранении её культурного наследия, чему он посвятил 40 лет своей жизни. Анатолий Константинович неустанно изучает северные традиции, делится знаниями и информацией с широким кругом читателей.

Залог нашего будущего – это наша земля, сохранение национальной культуры, ремёсел. Об этом рассказы Анатолия Ехалова в книге «Забытые ремёсла Русского Севера»[4]. Интересно, увлекательно автор рассказывает о каждом ремесле, которые считает забытыми и даже утраченными. Ехалов поведал о русской деревне, ушедшей и нынешней, о сельском укладе и быте, о характерах и судьбах людей. В гостях у дедушки Маркела главные герои книги, современные мальчишки, открывают для себя удивительный мир забытых ремёсел. Общение с дедом оказалось незабываемым и увлекательным, ценным и полезным, интересным и приятным. Читая эту книгу, и дети, и взрослые узнают много интересного, удивительного из крестьянской трудовой жизни.

Другой писатель, Василий Иванович Белов, -выходец из крестьянской среды русского Севера,  русский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы», член Союза писателей СССР. (Приложение 3). Белов - автор книги «Лад» [3] рассказывающей о крестьянской жизни. Это сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. В своих рассказах он поведал о том, что пережил и видел сам у близких людей. Большая половина материалов записана им со слов матери Анфисы Ивановны Беловой. В своих очерках он рассказывает о простоте и красоте в жизненном укладе северных людей, жителей Архангельской, Вологодской и Кировской областей. Его размышление о традициях, истории и культуры простого северянина.

Василий Белов говорит о том, что народно-прикладное искусство Архангельского Севера воплотило в себе практическую целесообразность, красоту форм и яркость красок. Из его рассказов мы узнаём, что издавна северных мастеров-ремесленников называли по «сработанным» ими вещам – бочарники, лукошечники, столяры, плотники, бердники, колесники, ковшечники, кузнецы, гвоздники, гнёздники (замочники), лапотники и т.д. Едва ли не каждый крестьянин умел «ладить» деревянную утварь и посуду –  рубели, пивные жбаны, шкатулки, ковшисолонки – «утушки», черпаки, расписные ложки с резными ручками, берестяные ёмкости –  туеса, пестери, пороховницы разнообразные плетёные изделия из прутьев и корней.

Писателя Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно вставал на защиту сёл, болел за сохранность национального достояния страны – русского языка. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество обитателей северных глубинок, знакомил северными ремёслами.

Авторы Ехалов и Белов убеждены, что нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Опыт наших предков необходим каждому из нас.

Благодаря творчеству северных писателей, мы можем познакомиться с забытыми ремёслами русского Севера и узнать, все ли ремёсла по-настоящему забыты.

2.3. Итоги анкетирования одноклассников

Я решил выяснить у своих одноклассников, знают ли они народные ремёсла. Для этого я провёл анкетирование, в котором приняло 17 человек.

 

Вопросы

Ответы

1

Какие народные ремёсла мне известны?

Гончар – 10 человек (59%);

портной – 9 человек (53%);

коновал, сапожник – 8 человек (47%);

кузнец – 7 человек (41%);

ткач – 5 человек (29%);

портной, лодочник, колесник – 4 человека (23%);

столяр – 3 человека (18%);

плотник – 2 человека (12%);

кожевник, шорник, земледелец – 1 человек (6%).

Были и такие ответы: пастух, знахарь, дёготь, пряжа, плетение, лесничий.

2

Что я предпочитаю: купленную в магазине вещь или сделанную своими руками?

Сделанную своими руками, приобретенную у мастера:

– 10 человек (59%):

- потому что качество лучше

- потому что это украшение ручной работы

- у мастера изделие красивое и хорошего качества

- так как это уникальная вещь, сделанная с душой.

- у мастера изделие эксклюзивное

- это качественная вещь, сделанная из натуральных материалов

- вещь, сделанная с любовью, своими руками и более качественная

- удобная и качественная вещь.

В магазине – 7 человек (41%), так как изделие выглядит современно, стоит дешевле, нет времени на изготовление.

Таким образом, мои одноклассники знают многие народные ремёсла, благодаря изучению на уроках родной литературы произведения В. Белова, и хотели бы приобрести вещи, изготовленные руками народных умельцев.

