Введение
В 2023 году исполняется 50 лет знаменательному для марийского балета событию. В 1973 году состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда», овеянная поэтическими мотивами марийского фольклора. «Лесная легенда» для молодого марийского балета стала школой мастерства и вошла в сокровищницу марийской музыкальной культуры.
Анкетирование одноклассников показало, что больше половины класса не были в Марийском Государственном театре оперы и балета (рис. 1). И лишь малая часть из них посещали балет (рис. 2).
Рисунок 1. Посещение театра Рисунок 2. Просмотренный репертуар
Я решила исследовать страницы истории марийского балета и заинтересовать балетом моих одноклассников. Поэтому объектом моего исследования стала история балетного искусства республики Марий Эл.
Для достижения поставленной цели мною была изучена и проанализирована информация о музыкальном театре оперы и балета им. Э. Сапаева из открытых источников и музея театра, были выявлены яркие моменты в развитии марийского балета, изучен современный репертуар и составлен репертуарный перечень для одноклассников, совершена экскурсия по музыкальному театру и взято интервью у ведущего солиста балета Старикова Романа Фёдоровича.
Становление балетного искусства в Марий Эл
В 1968 году важным событием в культурной жизни республики стало создание объединенного Марийского музыкально-драматического театра. Благодаря наличию музыкального театра открылись широкие возможности для пропаганды мирового, отечественного театрального искусства, а также для развития марийского национального оперного и балетного искусства.
В 1972 году Музыкально-драматический театр им. М.Шкетана (рис.1.1) был разделен на два театра — Марийский драматический театр и Марийский музыкальный театр Марийской АССР.
Рисунок 1.1 Музыкально-драматический театр им. М.Шкетана
Знаменательным в истории музыкального театра был 1973 год — год рождения первого национального балета «Лесная легенда» (рис.1.2), овеянная поэтическими мотивами марийского фольклора, созданный на музыку композитора А. Б. Луппова, уроженца Республики Марий Эл, заслуженного деятеля искусств РСФСР и МАССР, лауреата Государственной премии МАССР, профессора Казанской консерватории.
Либретто было написано по мотивам марийских легенд и сказок балетмейстером В.Наваевой.
Рисунок 1.2 Сцена из первого национального балета «Лесная легенда»
В 80-годы на сцене Марийского музыкального театра была осуществлена также постановка нового балета А.Эшпая «Ангара», либретто Ю.Григоровича и В.Соколова, по мотивам лирико-романтической пьесы А.Арбузова «Иркутская история». Это сочинение впервые увидело свет рампы в 1976 году в Большом театре СССР в постановке Юрия Григоровича. А 5 апреля 1980 года другую редакцию «Ангары» осуществил на сцене Музыкального театра Марийской АССР главный балетмейстер Куйбышевского театра оперы и балета Игорь Чернышов.
В начале ХХI века в творческой жизни театра наступил новый этап развития оперного и балетного искусства. И это было связано с именем Константина Анатольевича Иванова, известного ведущего артиста балета Большого театра России, уроженца г. Йошкар-Олы. Начиная с 1995 года он часто выступал на сцене нашего театра, а также с другими солистами Большого театра в дни проведения Международного фестиваля оперного и балетного искусства и республиканского «Йошкар-Ола театральная». В 1999 году по его инициативе были открыты в Йошкар-Оле отделения «хореографическое искусство» на базе Центра образования № 18 ГОУ «Лицей Баумана» и Марийского республиканского колледжа культуры и искусства им. И. С. Палантая, которые подготовили целую плеяду талантливых артистов балета.
В 2000 году ему было предложено возглавить балетной труппой в качестве художественного руководителя, а через год — в 2001 году — был назначен самым молодым в возрасте 28 лет новым художественным руководителем всего коллектива Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева.
В 2005 году он удостоен самой престижной премии России в области балета «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца». Также имя К.Иванова в списке общественных деятелей России. Он автор нескольких российских и международных творческих проектов, организатор пятнадцати престижных фестивалей оперного и балетного искусства с участием звезд российского и мирового уровня (рис.1.3)
Рисунок 1.3 Константин Анатольевич Иванов
Театр активно участвует в целевой программе «Культура России». По инициативе художественного руководителя театра с большим успехом ежегодно проходят международные фестивали балета в честь великой русской балерины Галины Улановой и фестиваль оперного и балетного искусства «Зимние вечера» с участием звезд мировой величины Большого театра, театра «Кремлевский балет», Мариинского театра.
