Эвакуация детских домов в Александровский район Оренбургской области в 1941 – 1945 годы.

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эвакуация детских домов в Александровский район Оренбургской области в 1941 – 1945 годы.

Исковских И.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области "Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Рощепкина Василия Дмитриевича"
Сорокина Г.Г. 1
1МАОУ "Александровская СОШ имени Рощепкина В.Д."
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

        С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым.      

Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих, о их судьбах и жизненной дороге.

Продолжая работать над исследованием истории своего района, мы случайно узнали, что в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время в наш район были эвакуированы детские дома из Орловской области и Белоруссии. И, так как в районном краеведческом музее, да и в районном архиве практически нет никаких данных об этом, было решено провести опрос среди пожилого населения.

Тема исследовательской работы: «Спасенное детство: эвакуация детских домов в Александровский район, Оренбургской области в годы ВОВ»

Цель: через поисково-исследовательскую деятельность рассказать о роли детских домов в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Изучить литературу о заботе государства о детях в годы Великой Отечественной войны.

Посетить районный архив, школьный музей с. Тукай.

Проанализировать статьи районной газеты «Звезда» о детских домах, эвакуированных в Александровский район.

Гипотеза: предположим, что в истории деятельности детских домов, эвакуированных в наш район, имеются неточные сведения, изучение которых позволит найти и проанализировать много интересных и ранее неизвестных фактов из жизни этих учреждений, что будет способствовать получению новой информации из истории данных детских учреждений.

Актуальность исследования заключается в том, что поколение «детей войны» остается фактически единственной возрастной группой, способной представить непосредственные воспоминания о войне и о своем детстве. И наша задача - сохранить и донести до следующих поколений сведения об образовании детских домов на территории нашего района в период ВОВ.

Практическая значимость: материалы данной работы могут использоваться на уроках истории России, связанных с изучением событий Великой Отечественной войны, советского тыла в годы ВОВ; на занятиях краеведческих кружков, при оформлении школьных и краеведческих музеев.

Объект исследования: дети в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: детские дома, эвакуированные в Александровский район.

2. «Спасенное детство: эвакуация детских домов в Александровский район Оренбургской области в 1941 – 1945 г.г.»

2.1. Что такое «детский дом»?

Детский дом – воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Основные задачи детских домов – психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Итак, проблема устройства и размещения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует на протяжении нескольких веков. Поэтому правительство страны во все времена держало этот вопрос на особом контроле. Массовое открытие детских домов происходило во время сложных общественных ситуаций – после революции 1917 года, репрессий, в военное и послевоенное время, когда очень много детей оставалось без родителей.

2.2. Эвакуация детского населения советского государства

в годы Великой Отечественной войны в Оренбургскую область

Война, изломавшая миллионы судеб, особо жестокой оказалась по отношению к наиболее беззащитным – детям.

В годы Великой Отечественной войны Южный Урал являлся одним из районов массовой эвакуации населения из прифронтовой зоны. Одним из центров интенсивного развертывания такого типа учебно-воспитательных учреждений стал в годы войны Южный Урал, куда со всех концов страны эвакуировались дети, потерявшие родителей.

В справке «О состоянии детучреждений» на 1 декабря 1941 года отмечалось: «В Чкаловской области к 27 декабря 1941 г. В порядке эвакуации приняли 87 детских учреждений с общим количеством 8575 детей. Из них – 53 детских дома с контингентом 5516 чел., 24 детских сада с 1802 детьми, 7 интернатов с 440 детьми и 3 спецшколы с 808 детьми».

Все прибывшие детские учреждения разместили в 42 районах области. На 6 сентября 1941 г. в области находилось семь детских домов из Белоруссии, в которых было 706 детей. Из одной только Орловской области в первые месяцы войны было эвакуировано 40 детских учреждений: Клиновский и Брянский детские дома, детские сады города Брянска, Стародубский школьный детский дом и другие.

Во время войны делалось все возможное для улучшения материально бытового положения детских домов. Несмотря на трудности, с которыми столкнулись эвакуированные детские учреждения, продолжалась работа по обучению и воспитанию детей.