2.4. История возникновения ремесла в моей семье

О народных промыслах я знаю не понаслышке. В моей семье многие родные занимаются ремеслом. Более подробно я хочу остановиться на плетении из берёсты. В книге «Лад» В. Белов [1] так говорит об этом материале: «Берёста, вероятно, самое древнее и самое распространённое северное сырьё, использовавшееся всевозможными мастерами. Из неё изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Берёста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддаётся обработке. Она декоративна сама по себе. Лёгкость, прочность и доступность сделали её любимым, поистине народным материалом.

Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно». (Приложение 4).

У меня дома много берестяных изделий, изготовленных руками моего дедушки. Алексей Павлович Крюков – народный умелец села Яренск и Ленского района. Из его рассказа я узнал, что это ремесло в нашей семье передавалось из поколения в поколение. Мне захотелось узнать, как появляются на свет берестяные изделия. Я стал наблюдать за тем, как дедушка плетёт из берёсты. Посмотрел, сколько его руками сделано красивых, прочных, нужных в хозяйстве берестяных предметов. У меня появилось много вопросов, на которые предстояло найти ответы.

Я решил выяснить, как (откуда) в моей семье появилось ремесло плетения из берёсты, насколько это ремесло актуально в наше время.

Я заглянул в словарь В.И. Даля [3] и ещё раз прочитал значение слова берёста. Слово берёста обозначает верхний слой коры берёзы.

По совету дедушки, я познакомился с книгой В.Н. Бурчевского «Ремесло за плечами не виснет»[2]. Эту книгу дедушке подарил сам автор. (Приложение 5). В этой книге Владимир Николаевич увлечённо рассказывает о старинных ремёслах родного Архангельского края: ткачестве, плетении, резьбе по дереву, лепки из глины и других.

На следующем этапе моей работы предстояло узнать, откуда в нашей семье появилось это ремесло.

Я расспросил дедушку, и из его рассказа мне стало понятно, что ремесло изготовления берестяных изделий пришло к нам из далёкой древности. Зарождалось ремесло в деревнях. В селе Ирта Ленского района жили мои предки. Мой прадедушка, Крюков Павел Иванович, был мастером на все руки: был кузнецом, плотником, столяром, владел ремеслом плетения из берёсты. Так как фабричной посуды раньше не было, приходилось прадеду делать её своими руками. Его туеса, набирушки, короба, корзины до сих пор живы и используются в нашей семье. Хотя этим изделиям более 100 лет, они по-прежнему прочные. (Приложение 6).

В книге «Забытые ремёсла» Анатолия Ехалова [4] так говорится о свойствах берёсты: «Берёста и в самом деле уникальный материал. Она обладает способностью сохранять свежими продуктами, в берестяном сколотне молоко и сметана долго будут свежими».

Моя прабабушка Крюкова Анна Филипповна хранила в берестяных туесах молоко, сливки, крупу, муку, соль, грибы, берёзовый сок. В лукошке держала хлеб. Продукты в берестяной посуде оставались долгое время свежими: соль и мука никогда не затвердевали, были рассыпчатыми, молоко не скисало.

Мне стало интересно, и я решил проверить, так ли это?

2.5. Исследование свойств берестяных изделий

Исследование №1. Действительно ли продукты в берестяной посуде останутся свежими и рассыпчатыми долгое время?

Я насыпал в берестяные коробушки соль, крупу, муку. Коробушку под № 1 поставил в сухое место, под № 2 - во влажное. Чтобы увеличить влажность, рядом с коробушками под №2 поставил банку с водой. Через 10 дней, к моему удивлению, содержимое в коробушках под № 1 и № 2 остались одинаково сухими и рассыпчатыми.

Исследование № 2. Кусочки хлеба я положил в берестяную хлебницу и в целлофановый пакет. Через 2 дня я увидел, что хлеб в пакете стал влажным с запахом дрожжей, а через 4 дня покрылся плесенью. Хлеб в берестяной хлебнице немного подсох, но был пригодным для еды. (Приложение 7).

Вывод: Я убедился в том, что изделия из берёсты не боятся сырости и холода, не пропускают влагу. Продукты в берестяных изделиях остаются свежими, долго не портятся.

Дедушка подтвердил, что хранение продуктов долгое время возможно только в том случае, если изделия правильно изготовлены.