Балетное искусство в наше время
Сегодня Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева под руководством своего художественного руководителя Иванова К.А. гордится своими ведущими солистами балетной труппы — это Кирилл Паршин, лауреат премии Министерства культуры России «Молодые дарования России», лауреата премии жюри прессы Международного конкурса артистов балета «Арабеск-2006», лауреат Госпремии РМЭ им. О.Ипая, это — Дмитрий Коган, лауреат 1 премии регионального конкурса «Молодые таланты РМЭ», выпускник Российской академии театрального искусства/ГИТИС/, это — Александр Зверев, лауреат Госпремии РМЭ, лауреат театральной премии им. Й.Кырли, это — Егор Мотузов, лауреат Международных и Всероссийского конкурсов, Мария Максимова, заслуженная артистка РМЭ и другие.
В 2014 году, в знаменательный год культуры в России, в Йошкар-Оле было открыто новое здание Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Это одно из самых посещаемых и любимых горожанами и гостями нашего города мест (рис.2.1)
Рисунок 2.1 Марийский государственный театр оперы и балета
2014 год стал по-настоящему золотым для примы и премьера, выпускников Российской академии театрального искусства /ГИТИС/, заслуженных артистов РМЭ Ольги Челпановой и Константина Короткова. Золото они привезли с двух международных конкурсов артистов балета — это из столицы Республики Кореи Сеула, а также столицы Австрии Вены. Кроме этого этой паре были вручены дипломы Международной Ассоциации балетных конкурсов и фестивалей как лучшему дуэту. На сцене театра под руководством К.Иванова ставятся оригинальные балеты классического наследия, отмеченные республиканскими призами и наградами. По его инициативе оперные и балетные спектакли создаются с участием знаменитых танцовщиков из Большого театра, театра «Кремлевский балет», Мариинского театра, театров Германии, Японии, а также приглашенными известными режиссерами и балетмейстерами из Москвы, С.-Петербурга и зарубежных стран /Германия, Япония, Грузия, Эстония. Балетмейстером Акихико Озаки из Японии на сцене марийского театра был поставлен балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона, балетмейстером-постановщиком Тамазом Вашакидзе балет «Многоголосие» на музыку Гоги Дзодзуашвили, эстонским балетмейстером Май-Эсте Мурдмаа балет «Кармина Бурана» и «Триумф Афродиты» из триптиха немецкого композитора Карла Орфа.
Марийский театр оперы и балета им. Э.Сапаева — это единственный театр в России, где был поставлен триптих Орфа. А в 2014 году впервые в Йошкар-Оле музыка Орфа была исполнена объединенным оркестром, хором и солистами театра им. Э.Сапаева и театра оперы и балета им. А. С. Пушкина из Н.Новгорода. С 2011 года на Патриаршей площади под открытым небом на берегу реки Кокшаги театр ежегодно проводит фестивали оперного и балетного искусства под названием «Летние сезоны».
К 170-летию со дня рождения великого русского композитора Н.Римского-Корсакова в день города в Царевококшайском Кремле под открытым небом впервые театром был показан оперный спектакль «Царская невеста», а оперой «Садко» завершился цикл мероприятий, посвященных юбилею композитора. А 20 июня этого года театр открыл свой летний сезон балетным спектаклем «Лебединое озеро» П.Чайковского впервые на берегу реки Волги на фоне старинного архитектурного ансамбля Шереметьевского замка (рис.2.2)
Рисунок 2.2 «Лебединое озеро» П.Чайковского на фоне Шереметьевского замка
Современный театр является творческим организмом с уникальной репертуарной программой. В репертуаре коллектива практически все классические оперы великих русских композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, лучшие оперетты и популярнейшие мюзиклы. На сцене идут такие редкие для России постановки, как опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» и С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».
В 2016 году Марийский государственный театр оперы и балета имени Э. Сапаева получил Премию Правительства России имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства; трижды номинирован на Национальную мексиканскую премию «LunasdelAuditorio».
