Музыка и живопись

XIV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Музыка и живопись

Тузаева Дарья Дмитриевна 1
1МБОУ "СОШ № 52 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ижевск
Зуева Светлана Леонидовна 1
1МБОУ СОШ №52 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Музыка и Живопись - две грани прекрасного. Музыкальное искусство с глубокой древности было теснейшим образом связано с живописью. О синтезе (слиянии и взаимодействии) этих двух прекраснейших из искусств говорилось из века в век. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развиваются параллельно, тесно соприкасаясь между собой.

Нами была выбрана эта тема, так как занимаюсь и живописью, и музыкой в детской школе искусств по музыкальному и художественному направлениям.

Цель работы: изучение взаимодействий красок и звуков, музыки и живописи.

Задачи:

Доказать: можно ли увидеть музыку, и услышать живопись.

Показать связь музыки, живописи и природы.

Научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большее в малом.

Сделать это с помощью музыки и живописи.

Изучить общие корни двух видов искусства.

Объект: два вида искусств - музыка и живопись.

Методы: сравнение, анализ, сопоставление, интервью, опрос.

Гипотеза: музыка и живопись были и будут взаимосвязаны.

Два направления в искусстве.

Музыка и живопись - это одни из видов искусства, которые служат взаимопониманию людей, пробуждают и поддерживают в них чувства. Они родственны между собой. Музыканты и музицирование, музыкальные инструменты служили излюбленной моделью для изобразительного искусства разных эпох. Античные барельефы и вазы с изображением музыкантов, играющих на авлосах и кифарах, сменяются средневековыми иконами с изображением музицирующих ангелов. В эпоху Возрождения художники пишут картины, персонажи которых - участники концертов, сольных выступлений. Это, например, «Сельский концерт» Джорджоне.

В XIX веке появляется особый жанр - симфоническая картина. Вспомним, как замечательно изображает море Н. А. Римский - Корсаков (симфоническая картина «Садко»), сказочные персонажи А. К. Лядов («Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора»).

Людей искусства всегда волновало проблема синтеза музыки и живописи. Наиболее органично синтез этот осуществился в операх и балетах. Мы знаем, как важны хорошие, соответствующие музыке костюмы и декорации в театре. Мировым успехом в начале XX века пользовались выступления артистов русского балета в Париже (так называемые «Русские сезоны» под руководством С.П. Дягилева). И этот успех с артистами разделили художники - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, создавшие декорации и костюмы к балетам И. Ф. Стравинского «Петрушка», «Жар - Птица», «Весна священная», к «Шехерезаде» на музыку Н. А. Римского-Корсакова и др.

И так, мы доказали, что музыка и живопись имеют общие корни, они взаимосвязаны.

Первая симфония П. И. Чайковского «Зимние грезы».

Интересное сочетание разберем на примере первой симфонии нашего земляка, великого композитора П. И. Чайковского «Зимние грезы».

Симфония - это музыкальное произведение для оркестра.

Содержание произведения - это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

Первая часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой». По форме она представляет собой сонатное аллегро. Главная партия соль минор основана на двух темах. Первая, песенная тема, звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных. К теме хорошо подходит картина Сергея Герасимова «Зима». В скромном мотиве - заснеженная деревенская околица, серенький денёк - царит тишина, нарушаемая скрипом полозьев и лаем собачонки. Но этот деревенский мир отнюдь не сонный. Силуэт человека на светлом снегу, голубые следы на переднем плане подсказывают, что этот мир вполне обустроен. Удивительные серебристые тона картины придают ей почти родниковую чистоту

Вторая тема главной партии вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки, снежных вихрей. На картине Петра Грузинского «В снежной буре» это все изображено. В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла в мутной и желтоватой мгле, сквозь которую летели белые хлопья снега, небо слилось с землёю. Запряженная тройка темных лошадей неслась по мутной дороге, оставляя за собой пелену снега.

Вторая, медленная часть симфонии, называется «Угрюмый край, туманный край». Музыка эта навеяна впечатлениями от путешествия П. И. Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленными певучим вступлением и заключением. Главная тема у гобоя глубоко народна. В ней слышатся выразительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития напряжение возрастает. Мелодия оплетается подголосками, наигрышами народного характера, в конце второй части тема, порученная валторне, звучит напряженно и драматично.

Архип Куинджи красиво подобрал краски и написал картину с названием «Ладожское озеро», которая прекрасно гармонирует с описанием 2-ой части симфонии. На картине изображен песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачною воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки. Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает место с облаками.

Третья и четвертая части - скерцо и финал - не имеют названий, но по своему образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла. Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спокойная мелодия среднего раздела. Первый из русских, П. И. Чайковский ввел вальс в симфонию. Спокойный и мягко лиричный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленной быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и не возвратимом прошлом. Будто путник в зимнюю метельную ночь видит сквозь замерзшие окна, танцующие под звуки вальса пары, и в сердце его закрадывается неизъяснимая грусть. В коде тема вальса скорбно звучит в миноре.