Дети войны совершили подвиг уже тем, что выжили в нечеловеческих условиях военного времени. Много их погибло от болезней и недостатка еды, но те, кто выжил, испытывали жестокий голод, изнемогали от недоедания и страха. Они перенесли тяжелый путь эвакуации или находились в оккупации.

2.3 Эвакуация детских домов на территорию Александровского района. Данные из официальных источников.

Начиная работать по этой теме, мы решили провести анкетирование среди сверстников (Приложение 1). Оно включало в себя, в частности вопросы о положении детей в годы войны, об эвакуации на территорию нашего района нескольких детских домов. По результатам анкетирования делаем вывод, что к сожалению, современные дети практически не знают об этих исторических фактах. Тогда мы приступили к изучению данной темы, чтобы затем донести основы исследований до ныне живущих людей.

Чтобы лучше узнать информацию о том, как проходила эвакуация детских домов в наш район, мы посетили Тукаевский музей, где нас радушно встретил заведующий Даутов Артур Бариевич.

Вот какую информацию мы от него получили.

К концу октября 1941 года в наш Александровский район было эвакуировано несколько детских домов, которые разместили в селах Тукай (132 ребёнка в возрасте от 3 до 8 лет), Каликино и Новоникитино (72 человека от 8 до 17 лет).

На страницах районной газеты «Звезда» от 9 июня 2005 года в статье «Проявляя отеческую заботу» есть такие данные о детских домах:

«Со старшим возрастом создана комсомольская организация, в количестве 15 человек и пионерская организация – 32 человека. Кроме того, организован совет детдома – 14 человек. Для обучения детей в селе Каликино открыли 10 класс. Продуктами питания (хлеб, сахар, жиры и др.) детские дома обеспечивались по установленным нормам. В Тукае и Новоникитино одежда и обувь имелись в достаточном количестве, а в Каликино для воспитанников не хватало обуви. При каждом детдоме действовали бани и прачечные.

Для обеспечения топливом детских домов руководство района приняло решение о вырубке (в порядке прочистки) деревьев в Новоникитинском и Тукаевском лесах».

Из воспоминаний воспитателя Тукаевского детского дома Абдуллы Дибаева узнаем, что в годы Великой Отечественной войны в село Тукай был эвакуирован Климовский детдом из Орловской области в августе 1941 года. По дороге поезд попал под бомбёжку, часть детей и обслуживающего персонала погибли. Несколько вагонов с вещами и продуктами сгорели.

2.4.Открытие детских домов на территории района.

Поработав с материалами районного архива, нам удалось найти статью о Тукаевском детском доме, вышедшую в районной газете «Звезда» № 40 (5551) от 4 апреля 1985 г. Вот что мы узнали:

В селе Тукай детский дом расположился в здании начальной школы. Сейчас ее уже нет, но по словам старожилов села, начальная школа находилась примерно при въезде в село Тукай с правой стороны от моста. Ориентировочно она располагалась между домохозяйствами семьи Гениатуллиных и Мурзакаевых на улице Центральной». Там было две классные комнаты, одну из которых занимали девочки, вторую – мальчики. А приезжий обсуживающий персонал жил на квартирах у местных жителей.

Директором детского дома был Иван Алексеевич Кореняко. Его жена Софья Никитична работала старшей воспитательницей. Добрые воспоминания остались о директоре у жителей Тукая, воспитателей и воспитанников, у всех, кто находился рядом с ним. Был он внимательным и в тоже время требовательным человеком. Очень хорошо знал психологию детей, любил их, проявляя отеческую заботу, никому не позволял обижать. Старался обеспечить детвору всем, в чём она нуждалась. Был в постоянных хлопотах, ездил в районные организации и в Оренбург, решая многочисленные вопросы быта.

Иван Кореняко был политически грамотным человеком. Через единственный телефон, установленный в сельском совете, слушал сообщения «Совинформбюро» и передавал фронтовые новости коммунистам, агитаторам села, воспитателям и детям. Кстати, и самую радостную весть – весть о Победе, он услышал первым.