Труппу приглашают на престижные зарубежные фестивали: 2017 г. – в Канны (Франция) на XX фестиваль русского искусства, в феврале 2018 г. - участие в Венецианском фестивале, фестивале «Русский балет в Русском доме» в Берлине.
С 2002 года в театре проходит фестиваль в честь великой русской балерины Галины Улановой – единственный в мире фестиваль ее имени. На него с удовольствием приезжали и приезжают артисты Большого и Мариинского театров.
При поддержке Министерства культуры России на площадке музыкального театра проходят творческие форумы молодых хореографов, конференции театроведов, ценителей балетного искусства России. В 2007 году в Йошкар-Оле в дни фестиваля проходила выездная конференция Гильдии хореографов России с участием подлинных знатоков и ценителей балетного искусства: театроведов, историков, руководителей Союза театральных деятелей РФ.
В октябре 2014 года на базе Марийского театра оперы и балета им. Э.Сапаева впервые прошел творческий эксперимент «Дебютные проекты молодых хореографов России» с участием профессиональных хореографов, балетмейстеров, любителей танца из Москвы, Новосибирска, Челябинска, Уфы, а также из Казахстана и Киргизии.
Балетная труппа Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева стала и гордостью, и брендом Республики Марий Эл.
Заключение
Рассмотрев экспонаты музея музыкального театра, побывав в цехах и на сцене театра я поняла: насколько это удивительное и прекрасное искусство и какие интересные люди пишут страницы истории балетного искусства в нашей республике. Экскурсия по театру оказалась очень интересной и познавательной (рис.3)
Рисунок 3. Экскурсия по театру
В репетиционном зале я взяла небольшое интервью у одного из артистов балета ведущего солиста Старикова Романа Фёдоровича (рис.4). Он родился 25 апреля 1994 года. В 2013 году окончил отделение «Хореографическое искусство» Колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая. В 2018 году - Балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства (ГИТИС). С 2011 года Роман Фёдорович артист балета в театре им. Э. Сапаева. Он ответил на ряд моих вопросы во время экскурсии по музыкальному театру.
Рисунок 4. Ведущий солист театра Стариков Роман Фёдорович
- Что самое сложное в подготовке артиста балета?
- В подготовке балерин и солистов балета есть очень много аспектов и все они трудные, например: развитие техники движений и правильности исполнения, а также актерских качеств артиста, силы и выносливости.
- Как проходит ваш рабочий день?
- Рабочий день в театре начинается с урока классического танца (самый важный предмет), затем идут репетиции и постановочные в зависимости от загруженности по репертуару.
- Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Здесь можно сказать, что было какое-то стремление к творчеству, а в балет попал случайно, как и многие, но эта профессия по-настоящему завораживает и теперь не представляю свою жизнь без театра и балета!
В ходе проведенного мной исследования можно с уверенностью утверждать, в области развития оперного и балетного искусства, пропаганды достижений мировой и национальной культуры Республики Марий Эл ведущее место в г. Йошкар-Оле занимает Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Репертуар театра насчитывает 29 знаменитых балетов. Познакомиться с творчеством именитых артистов балета мы можем в нашем родном городе. Мною создан перечень балетов Марийского Государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева для моих одноклассников (См. приложение). Он находится в классе и ребята с удовольствием его изучают. Мы всем классом хотим побывать на экскурсии «Закулисье» в театре оперы и балета.
Таким образом, задачи моей работы решены, страницы истории марийского балета изучены, мои одноклассник заинтересованы, что подтверждает их желание посетить балет в Марийском Государственном театре оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Список использованных источников и литературы
Артищева Р. В. Анатолий Луппов и марийская музыка. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1986. — 61 с.
Макарова Н. А. Первый марийский национальный балет А. Луппова «Лесная легенда» // Молодой ученый: журнал. — Чита, 2011. — № 8 16 с.