Картина Настасьи Сафроновой «За окном метель, за метелью море» хорошо подходит под описание финальных частей. Спокойный тихий день сменяется вечерней метелью. Снежинки кружатся в бешеном вальсе. Виден горизонт моря. И очертания корабля. В картине преобладают синеватые и изумрудные оттенки. Главная партия финала - светлая, жизнерадостная, с чертами танцевальности. По характеру музыки она близка удалым плясовым напевам. Завершается финал кодой торжественного характера. Первая симфония Чайковского - замечательный образец его раннего оркестрового творчества. Впервые в ней проявляются характерные образы и приемы, глубоко развитые композитором в симфоническом творчестве зрелого периода. Полотна художников помогли более точно понять произведение.

Цикл «Времена года» П. И. Чайковского.

Цикл «Времена года» это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Это удивительное произведение гармонично связано с природой и характером человека.

Январь. «У камелька».

Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. К произведению подходит картина Н. П. Крымова «Зимний вечер». На дворе зимнее и довольно холодное время, когда на улице сильный мороз, а окошки домов пропускают сквозь себя уютный теплый свет от камелька. На закате снежное пространство уже не блестит, краски приглушены. Солнце скрывается за горизонтом, его последние лучи меняют цвет снега. Тропинки, протоптанные в снегу, заметны издали. На границе вечернего света и тени сидят черные птицы. По вытоптанной тропе идут люди. Небольшие деревянные избушки под пышными шапками снега «обещают» путешественникам тепло и уют.

Февраль. «Масленица».

Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. Произведение получилось озорным и веселым, полным потех и народных забав, увенчанных смехом детворы. В картине Б. М. Кустодиева «Масленица» изображено все веселье и гулянье на этом празднике. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. А чуть дальше виднеются толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка. Спешит туда народ со всех сторон.

Март. «Песня жаворонка».

Жаворонок - певчая птица, которую в России чтут как весеннюю. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждение от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Ведь жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки - это только часть песни, напоминающее о звонком пении птицы. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то по - особому холодноватая звонкость. На картине И. И. Левитана «Март», художник также красочно, как и композитор, решил передать уход зимы. На полотне изображена ожидающая весну природа и, смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалеку от дома, которая ждет своего хозяина. Подтаявшая дорога и несброшенная листва на деревьях ожидают перемен. Хвойная зелень отбрасывает темные тени. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые зеленые ели.

Апрель. «Подснежник».

Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры, небольшие голубые цветочки появляются сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В картине А. М. Грицая «Подснежники. Осинник» изображены эти прекрасные голубые цветы, только только показавшиеся из под прошлогодней листвы. Художника привлек контраст сочной молодой зелени подснежников, их ярких фиолетово-голубых цветков, бурой травы и замшелых пней. В этом пейзаже заключена какая-то таинственность. Она проявляется в той неожиданности появления этих вестников весны среди замерзшего леса, ещё находящегося в замедленном ритме зимней жизни.

Май. «Белые ночи».

Белые ночи так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. П. И. Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь. На картине Н. М. Ромадина «Белая ночь»изображена белая ночь, в помещении множество окон и очень светло, но без свечи на прикроватной тумбочке не было бы того романтично-грустного флера. Природа за окнами изображена почти схематично, крупными отрывистыми мазками, чего не скажешь о ровном, потрясающего цвета небе. Несмотря на образность, справа четко различимо высокое дерево, через луг - густой лес, слева в самом углу будто намек на водоем.

Июнь. «Баркарола».

Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели.

Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы «раскачивается» на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно, даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн. На картине К. Коровина «В лодке» как раз изображены две фигуры, мужчины и женщины, наслаждающихся спокойной погодой. На картине художник изобразил себя самого и художницу Марию Якунчикову. Тема произведения, связанная с погружением человека в мир природы. Мужская и женская фигуры статичны. Мужчина читающий книгу написан в нейтральных тонах, а фигура женщины выделена светлым цветом и является эмоциональным центром картины.

Июль. «Песнь косаря».

Косари - это преимущественно мужчины, которые рано- рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. «Песнь косаря» - это сцена из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные русские песни. П. И. Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом по России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе». На картине В. Иванова «Косцы» изображены люди, которым не составляет труда косить старую заросшую дорогу. Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Картина наполнена спокойствием и задумчивостью.

Август. «Жатва».

Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, от зари до зари. «Жатва» - это развернутое скерцо (См. словарь используемых терминов) для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание П. И. Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж…» На картине И. И. Шишкина «Рожь» вот - вот произойдет важнейшая пора - жатва. Художник соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Исходя из этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной. Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы. Символическое значение сосен - выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Удивительным образом работа заставляет зрителя «слышать» летнюю симфонию русского поля, жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра.