2.6. Интервью с дедушкой

О том, как правильно изготовить берестяную поделку, я расспросил у дедушки:

- С чего начинать работу с берёстой?

Все работы с берёстой начинаются в лесу. Сначала нужно заготовить берёсту. Есть один секрет - подсказка. Заготавливают берёсту во время цветения шиповника. Это вторая половина июня - июль. В это время дерево полно соков и берёста легко отстаёт от основной коры. Снимать со ствола дерева её нужно умело, не повреждая следующий слой коры. В этом случае это не вредит дереву, и через несколько лет у берёзы появится новая белая одежда. Заготовку следует начинать в сухой ясный день. Надо найти место, где растёт хороший березняк в смешанном густом лесу, так как на открытых местах берёста толстая с наростами и плохо расслаивается на тонкие полоски.

- Каким способом заготавливать берёсту?

Заготавливать берёсту можно пластами, лентами и сколотнями. Пластами – самый простой способ заготовки. Он мне нравится больше всего. У нас в Архангельской области такая заготовка называется скалье. Из пластов (скалья) можно делать корзинки, набирухи, вазы, короба и коробушки, туеса – все прочные изделия. Я выбираю гладкое, без сучков и наростов дерево. На стволе делаю вертикальный разрез – так, чтобы нож разрезал берёсту, не повредив коричневого слоя, по которому идут соки. Аккуратно рукой отслаиваю от ствола возле разреза берёсту. Дальше она снимается легко, без особых усилий, даже отскакивает с треском. Снятый пласт я очищаю от грязи наростов и сразу складываю ровно друг на друга. Когда прихожу домой, кладу берёзовые пласты под пресс на ровные доски. Так берёста лежит под прессом – выравнивается. Заготовленная берёста может храниться очень долго, не один год. Берёсту надо хранить в прохладном тёмном месте, например, в подвале или кладовке. Так всё хранится до той поры, пока не появится время для плетения.

Заготовка лентами сложнее, чем пластами. Она требует сноровки. Заготовка сколотнями – самый сложный и трудоёмкий вид заготовки берёсты. Такая заготовка необходима для изготовления туесов. Я лентами и сколотнями берёсту не заготовляю.

- Какой следующий этап работы?

Для дальнейшей работы нужно подготовить рабочее место. Многие мастера работают в мастерской. У меня рабочее место дома. Я сделал прочный удобный стол. У меня есть все необходимые инструменты для работы. (Приложение 8).

нож – резак – необходим для нарезания лент;

ножницы – нужны для придания концам берестяных лент заострённых концов;

шило – для прокалывания отверстий в ручках изделий и формирования донышка;

рулетка – для измерения основания (дна) плетения;

металлическая линейка - для измерения во время плетения;

отвёртка простая и отвёртка с лотком – для помощи в плетении при протаскивании берестяных полос;

зажимы - крокодильчики 10-12 штук - для фиксации берестяных полос в процессе плетения

- Как начать плести?

К плетению надо подготовиться. Сначала нужно определиться, что я буду плести. С учётом размеров и сложности будущего изделия необходимо выбрать материал. Если плести что-то небольшое - солонки, коврики, детские корзинки, потребуется 12 полос шириной 15 мм и длиной 50 - 70 см. А более сложные и большие изделия потребуют более широких полосок 20 мм и длинных полос 70-80 см. Выбранный материал необходимо подготовить к работе. С берёсты нужно очистить верхний слой и все неровности ножом. Если берёста слишком толстая, можно расслоить, сделав полоски более тонкой одинаковой толщины и ширины. Дальше полоски нужно протереть тряпочкой, смоченной в растительном масле. Это нужно для хорошего скольжения полос между собой в процессе плетения.

Дедушка показал мне, как он плетёт. (Приложение 9).

Мой дедушка, Алексей Павлович, плетёт разнообразные берестяные изделия: корзинки, хлебницы, конфетницы, шкатулки, солонки, кепки, сувениры (сердечки, подковы, ободки на голову), сувенирные лапти и лапти для людей разного размера. (Приложение 10).Каким высоким талантом, фантазией и умением надо обладать, чтобы специальным ножом превратить простую берёсту в замечательные произведения искусства! В каждое мой дедушка вкладывает «душу», доброе «сердце», теплоту «золотых рук», хорошее настроение. Лапти, изготовленные дедушкой, люди носят с удовольствием, считая их целебными.

