Введение
Наш школьный музей имеет давнюю историю. Здесь собраны материалы об истории школы, нашего села, о ветеранах Великой Отечественной войны, археологические находки и многое, многое другое. Немые свидетели старины, сколько хранят они в себе секретов!
Мы заинтересовались вопросом происхождения экспонатов школьного музея. Свое исследование начали с самопрялки (Приложение 1).
Актуальность. Современная техника и технология стремительно развивается, и никто не может сказать, какие инновации нас ожидают завтра. Но, не стоит забывать предметы, которые изобретали и использовали в быту наши предки. Ведь именно с них: деревянных, крутящихся, простых механизмов, начинались все научно-технические открытия.
Цель: исследовать историю экспоната школьного музея – самопрялка.
Задачи:
1.Изучить литературу и источники по теме исследования.
2.Посетить школьный музей, музей Боевой и трудовой славы с.Кандры, краеведческий музей «Губайдия» с.Байряка, Ютазинского района.
3.Провести беседы с мастерицами прядения на разных видах прялок.
4.Узнать возраст экспоната школьного музея – самопрялки.
5.Совершить виртуальную экскурсию на «Троицкую камвольную фабрику».
Объект исследования: прялка.
Предмет исследования: история развития прялки.
Методы исследования: историко-хронологический, поисковый, наблюдение, сравнение, беседы, экскурсии.
Гипотеза: предполагаем, что можно определить возраст экспоната школьного музея – самопрялка.
Новизна исследования заключается в том, что при изучении истории развития прялки, использовались личные встречи с носителями знаний прядильного искусства.
Практическая значимость: полученный материал можно использовать при организации экскурсии по истории одного экспоната – самопрялки; на уроках технологии.
Краткий обзор используемой литературы и источников: при написании данной работы были использованы: статьи из сети Интернет, личные встречи с мастерицами прядения, виртуальная экскурсия на «Троицкую камвольную фабрику» (You Tube «Троицкая Камвольная Фабрика. Экскурсия на производство.»), экскурсии в школьный музей, музей Боевой и трудовой славы с.Кандры, краеведческий музей «Губайдия» с.Байряка, Ютазинского района.
1. История развития прялки
1.1 Веретено
Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа [5].
Про историю прялки пишут во многих литературных и Интернет- источниках. Нам было интересно узнать о развитии прядильного мастерства из первых рук, от самих мастериц.
Издревле наши предки использовали прялку для прядения шерсти. Она была обязательным предметом быта в крестьянской семье. Рукодельницам нужно было хорошо потрудиться, прежде чем шерсть, лен или хлопок превратятся в прядильное волокно. Из пряжи вязали теплые вещи, ткали полотна, ковры, шили одежду.
В народе говорили: «Не ленись прясть, хорошо оденешься», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом» [3].
В течение многих веков прядение было одним из важнейших занятий для женщины, менялся только внешний вид прялки.
Самым простым приспособлением для производства пряжи была ручная прялка. Она состояла из веретена, пряслицы и палки с развилкой.
Такая прялка сохранилась в нашей семье. Моя нэнейка, Гульчира Шайсултановна (85 лет) рассказала и показала, как она использует прялку для прядения: «Подготовленную кудель (комочек шерсти или льна) нужно прикрепить к воткнутой палке с развилкой. Вытягивая пучок волокон из кудели, присоединяем его к веретену и пряслице. Пряслица – это камешек с дырочкой посередине, насаживается на веретено и служит в качестве груза, для усиления вращения веретена. Веретено, вместе с прикрученной к нему нити, приводим в быстрое вращение и отпускаем. Вращаясь, оно вытягивает и скручивает нить» (Приложение 2).
Казалось бы, всего три операции – вытягивание, скручивание и наматывание нити, и мы из шерстяного волокна получаем тонкую нить. Но этот монотонный труд требует от мастерицы определенной ловкости и сноровки. Потянешь чуть сильнее – нитка оборвется, чуть-чуть слабее – нитка идет толще. Искусству прядения девочки учились с раннего возраста.
В школьном музее хранится несколько экспонатов веретён (Приложение 3). Мы сравнили их с веретенами, изображенными на картинах известных художников (Приложение 4). Интересно, но внешний вид веретена совсем не изменился.
Гульчира Шайсултановна в качестве стойки для прялки использовала обычную палку. Древняя ручная прялка состояла из подставки – «донца», где сидела пряха, и стояка, на котором закреплялась кудель (Приложение 5) [4].