Колхоз выделил детскому дому земельный участок, коров, быков и лошадей. За скотом ухаживали А. Ибрагимов, Ш. Мурзакаев. Выращивали овощи, просо, овес. Собирали в Тукаевском лесу на зиму ягоды и лекарственные травы. К сельскохозяйственным работам привлекался не только коллектив работников детдома, но и воспитанники. Дети до 10 лет работали 2 часа в день, выполняя посильную работу. Дети 10-12 лет - 2 часа в учебное и 3 часа в каникулярное время. Подростки 12-14 лет - 2 часа в учебное и 3 часа в каникулярное время. Старшие воспитанники (14 - 16 лет) в каникулярное время работали до 8 часов в день. В строительстве подсобных помещений, в ремонте детдома постоянно помогал Г.Жданов, Н.И. Дибаев работал бухгалтером. Для обеспечения топливом детских домов руководство района приняло решение о вырубке деревьев в тукаевском лесу «Батакул».

Первая группа детей пошла учиться в Тукаевскую среднюю школу осенью 1943 года.

Тукаевская средняя школа ( старое здание) Тукаевская средняя школа ( вид со двора.)

Учитель Узякова Магния Гизятулловна с воспитанниками детского дома. Воспитанники детского дома (фото 1947года)

Воспитателями и учителями за все эти годы, пока был детдом, работали сёстры Надежда Ивановна и Валентина Ивановна Головко, К.А. Аносова, Н.И. Чурбанова, В.К. Кожевникова, М.Г. Узякова, А. Бобылёва, М.Г. Дорофеева, М. Жданова, В. Жданова, З. Тимербаева, М.Л. Миннигулова и другие.

Дети детского дома жили дружно, учились в школе во вторую смену. Тукаевские подростки любили смотреть на детдомовских ребят, как они в единой форме, стройным рядом идут в школу.

Воспитательные мероприятия в основном проводились в детском доме. Детдомовцы выступали с концертами перед местными жителями и учениками Тукаевской школы. На всю жизнь запомнился новогодний утренник, где некоторым тукаевским ученикам посчастливилось присутствовать. Елка, игрушки на ней, новогодние костюмы, хорошие концертные номера – все понравилось детям. Видимо, даже в те трудные годы выделялись определенные средства на проведение воспитательных мероприятий.

Заботу о детях проявляли как районные организации, так и колхоз, сельский совет, жители села. В то время было повышенное требование к обслуживающему персоналу. Один из завхозов рассказывал, как однажды поехал жаловаться на то, что за продуктами для питания детей направляют очень далеко. (Было это уже после войны). Первый секретарь райкома партии С.А. Манаков на это ответил строго: «Только попробуйте не отправить подводы и хоть раз не накормить детей….». Завхоз в тот же день отправился за продуктами за шестьдесят километров. Часто навещали детей заведующая районным отделом народного образования М.Г. Сакаева, врач районной больницы А.С. Чеснокова.

Дети учились в школе до седьмого класса. Затем их устраивали в различные учебные заведения.

Учащиеся 4 класса Тукаевской школы

В 1951 году из Тукая уехала последняя группа детдомовцев, прибывших в 1941 году. Вместе с воспитанниками уехал и директор детдома И.А. Кореняко, но детский дом ещё продолжал существовать. Директором детского дома назначили Анвара Абзаловича Жданова (в 1947-1950 годы он был воспитателем этого детдома).

Его жена – М.Г. Жданова вспоминала: «В Тукаевской средней школе были отдельные малокомплектные классы, где я работала с эвакуированными детьми с 1948 года и до расформирования детдома. В то время воспитателем работала Александра Акулова. Мы вместе проводили внеклассные мероприятия, тематические вечера».

В село Тукай привозили детей и из других детских домов. Здесь они учились в начальных классах и уезжали. Надо отметить, что в детдоме жили и местные дети- сироты, и дети- сироты из других сел района, которые остались без родителей. В июле 1953 года детский дом был закрыт. Детей, которые были в то время в детском доме, перевели в село Татарская Каргала Оренбургской области.