В своей книге Ехалов [4] рассказывает о лаптях: «А уж берестяные лапти ноги от стужи и мокроты, от всякого грибка и болезни защитят».

Анатолий Константинович продолжает о берёсте: «Берёста и дом, и амбар покроет и не сгниёт под дождями. Лодка берестяная легка и поворотлива, на плечах из реки в реку перенесёшь. В лесу берёста поможет огонь добыть и воду сберечь, и суп сварить, и чаю попить… Берёста для наших предков была вместо бумаги. Берестяные грамоты в Великом Новгороде до сих пор археологи в большом количестве поднимают. В них есть и экономика, и политика, и любовь... А ещё, берёста- это красота в доме».

2.7. Ремесло в нашем семейном роду

Ещё мне стало известно, что в нашем семейном роду прадедушки, дедушки и мой отец занимались и занимаются ремеслом.

1. Мой прадед, Крюков Павел Иванович (мамин дед) занимался плетением из лозы, кореньев, берёсты (был берестянщиком), изготовлял сани (был санником). Он был отличным плотником (построил дом, участвовал в строительстве Кижмольской ГЭС). Прадед умел шить сапоги (был сапожником), катал валенки (катанки).

2. Мой прадед, Бегоулев Алексей Леонтьевич (папин дед) – занимался плетением из берёсты (был берестянщиком) (Приложение 11).

3. Мой дедушка, Цывцын Геннадий Васильевич, был отличным плотником, ремонтировал любые механические часы. Его называли «местным Кулибиным» за изобретательность, умение сделать из ненужных вещей и механизмов полезные в хозяйстве изделия.

4. Мой отец, Цывцын Андрей Геннадьевич, перенял от своих предков лучшие качества. Он освоил строительство, плотницкое и столярное дело, умеет изобретать и придумывать различные необходимые в быту вещи. (Приложение 12).

Работая над проектом, я узнал многое из истории ремесла в моей семье. Многие поколения владели северными русскими народными ремёслами: плетением из берёсты и лозы, плотницким, столярным и сапожным делом. Я считаю, что эти ремёсла не являются забытыми в нашей семье, они передаются из поколения в поколение и приумножаются. Особенно плетение из берёсты является важной частью жизни моей семьи. Мы используем берестяные изделия для украшения интерьера, хранения продуктов, различных мелочей (пуговиц, заколок, бижутерии). Я и мои родные пробовали себя в изготовлении поделок из берёсты. Это совсем нелёгкое дело, ведь чтобы изделие получилось добротным, нужно приложить немалые усилия и терпение.

Мой дедушка распространяет опыт создания изделий из берёсты, проводя мастер-классы, выставки в библиотеке, музее, Доме культуры, Резиденции Зимы среди жителей Яренска (Приложение 13). Дедушка принимает участие в ярмарках нашего района (в Яренске и Урдоме), в Усть-Вымском районе Республики Коми (Айкино). Берестяные сувениры, сделанные руками дедушки, охотно приобретают туристы и гости Яренска. Многие его изделия отправились за пределы России в качестве сувениров.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе систематизирован, обобщён материал о народных промыслах русского Севера и мастерах нашего семейного рода. Мне хотелось более подробно узнать о своих родственниках, их занятиях. В процессе работы над этой темой мы увидели, насколько разнообразны увлечения людей, и как бережно они относятся к народному творчеству.

Собранный мной материал может быть использован на уроках родной литературы, географии, технологии, при изучении тем: «Народные художественные промыслы на Севере», «Северный экономический район» и «География Архангельской области», на уроках мировой художественной культуры и во внеклассной работе.

Данная работа также может представлять интерес для тех жителей нашего района, кого интересуют народные промыслы, кто желает их освоить, кто любит свою малую Родину и стремится познать её. В дальнейшем можно начать более глубокое изучение народных промыслов Ленского района. Хотелось бы подробнее изучить плотницкое и столярное дело, потому что в нашем селе есть такие мастера. Задача будущего времени – возрождение веками складывающихся промыслов.

Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека, они вошли в быт, как необходимые предметы. Возрождая и умножая традиции в народных художественных промыслах, люди сохраняют самобытность своего народа.

По мнению В. Белова[1] , «… нельзя воспитать в себе высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов».