Сентябрь. «Охота».

Охота - это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. П. И. Чайковский начинает пьесу с громких аккордов - зова охотничьих рожков. Быстрое аллегро (См. словарь используемых терминов) в середине пьесы имитирует погоню и взмыленных лошадей, нетерпеливых всадников, наклонившихся в седле. Страсть сентябрьской охоты разгорается от радости поймать добычу и заготовить на зиму припасы. На картине В. Серова «Император Петр Второй с цесаревной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлово осенью на псовую охоту» видны в глазах Елизаветы тот азарт, те сила и ловкость, которые были обязательны для участников охоты. Заглушая карканье ворон, радостно лают гончие; холодный осенний воздух остужает пылающие щеки.

Октябрь. «Осенняя песнь».

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были, и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осенние умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. Это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации - вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», - писал композитор. На картине И. Левитана «Золотая осень» как раз показана вся прелесть весеннего ландшафта и уютность о которой писал композитор. На переднем плане пейзажа изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.

Ноябрь. «На тройке».

Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. Пьеса начинается широкой мелодией, вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия, песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки. Тройка лошадей являлась и является излюбленной темой для многих русских художников. Так, например, картина Сергея Семеновича Ворошилова «Тройка лошадей».

Декабрь. «Святки».

Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Заключительная пьеса цикла - «Святки»- имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Атмосфера этого праздника передана в картине В. Рябчикова «Святки». Темп вальса хорошо подходит к картине, кружащиеся люди радуются и танцуют. Улыбки, радость и смех льются из этой картины, как и из пьесы, поэтому пьеса является заключающей, ведь она несёт добро и особый уют.

Еще одним из ярких примеров синтеза музыки и живописи является музыкальное произведение М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».

«Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

«Картинки с выставки» были написаны М. П. Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора. Выставку организовал весной 1874 года В. В. Стасов. Этот цикл пьес можно назвать сюитой - последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса - музыкальная «картинка», отразившая впечатление М. П. Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком В. Гартмана.

«Прогулка» - пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроений меняется и характер музыки «Прогулки»: она звучит то принужденно, задорно, то задумчиво и грустно, то даже таинственно.

Первая картинка - «Гном». Рисунок В. Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. М. П. Мусоргский наделяет в своей музыке Гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышатся глубокое страдание и отчаяние, в ней запечатлена угловатая поступь угрюмого гнома. В следующей картинке - «Старый замок» - композитор поэтично передал ночной пейзаж и спокойное зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит простая, печальная мелодия средневекового трубадура, изображенного на картине В. Гартмана. Песня сменяется тихими аккордами, создающими призрачный таинственный колорит.

Третья картинка - «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад - хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня. Четвертая картинка называется «Быдло», что на польском означает «Скот». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка. И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат секунды в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющие характерный танец. Одетые птенчиками, они ещё не совсем освободились от скорлупы отсюда и название миниатюра «Балет невылупившихся птенцов». Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой пьесе нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача М. П. Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер, который усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастна ей речь бедняка - тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре. В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного приморского базара. Миниатюра «Катакомбы» написана рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшееся в глубине лабиринта эхо, то резкие, то ясные, как внезапный слой упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное смутное предчувствие. Следующая картина - «Избушка на курьих ножках» - воссоздает образ русских сказок. На рисунке художника изображены часы в форме сказочной избушки. М. П. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, Баба-Яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Недаром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами «Борис Годунов». Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке - «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво - спокойный и торжественный. Таким образом, последняя, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Известный французский композитор Морис Равель сделал аранжировку их для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. Одним из лучших исполнителей «Картинок с выставки» является советский пианист Святослав Рихтер.

«Детский альбом» П. И. Чайковского в картинах русских художников.

Одним из самых ярких событий XX века, является написанный П. И. Чайковским в 1878 году сборник пьес для детей «Детский альбом» - сборник легких пьес для детей. В альбоме композитор показал всю симпатию к детям. «Баба - Яга» - это одна из сказок в цикле «Детский альбом» П. И. Чайковского, в которой композитор очень точно передал фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо слушателей. Музыка звучит резко. С характерными «выкриками» Бабы - Яги и «свистом ветра». С помощью музыкально - выразительных средств П. И. Чайковскому удалось очень точно охарактеризовать этот сказочный персонаж.

Образ Бабы - Яги воплощает в своем творчестве великий художник В. М. Васнецов. Картина В. М. Васнецова «Баба - Яга» появляется на свет в 1917 году. Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее, интересен. Среди бушующих волн летит она - Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Ягу в виде костлявой старухи с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку.

Композитор и художник дали нам четкое понимание образа Бабы - Яги.

Обратимся к сюжету русского народного творчества - «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».