Такие прялки можно встретить в любом краеведческом музее. В музее Боевой и трудовой Славы с.Кандры нам показали башкирскую прялку, с характерным орнаментом на донце (Приложение 6). В музее «Губайдия» с.Байряка Ютазинского района Республики Татарстан мы увидели татарскую прялку (Приложение 7).
Древняя прялка была предметом народного художественного творчества. Искусно вырезанная или расписанная, она составляла гордость владелицы, выделяла ее среди подруг. В орнаменте донец и прялок прослеживались традиции и мотивы, истоки которых уходили во времена языческих верований. Сохраняя древние сюжеты и формы, мастера изображали то, что видели вокруг себя, добавляя сказочные образы (Приложение 8) [1].
1.2 Самопрялка
Следующим этапом развития прядения стало изобретение самопрялки. В Россию их завезли из Европы в 17 веке.
Теперь прялка представляла собой большое колесо, которое приводилось в движение ножным приводом. Существовало две разновидности самопрялок: вертикальная – стояк, и лежак (чухонка) (Приложение 9).
В школьном музее хранятся две вертикальных самопрялки. О способе прядения мы узнали у хозяйки одной из них, Смирновой Веры Тимофеевны (94 года) (Приложение 10): «Из подготовленного волокна (шерсти или кудели) вытягиваем небольшой кусочек нитки. Продеваем в отверстие в прялке. Зацепляем за первый крючок на рогаче, приматываем на катушку. После того как первый ряд нитки будет навит, цепляем нитку за следующий крючок на рогаче. В руках должен остаться пучок шерсти. Нажимая ногой на педаль, приводим в движение колесо, одновременно аккуратно выдергиваем шерсть из кудели. И всё. Если прялка настроена правильно, прядение будет в удовольствие.» (Приложение 11).
Как и в ручной прялке самопрялка выполняет три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити, но только одновременно.
Вера Тимофеевна рассказала нам об истории своей прялки: «Прясть я научилась в раннем детстве от мамы. Когда вышла замуж, прялку забрать с собой не могла, ездили с мужем-нефтеразведчиком по всей Башкирии. Только, когда приехали в Кандры, в конце 50-х годов, соседка Дуся, зная мою тягу к прядению, отдала свою сломанную самопрялку. Мой муж прялку починил и, вплоть до 2000 года, я на ней работала».
Реликвия сохранилась в семье дочери Веры Тимофеевны, а затем была передана в школьный музей.
Мы решили узнать год изготовления данной самопрялки. Связались по телефону с племянницей «соседки Дуси» (Евдокии Ефимовны) – Евгенией Ивановной Никулиной. Она рассказала: «Это прялка моей мамы Марии Ефимовны. Она дасталась маме от моего отца Ивана Гордеевича. Во время голодомора в Украине в 1932-1933 годах многие украинцы перебирались в Башкирию. Так и Иван Гордеевич (1911г.р.) с семьей приехал к родному дяде в деревню Алексеевка Чукадытамакской волости (ныне Туймазинский район). Среди самых необходимых для жизни вещей была привезена и прялка. Перед Великой Отечественной войной отец женился на маме. Прялка оказалась в нашей семье. В 50-х годах мама подарила её своей сестре, а та, позднее, отдала прялку Вере Тимофеевне.»
Таким образом, мы выяснили, что история экспоната школьного музея – самопрялки началась на Украине в 20-30 годах прошлого века. А значит нашей прялке около100 лет!
В музее Боевой и трудовой славы села Кандры хранится восемь самопрялок (Приложение 12). Мне стало интересно узнать, как они попали в краеведческий музей?
На вопрос ответил руководитель музея Бирюзов Юрий Леонидович: «Экспонаты в музей попадают разными путями – что-то приносят жители села из личных архивов, многие документы, фотографии передаются в музей родственниками ветеранов войны, что-то привозим с раскопок. Что касается прялок, большинство из них мы отыскали в археологических экспедициях, они пылились в старых сараях, но все-таки не были выкинуты. Одну прялку нам принесла пожилая женщина. Со слезами на глазах она рассказывала, как дорога ей эта вещь, наследство от матери. Но старушка боялась, что, когда ее не станет, внуки просто выкинут прялку и «история семьи уйдет в небытие». Таких историй много, когда люди (обычно пожилые) стараются сохранить какую-либо память о своем прошлом. И я уверен: пока люди делятся сокровенными вещами из личного архива, история будет живой и осязаемой.»