Благодаря поискам, чтению литературы, общению с людьми, человек познает культуру своей малой Родины, своей родословной. Встречи с прекрасным и полезным бесконечны, главное - видеть эту красоту, беречь, ценить и учиться делиться с другими.

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Северные мастера, ремесленники.

Приложение 2. Анатолий Константинович Ехалов.

Приложение 3. Василий Иванович Белов.

Приложение 4. Берестяные изделия.

Приложение 5. Книга В.Н. Бурчевского «Ремесло за плечами не виснет».

Приложение 6. Берестяные изделия прадеда Крюкова Павла Ивановича: туес и пестерь.

Приложение 7. Результаты исследований.

Приложение 8. Инструменты для плетения.

Приложение 9. Процесс (последовательность) плетения.

Приложение 10. Применение берестяных изделий в быту.

Приложение 11. Берестяной туес из сколотня прадеда Бегоулева Алексея Леонтьевича.

Приложение 12. Наш дом, лестницы, сделанные отцом Цывцыным Андреем Геннадьевичем.

Приложение 13. Мой дедушка на ярмарке. Мы с дедушкой и его изделиями.

Приложение 14. Словарь северных ремёсел.

  

IV. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белов В. «Лад». – Архангельск, 1985. – 304 с.

2. Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет.- Архангельск: «Правда Севера», 2006. – 411 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка современная версия. - М.: Эксмо, 2005. – 735 с.

4. Ехалов А.К. «Забытые ремёсла Русского Севера». – М.: Белые альвы, 2013. – 120 с.

5. Кочев М.С. Секреты берёсты. - Сыктывкар, 1999. – 80 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е. - 944 с.

7. Спиридонов М.Ю., Спиридонова М.В. –«Плетение из бумаги и берёсты». – С-Пб, 2011. – 94 с.

8. Поделки из берёсты / В.Н. Преображенская. - М.: РИПОЛ классик, 2012. – 254 с.

Приложение 1. Северные мастера, ремесленники.

Бондарь

Сапожник

Лапотник

Приложение 2. Анатолий Константинович Ехалов.

   

Приложение 3. Василий Иванович Белов.

 

П риложение 4. Берестяные изделия.

   

Приложение 5. Книга В.Н. Бурчевского «Ремесло за плечами не виснет».

 

Приложение 6. Берестяные изделия прадеда Крюкова Павла Ивановича: туес и пестерь.

Берестяной туес

 

Приложение 7. Результаты исследований.

   

Приложение 8. Инструменты для плетения.

 

Приложение 9. Процесс (последовательность) плетения.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Приложение 10. Применение берестяных изделий в быту.

   
   

Приложение 11. Берестяной туес из сколотня прадеда Бегоулева Алексея Леонтьевича.

 

Приложение 12. Наш дом, забор, лестницы, сделанные отцом Цывцыным Андреем Геннадьевичем.

   

П риложение 13. Мой дедушка на ярмарке. Мы с дедушкой и его изделиями.

   

Приложение 14. Словарь северных ремёсел.

Бердник - мастер, выделывающий бёрда, то есть гребни ткацких станков.

Берестянщик – ремесленник, плетущий берестяную посуду, шкатулки, коробьё.

Бондарь (бочарник) – мастер по кадкам, бочкам, ушатам.

Жбан - бондарное изделие в виде небольшой кадки с крышкой и ручкой для приготовления и хранения напитков в домашних условиях (кваса, вина).

Ковш - ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов.

Лапотник- плетельщик лаптей.

Лукошко, лукно́ — круглая ёмкость с прямыми вертикальными стенками и плоским дном. Предназначена для сбора ягод, грибов, орехов, хранения сыпучих продуктов. Может иметь крышку и дугообразную ручку. Лукошком также называют небольшую корзину.

Лукошечник – мастер по изготовлению лукошек (небольших корзинок).

Лычник – человек, занимающийся заготовкой лыка для плетения.

Набирушка - небольшая ёмкость для набирания, сбора ягод.

Плотник – строитель деревянных домов, храмов и зданий.

Пестерь - лубяная корзинка, которую носят обычно на спине. Берестяной заплечный пестерь.

Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками».

Столяр – мастер по изготовлению простой белой мебели.

Туес,туесо́к, бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов. Слово туес является заимствованием в севернорусские говоры из древнепермского (коми) языка, от коми той «берёста».

Просмотров работы: 175