Сайт Марийского государственного музыкального театра оперы и балета им. Эрика Сапаеваhttps://operaballet.net/show
Сайт министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ www.minkult12.ru
Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 511—512. — 872 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БАЛЕТНЫЙ РЕПЕРТУАР МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ЭРИКА САПАЕВА
АНЮТА
НА МУЗЫКУ ВАЛЕРИЯ ГАВРИЛИНА
В основу либретто лег рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее», дополненный новыми сюжетными линиями, — о девушке из бедной семьи, которая вынуждена забыть свою первую любовь и выйти замуж за зажиточного чиновника в надежде спасти от нищеты своих близких. Однако муж оказывается скупым и не хочет помогать ее родным, зато он не прочь использовать успех красивой молодой супруги в свете для карьерного продвижения.
БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
КОМПОЗИТОР - Б. АСАФЬЕВ
Литературной основой балета послужила одноименная поэма А. С. Пушкина, которую сам А. Пушкин написал на основе древней легенды о Бахчисарайском фонтане, иначе называемом Фонтаном слез или Сиф-Сибим — на территории ханского дворца в Бахчисарае.
БАЯДЕРКА
КОМПОЗИТОР - ЛЮДВИГ МИНКУС
Балет «Баядерка» − одна из самых знаменитых классических постановок − последний балет-феерия. В основе постановки − романтическая восточная легенда о несчастной любви храмовой танцовщицы (баядерки) Никии и храброго воина Солора. История о страстной любви и ревности, о любви как высшем смысле жизни разворачивается на фоне красочного колорита дворцов Древней Индии. Этот спектакль − один из самых сложных в техническом исполнении и требует от актеров виртуозного владения хореографией.
БОЛЕРО
КОМПОЗИТОР - МОРИС РАВЕЛЬ
Постановка Игоря Маркова в Марийском театре оперы и балета имеет сюжетную канву: двое влюбленных попадают в некий клуб, где им предстоит проверить свои чувства. Наваждение ритма, простые декорации, черно-белые костюмы, световая игра, современная хореография, необыкновенная пластика балетной труппы нашего театра, эмоциональное воплощение образов - все это держит зрителя в постоянном напряжении.
ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
КОМПОЗИТОР - НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Балет-сказка «Василиса Прекрасная» на музыку Н. Римского-Корсакова создан по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка".
ДОН КИХОТ
КОМПОЗИТОР - ЛЮДВИГ МИНКУС
Начитавшись рыцарских романов, мечтательный Дон Кихот грезит о дальних странствиях и прекрасной Дульцинее. Чтобы прославить свое имя подвигами в честь дамы сердца, благородный идальго отправляется в путь.
ЖИЗЕЛЬ
КОМПОЗИТОР - АДОЛЬФ АДАН
«Жизель» представляет собой классический романтический балет. Основная идея балета, несомненно − любовь. Любовь, которая являлась возвышенным самопожертвованием в начале пути и осознавшая свою неодолимую силу в финале. Балет «Жизель» был создан на основе старинной поэтической легенды о «виллисах». «Виллисами» называли невест, умерших до свадьбы. Действие балета происходит в одной деревушке. Жизель − крестьянская девушка − влюбляется в Альберта, который, как она думала, был простым крестьянином. Но, узнав, что он переодетый дворянин и у него есть невеста, Жизель сходит с ума и умирает. Но это еще не конец...
ЗОЛУШКА
КОМПОЗИТОР - СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.
И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И БАЛЕТ
КОМПОЗИТОР - ИОГАНН ШТРАУС
Театр – волшебный мир, живущий по своим правилам. У зрителей здесь тоже есть своя роль — внимать, наблюдать, идти за идеей автора и восхищаться артистами. Правда, иногда случается, что магия театра выходит из-под контроля его создателей, и теперь уже зритель, сверх меры очарованный игрой, ломая все правила, жаждет оказаться в центре событий. Только вот спектакль получится совершенно другим…
КАРМЕН-СЮИТА
МУЗЫКА - ЖОРЖ БИЗЕ, РОДИОН ЩЕДРИН
Сюжет новеллы Проспера Мериме пережил множество воплощений в различных видах искусства. Одним из самых известных стала опера Жоржа Бизе, музыка которой положена в основу балета.