«Мужик на гармонике играет» - пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь нет. Но не смотря на свою простоту. Пьеса звучит свежо и живописно.

«Камаринская» - это пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натурально бытовую интонацию пляса. «Камаринская» написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В. М. Васнецов к этим произведениям тоже не забыл написать картину «Гусляры». Автор картины изображает игроков на этом музыкальном инструменте, перенося зрителей в Древнюю Русь. Мы словно оказываемся внутри большой деревянной избы, где грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово - синее небо с белыми облаками.

Мы еще раз доказали связь музыки и живописи, помогающими друг другу.

Народные мелодии в живописи.

Композиторы, жившие в разное время и в разных странах мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее так же, как все мы изучаем свой родной язык. Они любили и любят народную песню, народная песня, как сказочный источник живой воды.

М. И. Глинка подарил народу «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский - «Бориса Годунова» и «Хованщину», Бородин - «Князя Игоря» и «Богатырскую» симфонию и др. В. Васнецов нарисовал картину «Богатыри», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», В. Васнецов «Аленушка».

Сюжетом для оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. В опере четыре действия и эпилог.

Именно это опера вдохновила Константина Маковского на создание полотна «Иван Сусанин». На картине запечатлены изможденные польские воины, пережидающие у костра окончание снежной бури. За мгновение до гибели от руки разгневанного поляка Сусанин не чувствует страх. Поляки понимавшее что тоже недалеко от смерти, наоборот, раздражение, страх и изнеможденние в глазах видны в глазах польско - литовского отряда.

Но есть у Глинки несколько сочинений, целиком построенных на мелодиях народных песен. Среди этих сочинений - гениальная «Камаринская», в «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину сказочного быта русского народа.

Также, как это сделали и многие русские художники: Ф.В. Сычков «Праздничный день», К.Е. Маковский «Святочные гадания», Б. М. Кустодиев «Ярмарки», «Праздник в деревне».

Заключение.

Основные принципы музыки и живописи всегда были общими. Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывает у нас чувства доброты, любви к прекрасному. Достигается это выразительными средствами очень схожими, как для музыкальных произведений, так и для живописных полотен. Прежде всего, рисунком и цветом-певучестью, и звучностью, гармонией линий, тонкостью работы, композицией, объединяющей все выразительные элементы в единое стройное и законченное «звучание».

Мы думаем, если у человека богатый духовный мир, если вся, душа его населена возвышенными образами, если ему есть что сказать, и он стремиться к самовыражению, то такой человек не в состоянии ограничиться только одним способом выражения. Все эти виды искусства неразрывно связаны между собой, имеют общую природу, основываются на одних и тех же образах. Они имеют общие законы и правила, целью которых является гармоничная передача ощущений и образов, заставляющих задумываться об одних и тех же о вещах.

Цель каждого истинного искусства - затрагивать наши мысли и чувства, делать нашу душу чище и возвышынней. К этому стремились мастера живописи и творцы великой музыки, к этому побуждает их неутолимая жажда самовыражения в слове, в музыке, в цвете.

Список используемых источников.

Музеи, галереи, фонды:

1. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского. (Воронеж. Основан в 1984г.).

2. Государственная Третьяковская галерея. (Москва. Основан в 1856г.).

3. Государственный Русский музей. (Санкт-Петербург. Основан в 1958г.).

4. Государственный Эрмитаж. (Санкт-Петербург. Основан в 1940г.).

5. Музей - усадьба П. И. Чайковского. (Воткинск. Основан в 1940г.).

Список литературы:

6. Абрамовский Г. 100 опер. Л., 1981, Музыка, 480 с.

7. Альшванг А. П. И. Чайковский. М., 1970, Музыка, 815 с.

8. Бялик В. Пейзаж. М., 2006, Белый город, 47 с.

9. Григорович В. Б. Слово о музыке. М., 1977, Просвещение, 301 с.

10. Должанский А. Симфоническая музыка Чайковского. Л., 1981, Музыка, 270 с.

11. Кабалевский Д. М. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М., 1972, Детская литература, 222 с.

12. Медушевский В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985, Педагогика, 351 с.

13. Минин Р. А. Наш Чайковский. Ижевск, 2015, Удмуртия, 143 с.

14. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. М., 1972, Музыка, 127 с.

15. Саутин Н. А. Б. М. Кустодиев. Л., 1987, Художник РСФСР, 86 с.

Сайты интернета:

16. https: // ru.m.wikipedia.org. Википедия.

17. https: // www.arteducation.ru. Институт художественного образования и культурологии российской академии образования.

18. https: // pedkopilka.ru. Копилка

19. https: // urok.1.sept.ru. Открытый урок. Первое сентября.

20. https: // www. Izokenter.ru. Вдохновение.

21. https: // nsportal.ru. Алые паруса.

Просмотров работы: 4698