Прошли годы. Но некоторые воспитанники не порывали связи с селом, жителями, приезжали в гости. Чаще других приезжали Т.М.Шугаева, М. Рублева обе стали бухгалтерами, работали и жили в Тургаевской области. Цыганка Роза Грабовская приезжала в село Тукай своей семьей, жили здесь в течение нескольких лет.

В 1984 году на встречу с учениками школы приехала Н.С. Черкасова – Шаповалова. Она помнила многих жителей села, очень благодарила за их родительскую любовь к осиротевшим детям.

Часто встречала гостей семья Гениатуллиных Салавата и Гульнары. Они жили рядом с детдомом и поэтому со многими были близко знакомы.

А.Х. Жданова долгие годы переписывалась с воспитателями, которые жили у них в доме.

Детские дома в городах и селах области стали второй семьей для детей сирот, везде проявляли отцовскую заботу о детях. Жители села Тукай, вместе со всем советским народом, внесли весомый вклад в общее дело победы над фашизмом. Сейчас растет четвертое поколение после войны. Мы хотим, чтобы все последующие поколения никогда не испытывали ужасов войны и жили в мире и согласии.

Список детей Тукаевского детского дома, которые обучались в Тукаевской средней школе представлен в Приложение 2.

3. Воспоминания воспитанников, сотрудников и жителей района о детских домах.

3.1. Детский дом в селе Тукай.

Селиванова Анна Назаровна, 1925 г.р. Проработала в детском доме кастеляншей со дня его открытия и до закрытия.

Нам удалось разыскать сына Анны Назаровны Селивановой (в девичестве Ефановой) Анатолия Александровича Селиванова. Он с удовольствием рассказал нам о жизни своей матери, о работе в Тукаевском детском доме.

Судьба у Анны Назаровны была не из легких: с двух лет она осталась без матери, а когда ей исполнилось 14 лет, умер отец и она осталась круглой сиротой. Родом она из поселка Южный, что недалеко от Тукая.

Будучи еще молодой девушкой, она начала работать в Тукаевском детском доме с самого его открытия. Работа она кастелянщей: заведовала бельем, одеждой и обувью детей, следила за постельным бельем (чинила, стирала). Также она ездила в райцентр Александровка, где получала продукты, ткани для пошива одежды, потом сами шили детям платья, брюки и рубашки. И вообще Анна Назаровна бралась за любую работу.

Очень тяжело тогда было всем. Но в то же время, по воспоминаниям Анны Назаровны, все были дружны: и русские, и татары, и евреи, никто не отказывался от любой работы… Ещё вспоминала, как дружно сажали тополя на территории детдома. А теперь на этом месте пустырь.

Умерла Анна Назаровна в 2018 году, не дожив три дня до 93 лет…

На протяжении всего рассказа Анатолий Александрович несколько раз сказал, что у его мамы была на редкость добрая душа, она всем сердцем любила детдомовских детей. Любила настолько, что даже хотела кого-то из них усыновить, но её отговорили старшие работники. Они сказали: «Ты еще молодая, выйдешь замуж и будут у тебя свои дети.». Так и случилось.

В 1953 году, когда детский дом закрылся, у Анны Назаровны родился первенец Анатолий, а всего в её семье выросло 8 детей! В 1956 году семья переехала из Тукая в Оренбург.

В заключении своего рассказа Анатолий Александрович выразил пожелание и надежду на то, что кто-то из воспитанников ещё отзовется и расскажет нам о годах жизни в детдоме и о его маме.

Крупнова Татьяна Петровна.

Листая подшивки районной газеты «Звезда», в рубрике «Дети войны» нашли статью «Главное богатство – мир и семья» (№ 28 от 22.07.2021г.). В ней Т.П. Крупнова 1935 года рождения делится своими воспоминаниями.

-Отца своего я не помню, умер он ещё до войны. На работе возил горючее и погиб от несчастного случая – бочкой его придавило. Мать моя, Мария Ильинична, умерла в 1942 году, и остались мы, дети, круглыми сиротами. Всех разбросало кого куда. Старшие Вера и Дуся поначалу остались в родной Митрофановке, и лишь потом их забрали в ФЗО. А меня в детский дом определили. Помню, как дядя приехал из Оренбурга. Посадил меня на подводу и повёз в село Тукай, там был районный детский дом. Моего младшего братишку Алексея оставил в селе, ведь малышей в детдом не принимали. Он тоже погиб – тонул в речке, его спасли, но входить не сумели.