1.3 Электропрялка
Наука не стоит на месте. В середине XX века появилась электрическая прялка. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель [2]. Электропрялку 1986 года выпуска мы встретили в музее Боевой и трудовой славы (Приложение 13).
С современной электропрялкой нас познакомила Шайдуллина Лилия Зинуровна в режиме онлайн: «Перед работой шерсть необходимо хорошо вычесать. Затем, держа ее в руках, вытягиваем, скручивая пальцами жгутик и прикрепляем его к нити, протянутой из шпули через нитенаправитель. Включаем прялку. Вращаясь, шпуля тянет нить и волокно из пучка. Немного подправляем волокно руками. Так мы регулируем толщину пряжи. Нить наматывается на катушку.» (Приложение 14).
В отличие от механических прялок, на которых можно работать сутками напролет, электрической прялке каждые 30-40 минут необходимо давать отдых, чтобы не допустить перегрева двигателя. Также на такой прялке можно скручивать несколько нитей в одну.
1.4 Современные технологии прядения
Инновационные технологии стремительно вошли в текстильную промышленность. Современное прядение теперь механизировано и автоматизировано.
Для знакомства с производством пряжи мы совершили виртуальную экскурсию на «Троицкую камвольную фабрику», которая расположена в г.Троицке Московской области. Предприятие большое. Ежедневно здесь перерабатывают несколько тон шерсти из верблюда, ламы и овцы, а также из синтетических материалов (Приложение 15) [7].
На начальном этапе подготавливают шерсть. Чистят, моют. Расчесывают в кардочесальных и в гребнечесальных машинах. Пряжу красят, прополаскивают, отпаривают и высушивают. Сырье перематывают на каждом этапе. Оно становится тоньше и плотнее. Затем отправляют в прядильный цех.
Проходя через много роликов прядильной линии, нитка скручивается, уплотняется, становится тоньше. Наматывается на бобины. Затем нитку с исходных бобин перематывают на другие [6]. Все вращается очень быстро, производство травмоопасное. На следующем этапе нитку отпаривают, снимают статическое напряжение.После, пряжу собирают в мягкие большие «шины». А затем сматывают в клубки и отправляют на упаковку (Приложение 16).
Мы видим, что процесс прядения стал полностью автоматическим. На фабрике работает очень много сотрудников.
Законченной продукцией прядения является пряжа.
Мы сравнили пряжу собственного производства и фабричного (Приложение 17). Волокно из под прялки натуральное, на ощупь мягкое. Фабричная пряжа мягкая, воздушная, может быть разной окраски, из-за удешевления производства в ней присутствуют синтетические волокна. Но самое главное отличие, в клубочке натуральной пряжи чувствуется душа мастерицы. И вещи из такой пряжи намного теплее, роднее, долговечнее.
Заключение
Своей работой мы хотели привлечь внимание к изучению истории экспонатов школьного музея. В частности, самопрялки.
С помощью личных встреч с мастерицами, экскурсий в музеи, мы рассмотрели виды прялок, ознакомились с методами работы на них, узнали историю развития прядения. Наглядно увидели как менялось техническое устройство и внешний вид прялки.
Цель исследования достигнута, в рамках поставленных задач работа выполнена.
Проведя исследование происхождения самопрялки, хранившийся в школьном музее, мы выяснили, что она была привезена в Башкирию с Украины в 1932-1933 гг. Узнали данные о 4 хозяевах прялки. Примерный возраст самопрялки – 100 лет. Тем самым подтвердили поставленную гипотезу: можно определить возраст экспоната школьного музея – самопрялка.
По итогам работы сделали вывод: современные технологические решения усовершенствовали издревле известный процесс прядения – получение пряжи из полуфабриката, но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел.
В школьном музее хранится много интересных вещей. Узнав историю каждого экспоната можно составить «Экскурсии одного экспоната» и тем самым привлечь ребят и взрослых к изучению прошлого своего народа. Ведь так интересно наблюдать как экспонат оживает на глазах и «рассказывает» свою историю.
Список использованных источников и литературы
1.Жегалова С.К., Жижина С.Г. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву/С.К.Жегалова, С.Г.Жижина, и др. –М.: Издательство «Искусство», 1967. С.113.