Страстно влюблен молодой солдат Хозе в красавицу-цыганку Кармен; ради своей любви готов он поставить на карту свое положение и полностью порвать с прежней жизнью. Но – «у любви, как у пташки крылья, её нельзя никак поймать». И красотка Кармен, выше всего на свете ценящая свою личную свободу, предпочитает солдата тореадору Эскамильо. Уязвленная гордость, ревность, пылкая любовь толкают Хозе к совершению непоправимого поступка…
КАРМИНА БУРАНА
МУЗЫКА - КАРЛ ОРФ
Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других − нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному существованию. Но основным философским стержнем кантаты является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе − Фортуне.
КАТУЛЛИ КАРМИНА
КОМПОЗИТОР - КАРЛ ОРФ
«Катулли Кармина» − вторая часть своеобразной трилогии композитора Карла Орфа (триптиха с объединенным названием «Триумфы»), в который входят также части «Кармина Бурана» и «Триумф Афродиты».
КОРСАР
КОМПОЗИТОР - АДОЛЬФ АДАН
Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе её владелец Исаак Ланкедем и продаёт паше Сеиду. Влюблённый в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
КОМПОЗИТОР - ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ
Петр Ильич Чайковский сочинил музыкальное сопровождение к нему, вдохновившись древней немецкой легендой о трагической судьбе юной принцессы Одетты и принца Зигфрида, полюбивших друг друга. Жестокий колдун Ротбарт превращает девушку в лебедя, а спасти от заклятья ее может только признание в любви, данное Зигфридом. По стечению обстоятельств этого не происходит и влюбленные погибают в волнах Лебединого озера. В нашем предыдущем спектакле была воплощена другая версия этого произведения, где Зигфрид вступает в схватку с Ротбартом и побеждает его, освобождая прекрасную Одетту.
ЛЕСНАЯ ЛЕГЕНДА
КОМПОЗИТОР - АНАТОЛИЙ ЛУППОВ
Мир людей и мрачные чертоги Керемета, любовь и ревность, героизм и самопожертвование – зрителей увлечет не только прекрасная хореография, но и драматизм событий на сцене
МАСТЕР И МАРГАРИТА
МУЗЫКА - ЭДУАРД ЛАЗАРЕВ
«Мастер и Маргарита» - как симфония, в которой все темы в сумме подчинены одной идее: вере в человечность, проявляющуюся в существовании и борьбе противоположностей — Иешуа и сатана Воланд, Иешуа и Пилат, Мастер и окружающее его непонимание. В финале звучит мысль «рукописи не горят» - человеческое созидание, духовность, как продукт человеческой жизни.
В этом произведении ощущается острый болевой поток. Создавая этот роман, Булгаков будто предчувствовал, что пишет последнюю свою книгу и вместил в него все свои муки, веру и надежду.
ПИСЬМА С ФРОНТА
КОМПОЗИТОР - ВАЛЕРИЙ ГАВРИЛИН
Спектакль «Письма с фронта» на музыку В. А. Гаврилина объединяет и синтезирует в себе различные виды и жанры искусства: хореографию, современную пластику, драматическое искусство. В основе либретто – подлинные фронтовые письма.
РАЙМОНДА
КОМПОЗИТОР - А. ГЛАЗУНОВ
Спектакль стал настоящим триумфом. Вызовы начались уже после первого акта, Глазунову преподнесли лавровый венок, артисты прочли ему торжественный адрес. В рецензии на спектакль успех балета объяснялся тремя обстоятельствами: «красивой, мелодичной и увлекательной музыкой, неувядаемым талантом балетмейстера и прекрасным исполнением артистов». Судьба «Раймонды» оказалось счастливой. Балет многократно ставился в России и за рубежом.
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
КОМПОЗИТОР - СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ
«Ромео и Джульетта» − одна из тех пьес Шекспира, которые наиболее богаты красками. В ней много разных тонов – от веселой улыбки до дикого отчаяния, от нежной любви до лютой злобы. Но над всем преобладает любовь к жизни и вера в победу правды и добра. Эта трагедия – одно из тех величайших созданий Шекспира, которое обрело долгую жизнь в искусстве.
СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ
КОМПОЗИТОР - ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН
Сказочный мир эльфов органично соединяется в спектакле с жизнью реальных персонажей. Весело и легко они разыгрывают любовные перипетии между королем эльфов Обероном и его супругой Титанией, а также молодыми влюбленными парами. Проказник Пак, пытаясь управлять героями при помощи волшебного цветка, все запутывает. Из-за его проделок Титания влюбляется в осла, влюбленные ссорятся друг с другом. Но трагедии не случается после того, как чары волшебного цветка развеиваются, а каждый влюбленный вновь находит свою пару.
СПАРТАК -ТРИУМФ РИМА
КОМПОЗИТОР - АРАМ ХАЧАТУРЯН
По жанровым признакам «Спартак» − это исторический роман на балетной сцене. В поисках вдохновения Хачатурян предпринял специальную поездку в Италию. Там он изучал античные картины, скульптуры, осматривал сооружения Древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, часто хаживал по тем местам, по которым когда-то шел Спартак со своими сподвижниками. Так рождались основные музыкальные образы его будущего произведения. В основе драматического конфликта − противопоставление двух миров: Рима во главе с Крассом и мира рабов во главе со Спартаком.
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
КОМПОЗИТОР - ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ
На крестины новорожденной принцессы Авроры добрые феи приносят свои дары. Однако на торжество забыли пригласить злую фею Карабосс. Разгневанная, она является на праздник, проклинает Аврору и сулит ей смерть от укола веретеном. Добрая Фея Сирени, не в силах отменить предсказание, смягчает его − Аврора должна лишь заснуть, пока ее не разбудит своим поцелуем прекрасный принц...
ТИМУР И ЕГО КОМАНДА, ИЛИ ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
КОМПОЗИТОР - ВЛАДИСЛАВ АГАФОННИКОВ
В этом спектакле также танцуют учащиеся и студенты отделения «Хореографическое искусство». Это не та советская история А. Гайдара, на которой воспитаны многие поколения молодых людей. В новой истории сегодняшние дети. Однажды на чердаке, в заброшенном доме, они находят старую буденовку, которая переносит их во время Великой Отечественной войны. Там они знакомятся с Тимуром и выносят для себя урок из истории своей страны.
ТРИУМФ АФРОДИТЫ
КОМПОЗИТОР - КАРЛ ОРФ
Здесь главными героями являются жених и невеста. Их путь друг к другу проходит, как путь всех влюбленных, − через сомнения и недопонимание, но в конце жрец соединяет их сердца и судьбы. А это значит, что история завершается триумфом любви!
ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
КОМПОЗИТОР - П. ГЕРТЕЛЬ
В основе балета – история очаровательной Лизы, которая мечтает воссоединиться с возлюбленным, в то время как ее мать рассчитывает выдать дочь за богатого соседа-простофилю. Веселая и искрометная, «Тщетная предосторожность» покоряет своим обаянием.
ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК
КОМПОЗИТОР - ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ
Когда у человека оказывается волшебный цветик-семицветик, который может исполнить любые семь желаний, как важно не растратить на пустяки его магические лепестки, а чаще о них вспоминать и делать добрые дела на благо людям! Действие сказки Валентина Катаева происходит в некоем городе. А по замыслу художника-постановщика Леона Тирацуяна старая добрая сказка оживает на улицах Йошкар-Олы.
ЧИПОЛЛИНО
КОМПОЗИТОР - КАРЕН ХАЧАТУРЯН
Балет по мотивам сказки Джанни Родари о приключениях мальчика-луковки иего друзей в сказочной стране.
ЩЕЛКУНЧИК
КОМПОЗИТОР - ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ
Впервые поставленный в 1892 году, спектакль никогда не сходит с театральных афиш. Здесь есть роскошная возможность художникам проявить неистощимую творческую фантазию, в либретто заложены огромные возможности для создания различных эффектных постановочных трюков. И поэтому на сцене царствует атмосфера сказочности, чудес и волшебства. «Щелкунчик» − настоящий экзамен на проверку балетного мастерства, где оценивается не только филигранная вымеренность, чистота линий, но и то, что называется душой танца.
ЭСМЕРАЛЬДА
КОМПОЗИТОР - ЦЕЗАРЬ ПУНИ
Мировая премьера этого балета состоялась в 1844 году на сцене Лондонского Королевского театра. Балет был поставлен французским балетмейстером Жюлем Перро. Во многих театр этот балет ставится в трех актах, с элементами романтического спектакля.