Детский дом стоял в стороне от села. Ребятишек было много, все разного возраста, но школьники. Жили по 4-5 ребят в комнате. Там стояли койки и постель была хорошая, чистая. За счет государства одевали, обували нас неплохо, а вот с продуктами было тяжело – всегда были голодными. Готовила для нас бабушка Дибаева, если только чуть что недоглядит – старшие отнимали еду у маленьких. Эта бабушка всех нас и выходила, всегда говорила: «Если уж помрем, то все вместе». В этом детдоме у неё внук был, звали его Фарит, а она там при нём. Наверное, мальчику жалко меня было, уж очень я маленькая было, он меня в обиду не давал, поэтому мою чашку не отбирали…

Мы, детдомовцы сами себя кормили. Сколько мы тогда травы поели… весной огороды на быках пахали, а мы прошлогоднюю мёрзлую картошку собирали и из неё кисель варили. В хозяйстве нашем три коровы имелось, старшие ребята за ними ухаживали, сено заготавливали. Сами мы и кизяк заготавливали, и огород сажали. Да только если бы не местные жители – не выжить нам. Делились они с нами последним, подкармливали как могли. Вышла я замуж за Михаила Васильевича Крупнова, стали жить в Новомихайловке. Семья у нас большая была: деток четверо, да свекровь с нами. В большой нужде жили, да к тому же, когда младшей дочери едва полгода стало, мужа грозой убило…

Всю жизнь я работала в животноводстве без выходных и отпусков – детей надо было кормить, одевать, учить. Только телятницей проработала 42 года. Всё, что нажила, - это моя семья: дети, внуки, правнуки. Так и живу.»

Жданова Мадина Гайзулловна.

Мадина Гайзулловна вспоминает: «В Тукаевской средней школе были отдельные малокомплектные классы, где я работала с эвакуированными детьми с 1948 года до реформирования. В то время работала воспитателем Александра Акулова. Мы вместе проводили внеклассные мероприятия, тематические вечера».

Мурзакаев Рафик Раифович, глава Тукаевского сельсовета .

«Мой дед ушёл на войну, а бабушка Махира Юнусовна Мурзакаева работала в этом детском доме поваром. Она рассказывала, что там было очень строго с дисциплиной среди работников. Нельзя было опаздывать ни на минутку. Каждый нёс большую ответственность за детей.

Мой отец Раиф Мазитович тоже с 15 лет работал там. Подвозил на лошади продукты со склада. Жаль, что раньше об этом мало спрашивали у своих родителей. Не было тогда такого общественного запроса. А сейчас и спросить не у кого. Знаю, что сам детский дом находился примерно при въезде в село Тукай с правой стороны от моста. Ориентировочно он располагался между домохозяйствами наших односельчан - семьи Гениатуллиных и Мурзакаевых на улице Центральной».

З.М. Даутова вспоминала: «У моей подружки мама работала в детдоме пекарем. С ней вместе мы пошли в детдом. Она угостила нас белым хлебом с повидлом. Для меня этот день запомнился на всю жизнь, так как хлеба мы не видели уже несколько лет».

Рахматуллина Ф.З.: «…Меня мать одна растила с большими трудностями. Отца и старшего брата забрали на войну, брат не вернулся с войны, погиб. Я была маленькая, а маме приходилось день и ночь работать в колхозе. Ели мы суп из крапивы, корней лопуха, из земляники, благо лес рядом, в общем, из всего, что находили. С одеждой и обувью тоже большие проблемы были: на ногах – лапти, подошву к ним делали из дерева, чтобы дольше носились. Во время войны у нас в деревне был детский дом. Директором этого детдома был Иван Алексеевич Кореняко, почему-то мы его звали дед Корняк.Так вот он и его жена нам очень помогали. Его жена давала нам одежду. Почему? Потому что государство помогало детскому дому. У детдомовцев было свое хозяйство, держали коров и быка. Выращивали картошку, морковь, свеклу, капусту. Все это детдомовские ребята выращивали сами: сажали, поливали, пололи, собирали урожай. А за коровами смотрели рабочие. Я деда Корняка никогда не забуду, потому что, когда мама осталась одна, колхоз помог нам построить дом. Крыша была соломенной, вместо пола- земля, потолок был из тонких досок. А директор деддома дал нам пару быков, чтобы привезти бревна для стройки.