2.МКУ Новохоперский краеведческий музей [Электронный ресурс]-URL: https://novohopmuzei.jimdofree.com/история одного предмета/(дата обращения 18.10.2021)
3.Пословицы о рукоделии. [Электронный ресурс]-URL:https://zen.yandex.ru/media/id/5e744f8d8008524d55ebef88/poslovicy-o-rukodelii-5e7c56bc95cdd24869d36f51(дата обращения 07.10.2021)
4.Русская прялка [Электронный ресурс]-URL:https://dom-puha.ru/blog/russkaia-prialka(дата обращения 07.10.2021)
5.Русская прялка. [Электронный ресурс]-URL: http://parnasse.ru/poetry/lyrics/civilian/ruskaja-prjalka.html(дата обращения 17.10.2021)
6.Троицкая камвольная фабрика: Путь шерсти от сырья до клубка [Электронный ресурс]-URL:https://users.livejournal.com/-twin-/508155.html?media(дата обращения 02.11.2021)
7.Троицкая Камвольная Фабрика. Экскурсия на производство. [Электронный ресурс]-URL: https://www.youtube.com/watch?v= uEGLdLQySs8(дата обращения 02.11.2021)
Приложение 1
Музей МАОУ СОШ №1 с.Кандры
Фото 1. Школьный музей
Фото 2. Самопрялка
Приложение 2
Ручная прялка
Фото 3. Простая ручная прялка
Приложение 3
Экспонат школьного музея – веретено
Фото 4. Коллекция веретён
Приложение 4
Веретена на картинах известных художников
Фото 5, 6. Пряха. Фирс Сергеевич Журавлёв.1864г.
Фото 7,8. Пряха. Дубовский Николай Никанорович. 1870-е
Продолжение приложения 4
Фото 9. За работой. Подруги. Федот Васильевич Сычков. 1935г.
Приложение 5
Строение древнерусской прялки
Фото 10. Строение ручной прялки
Приложение 6
В музее Боевой и трудовой славы с.Кандры
Фото 11. Башкирская прялка Фото 12. Донца от прялок
Фото 13. Орнамент на донце
Фото 14.«Пряха» за работой
Приложение 7
В музее «Губайдия» с.Байряка
Фото 15. Татарская ручная прялка (слева)
Приложение 8
Прялка - предмет художественного творчества
Фото 16. Прялки из коллекции Русского музея.
Приложение 9
Виды самопрялок
Фото 17. Самопрялка – лежак (чухонка)
Фото 18. Самопрялка – стояк
Приложение 10
Самопрялка Смирновой В.Т.
Фото19. Смирнова В.Т. возле своей самопрялки
Приложение 11
Строение самопрялки с ножным приводом
Фото 20. Строение самопрялки на примере экспоната из школьного музея
Фото 21. Смирнова В.Т. рассказывает о строении самопрялки
Приложение 12
Самопрялки в музее Боевой и трудовой славы с.Кандры
Фото 22. Бирюзов Ю.Л. рассказывает о самопрялках
Фото 23. Муфтахова А. Изучает строение прялки
Продолжение приложение 12
Фото 24. Сираева Э.С. и Муфтахова А. знакомятся с экспонатами музея
Фото 25 . Муфтахова А. с руководителем музея Бирюзовым Ю.Л.
Приложение 13
Бытовая электропрялка 1986 года выпуска
Фото 26. Муфтахова А. и Сираева Э.С. возле электропрялки 1986г.
Фото 27. Бытовая электропрялка БЭП-2
Приложение 14
Современная электропрялка
Фото 28,29 Электропрялка
Фото 30. Работа за электропрялкой
Приложение 15
Виртуальная экскурсия на Троицкую камвольную фабрику
Фото 31. Здание Троицкой камвольной фабрики
Фото 32. Прядильный цех фабрики
Приложение 16
Прядильный цех Троицкой камвольной фабрики
Фото 33. Прядильная линия со стороны подачи сырья
Фото 34. Прядильная линия
Продолжение приложения 16
Фото 35 . Нитки накручиваются на бобины
Фото 36. Пряжу отпаривают и снимают статическое напряжение
Продолжение приложения 16
Фото 37. «Шины» из пряжи
Фото 38. Клубки пряжи
Приложение 17
Сравнение домашней и фабричной пряжи
Фото 39. Фабричная пряжа Фото 40. Домашняя пряжа