Детдомовские ребята тоже были очень добрыми, мы с ними жили дружно, они учились в нашей школе, ставили концерты для жителей села.»

3.2 Детский дом в селе Новоникитино.

По словам старожила села Василия Шошина, здесь также располагался Климовский детский дом. Это было более 30 детей в возрасте от 8 до 17 лет. Детей поселили в здании, которое находилось при школе. В этом же доме жил директор школы. Впоследствии здесь располагались школьные мастерские и классы для уроков труда.

С детьми приехали две воспитательницы. По слухам дети были в основном еврейской национальности.

Однако детский дом в селе пробыл недолго (около 2-3-х лет), затем всех перевели в Тукаевский детский дом, где находилась основная часть детей.

3.3. Детский дом в селе Каликино.

Очень мало информации об этом детском доме. Из статьи «Доброе, вечное» (книга А.Г. Григорьева «Это надо живым») нашли воспоминания ветерана педагогического труда Е.С. Пономарёвой, которая работала в Каликинской школе, а во время войны была директором школы:

«В первый год войны в Каликино был эвакуирован детский дом из

Белоруссии. Возрастной состав детей был от 8 до 17 лет. Учеников сразу значительно прибавилось и заниматься с ними приходилось и в клубе, и в пустующих домах.

Отапливалась школа кизяком, который учителям приходилось заготавливать самим и доставлять его на школьной лошади. Но это мало спасало от холода. В школе было так холодно, что замерзали чернила. Не хватало тетрадей и писали на газетах.

Очень трудно было с питанием, выручала только картошка, которую выращивали на огородах. Муки овсяной, просяной или ячменной выдавали на месяц на взрослого по 8 и на ребенка по 4 килограмма.»

Стрельникова Вера Ивановна, учительница Каликинской школы вспоминает: «Эвакуированный в Каликино детский дом состоял из 20 примерно детей. С ними прибыли две воспитательницы, которые жили на квартире. Также здесь работали и местные жители, среди них Лапина Людмила, Хворых, которых сейчас уже нет в живых.

Заключение

Проделав работу по сбору сведений об образовании детских домов на территории нашего района в период Великой Отечественной войны, делаем вывод, что эта тема действительна актуальна.

Мы узнали, как была организована эвакуация детского населения советского государства в годы Великой Отечественной войны в Оренбургскую область, и в частности в наш район, в каких сёлах расположились детдома, как была налажена их работа, и самое главное – о людях, которые в них работали. Мы поработали и с архивными материалами, подшивками районной газеты «Звезда», а также собрали сведения от старожилов, родственников сотрудников. Мы побывали в школьном Музее села Тукай, где почерпнули много уникальных знаний по теме от его заведующего и просто неравнодушного человека Даутова А.Б. Собирая эти сведения, мы подтвердили свою гипотезу о том, что данные архива порой всё-таки разнятся с данными, которые нам сообщали старожилы и люди, работавшие в детском доме.

Ввиду этого признаём, что наше исследование ещё не закончено. А вместе с тем надеемся, что нам удастся отыскать ещё сотрудников, либо воспитанников эвакуированных детских домов в наш район, и таким образом дополнить нашу работу новыми данными.

Поколение «детей войны», к сожалению, уходит. А ведь именно они являются для нас тем звеном, благодаря которому мы вживую ещё можем получить сведения о том времени, когда у тысяч беззащитных детей оказались поломанными судьбы. Хочется донести до нашего поколения детей, как жестока была война, сколько трудностей и невзгод пришлось перенести нашим сверстникам в то далекое время.

Список литературы и интернет ресурсов

1. Большая российская энциклопедия. Москва, 2005,с.600-601.

2. Григорьев А.Г Это надо живым. Книга памяти. Т 2, Оренбург, 2003, с340-341

Районная газета «Звезда» № 40 (5551) от 4 апреля 1985 г. «Детский дом в Тукае»

Районная газета «Звезда» 9 июня 2005г, «Проявляя отеческую заботу о детях»,

Районная газета «Звезда» 2007г « И было в Тукае три школы».

Районная газета «Звезда» № 45 от 18 ноября 2021г « Когда–то в Тукае был детский дом».

4. Материалы районного архива.

5.

https://oren-reader.livejournal.com/2634099.html

6. https://ru.wikipedia.org/

7. https://cyberleninka.ru/article/n/detskie-doma-i-shkoly-dlya-detey-sirot-v-rossii-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-poslevoennyy-period

Приложение 1

Анкета

Когда началась Великая Отечественная война?

А) в 1941г.;

Б) в 1917 г.

Когда происходит празднование великой Победы?

А) летом;

Б) весной.

Знаете ли Вы, как правительство Советского Союза заботилось о детях в военное время?

А) Да;

Б) Нет.

Были ли в нашем районе детские дома в годы войны, эвакуированные из других территорий?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не знаю.

Знакомо ли Вам понятие «Тукаевский детский дом»?

А) Да;

Б) Нет.

Приложение 2

Список детей Тукаевского детского дома,

которые обучались в Тукаевской средней школе.

Азаров Н.

Айвазов Ж.

Альбекова С.Т.

Андрюшктна В.

Асбаганов П.

Афанасьева З.

Бондин В.

Бедина В.А.

Базарова П.

Галанин В

Грецких М.

Горовой В.Ф.

Говоров М.М.

Гурьев Е.

Грабовская Р.С.

Галенкова Г.Ф.

Гиниатуллина Р.

Гиниатуллина Р.А.

Гера В.Н

Дибаев Ф.И.

Дубровская Н.Б.

Ермошкин Ю.

Живодеров Ж.

Жигулин П.

Зимин Г.

Захарова Н.

Кузина Г.В.

Козина В.К.

Савин И.Я.

Саталкина Н.

Сомова А.Е

Карташев Т.С.

Комадынко Н.И.

Косова В.П

Калмыков А.

Карнаухов А.П.

Крылова Т.А.

Козаченко Т.Ф.

Косилов М.П.

Косилов В.А.

Костылев С.

Коновалова Н.

Кузнецов Д.

Козлов В.

Крыжиновский Л.

Лемешева Н.П.

Липатов М.Я.

Левдик В.Н.

Ляликова В.

Логачев В.

ЛаповицкийЮ

Марков В.

Мыевская М.К.

Москвичева Е.Ф.

Мешков А.

Медведева К.

Мартынов Б.

Макс Т.

Мазденова М.

Новичков В.М.

Найденов П.А.

Новиченко В.А.

Носова Р.М.

Курчатов И.

Никулин С.

Октябрский В.С.

Обитаева Н.

Орлова В.

Пинькова Л.А.

Подшивалов Ю.И.

Анпилогов Ю.В.

Падолко И.Ф.

Поляжита В.

Поленков В.

Путинцева Л.

Прыгутова Д.

Ротов М.

Ряховский А.А.

Ротов В.М.

Рублева М.И.

Ряховский М.

Рудаков Ш.

Столярков Г.Г.

Садчикова В.С.

Самыкина А.И.

Сабурин Ф.Л.

Салуянов В.Г.

Скороходов П.К.

Садых З.И.

Суходулова Р.Н.

Старокожева М.Л.

.

Сидорова Н.

Стрекопытов К

Саркулов И.

Сальников Н

Сеньковская Н.

Сумкова Д.

Соколов В.

Тамарина Р.Д.

Толызин А.

Федоров И.

Федотов Г.

Файзуллин М.

Федотова Н.

Хрулев П.С.

Хрулева А.С.

Цапко С.

Шахова А.П.

Шугаева Т.М.

Шняткин А.

Шпелюк К.

Шпелюк М.

Якунчиков В.

Халаева Н.Я.

Хомутова Л.С.

Халаева М.Я.

 

 

14

Просмотров работы: 215